Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Научный потенциал и социально-экономическое развитие стран мира

Работа №69450

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы124
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
428
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования научного потенциала в национальной экономике 9
1.1. Сущностные характеристики и элементы научного потенциала. Роль
науки и инноваций в глобальной экономике 9
1.2. Сравнительный анализ развития науки и формирования ее
приоритетных направлений в России и за рубежом 17
1.3. Способы и индикаторы оценки научного потенциала: мировой опыт и
отечественная практика 26
Глава 2. Прикладные аспекты исследования научного потенциала в России 36
2.1. Состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала
России 36
2.2. Статистическая оценка и диагностика базовых индикаторов научного
потенциала российских регионов 52
2.3. Оценка взаимосвязи научного потенциала и социально -экономического
развития стран 65
Глава 3. Перспективные направления развития научного потенциала как фактора социально-экономического роста России 73
3.1. Проблемы и прогнозы развития научного потенциала в национальной
инновационной экономике 73
3.2. Направления и приоритетные задачи формирования эффективной
инновационной политики на государственном уровне 80
Заключение 90
Список используемых источников 95
Приложения

Актуальность темы исследования. Наука в современных условиях характеризуется как основной и приоритетный элемент национальной инновационной системы (НИС). В сложившемся формате недостаточно эффективной системы исследований и разработок сложно ждать положительно и крупного эффекта на выходе НИС. Кроме того, инновационная активность страны коррелирует также и от состояния таких направлений как качество системы образования, эффективность системы стимулирования научной и инновационной деятельности, подготовленности органов государственного управления и других институтов и, конечно, спроса со стороны экономики.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет науку наряду с технологиями, образованием, здравоохранением и культурой как фактор обеспечения национальной безопасности.
При этом отмечается в стратегических документах страны, что «прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско -преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования».
Отставание России в настоящий момент наблюдается по многим ключевым «научным» индикаторам. Среди основных проблем можно выделить: низкий уровень активности компаний в осуществлении инновационной деятельности.
Так, показатель затрат на НИОКР промышленных предприятий находится на очень низком уровне - в 2015 году, по данным ОЭСР, он составлял всего 0,3% ВВП. Это, в принципе, неудивительно в ситуации, когда доля организаций, осуществляющих технологические инновации, крайне мала. Для сравнения, аналогичный показатель в Китае был равен 1,54% ВВП, в США - 1,79% ВВП, в Японии - 2,72%. Иными словами, в абсолютном измерении затраты на НИОКР промышленных предприятий в Китае и США почти в 30 раз превышают объем затрат в российской промышленности.
Формирование эффективной системы государственного управления наукой и технологиями достаточно сложный процесс.
Степень научной разработанности проблемы. Многогранность проблемы взаимосвязи дифференциации социально-экономического развития и динамики индикаторов научного потенциала объективно предопределяет широкий перечень подходов к ее анализу.
Развитием теоретических основ научно -технического потенциала, исследованием интеллектуального потенциала, вопросами финансирования научных исследований занимались И.В. Абалкина, В.И. Аверченков, А.Ю. Апокин, Д.Р. Белоусов, И.В. Гайдамакина, И.А. Кондаков, Ю.В. Немцева и др.
Вопросами информационно-аналитического обеспечения развития научного потенциала высшей школы занимались В.И. Аверченков, Э.П. Амосенок, А.Е. Варшавский, Ю.Д. Денисов, В.М. Журавский К.А. Задумкин, И.А. Кондаков, А.В. Соколов и др.
Коммерциализацию объектов НИОКР и интеллектуальной собственности исследовали в своих работах А.Н. Асаул, А.Г. Белоусов, Е.А. Глухова, Е.А. Князев, Е.Л. Потемкин и др.
Гипотеза исследования состоит в том, что в современных условиях без полноценного использования научного потенциала в национальной экономике становиться невозможным перейти на качественно новой инновационный этап развития, связанный с модернизацией основных отраслей народного хозяйства и внедрением результатов НИОКР в повседневную практику.
Цель магистерской диссертационной работы состоит в исследовании взаимосвязи научного потенциала и социально-экономического развития стран мира. Достижения указанной цели предполагает решения следующих задач:
- выявить сущностные характеристики и элементы научного потенциала;
- определить способы и индикаторы оценки научного потенциала в мировой и отечественной практике;
- исследовать состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала России;
- оценить взаимосвязь научного потенциала и социально - экономического развития стран на примере России;
- на основе прогнозных оценок развития научного потенциала в национальной инновационной экономике установить проблемы развития научного потенциала в современной России.
Объектом исследования выступает дифференциация уровней научного потенциала и динамики социально -экономического развития регионов и экономики РФ.
Предметом исследования выступают методические аспекты оценки влияния динамики индикаторов научного потенциала на дифференциацию уровней социально-экономического развития регионов, а также на темпы экономического роста страны.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых по вопросам теории формирования научного потенциала в национальной экономике, оценки роли базовых индикаторов научного потенциала в структуре факторов регионального развития, а также выявления дифференциации в уровнях социально-экономического развития стран и регионов в результате влияния научного потенциала. Диссертационное исследование базируется на научных трудах ученых, диссертационных исследованиях, нормативно -правовых актах Российской Федерации, справочных и методических материалах Минобрнауки России.
В работе использовались общенаучные методы познания, включающие методы эмпирического (наблюдение, сравнение) и теоретического исследования (анализ, синтез, агрегирование), специальные методы статистического (метод непосредственной оценки, группировки, средние и относительные величины, выборочное наблюдение, сравнение).
Информационной базой исследования являются официальные статистические материалы Росстата, аналитические и статистические материалы Минобрнауки России.
Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретико - методических положений и практических рекомендаций по оценке научного потенциала и его влиянию на социально -экономическое развитие стран, и выражается следующими положениями:
1) определены основные характеристики и элементы научного потенциала;
2) определены современные тенденции уровня развития базовых индикаторов научного потенциала в Российской Федерации;
3) выявлено противоречие влияния соотношения уровней дифференциации развития научного потенциала федеральных округов и темпов регионального роста;
4) предложены рекомендации и выявлены направлениях дальнейшего развития индикаторов научного потенциала с целью предотвращения углубления дифференциации регионального социально -экономического развития.
Теоретическая значимость магистерской диссертации состоит в систематизации знаний, используемых в ходе оценки влияния базовых индикаторов научного потенциала на уровень социально -экономического развития.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования органами власти результатов исследования в проведении социально-экономической политики. Выводы и рекомендации, полученные в диссертационном исследовании, направлены на развитие инновационной экономики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы диссертации обсуждены на международных и региональных научно - практических конференциях: «Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях», г. Стерлитамак; «Научно-инновационная активность России», г. Липецк; «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты», г. Волгоград.
Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены предмет и объект исследования, сформулирована цель, поставлены задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретико -методологические аспекты формирования научного потенциала в национальной экономике» рассматриваются сущностные характеристики и элементы научного потенциала, выявляется роль науки и инноваций в глобальной экономике, проводится сравнительный анализ развития науки, приводятся способы и индикаторы оценки научного потенциала на основе мирового опыта и отечественной практике.
Во второй главе «Прикладные аспекты исследования научного потенциала в России» исследуется состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала России, проводится статистическая оценка и диагностика базовых индикаторов научного потенциала российских регионов, устанавливается взаимосвязь научного потенциала и социально - экономического развития стран.
В третьей главе «Перспективные направления развития научного потенциала как фактора социально -экономического роста России» разработаны прогнозы развития научного потенциала в национальной инновационной экономике, изучены проблемы развития научного потенциала в современной России, определены направления и приоритетные задачи формирования эффективной инновационной политики на государственном уровне.
В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования.
Список литературных источников содержит библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов.
Приложения включает поясняющие схемы, рисунки и таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертационном исследовании были изучены сущностные характеристики и элементы научного потенциала, выявлены способы и индикаторы оценки научного потенциала в мировой и отечественной практике, а так же исследовано состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала России. Особое внимание было уделено оценке взаимосвязи научного потенциала и социально -экономического развития стран на примере России. На основе прогнозных оценок развития научного потенциала в национальной инновационной экономике выявлены проблемы развития научного потенциала в современной, а также разработаны рекомендации по формированию эффективной инновационной политики на государственном уровне.
На основе проведенного исследования, можно сделать следующие вы-воды:
1. В условиях растущей глобализации и взаимозависимости в областях науки, технологии и инноваций инновационная политика стран все больше стремится к повышению преимуществ страны в глобальных цепочках добавленной стоимости для привлечения сегментов, связанных с инновациями (НИОКР, проектирование и т.д.), которые больше всего способствуют созданию добавленной стоимости и рабочих мест. В целом, фундаментом научно-технической деятельности любой страны является ее научный потенциал, однако, наша страна по этому показателю позади развитых стран почти на полвека. Изменить данное положение можно лишь при масштабном росте объемов государственного финансирования науки.
Категории «научный потенциал» и «научно -технический потенциал» внедряются в исследования еще с конца 60-х годов 20 века и сразу были признаны как одни из приоритетных в изучении науки. Данные понятия активно применялись в исследованиях таких направлений как философия и экономика, социология и отдельно технические науки. Структурными компонентами научного потенциала принято считать научный задел (накопленное знание, приращение знания); кадры науки; финансирование научных исследований; материально-техническое обеспечение и организационно -управленческие факторы. Значительное влияние на развития науки и эффективное использование ее результатов оказывает национальная инвестиционно -инновационная активность, а также сложившаяся национальная инновационная система;
2. За последние десятилетия в науке появилось значительное количество отечественных и адаптированных к российским условиям зарубежных методик оценки потенциала сферы науки и техники территории. Основные принципы формирования системы показателей, характеризующих научный потенциал территорий, это ограниченность, измеримость, достоверность, понятность и простота данных показателей.
Потенциал науки принято оценивать как научный потенциал организации, отрасли, региона, страны. Вследствие чего не может быть единых унифицированных правил и методик для измерения таких разнородных составляющих, хотя основные методологические подходы к их оценке имеют общую основу. При оценке научной результативности среди всех используемых наукометрических показателей количественный анализ публикационной активности - самый простой и объективный подход к определению реального научного вклада. Кроме того, научный потенциал можно оценивать и анализировать в контексте участия в нем сектора высшего образования, государственного и предпринимательского секторов.
К числу основных характеристик оценки научного потенциала относятся показатели, характеризующие состояние и уровень развития научного и инновационного потенциала, а именно: число организаций, выполнявших исследования и разработки; численность персонала, занятого исследованиями и разработками; численность исследователей с учеными степенями по секторам деятельности; число организаций, ведущих подготовку аспирантов; численность аспирантов, прием и выпуск из аспирантуры, в том числе с защитой; число организаций, ведущих подготовку докторантов; численность докторантов, прием и выпуск из докторантуры, в том числе с защитой; средне-годовая стоимость основных средств, используемых для проведения научных исследований и разработок; объем выполненных работ и услуг организациями, занятыми исследованиями и разработками; затраты на исследования и разработки; поступление патентных заявок и выдача патентов на объекты интеллектуальной собственности; число используемых передовых производственных технологий.
3. Мировые тенденции в научной и инновационной деятельности способствуют формированию перспективных тенденций научно-технологического развития России.
На сегодняшний день отечественная наука является важным ориентиром в обеспечении национальной безопасности страны и развитии мировой науки. Россия все еще заметна на научной карте мира - за счет значительного объема финансирования и унаследованной большой численности занятых в науке. В российской практике сформировалась достаточно разветвленный институциональный механизм развития инноваций, обеспечивающий грантовое и заемное финансирование.
Однако можно отметить крайне низкий уровень продуктивности науки и утрата актуальности тех направлений исследований, которые были унаследованы Россией от СССР, при отсутствии заметного роста по новым направлениям говорят о высоких рисках выпадания страны из группы лидеров в ближайшие годы. В настоящее время стоит задача объединения всех участников процесса создания, развития, распространения и использования научно-технических знаний в единую систему, что откроет перед ними новые возможности и позволит повысить эффективность их функционирования и взаимодействия.
4. Резервы социально-экономического развития определенной территории напрямую зависят от ее экономического потенциала, который определяется природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно - техническим потенциалом, накопленным объемом национального богатства. Научный потенциал является важнейшим индикатором уровня благосостояния общества и эффективности экономической деятельности. На сегодняшний день от научного потенциала зависит уровень социально-экономического развития не только отдельных регионов, но и страны в целом, а, следовательно, и уровень ее экономической безопасности.
Все субъекты и федеральные округа Российской Федерации нацелены на инновационный путь развития, однако не все из них имеют достаточный научно-технический задел и прочие условия для активной инновационной деятельности. Однако на основе проведенного анализа можно отметить, что в формировании научного потенциала в целом по стране ключевую роль играют Центральный федеральный округ, Северо -Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Уральский федеральный округ и именного на эти округа приходится более 80% базовых индикаторов научного потенциала.
5. Ключевые каналы научного сотрудничества России сложились еще в советское время, и к сегодняшнему дню существенно не изменились. В ближайшие 5-10 лет, по мнению экспертов, ведущие страны останутся основными партнерами России в научно-технологической сфере. К ним могут присоединиться Швеция, Нидерланды, Финляндия, Испания, Норвегия, Австрия, Сингапур, Швейцария, Чехия, Бразилия, Казахстан и др.
При именующемся научно -исследовательском потенциале есть ряд проблемных моментов в науке, что создает риск аутсайдерства России в мировых рейтингах. Россия продолжает находится перед лицом целого ряда институциональных и социально -экономических вызовов, а это и снижение результативности отечественной науки, и до сих пор имеющая место научная эмиграция, и устаревание материально -технической базы, и недостаточность грантовой поддержки и др.;
На сегодняшний день научно -технологическое развитие России возможно по двум альтернативным сценариям. В перспективе основными научными приоритетами российской науки можно считать направления, позволяющие получать научные результаты для инновационного развития и устойчивого положения нашей страны в мире.
Для повышения конкурентоспособности, по словам Путина В.В., нужно поддерживать сильнейшие научные коллективы, а также привлечь исследователей из других стран, показать им, что в России ставятся интересные научные задачи.



1. Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. (ред. от 08.08.2009).
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] / Официальный сайт правительства РФ.- Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
3. Об образовании в Российской Федерации, Федеральный закон вступивший в силу с 1 сентября 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. edu. ru/abitur/act. 30/index.php
4. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс]. - . - Режим доступа: http://www. scrf. gov. ru/documents/98.html.
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы [Электронный ресурс]. - . - Режим доступа: http://xn--n1abdok.xn--p1ai/
6. Абанкина И.В. Типология российских вузов с учетом индикаторов научной и инновационной деятельности /И.В. Абанкина, Ф.Т. Алескеров, В.Ю. Белоусова, К.В. Зиньковский, С.Г. Кисельгоф, С.В. Швыдун // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. книга 3; под. ред. Е. Г. Ясин. - Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. - С. 321-327.
7. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура» / С.Г. Абрамова [и др.] // Организационное консультирование как ресурс раз-вития общества, государства, политики и бизнеса: Тезисы научно - практической конференции. - Москва, 1995. - С. 29-33.
8. Аверченков В.И. Оценка научного потенциала / В.И. Аверченков, В.М. Кожухар, А.С. Сазонова // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2009. - № 2 (22). - С. 123-129.
9. Амосенок Э.П., Бажанов В.А. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России / Э.П. Амосенок, В.А Бажанов // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 2. - С. 138-140.
10. Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании / В.А. Антропов. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. - 2013. - 103 с.
11. Апокин А.Ю., Белоусов Д.Р. Сценарии развития мировой и российской экономики как основа для научно -технологического прогнозирования / А.Ю. Апокин, Д.Р. Белоусов // Форсайт. - 2009. - № 3. Т. 3. - С. 12-29.
12. Аржанова И.В. Опыт развития научно -инновационного потенциала федеральных и национальных исследовательских университетов / И.В. Аржанова, А.Б. Воров, В.М. Жураковский // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 3 (97). - С. 37-42.
13. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул, Б.М. Карпов, В.Б. Перевязкин, М.К. Старовойтов. - СПб: АНО ИПЭВ, 2008. - 606 с.
14. Белоусов А.Г. Коммерческая логистика / А.Г. Белоусов, О.А.Стаханов, В.Н. Стаханов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - С. 224.
15. Бесфамильная С.В., Рожков А.А. Организация мониторинга системы воспроизводства рабочих мест, созданных по программам местного развития в углепромышленных регионах / С.В. Бесфамильная, А.А. Рожков // Уголь. -
2002. - № 3. - С. 20-24.
16. Валентей С.Д., Бахтизин А.Р., Бухвальд Е.М., Кольчугина Н.В. Тренды развития российских регионов / С.Д. Валентей, А.Р. Бахтизин, Е.М. Бухвальд, Н.В. Кольчугина // Экономика региона. - 2014. - № 3. - С. 9-22.
17. Варшавский А.Е. Анализ проблем развития и результативности основных элементов национальной инновационной системы с использованием моделирования [Электронный ресурс] / А.Е. Варшавский. - . - Режим доступа:ййр ://www. econorus. org/onim/upload/varshavsky.ppt
18. Варшавский А.Е. Проблемы и показатели развития инновационных систем / А.Е. Варшавский // Инновационный путь развития для новой России / отв. ред. В.П. Горегляд. - М.:Наука, 2005. - С. 201-204.
19. Виханский О.С, Наумов И.А. Менеджмент / О.С. Виханский, И.А. Наумов. - Москва: Экономистъ, 2006. - 670 с.
20. Водичев Е. Исследовательские университеты в США: анализ особенностей и примеров развития в контексте реформирования российской университетской системы [Электронный ресурс] / Е. Водичев. 2000. - . - Режим доступа: http ://www.prof. msu. ru/publ/conf/confl4. htm
21. Гайдамакина И.В. Базовые индикаторы научного потенциала регионов центральной России: статистическая оценка / И.В. Гайдамакина // Научные ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. - 2014. - №15 (186). Выпуск 31/1. - С. 23-31.
22. Гайдамакина И.В. Патентная активность в федеральных округах РФ: сравнительный анализ / И.В. Гайдамакина, С.А. Дьяченко // Фундаментальные и прикладные научные исследования: материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». - Самара:ООО «Офорт», 2016. - С. 137-139.
23. Гайдамакина И.В., Дьяченко С.А., Музалевская А.А. Интеллектуальный потенциал как фактор инвестиционной привлекательности регионов ЦФО / И.В. Гайдамакина, С.А. Дьяченко, А.А. Музалевская // Вестник Орел- ГИЭТ. - 2016. - № 1 (35). - С. 77-82.
24. Глухова Е.А., Потемкин Е.Л. Аналитическая система комплексной
оценки кадрового потенциала научной медицинской организации [Электронный ресурс] / Е.А. Глухова, Е.Л. Потемкин. - Режим доступа:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/425/27/lang,ru/
25. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Стратегия -2020: новые контуры российской инновационной политики / Л.М. Гохберг, Т.Е. Кузнецова // Форсайт. - 2011. - № 4. Т. 5. - С. 8-30.
26. Груздинский А.О. Концепция проектно -ориентированного университета / А.О. Груздинский // Университетское управление: практика и анализ. -
2003. - № 4. - С. 24-37.
27. Денисов Ю.Д., Соколов А.В. Технологическое прогнозирование и научно-технические приоритеты в индустриально развитых странах / Ю.Д. Денисов, А.В. Соколов. - М.: ЦИСН, 1998. - 138 с.
28. Долгов А.И., Прокопенко Е.А. Стратегический менеджмент / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко. - М.: Флинта, 2008. - 280 с.
29. Дуб А.В., Шашнов С.А. Инновационные приоритеты для энергетического машиностроения: опыт отраслевого Форсайта / А.В. Дуб, С.А. Шашнов // Форсайт. - 2007. - № 3 (3). - С. 4-11.
30. Жураковский В.М. О некоторых итогах и перспективах деятельности национальных исследовательских университетов / В.М. Жураковский // Высшее образование в России. - 2013. - № 12. - С. 9-20.
31. Жураковский В.М. Опыт совершенствования управления научно - образовательной деятельностью в ведущих российских вузах / В.М. Жураковский // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. - С. 44-49.
32. Задумкин К.А., Кондаков И.А. Методика сравнительной оценки научно-технического потенциала региона / К.А. Задумкин, И.А. Кондаков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции прогноз. - 2010. - № 4(12). - С. 86-100.
33. Задумкин К.А., Кондаков И.А. Научно-технический потенциал региона: оценка состояния и перспективы развития / К.А. Задумкин, И.А. Кондаков. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 205 с.
34. Зайцева Е.В. Кадровый потенциал вуза / Е.В. Зайцева, В.В. Запарий, А.П. Коробейникова, И.С. Бусыгина / под общ. ред. проф. В.В. Запария. - Екатеринбург: УрФУ, 2011. - 295 с.
35. Зайцева Е.В. Коробейникова А.П. Творческий потенциал преподавателя вуза: итоги эмпирического исследования / Е.В. Зайцева, А.П. Коробейникова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - Т. 104. - № 3. -С. 87-97.
36. Зайцева Е.В., Запарий В.В., Петросян А.П. Профессиональная мобильность, как важнейшая составляющая болонского процесса и ее российские реалии / Е.В. Зайцева, В. В. Запарий, А.П. Петросян // Инновационные изменения в вузе: роль студенчества: сборник тезисов докладов научно - практической конференции. - Екатеринбург: УГТУ - УПИ. - 2009. - С. 63-65.
37. Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю.Л. Войнилов, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун -т «Высшая школа И60 экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 304 с.
38. Индикаторы образования: 2017: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина и др.; Нац. исслед. ун -т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с.
39. Кара-Мурза С.Г. Экспертное сообщество России: генезис и состояние
[Электронный ресурс] / С.Г. Кара-Мурза -- Режим доступа:.
http://www.situation.ru/app/rs/books/articles/expert.htm
40. Карасев О.И., Вишневский К.О. Прогнозирование развития новых материалов с использованием методов Форсайта / О.И. Карасев, К.О. Вишневский // Форсайт. - 2010. - № 2. Т. 4. - С. 58-67.
41. Карасев О.И., Соколов А.В. Форсайт и технологические дорожные карты для наноиндустрии / О.И. Карасев, А.В. Соколов // Российские нанотехнологии. - 2009. - № 3-4. Т. 4. - С. 8-15.
42. Кинэн М. Форсайт приходит в Россию / М. Кинэн // Форсайт. - 2007. - № 1 (1). - С. 6-7.
43. Князев Е.А., Дрантусова Н.В. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории / Е.А.Князев, Н.В.Дрантусова // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 1. - С. 6-17.
44. Князев Е.А., Евдокимова Я. Бенчмаркинг для вузов / Е.А. Князев, Я. Евдокимова. - Москва: Университетская книга, 2006. - 208 с.
45. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер -плану» / Я.И. Кузьминов, Д.С. Семенов, И.Д. Фрумин // Вопросы образования. - 2013. - № 4. - С. 8-63.
46. Купеева И.А. Современное состояние кадрового потенциала медицинской науки в Российской Федерации / электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения» [Электронный ресурс] / И.А. Купеева. - . - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/168/27/
47. Ленчук Е.Б. Роль «новой индустриализации» в формировании инновационной экономики России / Е.Б. Ленчук // Институциональная среда «новой индустриализации» экономики России : сборник / под ред. Е. Б. Ленчук. М.: Институт экономики РАН, 2014. С. 12-43.
48. Майер Г.В., Дунаевский Г.Е. Нормативно -правовые и организационно-финансовые аспекты функционирования учебно -научно-инновационного комплекса классического университета / Г.В. Майер, Г.Е. Дунаевский // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. -№ 33. - С. 42-47.
49. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга: использование методов бенчмаркинга и TQM в сфере творческого труда [Электронный ресурс] / Е.А.Михайлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 6. - . - Режим доступа: http://www.dis.rU/manag/archiv/2001/6/1/html
50. Морган Э., Князев Е.А. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита / Э. Морган, Е.А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. -№ 1 (24). - С. 17-29.
51. Немцева Ю.В. Научно -инновационный потенциал Центральной Рос-сии: статистический анализ / Ю.В. Немцева, А.С. Потапов // Транспортное дело России. - 2010. - № 9. - С. 24-36.
52. Плышевский Б. Потенциал инвестирования / Б. Плышевский // Экономист. - 1996. - № 3. - С. 3-16.
53. Похолков Ю.П. Организационная структура инновационного университета / Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович, В.Н. Чудинов, А.И. Чучалин // Инженерное образование. - 2004. - № 2. - С. 24-31.
54. Разработка стратегии образовательного учреждения: монография / О.Б. Веретенникова [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург, 2008. - 280 с.
55. Разработка стратегии трансформации традиционного университета в академический инновационный университет (на примере Южно -Российского государственного технического университета): Отчет о НИР / Науч. рук. В.Е. Шукшунов. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2003. - 123 с.
56. Рахлин К.М., Серова О.Ю. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности [Электронный ресурс] / К.М. Рахлин, О.Ю. Серова. - . - Режим доступа: http://quality.eup.ru /MATERIALY9/potencial.htm
57. Регионы России. Социально -экономические показатели. 2015. Стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2016. - 990 с.
58. Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. - М.: Наука: НИУ «Высшая школа экономики», 2011. - 84 с.
59. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М.,
2017. - 686 с.
60. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем? (Часть
2. Типы, рейтинги, интегральные оценки) / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005. [Электронный ресурс]. - . - Режим доступа: http ://www. socpol. ru/atlas/typology/index. shtml
61. Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов / Я.М. Рощина, М.М. Юдкевич // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 203-228.
62. Соколов А.В. Будущее науки и технологий: результаты исследования Дельфи / А.В. Соколов // Форсайт. - 2009. - № 3. Т. 3. - С. 40-58.
63. Соколов А.В. Метод критических технологий / А.В. Соколов // Форсайт. - 2007. - № 4. Т. 1. - С. 64-74.
64. Соколов А.В. О конкурентоспособности российских технологий / А.В. Соколов // Промышленная политика в Российской Федерации. - 1999. - № 4.
- С. 23-35.
65. Соловьев В.П., Бринза В.В. Стратегия управления вузом / В.П.Соловьев, В.В. Бринза // Университетское управление: практика и анализ.
- 2002. - № 2 (21). - С. 15-18.
66. Солодухин К.С., Рахманова М.С. Модель оценки конкурентного потенциала ресурсов и способностей вуза как стейкхолдер -компании / К.С. Солодухин, М.С. Рахманова // Вестник УГТУ-УПИ. - 2009. - № 3. -С. 133-139.
67. Спивак А.В. Корпоративная культура: теория и практика / А.В. Спивак. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
68. Степанов А. Я., Иванова Н.В. Категория «потенциал» в экономике [Электронный ресурс] / А.Я. Степанов, Н.В. Иванова. - . - Режим доступа:ййр ://www. marketing. spb. ru/read/artic le/a66. htm
69. Суслов М.А. Высокое призвание и ответственность. Речь на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук 14 октября 1981 г. / М.А. Суслов // Коммунист. - 1981. - № 16. - С. 1-6.
70. Терехов А.И. Научные кадры РАН: структура и динамика / А.И. Терехов // Науковедение, 2000, № 2. - С. 24-37.
71. Терехов А.И. Особенности формирования кадрового потенциала российской науки // Науковедение, 1999, № 2. [Электронный ресурс] / А.И. Терехов. - . - Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL /SCILOG/DISS/DIS S.HTM.
72. Тихомирова Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы / Н.В. Тихомирова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 264 с.
73. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / под ред. В.М. Филлипова. - М.: Логос, 2005. - 540 с.
74. Ферова И.С., Старцева Ю.И., Инюхина Е.В. Составляющие индекса «экономики знаний» / И.С. Ферова, Ю.И. Старцева, Е.В. Инюхина // ЭКО. - 2006. - № 12. - C. 59-66.
75. Цомартова Л.В. Влияние интеллектуального потенциала на устойчивое развитие региональных социально-экономических систем / Л.В. Цомартова // Тр. молодых ученых, Владикавказский научный цент РАН. Социология. Вып. 1. 2011. - С .137-142
76. Чугунов А.В. Система индикаторов и мониторинг развития информационного общества и экономики знаний / А.В. Чугунов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2006. - №7. [Электронный ресурс].-.- Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/
hsedata/2011/02/25/1208610857/analytical_material.pdf
77. Чулок А.А. Прогноз перспектив научно -технологического развития ключевых секторов российской экономики: будущие задачи / А.А. Чулок // Форсайт. - 2009 . - № 3. Т. 3. - С. 30-36.
78. Чупрунов Е.В., Стронгин Р.Г., Груздинский А.О. Концепция и опыт разработки стратегии и развития инновационного университета / Е.В. Чупрунов, Р.Г. Стронгин, А.О. Груздинский // Высшее образование в России. - 2013. - № 8-9. - С. 11-18.
79. Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический ана¬лиз / Ф.Э. Шереги, М.Н. Стриханов. - М.: ЦСП, 2006. - 456 с.
80. Шуметов В.Г. Анализ данных в управлении / В.Г. Шуметов / Том 1: Введение в анализ данных. - Орел: ОРАГС, 2004. - 345 с.
81. Щеглова А.Н. Анализ взаимосвязи социально -экономических показателей развития экономики субъектов федерации с образовательным уровнем населения (на примере регионов севера) / А.Н. Щеглова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 46 (301). - С. 53-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ