ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 8
1.1. Понятие и подходы в изучении психологической безопасности 8
1.2. Понятие и подходы изучения мотивации в отечественной и зарубежной
психологии 21
1.3. Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов 35
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 45
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ интерпретация результатов исследования 48
2.3. Рекомендации по улучшению уровня психологической безопасности
образовательной среды ВУЗа 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале потребностей, разработанной А. Маслоу [30], известным американским психологом. Для каждого здорового члена общества личная безопасность, безопасность родных и близких, является одной их ключевых ценностей.
В социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен
Хорни [50], подчеркивается, что безопасность особенно важна для формирования и развития ребенка. К. Хорни выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка. Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии.
Безопасность относится к различным сферам жизнедеятельности, в том числе и к государственной сфере образования. С понятиями безопасности сопряжены как процессы обучения и воспитания, так и организация досуга, оздоровления и отдыха, нахождение в образовательных учреждениях, проезда от места учебы и обратно и т.д.
Многие современные ученые-психологи озабочены поиском решения именно проблемы психологической безопасности образовательного процесса в средних и высших образовательных учреждениях. В свое время такие ученые как В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, В.А. Левин, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм, Д.Б. Эльконин и др. внесли значительный вклад в изучение психологии образовательной среды, посвятили себя решению насущной проблемы - созданию условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной. В поисках решения этой проблемы они придавали большое значение роли наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности.
Психологическая безопасность учащихся, учителей, родителей может рассматриваться в рамках концепции национальной безопасности страны, тогда это защищенность их здоровья, жизни, чести и достоинства, прав и свобод.
Так же нельзя обойти стороной и проблему мотивации, т.к. она является одной из самых важных составляющих современной психологии. Не является случайностью, факт того, что в начале нынешнего столетия, почти в одно и то же время в разных странах мира, стала претворяться плодотворная работа по изучению мотивации. Весомый вклад в развитие мотивационной теории были внесены российскими психологами П.К. Анохиным, Н.А. Бернштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, Е.П. Ильиным и многими другими, которые установили, что посредством мотивации можно объяснить целенаправленность действия, организацию и стабильность интегральной деятельности, направленной на достижение конкретной цели.
Исходя из вышесказанного, мы можем сформулировать проблему исследования следующим образом: влияет ли и как психологическая безопасность образовательной среды вуза на развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности студента?
Цель исследования: изучить психологическую безопасность
образовательной среды вуза как условие развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студента.
Объект исследования: мотивация учебно-профессиональной
деятельности.
Предмет исследования: влияние психологической безопасности образовательной среды вуза на мотивацию учебно-профессиональной деятельности студента.
Гипотеза исследования: психологическая безопасность
образовательной среды вуза может оказывать влияние на развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности студента, а именно чем позитивнее уровень психологической безопасности, тем выше уровень мотивации учебно-профессиональной деятельности студента.
В соответствии с предложенной проблемой и гипотезой определим задачи исследования:
1) проанализировать современное состояние проблемы
психологической безопасности образовательной среды вуза как условия развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студента;
2) изучить мотивацию учебно-профессиональной деятельности студента;
3) выявить особенности психологической безопасности образовательной среды вуза;
4) определить взаимосвязи психологической безопасности вуза и степень их влияния на развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности студента.
5) разработать рекомендации по повышению уровня психологической безопасности образовательной среды вуза с целью развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов.
Теоретическая основа исследования: изучением психологической безопасности образовательной среды занимались ученные-психологи как Б.Г. Ананьев, В.В. Авдеев, Г.М. Андреева, И.А. Баева, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков, В.А. Левин, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм. Весомый вклад в развитие изучения мотивации внесли следующие авторы: П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, И.П. Павлов, А.Реан, С.Л. Рубинштейн, Б.П. Ильин и другие.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы: психодиагностические методы;
- методы статистической обработки данных: непараметрический метод коэффициент ранговой корреляции Спирмена, для выявления связей между изучаемыми показателями; множественный регрессионный анализ (МРА) для подтверждения факта влияния психологической безопасности вуза на мотивацию учебно-профессиональной деятельности студента;
- интерпретационные методы: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).
В качестве диагностического инструментария использовались методики:
1) Методика И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды»
2) Методика К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности».
База и выборка исследования: исследование проводилось на факультете психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Объем выборки 218 студентов (1-5 курс).
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный эмпирический материал может использоваться в рамках работы психолога, куратора и психологической службы вуза с целью профилактической и коррекционной работы со студентами, для развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация проводилась на кафедре возрастной и социальной психологии факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ»; на научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной,
Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса.
Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Участники конфликта должны уметь выслушать друг друга, иметь возможность выразить свою точку зрения и предложить варианты решения проблемы. Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Такие занятия оказываются очень полезными, дают возможность свободно выражать свои чувства, высказывать свое мнение, делиться и проявлять негативные эмоции, которые вызывают агрессию, возможность «выплеснуть» эту агрессию, не причиняя вред другим людям, и находя при этом понимание и поддержку товарищей и психолога, внимание группы акцентируется на поступках, а не на личности.
Все это дает положительный результат, снимая психологическое напряжение, и как следствие, помогает решать проблему психологического неблагополучия.
Образовательная среда является фундаментом любого общества, именно в ней в большей части происходит воспитание и формирование личности подрастающего члена общества, поэтому важно, чтобы все ее участники чувствовали себя защищенными.
Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы.
Большинство студентов характеризуют себя как «позитивно настроенных, удовлетворенных (средний и высокий уровни) и защищенных» при существующих условиях обучения в данном ВУЗе.
Наибольшему количеству студентов присуща внешняя положительная мотивация. Им важно,чтобы их труд был оценен, успехи признавались и отмечались администрацией ВУЗа (декан, заведующий кафедры), преподавателями, сокурсниками. Таким образом, мы можем наблюдать, что при преобладании внешней мотивации, труд становится просто средством для достижения чего-то, не являясь самоцелью, он выступает как обязанность чему-то внешнему, как цена за приобретение благ, необходимых практикующему студентов. Внешняя мотивация ориентирует студента на сугубо личные интересы (цели), может подавлять коллективистские устремления и приводить к отчуждению от коллектива. Внешняя мотивация не стимулируетв должной мере профессионального развития, превращает труд в деятельность, совершаемую под давлением внешней необходимости.
Корреляционный анализ позволил нам говорить о том, что при внутренней мотивации у студентов наблюдается более положительное восприятие и отношение к образовательной среде. Также возрастает уважительное отношение к себе и чувство собственного достоинства, ведь они учатся, трудятся потому, что это доставляет им удовольствие, они считают, что выполняют важную и необходимую работу, при этом проявляя активность и инициативу. То есть, чем позитивнее уровень психологической безопасности, тем выше уровень мотивации учебно-профессиональной деятельности студента. Регрессионный анализ подтвердит нашу гипотезу о том, что психологическая безопасность образовательной среды вуза как условие развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студента. Таким образом, гипотеза о том, что психологическая безопасность образовательной среды вуза может оказывать влияние на развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности студента, а именно чем позитивнее уровень психологической безопасности, тем выше уровень мотивации учебно-профессиональной деятельности студента, подтвердилась.
На основании полученных результатов, нами предлагаются рекомендации, которые направлены на улучшение качества психологической безопасности образовательной среды ВУЗа для работы психолога, куратора, психологической службы вуза.
1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды [Текст]. - СПб.: Алетейя, 2014 - 386 с.
2. Бажук О.В. Формирование мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности // Научное мнение. - 2017. - № 4. - С. 43-46.
3. Барцевич В.Н. Факторы психологической безопасности школьной среды // Психология и Психотехника. - 2012. - 6. - C. 61 - 69.
4. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Академия, 2014. - 192 с.
5. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. - 2013. - № 9. - C. 97 - 102.
6. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов //Almamater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2. — С. 36-40.
7. Бетина Т.Н. Безопасность образовательной среды и подлинные эмоции. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2013. - № 3. - С. 16-22.
8. Богомолова Ю.И. Формирование мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов в профессионально-педагогическом образовании / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. - М.: - 2008. - 82 с.
9. Брессо Т.И. Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов высшей школы // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5 (36). - С. 60-61.
10. Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. - 2013. - № 4. - C. 1 - 13. [Режим доступа]. - URL: http://www.e- notabene.ru/pp/article_10385.html
11. Воловикова А.Д. Мотивация: роль мотивации в развитии человека // В сборнике: Образование и наука как основа формирования современного социума. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. - 2017. - С. 25-27.
12. Гагаринов В.И., Куклин А.В. О мотивациях обучения студентов //
В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК - 2015) Всероссийская
ежегодная научно-практическая конференция: Сборник материалов:
Общеуниверситетская секция «Вятский государственный университет». - 2015. - С. 75-76.
13. Ганушкин П.Б. Отрывок из работы «Психиатрия, ее задачи, объем и преподавание». Избранные труды - М.: 1964. - 45 с.
14. Гафарова Г.И. Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗов // Современные перспективы и проблемы развития регионального образования в условиях модернизации и реформирования российского общества сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - 2015. - №2. - С. 28-31.
15. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: проблемы и
исследования. - М.:Юрайт, 2013. - 301 с.
16. Деулин Д.В. Специфика психологической безопасности образовательной среды высшего учебного заведения МВД // NB: Педагогика и просвещение. - 2013. - № 3. - C. 25 - 37. [Режим доступа]. - URL: http: //www.e-notabene.ru/pp/article_9720. html
17. Долгополова С.В., Назарова Н.Е., Зуева О.Н.
Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к трудовой деятельности // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 91-94.
18. Елисеева О. А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М.: 2011. - 23 с.
19. Зинченко В.П. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: 2012. - 312 с.
20. Иванова Е.А., Хейгетян С.В. Концепции мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации // Экономика и социум. - 2016. - № 8 (27). - С. 636-644.
21. Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. - М.: 1998. - 143 с.
22. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - Спб.: Питер, 2014. - 512 с.
23. Исраилова Э.М., Абдуллина А.А. Мотивация: роль мотивации в развитии человека // Научная перспектива. - 2016. - № 3. - С. 15-17.
24. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М.: Педагогика, 1989. - 594 с.
25. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.: Логос, 2015, - 556 с.
26. Леонгард К. Акцентуированные личности. Спб.: Речь, 2013. - 276 с.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 1975. - 113 с.
28. Лях Т.И., Лях М.В. Развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности как одна из задач профессионального образования в ВУЗе // В сборнике: Образование в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2009. - С. 297-300.
29. Марьин В.В. Мотивация к труду и профессиональная мотивация // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения. Ответственный редактор Горохов А.А. - 2013. - С. 33-36.
30. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Евразия, 2014. - 478 с.
31. Меламед Д.Л. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности разно статусных студентов ВУЗа / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский городской психолого-педагогический университет. - М.: 2011. - 75 с.
32. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2013 - 688 с.
33. Нюттен Жозеф. Мотивация, действие и перспектива будущего. - М.: Смысл. - Москва, 2013. - 608 с.
34. Оселедец М.В., Новикова Т.А. К вопросу о мотивациях студентов к обучению // Инновационная экономика и общество. - 2014. - № 2 (4). - С.
67- 73.
35. Полина М.В. Методологические аспекты исследования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов // Акмеология. - 2014. - № 3-4. - С. 136-137.
36. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ. - М.:Юрайт, 2007. - 184 с.
37. Рассоха Н. Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности // Педагогическая психология. - СПб.: 2005. - 41 с.
38. Ратинер Т.Г. Информационно-психологическая безопасность
школьников при работе в интернете // NB: Педагогика и просвещение. - 2014. - №1. - C. 73-96. [Режим доступа]. - URL: http://www.e-
notabene.ru/pp/article_10923.html
39. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология, - СПб: Питер, 1998. - 221 с.
40. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность
образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. - 121 с.
41. Сирота Е.С. Учебная мотивация как особый вид мотивации // Научная перспектива. - 2012. - № 5. - С. 51-53.
42. Скрипкина Т. П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. - Ростов-на-Дону, 2002. - 265 с.
43. Сутчук В.Н., Климова Т.В. Особенности развития учебно-профессиональной мотивации у студентов высших учебных заведений // В сборнике: Современные проблемы коррекционного образования, логопедии, педагогики и психологической помощи. Материалы III Международной научно-практической конференции / под редакцией Л. А. Черных. - 2017. - С. 34-38.
44. Ткачев В.Н. Пути активизации учебно-профессиональной деятельности студентов // Теоретические и прикладные аспекты деятельности психологической службы вуза. - 2017. - С. 135-145.
45. Токарь Ю.И. Мотивация учебно-профессиональной деятельности студентов // Вестник. Тульское образовательное пространство. - 2015. - № 1. - С. 45-49.
46. Трубицкая М.А., Родин Ю.И. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и НПРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2015. - № 1. - С. 45-49.
47. Харченко С.Н., Черная Е.В. Исследование особенностей распределения мотивов в системе мотивации учебно-профессиональной деятельности у студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 39-2. - С. 108-113.
48. Хекхаузен Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2014. - 800 с.
49. Хлоповских Ю.Г. Мотивация учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности студентов-психологов // В сборнике: Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала. Материалы межвузовской научно-практической конференции / Редакторы: Безуглов И.Г., Темнова Л.В. - 2007. С. 142-149.
50. Хорни К. Самоанализ. - М.: Канон, 2015. - 324 с.
51. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
52. Цыглакова Е.А. Социология безопасности [текст]. - М.: Е. А. Цыглакова. 2009. — 196 с.
53. Чиркина С.Е. Основы формирования психологически безопасной образовательной среды / под ред. С.Е. Чиркина, Р.А. Ахмеров, К.С. Бажин, Е.В. Царева. - Казань: «Бриг», 2015. - 136 с.
54. Шапиро С. А. Мотивация: моногр. - М.: Гросс Медиа,
РОСБУХ, 2015. - 224 с.
55. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство. - СПб.:
Питер, 2016. - 351 с.
56. Юнг К. Психологическая типология. Проблемы души нашего времени. - М.: 1993. - 90 с.
57. Юнг К. Психологические типы. - Самара, БАХРАХ, 2007. - 112 с.
58. Яненко Е.Н. Профессиональная мотивация и мотивация к самостоятельной работе студента // Вопросы обеспечения качества подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием при двухуровневой системе обучения сборник тезисов докладов региональной научно-методическая конференции профессорско- преподавательского состава, посвященной 80-летию НГАСУ (Сибстрин). Федеральное агенство по образованию, Новосибирский государственный архитектурно-строительный ун-т (Сибстрин). - 2010. - № 3 - С. 59-60