Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета
«Окружающий мир» 8
1.1. Значение различных источников информации для изучения
«Окружающего мира» младшими школьниками 8
1.2. Сущность умения работать с информацией и критерии его
сформированности у младшего школьника 18
1.3. Организационно-педагогические условия формирования
у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения работать с различными
источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 43
2.1. Анализ уровня сформированности умения младших
школьников работать с различными источниками информации 43
2.2. Проект формирования у младших школьников умения
работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 50
Заключение 66
Библиографический список 69
Приложения 78
В современный информационный век важная роль на уроках по различным предметам принадлежит умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, Интернет-страниц или окружающей жизни. Важными для развития познавательной деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» является формирование у них универсальных учебных действий, позволяющих осуществлять поиск, анализ, преобразование и использование необходимой информации, содержащейся в географических картах, учебной литературе, энциклопедиях, справочниках, словарях, в открытом информационном пространстве, в том числе, окружающей природе и пространстве Интернета.
Согласно требованиям нового стандарта начального образования, младший школьник при содействии учителя должен научиться самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источников или из собственного опыта и использовать эти знания при решении проблемных задач урока. Конкретно к предмету «Окружающий мир» современный стандарт предъявляет следующие требования:
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (ФГОС НОО, 2010).
Формированию у младших школьников умений получать информацию путём непосредственных наблюдений за природой и жизнью людей, чтения дополнительной литературы, работы с картографическими пособиями и другими информационными источниками уделяли внимание многие учёные, педагоги и философы. Среди них Г.Н. Аквилева, А.Ф. Баннова, М.Е. Бершадский, А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, З.А. Клепинина, Е.В. Коротаева, В.А. Красильникова, М.И. Махмутов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина и др.
Анализ методических пособий и методических рекомендаций по предмету «Окружающий мир» (авторы А.А. Плешаков, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова, Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец и др.) показывает, что в них есть указания на возможность использования дополнительных источников информации на уроках в начальной школе.
Нельзя не отметить противоречивость сложившейся ситуации: в условиях, когда объем информации в мире постоянно растёт, и важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности, многие учителя продолжают работать по старинке, не осознавая того, что сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились. Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций. Одной из основных становится информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. Это умение необходимо целенаправленно формировать. В связи с этим мы выбрали тему выпускной квалификационной работы: «Формирование у младших школьников умения работать с различными
источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
1) мотивировать работу обучающихся путём вопросов и заданий, при выполнении которых они попадают в ситуации необходимости поиска, понимания, преобразования, применения, передачи или проверки достоверности информации;
2) оказывать школьникам педагогическую поддержку путём ознакомления с логическими и организационными приёмами работы с информационными источниками, составления алгоритма работы с информацией (в виде памятки или динамической схемы).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть значение различных источников информации для изучения «Окружающего мира» младшими школьниками.
2. Раскрыть сущность умения работать с информацией и критерии его сформированности у младшего школьника.
3. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
4. Определить уровень сформированности у младших школьников умения работать с различными источниками информации.
5. Разработать проект реализации организационно-педагогических условий формирования умения младших школьников работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование, эксперимент.
База исследования: 4 класс МОУ «Двулученская СОШ» Валуйского района Белгородской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научной статьи в материалах Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29 - 30 марта 2018 г.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность умения работать с информацией и критерии его сформированности у младшего школьника; значение различных источников информации для изучения «Окружающего мира» младшими школьниками; теоретически обосновываются организационно-педагогические условия формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описан ход и представлены результаты констатирующего эксперимента, выявляющего уровень сформированности умения младших школьников работать с различными источниками информации; представлен проект реализации организационно¬педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список: 78 источников.
В приложении содержатся диагностические задания для младших школьников; таблицы с результатами экспериментальной работы; фрагменты уроков и внеурочных мероприятий; описание приёмов работы с информацией, алгоритмы и памятки для самостоятельной работы младших школьников с информацией.
В ходе исследования мы убедились, что формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», представляет собой систему субъект-субъектного взаимодействия между учителем и учащимися, что позволяет сочетать индивидуальную и коллективную форму работы, обеспечивает развитие личности ребенка.
В ходе исследования была достигнута его цель и выполнены все поставленные задачи.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам выявить сущность и определить критерии сформированности у младших школьников умения работать с информацией.
Умение работать с информацией, включающее универсальные учебные действия по её поиску, пониманию, преобразованию, интерпретации и оценке - важнейший структурный компонент информационной грамотности младшего школьника. Это интегративное исследовательское умение представлено тремя блоками универсальных учебных действий, которые могут служить критериями его сформированности у детей младшего школьного возраста. Это действия, связанные с поиском и пониманием информации (1 блок); её преобразованием и интерпретацией (2 блок); оценочные действия (3 блок).
Экспериментальное исследование выявило, что только у 13% младших школьников высокий уровень сформированности умения работать с различными источниками информации, у 58% - средний и у 29% - низкий. У младших школьников лучше сформированы универсальные учебные действия, связанные с поиском и пониманием информации, её преобразованием и интерпретацией, хуже - универсальные учебные действия по оценке информации.
Модель реализации организационно-педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации при изучении предмета «Окружающий мир», на наш взгляд, должна включать два блока: мотивационный и блок педагогической поддержки самостоятельной работы учащихся с информацией.
Для формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации уроки «Окружающего мира» желательно проводить в нетрадиционной форме с использованием игровых приёмов. Важно, чтобы используемые учителем задания и вопросы мотивировали учащихся к самостоятельному поиску и преобразованию информации. Для этого необходимо создавать проблемные ситуации, предлагать различные источники информации.
Проведенное теоретическое исследование и наши наблюдения за детьми в ходе уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир» в рамках разработанного нами проекта, подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы об эффективности следующих
организационно-педагогических условий формирования у младших школьников умения работать с различными источниками информации:
- мотивация работы обучающихся путём вопросов и заданий, при выполнении которых они попадают в ситуации необходимости поиска, понимания, преобразования, применения, передачи или проверки достоверности информации;
- оказание педагогической поддержки путём ознакомления детей с логическими и организационными приёмами работы с информационными источниками; составления алгоритмов работы с информацией (в виде памятки или схемы).
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале эксперимента, подтвердилась.
В результате проведенной экспериментальной работы повысилась частота использования дополнительных источников информации при подготовке младших школьников к урокам «Окружающего мира». Учитель стал активнее использовать предложенные нами приёмы работы с информацией (составление кластера, заполнение таблицы «Знаю - хочу узнать - узнал», ведение «Дневника исследований», «Инсерт», «Интеллект-карта», «Фишбоун») на уроках «Окружающего мира».
Мы считаем, что для успешного обучения необходимо включать младшего школьника в работу с различными источниками информации, побуждать самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, создавая тем самым условия для выполнения им роли субъекта познавательной деятельности. Создание организационно-педагогических условий для формирования умения младших школьников работать с информационными источниками способствует познавательному интересу к изучаемому предмету, повышает качество знаний, формирует положительные мотивы учения.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов интересующей нас проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств развития информационной компетентности младших школьников.
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Аквилева Г.Н. Методика формирования умения читать карту / Г.Н. Аквилева // Начальная школа. - 2009. - №12. - С. 28-30.
3. Антипова В.Б. Современные подходы к формированию информационной грамотности в школьных библиотечных медиацентрах США / В.Б. Антипова // Школьная библиотека. - 2005. - №1-2. - С. 124-129.
4. Артушенко Н.В. Описание опыта работы учителя начальных классов «Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников» // Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https: //nsportal.ru /sites/default/files/2012/11/25/ (дата обращения: 10.09.2017 г.).
5. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов / М.Н. Арцев // Завуч. - 2009. - № 6. - С. 4-29.
6. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 2001. - 96 с.
7. Бабченко Т.В. Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержка индивидуальности ребёнка // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https: //infourok.ru /statya_ na_ temu_ issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov (дата обращения: 10.09.2017 г.).
8. Баннова А.Ф. Обучение младших школьников оптимальному чтению / А.Ф. Баннова. - Армавир: ИЦ АГПИ, 2000. - 124 с.
9. Бантова М.А. Система формирования информационной грамотности / М.А. Бантова // Начальная школа - 1993. - №11. - С. 38-43.
10. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками/ Ю.А. Барышева // Начальная школа. - 2011.
- №7. - С. 36-40.
11. Бершадская Е.А. Систематизация учебной информации в начальной
школе на основе метода интеллект-карт/Е.А. Бершадская, С.В.Малова // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория,
технология и практика многофункциональной визуализации знаний: сборник мат-лов Всероссийской науч.-практ. конференции. - Москва
- Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмулы, 2013. - С. 166-168.
12. Бершадский М.Е. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых// М.Е. Бершадский [Персональный сайт]. URL: http://bershadskiy.ru/ (дата обращения: 10.07.2017 г.).
13. Бершадский М.Е. Когнитивные образовательные технологии XXI века // М.Е. Бершадский [Персональный сайт]. URL: http: //bershadskiy.ru /index/ (Дата обращения: 10.09.2017 г.).
14. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация / А.М. Берлянт.
- М.: Мысль, 2000. - 240 с.
15. Берлянт А.М. Практикум по картографии и картографическому
черчению: общегеографические и тематические карты и атласы.
Генерализация. Использование карт / А. М. Берлянт, Т.Г. Сваткова.
- М.: Изд-во МГУ, 2000. - 125 с.
16. Большая Советская энциклопедия /под ред. А.М. Прохорова.
- М.: Советская энциклопедия, 1990. - 1632 с.
17. Брызгалов А.А. Взгляд на задачи преподавания географии вообще и на пропедевтический курс в особенности / А.А. Брызгалов.
- СПб.: Просвещение, 2001. - 187 с.
18. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С. Васильева // Теория и практика образования
в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014.
- С. 74-76.
19. Войтина Н.И. Организационно-педагогические условия эффективности контрольно-аналитической деятельности в педагогическом колледже: Дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2001. - 190 с.
20. Гаранжа В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании младших школьников // Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ (дата обращения: 10.09.2017 г.).
21. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов.
- М.: Изд-во «Книга»,1984. - 120 с.
22. Голиков А.Г. Источниковедение // Файловый архив студентов.
[Офиц. сайт]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1867782/
(дата обращения: 03.09.2017 г.).
23. Головко Е.В. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебно-методический комплекс НИУ БелГУ/ Е.В. Головко. - Белгород, 2011. // Пегас [Офиц. сайт]. URL: http: //pegas. bsu.edu. ru /course /view. php?id =7475 (Дата обращения: 28.03. 2017 г.)
24. Духин А.А. Теория информации / А.А. Духин. - М.: Изд-во «Гелиос», 2007. - 240 с.
25. Егорова Е.В. Формирование информационной грамотности младших
школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения // Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https: //nsportal.ru
/sites/default/files/2014/12/19/ (дата обращения: 02.08.2017 г.).
26. Заславский, И.И. Карта на уроках географии / И.И. Заславский.
- М.: ИЦ «Академия», 2003. - 234 с.
27. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. / И.Г. Захарова.
- М.: Академия, 2003. - 112 с.
28. Зубович В.Н. Приемы работы с географической картой на уроках окружающего мира в начальной школе/ В.Н. Зубович // Начальное образование. - 2009.- №1. - С. 37-39.
29. Интеллект-карта как фактор развития познавательных учебных действий младших школьников. // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: http: // infourok.ru /go.html?href=http://sibac.info/ (дата обращения: 10.09.2017 г.).
30. Использование технологии интеллект-карта в начальной школе //
Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru (дата обращения:
10.06.2017 г.).
31. Исторические источники в исследовательской и образовательной
практике/ под ред. О.М. Хлытиной, В.А.Зверева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. - 120 с.
32. Как научить ребенка работать с информацией? // сайт МБОУ «Лицей № 3» им. М.Б. Голованова [Офиц. сайт]. URL: https: // sch 3. edumsko. ru /about/news /477766 (дата обращения: 12.05.2017 г.).
33. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.
- М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
34. Кинелев В. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании: информационный меморандум / В. Кинелев, П. Коммерс, Б. Коцик. - М.: Институт ЮНЕСКО по информ. техн. в образовании, 2005. - 24 с.
35. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для препод. / А.К. Колеченко. - М.: КАРО, 2002 . - 368 с.
36. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.В. Коротаева. - Екатеринбур: ЕГУ, 2015. - 130 с.
37. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании/ В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006.
- 240 с.
38. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие
для студентов пед. специальностей / В.С. Кукушкин. - М.: ИКЦ «МарТ»,
2006. - 336 с.
39. Леонтьев Н.Ф. Тематическая картография / Н.Ф. Леонтьев.
- М.: Наука, 1997. - 104 с.
40. Ломов Б.Ф.Системность в психологии / под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. - М.: МПСИ Воронеж: МОДЭК, 1996. - 384 с.
41. Мальцева Н.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника/ Н.Г. Мальцева // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 86-89.
42. Малышева Н.В. Формирование первоначальных навыков работы
с информацией у младших школьников средствами учебно-методического комплекта Л.В. Занкова // Соц. сеть работников
образования [Офиц. сайт]. URL: https: //nsportal.ru/ nachalnaya-
shkola /okruzhayushchii-mir / 2013/03/31/ (дата обращения: 10.09.2017 г.).
43. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
44. Малая Советская Энциклопедия в 10 томах./ гл. ред Б.А. Введенский. -М.: «Большая Советская Энциклопедия», 1958-1960 - 1280 с.
45. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 2007. - 240 с.
46. Михно Л.Б. Библиотечный урок для учащихся 4-х классов «Твои первые словари, энциклопедии, справочники» // Открытый класс [Офиц. сайт]. URL: http://www.openclass.ru/node/126923 (дата обращения: 10.09.2017 г.).
47. Монахов В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения информационной грамотности учащихся / В.М. Монахов // Вопросы психологии. -1985. - №3. - С. 14-23.
48. Моргенштерн И.Г. Технологический подход к формированию информационной культуры / И.Г. Моргенштерн // Научные и технические библиотеки. - 2001. - №5. - С.73.
49. Мурзалинова А.Ж. Формирование информационной компетентности
школьника как характеристики конкурентоспособности личности // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - [Офиц. сайт]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6270
(дата обращения: 10.09.2017 г.).
50. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4 -е изд. - М.:ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
51. Осипова М.П. Активизация познавательной активности младших школьников / М.П. Осипова, Н.И. Качановская. - Минск: Народная Асвета, 2013. - 150 с.
52. Очередько И.К. Анализ визуальных источников как одна из форм
реализации системно-деятельностного подхода при изучении истории // Интерактивное образование. - 2014. - №53. - [Офиц. сайт].
URL: http://io.nios.ru/articles2/51/2/ (дата обращения: 10.09.2017 г.).
53. Павленко Г. Обучение младших школьников работе с различными видами информации, как способ формирования общеучебных универсальных действий // Сайт учителя Н.И. Киряковой [Персональный сайт]. URL: http://nadya716.ucoz.ru/publ/stat/ (дата обращения: 10.09.2017 г.).
54. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. вузов / С.В. Панюкова.
- М.: Академия, 2010. - 224 с.
55. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т./ под ред. И.А. Каирова,
Ф.Н. Петрова. - М.: «Советская энциклопедия». - 1968. - 4.т. - 532 с.
56. Петина Н.Ю. Применение технологий работы с информацией в процессе
обучения (на примере работы студента) // Студенческий научный форум [Офиц. сайт]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/222/2571
(дата обращения: 15.07.2017 г.).
57. Петровский А.В. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
58. Петухова Т.П. Формирование информационной культуры в обществе: монография / Т.П. Петухова, И.Н. Ващук. - Нижний Новгород: ВГИПУ,
2007. - 140 с.
59. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
60. Плешаков А.А. «Зелёные страницы»: книга для учащихся нач. кл. ФГОС / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2016. - 223с.
61. Постникова Е.А. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьников / Е. А. Постникова // Сельская школа. - 2014.
- №2. - С. 12-16
62. Прокофьева Л.Б Уроки-микроисследования при изучении естенствознания в начальной школе / Л.Б. Прокофьева // Начальная школа. - 2006. - №8. - С. 24 - 26.
63. Проскурин В.П. Что представляет собой технология работы
с информацией? // «SUPER - риэлтор» [Офиц. сайт]. URL: http: //www. pvpcenter. org/wpress (дата обращения: 10.01. 2018г.).
64. Салищев К.А. Проектирование и составление карт / К.А. Салищев.
- М.: Изд-во МГУ, 2003. - 240 с.
65. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с.
66. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. - Киев: «Радянська школа», 1999. - 396 с.
67. Талызина Н.Ф. Формирование информационной грамотности школьников/ Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 374 с.
68. Урсул А. Д. Образование в информационно-эволюционном ракурсе / А. Д. Урсул // Открытое образование. - 2010. - № 6. - С. 89 - 97.
69. Фазылгалиева Н.Е. Пути формирования информационной грамотности обучающихся» // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https: //infourok.ru / (дата обращения: 02.06.2017г.).
70. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
- М.: Просвещение, 2010. - 27 с.
71. Фридман Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений:
методические рекомендации /Л.М. Фридман, И.Ю.Кулагина.
- М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. - 34 с.
72. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию УУД. Работа с информацией 4 класс/ Т.П. Хиленко. - М.: Просвещение, 2014. - 34с.
73. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?/ Г.А. Цукерман.
- Москва-Рига: ПЦ «Эксперимент», 2000. - 224 с.
74. Шернина Н.С. Методика кластерного анализа, как инструмент разработки перспективной стратегии информатизации образования на региональном уровне // Информационные технологии в образовании: материалы II Международной науч.-практ. конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье - 2008)». Курск, 8декабря 2008 г. Ч. 1. - Курск: Изд-во КГУ, 2008. - С. 200-203.
75. Шмойлова И.С. Формирование информационной грамотности младших школьников // Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru /sites/default/files/2017/10/ (дата обращения: 10.09.2017 г.).
76. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
77. Энциклопедический словарь / авт.-сост. А.М. Прохоров и др.; председ. Научн. Ред. совета А.М. Прохоров. - М.:Изд-во «Новая энциклопедия», 2000. - 1778 с.
78. Юнина Е.А. Современные образовательные технологии:
учебно-методическое пособие / Е.А. Юнина. - Пермь: ПРИПИТ, 2004. - 92