ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОПРОФИЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МОНОГОРОДОВ) ПРИМОРСКОГО КРАЯ
|
Введение 5
1. Роль государства в социально-экономическом развитии монопрофильных
муниципальных образований (моногородов) 11
1.1. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «монопрофильное муниципальное образование» («моногород»).
Становление и развитие моногородов 11
1.2. Нормативно-правовые основы социально-экономического развития
монопрофильных муниципальных образований (моногородов) 20
1.3. Методики оценки социально-экономического развития
монопрофильных муниципальных образований (моногородов) 35
2. Оценка государственной поддержки социально-экономического развития
в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) Приморского края 43
2.1. Динамика социально-экономического развития монопрофильных
муниципальных образований (моногородов) Приморского края 43
2.2. Индикативная оценка социально-экономического развития
монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Приморского края 71
2.3. Инструменты государственной поддержки монопрофильных
муниципальных образований (моногородов) Приморского края 83
3. Перспективы развития монопрофильных муниципальных образований
(моногородов) Приморского края 89
Заключение 103
Список использованной литературы 106
1. Роль государства в социально-экономическом развитии монопрофильных
муниципальных образований (моногородов) 11
1.1. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «монопрофильное муниципальное образование» («моногород»).
Становление и развитие моногородов 11
1.2. Нормативно-правовые основы социально-экономического развития
монопрофильных муниципальных образований (моногородов) 20
1.3. Методики оценки социально-экономического развития
монопрофильных муниципальных образований (моногородов) 35
2. Оценка государственной поддержки социально-экономического развития
в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) Приморского края 43
2.1. Динамика социально-экономического развития монопрофильных
муниципальных образований (моногородов) Приморского края 43
2.2. Индикативная оценка социально-экономического развития
монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Приморского края 71
2.3. Инструменты государственной поддержки монопрофильных
муниципальных образований (моногородов) Приморского края 83
3. Перспективы развития монопрофильных муниципальных образований
(моногородов) Приморского края 89
Заключение 103
Список использованной литературы 106
Актуальность темы исследования определяется стратегическим характером и спецификой функционирования моногородов страны, которые требуют особых сценариев социально-экономического развития. Несмотря на дискуссии по вопросу целесообразности и эффективности такого размещения производительных сил, при котором формируются монофункциональные населенные пункты, города существуют, и их значимость для экономики Российской Федерации очевидна: в моногородах проживает около 15% населения страны, в Приморском крае территорий с монопрофильной экономикой насчитывается 9, что составляет 5,7 % от общего количества муниципальных образований от общего количества муниципальных образований региона. Несмотря на малую представленность моногородов в структуре муниципальных образований Приморья, по некоторым оценкам данный регион находится в группе регионов с уровнем развития ниже среднего. Кроме того, необходимо учитывать, что по разным подсчётам экспертов число муниципальных образований, зависящих от деятельности одного предприятия или ряда предприятий одного цикла, достигает тысячи.
Финансовый кризис последних лет обнаружил и обострил существование в моногородах проблем экономического и социального характера, обусловил необходимость их решения. Разработка мероприятий по снижению зависимости экономики моногорода от функционирования градообразующего предприятия, повышению гибкости его структуры должна осуществляться в соответствии с имеющимися в городе ресурсами, потенциалом, специфичными факторами. Разработка методического инструментария с элементами индикативной оценки, позволяющего выделить группы моногородов с последующим определением сценария их социально-экономического развития, представляет ценность для теории региональной экономики (в части размещения производительных сил), а также практическую значимость - уменьшение количества и масштабов социальных, экономических и экологических проблем. Отсутствие на
сегодняшний день единой системы критериев монопрофильности, ограниченность методической базы для оценки текущего социально - экономического состояния моногорода, отсутствие способов выбора и обоснования оптимального сценария развития не способствуют повышению конкурентоспособности экономики российских моногородов и ставят под угрозу перспективы их дальнейшего существования.
Нормативно-правовую основу магистерского исследования составили федеральные, региональные и муниципальные законодательные акты, программы, распоряжения, постановления по вопросам отнесения муниципальных образований к монопрофильным, государственной поддержки моногородов, такие как Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.09.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Правительства Российской Федерации №1001 от 29.08.1994 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими», распоряжение № 1398-р Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 «Об
утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», постановление Правительства от 22 июня 2015 №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», постановление Правительства РФ от 29.06.2014 №709 «О критериях
отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения».
Для разработки категориального аппарата магистерской диссертации и определения сущности моногорода потребовался анализ теоретического содержания терминов «моногород» и «градообразующее предприятие», представленных в отечественных и зарубежных работах таких ученых, как Д.Г. Валиева [24], Г.Ю. Гагарина, Р.В. Губарев, Е.И. Дзюба, Ф.С. Файзуллин [25], В.В. Гусев [29; 30], Б.С. Жихаревич, Т.К. Прибышин [33], Н.Ю. Замятина, А.Н. Пилясов [34], Г.Л. Тульчинский [66] и др. Для формирования теоретических основ социально-экономического развития моногорода были исследованы работы ученых в области региональной экономики Н.В. Зубаревич [36], Е.Г. Анимицы и его коллег [23]. В основу разработки методики индикативной оценки социально-экономического состояния моногорода легли труды отечественных ученых С.Айвазяна [20], И.В. Манаевой, Ю.В. Болтенковой [42]. Для формирования авторской схемы определения сценария социально-экономического развития моногорода были использован методический подход, представленный в работе «Моногорода. Перезагрузка. Поиск новых моделей функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях», выполненной по заказу компании «Базовый элемент» в 2011 году [45].
Вместе с тем, несмотря на достаточно широкое освещение проблем моногородов в научной литературе, до настоящего времени имеет место неразработанность многих теоретических и практических аспектов социально-экономического развития моногородов, определение моногорода в нормативном акте федерального уровня также не закреплено, а существующая нормативная правовая база содержит различные положения, определяющие понятие градообразующих предприятий.
Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, документы социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Приморского края, отчетность администраций моногородов.
Цель исследования состоит в определении сценариев социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Приморского края.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- конкретизировать категориально-понятийный аппарат, в частности, раскрыть сущность категорий «монопрофильное муниципальное образование» и «градообразующее предприятие»,
- выявить особенности социально-экономического развития моногородов;
- оценить по методике индикативной оценки уровень социально-экономического развития моногородов Приморского края для определения соответствующего сценария развития;
- предложить комплекс мер государственной поддержки монопрофильных муниципальных образований с учётом их типа и потенциала.
Объектом исследования выступает социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Приморского края.
Предмет исследования - государственная поддержка социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Приморского края.
Методологической и методической базой исследования стали такие общенаучные методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход. Для индикативной оценки монопрофильных муниципальных образований Приморского края использовались методы статистического нормирования, агрегирования и группировки. Для получения итоговых результатов применялись сопоставление, сравнение, индексный и сценарный методы.
Научная новизна исследования состоит в проведении индикативной оценки социально-экономического положения монопрофильных
муниципальных образований Приморского края и определении мер государственной поддержки на основе дифференцированного подхода. Это позволило разработать возможные сценарии развития моногородов края в зависимости от их потенциала.
Исследовательский вопрос данного исследования заключается в том, способны ли монопрофильные муниципальные образования Приморского края к организации собственного социально-экономического развития при наличии ресурсно-сырьевой базы, экономического потенциала,
человеческого капитала без государственной поддержки.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики расчета интегрального индекса социально -экономического положения моногородов на основе ранжирования и возможности использования полученных результатов в планировании и прогнозировании их развития.
Апробация полученных результатов была проведена в ходе подготовки доклада и выступления на Апрельской научно-практической конференции молодых ученых «Новая экономика, бизнес и общество», проводившейся в Школе экономики и менеджмента ДВФУ в апреле-мае 2018 г. По итогам представленного доклада, в электронном сборнике конференции опубликована научная статья «Перспективы развития моногородов Приморского края».
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении сформулирована актуальность исследования, определены цели и задачи, отражены научная новизна и практическая значимость. В первой главе сформулированы теоретико-методологические основы исследуемой проблематики, история возникновения моногородов, обозначена нормативно-правовая база. Во второй главе изучены методики оценки социально -экономического развития моногородов Приморского края, составлена характеристика моногородов в динамике, определены инструменты государственной поддержки моногородов, а также произведена индикативная оценка моногородов региона по основным показателям социальной и экономической сфер. В третьей главе предложены вероятные сценарии развития моногородов Приморского края и меры государственной поддержки на основании проведенной оценки. В заключении сформулированы выводы исходя из поставленных цели и задач
Финансовый кризис последних лет обнаружил и обострил существование в моногородах проблем экономического и социального характера, обусловил необходимость их решения. Разработка мероприятий по снижению зависимости экономики моногорода от функционирования градообразующего предприятия, повышению гибкости его структуры должна осуществляться в соответствии с имеющимися в городе ресурсами, потенциалом, специфичными факторами. Разработка методического инструментария с элементами индикативной оценки, позволяющего выделить группы моногородов с последующим определением сценария их социально-экономического развития, представляет ценность для теории региональной экономики (в части размещения производительных сил), а также практическую значимость - уменьшение количества и масштабов социальных, экономических и экологических проблем. Отсутствие на
сегодняшний день единой системы критериев монопрофильности, ограниченность методической базы для оценки текущего социально - экономического состояния моногорода, отсутствие способов выбора и обоснования оптимального сценария развития не способствуют повышению конкурентоспособности экономики российских моногородов и ставят под угрозу перспективы их дальнейшего существования.
Нормативно-правовую основу магистерского исследования составили федеральные, региональные и муниципальные законодательные акты, программы, распоряжения, постановления по вопросам отнесения муниципальных образований к монопрофильным, государственной поддержки моногородов, такие как Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.09.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Правительства Российской Федерации №1001 от 29.08.1994 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими», распоряжение № 1398-р Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 «Об
утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», постановление Правительства от 22 июня 2015 №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», постановление Правительства РФ от 29.06.2014 №709 «О критериях
отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения».
Для разработки категориального аппарата магистерской диссертации и определения сущности моногорода потребовался анализ теоретического содержания терминов «моногород» и «градообразующее предприятие», представленных в отечественных и зарубежных работах таких ученых, как Д.Г. Валиева [24], Г.Ю. Гагарина, Р.В. Губарев, Е.И. Дзюба, Ф.С. Файзуллин [25], В.В. Гусев [29; 30], Б.С. Жихаревич, Т.К. Прибышин [33], Н.Ю. Замятина, А.Н. Пилясов [34], Г.Л. Тульчинский [66] и др. Для формирования теоретических основ социально-экономического развития моногорода были исследованы работы ученых в области региональной экономики Н.В. Зубаревич [36], Е.Г. Анимицы и его коллег [23]. В основу разработки методики индикативной оценки социально-экономического состояния моногорода легли труды отечественных ученых С.Айвазяна [20], И.В. Манаевой, Ю.В. Болтенковой [42]. Для формирования авторской схемы определения сценария социально-экономического развития моногорода были использован методический подход, представленный в работе «Моногорода. Перезагрузка. Поиск новых моделей функционирования моногородов России в изменившихся экономических условиях», выполненной по заказу компании «Базовый элемент» в 2011 году [45].
Вместе с тем, несмотря на достаточно широкое освещение проблем моногородов в научной литературе, до настоящего времени имеет место неразработанность многих теоретических и практических аспектов социально-экономического развития моногородов, определение моногорода в нормативном акте федерального уровня также не закреплено, а существующая нормативная правовая база содержит различные положения, определяющие понятие градообразующих предприятий.
Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, документы социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Приморского края, отчетность администраций моногородов.
Цель исследования состоит в определении сценариев социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Приморского края.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- конкретизировать категориально-понятийный аппарат, в частности, раскрыть сущность категорий «монопрофильное муниципальное образование» и «градообразующее предприятие»,
- выявить особенности социально-экономического развития моногородов;
- оценить по методике индикативной оценки уровень социально-экономического развития моногородов Приморского края для определения соответствующего сценария развития;
- предложить комплекс мер государственной поддержки монопрофильных муниципальных образований с учётом их типа и потенциала.
Объектом исследования выступает социально-экономическое развитие монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Приморского края.
Предмет исследования - государственная поддержка социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Приморского края.
Методологической и методической базой исследования стали такие общенаучные методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход. Для индикативной оценки монопрофильных муниципальных образований Приморского края использовались методы статистического нормирования, агрегирования и группировки. Для получения итоговых результатов применялись сопоставление, сравнение, индексный и сценарный методы.
Научная новизна исследования состоит в проведении индикативной оценки социально-экономического положения монопрофильных
муниципальных образований Приморского края и определении мер государственной поддержки на основе дифференцированного подхода. Это позволило разработать возможные сценарии развития моногородов края в зависимости от их потенциала.
Исследовательский вопрос данного исследования заключается в том, способны ли монопрофильные муниципальные образования Приморского края к организации собственного социально-экономического развития при наличии ресурсно-сырьевой базы, экономического потенциала,
человеческого капитала без государственной поддержки.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики расчета интегрального индекса социально -экономического положения моногородов на основе ранжирования и возможности использования полученных результатов в планировании и прогнозировании их развития.
Апробация полученных результатов была проведена в ходе подготовки доклада и выступления на Апрельской научно-практической конференции молодых ученых «Новая экономика, бизнес и общество», проводившейся в Школе экономики и менеджмента ДВФУ в апреле-мае 2018 г. По итогам представленного доклада, в электронном сборнике конференции опубликована научная статья «Перспективы развития моногородов Приморского края».
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении сформулирована актуальность исследования, определены цели и задачи, отражены научная новизна и практическая значимость. В первой главе сформулированы теоретико-методологические основы исследуемой проблематики, история возникновения моногородов, обозначена нормативно-правовая база. Во второй главе изучены методики оценки социально -экономического развития моногородов Приморского края, составлена характеристика моногородов в динамике, определены инструменты государственной поддержки моногородов, а также произведена индикативная оценка моногородов региона по основным показателям социальной и экономической сфер. В третьей главе предложены вероятные сценарии развития моногородов Приморского края и меры государственной поддержки на основании проведенной оценки. В заключении сформулированы выводы исходя из поставленных цели и задач
Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что в моногородах отсутствуют собственные механизмы сопротивления кризисным факторам, последствия финансово-экономических кризисов проявляется наиболее остро. Даже при наличии ресурсно-сырьевой базы и трудоспособного населения, территории с монопрофильной экономикой нуждаются в государственной поддержке, которая должна представлять собой комплекс мер, направленных на решение конкретных проблем отдельно взятого муниципального образования на основе результатов комплексной оценки состояния моногорода, анализа потенциалов, сильных и слабых сторон развития, а также оценки деятельности градообразующего предприятия.
Несмотря на то, что все монопрофильные муниципальные образования сгруппированы в три группы, сценарии развития у каждого из них в пределах одной группы могут существенно отличаться.
На сегодняшний день у региональной власти отсутствуют полномочия, позволяющие управлять процессами развития моногородов.
В первую очередь от кризиса страдают экспорториентированные моногорода, так как их положение напрямую зависит от конъюнктуры мировых рынков сырья. Также кризисным факторам в большей степени подвержены следующие градообразующие отрасли: металлургия,
машиностроение, добывающая и химическая промышленности.
Проведенный анализ существующей терминологии показал, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «моногород», которое могло бы в полном объеме раскрывать специфику данного типа поселений.
Определение градообразующего предприятия также не закреплено в законодательных актах Российской Федерации. Рассмотрев некоторые варианты употребления термина градообразующее предприятие российскими исследователи, мы определили, что градообразующее предприятие - это
производственное предприятие, на долю которого приходится не менее 50% общегородского объема производства, на данном предприятии занято не менее 20% трудоспособного населения города, оно является основным налогоплательщиком в местный бюджет.
Отсутствие законодательно закрепленного перечня критериев моногорода препятствует составлению объективного списка моногородов Российской Федерации.
Рассмотрев имеющиеся методики оценки социально-экономического состояния муниципального образования, выявили, что для определения уровня социально-экономического развития моногорода целесообразно применять индикативную оценку при помощи статистических показателей, объединенных в группы индикаторов, что позволяет оценить отдельно сферы деятельности моногорода, в случае выявления предпосылок развития кризисной ситуации, определить, какие показатели в наибольшей степени влияют на подобные негативные тенденции, чтобы предпринять целевое, точечное воздействие по конкретному направлению.
Предложенная методика индикативной оценки социально - экономического развития моногорода помимо традиционных показателей экономической (объем производства товаров и услуг, численность экономически активного населения, объем инвестиций в основной капитал,), бюджетной (доходы местного бюджета на душу населения,) и социальной (уровень безработицы, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, отношение денежных доходов населения к величине прожиточного минимума) сфер включает показатели монопрофильности: доля производства градообразующего предприятия в общегородском объеме и доля экономически активного населения занятого на градообразующем предприятии. Методика позволяет определить состояние и точечно выявить проблемы для формирования оптимального сценария развития.
Каждый из сценариев предполагает вовлечение представителей регионального уровня власти, органов местного самоуправления, руководителей градообразующих предприятий, экспертов в области политологи, социологии, экономики.
В рамках данной работы предложены возможные сценарии развития моногородов Приморского края, которые направлены на повышение экономической эффективности и качества жизни населения.
Несмотря на то, что все монопрофильные муниципальные образования сгруппированы в три группы, сценарии развития у каждого из них в пределах одной группы могут существенно отличаться.
На сегодняшний день у региональной власти отсутствуют полномочия, позволяющие управлять процессами развития моногородов.
В первую очередь от кризиса страдают экспорториентированные моногорода, так как их положение напрямую зависит от конъюнктуры мировых рынков сырья. Также кризисным факторам в большей степени подвержены следующие градообразующие отрасли: металлургия,
машиностроение, добывающая и химическая промышленности.
Проведенный анализ существующей терминологии показал, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «моногород», которое могло бы в полном объеме раскрывать специфику данного типа поселений.
Определение градообразующего предприятия также не закреплено в законодательных актах Российской Федерации. Рассмотрев некоторые варианты употребления термина градообразующее предприятие российскими исследователи, мы определили, что градообразующее предприятие - это
производственное предприятие, на долю которого приходится не менее 50% общегородского объема производства, на данном предприятии занято не менее 20% трудоспособного населения города, оно является основным налогоплательщиком в местный бюджет.
Отсутствие законодательно закрепленного перечня критериев моногорода препятствует составлению объективного списка моногородов Российской Федерации.
Рассмотрев имеющиеся методики оценки социально-экономического состояния муниципального образования, выявили, что для определения уровня социально-экономического развития моногорода целесообразно применять индикативную оценку при помощи статистических показателей, объединенных в группы индикаторов, что позволяет оценить отдельно сферы деятельности моногорода, в случае выявления предпосылок развития кризисной ситуации, определить, какие показатели в наибольшей степени влияют на подобные негативные тенденции, чтобы предпринять целевое, точечное воздействие по конкретному направлению.
Предложенная методика индикативной оценки социально - экономического развития моногорода помимо традиционных показателей экономической (объем производства товаров и услуг, численность экономически активного населения, объем инвестиций в основной капитал,), бюджетной (доходы местного бюджета на душу населения,) и социальной (уровень безработицы, коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, отношение денежных доходов населения к величине прожиточного минимума) сфер включает показатели монопрофильности: доля производства градообразующего предприятия в общегородском объеме и доля экономически активного населения занятого на градообразующем предприятии. Методика позволяет определить состояние и точечно выявить проблемы для формирования оптимального сценария развития.
Каждый из сценариев предполагает вовлечение представителей регионального уровня власти, органов местного самоуправления, руководителей градообразующих предприятий, экспертов в области политологи, социологии, экономики.
В рамках данной работы предложены возможные сценарии развития моногородов Приморского края, которые направлены на повышение экономической эффективности и качества жизни населения.
Подобные работы
- Эффективность реализации государственных программ по освоению территорий «Дальневосточный гектар» и «Арктический гектар»
Магистерская диссертация, геодезия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2023



