ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Самосохранительное поведение: понятие и сущность 9
1.2. Факторы формирования самосохранительного поведения подростков 18
2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 27
2.1. Формирование самосохранительного поведения подростков в
социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних: региональный опыт 28
2.2. Диагностика проблем формирования самосохранительного поведения
подростков (на примере ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних») 34
2.3. Социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе проблема самосохранительного поведения населения занимает важное место в системе социальных ценностей. В XX веке ВОЗ было выявлено, что здоровье человека определяется образом жизни на 50-55%. Однако результаты исследований последних пяти лет позволяют говорить о том, что жизнеспособность и активность современного человека, независимо от его социального статуса, уже на 70% зависят от его поведения.
Особо острый, социально значимый характер носит необходимость проведения мероприятий по формированию самосохранительного поведения несовершеннолетних.
Решение данного вопроса связано с преодолением подростком ряда специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются различные поведенческие привычки. Наряду с такими факторами, как отсутствие информации и недостаточная образованность в области формирования навыков здорового образа жизни, игнорирование отказа от вредных привычек, существующих угроз «групп смерти» в сети
«Интернет» и др., в развитии несовершеннолетних происходят значительные нарушения, которые в дальнейшем сказываются на качестве их здоровья.
В связи с этим исключительного внимания заслуживает формирование самосохранительного поведения подростков как особой социально- демографической группы. Острота проблемы заключается в том, что зачастую подросткам свойственны типы поведения, способствующие разрушению здоровья. В связи с этим очевидны общественные потребности в отношении формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних, как одного из важнейших факторов обеспечения их жизнеспособности.
Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде
формирования навыков самосохранительного поведения подростков должно входить не только в систему школьного воспитания несовершеннолетних, но и должно отражаться в условиях социально-реабилитационных учреждений, ориентируясь на воспитание осознанного отношения подростка к собственному здоровью и жизни, знаний и умений по его сбережению, поддержке и охране. Результатом такой работы выступает сформированная способность несовершеннолетнего самостоятельно и осознанно решать задачи здорового образа жизни и выбирать безопасное поведение.
Степень научной разработанности проблемы. Среди зарубежных исследователей вклад в разработку проблем формирования самосохранительного поведения подростков внесли ученые М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Линтон, Т. Парсонс, З. Фрейд.
Огромное значение для осмысления сущности самосохранительного поведения имеют научные труды отечественных ученых. Так, проблемы самосохранительного поведения молодого поколения поднимались уже М.В. Ломоносовым. Также идею формирования самосохранительного поведения в социальных учреждениях развивали И.И. Бецкой, Н.К. Добролюбов, А.Ф. Лазуровский, А.П. Протасов, А.Н. Радищев, С.В. Хотовицкий, Ф. Шольц, и др.
Ряд аспектов социальной политики в сфере охраны здоровья и формирования самосохранительного поведения имели место в работах И.А. Григорьевой, В.И. Кашина, Л.В. Константиновой, А.Е. Чириковой, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, В.Н. Ярской и др.
Ю.И. Бородин, Дж. Браун, А.Е. Иванова, О.А. Кислицына, П.М. Козырева, М.С. Косолапов, В.Г. Копнина, Ю.М. Комаров, И.В. Корхова, Ю.П. Лисицын, Л.Г. Матрос, И.Б. Назарова, В.К. Овчаров, Н.М. Римашевская, Н.Л. Русинова, В.И. Стародубов, В.С. Тапилина, Е.И. Шарапова в своих научных трудах проанализировали факторы, которые влияют на формирование отношения человека к своему здоровью на уровне индивида, групп и общества.
Динамику демографических процессов, причины демографического кризиса в стране и возможные пути его преодоления при помощи формирования позитивного самосохранительного поведения рассматривали В.А. Борисов, Г.А. Бондарская, А.Г. Волков, С.И. Голод, И.А. Гундаров, В.В. Елизаров, В.М. Медков, В.И. Переведенцев, Л.Л. Рыбаковский, А.Б. Синельников и др.
Проведением анализа состояния здоровья населения, отношения населения к своему здоровью и стратегии самосохранительного поведения занимались С.Н. Варламова, Н.А. Рыбакова, Н.Н. Седова, Г.В. Тихомирова, А.А. Шабунова и др.
Кроме того, научные исследования Г.А. Иваненко, О.Ю. Малоземова, А.В. Новоян, А.И. Федорова, Л.С. Шиловой, Е.И. Шубочкиной, Л.В. Ясной, посвящены конкретизированию форм и факторов самосохранительного поведения населения.
Объект исследования: самосохранительное поведение подростков.
Предмет исследования: специфика формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних и разработать проект, направленный на совершенствование деятельности в сфере формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних в условиях социально- реабилитационного центра.
Задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основы самосохранительного поведения подростков;
• рассмотреть специфику формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;
• провести диагностику проблем формирования самосохранительного поведения подростков (на примере ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних) и разработать социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
Теоретико-методологическая основа исследования: исследования в области здоровья и самосохранительного поведения (Н.А. Бернштейн, С.А. Быков, Л.А. Журавлева, Н.Д. Лакосина, В.Н. Панкратов, В.М. Розин, М.Г. Романцов, И.Н. Симаева, Л.С. Шилова, А.В. Чабанова); теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков); гуманистические концепции теории развития личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); концепция формирования осознанного отношения к собственному здоровью (Н.П. Абаскалова, В.М. Кабаева); концепция формирования культуры здоровья подрастаюшего поколения и формирования социального здоровья (Е.Л. Семенова, Е.А. Сивицкая); концепции доступности пространства здорового образа жизни (П. Бурдье, Н. Луман, Т.Г. Маршалл, У. Мур). Также методологической базой для исследования послужил деятельностный подход Э. Дюркгейма, считавшего, что поведенческие стратегии молодого поколения формируются под влиянием отсутствия надлежащего социального контроля. В итоге происходит более активное усвоение подростками саморазрушительных стратегий поведения.
Методы исследования: анализ специальной литературы, статистических данных, экспертный опрос, анкетирование, математические методы обработки результатов исследования, метод дедукции, позволяющий делать заключения о предмете исследования на основании множества частных признаков, также метод обобщения, при помощи которого делается
вывод о предмете и явлении самосохранительного поведения подростков. В исследовании применяются теоретические методы сравнительного, структурно-функционального и системного анализа. Применение вышеназванных методов позволило всесторонне подойти к изучению выбранной проблемы и систематизировать знания о формировании самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования выступили отчетная документация ОСГБУСОССЗН
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», а также статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области и ОСГБУСОССЗН
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Эмпирическую базу составляют материалы проведенного автором дипломной работы исследования: «Изучение проблем формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра» (декабрь 2017г.) – анкетирование специалистов (n=10), анкетирование несовершеннолетних (n=19).
Теоретико-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в следующем: определена сущность самосохранительного поведения и особенности процесса его формирования у несовершеннолетних; изучены проблемы формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций по совершенствованию процесса формирования самосохранительного поведения подростков – воспитанников социально- реабилитационного центра. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки студентов
направления «Социальная работа» и «Социальная педагогика».
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в ходе преддипломной практики на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (2018г.). Отдельные положения представлены в статье «Самосохранительное поведение подростков: особенности формирования», опубликованной в сборнике материалов девятой международной научно-практической конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 2 февраля 2018 г.), в статье «Основные факторы формирования самосохранительного поведения подростков», опубликованной в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт» (г. Белгород, 6 апреля 2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Самосохранительное поведение представляет собой проявление поведенческого компонента здоровья как единства материального и духовного, биологического и социального. В свою очередь, данное единство возникает вследствие соответствующего образа жизни, овладения способами самоорганизации, самоконтроля, преодоления личностью внешних и внутренних барьеров – физиических, духовных, социальных, ценностных, информационных.
Самосохранительное поведение определяется вниманием к собственному здоровью и своевременной профилактикой заболеваний, сознательной ориентацией на здоровый образ жизни. Отношение человека к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами и субъективными факторами и проявляется в действиях, поступках, вербально выражается в мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на физическое и психическое благополучие.
В настоящее время среди основной части населения сформирована иждивенческая, потребительская позиция в отношении собственного здоровья. Потребность в здоровье ощущается человеком, в основном, только когда оно уже утрачено, что особенно отчетливо проявляется у молодежи.
Сформировать самосохранительное поведение очень важно именно в подростковом возрасте.
Внедрение основных элементов первичной профилактики в виде формирования навыков самосохранительного поведения подростков должно входить не только в систему школьного воспитания несовершеннолетних, но и должно отражаться в условиях социально-реабилитационных учреждений, ориентируясь на воспитание осознанного отношения подростка к собственному здоровью и жизни, знаний и умений по его сбережению, поддержке и охране. Результатом такой работы выступает сформированная способность несовершеннолетнего самостоятельно и осознанно решать
задачи здорового образа жизни и выбирать безопасное поведение.
Проблема самосохранительного поведения заключается в том, что человек сознательно изменяет себя, познав себя и особенности окружающего мира, что позволяет ему самоопределиться и самореализоваться. Противоречия телесного и духовного, природного и культурного, социального и биологического в человеке решают сегодня многие российские ученые и исследователи. В поле их внимания стиль жизни подрастающего поколения, его социализация, адаптация к качественно новым обстоятельствам. Они отмечают диверсификацию поведения подростков, пассивность, апатию, за которыми остаются непонятными базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых людей, которые, безусловно, требуют научного осмысления.
В процессе формирования самосохранительного поведения осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности подростка, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о самосохранительном поведении личности, опираясь лишь на развитие ее физиологических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, эмоций, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений, целей.
Решение данного вопроса связано с преодолением подростком ряда специфических трудностей, ведь именно в этот возрастной период формируются различные поведенческие привычки. Наряду с такими факторами, как отсутствие информации и недостаточная образованность в области формирования навыков здорового образа жизни, игнорирование отказа от вредных привычек, существующих угроз «групп смерти» в сети
«Интернет» и др., в развитии несовершеннолетних происходят значительные нарушения, которые в дальнейшем сказываются на качестве их здоровья.
Изучение теоретических основ самосохранительного поведения подростков позволило определить сущность и понятие самосохранительного поведения, выявить основные факторы его формирования у
несовершеннолетних.
В ходе изучения данной проблемы, автором подробно была рассмотрена специфика формирования самосохранительного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Для выявления проблем формирования самосохранительного поведения подростков на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» было проведено социологическое исследование среди несовершеннолетних и специалистов. В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности в сфере формирования самосохранительного поведения несовершеннолетних автором был разработан социальный проект «Формирование самосохранительного поведения подростков в условиях социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних», направленный на создание волонтерского клуба на базе учреждений среднего и высшего образования с привлечением студентов-волонтеров.
Таким образом, необходимо обеспечить единый системный процесс, обеспечивающий формирование самосохранительного поведения подростков. Следует целенаправленно развивать и укреплять у подростков ценностные мотивы и формировать интерес к собственному здоровью через самосовершенствование необходимых качеств личности.
1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): [принят в г. Нью-Йорке 22 июля 1946 г]. – М.: Медицина, 2013. – 94 с.
2. Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 9.10.2007 №1351 (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федерал. закон от 21.11.2011 г. №323-ФЗ (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд.
«Законодательство». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/.
4. Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 02.04.2003 №74 (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW404&n=60 45&dst=100011#05971731596077643.
5. Об охране здоровья населения Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 2.04.2012 №166 (последняя редакция) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW404&n=30 849#010487943367353791.
6. О концепции демографического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Белгородской области от 15.10.2007 №242-пп (последняя редакция) //
Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд.
«Законодательство». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW404&n=10 536&dst=100001/#01482545953003247.
7. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2013. – 48 с.
8. Ананьев, В.А. Психология здоровья / В.А. Ананьев // Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2013. – 384 с.
9. Анастасова, Л. П. Формирование здорового образа жизни подростков / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. – Москва: РГГУ, 2014. – 208 с.
10. Антонов, А.И. Самосохранительное поведение / А.И. Антонов // Народонаселение. – М.: Юрайт, 2014. – 225 с.
11. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2014. – 100 с.
12. Антропова, М. В. Основы гигиены учащихся / М. В. Антропова. – М.: Юрайт, 2013. – 208 с.
13. Базарный, В. Ф. Повышение уровня здоровья школьников за счет построения учебного процесса / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров.– М.: Юрайт, 2014. – 178 с.
14. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. – М.: Мир, 2014. – 400 с.
15. Бакунина, М.И. Основы здорового образа жизни / М.И. Бакунина. –М.: Гостехиздат, 2015. – 320 с.
16. Басов, А. В., Запорожченко, В. Г., Тихомирова, Л. Ф. Образ жизни и здоровье / А. В. Басов, В. Г. Запорожченко, Л. Ф. Тихомирова.– Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 2017. – 175 с.
17. Безруких, И. М. Школьные факторы риска и здоровье подростков
/ М. М. Безруких // Magister. – СПб.: Питер, 2013. – 118 с.
18. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Просвещение, 2013. – 215 с.
19. Битянова, М. Р. Организация психологической работы с подростками / М. Р. Битянова. – М.: Генезис, 2015. – 315 с.
20. Бовина, И.Б. Социальное значение здоровья и болезни: от представления к поведению / И.Б. Бовина // Социальная психология в современном мире / Г.М. Андреева; под ред. А.И. Донцовой. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 343 с.
21. Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И.П. Борисова. – СПб.: Питер, 2015. – 117 с.
22. Буркова, З. В. Из опыта психокоррекционной работы психолога / З. В. Буркова – М.: Мир, 2017. – 215 с.
23. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования / Э.Н. Вайнер – М.: Мир, 2014. – 135 с.
24. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства / Л. Волошина. – М.: Юрайт, 2015. – 165 с.
25. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе / Е.А. Воронова. – М.: Феникс, 2015. – 261 с.
26. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2016. – 177 с.
27. Гуменюк, Е. Формирование основ здорового образа жизни у несовершеннолетних / Е. Гуменюк. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 208 с.
28. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гурвич. – Спб., Изд-во СПбГУ, 2015. – 211 с.
29. Давыденко, Т.М. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики / Т.М. Давыденко – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2014. – 311 с.
30. Давыдов, В.Ю. Методика оценки физического развития и физической подготовленности подростков / В.Ю. Давыдов. – Волгоград: Радуга, 2013. – 145 с.
31. Дюркгейм, Э. Общественное разделение труда. Метод социологии / Дюркгейм Э. – М.: Наука, 2013. – 617 с.
32. Екжанова, Е.А. Об особенностях организации физического воспитания в образовательных учреждениях / Е.А. Екжанова. – М. Академия, 2016. – 213 с.
33. Елжова, Н.В. Здоровый образ жизни в образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – М.: Феникс, 2013. – 111 с.
34. Журавлев, А.Л. Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / А.Л. Журавлев. – М.: Мир, 2016. – 446 с.
35. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева. – М.: Юрайт, 2014. – 151 с.
36. Зазыкин, В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях / В.Г. Зазыкин. – М.: Наука, 2016. – 117 с.
37. Зайцев, Г. К., Колбанов, В. В., Колесникова, М. Г. Педагогика здоровья / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. – СПб.: Питер, 2014. – 212 с.
38. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. – М.: Пропилеи, 2015. – 198 с.
39. Зверева, Н.В. Исследование системы демографического поведения и развитие теории воспроизводства населения / Электронная библиотека Социологического факультета МГУ / lib.Socio.msu.ru. 2017.
40. Змановский, Ю.Ф.Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 2017. – 163 с.
41. Зыбина, Е.Ю. Влияние физической активности на здоровье: обзор научных исследований / Е.Ю. Зыбина. – М.: Академия, 2013. – 217 с.
42. Каган, В.Е. Внутренняя картина здоровья – термины или концепция? / В.Е. Каган. – М.: Пропилеи, 2015. – 89 с.
43. Калачикова, О.Н. Основные тенденции самосохранительного поведения населения региона [Текст] / О.Н. Калачикова, П.С. Корчагина // Проблемы развития территории. – 2015. – № 5 (61). – 91 с.
44. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В. Карасева. – СПб.: Питер, 2015. – 342 с.
45. Карась, И.С. О проблемах формирования здоровьесберегающей среды / И.С. Карась. – СПб.: Питер, 2013. – 178 с.
46. Кашуркина, С.С. Самосохранительное поведение детей и молодежи в современном российском обществе / С.С. Кашуркина. – М.: Мир, 2016. – 153 с.
47. Коваленко, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Коваленко. – М.: Наука, 2014. – 213 с.
48. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. – Калуга: Наука, 2016. – 197 с.
49. Комарова, Т.К. Взаимосвязь самосознания и познания других людей в ранней юности / Т.К. Комарова, С.В. Кондратьев. – М.: Наука, 2017.
– 113 с.
50. Красоткина, И.Н. Биоритмы и здоровье. Серия: Здоровый образ жизни / И.Н. Красоткина. – Москва: Гостехиздат, 2014. – 118 с.
51. Крупнов, А.И. Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека / А.И. Крупнов.
– Свердловск: Юность, 2013. – 113 с.
52. Кулева, С. В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения / С. В. Кулева. – М.: Мир, 2014. – 160 с.
53. Лейтес, Н.С. О психофизиологических основах активности. Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности / Н.С. Лейтес. – М.: Юрайт, 2014. – 132 с.
54. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Мир, 2016. – 397 с.
55. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности подростков в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Вопросы психологии / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2016. – 218 с.
56. Лукьянова, В.С. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения / В.С. Лукьянова. – М.: Феникс, 2014. – 117 с.
57. Лысых, О.Б. Комплексная оценка результатов здоровьесберегающей деятельноси в образовательных учреждениях / О.Б. Лысых. – М.: Академия, 2014. – 116 с.
58. Лядова, Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы / Н.В. Лядова. – М.: Наука, 2015. – 187 с.
59. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Мир, 2015. – 227 с.
60. Матвеев, В. Ф., Гройсман, А. Л. Профилактика вредных привычек у школьников / В. Ф. Матвеев, А. Л. Гройсман. – М.: Просвещение, 2017. – 216 с.
61. Митина, Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра
/ Е.П. Митина. – М.: Просвещение, 2016. – 161 с.
62. Митяева, Е. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии
/ А.М. Митяева. - М.: Академия, 2014. – 176 с.
63. Митяева, А. Е. Здоровый образ жизни / А.Е. Митяева. – М.: Академия, 2016. – 212 с.
64. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. – М.: СпецЛит, 2013. – 212 с.
65. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – М.: Феникс, 2017. – 387 с.
66. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. – М.: Наука, 2013. – 204 с.
67. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2016. – 188 с.
68. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы. Педагогика / Ю.В. Науменко. – М.: Наука, 2015. – 179 с.
69. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицын. – М.: Мир, 2016. – 222 с.
70. Немировский, Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи. Социологические исследования / Д.Э. Немировский. – М.: Просвещение, 2017. – 203 с.
71. Нестерова, Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в системе образования/ Л.В. Нестерова. – М.: Академия, 2015. – 80 с.
72. Никандров, В.В. Методологические основы психологии / В.В. Никандров. – СПб.: Питер, 2015. – 236 с.
73. Ображей, О.Н. Актуальность изучения самосохранительного поведения населения [Текст] / О.Н. Ображей, В.С. Подвальская // Социологический альманах. – 2013. – № 1. – 283 с.
74. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: ФЕНИКС; 2016. – 299 с.
75. Ощепкова, Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у подростков / Т.Л. Ощепкова. – СПб.: Питер, 2016. – 92 с.
76. Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья. / В.Н. Панкратов. – М.: Мир, 2017. – 301 с.
77. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у подростков / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 2015. – 277 с.
78. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе. Воспитание школьников / К. Петров. – М.: Феникс, 2015. – 91 с.
79. Разумовский, Д.О. Все о здоровом образе жизни / Д.О. Разумовский – М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2013. – 214 с.
80. Резер, Т.М. Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Здоровьесохраняющее образование в условиях личностно- ориентированной модели / Т.М. Резер, Втюрина Е.Г. – Красноярск.: Юность, 2014. – 199 с.
81. Розин, В.М. Личность и е изучение / В.М. Розин. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
82. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
– СПб.: Питер, 2016. – 408 с.
83. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально- психологических различий / В.М. Русалов. – М.: Просвещение, 2015. – 351 с.
84. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в образовательном учреждении / Н.Ю. Савельева. – Ростов Н/Д: Феникс, 2015.
– 95 с.
85. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2013. – 121 с.
86. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья подростков. Вопросы психологии / В.И. Слободчиков. – 2017. – 113с.
87. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2013. – 272 с.
88. Соловьев, Г.М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: Ставролит, 2013. – 184 с.
89. Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. М.: Юрайт, – 2016. – 124 с.
90. Тверская, Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика / Н.В. Тверская. – М.: Дашков и К, 2015. – 133 с.
91. Терновская, С.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении / С.А. Терновская.- СПб.: Питер, 2016. – 255 с.
92. Тихомиров, Е. С. Методические преобразования в школе в рамках осуществления идей здоровьесберегающей педагогики / Е. С. Тихомиров // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. – СПб.: Питер,2013. – 229 с.