Введение 4
1 Теоретические основы использования бюджетных средств в учреждении 8
1.1 Теоретические аспекты формирования расходных обязательств
образовательных бюджетных учреждении в Российской Федерации 8
1.2 Правовые основы обеспечения финансовых ресурсов бюджетных
учреждений, в аспекте их эффективности 21
1.3 Показатели эффективности в бюджетном планировании и оценка
эффективности использования бюджетных средств 29
2 Анализ эффективности использования бюджетных средств на примере
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ Л 513 с углубленным изучением английского языка г. Владивостока» 40
2.1 Организация финансово-хозяйственной деятельности муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №13» 40
2.2 Анализ расходования средств бюджета муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «СОШ №13».. 56
2.3 Оценка эффективности использования бюджетных средств
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №13» 65
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение А 73
Приложение Б 82
Приложение В 86
Приложение Г 87
Приложение Д 83
Финансы бюджетных организаций являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами, которые являются основой деятельности государства и органов местного самоуправления.
С развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования бюджетных учреждений.
Финансы в бюджетных организациях имеют свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях.
Финансы бюджетных организаций — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.
Формирование финансов в бюджетной организации происходит несколькими путями. Это средства за счет внебюджетных поступлений, целевые средства на содержание учреждения, средства родителей на содержание детских учреждений, средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, средства, поступающие во временное распоряжение учреждений, заемные средства бюджетных учреждений, средства, полученные бюджетными учреждениями от государственных внебюджетных фондов.
Одними из недостатков механизма финансирования бюджетных учреждений является то, что учреждения часто находятся в режиме административного ограничения бюджета и инвестиционных средств. Существует жесткая система ограничения внутреннего бюджета и бюджета инвестиций, и невозможно превысить те показатели, которые установлены и распределены потом между хозяйствами того или иного предприятия. Отсюда колоссальное недофинансирование определенных направлений. Все еще сохраняется разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов. Неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов, в особенности в части, касающейся финансирования бюджетных учреждений. Отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы, высокий уровень номинальной налоговой нагрузки.
В настоящее время проводится реформа бюджетного процесса в Российской Федерации, основными направлениями которой являются: бюджетирование, ориентированное на результат, среднесрочное бюджетное планирование, организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики.
Сейчас планирование расходов является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. С того насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Планирование становится одним из главных рычагов, применяемых в целях повышения результативности и эффективности расходов и доходов бюджета, оценки его влияния на экономику.
Актуальность темы исследования определяется тем, что совершенствование экономических механизмов функционирования сферы образования является одним из основных направлений государственной образовательной политики. В Российской Федерации расширение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений увязывается с изменениями в механизмах взаимодействия государственных органов с подведомственными учреждениями (переход к новой форме хозяйствования; появление планов и отчетов о результатах деятельности; предоставление образовательным учреждениям больших прав в распоряжении доходами и др.). Происходящие преобразования направлены на укрепление зависимости объемов бюджетного финансирования от результатов деятельности учреждений и, следовательно, на повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Объектом исследования являются - экономические отношения, возникающие в процессе функционирования, развития и совершенствования финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в современных условиях.
Предмет исследования - оценка системы финансирования образовательных учреждений, в аспекте ее эффективности.
Цель работы - рассмотреть результаты использования бюджетных средств через оценку их эффективности в организации бюджетной сферы.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы использования бюджетных средств в бюджетном учреждении.
2) Провести анализ эффективности их использования.
3) Описать основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в Российской Федерации, через систему критериев оценки их эффективности.
Работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников, приложениями.
Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами, графиками.
Во введение обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована основная цель данной работы, определён объект и предмет исследования.
В первой главе исследуются теоретические аспекты управления финансами организации, финансы бюджетных учреждений, а также финансы учреждений образования.
Во второй главе анализируется смета расходов МОУ СОШ №13, а также проблемы, связанные со сметным финансированием конкретного образовательного учреждения.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились классические и современные научные разработки специалистов, исследующих проблемы финансирования бюджетных организаций.
Исследователи в данной области, оставившие заметный след в экономической науке - Т М. Сильвестрова; Зви Боди,; Ковалева В. В.; Мацуляка И. Д. - внесли огромный вклад в становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов в своих изданиях они четко отразили сущность, структуру, эффективность использования бюджетных средств.
Широко представлена данная тема в работах следующих авторов: Александров И. М.; Буханова И. В. В работах освещаются вопросы финансовой политики, роль и место межбюджетных отношений на уровне федерации, регионов и бюджетных организаций.
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс
Российской Федерации, федеральные и региональные законодательные акты, а также нормативные и директивные документы Президента и Правительства Российской Федерации, регламентирующие бюджетные отношения в РФ.
Таким образом, финансы бюджетных организаций - это совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства и реализации продукций (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участниками общественного производства.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты финансовых ресурсов государственных образовательных учреждений. Источники финансирования деятельности бюджетных организаций. Источниками финансирования бюджетных организаций являются: бюджетные ассигнования, внебюджетные поступления.
Бюджетные организации финансируются с помощью бюджетных ассигнований. Бюджетные ассигнования это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
Внебюджетные средства — это средства, находящиеся в распоряжении учреждений и организаций, выделяемые не из федерального (местного, республиканского) бюджета, а формируемые за счет других источников, так как целевые средства и безвозмездные поступления; средства, поступившие во временное распоряжение учреждения; средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.; средства, полученные от предпринимательской деятельности.
Во второй главе был рассмотрен вопрос об эффективности использования бюджетных средств на примере «СОШ №13» с углубленным изучением английского языка г. Владивостока.
Цель СОШ №13 - формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования картины мира, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
План ФХД. составляется учреждением на этапе формирования проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
За последние два года заметно возросли доходы от предпринимательской деятельности по сравнению с предыдущим периодом. Ассигнования из федерального бюджета в рассматриваемом периоде практически не измены. Добровольные взносы остаются на довольно маленьком уровне в течение всего рассматриваемого периода.
После утверждения в установленном порядке краевого закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период План, при необходимости, уточняется.
Уточнение показателей Плана, связанных с принятием закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется учреждением не позднее одного месяца после официального опубликования закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Уточнение показателей Плана, связанных с выполнением государственного задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного задания и размера субсидии на выполнение государственного задания.
Анализ расходования средств бюджета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №13», показал, что плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат, указанных в Плане с детализацией до уровня групп и статей классификации.
Плановые объемы выплат, связанных с выполнением учреждением государственного задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в соответствии с утвержденным порядком определения расчетно-нормативных затрат на оказание учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и содержание их имущества, установленным отделом образования. Долевая структура объема расходования средств довольно неоднородна. Видно, что заработная плата повышается, а вот доля оплаты работ и услуг неуклонно снижается. Также снижаются расходы на содержание имущества, а увеличение стоимости основных средств растет.
Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №13», показала следующее.
Увеличение роста расходов в 2017 году по сравнению с 2016 годом объясняется окончательным формированием реестра бюджетополучателей и исключением бюджетополучателей средств федерального бюджета не федеральной собственности, передачей части бюджетополучателей на баланс субсчета федерации.
По степени соответствия запланированному уровню расходов можно сказать следующее. Запланированные расходы на содержание предприятия оказались меньше фактических.
Для повышения эффективности использования бюджетных средств учреждение может добиться экономии за счет следующих мер:
Во-первых, за счет снижения расходов на обслуживание имущества в расчете на 1 м2 площади.
Во-вторых, за счет увеличения количества обучающихся, приходящихся на 1 учителя.
В-третьих, за счет более эффективного развития механизма государственного заказа.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [по состоянию на 28 декабря 2017 г.: принят ГД 17 июля 1998]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19702/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая: [по состоянию на 23 мая 2018: принят ГД 21 октября 1994]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 1 [по состоянию на 19 февраля 2018: принят ГД 16 июля 1998]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19671/
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ: принят Государственной Думой 22.03.13 г.: [ред. от 23.04.2018 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/
5. О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации
прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края [Электронный ресурс] : Закон Приморского края от 19.12.2013 г. № 327-КЗ: принят Законодательным Собранием Приморского края 19 декабря 2013 г. : [ред. от 04.05.2018 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/460229984.
6. Абрамова, М. А. Финансы и кредит: учебник. / М. А. Абрамова - М.: ИД: Юриспруденция, 2016. - 184 с.
7. Агарков, М. М. Финансовый менеджмент. Курс лекций / М. М. Агарков - М.: Издательство БЕК, 2015. - 350 с.
8. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ: учебное пособие. / В. Г. Артеменко. - М.: ДИС, 2015. - 280 с.
9. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. / И. М. Александров. - М.: Дашков и К, 2016. — 486 с.
10. Алешин, С. М. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учебное пособие / С. М. Алешин. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 234 с.
11. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2016. - 687 с.
12. Бланк, И. А. Управление финансовыми рисками: учебный курс / И. А. Бланк. - Киев: Вильямс, 2014. — 600 с.
13. Бланк, И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И. А. Бланк. - Киев: Ника-Центр Эльга, 2013. - 340 с.
14. Боди, З. Финансы: учебник / З. Боди. - Изд-во: Вильямс, 2016. — 592 с.
15. Буханова, И. В. Бюджетная система Российской Федерации / И. В. Буханова. - М.: ММИЭИФП, 2013. — 399 с.
16. Врублевская, О. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / О. В. Врублевская, М. В. Романовский. - М.: Юрайт, 2014. - 320 с.
17. Герасимов А. Н. Проблемы финансирования деятельности бюджетных учреждений [Текст] // А. Н. Герасимов // М.: Экоперспектива, 2014. - с. 24-29.
18. Грищенко, А. А. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: учебник / А. А. Грищенко, В. И. Амборский. - М.: Ника- Центр, 2013. - 234 с.
19. Иванченко, Ю. П. Бюджетные образовательные учреждения и способы их финансирования // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 405-407.
20. Ковалев, В. В Финансы предприятий (организаций): учебник / В. В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2013. — 352 с.
21. Китова, В. М. Анализ расходов федерального бюджета на НИОКР: учебное пособие / В. М. Китова. - М.: Центр фискальной политики, 2013. - 340 с.
22. Климанов, В. Подушевое финансирование в общем среднем
образовании [Текст] // В. Климанов // Финансы. - 2014. - №12. - С. 8.
23. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В.
Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 560 с.
24. Ковалева, А. М. Финансы: учебник / А. М. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 360 с.
25. Колчина, М. В. Финансы предприятий: учебник / Н. В. Колчина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 364 с.
26. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях / Н. П. Кондраков. - М.: Проспект, 2014. - 232 с.
27. Мацкуляк, И. Д. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И. Д. Мацкуляк. - М.: РАГС, 2016. — 640 с.
28. Миляков, А. Н. Финансы предприятий: учебник / А. Н. Миляков. - М.: ММИЭИФП, 2014. — 158 с.
29. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А. С. Нешитой. - М. 2013. - 308 с.
30. Николаева, Т. П. Финансы предприятий / Т. П. Николаева. - М.: ММИЭИФП, 2014. — 158 с.
31. Особенности финансирования общеобразовательных учреждений
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://studepedia.org/index.php?vol=2&post=18372
32. Официальный сайт МБОУ «СОШ №13» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school13.pupils.ru/
33. Официальный сайт «Единой информационной системы в сфере
закупок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.zakupki .gov.ru/epz/main/public/home.html
34. Попова М. И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой / М. И. Попова. - М.: РАГС, 2013. - 150 с.
35. Панков, Д. А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных
организаций: учебное пособие / Д. А. Панков, Е. А. Головкова. - М.: Новое
знание, 2016. - 409 с.
36. Поляк, Г. Б. Бюджетная система России: учебник / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016 - 703 с.
37. Рыбалкин, В. Е. Анализ экономики: учебник / В. Е. Рыбалкин. - М.: Международные отношения, 2014. - 76 с.
38. Семенихин В. В. Бюджетное финансирование образовательных организаций [Электронный ресурс] / В. В. Семенихин // Отрасли права. - 2015. - Режим доступа: http://xn—7 sbbaj7auwnffhk.xn--p 1 ai/article/12586
39. Сильвестрова, Т. М Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств / Т. М. Сильвестрова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 364 с.
40. Слесаренко, Г. Бюджетное финансирование образования / Г.
Слесаренко // - 2014. - №20. - C. 5.
41. Токарев И. Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: методические указания / И. Н. Токарев. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2014. - 504 с.
42. Хаматова, Л.А. Экономика предприятия. Экономические ресурсы предприятия: учебное пособие / Л. А. Хаматова. - М.: Издательскоторговая корпорация Дашков и К, 2013. - 156 с.
43. Чекмез, А. Особенности финансового планирования в дошкольных образовательных учреждениях: фундаментальные исследования [Текст] // А. Чекмез // - 2015. - № 2-21. - C. 47.
44. Шахова, Г. Я. Государственные расходы и социально-экономическое развитие / Г. Я. Шахова, И. П. Боженко // Финансы. - 2014. - № 8. - С. 62