ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 10
1.1. Творческое рассказывание как вид связной монологической речи 10
1.2. Творческое рассказывание в системе речевого творчества
дошкольников и условия его формирования 21
1.3. Особенности творческого рассказывания младших школьников с
общим недоразвитием речи 27
1.4 Возможности использования информационно¬
коммуникационных технологий в формировании навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи 32
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ 45
ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Изучение состояния навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи 47
2.2 Методические рекомендации по формированию навыка
творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим
недоразвитием речи средствами компьютерного тренажера 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Непременным условием всестороннего развития ребенка, его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Средством общения является речь. По данным литературы (Е.В. Архипова, Т.В. Ахутина, Г.В. Бобровская) и собственных наблюдений большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). В логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания, в частности, как важнейшего этапа при обучении связной речи, становится важной целью всего коррекционного процесса.
Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «творческий рассказ» можно принять за основу мнение, что это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором структуры (тематическая направленность, логическая последовательность, композиционная целостность), соответствующим языковым оформлением (лексико-грамматические, синтаксические и эмоционально¬выразительные средства) и использованием собственного опыта, привнесением новых, необычных для восприятия собеседника моментов (творческий компонент) (А.М.Бородич, В.П.Глухов, А.М.Дементьева, Э.П.Короткова и др.).
Овладение творческим рассказыванием знаменует собой переход на качественно новый уровень речемыслительной деятельности, а также максимально способствует приближению речи ребенка к тому уровню связной монологической речи, который требуется ему для овладения учебной деятельностью (Л.А.Горбушина, Т.Р.Кислова, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева).
Обучение данному виду рассказывания приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитием речи, так и развития их творческих возможностей.
Исследования особенностей формирования творческого рассказывания у детей с ОНР представлены в работах Е.В. Аханьковой, Н.С.Жуковой,
Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и др. Исследователи отмечают, что дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого детям текста. У данной категории детей отмечается несформированность представлений о правилах построения рассказа-сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий и др.), а также мелодико-интонационная невыразительность повествования и эмоциональная незаинтересованность.
Несмотря на интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческого рассказывания, коррекционно-педагогическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи остается недостаточно эффективной. Сохраняется потребность логопедической практики в совершенствовании коррекционно¬педагогической работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с ОНР.
Выше сказанное позволяет нам выявить следующее противоречие: между требованиями к коммуникативно-речевому развитию младших школьников, в частности, к овладению связной речью, определяемыми ФГОС НОО, и трудностями овладения творческим рассказыванием как видом связного монологического высказывания младшими школьниками с ОНР, недостаточно целенаправленной, систематической и эффективной логопедической работой в этом направлении, в том числе, недостаточным использованием информационно¬коммуникационных технологий.
Поэтому выбранную нами тему магистерской диссертации «Формирование навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс формирования навыка творческого рассказывания младших школьников с ОНР.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты
логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационно-коммуникационных технологий.
Гипотеза: для младших школьников с ОНР характерны трудности
овладения навыком творческого рассказывания. Для оптимизации работы по формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с ОНР возможно использование специального компьютерного тренажера, в основу которого взяты карты Проппа, иллюстрации сказок, силуэтные изображения, что позволит:
1) стимулировать интерес к созданию связного монологического высказывания;
2) наглядно моделировать программу речевого высказывания;
3) варьировать задания по преобразованию предложенного текста (сказки);
4) развивать творческую активность детей.
Исходя из цели, объекта, предмета гипотезы исследования мы выделили задачи:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать практическое изучение состояния навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и организации логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с ОНР.
3. Создать компьютерный тренажер для формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с ОНР и разработать методические рекомендации по его использованию в логопедической работе.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования в области формирования связной речи детей А.М.Бородич,
Э.П. Коротковой, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А. П.Усовой, К. Д. Ушинского и др.; исследования, посвященные изучению особенностей формирования связной речи детей с ОНР (В.К. Воробьева, В.П.Глухов, В.А.Ковшиковой, Р.И.Лалаевой, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской), исследования в области формирования творческого рассказывания у детей с ОНР (Е.В. Аханькова).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования полученные данные, подтверждающие имеющиеся в научной литературе факты об особенностях творческого рассказывания у детей с ОНР . Обосновано оптимизирующее воздействие информационно-коммуникационных технологий по формированию навыка творческого рассказывания.
Практическая значимость исследования: разработан компьютерный тренажер для развития навыка творческого рассказывания у младших школьников с ОНР и методические рекомендации по его использованию, что найдет применение в практике логопедического воздействия.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (01.09.2016 - 01.11.2017 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы с целью изучения проблемы исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методология исследования; проводился констатирующий эксперимент с целью изучения состояния навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и оценка состояния логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
На втором этапе (01.11.2017 - 01.05.2018 гг.) экспериментальная работа сопровождалась проверкой гипотезы исследования, уточнением теоретических выводов и положений, разработка компьютерного тренажера для формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
На третьем этапе (01.05.2018 - 03.06.2018 гг.) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Для младших школьников с ОНР характерны трудности овладения навыком творческого рассказывания.
2. Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи недостаточна эффективна.
3. Для оптимизации работы по формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с ОНР возможно использование специального компьютерного тренажера, в основу которого положены карты Проппа, иллюстрации сказок, силуэтные изображения.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были представлены:
• на региональном конкурсе научно-исследовательский проектов магистрантов «Специальное образование XXI века» (г. Белгород, апрель 2018 г.);
• на V международном конкурсе проектов «Принимать. Понимать. Помогать» (г. Курск, май 2018 г.);
• в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции «ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (г. Пенза, июнь 2018 г.);
• в сборнике материалов всероссийской научно-практической конференции «Системный подход к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ» (г. Белгород, июнь 2018 г.).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №10» г. Белгорода.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методологические основы, методы и этапы исследования. Показана научная и практическая значимость работы, сформулировано положения, выносимые на защиту.
В первой главе на основе анализа современной психологической, психолингвистической, методической литературы рассматриваются
теоретические основы проблемы формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Вторая глава посвящена экспериментальному изучению и анализу состояния навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и оценка состояния логопедической работы по формированию данного навыка. На основе полученных данных разрабатывается компьютерный тренажер для формирования навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации по его использованию.
В заключении представлено теоретическое обобщение результатов исследования и сформулированы основные выводы.
Творческое рассказывание представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами: структура речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения), содержание речевого сообщения (разнообразие использования лексических средств, эмоционально¬выразительных при грамматически правильном построении предложений), творческий компонент рассказа (самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны», находки).
Многочисленными исследованиями доказано, что для младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны трудности овладения связным монологическим высказыванием, в частности, навыком творческого рассказывания (М.В. Арсеньева, Е.В. Аханькова, Т.Д. Барменкова, О.А. Безрукова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
В научном исследовании Е.В. Аханьковой представлена характеристика особенностей творческого рассказывания детей с ОНР и отмечено, что сложности овладения данным видом связной речи обусловлены речевыми и когнитивными особенностями детей, а также недостаточной сформированностью структурного, содержательного и творческого компонентов рассказа (5).
В проведенном нами исследовании, в котором приняли участие младшие школьники с ОНР, было установлено преобладание низкого уровня творческого рассказывания (45%). У детей младшего школьного возраста с системным нарушением речи отмечается слабая выраженность положительного мотивационно-потребностного компонента в творческой деятельности, отсутствует самостоятельность самовыражения. Основные трудности, с которыми столкнулись младшие школьники с ОНР: отсутствие опыты; невозможность представить абстрактную ситуацию, развернуть сюжет или придумать персонажа; невозможность реализации нарушенного языкового внутреннего плана во внешнюю речь.
Для творческих рассказов было характерно: содержательная бедность, трудности в поиске лексических средств воплощения творческого рассказывания, недостаточное раскрытие темы, нарушение логики повествования, трудности установления причинно-следственных отношений в частях рассказа. Исходя из результатов исследования, можно увидеть следующую закономерность: у младших школьников с ОНР лучший результат наблюдался при использовании наглядного картинного материала, что свидетельствует о преобладании предметно-действенного мышления над абстрактно-логическим. Уровень развития процесса воображения влияет на сформированность навыка творческого рассказывания.
Экспериментальное изучение, направленное на выявление особенностей творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с общим недоразвитием речи, позволила определить несформированность творческого компонента, что было обусловлено трудностями актуализации социально-коммуникативного опыта,
комбинированием полученных ранее представлений, отражением увиденного в речи, а также особенностями речемыслительной деятельности.
В целом трудности обозначились в отсутствии навыков композиционного построения рассказа, логике повествования, что в свою очередь обуславливало низкую содержательность речевого сообщения. Узкий диапазон использования лексических средств, синонимии слов, малое использование эмоционально-выразительных средств имели определенное соответствие с трудностями грамматического оформления предложений, что особенно ярко это выступало в самостоятельном рассказывании.
Проведенное анкетирование учителей-логопедов позволило нам в качестве одной из причин низкого уровня владения навыком творческого рассказывания младшими школьниками с ОНР рассматривать несистематическую коррекционно¬развивающую работу логопедов-практиков в этом направлении, недостаточное использование эффективных инновационных технологий. Е.В. Аханькова также указывает, что логопедическая практика испытывает потребность в разработке новых методов и приемов обучения связной речи данной категории детей (5).
Нами были определены методические этапы и приемы работы с тренажером по развитию навыка творческого рассказывания, реализация которых позволяет формировать умения для развития связной речи в целом и для развития навыка творческого рассказывания:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап:
• обучение пересказу сказки с опорой на план речевого высказывания (наглядной модели).
• обучение творческому рассказу с элементами творчества через внесение изменений в известный сюжет.
• развитие навыка творческого рассказывания (составление собственной сказки) с помощью наглядного моделирования (карт Проппа).
Третий этап - заключительный.
Методические рекомендации по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с ОНР с использованием метода наглядного моделирования (карт Проппа) могут быть полезны логопедам - практикам для совершенствования логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с ОНР, т.к. логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи должна учитывать речевые и когнитивные особенности младших школьников с ОНР и особенности творческого рассказывания как вида связной монологической речи.
Компьютерный тренажер (http://learningapps.org/user/ЛогопедТворч) на основе использования карт Проппа, иллюстраций сказок, силуэтных изображений позволит:
1) стимулировать интерес к созданию связного монологического высказывания;
2) наглядно моделировать программу речевого высказывания;
3) варьировать задания по преобразованию предложенного текста (сказки);
4) развивать творческую активность детей.
Систематическое использование данного компьютерного тренажера в практике логопедической работы, на наш взгляд, будет способствовать оптимизации логопедической работы по формированию навыка творческого рассказывания у младших школьников с ОНР.
1. Алексиева, C.K. Активизация словесного творчества детей [Текст] / Алексиева С.К. // Дошкольное воспитание - 1970. - №9. - 30-34 с.
2. Алтухова, Т.А. Компьютерный тренажер в обучении творческому рассказыванию младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.А. Алтухова, П.А. Татаренкова // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Системный подход к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ». - 2018.- 137 с.
3. Алтухова, Т.А. Особенности навыка творческого рассказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.А. Алтухова, П.А. Татаренкова // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «ПРИОРИТЕТЫ ПЕДАГОГИКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ». - 2018.- 258-261 с.
4. Андрюшина, И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е. А . Флериной [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / И.И. Андрюшина - М., 2003. - 250 с.
5. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук. : 13.00.03 / Е.В. Аханькова - М., 2004. - 209 с.
6. Баринова, Е.А. Лингвистические основы методики развития связной
речи. Развитие речи учащихся [Текст] / Е.А. Баринова - Л.: ЛГПИ им.
А.И.Герцена, 1971. - 453 с.
7. Бухбиндер, В.А. О целостности и структуре текста [Текст] / В.А. Бухбиндер, Е.Д. Розанов // Вопросы языкознания. - 1975. - №6. - С.73-86.
8. Вопросы детской (возрастной) психологии: Соб.соч. в 6 Т.-Т.4 Детская психология, ч.2 [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
9. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб.пособие / В.К. Воробьева - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.-158 с.
10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов - М.: Аркти, 2004. - 168 с.
12. Дружинин, В.Н. Деятельность, подражание, творчество [Текст] / В.Н. Дружини // Школьный психолог, 2001. - №14 - с. 6-7. .
13. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи [Текст] / Н.Л. Ерастов - Ярославль: Академия развития, 1982. - 183 с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
15. Звоницкая, А.С. Психологический анализ связности речи в ее развитии у школьников [Текст] / А.С. Звоницкая // Учен.зап. - ЛГНИ им. А.И.Герцена. - 1941. - 137 с.
16. Корицкая, Е. Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи: Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович - М., 2002. - 295 с.
17. Кубрякова, Е.С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи [Текст] / Е.С.Кубрякова - М.: Наука, 1991. - 238с.
18. Кузьмина, Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы [Текст] / Е.В. Кузьмина // Логопед. - 2008. - №5 - 4-11 с.
19. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева - М., 1998. - 224 с.
20. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина - М.: Просвещение, 1967. - 367 с.
21. Леонтьев, A.A. Психолингвистические единицы порождения речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1969. - 307с.
22. Лепская, Н.И. Язык ребенка. (Онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н.И. Лепская. - М.: Фил.фак. МГУ, 1999.- 151с.
23. Леушина, A.M. О своеобразии образов в речи маленьких детей. [Текст]// Ученые записки / А.М. Леушина - ЛГПИ им. Герцена, 1946. - 392 с.
24. Лынская, М. И. Использование инновационных информационных технологий при коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи / М.И. Лынская // Преподаватель XXI век. - 2009. - №2-1. -80-84 с.
25. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст]// Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов./ А.А. Люблинская - М.: «Просвещение», 1971.
- 224 с.
26. Методика развития речи [Текст] / 11од ред. Л.П. Федоренко. - М., 1984. - с. 240, 73
27. Пеньевская, Л.А. Рассказывание детей старшей группы детского сада как средство обучения связной речи [Текст]: дисс. канд.пед.наук: 13.00.07 / Л.А. - М., 1947. - 170 с.
28. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л, 1986
29. Родари, Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство
придумывания историй [Текст]//Д. Родари- М.: Прогресс, 1990. - 207 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2002. - 712 с.
31. Русакова, О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками. / О.Л. Русакова //Информатика. - 2009. - №31- 119 с.
32. Солончук, С. В. Внедрение инновационных технологий в современном образовательном учреждении дошкольного типа как фактор модернизации профессионального образования [Текст] / С. В. Солончук // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 6.
- 154-157 с.
33. Строгова, С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования [Текст] / С.Ю. Строгова // Логопед. -2010. - №8. - С. 10 - 16
34. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие родителей и педагогов. [Текст] / Л.Ю. Субботина - Ярославль: Академия развития, 1996. - 235 с.
35. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева - М: Просвещение, 2003. - 144 с.
36. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - 16-21 с.
37. Ушакова, Т.Н. О механизмах детского словесного творчества. [Текст] / Т.Н. Ушакова // Вопросы психологии. - 1969. - №2. -62- 74 с.
38. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст]/ К.Д. Ушинский- Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. - 730 с.
39. Филичева, Т.Б.,Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова - М.: Гном-пресс, 1999. -80 с.
40. Халилова, Л.Б. Характеристика связного высказывания и пути его формирования у учащихся с церебральным параличом [Текст]// Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Л.Б. Халилова: Сб. науч тр. АПН СССР, НИИ дефект. - М., 1989. -57-64 с.
41. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под.ред. В.А.Звегинцева. - М.: Изд.Моск.Ун-та, 1972. -259 с.
42. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение [Текст]/ Л.С. Цветкова - М., 1988. - 207 с.
43. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]// Учебное пособие для студентов высших уч. Заведений/ С.Н Цейтлин - М.: Гум. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
44. Шашкина, Г.Р. Логопедические занятия для детей с ОНР [Текст]// Дефектология/ Г.Р. Шашкина - 2008. - №6., -37-44 с..
45. Шибицкая, А. Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок: Художественное творчество [Текст] /Под ред. Н. Ветлугиной. - М. 1974. - 139 с.
46. Шустерман, З.Г. Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть [Текст]/ З.Г. Шустерман,М. Н. Шустерман. - ИГ «Весь»; Санкт-Петербург; 2015. -80 с.
47. Эльконин ,Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста [Текст]// Педагогические советы родителям/ Д.Б. Эльконин - М., 1957. - 24 с.
48. Ястребова, А.В. Вопросы организации коррекционного обучения учащихся первых классов общеобразовательных школ, имеющих не резко выраженное общее недоразвитие речи [Текст] // Дефектология/ З.М.Суслова, А.В. Ястребова- 1986. - №2., -16-28 с.