ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Понятийный аппарат учетной политики 11
1.2. Правовые аспекты регулирования формирования и использования
учетной политики 21
1.3. Формирование и раскрытие управленческого аспекта учетной
политики в условиях рыночной экономики 38
Глава 2. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 43
2.1. Экономико-статистический анализ состояния химической
промышленности 43
2.2. Классификация затрат в химической отрасли для целей
управленческого учета 57
2.3. Влияние отраслевых особенностей на выбор метода учета затрат... .70 Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 78
3.1. Типизация стратегических управленческих затрат на предприятиях
химической отрасли 78
3.2. Разработка фрагмента управленческого плана счетов в отношении
стратегических затрат 81
3.3. Отраслевые особенности содержания статей калькуляции в
организациях химической промышленности 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 97
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В современном мире учетная система самостоятельно формируется хозяйствующими субъектами на основе разработанной и утвержденной учетной политики, строящейся на базе единых законодательных и методических основ, индивидуальных условий хозяйствования, а также в зависимости от специфики деятельности. Учетная политика - это важнейший инструмент эффективного управления и долгосрочного развития хозяйствующего субъекта, который позволяет сформировать систему учета, анализировать, моделировать учетный процесс, исходя из выбранной и реализуемой стратегии развития субъекта, независимо от вида экономической деятельности. Стремительное развитие управленческого учета в российской экономике создает потребность в формировании внутренней локальной документации для регулирования и функционирования управленческого учета. Одними из важнейших установок формирования учетной политики являются отражение скрытых резервов повышения эффективности учетной системы, правильно сформировать и оценить возможности хозяйствующего субъекта. Грамотно составленная учетная политика для целей управленческого учета может предоставить экономическим субъектам, стремящихся утвердить или расширить сферу своего экономического влияния на рынке, определенные дополнительные возможности. Для большинства организаций наличие управленческого учета как такового и соответствующего документального обоснования все чаще становится лишь вопросом времени.
Помимо всего прочего современные условия экономической деятельности организаций несут в себе множество стратегических неожиданностей по причине усиления конкурентной борьбы, смены приоритетов в использовании технологий и инноваций в производстве и управлении, усложнения экологической и политической обстановки и т.п. Основная сложность организации оптимизированной управленческой системы на уровне предприятий заключается в отсутствии единой законодательной и методологической базы регулирования со стороны государственных структур. Потому выявленная проблема российского учета остается до сих пор актуальной и продолжает возлагаться на профессиональное суждение и опыт бухгалтеров, экономистов или иных организационных структур экономических субъектов в отдельности. Другими словами - учетно-аналитическая система в виде управленческой учетной политики не только может, а должна стать важнейшим элементом системы управления хозяйствующего субъекта.
Указанные обстоятельства предопределяют актуальность темы диссертационного исследования и позволяют сформулировать его основные цели и задачи.
Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертационного исследования является усовершенствование методологии формирования управленческой учетной политики для предприятий химической промышленности Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были выделены соответствующие задачи для последующего их решения:
1. Проследить историческую интерпретацию семантической сущности термина «учетная политика», «затраты» для последующей обобщающей формулировки их с позиции автора. А также обосновать или опровергнуть потребность в подразделении дефиниции «учетная политика» на аспекты: бухгалтерский, налоговый и управленческий.
2. Исследовать нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в отечественной практике.
3. Выделить и охарактеризовать управленческий аспект учетной политики организации с целью ознакомления с базовыми принципами формирования учетной политики в разрезе управленческого учета.
4. Рассмотреть предпосылки развития химической промышленности в разрезе производства органических и минеральных удобрений в России и в Белгородской области, а также выделить факторы, обуславливающие стратегическое и тактическое развитие ее представителей.
5. Типизировать стратегические управленческие затраты на основе принципа соответствия критическим областям функционирования предприятия химической отрасли под воздействием внешних угроз при подготовке управленческой учетной политики.
6. Отразить типизацию стратегических затрат в рекомендуемом фрагменте управленческого плана счетов предприятия.
7. Адаптировать содержание статей затрат калькуляции под российские рыночные реалии, требования мирового рынка и под отраслевые особенности обрабатывающего производства, правильное понимание которых позволит более грамотно их сгруппировать и как следствие выработать действенные механизмы по их снижению.
Объектом диссертационного исследования является деятельность учетного и управленческого аппарата как одного из подразделений, сформированных в рассматриваемых экономических субъектах химической промышленности. Первичная и иная документация, внутренняя нормативная регламентация экономических отношений рассматриваются как осязательная форма учетного процесса.
Предмет исследования - теоретико-методологическая база и практико-ориентированные действия, направленные на моделирование эффективной учетной политики для целей управленческого учета как общеорганизационного регламента хозяйственной деятельности предприятия.
Теоретическая основа исследования. Степень изученности данной темы диссертационного исследования не является низкой, и потому не представляется возможным избежать представления к нашему пониманию некоторых наиболее близких вариаций трактовок предмета исследования различными учеными, представителями высших учебных заведений, непосредственно экономистов и бухгалтеров, вместе с тем можно выделить не так много точек зрения различных авторов в понимании сущности данного предмета. Однако на основе аргументированного выбора понятийного аппарата и развития соответствующих тезисов в каждом разделе диссертации будет предложен новый взгляд на составляющие компоненты учетной политики и структурирована накопившаяся информация. Материалом для исследования послужили следующие источники данных:
• нормативно-правовые акты, методические и проектные материалы (Международные стандарты финансовой отчетности, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы в сфере бухгалтерского и налогового учета, концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, приказы министерств РФ, соответствующие положения по бухгалтерскому учету, постановления министерств РФ, информации министерств РФ, письма департаментов РФ и т.п.);
• отечественная учебно-методическая литература, словари (В.В. Авдеев, З.Ш. Бабаева, П.С. Безруких, М. А. Вахрушина, А. В. Ильина, Н. Н. Илышева, Т.П. Карпова, И. Н. Ложников, В.И. Мухин, М.И. Силин, Л.В. Чистякова, О.А. Красноперова, Т. А. Шмален, А. Г. Поршнев и др.);
• отечественная научная литература, материалы научно-практических конференций и семинаров, журналов (А.А. Антопольский, А. Байков, В. Серов, Ю. В. Бутрина, А.В. Волкова, А.В. Глущенко, И.В. Яркова, Г.И. Дегтев, Е. Диркова, Т.Ю. Дружиловская, Т.Н. Коршунова, Е.С. Замбржицкая, Е.Ю. Щепотьева, В.П. Точилкина, В.А. Константинов, С.М. Корейцева, А.В. Куликова, Е.Л. Кулякина, П.П. Лабзунов, П.С. Мазаева, И. Е. Мизиковский, С.Н. Поленова, М. А. Сафохина, С.Н. Сахчинская, С.С. Сержук, Я.В. Соколов, Е.Н. Таранова, Л.Р. Ермакова, Ж.А. Бубырева, С.И. Филиппенков и др.).
Методологическая основа. Поставленная цель в данной работе и соответствующие задачи предопределили применение научных методов экономического исследования:
I. Количественные и качественные логические методы:
• метод когнитивной интерпретации используемой информации, в частности плюрализма значений требуемых дефиниций, а также метод
аналогий для достижения рационального понимания сущности свойств экономических фактов и явлений;
• функциональный анализ с целью совершенствования технической составляющей объекта при помощи учетной политики;
• метода идеализации для приведения сложных систем под условную общую базу;
• метод сравнения для выявления общих и отличных характеристик, касающиеся учетных политик различного уровня в их взаимосвязи с реальностью;
• метод экономической индукции позволяющий, к примеру, образовать экономическое понятие «учетная политика» и понятийный аппарат по теме, построить классификацию затрат и т.п.;
• экономический синтез соединяет разделенные прежде фрагменты исследования в новые понятия, принципы и концепции;
• метод экономической дедукции, к примеру, для выдвижения предположительных гипотез в отношении ключевых составляющих учетной политики и деятельности экономических субъектов;
• экономический анализ в статистическом и экономическом исследовании позволит сгруппировать данные по какому-либо признаку (например, разложение счетов бухгалтерского учета на субсчета по аналитическому признаку) и т.п.
II. Нелогические методы:
• экономическое наблюдение как восприятие фактов хозяйственного мира, доставляющие материал для научного экономического исследования для последующего использования в теоретических моделях и построениях;
• исторический метод в экономическом исследовании хозяйственных процессов, событий и фактов в хронологической последовательности;
• экономическая вера как убежденность в наличии тех или иных экономических фактов и т.п.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
> Выдвинуто предположение об отсутствии надобности давать определение единичного термина «учетная политика для целей бухгалтерского учета» и «для целей налогового учета», обозначающие конкретную систему.
> Предложено на законодательном уровне охарактеризовать управленческий аспект учета, как было сделано в отношении других. Что предопределило бы не использование термина «учетная политика в целях управленческого учета».
> Предложена характеристика управленческого аспекта учетной политики.
> Систематизированы наиболее характерные методы учета затрат на производство, применяемые в организациях химической промышленности, а именно: попроцессный, попередельный и позаказный методы.
> Сформирована классификация стратегических затрат в разрезе базовых критических областей деятельности предприятий химической отрасли.
> Предложен фрагмент управленческого плана счетов учета стратегических затрат химической промышленности.
> Выдвинут перечень калькуляционных статей затрат с их краткой характеристикой, адаптированный под особенности отрасли.
Теоретическая значимость диссертации заключается в комплексном исследовании теоретических составляющих как терминологии, классификации, предопределен механизм формирования не только самой учетной политики, но и отношений, складывающихся между бухгалтерами и руководством, и у сотрудников не управленческого состава. Полученные данные расширяют и углубляют полученные знания не только автора, но и могут быть использованы в учебном процессе при обучении профессионалов как экономических направлений, так и неэкономических, но синтезирующих с ними.
Практическая значимость. В процессе диссертационного исследования автором был сопоставлен, проанализирован и синтезирован информационный материал, включающий не только различные мнения ученых и понятийный аппарат как таковой, но и критически оценена сложившаяся научно-практическая ситуация в отношении учетной политики как инструмента реализации управленческого учета организации. Полученные результаты, представленные в данной работе, могут быть использованы в хозяйственной деятельности экономических субъектов химической промышленности в качестве рекомендательных регламентов, позволяющих систематизировать и оптимизировать уже сложившуюся учетную и смежную с ней структуру или быть фундаментом первоначального составления организационно-технической базы только что созданных организаций.
Апробация результатов исследования и публикации. Основные положения и результаты исследования обсуждались на II Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы» (г. Пенза, апрель 2017 г.); на ХШ Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и естественно-научные парадигмы» (г. Ростов н/Д, март 2018г.). А также была опубликована статья в научно-практическом журнале «Аллея Науки» (г. Томск, апрель 2018г.).
Объем и структура диссертационной работы. Диссертация в соответствии логической последовательности и причинно-следственных взаимосвязей состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и одного приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы диссертационного исследования, формулируется цель и основные задачи работы, выделяется предмет и объект исследования, а также описывается практическая, теоретическая значимость и научная новизна.
В первой главе приведены для критического анализа существующие интерпретации дефиниции «учетная политика» в рамках государственного нормативного регулирования с последующим сопоставлением и приведением предложений представителей экономического направления. Определена роль управленческого аспекта учетной политики в условиях рыночной экономики.
Во второй главе выделены отраслевые особенности химической промышленности и отражено их влияние на моделирование учетной политики, а именно на классификацию затрат для целей управленческого учета, на выбор методов учета. Произведен экономико-статистический анализ состояния химической промышленности Российской Федерации.
В третьей главе приводятся рекомендации по совершенствованию методологии формирования учетной политики для предприятий химической промышленности: сформирована классификация стратегических затрат в разрезе базовых критических областей деятельности предприятий химической отрасли; предложен фрагмент управленческого плана счетов учета стратегических затрат; выдвинут перечень калькуляционных статей затрат с их краткой характеристикой.
В заключении обобщены основные результаты диссертационного исследования, сделаны теоретические выводы и сформулированы практические рекомендации по теме магистерской диссертации.
Основной текст исследования содержит 12 таблиц и 21 рисунок. Общий объем диссертационной работы составляет 108 страниц.
Один из существующих на сегодняшний день проблемных вопросов - недостижимость увеличения степени однозначности термина в исследовании, так как особенности языка (характерному многозначность) оказывают существенное влияние на любую терминосистему.
Дефиниция «учетная политика» в целях бухгалтерского и налогового учета сформулирована и определена в соответствующих нормативно-правовых актах. Регулирование бухгалтерского учета в РФ дает определение в последней редакции ПБУ 1/2008, не противоречащее ФЗ № 402-ФЗ (используются абстрактные языковые единицы без уточнений - «совокупность способов ведения бухгалтерского учета»). Налоговое законодательство трактует «учетную политику» в части 1 Налогового кодекса РФ, где абзац введен Федеральным законом № 137-ФЗ: совокупность способов учета, определения, признания и распределения доходов и расходов, а также показателей деятельности в рамках налогообложения.
Российское право не предоставляет официального понимания термина «учетная политика для целей управленческого учета», как и термина «управленческий учет». В контексте различных законотворческих отношений упоминание об управленческом учете как таковом имеет место быть.
Изучив научные статьи в отношении понимания сущности учетной политики, можно выделить не так много точек зрения различных авторов. Наиболее обоснованной точкой зрения является Филиппенкова С.И. в сочетании с мнением Поленовой С.Н.: выделение таких внутренних организационно-правовых документов как приказы об учетных политиках, стандарты экономических субъектов, к которым прилагается, а не являются составляющим учетная политика соответственно бухгалтерского и налогового учета. Помимо этих двух видов учетных политик необходимо также добавить управленческую.
Также в ходе исследования было предположено об отсутствии надобности давать определение единичного термина «учетная политика для целей бухгалтерского учета» и «для целей налогового учета», обозначающие конкретную систему - текущие определения носят избыточный характер. В то время как законодателю стоит охарактеризовать управленческий аспект учета, как было сделано по отношению к другим.
Таким образом, можно предположить следующие дефиниции:
> Учетная политика - внутренний нормативный документ регулирования экономико-хозяйственных процессов и явлений, отражающий выбранные способы (методы) ведения различного вида учета конкретного экономического субъекта с учетом специфики его деятельности.
> Учетная политика в целях управленческого учета - внутренний нормативный документ, обеспечивающий соответствующих управленческих структур отчетной информацией, прошедшей все стадии трансформации из учетных данных в экономические составляющие, для принятия эффективных стратегических, тактических и плановых решений в отношении развития и функционирования бизнеса.
В России регулированием содержания и порядка формирования учетной политики занимаются соответствующие государственные органы, организации, профессиональные ассоциации и т.п., которые в свою очередь имеют собственную структуру подчиненности, занимают определенную позицию в отношении вопросов, касающихся учетной политики и устанавливающие соответствующие стандарты бухгалтерского / налогового учета.
Логика рассуждения в исследовании приводит к следующему: никакая организационно-правовая форма организаций не освобождается от формирования учетной политики (лишь отдельным участникам экономических процессов позволено выбрать одно из двух ее вариантов - только бухгалтерская или налоговая учетная политика). Так, предприниматели ведут, как минимум, налоговую политику.
Если же говорить, в частности, о регулировании бухгалтерского учета в России, то цепочка взаимозависимости будет примерно выглядеть следующим образом: федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», при одновременном условии не противоречия отраслевых стандартов в отношении федеральных стандартов, а рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта не должны иметь антиномию касательно федеральных и отраслевых стандартов.
Отличительной чертой управленческого аспекта учетной политики является наличие собственных принципов ведения учета - отсутствие нормативно-правового регулирования со стороны государства предоставляет свободу предприятиям собственноручно определять стратегию развития. Информированность о стандартах бухгалтерского учета должна лишь помогать в формировании учетной системы управления, а не затмевать истинные цели управленческого аспекта - отражение особенностей отрасли и ведения текущего бизнеса в учетном процессе (также в различной отчетности), а не наоборот. В итоге мы располагаем больше не учетно-бухгалтерским содержанием, а экономическим.
Управленческий аспект учетной политики - это совокупность приемов, способов и принципов регламентации организационно-технических сторон и ведения учета, скорректированных влиянием отраслевых и иных особенностей на фоне контрольных мероприятий для оптимизации различных экономических и неэкономических сторон субъекта. В табл. 1.3 предложена характеристика управленческого аспекта учетной политики.
Химическая промышленность в 2012-2016 гг. была одной из главных точек роста в обрабатывающем секторе, производство росло более чем на 4% в год. Только в 2014 г. имел место самый низкий с 2009 г. показатель прироста - 0,1%. Однако уже в 2015 г. производство химической продукции выросло на 6,5%, показав лучший результат среди основных отраслей обрабатывающего сектора. Рост в 2016 г. составил 5,3%.
Наибольший вклад в оборот химической промышленности вносит производство минеральных удобрений. Россия обладает уникальной сырьевой базой, позволяющей выпускать весь спектр минеральных удобрений, российские предприятия входят в число ключевых игроков по всем сегментам: азотному, фосфорному и калийному.
Особенность российского рынка минеральных удобрений - невысокий уровень спроса, покрывающий на сегодняшний день около 30% выпуска. Еще одной особенностью внутреннего рынка является низкая доля закупок удобрений сельхозпроизводителями по сравнению с промышленными предприятиями (менее половины от общего объема потребления на российском рынке). Ограниченная емкость внутреннего рынка определяет экспортную ориентацию российских производителей. На внешние рынки отгружается более 70% выпускаемых в стране минеральных удобрений. Российские производители удобрений входят в число ведущих мировых игроков, однако в последние годы ситуация на глобальном рынке серьезно усложнилась.
Прогноз на 2017-2020 гг. основан на том, что российские производители сохранят позиции на мировом рынке как за счет мероприятий, направленных на развитие марочного ассортимента и дистрибуции, так и за счет компенсационных факторов (вероятных отсрочек ввода новых мощностей). В этих условиях можно ожидать роста объемов производства с достижением в 2020 г. прироста в 13% по отношению к уровню 2016 г. Рост станет возможным в случае запуска новых мощностей в срок.
Аграрный сектор в последнее время демонстрирует позитивные изменения. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2016 г. отгрузки минеральных удобрений сельскохозпроизводителям составили более 2,78 млн. тонн д.в., что на 11% больше по сравнению с прошлым годом. Основными сельскохозяйственными регионами-потребителями являются Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская и Курская области. Белгородская область по объему потребления минеральных удобрений находится на 7 месте.
В РФ не сформирован единый промышленный рынок органических удобрений по ряду причин. По оценкам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации органические удобрения используются только на 6% земель.
Правительство Белгородской области с 2011 года поддерживает реализацию проектов по биологизации агропромышленного комплекса: входит в четверку мировых трендов в агротехнологиях, а также по получению альтернативных источников энергии. Руководители различных агрохолдингов области готовы инвестировать в переработку биологических отходов в высококачественные органические и органоминеральные удобрения для сохранения плодородия и повышения урожайности земель.
Тема замены минеральных удобрений органическими путем безопасной переработки отходов животноводства для Белгородской области очень актуальна и требует неотложного решения проблемы. Данный тезис подтверждается следующими предпосылками:
> Лидирующая позиция по производству мяса свинины и курицы в Российской Федерации на 2017 год;
> Первенство по годовому росту производства скота и птицы на убой в Российской Федерации на 2017 год;
> Один из ключевых регионов реализации государственной программы по продовольственной безопасности;
> Высокотоксичные органические отходы животноводства представляют угрозу для окружающей среды;
> Применяемые способы утилизации в связи с интенсивным ростом промышленности не способны обеспечить соответствующую безопасность и т.п.
Без всякого сомнения, определяющее влияние на экономическое развитие региона оказывает отрасль сельского хозяйства - животноводство. Исходя из тезиса, изложенного выше, мы обращаем внимание на следующее: локомотивная отрасль Белгородской области помимо положительных характеристик имеет и побочные эффекты такие как органические отходы. Следовательно, сельскохозяйственное направление региона открывает перспективу развития производства минеральных и органических удобрений (условия позволяют повышать уровень замещения минеральных удобрений органическими от 50%).
До настоящего времени все еще существует проблема идентификации экономической сущности «затрат» в контексте различных теоретических подходов. В рамках нашего диссертационного исследования нам более понятен и близок первый подход и обобщая результаты исследования, нам кажется, отличие состоит не в сфере применения, а в степени влияния. Если учитывать основные принципы данного подхода и логически обобщать взгляды ученых, то:
> Затраты - денежное выражение и инструмент отождествления изменений (приобретение или потребление) ресурсов (активов) в момент оплаты / использования, влияющих на изменение других ресурсов (активов).
> Расходы - уменьшение ресурсов (активов) с целью получения выгоды (доходов) в будущем.
В условиях постоянных изменений в сфере экономико-политических структур и жесткой конкурентной борьбы, в частности, на рынке производства минеральных и органических удобрений, положение игроков определяется рядом факторов. Приведенные в работе факторы определяют отраслевые особенности химической промышленности.
Наиболее важным является способ классификации затрат по экономическому содержанию и целевому назначению в производственном процессе. Все затраты, которые составляют себестоимость, классифицируют по первичным экономически однородным элементам и калькуляционным статьям.
При классификации затрат по экономически однородным элементам не суть важно, где и с какой целью тратят те или другие виды ресурсов, необходимо лишь, чтобы затраты, включенные в одну группу, имели одинаковую экономическую природу. В промышленности принята единая для всех отраслей группировка затрат по экономически однородным элементам (таблица 2.6). Группировка затрат по вышеперечисленным экономическим элементам применяется при определении общей суммы себестоимости продукции с подразделением на пять основных частей. В процессе анализа учитывается удельный вес каждого элемента затрат в общей сумме себестоимости исходя из особенностей отрасли промышленности.
Однако для управления деятельностью организации и его подразделений важно знать не только общую сумму затрат по тому или другому экономическому элементу, но и величину затрат на производство отдельных видов продукции, а также конкретное назначение и место их возникновения. На основе поэлементного подхода невозможно определить себестоимость единицы конкретной продукции поскольку при выпуске нескольких видов продукции чрезвычайно сложно распределить затраты по элементам на отдельные виды продукции. Кроме того, группировка по элементам не включает затраты, связанные с реализацией продукции.
В настоящее время существует множество методов учета затрат и в связи с этим перед руководством компаний встает вопрос о выборе наиболее оптимального метода учета производственных затрат, который обеспечил бы наиболее эффективное управление таким важным показателем деятельности организаций, как себестоимость продукции. В работе рассмотрены наиболее характерные методы учета затрат на производство, применяемые в организациях химической промышленности, а именно: попроцессный,
попередельный и позаказный методы.
В настоящее время для предприятий химической промышленности набирает обороты актуальность разработки информационно-методологического обеспечения идентификации стратегических затрат под воздействием внешних угроз при подготовке управленческой учетной политики. В целях идентификации и формирования стратегических затрат и, как следствие, гармонизация показателей внутреннего потенциала организации химической промышленности для принятия стратегических управленческих решений
96 представлена концепция классификации стратегических затрат по ключевому признаку - критические области бизнеса (рисунок 3.1).
Типизация стратегических управленческих затрат, построенная на основе принципа соответствия затрат критическим областям функционирования предприятия химической отрасли свое отражение нашла в рекомендуемом фрагменте управленческого плана счетов предприятия (табл. 3.1).
Для эффективного и аргументированного управления экономическим субъектом при помощи грамотного снижения уровня затрат сформирована классификация затрат, адаптированная под российские рыночные реалии, требования мирового рынка при необходимости и под отраслевые особенности обрабатывающего производства. Представлена таблица 3.2, где предложена характеристика статей затрат по Е.Л. Кулякиной, но с некоторой корректировкой и дополнением.
Отраслевая номенклатура отличается от типовой по составу калькуляционных статей. В отраслевую номенклатуру введены статьи: «Полуфабрикаты собственного производства», «Вспомогательные материалы», «Износ приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы», «Попутная продукция».
1. Авдеев В.В. Положение об учетной политике на 2012 год: типовая учетная политика туристической фирмы [Текст] / В.В. Авдеев // Налоги, 2012. - № 10. - С. 18 - 25.
2. Антопольский А.А. Понятийный аппарат законодательства о доступе к информации [Электронный ресурс] // Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук. - Режим доступа: http://www.igpran.ru/articles/3671/#_ftn4(дата обращения: 12.05.2018).
3. Бабаева З.Ш. Особенности управленческого учета и калькулирование себестоимости продукции [Текст] / З.Ш. Бабаева, Х.Р. Мугутдинова, Х.Р. Султанова // Экономика и предпринимательство, 2016. - № 11-4 (76-4). - С. 567-571.
4. Байков А., Серов В. Что должен знать директор? [Текст] / А. Байков, В. Серов // ЭЖ-Юрист, 2014. - № 13.
5. Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения [Текст] / П.С. Безруких // Бухгалтерский учет, 2013. - № 6. - 14 с.
6. Белгородская область переходит на органические удобрения [Электронный ресурс]: информационное агентство SoyaNews - Режим доступа: http://soyanews.info/news/belgorodskaya_oblast_perekhodit_na_organicheskie_udob reniya.html (дата обращения: 17.02.2018).
7. Биологизация земледелия становится «мейнстримом»?
[Электронный ресурс]: AgroXXI: агропромышленный портал. - Режим доступа: https://www.agroxxi.ru/gazeta-zaschita-rastenii/zrast/biologizacija-zemledelija- stanovitsja-meinstrimom.html(дата обращения: 17.02.2018).
8. Бутрина Ю. В. Организационно-экономическая сущность затрат, расходов и издержек предприятия [Электронный ресурс] / Ю. В. Бутрина // Развитие научного потенциала высшей школы, 2011. - № 47. - Режим доступа: http://docplayer.ru/33255630-Organizacionno-ekonomicheskaya-sushchnost-zatrat- rashodov-i-izderzhek-predpriyatiya.html(дата обращения: 01.04.2017).
9. Бахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / М. А. Бахрушина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Омега, 2005.
10. Волкова А.Б. Рынок минеральных удобрений. 2017 год
[Электронный ресурс] / А.Б. Волкова // Национальный исследовательский университет «Бысшая школа экономики» Режим доступа:
ййрз://бсеп1ег.йзе.ги/ба1а/2017/08/30/1173968029/Рынок%20минеральных%20удо брений%202017.рй1? (дата обращения: 27.02.2018).
11. Глущенко А.Б., Яркова И.Б. Интегративная модель организации
стратегического управленческого учета на предприятиях химической промышленности [Электронный ресурс] / А.Б. Глущенко, И.Б. Яркова // Вестник БолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. №2 (35). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnaya-model-organizatsii-
strategicheskogo-upravlencheskogo-ucheta-na-predpriyatiyah-himicheskoy- promyshlennosti (дата обращения: 12.05.2018).
12. Дегтев Г.И. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) [Текст] / Г.И. Дегтев // Научные исследования и разработки молодых ученых, 2015. - №5. - С. 217-220.
13. Диркова Е. Стандарт экономического субъекта - инструмент управления [Электронный ресурс] / Е. Диркова // Практическая бухгалтерия, 2014. - № 7. - Режим доступа: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3867(дата обращения: 01.04.2017).
14. Дружиловская Т.Ю., Коршунова Т.Н. Концептуальные основы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов [Электронный ресурс] / Т.Ю. Дружиловская, Т.Н. Коршунова // Международный бухгалтерский учет, 2012. - №46. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-uchetnoy-
99 politiki-v-sistemah-rossiyskih-i-mezhdunarodnyh-standartov (дата обращения: 01.04.2017).
15. Замбржицкая Е.С. Применение современных методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в российской практике [Текст] / Е.С. Замбржицкая, Е.Ю. Щепотьева, В.П. Точилкина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки, 2015. - №7-8. - 64 с.
16. Ильина А.В. Управленческий учет [Текст]: учебное пособие / А. В. Ильина, Н. Н. Илышева. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. - 180 с.
17. Карпова Т.П. Управленческий учет [Текст]: учебное пособие для вузов / Т.П. Карпова. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 351 с.
18. Клименко Э.И. Влияние развития химической отрасли на экономический рост Российской Федерации [Текст]: сборник статей II Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы» / Э.И. Клименко, М.А. Кочергин // Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 105-111.
19. Клименко Э.И. Проблема идентификации экономической сущности понятия «затраты» [Текст]: статья в журнале / Э.И. Клименко // Научно-практический журнал «Аллея Науки», 2018. - №4 (20).
20. Клименко Э.И. Становление в российском законодательстве дефиниции «учетная политика» [Текст]: сборник статей XIII Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и естественно-научные парадигмы» / Э.И. Клименко // Ростов н/Д: ООО «Приоритет», 2018. - С. 568-576.
21. Константинов В. А Грамотное использование понятий «расходы», «затраты» и «издержки» в формировании основ внутренней учетно¬аналитической системы для промышленных предприятий [Электронный ресурс] / В. А. Константинов // Управленческий учет, 2006. - № 2. - Режим доступа: https://dis.ru/library/701/26071/(дата обращения: 01.04.2017).
22. Корейцева С.М. Себестоимость продукции: понятие, виды, способы и методы ее калькулирования [Текст] / С.М. Корейцева // Закономерности и тенденции инновационного развития общества, 2017. - С. 128-132.
23. Куликова А.В. Сущность затрат и их сопоставление с другими экономическими категориями [Электронный ресурс] // Системное управление, 2009. - № 2(6). - Режим доступа: http:ZZsisupr.mrsu.ru/2009-2/pdfZ7.3_Kulikva.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
24. Кулякина Е.Л. Особенности применения различных методов учета затрат на производство в организациях химической промышленности [Текст] / Е.Л. Кулякина // Научный вестник: Финансы, Банки, Инвестиции, 2017. - №3 (40). - С. 140-144.
25. Кулякина Е.Л. Специфические особенности содержания статей калькуляции в организациях химической промышленности [Текст]: тезисы доклада на конференции. / Е.Л. Кулякина // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского, 2017. - С. 182-183.
26. Кулякина Е.Л. Теоретические подходы к определению сущности затрат на производство продукции (работ, услуг) [Текст] / Е.Л. Кулякина // Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Сборник трудов II научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых, 2016. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2016. - С. 206-211.
27. Лабзунов П.П. Методологические основы управления затратами на предприятиях химической и нефтехимической промышленности России : автореф. дис. ... д-р. экон. наук: 08.00.05. - М., 2006.
28. Ложников И. Н. Комментарий к закону «О бухгалтерском учете» [Текст] / И. Н. Ложников // Вестник бухгалтера Московского региона, 2012. - № 4. - С. 11-20.
29. Мазаева П. С. Классификация затрат на промышленных предприятиях [Текст] / П. С. Мазаева // Инновационная наука, 2015. - № 8-1 (8).
- С. 41-43.
30. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1
«Представление финансовой отчетности» [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 28.12.2015 № 217н (ред. от 27.06.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193588/.
31. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 28.12.2015 № 217н (ред. от 27.06.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193588/#dst0.
32. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная
политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 28.12.2015 № 217н (ред. от 27.06.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=202581&rnd =9E3BA86BD73057C72E0283CA3B922DBA#06936859949739806.
33. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету и отчетности
на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях [Электронный ресурс]: утверждены Министерством сельского хозяйства России // М., Москва - 2003. / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67172/.
34. Мизиковский И. Е. Проблемы семантической идентификации понятия затрат в современном бухгалтерском управленческом учете [Текст] / И. Е. Мизиковский // Вестник Нижегородского государственного университета, 2004. - № 1(5). - С.201-205.
35. Минсельхоз России: за 17 лет производство мясной продукции выросло в 6 раз [Электронный ресурс]: пресс-служба Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Режим доступа: http://mcx.ru/press- service/news/minselkhoz-rossii-za-17-let-proizvodstvo-myasnoy-produktsii-vyroslo- v-6-
102 raz/?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirt esen (дата обращения: 17.02.2018).
36. Мухин В.И. Исследование систем управления [Текст] / В.И. Мухин // М.: Издательство «Экзамен», 2015. - 279 с.
37. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
[Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
38. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
[Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
39. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федеральный закон
от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/.
40. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61787/.
41. О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22219/.
42. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу
103 01.01.2017) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/.
43. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федеральный закон
от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 (ред. от 03.07.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/.
44. О требованиях к порядку формирования учетной политики
[Электронный ресурс]: разъяснения Банка России (по состоянию на 17.01.2017) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_211040/.
45. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный
закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Правовой сервер
«Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/.
46. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: федеральный
закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Правовой сервер
«Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/.
47. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/.
48. Об утверждении государственной программы Белгородской
области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Белгородской обл. от 28.10.2013 № 439-пп / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW404&n=36354#05229268961715752.
49. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для
органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 27.09.2017) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/.
50. Об утверждении Методических положений по планированию, учету
затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса» [Электронный ресурс]: приказ Министерство промышленности, науки и технологий РФ от 04.01.2003 № 2 (ред. от
10.07.2003) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98145/.
51. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (вместе с
«Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/.
52. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет
материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 09.06.2001 № 44н (ред. от 16.05.2016) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32619/569b43a13c040cfc64ff5 806d5838fd8976c69e8/.
53. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 [Электронный ресурс]: приказ Министерства
105 финансов РФ от 09.12.1998 № 60н (ред. от 30.12.1999) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21509/9065ff861e768d862a464 978ed7ba75e4e8e853a/.
54. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная
политика предприятия» ПБУ 1/94 [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 28.07.1994 № 100 (ред. от 26.12.1994) / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4192/.
55. Об утверждении программы разработки федеральных стандартов
бухгалтерского учета на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.05.2016 № 70н [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 07.06.2017 № 85н / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218904/.
56. Основные нормативные акты и документы, регулирующие
бухгалтерский учет в РФ [Электронный ресурс]: справочная информация / Правовой сервер «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71763/.
57. Основные показатели работы химического комплекса России за январь-декабрь 2016г. [Электронный ресурс]: журнал «Вестник химической промышленности» // М.: ЦВК «Экпоцентр», 2017. - №1(94). - Режим доступа: http://vestkhimprom.ru/archive/vyshel-novyj -nomer-zhurnala-vestnik-khimicheskoj - promyshlennosti-1-94-fevral-2017 (дата обращения: 01.04.2017).
58. Поленова С.Н. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и учетная политика организации [Текст] / С.Н. Поленова // Международный бухгалтерский учет, 2014. - № 1.
59. Поленова С.Н. Теоретические начала стандартизации
бухгалтерского учета [Электронный ресурс] / С.Н. Поленова // Аудит и
финансовый анализ, 2010. - №5. - Режим доступа:
http://www.auditfin.eom/fin/2010/5/02_03.pdf(дата обращения: 01.04.2017).
60. Сафохина М. А. Современные подходы к определению себестоимости продукции промышленного предприятия [Текст] / М. А. Сафохина // Аудит и финансовый анализ, 2006. - № 2. - С. 22-28.
61. Сахчинская С.Н. Обоснование управленческого аспекта учетной
политики [Текст] / С.Н. Сахчинская // Вестник Казанского технологического университета. - Казань: Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2010. - С. 190-195.
62. Сахчинская С.Н. Рационализация учетной политики посредством ее аспектов [Текст] / С.Н. Сахчинская // Вестник СамГУПС. - Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2010. - С. 155a-161.
63. Сержук С.С. Сравнительный анализ теоретических трактовок определения понятия затрат предприятия [Текст] / С. С. Сержук // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право, 2011. - № 3. - С. 58-61.
64. Силин М.И. Социальный менеджмент. Словарь-справочник [Текст]: учебное пособие / М.И. Силин. - М.: Логос: Университетская книга, 2009. - 174 с.
65. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета [Текст] / Я. В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 451 с.
66. Таранова Е.Н., Ермакова Л.Р., Бубырева Ж.А. Терминологическая
синонимия и антонимия в лексике русского и немецкого языка (на примере терминов ландшафтоведения) [Электронный ресурс] / Е.Н. Таранова, Л.Р. Ермакова, Ж.А. Бубырева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2016. №14 (235). - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/terminologicheskaya-sinonimiya-i-antonimiya-v- leksike-russkogo-i-nemetskogo-yazyka-na-primerete-rminov-landshaftovedeniya(дата обращения: 25.03.2017).
67. У вас есть учетная политика на 2016 год? [Электронный ресурс]: журнал «Упрощенка» - об упрощённой системе налогообложения / Режим доступа: https://www.26-2.ru/poll/50(дата обращения: 03.02.2018).
68. Учетная политика организаций на 2015 год [Текст] / Под ред. Л.В. Чистяковой, О.А. Красноперовой // М.: ГроссМедиа, РОСБУХ. - 2014. - С. 597.
69. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт / Режим доступа: http://www.gks.ru/.
70. Филиппенков С.И. Учетная политика в нормативных документах [Текст] / С.И. Филиппенков // Аудит, 2015. - № 7. - С. 20 - 25.
71. Шестнадцать процентов опрошенных готовы идти на риск ради любой налоговой экономии [Электронный ресурс]: журнал «Практическое налоговое планирование» - практические решения, как безопасно экономить на налогах // Режим доступа: http://www.nalogplan.ru/article/2799-shestnadtsat- protsentov-oproshennyh-gotovy-idti-na-risk-radi-lyuboy-nalogovoy-ekonomii(дата обращения: 03.02.2018).
72. Шмален Т. А. Основы и проблемы экономики предприятия [Текст] / Т. А. Шмален; под ред. А. Г. Поршнева. - пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 234 с.
73. Экономическое развитие Белгородской области [Электронный
ресурс]: спецвыпуск // Белгород: Информационно-аналитическая служба АО «Корпорация «Развитие», 2017. - С. 3-4. - Режим доступа:
http://belgorodinvest.com/ru/analytics/cat/specials/(дата обращения: 01.04.2018).