Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие фотографий и заголовочного комплекса в публикациях деловой прессы на примере газет «Коммерсантъ» и «Ведомости»

Работа №69401

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА
И ИЗОБРАЖЕНИЯ В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ 8
1.1. Поликодовый текст как новый тип медиатекста 8
1.2. Визуальный контент и механизмы его влияния на восприятие
журналистской публикации 10
1.3. Основные функции и виды заголовочного комплекса в контексте
современного медиатекста 18
1.4. Ассоциативная фотоиллюстрация и текст в аспекте вербально-визуальных риторических фигур 23
1.5. Семантический разрыв в восприятии информации 24
ГЛАВА 2. КОРРЕЛЯЦИЯ ЗАГОЛОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА И
ФОТОГРАФИИ В ГАЗЕТАХ «КОММЕРСАНТЪ» И «ВЕДОМОСТИ» . 31
2.1. Основные этапы функционирования газет «Коммерсантъ»
и «Ведомости» 31
2.2. Анализ публикаций в газетах «Коммерсантъ» и «Ведомости» 33
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение 65


Визуальный контент - первое, что видит читатель, когда просматривает публикацию. Он на подсознательном уровне считывает информацию, а после этого накладывает ее на вербальное содержание материала. Зная об этом, качественные СМИ с особой тщательностью относятся к фотоконтенту, который может в значительной мере повлиять на читаемость, интерес к публикуемой информации. Особенно важен для СМИ момент первого взаимодействия читателя с вербальным и невербальным контентом, поэтому столь большой упор делается на комбинировании текста заголовочного комплекса и фотоиллюстрации. При грамотном соединении этих частей в единую картину у читателя сформируется образ будущего материала, и этот образ должен максимально вовлечь аудиторию в потребление информации.
Количество информации в современном мире настолько велико, что у потребителя просто нет времени на ее «поглощение». Из-за этого в современных медиа идет процесс сокращения текстовой информации, параллельно с которым все больше смысловой нагрузки приходится на другие семиотические системы1. Исследователи отмечают тотальную визуализацию медиа, начавшуюся в конце ХХ века. Это становится определяющей тенденцией их развития, и «невербальный (иконический) элемент, в частности, «иллюстрирование», все шире становится элементом текстообразования2».
Актуальность данной работы состоит в переориентации потребителя на визуальное восприятие информации, что наблюдается даже в сфере деловых СМИ. Современные издания активно задействуют невербальные элементы поликодового текста, в котором визуальные и словесные формы передачи информации имеют одинаковый по важности вес.
Новизна исследования состоит в изучении влияния фотографии на восприятие текста заголовочного комплекса в деловой газете, объединении подходов к классификации возможных вариантов характера такого взаимодействия, а также сравнении ведущих деловых газет на предмет типов корреляции заголовочного комплекса и иллюстрации.
Объектом исследования явились публикации в периодических изданиях «Коммерсантъ» и «Ведомости». Предметом исследования стала взаимосвязь заголовочного комплекса и фотографии в публикациях.
Цель - изучение взаимодействия фотографий и заголовочного комплекса в публикациях деловой прессы на примере газет «Коммерсантъ» и «Ведомости».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- систематизировать современные представления о факторах и механизмах воздействия визуального контента на восприятие массовой аудитории;
- обобщить современные взгляды на функции заголовочного комплекса в контексте теории «поликодового текста»;
- теоретически обосновать и описать феномен «семантического разрыва» в русле семиотической интерпретации медийной фотографии;
- обозначить основные этапы возникновения и функционирования газет «Коммерсантъ» и «Ведомости»;
- выявить современные тенденции во взаимодействии фотографии и заголовочного комплекса на основе анализа публикаций в газетах «Коммерсантъ» и «Ведомости».
1 Сабунин А.Е. Метафорическое отображение действительности в пресс-фотографии российских деловых журналов начала XXI века. Автореф. дис. кандидата филологических наук: 10.01.10. М., 2011. С. 11.
2 Парамонова Т.А. Текст и иконический компонент в современных масс-медиа // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360). С. 158.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что для деловых СМИ особенно важным становится публикация фотоконтента, обладающего специфическим характером взаимоотношений с заголовочным комплексом, который образуется во время соприкосновения эти блоков. Такой характер взаимодействия становится одним из главных факторов привлечения внимания к публикации.
Изучение данного взаимодействия можно найти в работе Сабунина А. Е. «Метафорическое отображение действительности в пресс-фотографии российских деловых журналов ». В данной диссертации фотография предстает не просто как сопровождающий текст элемент, но как отдельное сообщение, неотделимое от текста. Кроме того, исследование близко нашей работе по цели и задачам - описание критериев анализа взаимодействия фотографии и текста в деловых СМИ, а также исследование деловой прессы на выявление фактов такого взаимодействия. Но внимание в данном исследовании заостряется на анализе обложек деловых изданий и разворотов на предмет взаимодействия изображения и подписи, заголовочный комплекс же как один из основных элементов корреляции иллюстрации и текста не рассматривается.
Исследователь также ставил вопросы формирования информационного посыла в фотографии. В работе «Принципы формирования сообщения в фотографии» им был поставлен вопрос о понимании языка фотографии и его способности доносить посыл до аудитории. Важным для нашей работы выводом исследователя становится тезис о том, что фотография, пусть и является, за счет наличия собственного языка, носителем определенной информации, не может быть отделена от вербальной составляющей публикации. Только в совокупности с текстом фотография приобретает полнофункциональное значение.
Также вопрос о взаимоотношениях изображения и текста поднимается в работе Парамоновой Т.А. «Текст и иконический компонент в современных массмедиа ». Исследовательница отмечает частое использование в современных СМИ полисемиотического языка, интегрирующего использование вербальных и невербальных элементов текста. Рассматривая тенденции построения современных медийных текстов, она приходит к выводу, что на сегодняшний день графические и языковые компоненты текста в публикациях неразрывно связаны и представляют собой семантическое единство. Такое соединение, по ее мнению, имеет большее влияние на аудиторию благодаря поликодовости сообщения.
В качестве эмпирической базы были выбраны газеты «Коммерсантъ», «Ведомости». Нами была проанализированы публикации в данных изданиях на предмет выявления тенденций во взаимодействии фотографии и заголовочного комплекса. Хронологические рамки исследования: январь - декабрь 2016 года.
Методом отбора материала стало использования кейс-метода, предполагающего анализ наиболее подходящих под критерии публикаций за выбранный период и выявление на их основе характерных черт. Анализ материалов был проведен с помощью метода деконструкции, при котором все важные элементы кейса рассматриваются по отдельности, чтобы выявить признаки каждого из объектов и понять, каким образом элементы рассматриваемых примеров влияют друг на друга.
Структура данной работы состоит из введения, первой главы, в которой рассмотрено понятие поликодового текста как нового типа журналистского текста, проанализированы виды и основные функции фотографии и заголовочного комплекса, рассмотрены существующие вербально-визуальные риторические средства, а также изучено такое понятие, как «семантический разрыв»; второй главы, в которой рассмотрены основные этапы возникновения исследуемых деловых СМИ, а также проанализированы публикации в данных медиа на предмет взаимодействия фотографии и заголовочного комплекса; заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день фотография стала неотъемлемой частью нашей реальности. Она не только документирует окружающую действительность, но и может нести в себе определенную информацию, способную влиять на аудиторию. Именно поэтому практически ни одно современное медиа не может обойтись без использования фотографии.
Многие СМИ сегодня используют ее как способ внести в материал дополнительную информацию, не обращаясь к вербальным средствам выражения. Доведенный до аудитории таким способом посыл может иметь больший эффект, чем употребление средств вербального языка.
Проблемой такого рода информации может быть ее неоднозначность: то, что увидит один читатель, не сможет распознать другой. Поэтому объектом нашей работы стали публикации в деловых СМИ, где точность и четкость преподносимых аудитории фактов играет одну из главных ролей.
Целью работы было изучить тенденции во взаимодействии заголовочного комплекса и фотографии в материалах деловых СМИ на примерах публикаций в одних из ведущих деловых газет современной России - «Коммерсантъ» и «Ведомости». Для достижения этой цели необходимо было понять, на чем основывается изучаемое взаимодействие, провести анализ теоретической базы, касающейся как понятия «текст» в современных СМИ, так и отдельных его составляющих: заголовочного комплекса и изображения. На основе изученной теории провести анализ материалов в указанных деловых газетах за выбранный период и обобщить полученные выводы.
Анализ теоретических источников позволил сформулировать основные тезисы для понимания того, как взаимодействует заголовочный комплекс и фотография.
Одним из основных положений нашей работы стало понятие о том, что современной медиатекст представляет собой единство вербальной и визуальной составляющей. Такой тип текста принято называть «поликодовый текст»: иллюстрация в нем несет в себе некую информацию и наравне с лингвистической частью служит для понимания общего смысла материала. Только в таком единстве изображение может рассматриваться как значимый элемент, без которого публикация будет неполной.
Для более глубокого понимания взаимодействия элементов поликодового текста было важно выявить основные характеристики и функции вербальной и визуальной части: заголовочного комплекса и изображения. Фотоизображение является одним из главных способов привлечения внимания к материалу, выделения его на полосе и отделения от остальных публикаций; также было выявлено, что благодаря своей документальной природе фотография может вызывать у аудитории высокую степень доверия к предлагающейся для чтения информации, формировать эмоциональную оценку у читателей; кроме того, одна из основных функций фотографии - это донесение информации и предоставление просматривающему фото более полного понимания смысла материала. Причинами роста популярности фотографии является формирование у потребителя нового типа мышления - клипового, при котором читатель обращает большее внимание на информацию, сопровожденную визуальной составляющей. Особый акцент в данной работе было сделан на ассоциативной фотографии, поскольку она способна образовывать многообразные связи с текстовыми элементами.
Отдельно был изучен и заголовочный комплекс текста и выявлены его основные функции: донесение темы материала в сжатом виде, привлечение внимания и формирование эмоциональной оценки у читателя. Как мы видим, эти функции почти полностью совпадают с функциями фотографии, что говорит о сходстве этих элементов в поликодовом тексте.
Основой для будущего анализа публикаций стала классификация вербально-визуальных риторических фигур, описывающих возникающие между изображением и текстом отношения в ключе понимания изображения как некого семантического кода.
Важно было выявить, за счет чего происходит взаимодействие этих частей материала и почему порой фотография может привносить в материал достаточное количество информации. Для этого был изучен феномен семантического разрыва между изображением и текстом, благодаря преодолению которого читатель может выявить подтекст (или же имплицитный текст), содержащийся в материале. Было определено, что преодоление семантического разрыва и считывание подтекста является одним из основных способов привлечения внимания аудитории в анализируемых деловых изданиях.
Проведенный анализ публикаций в СМИ показал, что в газете «Коммерсантъ» одним из основных способов создания семантического разрыва является использование вербально-визуальных цепей, отрицаний и реметафор. Через преодоление построенного на таких фигурах семантического разрыва читатель может считывать подтекст, заложенный в материал.
В газете «Ведомости» одной из основных выявленных тенденций стало использование наряду с вербально-визуальными цепями и отрицаниями фигуры аналогии. Это показывает, что, в отличие от «Коммерсанта», «Ведомости» часто стремятся не создать яркий подтекст, а, скорее, только обозначить эмоциональный фон публикации, то есть создать имплицитный текст. Более подробное сравнение вербально-визуальных фигур приведено в таблице .
В целом можно сказать, что большинство выведенных тенденций направлено на формирование у аудитории иронии по отношению к публикуемому материалу.
Таким образом, цель научной работы была достигнута благодаря выполнению всех поставленных задач. Были выявлены тенденции в формировании взаимодействия между заголовочным комплексом и фотографией в деловых СМИ, также определены основные задачи такого формирования и его основы. Понимание этих тенденций может быть применено на практике при создании публикации и при редактуре материала.



1. Айнутдинов А. С. О феномене изображения в прессе (к методологии
познания) // Вестник ЧелГУ. 2009. №30.
2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на
материале креолизованных текстов). М, 2003.
3. Афанасьева С. А. Суггестивность фотографии // Вестник ДГТУ. 2010.
№2.
4. Беляков З. С. Проблема философского анализа языка фотографии //
Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №317.
5. Большакова Л. С. О содержании понятия поликодовый текст // Вестник Самарского государственного университета, 2008.
6. Большой академический словарь русского языка / Под ред. К. С. Горбачевича. СПб., 2004.
7. Ворон Н. И. Фотожурналистика в системе печати и тенденции ее развития
// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Журналистика. М, 1978. №2.
8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.,
2006.
9. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с
англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко. М, 1988.
10. Дроздов Р. К. К вопросу о классификации заголовочных комплексов в современной печати // Известия ВГПУ. 2011. №7.
11. Журавлева В. А. Проблема «когнитивного провала» в информационном обществе: понятие и пути изучения // Ценности и смыслы. 2010. №3 (6).
12. Заварзина С.А. К вопросу об определении места инференции в системе категорий текста // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2016. №1.
13. Иваницкий В. Основные направления в проблематике российской прессы: экономика: исследование.
14. Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс текста - средство организации и оптимизации восприятия / Лазарева Э.А. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2006. Т. 40. № 19.
15. Малова Н. Е. Лингвокогнитивные категории «Имплицитность» и «Подтекст» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. №2.
16. Парамонова Т. А. Текст и иконический компонент в современных масс- медиа // Вестник ЧелГУ. 2015. №5 (360).
17. Прохорова К. В. Заголовочный комплекс в медиатексте: особенности функционирования // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. №1.
18. Сабунин А. Е. Метафорическое отображение действительности в пресс- фотографии российских деловых журналов начала XXI века. Автореф. дис. кандидата филологических наук: 10.01.10. М., 2011.
19. Сабунин А. Е. Принципы формирования сообщения в фотографии // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2009. №4.
20. Седова М. И. Изображение и текст // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. №1 (46).
21. Сонтаг С. О фотографии. М, 2013.
22. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
23. Терентьева И. Н. Фото-текст: раскрытие или конструирование реальности? // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. №3.
24. Толстунова М. А. Тенденции развития языка современной деловой прессы // Вестник ННГУ. 2010. №4-2.
25. Тулупов В. В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты) // Автореф. дисс. / В.В. Тулупов. Краснодар, 2000.
26. Холтон Е. Заголовочный комплекс как лингвистический феномен. Роли.
2012.
27. Хорошилов А. А. Фотография и визуальное восприятие // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. №1 (156).
28. Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984.
29. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость,
интертекстуальность, интердискурсивность. М., 2009.
30.Чехарин Е.Е. Когнитивное моделирование как метод устранения семантического разрыва // Образовательные ресурсы и технологии. 2016. №1 (13).
31. Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Медиаскоп: электрон. журн. 2014. Вып. 4.
32. Экономика. Толковый словарь. Общая редакция: Осадчая И.М. М, 2000.
33. Bonsiepe G. Visuel-verbale Rhetorik: Vortrag vom 25.03.1965. // Zeitschrift der Hochschule fur Gestaltung. 1965. № 14, 15, 16.
Источники
1. Газета «Коммерсантъ»: №1 (5751 с момента возобновления издания) - №245 (5995 с момента возобновления издания).
2. Газета «Ведомости»: №1 (3990) - №246 (4235).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ