ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета
«Окружающий мир» 8
1.1. Значение различных источников информации для изучения
«Окружающего мира» младшими школьниками 8
1.2. Сущность умения работать с информацией и критерии его
сформированности у младшего школьника 18
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с различными
источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 43
2.1. Анализ уровня сформированности умения младших
школьников работать с различными источниками информации 43
2.2. Проект формирования у младших школьников умения
работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 50
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложения 78
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета
«Окружающий мир» 8
1.1. Значение различных источников информации для изучения
«Окружающего мира» младшими школьниками 8
1.2. Сущность умения работать с информацией и критерии его
сформированности у младшего школьника 18
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с различными
источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 43
2.1. Анализ уровня сформированности умения младших
школьников работать с различными источниками информации 43
2.2. Проект формирования у младших школьников умения
работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 50
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложения 78
В современный информационный век важная роль на уроках по различным предметам принадлежит умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, Интернет-страниц или окружающей жизни. Важными для развития познавательной деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» является формирование у них универсальных учебных действий, позволяющих осуществлять поиск, анализ, преобразование и использование необходимой информации, содержащейся в географических картах, учебной литературе, энциклопедиях, справочниках, словарях, в открытом информационном пространстве, в том числе, окружающей природе и пространстве Интернета.
Согласно требованиям нового стандарта начального образования, младший школьник при содействии учителя должен научиться самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников или из собственного опыта и использовать эти знания при решении проблемных задач урока. Конкретно к предмету «Окружающий мир» современный стандарт предъявляет следующие требования:
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (ФГОС НОО, 2010).
Формированию у младших школьников умений получать информацию путём непосредственных наблюдений за природой и жизнью людей, чтения дополнительной литературы, работы с картографическими пособиями и другими информационными источниками уделяли внимание многие учёные, педагоги и философы. Среди них Г.Н. Аквилева, А.Ф. Баннова, М.Е. Бершадский, А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, З.А. Клепинина, Е.В. Коротаева, В.А. Красильникова, М.И. Махмутов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина и др.
Анализ методических пособий и методических рекомендаций по предмету «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова, Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец и др.) показывает, что в них есть указания на возможность использования дополнительных источников информации на уроках в начальной школе.
Нельзя не отметить противоречивость сложившейся ситуации: в условиях, когда объем информации в мире постоянно растёт, и важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности, многие учителя продолжают работать по старинке, не осознавая того, что сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились. Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций. Одной из основных становится информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. Это умение необходимо целенаправленно формировать. В связи с этим мы выбрали тему выпускной квалификационной работы: «Формирование у младших школьников умения работать с различными
источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
1) мотивировать работу обучающихся путём вопросов и заданий, при выполнении которых они попадают в ситуации необходимости поиска, понимания, преобразования, применения, передачи или проверки достоверности информации;
2) оказывать школьникам педагогическую поддержку путём ознакомления с логическими и организационными приёмами работы с информационными источниками, составления алгоритма работы с информацией (в виде памятки или динамической схемы).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение различных источников информации для изучения «Окружающего мира» младшими школьниками.
2. Раскрыть сущность умения работать с информацией и критерии его сформированности у младшего школьника.
3. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
4. Определить уровень сформированности у младших школьников умения работать с различными источниками информации.
5. Разработать проект реализации организационно-педагогических условий формирования умения младших школьников работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование, эксперимент.
База исследования: 4 класс МОУ «Двулученская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научной статьи в материалах Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29 - 30 марта 2018 г.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность умения работать с информацией и критерии его сформированности у младшего школьника; значение различных источников информации для изучения «Окружающего мира» младшими школьниками; теоретически обосновываются организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описан ход и представлены результаты констатирующего эксперимента, выявляющего уровень сформированности умения младших школьников работать с различными источниками информации; представлен проект реализации организационно¬педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список: 78 источников.
В приложении содержатся диагностические задания для младших школьников; таблицы с результатами экспериментальной работы; фрагменты уроков и внеурочных мероприятий; описание приёмов работы с информацией, алгоритмы и памятки для самостоятельной работы младших школьников с информацией.
Согласно требованиям нового стандарта начального образования, младший школьник при содействии учителя должен научиться самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников или из собственного опыта и использовать эти знания при решении проблемных задач урока. Конкретно к предмету «Окружающий мир» современный стандарт предъявляет следующие требования:
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (ФГОС НОО, 2010).
Формированию у младших школьников умений получать информацию путём непосредственных наблюдений за природой и жизнью людей, чтения дополнительной литературы, работы с картографическими пособиями и другими информационными источниками уделяли внимание многие учёные, педагоги и философы. Среди них Г.Н. Аквилева, А.Ф. Баннова, М.Е. Бершадский, А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, З.А. Клепинина, Е.В. Коротаева, В.А. Красильникова, М.И. Махмутов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина и др.
Анализ методических пособий и методических рекомендаций по предмету «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова, Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец и др.) показывает, что в них есть указания на возможность использования дополнительных источников информации на уроках в начальной школе.
Нельзя не отметить противоречивость сложившейся ситуации: в условиях, когда объем информации в мире постоянно растёт, и важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности, многие учителя продолжают работать по старинке, не осознавая того, что сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились. Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций. Одной из основных становится информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. Это умение необходимо целенаправленно формировать. В связи с этим мы выбрали тему выпускной квалификационной работы: «Формирование у младших школьников умения работать с различными
источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
1) мотивировать работу обучающихся путём вопросов и заданий, при выполнении которых они попадают в ситуации необходимости поиска, понимания, преобразования, применения, передачи или проверки достоверности информации;
2) оказывать школьникам педагогическую поддержку путём ознакомления с логическими и организационными приёмами работы с информационными источниками, составления алгоритма работы с информацией (в виде памятки или динамической схемы).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение различных источников информации для изучения «Окружающего мира» младшими школьниками.
2. Раскрыть сущность умения работать с информацией и критерии его сформированности у младшего школьника.
3. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
4. Определить уровень сформированности у младших школьников умения работать с различными источниками информации.
5. Разработать проект реализации организационно-педагогических условий формирования умения младших школьников работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование, эксперимент.
База исследования: 4 класс МОУ «Двулученская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научной статьи в материалах Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29 - 30 марта 2018 г.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность умения работать с информацией и критерии его сформированности у младшего школьника; значение различных источников информации для изучения «Окружающего мира» младшими школьниками; теоретически обосновываются организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описан ход и представлены результаты констатирующего эксперимента, выявляющего уровень сформированности умения младших школьников работать с различными источниками информации; представлен проект реализации организационно¬педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список: 78 источников.
В приложении содержатся диагностические задания для младших школьников; таблицы с результатами экспериментальной работы; фрагменты уроков и внеурочных мероприятий; описание приёмов работы с информацией, алгоритмы и памятки для самостоятельной работы младших школьников с информацией.
В ходе исследования мы убедились, что формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», представляет собой систему субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися, что позволяет сочетать индивидуальную и коллективную форму работы, обеспечивает развитие личности ребенка.
В ходе исследования была достигнута его цель и выполнены все поставленные задачи.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выявить сущность и определить критерии сформированности у младших школьников умения работать с информацией.
Умение работать с информацией, включающее универсальные учебные действия по её поиску, пониманию, преобразованию, интерпретации и оценке - важнейший структурный компонент информационной грамотности младшего школьника. Это интегративное исследовательское умение представлено тремя блоками универсальных учебных действий, которые могут служить критериями его сформированности у детей младшего школьного возраста. Это действия, связанные с поиском и пониманием информации (1 блок); её преобразованием и интерпретацией (2 блок); оценочные действия (3 блок).
Экспериментальное исследование выявило, что только у 13% младших школьников высокий уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, у 58% - средний и у 29% - низкий. У младших школьников лучше сформированы универсальные учебные действия, связанные с поиском и пониманием информации, её преобразованием и интерпретацией, хуже - универсальные учебные действия по оценке информации.
Модель реализации организационно-педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации при изучении предмета «Окружающий мир», на наш взгляд, должна включать два блока: мотивационный и блок педагогической поддержки самостоятельной работы учащихся с информацией.
Для формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации уроки «Окружающего мира» желательно проводить в нетрадиционной форме с использованием игровых приёмов. Важно, чтобы используемые учителем задания и вопросы мотивировали учащихся к самостоятельному поиску и преобразованию информации. Для этого необходимо создавать проблемные ситуации, предлагать различные источники информации.
Проведенное теоретическое исследование и наши наблюдения за детьми в ходе уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир» в рамках разработанного нами проекта, подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы об эффективности следующих
организационно-педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации:
- мотивация работы обучающихся путём вопросов и заданий, при выполнении которых они попадают в ситуации необходимости поиска, понимания, преобразования, применения, передачи или проверки достоверности информации;
- оказание педагогической поддержки путём ознакомления детей с логическими и организационными приёмами работы с информационными источниками; составления алгоритмов работы с информацией (в виде памятки или схемы).
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале эксперимента, подтвердилась.
В результате проведенной экспериментальной работы повысилась частота использования дополнительных источников информации при подготовке младших школьников к урокам «Окружающего мира». Учитель стал активнее использовать предложенные нами приёмы работы с информацией (составление кластера, заполнение таблицы «Знаю - хочу узнать - узнал», ведение «Дневника исследований», «Инсерт», «Интеллект-карта», «Фишбоун») на уроках «Окружающего мира».
Мы считаем, что для успешного обучения необходимо включать младшего школьника в работу с различными источниками информации, побуждать самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, создавая тем самым условия для выполнения им роли субъекта познавательной деятельности. Создание организационно-педагогических условий для формирования умения младших школьников работать с информационными источниками способствует познавательному интересу к изучаемому предмету, повышает качество знаний, формирует положительные мотивы учения.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств развития информационной компетентности младших школьников.
В ходе исследования была достигнута его цель и выполнены все поставленные задачи.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выявить сущность и определить критерии сформированности у младших школьников умения работать с информацией.
Умение работать с информацией, включающее универсальные учебные действия по её поиску, пониманию, преобразованию, интерпретации и оценке - важнейший структурный компонент информационной грамотности младшего школьника. Это интегративное исследовательское умение представлено тремя блоками универсальных учебных действий, которые могут служить критериями его сформированности у детей младшего школьного возраста. Это действия, связанные с поиском и пониманием информации (1 блок); её преобразованием и интерпретацией (2 блок); оценочные действия (3 блок).
Экспериментальное исследование выявило, что только у 13% младших школьников высокий уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, у 58% - средний и у 29% - низкий. У младших школьников лучше сформированы универсальные учебные действия, связанные с поиском и пониманием информации, её преобразованием и интерпретацией, хуже - универсальные учебные действия по оценке информации.
Модель реализации организационно-педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации при изучении предмета «Окружающий мир», на наш взгляд, должна включать два блока: мотивационный и блок педагогической поддержки самостоятельной работы учащихся с информацией.
Для формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации уроки «Окружающего мира» желательно проводить в нетрадиционной форме с использованием игровых приёмов. Важно, чтобы используемые учителем задания и вопросы мотивировали учащихся к самостоятельному поиску и преобразованию информации. Для этого необходимо создавать проблемные ситуации, предлагать различные источники информации.
Проведенное теоретическое исследование и наши наблюдения за детьми в ходе уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир» в рамках разработанного нами проекта, подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы об эффективности следующих
организационно-педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации:
- мотивация работы обучающихся путём вопросов и заданий, при выполнении которых они попадают в ситуации необходимости поиска, понимания, преобразования, применения, передачи или проверки достоверности информации;
- оказание педагогической поддержки путём ознакомления детей с логическими и организационными приёмами работы с информационными источниками; составления алгоритмов работы с информацией (в виде памятки или схемы).
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале эксперимента, подтвердилась.
В результате проведенной экспериментальной работы повысилась частота использования дополнительных источников информации при подготовке младших школьников к урокам «Окружающего мира». Учитель стал активнее использовать предложенные нами приёмы работы с информацией (составление кластера, заполнение таблицы «Знаю - хочу узнать - узнал», ведение «Дневника исследований», «Инсерт», «Интеллект-карта», «Фишбоун») на уроках «Окружающего мира».
Мы считаем, что для успешного обучения необходимо включать младшего школьника в работу с различными источниками информации, побуждать самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, создавая тем самым условия для выполнения им роли субъекта познавательной деятельности. Создание организационно-педагогических условий для формирования умения младших школьников работать с информационными источниками способствует познавательному интересу к изучаемому предмету, повышает качество знаний, формирует положительные мотивы учения.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств развития информационной компетентности младших школьников.
Подобные работы
- Формирование у младших школьников умения поиска и выделения необходимой информации во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ
РАБОТАТЬ С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



