Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы бизнес-планирования предприятия 6
1.1 Понятие бизнес-плана, его цели и функции 6
1.2 Структура и методология разработки бизнес-плана проекта 12
Глава 2 Разработка бизнес-плана организации и открытия кафе 26
2.1 Анализ пищевой отрасли региона и организация бизнес-
плана 26
2.2 Организационный план и правовое обеспечение деятельности
предприятия 40
2.3 Производственный план 43
2.4 Финансовый план, оценка эффективности и окупаемости бизнес-
плана 47
Заключение 57
Список литературы 60
Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что бизнес-план в наши дни имеет огромное значение в деятельности любой фирмы, потому что является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности фирмы. Кроме этого бизнес- план является необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и со сложившейся экономической ситуацией.
Для эффективного функционирования собственного предприятия необходимо точно знать свои потребности на перспективу во всех ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых. Важно предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность
использования ресурсов в процессе функционирования предприятия.
Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности или его некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям.
Руководитель бизнеса больше думает о действиях, чем о составлении предложений и планов, однако ошибки, сделанные на стадии идей, рано или поздно остановят каждого, кто излишне доверяет интуиции. При всей важности действия и каждодневной работы успех предприятия также зависит от детального анализа последствий решений, сделанного до их окончательного принятия.
Планирование приобретает еще большее значение, если для нового проекта необходимо получить одобрение партнеров или финансовую помощь банка. В данном случае бизнес-план становится не только аналитическим документом, но и первым инструментом маркетинга, привлекающим в проект ключевые ресурсы.
Бизнес-план - это обоснование самого существования бизнеса, это карта, по которой предприниматели (бизнесмены) выбирают дорогу к процветанию, основной документ для строительства предприятия, а также ключ, открывающий доступ к банковскому кредиту. Без жизнеспособного, полного, убедительного бизнес-плана бизнесмен как владелец вступает на путь любительства, проб и ошибок. Располагая бизнес-планом, он становится профессионалом.
Бизнес-план может повести предпринимателя к богатству, а может и вскрыть проблемы, которые он собирался игнорировать. Но вскрытые проблемы это еще не непреодолимые препятствия - это лишь повод к дополнительным исследованиям, получению новых знаний и более тщательной работе.
Объектом исследования является методологические особенности разработки бизнес-плана.
Предметом исследования выступает процесс разработки бизнес-планов для отрасли общественного питания.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать бизнес-план кафе «У камина» и оценить его экономическую эффективность и целесообразность.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
• исследовать сущность бизнес-плана, его цели и функции;
• изучить требования, предъявляемые к бизнес-плану;
• разработать бизнес-план предприятия, в соответствии с предъявляемыми требованиями;
• оценить экономическую эффективность разработанного бизнес-плана.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, работающих в области посвященной бизнес-планированию таких как: Андрианов Е. В., Бобкова А. Ю., Лапыгин Ю. Н., Лапыгина Ю. Н., Анциферова И.В., Бабаев Ю.А., Комисарова И.П., Баринов В. А., Бугорский В.Н.,Буров В.П., Морошкин В.А.,Гаджинский А.М., Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. ,Ефимова С.А.,Иванова Т.Ю.,Камышанов П.И.,Ковалев А.В., Привалов В. А., Ковалев В.В.,Крылова Г.Д., Липсиц И.В., Коссов В.В.,Лосев В.А.,Лукачева Л.И.,Мильнер Б.З.,Орлова Е.Р.,Петров К.Н.,Пивоваров К.В.,Степанов И.М.,Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В.,Шеметов П.В., Шишкин С.В.и других.
Эмпирической базой исследования послужили законодательные акты РФ, приказы и постановления правительства Белгородской области, официальные статистические данные, а также информация сети Интернет, затрагивающая различные аспекты исследуемой проблематики.
В процессе работы применялись такие методы исследования, как группировка и сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и моделирование, эконометрическое моделирование, логические методы исследования.
Апробация результатов исследования состоит в том, что представленный бизнес-план, составляющий вторая работы, предполагается представить на рассмотрение в Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что по результатам конкурса по «Программе поддержки начинающих предпринимателей», проводимого Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, мы рассчитываем получить грант на развитие деятельности в размере 300 000 рублей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, были получены выводы о том, что бизнес-план позволяет сориентировать хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с потребностями покупателей и возможностями получить ресурсы, определить конкретные ее виды, рынки сбыта. На основании бизнес плана, организации предоставляется возможность в получении заемных средств или инвестиций, исходя из того, насколько будет доходным, с точки зрения бизнес-плана проект и насколько он может заинтересовать инвестора или кредитора.
Таким образом, бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирующий все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющее способы решения этих проблем.
Практика планирования создает важные преимущества, которые проясняют окружающие проблемы, улучшают координацию действий в организации, способствуют более рациональному распределению ресурсов.
Планирование бизнеса обеспечивает немало выгод:
• побуждает тщательно изучить перспективы развития бизнеса;
• заставляет точно определить цели бизнеса и пути их достижения;
• позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;
• определяет ключевые показатели бизнеса, необходимые для последующей оценки и контроля результатов;
• делает предприятие намного более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации.
В 2016 году в целях создания благоприятных условий для развития торговли и общественного питания на территории Белгородской области, обеспечения доступности товаров и улучшения качества услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания для населения области, правительством Белгородской области утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие торговли и общественного питания на территории Белгородской области на 2015-2019 годы».
Потребительский рынок Белгородской области, являясь крупной составной частью экономики области, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги общественного питания; качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории области. Множество людей экономят своё время, питаясь в кафе. Именно поэтому идея как открыть собственное кафе - это отличная возможность начать свой бизнес.
Планируется организовать кафе в центре села Графовка на оживленной улице, вдоль трассы Белгород-Сумы-Курск. Выбранная нами концепция ориентирована на сохранение традиций сельского быта. Нами было выбрано фирменное название - кафе «У камина». Дизайн интерьера разработан в сельском стиле, он создает атмосферу непринужденности и уюта. Кроме этого ассортимент меню и внешний вид сотрудников будут отвечать традиционному народному стилю.
Кафе ориентировано на посетителей со средним уровнем достатка, со средней вместимостью около 40 посадочных мест. Основой услуг данного кафе будет кухня смешанного типа. Согласно плану, в кафе будут доступны блюда европейской и русской кухни. Оптимальный режим работы данного кафе с 12.00 до 02.00.
Основными клиентами будут жители Графовского сельского округа и близлежащих сел решившие отдохнуть после тяжелого рабочего дня и заодно вкусно поесть. В выходные дни основную массу посетителей будут представлять студенты, приехавшие с города. Так как в селе нет места для проведения досуга молодежи, мы планируем организовывать тематические встречи с развлекательной программой, конкурсами. Так же кафе будет специализироваться на проведении торжественных вечеров, банкетов, свадеб, детских праздников.
Для реализации проекта необходимы инвестиции в размере 1 050 000 руб., в том числе заемные средства - 200 тыс. руб., собственный капитал - 550 тыс. руб. и сумма гранта - 300 тыс. руб.
Уютный интерьер, приветливый персонал и быстрота обслуживания лягут в основу тактики по привлечению клиентов.
Характеристика основных финансово-экономические показателей обосновывает целесообразность данного бизнес-плана: среднемесячная
прибыль кафе составит около 37 000 руб., рентабельность деятельности - 22 %, срок окупаемости проекта составит 34 месяца.
Таким образом, по результатам расчета и анализа экономических показателей проекта, можно сделать вывод, что бизнес-план является экономически рентабельным и целесообразным.
1. Российская федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2). - М.:Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство ЭКМОС, 2005. -228 с.
2. Российская федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): принят ГД ФС РФ от 18.12.2006г. №230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // http: //www.consultant.ru/popular/gkrf4/
3. Российская федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): принят ГД ФС РФ от 31.07.1998г. №146-ФЗ (ред. от 03.12.2012)// http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
4. Российская федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской
Федерации (часть вторая): принят ГД ФС РФ от 05.08.2000г. №117-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)//
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=162660;fld=134; dst=4294967295;rnd=0.682213 5457558282;from=161268-0
5. Российская федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской
Федерации: принят ГД ФС РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ (ред. от 03.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)//
http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
6. Российская федерация. Законы. Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации: федеральный закон принят ГД РФ от 30.11.2001г. №167-ФЗ, (с изм., внесенными Определениями Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 №492-О) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
cgi?req=doc;base=LAW;n=131677;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.8814572994597 256;from=133401-0
7. Российская федерация. Законы. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов: федеральный закон принят ГД ФС РФ от 28.11.2012г.№228-ФЗ //http ://fss. ru/ru/fund/for_ enterprises_and_organisation/66644/index. shtml
8. Российская федерация. Законы. О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон принят ГД РФ от 13.07.2001г. №129-ФЗ, (с изм., внесенными ФЗ от 27.10.2008 №175-ФЗ) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=
140278;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.2958100107498467;from=132811 -0
9. Российская федерация. Правительство. Об утверждении долгосрочной
целевой программы «Развитие торговли и общественного питания на территории Белгородской области на 2012-2016 годы»: постановление правительства Белгородской области от 27.10.2011г.//
old.belregion.ru>docs/dcp_torg_i_obscepit. doc
10. Российская федерация. Правительство. Социально-экономическое
положение белгородской области в 2013 году: Комплексный доклад Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области от 30.01.14г.
//http://belg.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/resources/868af08042d42dbe9a07ff5 53db9bdfa/0401.pdf
11. Российская федерация. Министерство финансов. Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»: приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. № 43н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 №115н, от 08.11.2010 №142н)//
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=10797
12. Андрианов, Е. В. Сборник бизнес-планов реальных организаций [Текст] /Е.В. Андрианов, А.Ю. Бобкова, Ю.Н. Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2009. - 426 с.
13. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учёт [Текст] /И.В.
Анциферова. - М.: Перспектива, 2008.- 358с.
14. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учёт [Текст] /Ю.А. Бабаев, И.П. Комисарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 528с.
15. Баринов, В.А. Бизнес-планирование [Текст] / В.А. Баринов. - М.: Форум, Инфра-М, 2007.- 256с.
16. Бугорский, В.Н. Сетевая экономика и проектирование информационных систем [Текст] / В.Н. Бугорский, Р.В. Соколов. - М.: Питер, 2007. - 432с.
17. Буров, В.П. Бизнес-планирование [Текст] / В.П. Буров, В.А. Морошкин. - М.: Омега-Л, 2006. - 312с.
18. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст] / А.М. Гаджинский. - М.: Дашков и К, 2009. - 283с.
19. Горемыкин, В.А. Бизнес-план. Методика разработки 45 реальных образцов бизнес-плана [Текст] / В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - М.: Ось- 89, 2007. - 864с.
20. Григорьев, М.Н. Логистика [Текст] / М.Н. Григорьев. - М.: Гардарики, 2007. - 197с.
21. Ефимова, С.А. Маркетинговое планирование [Текст] / С.А. Ефимова. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 196с.
22. Жильцов, Е.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг [Текст] / Е. Н. Жильцов. - М.: ТЕИС, 2007. - 234с.
23. Иванова, Т.Ю. Теория организации [Текст] / Т.Ю. Иванова. - М.: Кнорус, 2006. - 342с.
24. Камышанов, П.И. Бухгалтерский финансовый учёт [Текст] / П.И. Камышанов. - М.: Омега-Л, 2006.- 590с.
25. Ковалев, А.В. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] / А.В. Ковалев, В.М. Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 450с.
26. Ковалев, В.В. Методы оценки инвестиционных проектов [Текст] /В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 144с.
27. Кондраков, Н.П. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета [Текст] / Н.П. Кондраков. - М.: Проспект, 2009.- 304с.
28. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учёт [Текст] / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 717с.
29. Котлер, Ф. И. Основы маркетинга [Текст] / Ф.И. Котлер. - М.: «Ростинтэр», 2006. - 704с.
30. Кочергина, Т.Е.Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / Т.Е. Кочергина. - Ростов н/д Феникс, 2006. - 512с.
31. Крылова, Г.Д. Маркетинг [Текст] / Г.Д. Крылова. - М.: ТК Велби; Проспект, 2010. - 263с.
32. Кутер, М.И. Теория бухгалтерского учёта [Текст] / М.И. Кутер. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 592с.
33. Липсиц, И.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа [Текст] / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. - М.: БЕК, 2008. - 203с.
34. Лосев, В.А. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей [Текст] / В.А. Лосев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 512с.
35. Лугачев, М.И. Экономическая информатика. Введение в экономический анализ информационных систем [Текст] / М.И. Лугачев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 432с.
36. Лукачева, Л.И. Управленческие решения [Текст] / Л.И. Лукачева. - М.: Омега-Л, 2008. - 418с.
37. Мазур, И.И. Управление качеством [Текст] / И.И. Мазур. - М.: Омега-Л,
2006. - 363с.
38. Маршев, В.И. История управленческой мысли [Текст] / В.И. Маршев. - М.: Инфра-М, 2007. - 627с.
39. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст] / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 294с.
40. Орлова, Е.Р.Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании. Оптимизация бизнес-процессов [Текст] / Е.Р. Орлова. - М.: Омега-Л, 2008.- 683с.
41. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент [Текст] / В.Н. Парахина. - М.: КНОРУС, 2007. - 362с.
42. Петров, К.Н. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами [Текст] / К.Н. Петров.- М.: ООО «И.Д. Вильямс»,
2007. - 336с.
43. Пивоваров, К.В. Бизнес-планирование [Текст] / К.В. Пивоваров. - М.: Дашков и К, 2008. - 412с.
44. Салимова, Т.А. Управление качеством [Текст] / Т.А. Салимова. - М.: Омега-Л, 2008. - 258с.
45. Степанов, И.М. Бизнес-планы. Полное справочное руководство [Текст] / И.М. Степанов. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008. - 322с.
46. Тумасян, Р.З. Бухгалтерский учёт [Текст] / Р.З. Тумасян. - М.:Омега-Л, 2006.- 795с.
47. Черняк, В.З. Бизнес-планирование [Текст] / В.З. Черняк, И.В. Довдиенко. - М.: РДЛ, 2008.- 272с.
48. Швецкая, В.М. Бухгалтерский учёт [Текст] / В.М. Швецкая, А.П. Бархатов, В.В. Бурцев. - М.:Дашков и К., 2009. - 404с.
49. Шеметов, П.В. Теория организации [Текст] / П.В. Шеметов. - М.: Омега- Л, 2006. - 362с.
50. Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы [Текст] / С.В. Шишкин. - М.: Омега-Л, 2006. - 286с.
51. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов [Текст] / Сост. В.М. Попов. - Л.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 203с.
52. Как составить наилучший бизнес-план для любой отрасли и сферы деятельности [Текст] / Сост.Р. Абрамс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 382с.
53. Официальный сайт ООО «Торговый дом «Ньюмакс»» [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.planinvestora.info/ - Загл. с экрана.
54. Официальный сайт НОУ ДО «Коломенский компьютерный центр дополнительного образования» [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.compcentr.ru/ur/tems01.html - Загл. с экрана.
55. Информационный портал для начинающих предпринимателей «Свой бизнес, свое дело» [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.businessdelo.ru/plan.html - Загл. с экрана.
56. Официальный сайт компании «Бизнес-инсайт» [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://b-insight.ru/index.php/articles/39-business- planning/73-business-plan-requirements - Загл. с экрана.