Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Статистический анализ рынка туристских услуг в России

Работа №6928

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

статистика

Объем работы185стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1380
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Основные понятия и термины, используемые в туризме 9
1.2 Социально-экономическое содержание рынка туристских услуг 38
1.3 Статистика туризма в современных условиях и проблемы интеграции показателей статистики туризма в структуру национальных счетов 58
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
2.1 Исследование информационной базы статистического анализа рынка туристских
услуг 72
2.2 Система статистических показателей рынка туристских услуг 84
2.3 Анализ статистических показателей туристских расходов 91
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УС¬ЛУГ В РОССИИ
3.1 Анализ основных показателей развития рынка туристских услуг в России 114
3.2 Исследование региональной дифференциации развития туризма в России 132
3.3 Прогнозирование объема реализации туристских услуг 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 157
ПРИЛОЖЕНИЯ 169



Актуальность исследования
Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. По данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) и Международного Валютного Фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся.
Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5 раз больше, чем на сегодняшний день.
Исследование туризма требует расчета и анализа количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные. Поэтому проблемы статистического учета являются центральными в исследованиях туризма. Первая из них - сопоставимость баз данных. Она предполагает возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма; изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их методики расчета или единиц измерения.
Другая проблема статистики туризма - отсутствие полной и детальной статистической информации. В настоящее время ни одно государство не ведет систематического наблюдения за туризмом в полном объеме. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и деловых краткосрочных поездках носит фрагментарный характер; статистика туристских расходов также не является исчерпывающей. Важной проблемой остается своевременность предоставления информации, поскольку участники рынка - турфирмы, гостиничные предприятия, санаторно-курортные учреждения - проводят договорную кампанию и начинают продажи раньше, чем поступают статистические данные о текущей конъюнктуре рынка и результаты предыдущего сезона.
Проблемы полноты и сопоставимости статистической информации предстают в новом свете при проведении исследований макроэкономического воздействия туризма. Оценить значимость туризма как важной отрасли, обеспечивающей ускоренный экономический рост и более высокий уровень занятости населения России, - важнейшая задача статистики туризма. Ее решение затруднено из-за несовершенства методологии статистического учета, причина которого коренится в самой индустрии туризма, ее сложной и нетипичной для отраслей природе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного в данной работе исследования были сформулированы
и обоснованы следующие выводы:
1. Потребность в получении объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли, а также разработка сателлитных счетов туризма в России привели к необходимости статистического изучения туризма, совершенствования системы статистических показателей рынка туристских услуг.
2. Одной из главных и наиболее сложных задач статистики туризма является упорядочение состава туристских расходов. Поэтому имеющаяся система статистических показателей рынка туристских услуг должна быть дополнена разработанной классификацией общих и уточненных показателей туристских расходов, опирающейся на Рекомендации по построению сателлитных счетов туризма.
3. Расходы на туризм должны соответствовать концепции конечного потребления в СНС, вне зависимости от вида потребителя. Расходы на туризм могут быть определены как все расходы на конечное потребление, относящиеся к визитерам, в то время, когда они находятся вне места своего обычного проживания, вне зависимости от того, когда были произведены фактические платежи, и также вне зависимости от типа приобретенных товаров и услуг, но при условии, что они относятся к конечному потреблению. Все расходы на конечное потребление, сделанные визитером, до того момента, когда он покинул место своего постоянного пребывания и после того, как он вернулся в него, не включаются в расходы на туризм.
4. Товары и услуги нерезидентных производителей, купленные визитерами- нерезидентами или от их лица, не должны приниматься во внимание при расчетах
показателей потребления въездного туризма. Очистившись от этих услуг, мы придем к концепции уточненных расходов въездного туризма, которая согласуется с определениями СНС.
5. Покупка туристских товаров и услуг связана не с их специфическими особенностями, а с тем фактом, что визитер находится в пути: он (она) находятся вне места своего обычного пребывания и эта ситуация вызывает необходимость относить к расходам на туризм все расходы этого лица на конечное потребление, сделанные в данный период времени.
6. При исчислении расходов на туризм необходимо разложение визитеров на обычных и однодневных.
7. Способ представления базисной информации по туристским расходам должен соответствовать данным о производстве туристских услуг, что дает возможность проведения анализа данных о производителях услуг для визитеров.
8. Для полной оценки состава туристских расходов предложено провести обследование с помощью дневникового метода. В работе (п. 2.3) приведена примерная форма бланка опроса.
9. Занятость является важным социально-экономическим фактором развития рынка туристских услуг. Так как туризм подвержен сезонным колебаниям, то данные о количестве рабочих мест в туризме должны быть показаны не только в разбивке на полную или частичную занятость, что является традиционным подходом, но также в разбивке на постоянную и сезонную.
10. На российском рынке сформировался новый тип потребителя, которого отличает ряд психолого-поведенческих особенностей. Это привело к важнейшим изменениям в стереотипах поведения туристов, и, как следствие, увеличился интерес к туризму.
Данные анализа свидетельствуют, что произошло увеличение таких показателей, как средний объем туристских услуг на 1 жителя России, доля туристских расходов в общем объеме расходов, а также доля занятых в туризме в общей численности занятых в экономике. Таким образом, можно отметить, что возникает много объективных факторов, обеспечивающих в России хорошие перспективы роста спроса на туристские услуги со стороны российского потребителя.
11. Анализ данных показал, что Россия использует свой туристский потенциал только на 20%, хотя в последние годы в России наблюдаются положительные тенденции в развитии международного и внутреннего туризма. Из всех видов туризма наиболее распространенным для России по числу туристов является внутренний туризм, а по туристскому обороту - выездной.



1. Азар В. Российский рынок туризма в 1998 году // Туризм: проблемы, практика, пер-спективы. - 1999. - № 6. - С. 36-37.
2. Азар В. Почем нынче путешествие: внутренний туризм в ожидании бума // Туризм: проблемы, практика, перспективы. - 1999. - № 5. - С. 12-13.
3. Айгистова О.В., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Введение в бизнес туроперейтинга. Учебно-методическое пособие. - М.: РМАТ, 1996. - 104 с.
4. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебное пособие для вузов. - М.: Ас¬пект-Пресс, 2001. - 464с.
5. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономиче¬ских систем: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 368 с.: ил.
6. Бережных В. И все-таки что такое экотуризм? // Туризм: проблемы, практика, пер¬спективы. - 1999. - № 5. - С. 16-17.
7. Биржаков М.В. Введение в туризм. - М., СПб.: Нев. Фонд, Олбис, ТД «Герда», 2000.
- 321 с.
8. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учет и отчетность в туризме: Учебное пособие. - М.: НОЛИДЖ, 1998. - 272 с.: ил.
9. Бургонова Г.Н., Каморджанова Н.А. Гостиничный и туристический бизнес: Особен¬ности бухгалтерского учета и налогообложения: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 352 с.
10. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристической деятельности: Учебное посо¬бие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 120 с.

158
11. Гаранин Н.И. Технология и экономика туризма. Все решают кадры // Деловой мир. - 1994. - 3-9 октября. - С.10.
12. Гаранин Н.И. и др. Информационные технологии в туризме: Справочно¬методическое пособие / Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И.; РМАТ. - М.: РМАТ, 1996. - 116 с.
13. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования в туризме: Учебник для вузов / РМАТ. - М.: РМАТ, 1997. - 196 с.
14. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 501с.
15. ГОСТ 51185 - 98. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования / Госстандарт РФ. - Изд. Официальное. - М.: Госстандарт России, 1998. - 6 с.
16. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. Проф. Чудновского А. Д. - М., Ассо¬циация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. - 325 с.
17. Гуляев В.Г. Налогообложение в туризме: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИ¬ОР, 1998. - 224 с.
18. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме: Учебное пособие. - М: ПРИОР,1998. - 144 с.
19. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. - М.: НО- ЛИДЖ, 1996. - 312 с.
20. Гуляев В.Г. Правовое регулирование туристской деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 1998. - 320 с,
21. Гуляев В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технологии). - М.: Финансы и статистика, 1998. - 368 с.: ил.

159
22. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 352 с.: ил.
23. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 1999. - 192 с.
24. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации: Учебник. - М.: Финан¬сы и статистика, 2002. - 200 с.
25. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристических терминов: Туризм. Туристическая индустрия. Туристический бизнес. - М. - Афины: INFORGROUP, 1994. - 408 с.: ил.
26. Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме: Учебник / РМАТ. - М.: РМАТ, 1997. - 240 с.
27. Ильина Е.Н. Основы туристической деятельности: Учебник для учащихся туристиче¬ских лицеев и колледжей - М.: Российский международный институт туризма, 1992.
- 240 с.
28. Ильина Е.Н. Туризм - путешествия. Создание туристической фирмы. Агентский биз¬нес: Учебник для колледжей и вузов / РМАТ. - М., 1998. - 170 с.: ил.
29. Исмаев Д.К. Краткий словарь технологических терминов международного туризма. - М.: Полигран, 1994. - 96 с.
30. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме: Учебное пособие для вузов. - М.: Луч, 1994. - 224 с.
31. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок: Теория и практика маркетинга: Учебное пособие для вузов. - М.: НОУ, Луч, 1996. - 136 с.
32. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. - Минск: ВГЭУ, 1999. - 644 с.

160
33. Квартальнов В.А. Иностранный туризм / РМАТ. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 312 с.
34. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учеб¬ное пособие / РМАТ. - М.: Советский спорт, 1998. - 144с.
35. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управ¬ления / РМАТ, - М.: Финансы и статистика, 1999. - 496 с.
36. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.: ил.
37. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти т. Т. 3. Но¬вые цели и функции туризма: экономика и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 384 с.
38. Кобелев Н.Б. Практика применения экономико-статистических методов и моделей. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. - 246 с.
39. Кобяк М. Иностранцы в 1999 году предпочитали поездки в ... Зимбабве и Марокко, а российские туристы на Украину // Пять звезд. Отели. Рестораны. Туризм. - 2000. - №
3. - С. 40.
40. Козырев В.М. Туристская рента: Методические рекомендации / РМАТ. _ М.: Финан¬сы и статистика, 1998. - 79 с.
41. Козырева Т.В., Родигин Л.А. Компьютерная мини-бухгалтерия в туристской фирме: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 144 с.: ил.
42. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации: Утв. Указом Президента от 22 декабря 1995 г. № 1284 // Российская газета. - 1995. - 28 декабря. - С.4.
43. Кулагина Г.Д. Национальное счетоводство: Каф. Макроэкономической, междуна¬родной статистики и национального счетоводства. - М: НИИ ОТ МЭСИ, 2000. - Б.ц.

161
44. Кулагина Г.Д., Попелева С.В., Сенин В.С. Статистика туризма. Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 1996. - 35 с.
45. Кулагина Г. Д., Татаринов А. А. Туристская деятельность в сателлитных счетах СНС // Вопросы статистики. - 1999. - № 1. - С. 27-32.
46. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г.Назарова. - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 771 с.
47. Лайл К. и др. Туризм в экономике открытого типа / К. Лайл, Дж.Хьюз, Р.Хэбиб // Вестник МГУ, сер. 6, Экон. - 1994. - № 2. - С.62-70.
48. Лугачев М. Методы социально-экономического прогнозирования. WEB: http://www.dei.econ.msu.ru/books/prognoz
49. Маринин М.М. Туристские формальности: Учебное пособие / Маринин М.М., Сенин
В.С., Хорошилов А.В. - М., 1955. 64 с.
50. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М., 1997. - 128 с.
51. Маринин М.М. Впервые в России принят закон, регулирующий сферу туризма // Экономика и жизнь. - 1997. - № 2 (январь) - С.45.
52. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / Сост.: Борисова Ю.Н. и др. - М.: РМАТ,
1996. - 68 с.
53. Марчук В.И., Саакян Г.Р., Бухтоярова И.В. Результаты исследования метода обра¬ботки данных при ограниченной априорной информации // Цифровая обработка сиг¬налов и ее применение: Докл. 3-й Международной конференции. 29 ноября - 1 де¬кабря 2000 г., Москва. Том 1 / Москва. Инсвязьиздат, 2000. -

162
54. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. Учебное пособие / РМАТ; Сост.: Борисова Ю.Н. и др. - М.: РМАТ, 1997. - 82 с.
55. Менеджмент туризма: Учебник / Васильев В.В., Гвозденко А.А., Забаев Ю.В. и др.; РМАТ. - М.: РМАТ, 1996. - 230 с.
56. Методологические положения по статистике: Вып. 3. - М.: Госкомстат России, 2000.
- 294 с.
57. Морозов М. Какие работники сегодня нужны туризму // Туризм: практика, пробле¬мы, перспективы. - 1999. - № 4. - С. 44-46.
58. Муравьева Г.В. Методические рекомендации по составлению бизнес-плана для тури-стических фирм. - М.: НОУ, Луч, 1998. - 28 с.
59. Назарова О.В., Образцова О.И. Система национальных счетов. - М.: ГУ ВШЭ. - 2003. - 267с.
60. Национальное счетоводство: Учебник /Под ред. Б.И.Башкатова. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - 608 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ