Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных
ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности 10
1.1. Сущность понятия «нравственные ориентиры» 10
1.2. Особенности формирования нравственных ориентиров
у младших школьников 20
1.3. Социально-педагогические условия формирования нравственных ориентиров у младших школьников
во внеурочной деятельности 29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности 42
2.1. Диагностика уровня нравственной ориентации младших
школьников 42
2.2. Содержание экспериментальной работы
по формированию нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности 52
2.3. Результаты экспериментальной работы
по формированию нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности 60
Заключение 73
Библиографический список 77
Приложение
Младший школьный возраст является важнейшим периодом нравственного становления личности, формирования её социально-нравственной ориентации. Это время целенаправленного освоения ребёнком социума, определения его отношения к миру, к людям и самому себе. Реально функционирующие позитивные и негативные факторы окружающей микросреды создают для младшего школьника возможность выбора как социально значимых ценностей с приоритетом общечеловеческих, так и асоциальных. Жизненный опыт младшего школьника невелик, ценностные ориентации он выбирает чаще всего интуитивно, путём подражания, совершая, при этом, ошибки в осмыслении законов и принципов жизнедеятельности и взаимодействия людей друг с другом.
В связи с этим нравственные ориентиры в сознании младшего школьника выполняют две функции. Во-первых, они формируют его представление о том, что подлежит одобрению или осуждению, кто может служить примером для подражания. Во-вторых, через нравственные ориентиры ребёнок познаёт нормы и правила жизни, способствующие нравственному совершенствованию личности, призванные защищать её интересы.
Ценности - как нравственный ориентир, это то, что наиболее дорого и свято как для одного человека, так и для всего человечества. Поэтому проблема формирования нравственных ориентиров у современных младших школьников особенно актуальна в настоящее время, когда кризисы, охватившие все сферы общественных отношений, наложили отпечаток на систему человеческих ценностей, подвергнув её сомнению и пересмотру. Недостатки и упущения в области нравственного воспитания наносят обществу невосполнимый вред. Необходимо не только сохранить позитивный опыт и нравственный потенциал российской школы, но и найти новые подходы в формировании нравственных ориентиров у подрастающего поколения. Нравственная ориентация является действенным способом духовно-практического освоения человеком мира, сознательного выбора социально значимых и безусловных нравственных ценностей, поэтому она может быть органично включена в целостный педагогический процесс.
Педагогической наукой и практикой школы накоплен значительный опыт по нравственному воспитанию. Идея нравственного воспитания нашла свое воплощение в древних трактатах таких философов и педагогов, как Аристотель, К. Гельвеций, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо. Проблемы нравственного становления личности, освоения ценностей культуры глубоко волновали выдающихся отечественных философов и педагогов, среди которых А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, и др. Процесс формирования нравственных мотивов и установок у подрастающего поколения рассматривали педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев, Н.И. Болдырев, Л.А. Высотина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский и др. Особенности организации этого процесса у младших школьников представлены в исследованиях Е.В. Головко, Н.Ф. Головановой, И.П. Прокопьева, П.Т. Фролова, Н.Е. Щурковой и др. Их исследования убедительно подтверждают, что период начального обучения в школе наиболее ответственен для формирования нравственных ориентиров личности, именно в эти годы формируются нравственные убеждения личности школьника, его нравственно-этический облик.
Каждый из упомянутых нами авторов, специально не рассматривая проблему формирования нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности, в то же время в той или иной мере затрагивает отдельные вопросы, связанные с нею. Общие выводы учёных сводятся к тому, что конкретные социально-педагогические условия, в которых формируется личность младшего школьника, были и остаются сложными и противоречивыми. Изолировать школьника от отрицательно влияющих факторов среды невозможно. Отсюда вытекает задача формирования устойчивого способа взаимодействия личности с окружающим миром, основанного на её практической активности по сознательному выбору и реализации безусловных нравственных ценностей.
В настоящее время в педагогической науке и школьной практике всё более осознаётся противоречие между необходимостью создания специальных педагогических условий, в которых социально-ориентирующая внеурочная деятельность младших школьников преломляется через нравственные ценности и недостаточной разработанностью технологии формирования нравственных ориентиров в процессе организации этой деятельности.
С учётом этого противоречия назрела проблема необходимости создания качественно новых социально-педагогических условий формирования нравственных ориентиров у младших школьников с учётом целенаправленно организованной внеурочной деятельности, которая выступает критерием нравственного развития.
Актуальность и практическая значимость проблемы определили тему нашего диссертационного исследования: «Формирование нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия формирования нравственных ориентиров у младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования - социально-педагогические условия организации внеурочной деятельности, направленные на формирование нравственных ориентиров у младших школьников.
Гипотеза исследования. Система воспитательных воздействий на личность по формированию нравственных ориентиров во внеурочной деятельности младших школьников будет действенной и эффективной, если:
- учитывается направленность нравственного воспитания на овладение младшими школьниками безусловными общечеловеческими ценностями;
- создаются ситуации выбора нравственных норм и ценностных ориентаций, включения младших школьников в процесс самовоспитания;
- формирование нравственных ориентиров осуществляется в процессе взаимодействия школы и семьи младшего школьника.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы выявить сущность понятия «нравственные ориентиры» личности.
2. Выявить особенности формирования нравственных ориентиров у детей в младшем школьном возрасте.
3. Охарактеризовать социально-педагогические условия формирования нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Экспериментально проверить личностно-ориентированную
воспитательную систему, обеспечивающую младшему школьнику условия субъекта формирования нравственных ориентиров во внеурочной деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились философские, социологические, психологические и педагогические концепции, рассматривающие процесс формирования нравственных ориентиров личности во взаимосвязи социальных и педагогических факторов, программные документы по вопросам нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных учебных заведениях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, тестирование, анкетирование, модифицированная методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», эксперимент, статистические методы обработки количественных данных.
База исследования: 4 «Д» класс МАОУ «СОШ № 24 с УИОП» Старооскольского района Белгородской области.
Исследование проводилось в течение трёх лет (2015-2017 гг.) и включало в себя следующие этапы.
На первом этапе (2015 г.) осуществлялся теоретический анализ
философской, социологической, психологической, педагогической литературы и практического опыта по проблеме исследования. Была разработана гипотеза и определены исходные параметры исследования, отобраны методики для констатирующего эксперимента и намечен его план.
На втором этапе (2015-2016 гг.) были определены содержание и методы формирующего эксперимента. Разработана педагогическая концепция формирования нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности. Углубленный анализ проблемы осуществлялся в условиях экспериментальной работы в начальной школе.
На третьем этапе (2017 г.) произведены статический анализ и
теоретическая интерпретация полученных данных, обобщены результаты исследования и графическое представление количественных показателей, выполнено литературное оформление диссертации.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны и экспериментально проверены содержательные и методические материалы, позволяющие в начальной школе организовать личностно-ориентированную внеурочную деятельность, способствующую формированию нравственных ориентиров у младших школьников. Выводы и материалы диссертационного
исследования могут использоваться в учебном процессе
общеобразовательных школ.
Достоверность результатов исследования и выводов обеспечена методической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением комплексной методики, адекватной природе изучаемого явления и задачам исследования, реальными положительными сдвигами в уровне нравственной ориентации младших школьников; сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента и получением положительного результата.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
- через публикацию научных статей по теме исследования в сборниках материалов конференций: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Тамбов, 30 ноября 2015г.); Наука, образование, общество: сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции (Тамбов, 29 февраля 2016 г.); Развитие личности в образовательном пространстве: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической Интернет-конференции (Белгород, 10 марта 2017 г.);
- на научно-практических конференциях по итогам НИРС (2016, 2017 гг.)
- при выступлении с докладом «Формирование нравственных ориентиров у современных младших школьников» на заседании методического объединения учителей начальных классов в МАОУ «СОШ № 24 с УИОП».
В процессе исследования мы убедились в актуальности проблемы формирования нравственных ориентиров у младших школьников на современном этапе развития образования. Какой будет Россия завтра, во многом зависит от того, как мы сумеем воспитать подрастающее поколение, которому суждено сохранять и приумножать национальную культуру, её духовно-нравственные традиции.
Рассмотрев процесс формирования нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что именно школе принадлежит приоритетная роль в этом процессе. Методологической основой этой работы является «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В этом документе определён национальный воспитательный идеал,
охарактеризованы принципы организации работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, а в качестве содержательной основы процесса воспитания определены 10 базовых ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Приоритет этих ценностей поднимает на новую ступень практику работы начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственной ориентации личности. Нравственный ориентир - это представление человека о том, что подлежит одобрению или осуждению, что или кто может служить примером для подражания.
Нравственная ориентация - это действенный способ духовно-практического освоения человеком мира, практическая активность человека по сознательному выбору и реализации социально значимых, безусловных нравственных ценностей.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения норм нравственности. Это этап накопления нравственных знаний и приобретения нравственного опыта. В младшем школьном возрасте уже выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности.
Важные функции в развитии нравственно ориентированной личности принадлежат коллективной внеурочной работе и семье младшего школьника. Для формирования нравственных ориентиров важно так организовать коллективную внеурочную деятельность и воспитывающую среду семьи, чтобы они были пронизаны высоконравственными отношениями. Влияние их на личность оптимально тогда, когда каждый школьник занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это способствует развитию чувства собственного достоинства, которое побуждает школьника без внешнего нажима действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективной внеурочной деятельности ставит младшего школьника перед необходимостью самовоспитания, без которого невозможно нравственное развитие.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
Теоретически подтверждена и практически апробирована эффективность социально-педагогических условий формирования нравственных ориентиров у младших школьников во внеурочной деятельности на базе 4 «Д» класса МАОУ «СОШ № 24 с УИОП»
Старооскольского района Белгородской области. Сравнение полученных данных по констатирующему и контрольному этапам эксперимента показало, что количество учащихся с высоким уровнем нравственной ориентации выросло на 13%, а с низким уровнем уменьшилось на 21 %. Для большинства младших школьников характерен средний уровень нравственной ориентации (66% учащихся в конце эксперимента).
Следовательно, система воспитательных воздействий на личность по формированию нравственных ориентиров во внеурочной деятельности младших школьников будет эффективной, если:
- учитывается направленность нравственного воспитания на овладение младшими школьниками безусловными общечеловеческими ценностями;
- создаются ситуации выбора нравственных норм и ценностных ориентаций, включения младших школьников в процесс самовоспитания;
- формирование нравственных ориентиров осуществляется в процессе взаимодействия школы и семьи младшего школьника.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале экспериментальной работы, подтвердилась.
Проанализировав способы формирования нравственных ориентиров у младших школьников, мы отмечаем, что в реальных условиях педагогического процесса методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение имеет не логика отдельных средств, а гармонично организованная их система. Формирование нравственных ориентиров эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младшего школьника: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Необходимо находить такие формы взаимодействия с детьми, которые актуализируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска её смысла. Мы разделяем мнение Н.Е. Щурковой о том, что для этого необходимо говорить с младшими школьниками о жизни доступно, но вместе с тем - высоко и философично, поставляя им материал для размышлений, чтобы они строили собственную дорогу жизни, достойной Человека. Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для них значимым, привлекательным, а потому и эффективным.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в изучении влияния на формирование нравственных ориентиров у младших школьников правовой культуры и культуры межнационального общения.
1. Агибалова С.В. Духовно-нравственное воспитание как основа формирования общечеловеческих ценностей // Молодой ученый. - 2015. - №
2. - С. 468-471.
2. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения / Л.С. Айзерман. - М.: Педагогика, 2009. - 128 с.
3. Амонашвили Ш.А. Созидая человека / Ш.А. Амонашвили. - М.: Знание, 1982. - 94 с.
4. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский. - М.: Знание, 2008. - 64 с.
5. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева. - СПб: Союз, 2002. - 271 с.
6. Байковская Н.А. Развитие идеи Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях/ Н.А. Байковская // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - №2. - С. 190-200. - Режим доступа к ст.: http: //www.psyedu.ru.
7. Безруких М. Какой он - современный первоклассник? Предварительные результаты популяционного исследования // Школьный психолог. - 2013. - № 2. - С. 25-27
8. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с.
9. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя /Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
10. Большая Советская энциклопедия /под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 1632 с.
11. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей/ В.А. Блюмкин. - М.: Знание, 1981.- 64 с.
12. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологические исследования/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
13. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания/ Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2005. - №4. - С. 29-36
14. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.
15. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ в. Россия): Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой: науч.-метод. пособие для студ. пед. учреждений / З.И. Васильева. - СПб: ХИМИЗДАТ, 2003. - 336 с.
16. Гавриловец К.В. Воспитание человечности / К.В. Гавриловец. - Мн.: Нар. освита, 2007. - 234 с.
17. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. - М.: Знание, 2008. - 77 с.
18. Голованова Н.Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: дис. ... д-ра пед. наук / Н.Ф. Голованова. - СПб., 1996. - 325 с.
19. Головко Е.В. Личный пример родителей - эффективный метод нравственного воспитания детей / Е.В. Головко // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях: мат-лы междунар. науч.-практ. конференции, Чебоксары, 21-22 апр. 1993 г. - Чебоксары, 1993. - С. 279 - 283.
20. Головко Е.В. Педагогические условия формирования нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды: учеб. - метод. пособие для студ. пед. спец./ Е.В. Головко, Н.В. Курдяева. - Белгород: ООО «ГиК», 2010. - 128 с.
21. Головко Е.В. Уважение прав детей в семье как условие формирования устойчивости к отрицательным влияниям / Е.В. Головко // Проблемы отклоняющегося поведения личности в юношеском возрасте и пути его преодоления: мат-лы рос.-укр. науч.-практ. конф., Белгород, 29-30 апреля 1997 г. - Белгород, 1997. - Ч. 1. - С. 112-119
22. Горбунов В.С. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. - 2010. - № 1. - С.11-14.
23. Гребенников И.В. Школа и семья / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
24. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.:
Просвещение, 2010. - 223 с.
25. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество / Д.В. Григорьев, М.С. Куприянов. - М: Академия. - 2011. - 76 с.
26. Гусева Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира / Т.В. Гусева / Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №4. - С. 2-6
27. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1982. - Т.3. - 555 с.
28. Данилев Г.Н. Не убить Моцарта: О нравственном воспитании в семье и школе / Г.Н. Данилев. - М.: Педагогика, 2006. - 157 с.
29. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.
30. Дмитриев К.Е. История педагогики : учеб. пособие / К.Е. Дмитриев. - М.: Просвещение, 1998. - 267с.
31. Добролюбов Н.А.Учитель должен служить идеалом для учеников: избр. пед. соч. / Н.А. Добролюбов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 735 с.
32. Дробницкий О.Г. Моральная философия: избранные труды / О.Г. Дробницкий ; сост. Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2002. - 523 с.
33. Дукат Л. Ю. О некоторых особенностях и функции идеалов в школьном возрасте / Л.Ю. Дукат // В кн. «Вопросы психологии личности школьника». - М.: Просвещение, 2004. - С.64-68.
34. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции / М.А. Дынник. - М.: Гос. изд-во полит. литературы, 2005. - 140 с.
35. Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей / А.В. Зосимовский // Советская педагогика. - 1993. - № 10. - С. 12-21.
36. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности / Н.Д. Зотов. - Томск, 2007. - 230с.
37. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Ипполитова, Н. Стерхова //General and Professional Education. - 2012. - №1. - С. 8-13
38. Казакина М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственного формирования личности: дисс. ... докт. пед. наук. - Ленинград, 1983. - 423 с.
39. Капустина С.В. Национальные ценности в основе формирования патриотизма/ С.В. Капустина // Гражданское воспитание дошкольников и младших школьников в условиях региона: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. /Отв. ред Т.М. Стручаева, Р.Л. Рождественская. - Белгород: БелРИПКППС, 2005. - С. 164-168
40. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Рос. акад. образования. - М.: Просвещении,
2009. - 29 с.
41. Красюкова Э.Р. Программа внеурочной деятельности «Тимуровцы» // Инф.урок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/programma-vneurochnoy- deyatelnosti-timurovci-559097.html (Дата обращения: 10.05.2017 г.).
42. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов/ Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с
43. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Воронеж: «Учитель» - 2006. - 266 с.
44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
45. Магамадова Л.Х. Управление процессом развития
профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1990. - 21 с.
46. Мантатов В.В. Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности/ В.В. Мантатов // Информационный портал «Байкал». [Офиц. сайт]. URL: http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=1717 (Дата обращения: 11.12. 2017 г.).
47. Макаренко А.С. Полн. собр. соч. /А.С. Макаренко. - М.:
Педагогика, 2012. - Т.П. - 403 с.
48. Марченко Т.Н. Опыт формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника на основе социального партнёрства/ Т.Н. Марченко, Н.Н. Новикова // Введение ФГОС НОО как условие повышения качества образования: маг-лы IV регион. науч.- практ. конференции / ОГАОУ ДПО БелИРО. Белгород, 4 июня 2014 г. - Белгород:БелИРО, 2014. - С. 300-303
49. Матвиенко Л.Н. Внурочная деятельность в начальной школе/ Л.Н. Матвиенко // Введение ФГОС НОО как условие повышения качества образования: мат-лы IV регион. науч.- практ. конференции/ОГАОУ ДПО БелИРО. Белгород, 4июня 2014 г. - Белгород: БелИРО, 2014. - С. 307-311
50. Мельникова Е.Ю. Формирование представлений младших школьников о ценностях социального бытия средствами этнокультурного образования / Е.Ю. Мельникова // Современные тенденции развития теории и практики дошкольного и начального образования: мат-лы Межд. науч.-практ. конференции. Белгород, 20-21 октября 2010 г. - Белгород: «ПОЛИТЕРА»,
2010. - Ч. I. - С. 251-254
51. Мутазин Р.А.. Ценностные ориентации личности как функции регуляторов социального поведения индивидов / Р.А. Мутазин // Проблемы и перспективы развития образования: мат-лы межд. науч-практ. конференции. Пермь, апрель 2011.Т.1. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 34-36
52. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов ВПУЗ: Кн.1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. - 2006. - 688 с.
53. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности/ Н.Д. Никандров // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 3-14
54. Педагогические термины и понятия: терминологический словарь по педагогике / авт. сост. Н.Э. Джумаева, А.Р. Сохибов; под ред. С.К. Нишановой. - Карши: КГУ, 2014. - 70 с.
55. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969. - 306 с.
56. Погорельцева А. Совесть - это нравственный ориентир человека /
А. Погорельцева // Фб. ру [Офиц. сайт] URL: URL:
http://fb.ru/article/67767/sovest—eto-nravstvennyiy-orientir-cheloveka (дата
обращения: 20.10.2016)
57. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика: учебник для бакалавров / И.П. Подласый. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 777 с
58. Прокопьев И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе воспитания: Дис. ... д-ра пед. наук / И.П. Прокопьев.- М.,1983. - 416 с.
59. Розенберг Г.С. Ролстон Х. Новая экологическая этика: для
следующего тысячелетия жизни на Земле / Г.С. Розенберг// Ноосфера. ру [Офиц. сайт]. URL: http://noosphere.ru/pubs/123073 (дата обращения:
08.03.2017 г.)
60. Ромащенко Т.В. Формирование базовых нравственных ценностей у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности / Т.В. Ромащенко, Е.В. Машков // Введение ФГОС НОО как условие повышения качества образования: мат-лы IV регион. науч.- практ. конференции / ОГАОУ ДПО БелИРО. Белгород, 4 июня 2014 г. - Белгород:БелИРО, 2014. - С. 324¬328
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Академия ,1976. - 568с.
62. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности / Л.И. Рувинский. - М.: МГУ, 1981 - 185с.
63. Рязанцева И.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС/ И.В. Рязанцева, Л.М. Забабурина // Введение ФГОС НОО как условие повышения качества образования: мат-лы IV регион. науч.-практ. конференции / ОГАОУ ДПО БелИРО. Белгород, 4 июня 2014 г. - Белгород: БелИРО, 2014. - С. 329¬330
64. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Воспитание школьников. - 2009. - № 5. - С.12-15
65. Самосознание младшего школьника // Студми. Учебные материалы
для студентов. Психология. [Офиц. сайт]. URL:
https://studme.org/88100/psihologiya/samosoznanie_mladshego_shkolnika (Дата обращения: 10.05.2017 г.).
66. Соколов Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов - М.: Педагогика, 2005. - 230 с.
67. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (проект) /Е.Н. Степанов. - Псков: ПОИП КРО, 2011. - 89 с.
68. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
69. Соломатин A.M. Проектирование внеурочной деятельности в
условиях реализации ФГОС: материалы участника личностно¬
ориентированного модуля / А.М. Соломатин, Н.Е. Камень; под ред. проф. Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. - 44с.
70. Соламатин А.М. Организация внеурочной деятельности. Система «Перспективная начальная школа» / A.M. Соломатин, Р.Г. Чуракова, Г.В. Янычева. - 2-е изд., стер. -М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 144 с.
71. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский //Избр. произв.: В 5-ти т. - Киев: «Радянська школа», 1998. - Т. 2. - С. 157- 443.
72. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. - Киев: «Радянська школа», 1999. - 396 с.
73. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: Академия, 2005. - 120 с.
74. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт
педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: В 11-ти т. - М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. - Т. 9. - С. 565 - 578
75. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. - М.: Просвещение, 2010. - 27 с.
76. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.
77. Фролов П.Т. Воспитание детей в современной семье / П.Т. Фролов. - Белгород, 1993. - 208 с.
78. Харитина Е.М. Курс «Гражданское воспитание в начальной школе» / Е.М. Харитина, К.М. Вилкова, Л.И. Грязева // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 23-27
79. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.: Статистика, 2016. - 352 с.
80. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности / В.Э. Чудновский. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
81. Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: курс лекций / Н.П. Шитякова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - 158 с.
82. Шиянова И.В. Учреждение культуры как средство духовно - нравственного и патриотического воспитания младших школьников / И.В. Шиянова, И.Е. Шульженко// Гражданское воспитание дошкольников и младших школьников в условиях региона: мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф. /отв. ред Т.М. Стручаева, Р.Л. Рождественская. - Белгород: БелРИПКППС, 2005. - С. 268-271.
83. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойный Человека, и его формирование у школьника/ Н.Е. Щуркова. - Смоленск: СОИУУ, 1995. - 63с.
84. Юдина О.А. Возрастные особенности современных младших школьников /О.А. Юдина // Инф.урок [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/statya-vozrastnie-osobennosti-sovremennih-mladshih- shkolnikov-1755965.html (Дата обращения: 10.05.2017 г.).