ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Глагол как часть речи. Развитие глагольного словаря в
онтогенезе 6
1.2. Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью 12
1.3. Анализ методик обучения младших школьников глагольному словарю .... 18 ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 27
2.1. Организация и методы диагностики глагольного словаря у младших
школьников с умственной отсталостью 27
2.2. Анализ результатов исследования глагольного словаря у младших
школьников с умственной отсталостью 31
2.3. Методические рекомендации для развития глагольного словаря у детей с
умственной отсталостью 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Важнейшее место занимает проблема развития глагольного словаря в современной логопедии, а состояние глагольного словаря при интеллектуальной недостаточности и методика его развития является одним из актуальных.
Известно, что ранний возраст для развития всех сторон речи является наиболее эффективным периодом. Трудности, которые испытывают дети с умственной отсталостью в рамках освоения школьной специальной (коррекционной) программы, связанны с недостаточным развитием интеллекта, как следствие, недоразвитие речи, которое определяется объемом и качеством словаря. Развитие лексического запаса имеет огромное значение для развития познавательной деятельности ребенка, поскольку речь - многогранный процесс, который органически связан с умственным развитием ребенка. Невзирая на то, что в последнее время проводились различные, множественные работы ученых, на сегодняшний день, проблема развития глагольного словаря остается неразрешенной, многие дети нуждаются в логопедической помощи, что говорит об актуальности и необходимости развития выбранной темы.
Методик по развитию глагольного словаря у детей на сегодняшний день не хватает, как и недостаточно комплексных методик по его исследованию. В диагностических методиках, которые имеются, например, О.Е. Грибовой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, глагольный словарь входит в состав обследования лексики или лексико-грамматического строя речи. Как следствие, для обследования глагольного словаря отводится очень маленькое количество заданий, это не дает возможность выявить полноту усвоения, понять механизмы его сформированности, сложно подобрать необходимый наглядный материал для обследования и формирования глагольного словаря.
В дефектологической литературе многократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с разными речевыми нарушениями (P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Г.В. Чиркина и др.). Рассматривая речевую деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью, Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьёва, В.П. Глухов,
В.А. Ковшиков, Л.Ф. Спирова и др. отмечают отрицательное воздействие несформированности и ограниченности языковых средств на предикативные процессы.
Таким образом, разработка темы исследования достаточно актуальна и своевременна. Полученные нами в ходе исследования результаты могут изменить некоторые теоретические положения, которые относятся к реализации методов, приемов и способов развития глагольного словаря, сформулировать методические рекомендации для практиков, которые в ходе усвоения учебного материала позволят целенаправленно развивать и закреплять формирование у младших школьников с умственной отсталостью глагольный словарь.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию глагольного словаря у младших школьников с умственной отсталостью.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования: развитие глагольного словаря младших
школьников у детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования: методические рекомендации по развитию глагольного словаря младших школьников с умственной отсталостью.
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить по литературным источникам состояние проблемы.
2. Отобрать диагностический материал для экспериментального изучения сформированности глагольного словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение словаря глаголов у младших школьников с умственной отсталостью.
4. Проанализировать результаты исследования состояния глагольного словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
5. Обобщить и оформить результаты исследования.
Для решения сформулированных задач исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы па теме исследования;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической основой стали работы по изучению уровня развития глагольного словаря у детей с умственной отсталостью и созданию методик коррекционной работы В.В. Виноградов, Л.С. Выгодский, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, В.Г. Петрова, Н.В.Серебрякова, Г.В. Чиркина, Т.Н. Ушакова, Т.Б. Филичева и др.
Гипотеза: развитие глагольного словаря у младших школьников с умственной отсталостью станет наиболее эффективным, если разработать дополнительные методические рекомендации, которые будут использоваться в дальнейшей работе с детьми.
Базой исследования было выбрано муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 30» г.
Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме развития глагольного словаря у детей с интеллектуальными нарушениями, а также на основе результатов констатирующего эксперимента, нами была разработана методика логопедической работы по развитию глагольного словаря у детей младшего школьного возраста.
Проведенное нами исследование было направлено на выявление особенностей сформированности глагольного словаря детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. После чего, мы разработали методические рекомендации, которые способствуют развитию глагольного словаря у данной категории детей. На основе анализа специальной литературы, до настоящего времени встречается минимальное количество работ, в полной мере посвященной проблеме развития глагольного словаря у младших школьников с умственной отсталостью. Во всех методиках, глагольный словарь не выделяют как отдельную единицу обследования, он входит в состав обследования лексики или лексико-грамматического строя речи, что не дает в полной мере рассмотреть его развитие у детей.
В результате экспериментального анализа было выявлено, что основными предпосылками развития речи в онтогенезе является сформированное мышление, как основа всех высших функций, от этого непосредственно зависит развитие речи, в особенности развитие глагольного словаря, его обогащение и умение пользоваться глаголами. Недостаточная сформированность глагольного словаря сказывается на снижении темпов развития речи детей. Овладение процессом использования глагольной лексикой подтверждает переход на новый уровень речемыслительной деятельности. В ходе исследования было выявлено, что дети с интеллектуальными нарушениями не знают многих слов, обозначающих действия, для них характерны расхождения в объяснении значения глаголов, вместе с этим, наблюдается недоразвитие между качеством импрессивной и экспрессивной речи. Среди множественных вербальных парафазий наблюдаются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов общего значения.
Разработанные нами рекомендации помогут повысить уровень глагольной лексики детей. Активный словарь детей станет богаче, школьники станут правильно употреблять глаголы разной слоговой структуры, у них усовершенствуются навыки общения, за счет активизации глагольного словаря, дети станут активнее на занятиях, особенно по развитию речи, дети станут лучше различать не только действия предметов. Приведенные нами игры увеличат динамику развития глагольного словаря детей, дети научатся обозначать действия, совершаемые в бытовой, игровой, продуктивной деятельности. Характерной особенностью речи детей станет увеличение глагольных форм, предложения будут более развёрнутыми.
Таким образом, методические рекомендации, разрабатываемые с учетом особенностей данной категории детей, поспособствуют развитию глагольного словаря у младших школьников с умственной отсталостью.
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов . - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов / Т.В. Ахутина,Т.А. Фотекова - М.:Аркти,2002. - 136 с.
3. Бабайцева, В. В. Русский язык [Текст]. - М.: Просвещение, 2008. - 231 с.
4. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. М.: Просвещение, 1986. - 23-36 с.
5. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике: избранные труды / В.В. Виноградов. М., 1975. - 559 с.
6. Волкова Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического
обследования./ Т.Н. Волковская. - Издательство: Издательский дом
"Образование Плюс", Москва, 2009. - 18 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
8. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егорова. - Иркутск, 1988. - 61 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский // - сборник - М.: Издательство АСТ: Астрель, 2011. - 637 с.
10. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 108 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. -М., 1934. - 502 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]. - М, 2005. - 352 с.
13. Гагарина, Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи [Текст]. - СПб.: Наука, 2008. - 275 с.
14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2009. - 458 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
17. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. - М.: Классикс Стиль, 2005. - 88 с.
18. Грамматика современного русского литературного языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Наука, 1970. - 143 с.
19. Громова O.E. Методика формирования
начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.
20. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: Кн. Для логопедов / Л.Н. Ефименкова. — М.:
Просвещение, 2007. - 207 с.
21. Забрамная, С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения [Текст] / С.Д. Забрамская, Т.Н. Исаева // Коррекционная педагогика, 2008 - № 1. - 5-13 с.
22. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
23. Ильина, С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников /
С.Ю. Ильина. - М., 2005. - 240 с.
24. Ильянкова Н. Е. “Логопедические тренинги. От глаголов - к предложениям” Издат. “Гном и Д” Москва, 2004. - 55 с.
25. Борякова Н.А., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. М.: Центр полиграфии АТТИКА, 2010. — 157 с.
психолингвистическое изучение. М.: Изд-во МГПУ ин. яз., 1974. - 50-52 с.
27. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2008. - 321 с.
28. Коробейников И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости // Социальная и клиническая психиатрия. - 1993. - № 1.
29. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи у детей. М, 2004. - 23 с.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития
речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).
СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
31. Леонтьев A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Наука, 1967. - 6-16 с.
32. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 2005. 214 с.
33. Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол.фак. пед. высш. Учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп.
- М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
34. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин - тов/Л.с. Волкова Р.И. Лалаева Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой - книга 5.
- М.: ВЛАДОС, 2006. - 224 с.
35. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М., 1987. - С. 256 - 359.
36. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
37. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. - 1999. - № 3. - С.18-21.
38. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2011. - 316 с.
39. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олиго-френопедагогика): Учеб. пособие для студ, высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2003. - 69 с.
40. Петрова В.Г. Психология умственно отсталого школьника / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2004. - 160 с.
41. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 3. - С.52-56.
42. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов - на - Дону: «Феникс», 2006. - 448 с.
43. Процко, Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие / Т.А. Процко. - Мн., 2006. - 273 с.
44. Психология аномального развития детей: Хрестоматия в 2.Т./ под ред. Лебединского В.В. и Бардышевской М.К. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 68-71.
45. Психология умственно отсталых школьников / Под ред.
В.П.Петровой. - Красноярск, 1995. - 7 с.
46. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Кн. Для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
2001. - 44 с.
47. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 2 кл. В 2-х частях: учебник -12-е изд., дораб. -М.: Дрофа, 2011. - 36 с.
48. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 101 с.
49. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - №1.
50. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов. М. : АРКТИ, 2002. - 136 с.
51. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга / Л.С. Цветкова. М., 1972. 272 с.
52. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 240 с.
53. ЧистяковаИ.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
54. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
55. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2003.
56. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи -М., Айрис-пресс, 2006, 64 с.
57. Шерстова, О. Б. Формирование глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Б. Шерстова // Образование в современной школе, АсНООР. — 2016. — № 1-2. — С. 20
58. Шипицина Л. М., Заширинская О. В., Воронова Л. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 384 с.
59. Эльконин, Д. Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. - М.: Академия, 2007. - 384 с.