Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №69292

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников культуры поведения в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятия «культура поведения» 8
1.2. Организационно-педагогические условия формирования
культуры поведения у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 14
1.3. Воспитательный потенциал содержания учебно-методического
комплекта по предмету «Окружающий мир» в формировании культуры поведения младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования культуры поведения младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 35
2.1. Диагностика уровня сформированности культуры поведения младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.. 35
2.2. Проектирование педагогического процесса по формированию
культуры поведения младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 46
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложение

В настоящее время наряду с невероятным прогрессом человечества в сторону новых информационных технологий наблюдается регресс в развитии отношений в системе «человек-человек». В частности, культура поведения большинства наших соотечественников далеко не соответствует тем канонам, которые складывались веками, и оставляет желать лучшего. Между тем, культура поведения - это важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, потребности в добре, человечности и справедливости. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, а с другой, - уровень усвоения положений, направляющих, регулирующих и контролирующих отношения и действия человека. В культуре поведения органически слиты культура речи, общения, культура внешнего вида. Несмотря на то, что каждой эпохе присущ собственный стиль, у каждого общества свои правила, всё же существуют общечеловеческие ценности, и именно на их основе развивается культура поведения любого народа.
Младший школьный возраст - важнейший период в жизни ребёнка, так как в это время начинается целенаправленное и систематическое освоение личностью социальной среды, формируется направленность мотивационной сферы, определяются отношения к миру, людям, самому себе, отвечающие или противоречащие нравственным нормам и культуре общества. С самого раннего детства человек вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими его людьми. Взаимодействуя с ними дома, в учебных заведениях и в общественных местах человек приобретает опыт общественного поведения. Общаясь, человек учится жить в коллективе, овладевает чужим опытом и делится собственным.
К рассмотрению сущности культуры поведения, её значения в человеческой жизни, условий и механизмов формирования издавна обращались философы, педагоги и психологи. Идея формирования у детей нравственного поведения нашла своё воплощение в древних трактатах таких философов и педагогов, как Аристотель, Я.А. Коменский, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.
Формированию культуры поведения подрастающего поколения уделяли внимание многие отечественные психологи и педагоги. Среди них С.Ф. Анисимов, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.Б. Волченко, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, И.П. Прокопьев, Ю.П. Сокольников, Т.А. Стефановская, Н.Е. Щуркова и др.
Сущность понятия «культура поведения» и содержание работы по воспитанию культуры поведения конкретизируются в исследованиях Т.А. Куликовой и С.А. Козловой, которые связывали это понятие с понятиями «нравственное правило» и «нравственная норма».
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования культуры поведения подрастающего поколения, отдельные её аспекты изучены недостаточно. В ходе теоретического анализа научно-методической литературы нами было выявлено противоречие между имеющимися возможностями для формирования культуры поведения младших школьников, заложенными в содержании курса «Окружающий мир», и недостаточной разработкой организационно-педагогических условий для их реализации в педагогической практике. При этом в научных трудах большинства учёных обращается внимание на то, что базовые знания по культуре поведения человек должен получать в начальной школе. Следовательно, от того, каков будет объём и содержание этих знаний во многом зависит жизненно необходимый культурный багаж отношений и навыков, с которыми младший школьник впоследствии вступит во взрослую жизнь. Именно поэтому целенаправленному формированию культуры поведения младших школьников необходимо уделять особое внимание на уроках и во внеурочной деятельности. Безусловно, немаловажное значение в этом имеет профессионализм и педагогическое мастерство учителя, проявляющиеся в творческом поиске методов и приёмов формирования культуры поведения младших школьников средствами отдельных школьных предметов. В связи с этим мы выбрали тему выпускной квалификационной работы: «Формирование у младших школьников культуры поведения в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования у младших школьников культуры поведения при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование культуры поведения младших школьников.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования культуры поведения младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы была сформулирована гипотеза исследования: формирование культуры поведения младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- организуется целенаправленное ознакомление с правилами культурного поведения в природе и обществе;
- младшие школьники упражняются в применении правил культурного поведения в процессе этических игр;
- обеспечивается субъектная позиция младшего школьника в выборе культурного поведения в процессе анализа проблемных ситуаций и обращения к индивидуальному опыту.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «культура поведения».
2. Выявить организационно-педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
3. Раскрыть воспитательный потенциал содержания учебно-методического комплекта по предмету «Окружающий мир» в формировании культуры поведения младших школьников.
4. Определить уровень сформированности культуры поведения младших школьников.
5. Разработать и апробировать проект реализации организационно-педагогических условий формирования культуры поведения младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ педагогической,
психологической и методической литературы, анализ содержания программ и учебников по предмету «Окружающий мир», анкетирование, тестирование; анализ ситуаций с нравственным содержанием, связанных с моральным выбором поступка, эксперимент.
Нами использовались следующие диагностические методики: «Рисуночный тест» (в авт. адаптации В.Н. Карандашева), «Что такое хорошо и что такое плохо» (в авт. адаптации Н.В. Кулешовой); «Оцени поступок» (по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой).
База исследования: 2 «А» класс МБОУ «Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша» Корочанского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой выбраны методы и намечены основные направления экспериментального исследования.
В первой главе раскрыта сущность понятия «культура поведения»; определены критерии и показатели её сформированности у младших школьников; описаны организационно-педагогические условия формирования культуры поведения при изучении предмета «Окружающий мир»; проанализированы возможности содержания УМК «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой в формировании культуры поведения.
Во второй главе описаны ход и результаты констатирующего этапа эксперимента, представлено проектирование реализации организационно-педагогических условий формирования у младших школьников культуры поведения при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. Культуру поведения надо специально воспитывать. Этот процесс требует соблюдения ряда организационно-педагогических условий, которые, к сожалению, не всегда учитываются в педагогической практике. Чаще всего педагоги придают слишком большое значение какому-то одному из условий, например, словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил) и мало уделяют внимания организации упражнений младших школьников по применению правил в различных ситуациях. Между тем, подрастающее поколение необходимо вооружить практическими умениями, навыками, сформировать привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности, в сохранении дисциплины и порядка.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи.
Нами подробно рассмотрено понятие «культура поведения». Установлено, что культура поведения в широком понимании базируется, на научном мировоззрении, знаниях об окружающем мире, обществе и человеке, на нравственной и эстетической культуре, включает культуру чувств, речи и внешнего вида людей. Проявлениями культуры поведения являются: вежливость, дисциплинированность, ответственность,
обязательность, честное и добросовестное выполнение своих обязанностей.
Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали, это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися
традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Основной путь формирования культуры поведения - воспитание нравственности и волевых качеств личности. Эффективны приёмы разъяснения младшим школьникам значимости выполнения правил культурного поведения это: использование отрывков из литературных произведений, реальных жизненных ситуаций, ролевой игры.
Критериями сформированности культуры поведения младшего школьника являются: направленность личности младшего на культурное поведение; знание правил этикета; умение реализовать культурное поведение в различных ситуациях.
Экспериментальное исследование определило, что у большинства младших школьников (60%) культура поведения сформирована на среднем уровне, у 20% детей - на высоком уровне и у 20% - на низком. Анализ полученных результатов по отдельным критериям культуры поведения младших школьников позволил сделать вывод, что большинство младших школьников (73%) имеют осознанную направленность на культурное поведение, и только недостаточный индивидуальный опыт реализации этических знаний на практике затрудняет достижение учащимися более высокого уровня культуры поведения.
Содержание программы и учебников по предмету «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова) позволяет эффективно организовать работу по формированию культуры поведения младших школьников. Подбор текстового материала, иллюстраций, система вопросов и заданий учебника - создают благоприятные условия для организации морального просвещения учащихся, анализа ситуаций нравственного содержания, связанных с выбором правильного поведения.
В ходе исследования были теоретически обоснованы и практически апробированы организационно-педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Мы убедились, что эффективно организовать процесс формирования культуры поведения младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» возможно, если систематически, в доступной форме знакомить детей с правилами культурного поведения в природе и обществе; упражнять в применении правил культурного поведения в процессе этических игр или инсценировок; обеспечивать субъектную позицию младших школьников в выборе культурного поведения в ходе анализа проблемных ситуаций или обращения к индивидуальному опыту.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла своё подтверждение.
Мы пришли к выводу, что в содержании курса «Окружающий мир» заложены большие возможности для формирования культуры поведения младших школьников, которые необходимо умело реализовывать в педагогической практике. Сам учитель должен быть образцом культурного поведения для своих воспитанников. Так как воспитание навыков культурного поведения начинается в семье, учителю следует наладить взаимодействие с родителями учащихся, чтобы согласовывать свои воспитательные воздействия на детей. Также необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, чтобы требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, шли не только от взрослых, но и от самих младших школьников.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования культуры поведения младших школьников. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в детальном рассмотрении различных путей её решения: во взаимодействии учителя с родителями и организации процесса самовоспитания младших школьников.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 280 с.
2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение/ С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль 2015. - 158 с.
3. Афонин В.А. Теория и история культуры: учеб. пособие для самост. работы студентов/ В.А. Афонин, Ю.В. Афонин. - Луганск: Элтон-2, 2008. - 296 с.
4. Бакайлова А.Т. Классный час «Наша речь»/ А.Т. Бакайлова // Начальная школа. - 2007. - № 3. - С. 69 - 71.
5. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр: классный час/ Е.В. Баландина// Педсовет. - 2017. - № 11. -С. 4-5.
6. Беседы с учителем (методика обучения): второй класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой; рук. проекта Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 320 с.
7. Боброва Л.В. Классный час «Совесть - это нравственная категория...»/ Л.В. Боброва // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 98-103.
8. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
9. Божович Л.И. Писхическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Знание, 1979. - 96 с. - Режим доступа: http: //yandex.ru/clck/j sredir?bu=61bv1 d&from=yandex.ru
10. Будникова В. «Добрым быть совсем не просто»/ В. Будникова// Воспитание школьников. - 2006. - № 8. - С. 20-25.
11. Вассерман Н. Культура чувств - что это такое // Школа жизни.ру [Офиц. сайт]. URL: https://shkolazhizni.rU/archive/0/n-13297/ (дата обращения: 10.11.2017 г.)
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика
обучения/Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 240 с.
13. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 368 с.
14. Воликова Т.В. Учитель и семья: пособие для учителей/ Т.В. Воликова. - М.: Просвещение, 2008. - 111 с.
15. Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль/ Л.Б. Волченко. - М.: Знание, 2007 - 64 с.
16. Головко Е.В. Личный пример родителей - эффективный метод
нравственного воспитания детей/ Е.В. Головко // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в
современных условиях: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 21-22 апр. 1993 г. - Чебоксары, 1993. - С. 279 - 283.
17. Головко Е.В. Формирование нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды:: монография/ Е.В. Головко. - Белгород, Изд-во: ООО «ГиК», 2008. - 128 с.
18. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. Книга для учителя / В.С. Грехнев. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
19. Демакова И.А. С верою в ученика: особенности воспитательной работы классного руководителя: книга для учителя: из опыта работы / И.А. Демакова. - М.: Просвещение, 2010. - 207 с.
20. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы + новые собрания/ Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2005. - 256 с.
21. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2003. - 240с.
22. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства: учеб. пособ. для пед. вузов/Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. - Ростов н/д: Феникс, 2009. - 288 с.
23. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 2004. - 328 с.
24. Карнилова В.И. Классный час «Хорошие манеры»/ В.И. Карнилова//
Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 71-81.
25. Коган Л.Н. Социологический аспект изучения культуры / Л.Н. Коган // Социалогическое исследование. - 2008. - № 1. - С. 55-57.
26. Козлова М.А. Я иду в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя / М.А. Козлова. - М.: Изд-во «Первое сентября», 2002. - 320 с.
27. Костина Н.А. Сценарий классного часа «Семья - это то, что с тобою всегда!»/ Н.А. Костина // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 40-43.
28. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 253 с.
29. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Норус, 2013. - 280 с.
30. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: книга для учителя / И.В. Кухарев. - М.: Просвещение, 2008. - 159 с.
31. Ладыженская Т.А. Речевые уроки: книга для учителя начальных классов / Т.А. Ладыженская, И.Р. Никольская, И.Г. Сорокина. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
32. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов/О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. - М.: Академия, 2012. - 160 с.
33. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. - М.: Педагогический поиск, 2005. - 192 с.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1974. - 304 с.
35. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст/ Н.С. Лейтес. - М.: Педагогика, 2004. - 280 с.
36. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 192с.
37. Лопатина А. 50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: ООО «Книжный дом Локус», 2002. - 320 с.
38. Макаренко А.С. О воспитании молодежи. М.: Трудрезервиздат. - 1951. - [Офиц. сайт].ПВТ: Режим доступа: http://pedagogia.pro/node/420
39. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко// Пед.соч.: в 8-ми т. -М.: Педагогика,1 983. -Т.1 - С. 267¬329
40. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособ. для студ. /В.Г. Максимов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.
41. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы: учеб.- метод. пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 272 с.
42. Матюхина М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Л. Патрина - М.: Просвещение, 1996. - 208 с.
43. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека / В.Н Мясищев. - СПб.: Питер, 2006. - 283 с.
44. Никитина Н.Н. Ведение в педагогическую деятельность: теория и практика: Учебное пособие для вузов/ Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
45. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: практикум для учителей и классных руководителей/ Н.А. Ольшанская. - Волгоград: Учитель, 2009. - 74 с.
46. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе «Как вести в школе и дома»/О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2016. - 158 с.
47. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
48. Первозникова Р.П. Воспитание культуры поведения// Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт].НКГ: https: //nsportal.ru/ nachalnaya- shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/03/10/vospitanie-kultury-povedeniya- mladshikh (дата обращения: 05.03.2018 г.)
49. Персидская И.В. Классные часы в 1-4 классы / И.В. Персидская и др. - Волгоград: Учитель, 2017. - 204 с.
50. Прокопьев И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе воспитния: Афтореф.дис....д-ра
пед.наук / И.П. Прокопьев. - М., 1983. - 41 с.
51. Рожкова М.И. Классному руководителю / М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 280 с.
52. Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
53. Сокольников Ю.П. Теория воспитательного пространства / Ю.П. Сокольников.
- М.: Просвещение, 1998. - 42 с.
54. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособ.е для студ. высших учебных заведений/ Т.А. Стефановская. - М.: АКАДЕМИЯ, 2006. - 192 с.
55. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский // Избр. произв.: В 3-х т. - М.: Педагогика, 1981. — Т. 3.- С. 395-420.
56. Уледов А.К. Духовная жизнь общества / А.К. Уледов. - М.: Мысль, 2009.
- 192 с.
57. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Собр. соч.:в 11-ти т. - М.-Л.: Изд-во Академии пед. наук. - 1950. - Т.9. - С. 565- 578.
- Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy sobranie-sochineniy t9 1950
58. Хамраева А.К. Воспитание культуры поведения у младших школьников // Инфоурок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/statya-vospitanie-kulturi- povedeniya-u-mladshih-shkolnikov -1264056.html (дата обращения: 10.09.2017 г.)
59. Хачирова З.К. Формирование у школьников культуры поведения /
З.К. Хачирова, С.А. Каракотова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - [Офиц. сайт]. URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=16854 (дата обращения: 10.09.2017 г.)
60. Шведчикова Л.А. Использование игр на уроках по системе Л.В. Занкова как средство формирования учебной деятельности и нравственных качеств младших школьников/ Л.А. Шведчикова// Занковские чтения на Белгородчине: Мат-лы регион. Занковских чтений. Часть 1/ отв. ред. Л.Н. Волошина, Л.В. Серых. - Белгород: БелРИПКППС, 2008. - С. 133-137
61. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя / А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 1998. - 204 с.
62. Шемшурина А.И. Классному руководителю/А.И. Шемшурина // Воспитание школьников. - 2006. - № 6. - С. 24-25.
63. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики /Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 224 с.
64. Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: автореф. ... дис. д-ра. наук / Н.Е. Щуркова. - М., 1988. - 38 с.
65. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ