ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО- РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Самосохранительное поведение: понятие и сущность 9
1.2. Факторы формирования самосохранительного поведения подростков 18
2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 27
2.1. Формирование самосохранительного поведения подростков в
социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних: региональный опыт 28
2.2. Диагностика проблем формирования самосохранительного поведения
подростков (на примере ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних») 34
2.3. Социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Самосохранительное поведение: понятие и сущность 9
1.2. Факторы формирования самосохранительного поведения подростков 18
2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 27
2.1. Формирование самосохранительного поведения подростков в
социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних: региональный опыт 28
2.2. Диагностика проблем формирования самосохранительного поведения
подростков (на примере ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних») 34
2.3. Социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе проблема самосохранительного поведения населения занимает важное место в системе социальных ценностей. В XX веке ВОЗ было выявлено, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет позволяют говорить о том, что жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от его поведения.
Особо острый, социально значимый характер носит необходимость проведения мероприятий по формированию самосохранительного поведения несовершеннолетних.
Решение данного вопроса связано с преодолением подростком ряда специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются различные поведенческие привычки. Наряду с такими факторами, как отсутствие информации и недостаточная образованность в области формирования навыков здорового образа жизни, игнорирование отказа от вредных привычек, существующих угроз «групп смерти» в сети
«Интернет» и др., в развитии несовершеннолетних происходят значительные нарушения, которые в дальнейшем сказываются на качестве их здоровья.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование самосохранительного поведения подростков как особой социально- демографической группы. Острота проблемы заключается в том, что зачастую подросткам свойственны типы поведения, способствующие разрушению здоровья. В связи с этим очевидны общественные потребности в отношении формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних, как одного из важнейших факторов обеспечения их жизнеспособности.
Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде
формирования навыков самосохранительного поведения подростков должно входить не только в систему школьного воспитания несовершеннолетних, но и должно отражаться в условиях социально-реабилитационных учреждений, ориентируясь на воспитание осознанного отношения подростка к собственному здоровью и жизни, знаний и умений по его сбережению, поддержке и охране. Результатом такой работы выступает сформированная способность несовершеннолетнего самостоятельно и осознанно решать задачи здорового образа жизни и выбирать безопасное поведение.
Степень научной разработанности проблемы. Среди зарубежных исследователей вклад в разработку проблем формирования самосохранительного поведения подростков внесли ученые М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Линтон, Т. Парсонс, З. Фрейд.
Огромное значение для осмысления сущности самосохранительного поведения имеют научные труды отечественных ученых. Так, проблемы самосохранительного поведения молодого поколения поднимались уже М.В. Ломоносовым. Также идею формирования самосохранительного поведения в социальных учреждениях развивали И.И. Бецкой, Н.К. Добролюбов, А.Ф. Лазуровский, А.П. Протасов, А.Н. Радищев, С.В. Хотовицкий, Ф. Шольц, и др.
Ряд аспектов социальной политики в сфере охраны здоровья и формирования самосохранительного поведения имели место в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова в своих научных трудах проанализировали факторы, которые влияют на формирование отношения человека к своему здоровью на уровне индивида, групп и общества.
Динамику демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения рассматривали В.А. Борисов, Г.А. Бондарская, А.Г. Волков, С.И. Голод, И.А. Гундаров, В.В. Елизаров, В.М. Медков, В.И. Переведенцев, Л.Л. Рыбаковский, А.Б. Синельников и др.
Проведением анализа состояния здоровья населения, отношения населения к своему здоровью и стратегии самосохранительного поведения занимались С.Н. Варламова, Н.А. Рыбакова, Н.Н. Седова, Г.В. Тихомирова, А.А. Шабунова и др.
Кроме того, научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвящены конкретизированию форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Объект исследования: самосохранительное поведение подростков.
Предмет исследования: специфика формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних и разработать проект, направленный на совершенствование деятельности в сфере формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних в условиях социально- реабилитационного центра.
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основы самосохранительного поведения подростков;
• рассмотреть специфику формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
• провести диагностику проблем формирования самосохранительного поведения подростков (на примере ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних) и разработать социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования в области здоровья и самосохранительного поведения (Н.А. Бернштейн, С.А. Быков, Л.А. Журавлева, Н.Д. Лакосина, В.Н. Панкратов, В.М. Розин, М.Г. Романцов, И.Н. Симаева, Л.С. Шилова, А.В. Чабанова); теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков); гуманистические концепции теории развития личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); концепция формирования осознанного отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур). Также методологической базой для исследования послужил деятельностный подход Э. Дюркгейма, считавшего, что поведенческие стратегии молодого поколения формируются под влиянием отсутствия надлежащего социального контроля. В итоге происходит более активное усвоение подростками саморазрушительных стратегий поведения.
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных, экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования, метод дедукции, позволяющий делать заключения о предмете исследования на основании множества частных признаков, также метод обобщения, при помощи которого делается
вывод о предмете и явлении самосохранительного поведения подростков. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило всесторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания о формировании самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования выступили отчетная документация ОСГБУСОССЗН
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», а также статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области и ОСГБУСОССЗН
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Эмпирическую базу составляют материалы проведенного автором дипломной работы исследования: «Изучение проблем формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра» (декабрь 2017г.) – анкетирование специалистов (n=10), анкетирование несовершеннолетних (n=19).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность самосохранительного поведения и особенности процесса его формирования у несовершеннолетних; изучены проблемы формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования самосохранительного поведения подростков – воспитанников социально- реабилитационного центра. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов
направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (2018г.). Отдельные положения представлены в статье «Самосохранительное поведение подростков: особенности формирования», опубликованной в сборнике материалов девятой международной научно-практической конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 2 февраля 2018 г.), в статье «Основные факторы формирования самосохранительного поведения подростков», опубликованной в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 6 апреля 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Особо острый, социально значимый характер носит необходимость проведения мероприятий по формированию самосохранительного поведения несовершеннолетних.
Решение данного вопроса связано с преодолением подростком ряда специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются различные поведенческие привычки. Наряду с такими факторами, как отсутствие информации и недостаточная образованность в области формирования навыков здорового образа жизни, игнорирование отказа от вредных привычек, существующих угроз «групп смерти» в сети
«Интернет» и др., в развитии несовершеннолетних происходят значительные нарушения, которые в дальнейшем сказываются на качестве их здоровья.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование самосохранительного поведения подростков как особой социально- демографической группы. Острота проблемы заключается в том, что зачастую подросткам свойственны типы поведения, способствующие разрушению здоровья. В связи с этим очевидны общественные потребности в отношении формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних, как одного из важнейших факторов обеспечения их жизнеспособности.
Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде
формирования навыков самосохранительного поведения подростков должно входить не только в систему школьного воспитания несовершеннолетних, но и должно отражаться в условиях социально-реабилитационных учреждений, ориентируясь на воспитание осознанного отношения подростка к собственному здоровью и жизни, знаний и умений по его сбережению, поддержке и охране. Результатом такой работы выступает сформированная способность несовершеннолетнего самостоятельно и осознанно решать задачи здорового образа жизни и выбирать безопасное поведение.
Степень научной разработанности проблемы. Среди зарубежных исследователей вклад в разработку проблем формирования самосохранительного поведения подростков внесли ученые М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Линтон, Т. Парсонс, З. Фрейд.
Огромное значение для осмысления сущности самосохранительного поведения имеют научные труды отечественных ученых. Так, проблемы самосохранительного поведения молодого поколения поднимались уже М.В. Ломоносовым. Также идею формирования самосохранительного поведения в социальных учреждениях развивали И.И. Бецкой, Н.К. Добролюбов, А.Ф. Лазуровский, А.П. Протасов, А.Н. Радищев, С.В. Хотовицкий, Ф. Шольц, и др.
Ряд аспектов социальной политики в сфере охраны здоровья и формирования самосохранительного поведения имели место в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова в своих научных трудах проанализировали факторы, которые влияют на формирование отношения человека к своему здоровью на уровне индивида, групп и общества.
Динамику демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения рассматривали В.А. Борисов, Г.А. Бондарская, А.Г. Волков, С.И. Голод, И.А. Гундаров, В.В. Елизаров, В.М. Медков, В.И. Переведенцев, Л.Л. Рыбаковский, А.Б. Синельников и др.
Проведением анализа состояния здоровья населения, отношения населения к своему здоровью и стратегии самосохранительного поведения занимались С.Н. Варламова, Н.А. Рыбакова, Н.Н. Седова, Г.В. Тихомирова, А.А. Шабунова и др.
Кроме того, научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвящены конкретизированию форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Объект исследования: самосохранительное поведение подростков.
Предмет исследования: специфика формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних и разработать проект, направленный на совершенствование деятельности в сфере формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних в условиях социально- реабилитационного центра.
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основы самосохранительного поведения подростков;
• рассмотреть специфику формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
• провести диагностику проблем формирования самосохранительного поведения подростков (на примере ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних) и разработать социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования в области здоровья и самосохранительного поведения (Н.А. Бернштейн, С.А. Быков, Л.А. Журавлева, Н.Д. Лакосина, В.Н. Панкратов, В.М. Розин, М.Г. Романцов, И.Н. Симаева, Л.С. Шилова, А.В. Чабанова); теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков); гуманистические концепции теории развития личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); концепция формирования осознанного отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур). Также методологической базой для исследования послужил деятельностный подход Э. Дюркгейма, считавшего, что поведенческие стратегии молодого поколения формируются под влиянием отсутствия надлежащего социального контроля. В итоге происходит более активное усвоение подростками саморазрушительных стратегий поведения.
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных, экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования, метод дедукции, позволяющий делать заключения о предмете исследования на основании множества частных признаков, также метод обобщения, при помощи которого делается
вывод о предмете и явлении самосохранительного поведения подростков. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило всесторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания о формировании самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования выступили отчетная документация ОСГБУСОССЗН
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», а также статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области и ОСГБУСОССЗН
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Эмпирическую базу составляют материалы проведенного автором дипломной работы исследования: «Изучение проблем формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра» (декабрь 2017г.) – анкетирование специалистов (n=10), анкетирование несовершеннолетних (n=19).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность самосохранительного поведения и особенности процесса его формирования у несовершеннолетних; изучены проблемы формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования самосохранительного поведения подростков – воспитанников социально- реабилитационного центра. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов
направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (2018г.). Отдельные положения представлены в статье «Самосохранительное поведение подростков: особенности формирования», опубликованной в сборнике материалов девятой международной научно-практической конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 2 февраля 2018 г.), в статье «Основные факторы формирования самосохранительного поведения подростков», опубликованной в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 6 апреля 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Самосохранительное поведение представляет собой проявление поведенческого компонента здоровья как единства материального и духовного, биологического и социального. В свою очередь, данное единство возникает вследствие соответствующего образа жизни, овладения способами самоорганизации, самоконтроля, преодоления личностью внешних и внутренних барьеров – физиических, духовных, социальных, ценностных, информационных.
Самосохранительное поведение определяется вниманием к собственному здоровью и своевременной профилактикой заболеваний, сознательной ориентацией на здоровый образ жизни. Отношение человека к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, вербально выражается в мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на физическое и психическое благополучие.
В настоящее время среди основной части населения сформирована иждивенческая, потребительская позиция в отношении собственного здоровья. Потребность в здоровье ощущается человеком, в основном, только когда оно уже утрачено, что особенно отчетливо проявляется у молодежи.
Сформировать самосохранительное поведение очень важно именно в подростковом возрасте.
Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде формирования навыков самосохранительного поведения подростков должно входить не только в систему школьного воспитания несовершеннолетних, но и должно отражаться в условиях социально-реабилитационных учреждений, ориентируясь на воспитание осознанного отношения подростка к собственному здоровью и жизни, знаний и умений по его сбережению, поддержке и охране. Результатом такой работы выступает сформированная способность несовершеннолетнего самостоятельно и осознанно решать
задачи здорового образа жизни и выбирать безопасное поведение.
Проблема самосохранительного поведения заключается в том, что человек сознательно изменяет себя, познав себя и особенности окружающего мира, что позволяет ему самоопределиться и самореализоваться. Противоречия телесного и духовного, природного и культурного, социального и биологического в человеке решают сегодня многие российские ученые и исследователи. В поле их внимания стиль жизни подрастающего поколения, его социализация, адаптация к качественно новым обстоятельствам. Они отмечают диверсификацию поведения подростков, пассивность, апатию, за которыми остаются непонятными базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых людей, которые, безусловно, требуют научного осмысления.
В процессе формирования самосохранительного поведения осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности подростка, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о самосохранительном поведении личности, опираясь лишь на развитие ее физиологических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, эмоций, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений, целей.
Решение данного вопроса связано с преодолением подростком ряда специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются различные поведенческие привычки. Наряду с такими факторами, как отсутствие информации и недостаточная образованность в области формирования навыков здорового образа жизни, игнорирование отказа от вредных привычек, существующих угроз «групп смерти» в сети
«Интернет» и др., в развитии несовершеннолетних происходят значительные нарушения, которые в дальнейшем сказываются на качестве их здоровья.
Изучение теоретических основ самосохранительного поведения подростков позволило определить сущность и понятие самосохранительного поведения, выявить основные факторы его формирования у
несовершеннолетних.
В ходе изучения данной проблемы, автором подробно была рассмотрена специфика формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Для выявления проблем формирования самосохранительного поведения подростков на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» было проведено социологическое исследование среди несовершеннолетних и специалистов. В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности в сфере формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних автором был разработан социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних», направленный на создание волонтерского клуба на базе учреждений среднего и высшего образования с привлечением студентов-волонтеров.
Таким образом, необходимо обеспечить единый системный процесс, обеспечивающий формирование самосохранительного поведения подростков. Следует целенаправленно развивать и укреплять у подростков ценностные мотивы и формировать интерес к собственному здоровью через самосовершенствование необходимых качеств личности.
Самосохранительное поведение определяется вниманием к собственному здоровью и своевременной профилактикой заболеваний, сознательной ориентацией на здоровый образ жизни. Отношение человека к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, вербально выражается в мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на физическое и психическое благополучие.
В настоящее время среди основной части населения сформирована иждивенческая, потребительская позиция в отношении собственного здоровья. Потребность в здоровье ощущается человеком, в основном, только когда оно уже утрачено, что особенно отчетливо проявляется у молодежи.
Сформировать самосохранительное поведение очень важно именно в подростковом возрасте.
Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде формирования навыков самосохранительного поведения подростков должно входить не только в систему школьного воспитания несовершеннолетних, но и должно отражаться в условиях социально-реабилитационных учреждений, ориентируясь на воспитание осознанного отношения подростка к собственному здоровью и жизни, знаний и умений по его сбережению, поддержке и охране. Результатом такой работы выступает сформированная способность несовершеннолетнего самостоятельно и осознанно решать
задачи здорового образа жизни и выбирать безопасное поведение.
Проблема самосохранительного поведения заключается в том, что человек сознательно изменяет себя, познав себя и особенности окружающего мира, что позволяет ему самоопределиться и самореализоваться. Противоречия телесного и духовного, природного и культурного, социального и биологического в человеке решают сегодня многие российские ученые и исследователи. В поле их внимания стиль жизни подрастающего поколения, его социализация, адаптация к качественно новым обстоятельствам. Они отмечают диверсификацию поведения подростков, пассивность, апатию, за которыми остаются непонятными базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых людей, которые, безусловно, требуют научного осмысления.
В процессе формирования самосохранительного поведения осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности подростка, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о самосохранительном поведении личности, опираясь лишь на развитие ее физиологических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, эмоций, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений, целей.
Решение данного вопроса связано с преодолением подростком ряда специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются различные поведенческие привычки. Наряду с такими факторами, как отсутствие информации и недостаточная образованность в области формирования навыков здорового образа жизни, игнорирование отказа от вредных привычек, существующих угроз «групп смерти» в сети
«Интернет» и др., в развитии несовершеннолетних происходят значительные нарушения, которые в дальнейшем сказываются на качестве их здоровья.
Изучение теоретических основ самосохранительного поведения подростков позволило определить сущность и понятие самосохранительного поведения, выявить основные факторы его формирования у
несовершеннолетних.
В ходе изучения данной проблемы, автором подробно была рассмотрена специфика формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Для выявления проблем формирования самосохранительного поведения подростков на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» было проведено социологическое исследование среди несовершеннолетних и специалистов. В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности в сфере формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних автором был разработан социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних», направленный на создание волонтерского клуба на базе учреждений среднего и высшего образования с привлечением студентов-волонтеров.
Таким образом, необходимо обеспечить единый системный процесс, обеспечивающий формирование самосохранительного поведения подростков. Следует целенаправленно развивать и укреплять у подростков ценностные мотивы и формировать интерес к собственному здоровью через самосовершенствование необходимых качеств личности.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



