ВОВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ
МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. НРОГКТНЫГ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ
МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. НРОГКТНЫГ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность темы дипломного исследования. На современном этапе развития общества инвалидность является одной из самых острых проблем не только России, но и всего мирового сообщества. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2011 году, в мире насчитывалось более 1 миллиарда человек с какими-либо формами инвалидности; из них почти 200 миллионов испытывали серьезные трудности в
функционировании 1.
По данным Росстата на 1 января 2015 года в России проживает около 12,9 млн. инвалидов, из них 590 тысяч - дети-инвалиды , в Белгородской области проживают около 260 тыс. инвалидов, что составляет более 17% от всего населения региона .
Принятая в 1995 году Копенгагенская декларация ООН о социальном развитии провозгласила заботу о людях в качестве основного условия устойчивого развития общества, где особо подчеркивается важность обеспечения полной интеграции инвалидов в общество . А согласно ратифицированной Конвенции ООН о правах инвалидов , государство берёт на себя ряд обязательств по защите прав инвалидов, предотвращению их дискриминации, созданию условий для успешного вовлечения и включения в общество. Именно успешное решение задач социализации, включение инвалидов в общественную жизнь в значительной степени определяет будущее страны, способствует её поступательному развитию.
В России молодые люди с различными видами инвалидности рассматриваются и как объекты воспитания, образования, социализации и как субъекты общественных отношений, определяющие прогрессивное развитие страны. К сожалению, они долгое время остаются не востребованными и не в полной мере участвуют в жизни общества, реализуют свой потенциал в личностном, профессиональном и семейном плане .
Вовлечение молодых инвалидов в общественную жизнь позволит во многом изменить не только их положение в обществе, сформировать к ним у населения определённый уровень толерантности, признать таких людей полноправными членами социума, но и дать им возможность реализовать себя как личность, стать весомой единицей трудовых ресурсов страны.
В своем послании к Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент России В.В. Путин говорит о необходимости «...учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства» .
В последние годы в России предприняты шаги по разработке и реализации достойной социальной политики в отношении инвалидов . Создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ- интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов, общественных организаций. Однако, до сих пор государственная система помощи инвалидам не решает задачи, связанные с огромным числом организационных, материальных, социальных, психолого-педагогических, медико-реабилитационных проблем молодых инвалидов, особенно в процессе их социализации. Все это указывает на необходимость решения вопросов молодых инвалидов,
направленных на уменьшение их ограничения жизнедеятельности,
позволяющих молодым инвалидам полностью интегрироваться в общество.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования.
Проблемы инвалидности изучались многими учеными. Некоторые методологические подходы при изучении молодых инвалидов как специфической социальной группы нашли свое отражение в трудах Ю.А. Зубок, И.М. Ильинского, А.И. Ковалевой, В.Ф. Левичевой,
B. Т. Лисовского, В.А. Лукова, Е.М. Рыбинского, Б.А. Ручкина, В.И. Чупрова,
C. Н. Щегловой .
Теоретические и историко-социальные проблемы инвалидности, социальной работы, реабилитации освящены в работах А.В. Иванова, К.В. Кузьмина, Е.Л. Луценко, Н.Н. Малофеева, П.И. Нищеретнего, Б.А. Сутырина, М.В. Фирсова, И.В. Черниковой и др. ; проблемы социальной интеграции, деятельности инвалидов при включенности в общественную жизнь рассматривали Т.А. Добровольская, Д.В. Зайцева, Т.Ф. Маслова, В.С. Ткаченко, В.К. Шаповалова, Э.К. Наберушкина, П.В. Романова,
Е.А. Тарасенко, Е.И. Холостова и др. . В работах Т.В. Зозули,
Л.П. Храпылиной проанализированы процессы интеграции молодых инвалидов в российском обществе .
Особенности социальной работы с инвалидами отражены в трудах А.Б. Белинской, Л.Г. Гусляковой, С.И. Григорьева, В.В. Колкова,
Б.Ю. Шапиро, В.Н. Ярской и др. ; социально-бытового обеспечения, предоставления социальных услуг - Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Карюхина, И.А. Соколовой, Б.А. Сырниковой, и др., социокультурной реабилитации и спортивно-досуговой деятельности - С.И. Блохиной, Т.И. Губаревой, В.И. Столярова, С.П. Шевчук .
Существенный вклад в представления об инвалидности вносят разработки Е.Р. Ярской-Смирновой , рассматривающие инвалидность в социально-философском и социокультурных аспектах, а также работы
Е.И. Холостовой , в которых отражены теоретические и методологические основы проблем инвалидности и социальной реабилитации.
Несмотря на многообразие работ, посвященных вопросам инвалидности необходимо более детально проанализировать специфику и проблемы вовлечения молодых инвалидов в общественную жизнь.
Проблема дипломного исследования обусловлена противоречием между потребностью в полноценной социализации, интеграции и самореализации молодых инвалидов, с одной стороны, и недостаточной сформированностью условий для осуществления их успешного включения в общественную жизнь, с другой.
Объектом дипломного исследования являются молодые люди с инвалидностью.
Предмет дипломного исследования - вовлечение молодых инвалидов в общественную жизнь.
Цель дипломного исследования - разработать рекомендации по совершенствованию форм работы социальных институтов Белгородской области по вовлечению молодых инвалидов в общественную жизнь.
Для достижения цели, выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования проблем инвалидности.
2. Проанализировать практику работы по вовлечению молодых инвалидов в общественную жизнь в Белгородской области.
3. Предложить рекомендации по совершенствованию работы по вовлечению молодых инвалидов в общественную жизнь.
Теоретико-методологической основой дипломного исследования стали исследования по реабилитации инвалидов (С.И. Григорьев), теории социальной работы в отношении инвалидов как основы для социализации и интеграции инвалидов в общество (Е.И. Холостова, М.В. Фирсов), теории социокультурной нетипичности, в которой инвалидность как феномен рассматривается на основе принципов толерантности и взаимодействия (Е.Р. Ярская-Смирнова)1.
В работе использовались принципы системного, сравнительного и комплексного анализа, а также нормативный, социологический и системный подход к анализу инвалидности как социального явления, теоретические основы социальной реабилитации и адаптации молодых инвалидов в процессе их социализации, особенности социальной работы с молодыми инвалидами.
Эмпирическую базу дипломного исследования составили
нормативно-правовые акты2, целевые программы федерального и регионального уровня1, статистические данные Росстата2.
Научно-практическая значимость дипломного исследования:
1. Состоит в том, что материалы и выводы данного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по проблемам социальной интеграции инвалидов, их вовлечения в общественную жизнь;
2. В дальнейших научных исследованиях и разработках по вопросам вовлечения молодых инвалидов в общественную жизнь;
3. Заключается в возможности использования разработанного проекта, государственными и муниципальными органами власти, социальными институтами Белгородской области по улучшению существующей ситуации в области участия молодых инвалидов в процессах функционирования и преобразования общества.
Структура дипломной работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
функционировании 1.
По данным Росстата на 1 января 2015 года в России проживает около 12,9 млн. инвалидов, из них 590 тысяч - дети-инвалиды , в Белгородской области проживают около 260 тыс. инвалидов, что составляет более 17% от всего населения региона .
Принятая в 1995 году Копенгагенская декларация ООН о социальном развитии провозгласила заботу о людях в качестве основного условия устойчивого развития общества, где особо подчеркивается важность обеспечения полной интеграции инвалидов в общество . А согласно ратифицированной Конвенции ООН о правах инвалидов , государство берёт на себя ряд обязательств по защите прав инвалидов, предотвращению их дискриминации, созданию условий для успешного вовлечения и включения в общество. Именно успешное решение задач социализации, включение инвалидов в общественную жизнь в значительной степени определяет будущее страны, способствует её поступательному развитию.
В России молодые люди с различными видами инвалидности рассматриваются и как объекты воспитания, образования, социализации и как субъекты общественных отношений, определяющие прогрессивное развитие страны. К сожалению, они долгое время остаются не востребованными и не в полной мере участвуют в жизни общества, реализуют свой потенциал в личностном, профессиональном и семейном плане .
Вовлечение молодых инвалидов в общественную жизнь позволит во многом изменить не только их положение в обществе, сформировать к ним у населения определённый уровень толерантности, признать таких людей полноправными членами социума, но и дать им возможность реализовать себя как личность, стать весомой единицей трудовых ресурсов страны.
В своем послании к Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент России В.В. Путин говорит о необходимости «...учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства» .
В последние годы в России предприняты шаги по разработке и реализации достойной социальной политики в отношении инвалидов . Создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ- интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов, общественных организаций. Однако, до сих пор государственная система помощи инвалидам не решает задачи, связанные с огромным числом организационных, материальных, социальных, психолого-педагогических, медико-реабилитационных проблем молодых инвалидов, особенно в процессе их социализации. Все это указывает на необходимость решения вопросов молодых инвалидов,
направленных на уменьшение их ограничения жизнедеятельности,
позволяющих молодым инвалидам полностью интегрироваться в общество.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования.
Проблемы инвалидности изучались многими учеными. Некоторые методологические подходы при изучении молодых инвалидов как специфической социальной группы нашли свое отражение в трудах Ю.А. Зубок, И.М. Ильинского, А.И. Ковалевой, В.Ф. Левичевой,
B. Т. Лисовского, В.А. Лукова, Е.М. Рыбинского, Б.А. Ручкина, В.И. Чупрова,
C. Н. Щегловой .
Теоретические и историко-социальные проблемы инвалидности, социальной работы, реабилитации освящены в работах А.В. Иванова, К.В. Кузьмина, Е.Л. Луценко, Н.Н. Малофеева, П.И. Нищеретнего, Б.А. Сутырина, М.В. Фирсова, И.В. Черниковой и др. ; проблемы социальной интеграции, деятельности инвалидов при включенности в общественную жизнь рассматривали Т.А. Добровольская, Д.В. Зайцева, Т.Ф. Маслова, В.С. Ткаченко, В.К. Шаповалова, Э.К. Наберушкина, П.В. Романова,
Е.А. Тарасенко, Е.И. Холостова и др. . В работах Т.В. Зозули,
Л.П. Храпылиной проанализированы процессы интеграции молодых инвалидов в российском обществе .
Особенности социальной работы с инвалидами отражены в трудах А.Б. Белинской, Л.Г. Гусляковой, С.И. Григорьева, В.В. Колкова,
Б.Ю. Шапиро, В.Н. Ярской и др. ; социально-бытового обеспечения, предоставления социальных услуг - Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Карюхина, И.А. Соколовой, Б.А. Сырниковой, и др., социокультурной реабилитации и спортивно-досуговой деятельности - С.И. Блохиной, Т.И. Губаревой, В.И. Столярова, С.П. Шевчук .
Существенный вклад в представления об инвалидности вносят разработки Е.Р. Ярской-Смирновой , рассматривающие инвалидность в социально-философском и социокультурных аспектах, а также работы
Е.И. Холостовой , в которых отражены теоретические и методологические основы проблем инвалидности и социальной реабилитации.
Несмотря на многообразие работ, посвященных вопросам инвалидности необходимо более детально проанализировать специфику и проблемы вовлечения молодых инвалидов в общественную жизнь.
Проблема дипломного исследования обусловлена противоречием между потребностью в полноценной социализации, интеграции и самореализации молодых инвалидов, с одной стороны, и недостаточной сформированностью условий для осуществления их успешного включения в общественную жизнь, с другой.
Объектом дипломного исследования являются молодые люди с инвалидностью.
Предмет дипломного исследования - вовлечение молодых инвалидов в общественную жизнь.
Цель дипломного исследования - разработать рекомендации по совершенствованию форм работы социальных институтов Белгородской области по вовлечению молодых инвалидов в общественную жизнь.
Для достижения цели, выделяются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования проблем инвалидности.
2. Проанализировать практику работы по вовлечению молодых инвалидов в общественную жизнь в Белгородской области.
3. Предложить рекомендации по совершенствованию работы по вовлечению молодых инвалидов в общественную жизнь.
Теоретико-методологической основой дипломного исследования стали исследования по реабилитации инвалидов (С.И. Григорьев), теории социальной работы в отношении инвалидов как основы для социализации и интеграции инвалидов в общество (Е.И. Холостова, М.В. Фирсов), теории социокультурной нетипичности, в которой инвалидность как феномен рассматривается на основе принципов толерантности и взаимодействия (Е.Р. Ярская-Смирнова)1.
В работе использовались принципы системного, сравнительного и комплексного анализа, а также нормативный, социологический и системный подход к анализу инвалидности как социального явления, теоретические основы социальной реабилитации и адаптации молодых инвалидов в процессе их социализации, особенности социальной работы с молодыми инвалидами.
Эмпирическую базу дипломного исследования составили
нормативно-правовые акты2, целевые программы федерального и регионального уровня1, статистические данные Росстата2.
Научно-практическая значимость дипломного исследования:
1. Состоит в том, что материалы и выводы данного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по проблемам социальной интеграции инвалидов, их вовлечения в общественную жизнь;
2. В дальнейших научных исследованиях и разработках по вопросам вовлечения молодых инвалидов в общественную жизнь;
3. Заключается в возможности использования разработанного проекта, государственными и муниципальными органами власти, социальными институтами Белгородской области по улучшению существующей ситуации в области участия молодых инвалидов в процессах функционирования и преобразования общества.
Структура дипломной работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Инвалидность является проблемой не одного человека или даже не части населения, а всего общества в целом. Постоянный рост инвалидности и численности инвалидов - с одной стороны, углубление внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей, - с другой, совершенствование представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества.
Рассматривая молодых инвалидов, мы пришли к выводу, что они имеют сложный общественно-социальный статус. Как обучающиеся они объект внимания образовательных ведомств, как лица с инвалидностью попадают в ведение структур социальной защиты населения, как диагностированные больные, стоят на учете и получают помощь в структурах органов здравоохранения, как молодые люди находятся в зоне внимания молодежных организаций.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации является интеграция молодых инвалидов в жизнь общества. Для этого принято ряд нормативно-правовых документов на международном, федеральном и региональных уровнях. Среди них: Всеобщая декларацией прав человека, Декларация социального прогресса и развития, Декларация о правах инвалидов, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Конвенция о правах ребенка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»; государственная программа «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014-2020 годы», подпрограмма 5 «Доступная среда».
В качестве проблем, препятствующих активному вовлечению молодых инвалидов в общественную жизнь, были определены вопросы обеспечения доступной среды, оказания квалифицированной медико-психологической,
социально-педагогической помощи, организации досуговой,
образовательной, физкультурно-спортивной деятельности, организации трудоустройства и занятости.
Для решения данных проблем мы предлагаем:
1. Разрабатывать социально-дифференцированную федеральную и региональную политику с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона.
2. Способствовать созданию условий, необходимых для развития способностей молодежи к социальной адаптации, самоорганизации и саморазвитию; повышения качества жизни молодых людей, актуализации их творческого потенциала и гражданской активности, обеспечения законных прав и интересов. Обращая внимание на условия эффективности процессов социализации и интеграции молодых инвалидов в общество, следует отметить необходимость их включения в совместную коллективную деятельность, имеющую коммуникативный и творческий характер.
3. Использовать комплексные формы работы, которые позволят
интегрально воздействовать на организационные, материальные, социальные, психолого-педагогические, медико-реабилитационные
проблемы молодых инвалидов, особенно в процессе их социализации посредством предоставления молодым инвалидам всех необходимых ресурсов и возможностей для самореализации.
4. Тиражировать эффективные модели и формы участия молодых инвалидов в процессах функционирования и преобразования общества, управления общественной жизнью, вовлечение их в территориальное общественное самоуправление, исполнительных и представительных органах власти.
5. Обеспечить развитие практики социального партнерства, осуществляемое посредством ведения открытого диалога между социальными институтами-партнерами по актуальным проблемам молодых инвалидов, включая образовательные организации, общественные организации инвалидов, органы власти, семью и др.
Решению данных задач может способствовать разработанная модель межведомственного взаимодействия, как единая функциональная система, включающая в себя: представителя органа государственной власти, образовательные организации (высшего профессионального образования и дополнительного образования), учреждения и организации социальной реабилитации инвалидов, общественную организацию.
Основная цель модели - оптимизация межведомственного взаимодействия по решению проблем молодых инвалидов, предоставление данной категории граждан комплекса услуг социальной, психологической, педагогической, культурно-досуговой, физкультурно-спортивной
направленности, профессиональной реабилитации молодых инвалидов и детей-инвалидов, оказание юридической помощи.
В результате организации межведомственного взаимодействия по решению проблем молодых инвалидов мы решаем проблемы:
1. Молодых инвалидов по охране здоровья, социальной реабилитации, организации трудоустройства, занятости и профориентации, обеспечения доступной среды, организации досуговой, образовательной, физкультурно¬спортивной деятельности, помогающим молодому инвалиду стать полноценным членом общества.
2. Включение молодых инвалидов в процессы функционирования и преобразования общества посредствам участия в разноплановых мероприятиях.
3. Практики социального партнерства, осуществляемые посредством ведения открытого диалога между социальными институтами-партнерами по актуальным проблемам молодых инвалидов, включая образовательные организации, общественные организации инвалидов, органы власти, семью и др.
Рассматривая молодых инвалидов, мы пришли к выводу, что они имеют сложный общественно-социальный статус. Как обучающиеся они объект внимания образовательных ведомств, как лица с инвалидностью попадают в ведение структур социальной защиты населения, как диагностированные больные, стоят на учете и получают помощь в структурах органов здравоохранения, как молодые люди находятся в зоне внимания молодежных организаций.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации является интеграция молодых инвалидов в жизнь общества. Для этого принято ряд нормативно-правовых документов на международном, федеральном и региональных уровнях. Среди них: Всеобщая декларацией прав человека, Декларация социального прогресса и развития, Декларация о правах инвалидов, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, Конвенция о правах ребенка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»; государственная программа «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014-2020 годы», подпрограмма 5 «Доступная среда».
В качестве проблем, препятствующих активному вовлечению молодых инвалидов в общественную жизнь, были определены вопросы обеспечения доступной среды, оказания квалифицированной медико-психологической,
социально-педагогической помощи, организации досуговой,
образовательной, физкультурно-спортивной деятельности, организации трудоустройства и занятости.
Для решения данных проблем мы предлагаем:
1. Разрабатывать социально-дифференцированную федеральную и региональную политику с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона.
2. Способствовать созданию условий, необходимых для развития способностей молодежи к социальной адаптации, самоорганизации и саморазвитию; повышения качества жизни молодых людей, актуализации их творческого потенциала и гражданской активности, обеспечения законных прав и интересов. Обращая внимание на условия эффективности процессов социализации и интеграции молодых инвалидов в общество, следует отметить необходимость их включения в совместную коллективную деятельность, имеющую коммуникативный и творческий характер.
3. Использовать комплексные формы работы, которые позволят
интегрально воздействовать на организационные, материальные, социальные, психолого-педагогические, медико-реабилитационные
проблемы молодых инвалидов, особенно в процессе их социализации посредством предоставления молодым инвалидам всех необходимых ресурсов и возможностей для самореализации.
4. Тиражировать эффективные модели и формы участия молодых инвалидов в процессах функционирования и преобразования общества, управления общественной жизнью, вовлечение их в территориальное общественное самоуправление, исполнительных и представительных органах власти.
5. Обеспечить развитие практики социального партнерства, осуществляемое посредством ведения открытого диалога между социальными институтами-партнерами по актуальным проблемам молодых инвалидов, включая образовательные организации, общественные организации инвалидов, органы власти, семью и др.
Решению данных задач может способствовать разработанная модель межведомственного взаимодействия, как единая функциональная система, включающая в себя: представителя органа государственной власти, образовательные организации (высшего профессионального образования и дополнительного образования), учреждения и организации социальной реабилитации инвалидов, общественную организацию.
Основная цель модели - оптимизация межведомственного взаимодействия по решению проблем молодых инвалидов, предоставление данной категории граждан комплекса услуг социальной, психологической, педагогической, культурно-досуговой, физкультурно-спортивной
направленности, профессиональной реабилитации молодых инвалидов и детей-инвалидов, оказание юридической помощи.
В результате организации межведомственного взаимодействия по решению проблем молодых инвалидов мы решаем проблемы:
1. Молодых инвалидов по охране здоровья, социальной реабилитации, организации трудоустройства, занятости и профориентации, обеспечения доступной среды, организации досуговой, образовательной, физкультурно¬спортивной деятельности, помогающим молодому инвалиду стать полноценным членом общества.
2. Включение молодых инвалидов в процессы функционирования и преобразования общества посредствам участия в разноплановых мероприятиях.
3. Практики социального партнерства, осуществляемые посредством ведения открытого диалога между социальными институтами-партнерами по актуальным проблемам молодых инвалидов, включая образовательные организации, общественные организации инвалидов, органы власти, семью и др.
Подобные работы
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
(НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ЯКОВЛЕВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАССОВОГО СПОРТА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРАКТИК ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА ПРОХОРОВКА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И
ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МАКСИМОВСКОГО
СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



