Введение 3
1. Теоретические основы деятельности фитнес-центра как части
инфраструктуры гостиничного предприятия 7
1.1. Понятие и состав инфраструктуры гостиничного предприятия 7
1.2. Организация деятельности фитнес-центра в гостинице 15
1.3. Тенденции российского и зарубежного рынков фитнес-услуг 23
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Север» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 31
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 40
2.3. Оценка показателей эксплуатационной программы гостиницы 55
3. Разработка проекта и экономическое обоснование создания
фитнес-центра в ООО «Север» 68
3.1. Разработка концепции проекта фитнес-центра 68
3.2. Экономическое обоснование проекта 75
3.3. Расчет экономической эффективности проекта 82
Заключение 90
Список использованных источников 94
Приложения 100
Организация в отеле полноценного фитнес-центра или тренажерного зала с недавних порстала необходимостью для всех кто занимается гости-ничным бизнесом. Приезжая в другой город с любойцелью наш средний со¬временник выбирает место временного проживания, где имеются возможно¬сти длязанятий спортом или фитнесом, даже если придется заплатить за но¬мер чуть больше.
Возможность заниматься спортом в отеле уже давно стала неотъемле-мой частью гостиничного сервиса. Напряженный ритм жизни, все возраста-ющие психо-эмоциональные нагрузки, малоподвижный образ жизни застав¬ляют заботиться о здоровье каждого. Проводя все больше и больше времени в командировках, наши современники нуждаются в условиях, максимально приближенных к домашним, в том числе, в отношении спортивных услуг - снять напряжение прекрасно можно и в спортивном зале.
Г остиничные услуги представляют собой комплекс услуг, предоставля¬емых клиентам учреждений гостеприимства. Дополнительные услуги - непременная составляющая деятельности любой гостиницы. Определяющим фактором для увеличения количества и улучшения качества дополнительных услуг является ориентация гостиничного предприятия на ту или иную кате¬горию постояльцев.
Развитие дополнительных услуг позволяет не только расширять пере¬чень предложений для клиентов гостиницы, но и привлекать к посещению гостиничного комплекса жителей города.
Отметим, что при правильном позиционировании и управлении объек¬том, увеличение инфраструктуры вследствие организации фитнес-центра, может поднять среднегодовой уровень загрузки гостиницы.
В России развитие фитнес - индустрии как области применения биз- нес-активности началось в 1993 году, с открытием первого клуба под все-мирно известным брендом World Class. Сегодня сеть World Class, по оценке
4 крупнейшей ассоциации фитнес-клубов IHRSA (International Health, Racquet and Sport club Association), входит в число 25 лучших фитнес-клубов мира.
По данным различных консалтинговых компаний, обороты российской фитнес-индустрии растут на 20-25% в год. В прошлом году совокупный объ¬ем продаж фитнес-услуг в России составил порядка 9 000 - 10 500 млн. руб.
Слово фитнес происходит от английского прилагательного «fit» - «находящийся в хорошей форме, здоровый». Действительно, основа основ в фитнесе - это здоровье. Целью фитнеса является не достижение высоких спортивных результатов, а стремление помочь людям вести здоровый образ жизни. Все занятия строятся на основе принципа безопасности и максималь¬ной пользы для здоровья.
Фитнес включает в себя физические тренировки в сочетании с пра-вильно подобранной диетой. И упражнения, и диета подбираются индивиду¬ально - в зависимости от противопоказаний, возраста, состояния здоровья, строения и особенностей фигуры.
Одна из особенностей тренажерных залов состоит в том, что вес боль¬шинства установок для фитнеса и тренажеров довольно велик. Собранные в одном помещении, эти установки создают весьма серьезные нагрузки на пе¬рекрытия. Ведь любой кардиотренажер весит не меньше центнера, а установ¬ки для силовых тренировок ещё массивнее. Именно поэтому одним из самых распространенных решений при организации тренажерного зала в ранее по¬строенном гостиничном здании стало выделение для него помещения в под¬вальном этаже. Правда здесь возникают иные проблемы, требующие реше¬ния, прежде всего это освещение и вытяжная вентиляция.
В современной научной литературе не достаточно подробно освещены аспекты деятельности фитнес-центров, расположенных в гостиничных ком¬плексах. Существующие инновации как правило касаются крупных гости¬ниц, где имеются финансовые возможности их применения.
Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития дополнительных услуг в гостиничных
5 комплексах предопределили выбор темы, цель и задачи научного исследова¬ния.
Необходимость повышать эффективность деятельности средств разме¬щения путем развития инфраструктуры определило актуальность темы дан¬ного дипломного проекта.
Целью дипломного проекта является изучение инфраструктуры гости¬ничных комплексов, анализ финансового состояния ООО «Север» и разра¬ботка проекта создания фитнес-центра для повышения эффективности дея¬тельности предприятия.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности фитнес-центра как части инфраструктуры гостиничного предприятия;
- изучить понятие и состав инфраструктуры гостиничного предприятия;
- рассмотреть организацию деятельности фитнес-центра в гостинице;
- проанализировать отечественный и зарубежный рынок фитнес-услуг;
- сделать анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Север»;
- дать оценку показателей эксплуатационной программы гостиницы;
- разработать проект создания фитнес-центра в ООО «Север»;
- сделать экономическое обоснование проекта;
- сделать оценку эффективности внедрения проекта.
В качестве объекта исследования выбрано ООО «Север». Период ис-следования 3 года с 2013-2015 гг.
Предмет исследования - предоставление услуг фитнес-центра.
В процессе написания дипломного проекта использовались следующие методы - сбор первичной и вторично информации, сравнительный анализ, экономико-математические методы.
Теоретической основой при написании дипломного проекта послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов: И. Барчуков, К. М. Биржаков, В. Г. Гуляев, А. Дурович, А. Б. Сдоров, И. В. Зорин, Д. К. Исмаев и другие. Так же использовались периодические издания по тематике иссле-
дования.
Практическая реализация проекта состоит в том, что данная работа со¬держит разработку проекта создания фитнес-центра в гостиничном комплек¬се.
Методологическая основа дипломного проекта заключается в исполь-зовании таких экономических методов как: анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
Дипломный проект состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы дипломного проекта, определяется объект и предмет исследования, формируются цели и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы деятельности фит- нес-центра как части инфраструктуры гостиничного предприятия, понятие и состав инфраструктуры гостиничного предприятия, организация деятельно¬сти фитнес-центра в гостинице, отечественный и зарубежный рынки фитнес- услуг.
Во второй главе проводится анализ финансово-хозяйственной деятель¬ности предприятия, анализ финансовой деятельности, оценка показателей эксплуатационной программы гостиницы.
В третьей главе раскрываются этапы разработки проекта создания фит- нес-центра в гостиничном комплексе, разработки концепции проекта фитнес- центра и дается экономическое обоснование проекта создания фитнес- центра, расчет экономической эффективности проекта.
В заключении подводиться итог проведенной работы. При написании дипломного проекта было использовано 68 источников.
Среди множества условий, определяющих эффективность гостинично¬го бизнеса, высокое качество услуг, одно из главных мест занимает качество технология обслуживания гостей, их соответствие современным стандартам.
Возможность заниматься спортом в отеле уже давно стала неотъемле-мой частью гостиничного сервиса. Отметим, что при правильном позициони-ровании и управлении объектом, увеличение инфраструктуры вследствие ор-ганизации фитнес-центра, может поднять среднегодовой уровень загрузки гостиницы.
Система дополнительных услуг в отличие от других частей гостинич-ного бизнеса требует нестандартных подходов к решению многих вопросов. Правильная организация процесса внедрения и предоставления дополни-тельных услуг обусловливает возможность расширения перечня предложе¬ний для клиентов гостиницы и привлечения дополнительных категорий по-требителей.
По мнению специалистов, рынок фитнес-услуг еще недостаточно насыщен. В течение трех-четырех лет будет возрастать потребность людей в занятиях спортом, а значит, и потребность в том, чтобы открывались все но-вые и новые фитнес-центры.
Объектом исследовнаия является ООО «Север». Отель предлагает для проживания 44 номера различных категорий, включая Standard, Superior, Business, Studio и Deluxe. Коэффициент загруженности номеров в 2015 году составил 70,69%, что свидетельствует о высоком и эффективном использова-нии номерного фонда ООО «Север». Анализ финансово-экономических по-казателей ООО «Север» показал, что гостиничный комплекс ежегодно уве-личивает объемы продаж, и как результат эффективность работы.
В соответствии с целью дипломного исследования был разработан про-ект фитнес-центра в гостиничном комплексе ООО «Север».
Суть проекта: открытие фитнес-центра среднего ценового сегмента,
91 расположенного в центральном районе Воркуты. Помимо основных, фитнес- центр будет также предлагать своим клиентам дополнительные услуги: мас-сажный кабинет, солярий и фитнес-бар.
Цели создания фитнес-центра: повышение уровня обслуживания гостей гостиничного комплекса, привлечение клиентов в гостиничный комплекс и, как следствие, повышение загруженности номерного фонда, привлечение молодежи к ведению здорового образа жизни.
Помещение под фитнес-центр находится на нулевом этаже, ранее там размещалась служба прачечной и химчистки ООО «Север» и вспомогатель¬ные подразделения. В результате реконструкции нулевого этажа и обновле¬ния оборудования появилась возможность освободить площади и оборудо¬вать фитнес-центр. Общая площадь фитнес-центра - 300 кв.м. Площадь спортивного зала - 186 кв.м.
В процессе разработки проекта открытия фитнес-центра в гостинице ООО «Север» были предусмотрены затраты на ремонт помещения, установку дополнительного оборудования (кондиционирования и вентиляции), разра-ботку дизайна помещения (сюда входят расходы на материалы, оборудова¬ние, заработную плату рабочим, гонорар дизайнера); покупку необходимой мебели, предметов интерьера, спортивного инвентаря; тренажеров, спортив-ных аксессуаров, аудиоаппаратуры.
Штат фитнес-центра будет состоять из 9 человек: управляющий, тех-нический персонал (2 человека), инструктора (2 человека), администраторы (2 человека), начальник отдела маркетинга и сотрудник отдела маркетинга. Режим работы фитнес центра: ежедневно, с 6:00 до 24:00
Для продвижение услуг фитнес-центра на рынок в первый год предпо-лагается интенсивная рекламная кампания. В первые 6 месяцев общие затра¬ты на рекламу составят 240,0 тыс. руб., они будут включать рекламу на ра¬дио, в журналах, в интернет и наружную рекламу. Во второе полугодие ре¬клама будет менее интенсивна и общие затраты на нее составят 150,0 тыс. руб. В последующие года затраты на рекламу предполагается снизить: во
92 второй год до 300,0 тыс. руб., на третий и последующий года - до 150,0 тыс.
руб.
Для расчета экономического эффекта открытия фитнес-центра в гости-ничном комплексе ООО «Север» необходимо сделать прогноз продаж услуг фитнес-центра и рассчитать объем выручки. Основные услуги фитнес-центра - это услуги тренажерного зала и солярия.
Фитнес-центр предназначен в первую очередь для гостей гостиничного комплекса ООО «Север» и будет входить в стоимость проживания, при этом увеличения среднесуточной стоимости проживания в гостиничном комплек¬се не планируется. Экономический эффект в данном случае будет отражаться на увеличении престижности гостиничного комплекса, увеличении его рей¬тинга и как следствие рост загруженности номерного фонда.
Основными гостями гостиничного комплекса ООО «Север» являются бизнесмены, к одной из отличительных качеств данной категории гостей от-носится забота о внешнем виде и здоровье, занятие спортом.
Аналитические исследования специалистов гостиничного бизнеса по-казали, что при увеличении спектра предоставляемых услуг гостиничными комплексами это приводит к увеличению загруженности номерного фонда от 1% до 2% в зависимости от специализации средства размещения.
Открытие фитнес-центра в первую очередь повысит загруженность но-меров категории «Business». После введения в эксплуатацию фитнес-центра увеличение количества проданных номеров категории «Business» составит 146 номеров. Расчет прогноза продаж проводился с учетом предоставляемых в течении года различных скидов. Чистая прибыль от увеличения загружен¬ности номеров категории «Business» составит 509,5 тыс. руб. в год.
Отметим, что кроме гостей гостиничного комплекса ООО «Север» по-сещать фитнес-центр смогут также жители города. Продолжительность рабо¬ты фитнес-центра 18 часов, единовременная вместимость - 30 человек, в день пропускная способность - 540 чел./час.
При среднем времени тренировки в зале 2 часа максимальная пропуск-
93 ная способность в день тренажерного зала составит 270 человек. При расче¬тах прогноза продаж нами учитывается средняя загруженность тренажерного зала на 27% клиентами, которые не являются гостями гостиничного ком¬плекса ООО «Север». Данный процент загруженности позволит комфортно заниматься одновременно и гостям и жителям города. Стоимость занятий в тренажерном зале - 200 руб. Прогноз продаж услуг тренажерного зала и со-лярия приведен на слайде
Общая сумма затрат на открытие фитнес-центра в ООО «Север» со-ставляет 8 494,45 тыс. руб. Выручка будет расти на 2% в год и соответствен¬но составит в первый год реализации проекта 13 694,0 тыс. руб, во второй -
13 968,29 тыс. руб., к пятому году реализации проекта выручка увеличится до
14 823,25 тыс. руб.
Чистая прибыль в первый год работы фитнес-центра составит 6 891,1 тыс. руб., в пятому году работы фитнес-центра чистая прибыль увеличится до 7 866,18 тыс. руб. Чистый денежный поток в первый год реализации про¬екта открытия фитнесцентра в гостинице ООО «Север» сотавит 7 607,93 тыс. руб., во второй год 7 899,04 тыс. руб. и к пятому году увеличится до 8 585,02 тыс. руб.
Проект даёт следующие финансовые результаты:
IRR - внутренняя норма доходности - 188,45%;
NPV - чистая приведенная стоимость за 5 лет - 10 964,3 тыс. руб.;
DR - ставка дисконтирования - 30%;
DPP - диск. срок окупаемости - 2 года 1 месяц;
PI - индекс прибыльности - 2,3.
Таким образом, срок окупаемости предлагаемого проекта открытия фитнес-центра в ООО «Север» с учетом коэффициента дисконтирования со-ставляет 2,1 года. Можно сделать вывод, что открытие фитнес-центра будет иметь положительный эффект и приносить дополнительную прибыль.
1. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ [Текст] : Поста-новление правительства от 25.04.1997 г. № 490 // Справочная правовая си-стема «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Вер¬сия Проф».
2. ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования [Текст] : Государственный стандарт РФ, принят постановлением Госстандарта РФ от 9.07.1998 г. № 286. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. Арбузова, Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг [Текст] : учеб. пособие / Н. Ю. Арбузова. - М. : «Академия», 2011. - 224 с.
4. Аронов, Г. З. Управление качеством в сфере услуг физической культуры / Г. З. Аронов. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2012. - 176 с.
5. Асанова, И. М. Деятельность службы приема и размещения [Текст] : учеб. пособие / И. М. Асанова, А. А.Жуков. - М. : «Академия», 2014. - 288 с.
6. Балабанов, И. Т. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 174 с.
7. Балашова, Е. А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса [Текст] / Е. А. Балашова. - М. : Вершина, 2013. - 176 с.
8. Безрукова, Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт [Текст] / Н. Л. Безрукова, В. С. Янкевич. Под ред. В. С. Янкевича. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 416 с.
9. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостинич¬ном хозяйстве [Текст] : учеб. пособие / В. С. Боголюбов. - М. : Академия,
2012. - 400 с.
10. Борисовсккий, А. Менеджеры гостиничного бизнеса в России [Текст] / А. Борисовский // Гостиничное дело. - 2012. - № 1. - С. 37-38.
11. Бородина, В. В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги,
96 маркетинг, менеджмент [Текст] / В. В. Бородина. - М. : Книжный мир, 2015.
- 164 с.
12. Бургонова, Г. Н. Гостиничный и туристический бизнес: особенно¬сти бухгалтерского учета и налогообложения [Текст] : учебник / Г. Н. Бурго¬нова, Н. А. Каморджанова. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 351 с.
13. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст] / М. В. Виноградова, З. И. Панина. - М. : Дашков и К, 2011. - 464 с.
14. Волков, Ю. Ф. Технология гостиничного обслуживания [Текст] : учеб. пособие / Ю. Ф. Волков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 384 с.
15. Волков, Ю. Ф. Экономика гостиничного бизнеса [Текст] : учеб. по-собие / Ю.Ф. Волков. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 380 с.
16. Гостиничная недвижимость провожает кризис [Текст] // Гостинич¬ное дело. - 2014. - № 2. - С. 4-7.
17. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства [Текст] / Е. А. Джанджугазова. - М. : Издательский центр «Академия», 2012.
- 224 с.
18. Европейский гостиничный маркетинг [Текст] : учеб. пособие. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 224 с.
19. Енченко, И. В. Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения / И. В. Енченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - №2. - С. 33-38.
20. Ефимова, О. П. Экономика гостиниц и ресторанов [Текст] : учеб. пособие / О. П. Ефимова, Н. А. Ефимова; Под ред. Н. И. Кабушкина. - М. : Новое знание, 2013. - 392 с.
21. Ехина, М. А. Организация обслуживания в гостиницах [Текст] / М. А. Ехина. - М. : «Академия», 2013. - 208 с.
22. Задачи подготовки тренерских кадров для работы в спортивно-оздоровительных и фитнес-центрах Москвы // Журнал Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 12-14.
23. Замуруева, Е. Франчайзинг, аутсорсинг, ценообразование в гости-ничном бизнесе [Текст] / Е. Замуруева // Гостиничное дело. - 2011. - № 3. -
С.19-23.
24. Захаров, А. Формула успешного отеля: мифы о брендах и операто-рах [Текст] / А. Захаров // Гостиничное дело. - 2014. - № 11. - С. 12-17.
25. Кабановская, Е. С. Ассортиментная политика в сфере физкультур¬но-оздоровительных услуг / Е. С. Кабановская // Спорт Магазин. - 2014. - №2 (207). - С. 21-26.
26. Как открыть собственный клуб? // Спорт Магазин. - 2014. - № 7 (212). - С. 10-15.
27. Как составить бизнес-план фитнес-клуба? [Текст] // Спорт Магазин. - 2014. - № 4 (257). - С. 12-13.
28. Ковбасюк, М. Р. Анализ финансовой деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / М. Р Ковбасюк. - М. : Изд-во Финансы и статистика, 2011. - 314 с.
29. Концепция как один из способов повысить эффективность отеля [Текст] // Гостиничное дело. - 2013. - № 10. - С. 20-27.
30. Королева, Л. Управление гостиничным объектом [Текст] / Л. Коро-лева // Гостиничное дело. - 2014. - № 11. - С. 28-31.
31. Кошелева, М. Тенденции развития фитнес-центров / М. Кошелева // Спорт Магазин. - 2015. - № 4 (209). - С. 13-16.
32. Кризис корректирует перспективы развития фитнеса // Спорт Мага-зин. - 2014. - №8 (213). - С. 5.
33. Кусков, А. С. Гостиничное дело [Текст] : учеб. пособие / А. С. Кус-ков. - М. : Дашков и К, 2012. - 328 с.
34. Лесник, А. Л. Гостиничный маркетинг: Теория и практика макси-мизации продаж [Текст] : учеб. пособие / А. Л. Лесник. - М. : Кнорус, 2012. - 232 с.
35. Лисицина, С. Как выбрать фитнес-клуб? / С. Лисицина // Спорт в школе. - 2011. - № 9 (459). - С. 12-14.
36. Ляпина, И. Ю. Индустриальная база гостиниц и туристских ком-плексов / С. В. Безрукова, И. Ю. Ляпинов, Т. Л. Игнатьева. - М. : «Акаде¬мия», 2013. - 272 с.
37. Ляпина, И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Ляпина. - М. : ПрофОбрИздат, 2014. - 208 с.
38. Механизм управления отелем: предоставление спортивных услуг // Спорт Магазин. - 2012. - № 12 (217). - С. 16-21.
39. Нестерова, Е. Тенденции развития физкультурно-оздоровительного сервиса в сфере туризма / Е. Нестерова // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 12. - С. 18-21.
40. Новые тенденции рынка спортивной индустрии // Спорт Магазин. - 2011. - № 6 (211). - С. 6.
41. Овчинников, В. Обзор зарубежной практики [Текст] / В. Овчинни¬ков // Гостиничное дело. - 2013. - № 8. - С. 26-29.
42. Основные аспекты развития гостиничных технологий [Текст] // Отель. - 2014. - № 2. - С. 12-18.
43. Оценка эффективности использования спортивных объектов // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2013. - №10 (57) -
С. 34-40.
44. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: отели и рестораны [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Папирян. - М. : Экономика, 2013. - 207 с.
45. Первое впечатление или как создать положительный имидж гости-ницы в глазах гостей [Текст] // Гостиничное дело. - 2014. - № 3. - С. 46-53.
46. Петрова, М. Спортивно-оздоровительные услуги в отеле / М. Пет-рова // Гостиница и ресторан: бизнес и управление. - 2012. - №1. С. 24-26.
47. Прокопов, С. Отель: формула гостиничного успеха [Текст] / С. Прокопов // Гостиничное дело. - 2012. - № 11. - С. 22-27.
48. Саак, А. Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) [Текст] : учеб. пособие / А. Э. Саак, М. В. Якименко. - СПб. : Пи-тер, 2013. - 432 с.
49. Сирый, В. Для чего следует отлаживать систему управления пред-приятием гостеприимства [Текст] / В. Сирый // Гостиничное дело. - 2014. - №
7. - С. 66-75.
50. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе [Текст] : учеб. пособие / С. С. Скобкин. - М. : Юристъ, 2011. - 222 с.
51. Смирнов, С. И. Анализ оценок качества услуг посетителями фит- нес-центров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (82). - С. 162-165.
52. Смирнов, С. И. Разработка модели качества фитнес услуг / С. И. Смирнов // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2013. - № 9 (79). - С. 130-134.
53. Смирнова, М. Управленческие компании в гостиничном бизнесе [Текст] / М. Смирнова // Пять звезд. - 2011. - № 8. - С. 15-19.
54. Сорокина, А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах [Текст] / А. В. Сорокина. - М. : «Альфа-М», 2012. - 351 с.
55. Стадник, А. А. Технология приема и обслуживания туристов в гос-тинице [Текст] : учеб. пособие / А.А. Стадник. - М. : Финансы и статистика,
2013. - 240 с. - 160 с.
56. Степанова, О. Н. Конкуренция на рынке физкультурно-спортивных услуг: виды, особенности, стратегии / О. Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 3. - С. 22-25.
57. Степанова, О. Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О. Н. Степанова. - М. : Советский спорт, 2009. - 256 с.
58. Технологии в гостиничном бизнесе [Текст] // Отель. - 2014. - № 3. -
С. 14-16.
59. Тренажерное оборудование в профессиональном спорте // Строи-тельство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2014. - № 4 (74). - С. 44¬
45.
60. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л. П. Шматько. - М. : Ростов н /Д : Марат, 2012. - 352 с.
61. Управление отелем: учебник [Текст] / под общ. Ред. А. А. Мусаки- на. - М. : Бонниер Бизнес Пресс, 2014. - 924 с.
62. Уханова, А. Особенности регионального фитнес-бизнеса / А. Уха- нова // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2014. - №3 (73). - С. 58-63.
63. Филипповский, Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст] : учеб. пособие / Е. Е. Филипповский, Л. В. Шмарова. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 176 с.
64. Финансы и бухгалтерский учет в туризме [Текст] : учебник / О. И. Солодухина. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 327 с.
65. Шувалова, Е. Гостиничная отрасль: оценка ситуации и прогнозы [Текст] / Е. Шувалова // Гостиничное дело. - 2012. - № 4. - С. 4-8.
66. Яковлев, Г. Экономика гостиничного хозяйства [Текст] : учебное пособие / Г. Яковлев. - М. : РДЛ, 2013. - 328 с.
67. Evans N., Campbell D., Stonehouse G. Strategic Management for Travel and Tourism [Text]. Butterworth-Heinemann; 2013. - 440 р.
68. Phillips P., Moutinho L. Strategic Planning Systems in Hospitality and Tourism [Text]. CABI Publishing, CAB International; 2011. - 248 р.