ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ОФФШОРНЫХ ЗОН ДЛЯ БИЗНЕСА И ПУТИ ДЕОФФШОРИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оффшорной деятельности 9
1.1. Экономико-правовое содержание дефиниций «оффшорная зона» и «оффшорный бизнес». Предпосылки оффшоризации национальных экономик..9
1.2. Обзор оффшорных центров современного мирового хозяйства и их
сравнительная характеристика 19
1.3. Причины роста привлекательности оффшорных юрисдикций для
российского бизнеса 30
Глава 2. Политика деоффшоризации как обязательная
составляющая экономической безопасности страны 40
2.1. Предпосылки и международный опыт деоффшоризации экономики 40
2.2. Негативные последствия участия России в оффшорном процессе и оценка
рисков отечественного бизнеса в зарубежных оффшорных операциях 60
2.3. Основные направления и способы деоффшоризации
российской экономики 67
Глава 3. Стратегические направления деоффшоризации российской экономики 74
3.1. Проблемы реализации политики деоффшоризации в России 74
3.2. Приоритетные направления регулирования деоффшоризации
российской экономики 83
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологические основы оффшорной деятельности 9
1.1. Экономико-правовое содержание дефиниций «оффшорная зона» и «оффшорный бизнес». Предпосылки оффшоризации национальных экономик..9
1.2. Обзор оффшорных центров современного мирового хозяйства и их
сравнительная характеристика 19
1.3. Причины роста привлекательности оффшорных юрисдикций для
российского бизнеса 30
Глава 2. Политика деоффшоризации как обязательная
составляющая экономической безопасности страны 40
2.1. Предпосылки и международный опыт деоффшоризации экономики 40
2.2. Негативные последствия участия России в оффшорном процессе и оценка
рисков отечественного бизнеса в зарубежных оффшорных операциях 60
2.3. Основные направления и способы деоффшоризации
российской экономики 67
Глава 3. Стратегические направления деоффшоризации российской экономики 74
3.1. Проблемы реализации политики деоффшоризации в России 74
3.2. Приоритетные направления регулирования деоффшоризации
российской экономики 83
Заключение 92
Список использованных источников 95
Приложения
Актуальность исследования. Непрерывное развитие мировой экономики, увеличение международных торговых операций, экономическая глобализация, постоянное движение финансовых потоков послужили причиной создания особых экономических зон, а в частности - их разновидности- офшорных зон или «налоговой гавани», то есть территории государства с низким налогообложением. Они играют важную роль в мировой экономике, являясь неотъемлемой частью экономических интеграционных процессов.
Основная первопричина появления и быстрого развития оффшорного бизнеса явилось противоречие возникшие между государством и гражданами. Государство хотело полностью контролировать экономическую ситуацию на своей территории, а граждане не хотели быть подконтрольными государству и отдавать часть своей прибыли в виде налогов.
В настоящее время существенно увеличилось число государств, резиденты которых активно стремятся надежно сберечь от посторонних глаз принадлежащие им активы или деятельность и не имеют желания делиться с государством. Так же значительно расширился диапазон их имущественного состояния и перечень причин, которые привлекают их в оффшорный бизнес. Все это связано с большим числом преимуществ оффшоров.
Участие в оффшорном процессе дает ряд положительных эффектов и, в первую очередь, реализуется фискальная функция (пополнение госбюджета) в странах - оффшорных юрисдикциях, а также в привлечении иностранного капитала.
Что качается оффшорных фирм, то все они стремятся в налоговые гавани за сниженными налоговыми платежами, что ведет впоследствии меньшие издержки и более высокую прибыль. Данные пункты подтверждают рост конкурентоспособности компании в целом.
Кроме того, преимуществом для оффшорных компаний от деятельности в «налоговых убежищах» является получение некоторой степени анонимности; упрощение процесса подготовки и предоставления финансовой отчётности; правовая защищенность в целом и т. п.
Сегодня в мире существуют свыше ста оффшорных юрисдикций. Уточнить их количество сложно, так как в международном сообществе не существует единообразного, унифицированного, общепринятого определения понятия «оффшорная юрисдикция».
В Дохинской декларации о финансовом развитии, принятой резолюцией 63/239 Генеральной Ассамблеи ООН от 24 декабря 2008 года и посвященной проблемам международного хозяйства, термин «оффшор» не употребляется. Об этом явлении говорится следующим образом: «В странах, в которых наблюдается отток капитала, он является одним из главных препятствий для мобилизации национальных ресурсов на цели развития. Крайне важно решить проблему незаконных финансовых потоков, особенно отмывания денег. Следует осуществить дополнительные меры по предотвращению перевода за рубеж похищенных активов, а также по пресечению потоков капитала, формируемых с преступными намерениями».
При этом точная стоимость капитала, аккумулированная на счетах оффшорных компаний по всему миру, не указывается ни в одном источнике. По оценочным данным экономиста Г. Закмана: «в оффшорах сосредоточено 8% мирового благосостояния, а у отдельных стран, включая Россию, эта цифра достигает 50%».
Множество схем финансовой спекуляции, конфиденциальность в оффшорном бизнесе не позволяют точно определить стоимость нелегально вывезенного капитала. Однако существует ряд аналитических докладов, исследовательских отчетов отдельных исследовательских групп - в которых отражается огромная значимость оффшорного бизнеса в современных международных торговых и инвестиционных процессах.
По разным оценкам, по состоянию на 2016 год около 35-40 стран мира или их субъектов являются оффшорными зонами, вклад которых в мировой ВВП сравнительно невелик (лишь 1,22%). Несмотря на это, через них проводится около 60% всех финансовых трансакций и 25% международного движения капитала в мире [34].
Всевозрастающая активность оффшорного бизнеса в мировой экономике, рост нелегального вывоза капитала посредством ряда финансовых схем, перманентное обновление и модернизация этих схем привели к обязательному формированию и реализации концепции деоффшоризации.
По экспертным оценкам, в настоящее время более 50% производственных активов России принадлежит компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах (для сравнения: в США и ЕС - не больше 10%).
Стоит отметить, что в оффшорных юрисдикциях регистрируют собственные финансовые компании как частные, так и государственные отечественные компании. Увеличение масштабов национального капитала (одно из пиковых значений - в 2014 году из России вывезено 153 млрд. долл.) предопределили необходимость. Для эффективной реализации данной политики необходим, конечно, тщательный анализ международной практики и зарубежного опыта в данной области.
Степень разработанности проблемы. Результаты активизации оффшорных процессов в международных экономических отношениях и участия России в данном бизнесе хорошо представлены в современной экономической и специальной литературе. Значительное количество исследований охватывает вопросы классификации оффшорного бизнеса, тренды его развития и роста, антиоффшорному регулированию. Проблем реализации механизма деоффшоризации огромное количество, что подтверждает актуальность и своевременность темы данного исследования.
Объект исследования - оффшорный бизнес и деоффшоризация как необходимая составляющая макроэкономической политики государства.
Предмет исследования - предпосылки и пути деоффшоризации российской экономики.
Цель исследования - исследование привлекательности ведения оффшорного бизнеса и систематизация основных направлений реализации политики деоффшоризации как обязательной составляющей экономической безопасности страны.
Задачи, поставленные и решенные в ходе исследования:
- исследовать теоретико-методологические основы оффшорной деятельности, в частности, раскрыть сущность, причины оффшоризации национальных экономик, провести сравнительный обзор современных оффшорных центров;
- изучить международный опыт и российскую практику деоффшоризации экономики;
- исследовать негативные последствия участия России в оффшорном процессе и проблемы реализации политики деоффшоризации в России;
- выявить приоритетные направления регулирования деоффшоризации российской экономики.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве основополагающих зарубежных исследований в сфере анализа международной мобильности капитала, оффшорного бизнеса и антиоффшорного регулирования в международной хозяйственной практике можно выделить труды следующих ученых: Арлиджа Дж., Брю С., Джеймса С.Хенри, Дэвида Д., Дорнбуша Р., Зиберта Х., Линдерта П., Пебро М., Самужльсона П., Торреб-ланка Дж., Фишера С. и др.
Вопросы деоффшоризации экономики раскрывались в трудах таких отечественных экономистов как: Аксеновой-Сорохтей Ю.Н., Артемьева А.А., Барановской Е.А., Басовой С.А.,Бауэра В.П., Борисова О.И., Ворониной А.М., Грунделя Л.П., Захарова А., Зеленюка А.Н., Катаевой О.С., Катасонова В.Ю., Михайлина А.Н., Мухачевой Ю.А., Никитчук И.И., Орловой А.А., Поваровой А.И., Рыжковой Ю.А., Татулова К.Г., Телюк Н.М,, Филатовой И.В., Хейфеца Б.А. и др.
Информационная база исследования. При написании магистерской диссертации использовались научные труды, монографии и публикации зарубежных и российских исследователей по вопросам оффшорного бизнеса и деоффшоризации экономики, материалов периодической печати и статистических данных Банка России и Росстата, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, аналитических докладов международных экономических организаций (МВФ, ЮНКТАД, ОЭСР, Всемирный экономический форум, ФАТФ).
Также в работе активно использовалась нормативно-правовая база российского законодательства по антиоффшорному регулированию; результаты научной деятельности ведущих академических и исследовательских институтов (Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).
Методы исследования. Для подготовки магистерской диссертации были использованы общеизвестные научные методы анализа (диалектический, системный, аналитический, абстрактно-логический, исторический). Широкое применение в работе получил статистический анализ, метод системного и сравнительного анализа, а также экспертных и рейтинговых оценок.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического использования его результатов органами учреждений и ведомств, непосредственно связанных с реализацией оффшорного бизнеса.
Кроме того, результаты исследования могут использоваться в ВУЗах экономического и финансового профилей при подготовке кадров высшей квалификации.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса мер по формированию эффективной политики деоффшоризации на основе систематизации зарубежного опыта.
Апробация результатов исследования. Основные положения, научные выводы и результаты, сформулированные в процессе данного исследования, прошли апробацию в форме публикаций в научных сборниках и конференциях, таких как Международная научно-практическая заочная конференция для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики», Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации», в журнале из утвержденного ВАК списка «Современная экономика: проблемы и решения». Всего по теме научного исследования было опубликовано 4 публикации.
Структура работы и объем работы. Диссертационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 63 наименований и включающий в себя как отечественные, так и зарубежные источники.
В первой главе «Теоретико-методологические основы оффшорной деятельности» раскрыто экономико-правовое содержание дефиниций «оффшорная зона» и «оффшорный бизнес», проведен сравнительный обзор оффшорных центров современного мирового хозяйства, выявлены причины роста привлекательности оффшорных юрисдикций для российского бизнеса.
Во второй главе «Политика деоффшоризации как обязательная составляющая экономической безопасности страны» исследованы основные предпосылки и международный опыт деоффшоризации экономики; проведена оценка негативных последствий участия России в оффшорном процессе и представлены направления деоффшоризации российской экономики.
В третьей главе «Стратегические направления деоффшоризации российской экономики» выявлены основные проблемы реализации политики деоффшоризации в России и представлены приоритетные направления регулирования деоффшоризации российской экономики.
Работа изложена на 101 странице, содержит таблицы, рисунки и схемы, приложения.
Основная первопричина появления и быстрого развития оффшорного бизнеса явилось противоречие возникшие между государством и гражданами. Государство хотело полностью контролировать экономическую ситуацию на своей территории, а граждане не хотели быть подконтрольными государству и отдавать часть своей прибыли в виде налогов.
В настоящее время существенно увеличилось число государств, резиденты которых активно стремятся надежно сберечь от посторонних глаз принадлежащие им активы или деятельность и не имеют желания делиться с государством. Так же значительно расширился диапазон их имущественного состояния и перечень причин, которые привлекают их в оффшорный бизнес. Все это связано с большим числом преимуществ оффшоров.
Участие в оффшорном процессе дает ряд положительных эффектов и, в первую очередь, реализуется фискальная функция (пополнение госбюджета) в странах - оффшорных юрисдикциях, а также в привлечении иностранного капитала.
Что качается оффшорных фирм, то все они стремятся в налоговые гавани за сниженными налоговыми платежами, что ведет впоследствии меньшие издержки и более высокую прибыль. Данные пункты подтверждают рост конкурентоспособности компании в целом.
Кроме того, преимуществом для оффшорных компаний от деятельности в «налоговых убежищах» является получение некоторой степени анонимности; упрощение процесса подготовки и предоставления финансовой отчётности; правовая защищенность в целом и т. п.
Сегодня в мире существуют свыше ста оффшорных юрисдикций. Уточнить их количество сложно, так как в международном сообществе не существует единообразного, унифицированного, общепринятого определения понятия «оффшорная юрисдикция».
В Дохинской декларации о финансовом развитии, принятой резолюцией 63/239 Генеральной Ассамблеи ООН от 24 декабря 2008 года и посвященной проблемам международного хозяйства, термин «оффшор» не употребляется. Об этом явлении говорится следующим образом: «В странах, в которых наблюдается отток капитала, он является одним из главных препятствий для мобилизации национальных ресурсов на цели развития. Крайне важно решить проблему незаконных финансовых потоков, особенно отмывания денег. Следует осуществить дополнительные меры по предотвращению перевода за рубеж похищенных активов, а также по пресечению потоков капитала, формируемых с преступными намерениями».
При этом точная стоимость капитала, аккумулированная на счетах оффшорных компаний по всему миру, не указывается ни в одном источнике. По оценочным данным экономиста Г. Закмана: «в оффшорах сосредоточено 8% мирового благосостояния, а у отдельных стран, включая Россию, эта цифра достигает 50%».
Множество схем финансовой спекуляции, конфиденциальность в оффшорном бизнесе не позволяют точно определить стоимость нелегально вывезенного капитала. Однако существует ряд аналитических докладов, исследовательских отчетов отдельных исследовательских групп - в которых отражается огромная значимость оффшорного бизнеса в современных международных торговых и инвестиционных процессах.
По разным оценкам, по состоянию на 2016 год около 35-40 стран мира или их субъектов являются оффшорными зонами, вклад которых в мировой ВВП сравнительно невелик (лишь 1,22%). Несмотря на это, через них проводится около 60% всех финансовых трансакций и 25% международного движения капитала в мире [34].
Всевозрастающая активность оффшорного бизнеса в мировой экономике, рост нелегального вывоза капитала посредством ряда финансовых схем, перманентное обновление и модернизация этих схем привели к обязательному формированию и реализации концепции деоффшоризации.
По экспертным оценкам, в настоящее время более 50% производственных активов России принадлежит компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах (для сравнения: в США и ЕС - не больше 10%).
Стоит отметить, что в оффшорных юрисдикциях регистрируют собственные финансовые компании как частные, так и государственные отечественные компании. Увеличение масштабов национального капитала (одно из пиковых значений - в 2014 году из России вывезено 153 млрд. долл.) предопределили необходимость. Для эффективной реализации данной политики необходим, конечно, тщательный анализ международной практики и зарубежного опыта в данной области.
Степень разработанности проблемы. Результаты активизации оффшорных процессов в международных экономических отношениях и участия России в данном бизнесе хорошо представлены в современной экономической и специальной литературе. Значительное количество исследований охватывает вопросы классификации оффшорного бизнеса, тренды его развития и роста, антиоффшорному регулированию. Проблем реализации механизма деоффшоризации огромное количество, что подтверждает актуальность и своевременность темы данного исследования.
Объект исследования - оффшорный бизнес и деоффшоризация как необходимая составляющая макроэкономической политики государства.
Предмет исследования - предпосылки и пути деоффшоризации российской экономики.
Цель исследования - исследование привлекательности ведения оффшорного бизнеса и систематизация основных направлений реализации политики деоффшоризации как обязательной составляющей экономической безопасности страны.
Задачи, поставленные и решенные в ходе исследования:
- исследовать теоретико-методологические основы оффшорной деятельности, в частности, раскрыть сущность, причины оффшоризации национальных экономик, провести сравнительный обзор современных оффшорных центров;
- изучить международный опыт и российскую практику деоффшоризации экономики;
- исследовать негативные последствия участия России в оффшорном процессе и проблемы реализации политики деоффшоризации в России;
- выявить приоритетные направления регулирования деоффшоризации российской экономики.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве основополагающих зарубежных исследований в сфере анализа международной мобильности капитала, оффшорного бизнеса и антиоффшорного регулирования в международной хозяйственной практике можно выделить труды следующих ученых: Арлиджа Дж., Брю С., Джеймса С.Хенри, Дэвида Д., Дорнбуша Р., Зиберта Х., Линдерта П., Пебро М., Самужльсона П., Торреб-ланка Дж., Фишера С. и др.
Вопросы деоффшоризации экономики раскрывались в трудах таких отечественных экономистов как: Аксеновой-Сорохтей Ю.Н., Артемьева А.А., Барановской Е.А., Басовой С.А.,Бауэра В.П., Борисова О.И., Ворониной А.М., Грунделя Л.П., Захарова А., Зеленюка А.Н., Катаевой О.С., Катасонова В.Ю., Михайлина А.Н., Мухачевой Ю.А., Никитчук И.И., Орловой А.А., Поваровой А.И., Рыжковой Ю.А., Татулова К.Г., Телюк Н.М,, Филатовой И.В., Хейфеца Б.А. и др.
Информационная база исследования. При написании магистерской диссертации использовались научные труды, монографии и публикации зарубежных и российских исследователей по вопросам оффшорного бизнеса и деоффшоризации экономики, материалов периодической печати и статистических данных Банка России и Росстата, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, аналитических докладов международных экономических организаций (МВФ, ЮНКТАД, ОЭСР, Всемирный экономический форум, ФАТФ).
Также в работе активно использовалась нормативно-правовая база российского законодательства по антиоффшорному регулированию; результаты научной деятельности ведущих академических и исследовательских институтов (Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).
Методы исследования. Для подготовки магистерской диссертации были использованы общеизвестные научные методы анализа (диалектический, системный, аналитический, абстрактно-логический, исторический). Широкое применение в работе получил статистический анализ, метод системного и сравнительного анализа, а также экспертных и рейтинговых оценок.
Практическая значимость исследования заключается в возможности практического использования его результатов органами учреждений и ведомств, непосредственно связанных с реализацией оффшорного бизнеса.
Кроме того, результаты исследования могут использоваться в ВУЗах экономического и финансового профилей при подготовке кадров высшей квалификации.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса мер по формированию эффективной политики деоффшоризации на основе систематизации зарубежного опыта.
Апробация результатов исследования. Основные положения, научные выводы и результаты, сформулированные в процессе данного исследования, прошли апробацию в форме публикаций в научных сборниках и конференциях, таких как Международная научно-практическая заочная конференция для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики», Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации», в журнале из утвержденного ВАК списка «Современная экономика: проблемы и решения». Всего по теме научного исследования было опубликовано 4 публикации.
Структура работы и объем работы. Диссертационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 63 наименований и включающий в себя как отечественные, так и зарубежные источники.
В первой главе «Теоретико-методологические основы оффшорной деятельности» раскрыто экономико-правовое содержание дефиниций «оффшорная зона» и «оффшорный бизнес», проведен сравнительный обзор оффшорных центров современного мирового хозяйства, выявлены причины роста привлекательности оффшорных юрисдикций для российского бизнеса.
Во второй главе «Политика деоффшоризации как обязательная составляющая экономической безопасности страны» исследованы основные предпосылки и международный опыт деоффшоризации экономики; проведена оценка негативных последствий участия России в оффшорном процессе и представлены направления деоффшоризации российской экономики.
В третьей главе «Стратегические направления деоффшоризации российской экономики» выявлены основные проблемы реализации политики деоффшоризации в России и представлены приоритетные направления регулирования деоффшоризации российской экономики.
Работа изложена на 101 странице, содержит таблицы, рисунки и схемы, приложения.
Основными результатами проведенного исследования являются следующие выводы:
Оффшоризация бизнеса зародилась достаточно давно. В те периоды оно носило специфику лишь ухода от уплаты или минимизацией налогов и не обладало всеми свойствами, характерными для него сейчас.
Под оффшорной зоной принято понимать государство либо его часть, в пределах которого для компаний- нерезидентов определен специфический режим деятельности и регистрации.
Оффшорные операции могут осуществляться двумя альтернативными способами:
3) внутри компании за счет создания иностранных филиалов (что иногда называется «внутрикорпоративным оффшорингом»);
4) путем передачи той или иной услуги в подряд какой-либо третьей стороне, являющейся поставщиком услуг («оффшорный подряд»).
Стремительное развитие финансовых операций в «оффшорах» и суперсовременные IT-технологии дают возможность постоянно поддерживать в реальном времени круглосуточную связь между ведущими финансовыми центрами мира.
Плюсами офшорных зон являются: большой набор налоговых льгот и оптимизация налогообложения; конфиденциальность информации об участниках и операциях в ведении бизнеса; отсутствие валютного контроля со стороны государства регистрации; минимальные требования к финансовой отчетности и упрощенная система ведения бухгалтерской отчётности; простая и быстрая система регистрации компаний.
Но у оффшорных зон имеется ряд недостатков: быстрое и свободное передвижение финансовых потоков, которое способствует отмыванию денег и легализации доходов, полученных преступным путем. Более того, сейчас все банковские операции проходят онлайн, а это значительно ускоряет движение «преступных» денег так, что становится гораздо сложнее их отследить. Происходит утечка капитала в оффшорные зоны, что не может не сказаться на экономической ситуации стран происхождения капитала. Здесь же скрывается значительная часть всех мировых денег.
По оценкам российских экспертов-аналитиков в прошлом году через оффшоры прошли российские товары на сумму 111 миллиардов долларов - это 1/5 часть всего отечественного экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. Все это - прямые потери бюджета нашей страны.
Единого перечня оффшорных зон не существует. Классификацией оффшорных зон занимается Международный валютный фонд и центральные банки разных стран мира.
Активно используют преимущества оффшоров в своей хозяйственной деятельности и такие стратегические лидеры («локомотивы») российской экономики как ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», ОК «Русал», ОАО «КамАЗ», инвестиционная компания «Интеррос» (в числе активов - ГМК «Норильский никель») и др. Все это говорит о парадоксальной ситуации в нашей экономике: основа экономики (предприятия ТЭКа, порты, аэропорты, связь, электроэнергетика и т. д.) контролируется из оффшорных зон, более того, средства уходят из этих отраслей за рубеж в оффшоры. Таким образом, в России создана оффшорная экономика.
В России доля налоговых поступлений превышает 80% в государственном бюджете. Большую часть поступлений составляют налоги крупных компаний, в первую очередь, предприятий нефтегазовой отрасли. Поэтому проблемы оффшорного ухода от налоговых выплат являются особо актуальным для отечественной экономики.
По словам Президента РФ В. В. Путина «в 2012 году через оффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов, то есть пятая часть всего экспорта России. Уходят в оффшоры и российские инвестиции, 25 из 50 млрд долларов инвестиций в другие страны пришлись именно на оффшоры».
Россия вошла в пятерку стран с наибольшей долей финансовых активов, хранящихся в оффшорах, говорится в исследовании Национального бюро экономических исследований США (NBER). Богатые россияне держат в налоговых гаванях средства, эквивалентные почти 50% ВВП страны. Впереди только Саудовская Аравия, Венесуэла и ОАЭ.
В современных условиях, следуя общемировому тренду, Россия активировала борьбу с внутренними оффшорами и фирмами-однодневками, через которые осуществляется вывоз капитала в оффшоры.
Совершенствование национальной законодательной системы предполагает реформирование значительного числа направлений и носит стратегический (долгосрочный) характер.
Основные возможные способы деоффшоризации, приемлемые для России - это: постоянное совершенствование законодательства; усиление налогового контроля над трансфертными ценами, разделение компаний на «российские» и «не российские»; предоставление более льготных процентных ставок по кредитам на отеческом рынке; создание барьеров для «отмывания» нелегальных и преступных доходов.
Оффшоризация бизнеса зародилась достаточно давно. В те периоды оно носило специфику лишь ухода от уплаты или минимизацией налогов и не обладало всеми свойствами, характерными для него сейчас.
Под оффшорной зоной принято понимать государство либо его часть, в пределах которого для компаний- нерезидентов определен специфический режим деятельности и регистрации.
Оффшорные операции могут осуществляться двумя альтернативными способами:
3) внутри компании за счет создания иностранных филиалов (что иногда называется «внутрикорпоративным оффшорингом»);
4) путем передачи той или иной услуги в подряд какой-либо третьей стороне, являющейся поставщиком услуг («оффшорный подряд»).
Стремительное развитие финансовых операций в «оффшорах» и суперсовременные IT-технологии дают возможность постоянно поддерживать в реальном времени круглосуточную связь между ведущими финансовыми центрами мира.
Плюсами офшорных зон являются: большой набор налоговых льгот и оптимизация налогообложения; конфиденциальность информации об участниках и операциях в ведении бизнеса; отсутствие валютного контроля со стороны государства регистрации; минимальные требования к финансовой отчетности и упрощенная система ведения бухгалтерской отчётности; простая и быстрая система регистрации компаний.
Но у оффшорных зон имеется ряд недостатков: быстрое и свободное передвижение финансовых потоков, которое способствует отмыванию денег и легализации доходов, полученных преступным путем. Более того, сейчас все банковские операции проходят онлайн, а это значительно ускоряет движение «преступных» денег так, что становится гораздо сложнее их отследить. Происходит утечка капитала в оффшорные зоны, что не может не сказаться на экономической ситуации стран происхождения капитала. Здесь же скрывается значительная часть всех мировых денег.
По оценкам российских экспертов-аналитиков в прошлом году через оффшоры прошли российские товары на сумму 111 миллиардов долларов - это 1/5 часть всего отечественного экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. Все это - прямые потери бюджета нашей страны.
Единого перечня оффшорных зон не существует. Классификацией оффшорных зон занимается Международный валютный фонд и центральные банки разных стран мира.
Активно используют преимущества оффшоров в своей хозяйственной деятельности и такие стратегические лидеры («локомотивы») российской экономики как ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», ОК «Русал», ОАО «КамАЗ», инвестиционная компания «Интеррос» (в числе активов - ГМК «Норильский никель») и др. Все это говорит о парадоксальной ситуации в нашей экономике: основа экономики (предприятия ТЭКа, порты, аэропорты, связь, электроэнергетика и т. д.) контролируется из оффшорных зон, более того, средства уходят из этих отраслей за рубеж в оффшоры. Таким образом, в России создана оффшорная экономика.
В России доля налоговых поступлений превышает 80% в государственном бюджете. Большую часть поступлений составляют налоги крупных компаний, в первую очередь, предприятий нефтегазовой отрасли. Поэтому проблемы оффшорного ухода от налоговых выплат являются особо актуальным для отечественной экономики.
По словам Президента РФ В. В. Путина «в 2012 году через оффшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 миллиардов долларов, то есть пятая часть всего экспорта России. Уходят в оффшоры и российские инвестиции, 25 из 50 млрд долларов инвестиций в другие страны пришлись именно на оффшоры».
Россия вошла в пятерку стран с наибольшей долей финансовых активов, хранящихся в оффшорах, говорится в исследовании Национального бюро экономических исследований США (NBER). Богатые россияне держат в налоговых гаванях средства, эквивалентные почти 50% ВВП страны. Впереди только Саудовская Аравия, Венесуэла и ОАЭ.
В современных условиях, следуя общемировому тренду, Россия активировала борьбу с внутренними оффшорами и фирмами-однодневками, через которые осуществляется вывоз капитала в оффшоры.
Совершенствование национальной законодательной системы предполагает реформирование значительного числа направлений и носит стратегический (долгосрочный) характер.
Основные возможные способы деоффшоризации, приемлемые для России - это: постоянное совершенствование законодательства; усиление налогового контроля над трансфертными ценами, разделение компаний на «российские» и «не российские»; предоставление более льготных процентных ставок по кредитам на отеческом рынке; создание барьеров для «отмывания» нелегальных и преступных доходов.
Подобные работы
- ДЕОФФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Налогообложение в оффшорных и особых экономических зонах и его
перспективы
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2016



