Научный потенциал и социально-экономическое развитие стран мира
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования научного потенциала в национальной экономике 9
1.1. Сущностные характеристики и элементы научного потенциала. Роль
науки и инноваций в глобальной экономике 9
1.2. Сравнительный анализ развития науки и формирования ее
приоритетных направлений в России и за рубежом 17
1.3. Способы и индикаторы оценки научного потенциала: мировой опыт и
отечественная практика 26
Глава 2. Прикладные аспекты исследования научного потенциала в России 36
2.1. Состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала
России 36
2.2. Статистическая оценка и диагностика базовых индикаторов научного
потенциала российских регионов 52
2.3. Оценка взаимосвязи научного потенциала и социально -экономического
развития стран 65
Глава 3. Перспективные направления развития научного потенциала как фактора социально-экономического роста России 73
3.1. Проблемы и прогнозы развития научного потенциала в национальной
инновационной экономике 73
3.2. Направления и приоритетные задачи формирования эффективной
инновационной политики на государственном уровне 80
Заключение 90
Список используемых источников 95
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования научного потенциала в национальной экономике 9
1.1. Сущностные характеристики и элементы научного потенциала. Роль
науки и инноваций в глобальной экономике 9
1.2. Сравнительный анализ развития науки и формирования ее
приоритетных направлений в России и за рубежом 17
1.3. Способы и индикаторы оценки научного потенциала: мировой опыт и
отечественная практика 26
Глава 2. Прикладные аспекты исследования научного потенциала в России 36
2.1. Состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала
России 36
2.2. Статистическая оценка и диагностика базовых индикаторов научного
потенциала российских регионов 52
2.3. Оценка взаимосвязи научного потенциала и социально -экономического
развития стран 65
Глава 3. Перспективные направления развития научного потенциала как фактора социально-экономического роста России 73
3.1. Проблемы и прогнозы развития научного потенциала в национальной
инновационной экономике 73
3.2. Направления и приоритетные задачи формирования эффективной
инновационной политики на государственном уровне 80
Заключение 90
Список используемых источников 95
Приложения
Актуальность темы исследования. Наука в современных условиях характеризуется как основной и приоритетный элемент национальной инновационной системы (НИС). В сложившемся формате недостаточно эффективной системы исследований и разработок сложно ждать положительно и крупного эффекта на выходе НИС. Кроме того, инновационная активность страны коррелирует также и от состояния таких направлений как качество системы образования, эффективность системы стимулирования научной и инновационной деятельности, подготовленности органов государственного управления и других институтов и, конечно, спроса со стороны экономики.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет науку наряду с технологиями, образованием, здравоохранением и культурой как фактор обеспечения национальной безопасности.
При этом отмечается в стратегических документах страны, что «прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско -преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования».
Отставание России в настоящий момент наблюдается по многим ключевым «научным» индикаторам. Среди основных проблем можно выделить: низкий уровень активности компаний в осуществлении инновационной деятельности.
Так, показатель затрат на НИОКР промышленных предприятий находится на очень низком уровне - в 2015 году, по данным ОЭСР, он составлял всего 0,3% ВВП. Это, в принципе, неудивительно в ситуации, когда доля организаций, осуществляющих технологические инновации, крайне мала. Для сравнения, аналогичный показатель в Китае был равен 1,54% ВВП, в США - 1,79% ВВП, в Японии - 2,72%. Иными словами, в абсолютном измерении затраты на НИОКР промышленных предприятий в Китае и США почти в 30 раз превышают объем затрат в российской промышленности.
Формирование эффективной системы государственного управления наукой и технологиями достаточно сложный процесс.
Степень научной разработанности проблемы. Многогранность проблемы взаимосвязи дифференциации социально-экономического развития и динамики индикаторов научного потенциала объективно предопределяет широкий перечень подходов к ее анализу.
Развитием теоретических основ научно -технического потенциала, исследованием интеллектуального потенциала, вопросами финансирования научных исследований занимались И.В. Абалкина, В.И. Аверченков, А.Ю. Апокин, Д.Р. Белоусов, И.В. Гайдамакина, И.А. Кондаков, Ю.В. Немцева и др.
Вопросами информационно-аналитического обеспечения развития научного потенциала высшей школы занимались В.И. Аверченков, Э.П. Амосенок, А.Е. Варшавский, Ю.Д. Денисов, В.М. Журавский К.А. Задумкин, И.А. Кондаков, А.В. Соколов и др.
Коммерциализацию объектов НИОКР и интеллектуальной собственности исследовали в своих работах А.Н. Асаул, А.Г. Белоусов, Е.А. Глухова, Е.А. Князев, Е.Л. Потемкин и др.
Гипотеза исследования состоит в том, что в современных условиях без полноценного использования научного потенциала в национальной экономике становиться невозможным перейти на качественно новой инновационный этап развития, связанный с модернизацией основных отраслей народного хозяйства и внедрением результатов НИОКР в повседневную практику.
Цель магистерской диссертационной работы состоит в исследовании взаимосвязи научного потенциала и социально-экономического развития стран мира. Достижения указанной цели предполагает решения следующих задач:
- выявить сущностные характеристики и элементы научного потенциала;
- определить способы и индикаторы оценки научного потенциала в мировой и отечественной практике;
- исследовать состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала России;
- оценить взаимосвязь научного потенциала и социально - экономического развития стран на примере России;
- на основе прогнозных оценок развития научного потенциала в национальной инновационной экономике установить проблемы развития научного потенциала в современной России.
Объектом исследования выступает дифференциация уровней научного потенциала и динамики социально -экономического развития регионов и экономики РФ.
Предметом исследования выступают методические аспекты оценки влияния динамики индикаторов научного потенциала на дифференциацию уровней социально-экономического развития регионов, а также на темпы экономического роста страны.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых по вопросам теории формирования научного потенциала в национальной экономике, оценки роли базовых индикаторов научного потенциала в структуре факторов регионального развития, а также выявления дифференциации в уровнях социально-экономического развития стран и регионов в результате влияния научного потенциала. Диссертационное исследование базируется на научных трудах ученых, диссертационных исследованиях, нормативно -правовых актах Российской Федерации, справочных и методических материалах Минобрнауки России.
В работе использовались общенаучные методы познания, включающие методы эмпирического (наблюдение, сравнение) и теоретического исследования (анализ, синтез, агрегирование), специальные методы статистического (метод непосредственной оценки, группировки, средние и относительные величины, выборочное наблюдение, сравнение).
Информационной базой исследования являются официальные статистические материалы Росстата, аналитические и статистические материалы Минобрнауки России.
Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретико - методических положений и практических рекомендаций по оценке научного потенциала и его влиянию на социально -экономическое развитие стран, и выражается следующими положениями:
1) определены основные характеристики и элементы научного потенциала;
2) определены современные тенденции уровня развития базовых индикаторов научного потенциала в Российской Федерации;
3) выявлено противоречие влияния соотношения уровней дифференциации развития научного потенциала федеральных округов и темпов регионального роста;
4) предложены рекомендации и выявлены направлениях дальнейшего развития индикаторов научного потенциала с целью предотвращения углубления дифференциации регионального социально -экономического развития.
Теоретическая значимость магистерской диссертации состоит в систематизации знаний, используемых в ходе оценки влияния базовых индикаторов научного потенциала на уровень социально -экономического развития.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования органами власти результатов исследования в проведении социально-экономической политики. Выводы и рекомендации, полученные в диссертационном исследовании, направлены на развитие инновационной экономики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы диссертации обсуждены на международных и региональных научно - практических конференциях: «Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях», г. Стерлитамак; «Научно-инновационная активность России», г. Липецк; «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты», г. Волгоград.
Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены предмет и объект исследования, сформулирована цель, поставлены задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретико -методологические аспекты формирования научного потенциала в национальной экономике» рассматриваются сущностные характеристики и элементы научного потенциала, выявляется роль науки и инноваций в глобальной экономике, проводится сравнительный анализ развития науки, приводятся способы и индикаторы оценки научного потенциала на основе мирового опыта и отечественной практике.
Во второй главе «Прикладные аспекты исследования научного потенциала в России» исследуется состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала России, проводится статистическая оценка и диагностика базовых индикаторов научного потенциала российских регионов, устанавливается взаимосвязь научного потенциала и социально - экономического развития стран.
В третьей главе «Перспективные направления развития научного потенциала как фактора социально -экономического роста России» разработаны прогнозы развития научного потенциала в национальной инновационной экономике, изучены проблемы развития научного потенциала в современной России, определены направления и приоритетные задачи формирования эффективной инновационной политики на государственном уровне.
В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования.
Список литературных источников содержит библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов.
Приложения включает поясняющие схемы, рисунки и таблицы.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет науку наряду с технологиями, образованием, здравоохранением и культурой как фактор обеспечения национальной безопасности.
При этом отмечается в стратегических документах страны, что «прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад, зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России, недостаточное развитие нормативной правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкие уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско -преподавательского и педагогического состава и качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования».
Отставание России в настоящий момент наблюдается по многим ключевым «научным» индикаторам. Среди основных проблем можно выделить: низкий уровень активности компаний в осуществлении инновационной деятельности.
Так, показатель затрат на НИОКР промышленных предприятий находится на очень низком уровне - в 2015 году, по данным ОЭСР, он составлял всего 0,3% ВВП. Это, в принципе, неудивительно в ситуации, когда доля организаций, осуществляющих технологические инновации, крайне мала. Для сравнения, аналогичный показатель в Китае был равен 1,54% ВВП, в США - 1,79% ВВП, в Японии - 2,72%. Иными словами, в абсолютном измерении затраты на НИОКР промышленных предприятий в Китае и США почти в 30 раз превышают объем затрат в российской промышленности.
Формирование эффективной системы государственного управления наукой и технологиями достаточно сложный процесс.
Степень научной разработанности проблемы. Многогранность проблемы взаимосвязи дифференциации социально-экономического развития и динамики индикаторов научного потенциала объективно предопределяет широкий перечень подходов к ее анализу.
Развитием теоретических основ научно -технического потенциала, исследованием интеллектуального потенциала, вопросами финансирования научных исследований занимались И.В. Абалкина, В.И. Аверченков, А.Ю. Апокин, Д.Р. Белоусов, И.В. Гайдамакина, И.А. Кондаков, Ю.В. Немцева и др.
Вопросами информационно-аналитического обеспечения развития научного потенциала высшей школы занимались В.И. Аверченков, Э.П. Амосенок, А.Е. Варшавский, Ю.Д. Денисов, В.М. Журавский К.А. Задумкин, И.А. Кондаков, А.В. Соколов и др.
Коммерциализацию объектов НИОКР и интеллектуальной собственности исследовали в своих работах А.Н. Асаул, А.Г. Белоусов, Е.А. Глухова, Е.А. Князев, Е.Л. Потемкин и др.
Гипотеза исследования состоит в том, что в современных условиях без полноценного использования научного потенциала в национальной экономике становиться невозможным перейти на качественно новой инновационный этап развития, связанный с модернизацией основных отраслей народного хозяйства и внедрением результатов НИОКР в повседневную практику.
Цель магистерской диссертационной работы состоит в исследовании взаимосвязи научного потенциала и социально-экономического развития стран мира. Достижения указанной цели предполагает решения следующих задач:
- выявить сущностные характеристики и элементы научного потенциала;
- определить способы и индикаторы оценки научного потенциала в мировой и отечественной практике;
- исследовать состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала России;
- оценить взаимосвязь научного потенциала и социально - экономического развития стран на примере России;
- на основе прогнозных оценок развития научного потенциала в национальной инновационной экономике установить проблемы развития научного потенциала в современной России.
Объектом исследования выступает дифференциация уровней научного потенциала и динамики социально -экономического развития регионов и экономики РФ.
Предметом исследования выступают методические аспекты оценки влияния динамики индикаторов научного потенциала на дифференциацию уровней социально-экономического развития регионов, а также на темпы экономического роста страны.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых по вопросам теории формирования научного потенциала в национальной экономике, оценки роли базовых индикаторов научного потенциала в структуре факторов регионального развития, а также выявления дифференциации в уровнях социально-экономического развития стран и регионов в результате влияния научного потенциала. Диссертационное исследование базируется на научных трудах ученых, диссертационных исследованиях, нормативно -правовых актах Российской Федерации, справочных и методических материалах Минобрнауки России.
В работе использовались общенаучные методы познания, включающие методы эмпирического (наблюдение, сравнение) и теоретического исследования (анализ, синтез, агрегирование), специальные методы статистического (метод непосредственной оценки, группировки, средние и относительные величины, выборочное наблюдение, сравнение).
Информационной базой исследования являются официальные статистические материалы Росстата, аналитические и статистические материалы Минобрнауки России.
Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретико - методических положений и практических рекомендаций по оценке научного потенциала и его влиянию на социально -экономическое развитие стран, и выражается следующими положениями:
1) определены основные характеристики и элементы научного потенциала;
2) определены современные тенденции уровня развития базовых индикаторов научного потенциала в Российской Федерации;
3) выявлено противоречие влияния соотношения уровней дифференциации развития научного потенциала федеральных округов и темпов регионального роста;
4) предложены рекомендации и выявлены направлениях дальнейшего развития индикаторов научного потенциала с целью предотвращения углубления дифференциации регионального социально -экономического развития.
Теоретическая значимость магистерской диссертации состоит в систематизации знаний, используемых в ходе оценки влияния базовых индикаторов научного потенциала на уровень социально -экономического развития.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования органами власти результатов исследования в проведении социально-экономической политики. Выводы и рекомендации, полученные в диссертационном исследовании, направлены на развитие инновационной экономики.
Апробация и внедрение результатов исследования. Положения и выводы диссертации обсуждены на международных и региональных научно - практических конференциях: «Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях», г. Стерлитамак; «Научно-инновационная активность России», г. Липецк; «Наука сегодня: теоретические и практические аспекты», г. Волгоград.
Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены предмет и объект исследования, сформулирована цель, поставлены задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретико -методологические аспекты формирования научного потенциала в национальной экономике» рассматриваются сущностные характеристики и элементы научного потенциала, выявляется роль науки и инноваций в глобальной экономике, проводится сравнительный анализ развития науки, приводятся способы и индикаторы оценки научного потенциала на основе мирового опыта и отечественной практике.
Во второй главе «Прикладные аспекты исследования научного потенциала в России» исследуется состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала России, проводится статистическая оценка и диагностика базовых индикаторов научного потенциала российских регионов, устанавливается взаимосвязь научного потенциала и социально - экономического развития стран.
В третьей главе «Перспективные направления развития научного потенциала как фактора социально -экономического роста России» разработаны прогнозы развития научного потенциала в национальной инновационной экономике, изучены проблемы развития научного потенциала в современной России, определены направления и приоритетные задачи формирования эффективной инновационной политики на государственном уровне.
В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования.
Список литературных источников содержит библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов.
Приложения включает поясняющие схемы, рисунки и таблицы.
В диссертационном исследовании были изучены сущностные характеристики и элементы научного потенциала, выявлены способы и индикаторы оценки научного потенциала в мировой и отечественной практике, а так же исследовано состояние и условия эффективного наращивания научного потенциала России. Особое внимание было уделено оценке взаимосвязи научного потенциала и социально -экономического развития стран на примере России. На основе прогнозных оценок развития научного потенциала в национальной инновационной экономике выявлены проблемы развития научного потенциала в современной, а также разработаны рекомендации по формированию эффективной инновационной политики на государственном уровне.
На основе проведенного исследования, можно сделать следующие вы-воды:
1. В условиях растущей глобализации и взаимозависимости в областях науки, технологии и инноваций инновационная политика стран все больше стремится к повышению преимуществ страны в глобальных цепочках добавленной стоимости для привлечения сегментов, связанных с инновациями (НИОКР, проектирование и т.д.), которые больше всего способствуют созданию добавленной стоимости и рабочих мест. В целом, фундаментом научно-технической деятельности любой страны является ее научный потенциал, однако, наша страна по этому показателю позади развитых стран почти на полвека. Изменить данное положение можно лишь при масштабном росте объемов государственного финансирования науки.
Категории «научный потенциал» и «научно -технический потенциал» внедряются в исследования еще с конца 60-х годов 20 века и сразу были признаны как одни из приоритетных в изучении науки. Данные понятия активно применялись в исследованиях таких направлений как философия и экономика, социология и отдельно технические науки. Структурными компонентами научного потенциала принято считать научный задел (накопленное знание, приращение знания); кадры науки; финансирование научных исследований; материально-техническое обеспечение и организационно -управленческие факторы. Значительное влияние на развития науки и эффективное использование ее результатов оказывает национальная инвестиционно -инновационная активность, а также сложившаяся национальная инновационная система;
2. За последние десятилетия в науке появилось значительное количество отечественных и адаптированных к российским условиям зарубежных методик оценки потенциала сферы науки и техники территории. Основные принципы формирования системы показателей, характеризующих научный потенциал территорий, это ограниченность, измеримость, достоверность, понятность и простота данных показателей.
Потенциал науки принято оценивать как научный потенциал организации, отрасли, региона, страны. Вследствие чего не может быть единых унифицированных правил и методик для измерения таких разнородных составляющих, хотя основные методологические подходы к их оценке имеют общую основу. При оценке научной результативности среди всех используемых наукометрических показателей количественный анализ публикационной активности - самый простой и объективный подход к определению реального научного вклада. Кроме того, научный потенциал можно оценивать и анализировать в контексте участия в нем сектора высшего образования, государственного и предпринимательского секторов.
К числу основных характеристик оценки научного потенциала относятся показатели, характеризующие состояние и уровень развития научного и инновационного потенциала, а именно: число организаций, выполнявших исследования и разработки; численность персонала, занятого исследованиями и разработками; численность исследователей с учеными степенями по секторам деятельности; число организаций, ведущих подготовку аспирантов; численность аспирантов, прием и выпуск из аспирантуры, в том числе с защитой; число организаций, ведущих подготовку докторантов; численность докторантов, прием и выпуск из докторантуры, в том числе с защитой; средне-годовая стоимость основных средств, используемых для проведения научных исследований и разработок; объем выполненных работ и услуг организациями, занятыми исследованиями и разработками; затраты на исследования и разработки; поступление патентных заявок и выдача патентов на объекты интеллектуальной собственности; число используемых передовых производственных технологий.
3. Мировые тенденции в научной и инновационной деятельности способствуют формированию перспективных тенденций научно-технологического развития России.
На сегодняшний день отечественная наука является важным ориентиром в обеспечении национальной безопасности страны и развитии мировой науки. Россия все еще заметна на научной карте мира - за счет значительного объема финансирования и унаследованной большой численности занятых в науке. В российской практике сформировалась достаточно разветвленный институциональный механизм развития инноваций, обеспечивающий грантовое и заемное финансирование.
Однако можно отметить крайне низкий уровень продуктивности науки и утрата актуальности тех направлений исследований, которые были унаследованы Россией от СССР, при отсутствии заметного роста по новым направлениям говорят о высоких рисках выпадания страны из группы лидеров в ближайшие годы. В настоящее время стоит задача объединения всех участников процесса создания, развития, распространения и использования научно-технических знаний в единую систему, что откроет перед ними новые возможности и позволит повысить эффективность их функционирования и взаимодействия.
4. Резервы социально-экономического развития определенной территории напрямую зависят от ее экономического потенциала, который определяется природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно - техническим потенциалом, накопленным объемом национального богатства. Научный потенциал является важнейшим индикатором уровня благосостояния общества и эффективности экономической деятельности. На сегодняшний день от научного потенциала зависит уровень социально-экономического развития не только отдельных регионов, но и страны в целом, а, следовательно, и уровень ее экономической безопасности.
Все субъекты и федеральные округа Российской Федерации нацелены на инновационный путь развития, однако не все из них имеют достаточный научно-технический задел и прочие условия для активной инновационной деятельности. Однако на основе проведенного анализа можно отметить, что в формировании научного потенциала в целом по стране ключевую роль играют Центральный федеральный округ, Северо -Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Уральский федеральный округ и именного на эти округа приходится более 80% базовых индикаторов научного потенциала.
5. Ключевые каналы научного сотрудничества России сложились еще в советское время, и к сегодняшнему дню существенно не изменились. В ближайшие 5-10 лет, по мнению экспертов, ведущие страны останутся основными партнерами России в научно-технологической сфере. К ним могут присоединиться Швеция, Нидерланды, Финляндия, Испания, Норвегия, Австрия, Сингапур, Швейцария, Чехия, Бразилия, Казахстан и др.
При именующемся научно -исследовательском потенциале есть ряд проблемных моментов в науке, что создает риск аутсайдерства России в мировых рейтингах. Россия продолжает находится перед лицом целого ряда институциональных и социально -экономических вызовов, а это и снижение результативности отечественной науки, и до сих пор имеющая место научная эмиграция, и устаревание материально -технической базы, и недостаточность грантовой поддержки и др.;
На сегодняшний день научно -технологическое развитие России возможно по двум альтернативным сценариям. В перспективе основными научными приоритетами российской науки можно считать направления, позволяющие получать научные результаты для инновационного развития и устойчивого положения нашей страны в мире.
Для повышения конкурентоспособности, по словам Путина В.В., нужно поддерживать сильнейшие научные коллективы, а также привлечь исследователей из других стран, показать им, что в России ставятся интересные научные задачи.
На основе проведенного исследования, можно сделать следующие вы-воды:
1. В условиях растущей глобализации и взаимозависимости в областях науки, технологии и инноваций инновационная политика стран все больше стремится к повышению преимуществ страны в глобальных цепочках добавленной стоимости для привлечения сегментов, связанных с инновациями (НИОКР, проектирование и т.д.), которые больше всего способствуют созданию добавленной стоимости и рабочих мест. В целом, фундаментом научно-технической деятельности любой страны является ее научный потенциал, однако, наша страна по этому показателю позади развитых стран почти на полвека. Изменить данное положение можно лишь при масштабном росте объемов государственного финансирования науки.
Категории «научный потенциал» и «научно -технический потенциал» внедряются в исследования еще с конца 60-х годов 20 века и сразу были признаны как одни из приоритетных в изучении науки. Данные понятия активно применялись в исследованиях таких направлений как философия и экономика, социология и отдельно технические науки. Структурными компонентами научного потенциала принято считать научный задел (накопленное знание, приращение знания); кадры науки; финансирование научных исследований; материально-техническое обеспечение и организационно -управленческие факторы. Значительное влияние на развития науки и эффективное использование ее результатов оказывает национальная инвестиционно -инновационная активность, а также сложившаяся национальная инновационная система;
2. За последние десятилетия в науке появилось значительное количество отечественных и адаптированных к российским условиям зарубежных методик оценки потенциала сферы науки и техники территории. Основные принципы формирования системы показателей, характеризующих научный потенциал территорий, это ограниченность, измеримость, достоверность, понятность и простота данных показателей.
Потенциал науки принято оценивать как научный потенциал организации, отрасли, региона, страны. Вследствие чего не может быть единых унифицированных правил и методик для измерения таких разнородных составляющих, хотя основные методологические подходы к их оценке имеют общую основу. При оценке научной результативности среди всех используемых наукометрических показателей количественный анализ публикационной активности - самый простой и объективный подход к определению реального научного вклада. Кроме того, научный потенциал можно оценивать и анализировать в контексте участия в нем сектора высшего образования, государственного и предпринимательского секторов.
К числу основных характеристик оценки научного потенциала относятся показатели, характеризующие состояние и уровень развития научного и инновационного потенциала, а именно: число организаций, выполнявших исследования и разработки; численность персонала, занятого исследованиями и разработками; численность исследователей с учеными степенями по секторам деятельности; число организаций, ведущих подготовку аспирантов; численность аспирантов, прием и выпуск из аспирантуры, в том числе с защитой; число организаций, ведущих подготовку докторантов; численность докторантов, прием и выпуск из докторантуры, в том числе с защитой; средне-годовая стоимость основных средств, используемых для проведения научных исследований и разработок; объем выполненных работ и услуг организациями, занятыми исследованиями и разработками; затраты на исследования и разработки; поступление патентных заявок и выдача патентов на объекты интеллектуальной собственности; число используемых передовых производственных технологий.
3. Мировые тенденции в научной и инновационной деятельности способствуют формированию перспективных тенденций научно-технологического развития России.
На сегодняшний день отечественная наука является важным ориентиром в обеспечении национальной безопасности страны и развитии мировой науки. Россия все еще заметна на научной карте мира - за счет значительного объема финансирования и унаследованной большой численности занятых в науке. В российской практике сформировалась достаточно разветвленный институциональный механизм развития инноваций, обеспечивающий грантовое и заемное финансирование.
Однако можно отметить крайне низкий уровень продуктивности науки и утрата актуальности тех направлений исследований, которые были унаследованы Россией от СССР, при отсутствии заметного роста по новым направлениям говорят о высоких рисках выпадания страны из группы лидеров в ближайшие годы. В настоящее время стоит задача объединения всех участников процесса создания, развития, распространения и использования научно-технических знаний в единую систему, что откроет перед ними новые возможности и позволит повысить эффективность их функционирования и взаимодействия.
4. Резервы социально-экономического развития определенной территории напрямую зависят от ее экономического потенциала, который определяется природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно - техническим потенциалом, накопленным объемом национального богатства. Научный потенциал является важнейшим индикатором уровня благосостояния общества и эффективности экономической деятельности. На сегодняшний день от научного потенциала зависит уровень социально-экономического развития не только отдельных регионов, но и страны в целом, а, следовательно, и уровень ее экономической безопасности.
Все субъекты и федеральные округа Российской Федерации нацелены на инновационный путь развития, однако не все из них имеют достаточный научно-технический задел и прочие условия для активной инновационной деятельности. Однако на основе проведенного анализа можно отметить, что в формировании научного потенциала в целом по стране ключевую роль играют Центральный федеральный округ, Северо -Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Уральский федеральный округ и именного на эти округа приходится более 80% базовых индикаторов научного потенциала.
5. Ключевые каналы научного сотрудничества России сложились еще в советское время, и к сегодняшнему дню существенно не изменились. В ближайшие 5-10 лет, по мнению экспертов, ведущие страны останутся основными партнерами России в научно-технологической сфере. К ним могут присоединиться Швеция, Нидерланды, Финляндия, Испания, Норвегия, Австрия, Сингапур, Швейцария, Чехия, Бразилия, Казахстан и др.
При именующемся научно -исследовательском потенциале есть ряд проблемных моментов в науке, что создает риск аутсайдерства России в мировых рейтингах. Россия продолжает находится перед лицом целого ряда институциональных и социально -экономических вызовов, а это и снижение результативности отечественной науки, и до сих пор имеющая место научная эмиграция, и устаревание материально -технической базы, и недостаточность грантовой поддержки и др.;
На сегодняшний день научно -технологическое развитие России возможно по двум альтернативным сценариям. В перспективе основными научными приоритетами российской науки можно считать направления, позволяющие получать научные результаты для инновационного развития и устойчивого положения нашей страны в мире.
Для повышения конкурентоспособности, по словам Путина В.В., нужно поддерживать сильнейшие научные коллективы, а также привлечь исследователей из других стран, показать им, что в России ставятся интересные научные задачи.
Подобные работы
- ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В УРОВНЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В УРОВНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШВЕЦИИ: ИСТОРИЯ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШВЕЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ НИДЕРЛАНДОВ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы и перспективы социально-экономического развитии Тере-Хольского кожууна
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Социально-экономическое развитие Севера в условиях глобализации и устойчивого развития
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019



