Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №69267

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
.3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМОТИВНАЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ»
9
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИИЯ ЭМОТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 15
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
1 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 30
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕКИХ УСЛОВИЙ
РАЗВИТИЯ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 39
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК
ИСПЫТУЕМЫХ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ЭМОТИВНЫЙ СЛОВАРЬ
ШКОЛЬНИКА 77

Актуальность проблемы исследования. Сегодня в современном обществе возрастают требования к коммуникативному взаимодействию и толерантности его членов, степени ответственности и свободе личностного выбора. На данный момент в стране проходит такой процесс как модернизация образования, именно она направляет школу на поиск путей и способов развития различных способностей личности.
Выпускник школы должен, как правило, обладать эмотивной компетенцией: совокупностью знаний, умений, определенных способностей и навыков, а также способов социального действия и мотивационной готовностью их практического использования в различных жизненных ситуациях. Уроки английского языка способны открыть огромные возможности для развития эмотивной компетенции, а также способствуют отличному практическому овладению английским языком.
Всем известно, что в обществе произошли перемены в области образования, в частности в подходах по обучению иностранному языку, в нашем случае, английскому языку. Происходят изменения социально-экономических и политических условий в обществе, которые, как оказалось, предъявили особые требования к системе образования по иностранному языку, а также к ее основным составляющим.
В соответствии с концепцией модернизации современной системы образования вопросы эмотивного обучения иностранному языку приобретают важнейшее значение, потому что эмотивная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника в целом.
Уже случившиеся и происходящие на сегодняшний день изменения в общественных отношениях, а также средствах коммуникации при использовании информационных технологий требуют повышения эмотивной компетенции школьников, совершенствования их подготовки, поэтому приоритетную значимость получило изучение английского языка с начальной школы. Эмотивная компетенция не является личностной характеристикой того или иного человека, как правило об ее уровне развития можно говорить в процессе общения.
Актуальность проблемы развития эмотивной компетенции на уроках английского языка приобретает важное значение, потому что современные дети неэмоциональны, замкнуты в себе, они с трудом в разговоре проявляют свои эмоции и чувства, ученики не умеют пользоваться эмотивным словарем, оперировать лексическими единицами и, в результате всего этого, дети, изучая английский язык, не умеют осуществлять полноценную разговорную деятельность.
Проблеме развития эмотивной компетенции в области иностранного языка посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, таких как: Л.Н. Булыгина, Р.П. Дондокова, К.П. Зайцева, И.А. Зимняя,
О.В. Кудашкина, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Л.Р. Сакаева, Л.Р. Сафина,
В.В. Сафонова, А.В. Хуторской, А. Холлидей, Д. Хаймс и др. Не смотря на такое столь пристальное внимание вопрос развития эмотивной компетенции средствами иностранного языка изучен недостаточно, и существует еще достаточно много проблем, требующих к себе более пристального внимания и решения.
Таким образом, очевидным и требующим разрешения являются следующие противоречия: потребностью общества в развитии эмотивной компетенции с младшего школьного возраста и неготовностью отечественной системы образования к качественному обеспечению данного процесса; между социальной необходимостью развития эмотивной компетенции у младших школьников и недостаточной разработанностью условий реализации этого процесса.
Необходимость поиска пути разрешения выявленных противоречий определяет проблему исследования: каковы педагогические условия развития эмотивной компетенции на уроках иностранного языка.
Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность, потребность социально-педагогической практики в эффективных условиях, способствующих развитию эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка и определили выбор темы исследования: «Развитие эмотивной компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития эмотивной компетенции младших школьников на уроках иностранного языка.
Объект исследования: процесс развития эмотивной компетенции у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка будет протекать более успешно при соблюдении следующих педагогический условий:
- соблюдение этапности процесса развития эмотивной компетенции;
- обеспечение коммуникативной направленности упражнений;
- использование эмотивного словаря младшими школьниками на уроках английского языка.
Цель и выдвинутая гипотеза исследования позволили определить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и дать полную характеристику понятия «эмотивная компетенция».
2. Выделить особенности развития эмотивной компетенции на уроках английского языка в начальной школе.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Методологическую основу исследования составили:
- аксиологический подход как стратегия, позволяющая реализовать аксиологические ориентации в системе образования; формировать знания о личностных, общечеловеческих, педагогических ценностях человека;
- личностный подход, учитывающий индивидуальные характеристики личности и определяющий условия, необходимые для ее успешного развития;
- системно-деятельностный подход, нацеливающий на необходимость определения множества компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство, а также позволяют привлечь человека к активной деятельности человека, способствующей его развитию.
Теоретической основой исследования выступили идеи и концепции следующих авторов: Н.И. Кондакова
(трактовка понятия « компетенция »), Н.Д. Гальсковой
(структура эмотивной компетенции), В.И. Шаховского
(развитие эмотивной компетенции), С.В. Чернышова
(эмоционально-концептуальный подход к изучению

английского языка).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе был использован следующий комплекс методов исследования:
- теоретические (анализ психологической, педагогической, философской, методической литературы в аспекте избранной темы, концептуальная разработка проблемы);
- эмпирические (наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент);
- математические методы обработки результатов исследования.
В качестве конкретных методик нами использовались: экспресс-диагностика выявления уровня конфликтности по О.Л. Гончаровой; тестирование на определение уровня толерантности и уровня отношения к нравственным нормам; тест на определение уровня владения эмотивной лексикой; тест-анкета «Эмоциональная направленность» по Б.Н. Додонову.
Этапы исследования:
Первый этап (январь-февраль 2020 г.) - поисково-аналитический. На основе изучения психолого¬педагогической литературы были осмыслены, определены и сформулированы основные цели и задачи исследования. Формулировалась гипотеза, подбиралась, изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая и учебная литература по исследуемой проблеме, определялась методологическая и теоретическая база исследования, подбирались диагностические методики.
Второй этап (февраль - апрель 2020 г.) -
экспериментальный. На данном этапе был разработан план, определена база исследования, проведена экспериментальная проверка выдвинутой научной гипотезы, в ходе которой нашли подтверждение теоретические положения о развитии эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Третий этап (апрель-июнь 2020 г.) - заключительный. На данном этапе исследования уточнялись отдельные методологические и теоретические положения, обобщались и теоретически обосновывались данные опытно¬экспериментальной работы, систематизировались и обобщались результаты исследования, обрабатывались и оформлялись результаты исследований, формулировались выводы и оформлялась выпускная квалификационная работа.
База исследования. Исследование проводилось на базе Клепиковской ООШ, филиале МАОУ Гагаринская СОШ с. Клепиково Ишимского района Тюменской области. В исследовании приняло участие 18 человек (3 класс - 10 человек, контрольная группа далее КГ); 4 класс - 8 человек, экспериментальная группа (далее ЭГ)), всего 18 человек.
Новизна исследования: уточнено понятие «эмотивная компетенция»; уточнены особенности развития эмотивной компетенции на уроках английского языка в начальной школе; выявлены и обоснованы педагогические условия развития эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Практическая значимость исследования:
предлагаемая в работе совокупность педагогических условий развития эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка может быть взята за основу учителями английского языка в процессе обучения школьников английскому языку.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на VI региональной научно-практической конференции «Великая Победа: наследие и наследники», Епархиальном этапе Международных Рождественских чтений (г. Ишим, 2019); международном научном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Студенты вузов - школе и производству» (г. Ишим, 2020).
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и приложений. Общий объем работы составляет 80 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного нами изучения проблемы развития эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка мы получили следующие результаты: раскрыли сущность и дали полную характеристику понятия «эмотивная компетенция», выделили особенности развития эмотивной компетенции на уроках английского языка в начальной школе, теоретически обосновали и экспериментально проверили эффективность педагогических условий развития эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Под «эмотивной компетенцией» мы будем понимать способность и умение к успешному взаимодействию, вербальному и невербальному общению (мимика, язык тела) с другими людьми.
Основными особенностями развития эмотивной компетенции у детей младшего школьного возраста являются: речевая направленность деятельности,
функциональность осуществляемой на уроке речевой деятельности, ситуативность осуществляемой на уроке речевой деятельности, новизна речевых ситуаций, личностная ориентация личности, организация коллективного или группового взаимодействия, моделирование процесса общения на иностранном языке в полной мере определяют процесс развития эмотивной компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Под «педагогическими условиями» мы будем понимать совокупность необходимых мер, которые будут способствовать эффективному воспитанию поликультурной языковой личности, способной к сотрудничеству с носителями различных этнокультурных ценностей.
Целенаправленное изучение проблемы развития эмотивной компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка, а также учет особенностей развития эмотивной компетенции позволило выделить следующие педагогические условия: соблюдение этапности процесса развития эмотивной компетенции, обеспечение коммуникативной направленности упражнений, использование эмотивного словаря младшими школьниками на уроках английского языка.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе на базе Клепиковской ООШ, филиала МАОУ Гагаринская СОШ, с. Клепиково Ишимского района Тюменской области в период с февраля по апрель 2020 года. В опытно - экспериментальной работе принимали участие 2 класса (3 и 4 классы), всего 18 человек
Нами были выявлены критерии и показатели уровня развития эмотивной компетенции у младших школьников. На основании выделенных критериев (деятельностный, личностный, эмоциональный) мы выделили 3 уровня развития эмотивной компетенции у младших школьников: низкий, средний и высокий.
На основе выделенных критериев мы подобрали методики для проверки уровня развития эмотивной компетенции у детей младшего школьного возраста: тестирование на определение уровня словарного запаса учащихся и уровня умения пользоваться эмотивной лексикой, экспресс-диагностика выявления уровня конфликтности по О.Л. Гончаровой, тестирование на определение уровня толерантности и уровня отношения к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам, тест-анкета «Эмоциональная направленность» по Б.И. Додонову.
После проведения всех диагностических процедур мы получили следующие этапы: на начало педагогического эксперимента низкий уровень развития эмотивной компетенции наблюдался у 50% учащихся ЭГ и 40% КГ, средний уровень выявили у 21% ЭГ и 37% КГ, и высокий уровень развития эмотивной компетенции был у 29% ЭГ и 23% КГ.
В соответствии с поставленными нами задачами и целью, дальнейшая работы была направлена на реализацию педагогический условий развития эмотивной компетенции у младший школьников на уроках английского языка (соблюдение этапности процесса развития эмотивной компетенции, обеспечение коммуникативной
направленности упражнений, использование эмотивного словаря младшими школьниками на уроках английского языка).
Их реализация проходила следующим образом. Реализация первого условия - соблюдение этапности процесса развития эмотивной компетенции - предполагала четкое следование описанным нами в первой главе этапам развития эмотивной компетенции (мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочно-результативный), поскольку только в таком случае можно достичь успешности. Каждый урок английского языка начинался с использования различных приемов, которые способствовали повышению мотивации младших школьников на дальнейшую деятельность. Также на каждом уроке мы использовали различные упражнения, которые позволяют развить личностные УУД. В ходе своей работы мы применяли лексические игры. Для более успешного использования младшими школьниками эмотивной лексики и для более успешного проявления их эмоций мы уделяли особое внимание коммуникативной направленности упражнений. Для работы мы выбрали стихотворение о Великой Отечественной войне «Wait for me». Это помогло не только развить интерес учащихся к изучаемому языку, повысить их мотивацию к предмету и в частности к процессу чтения, но, все это способствовало развитию эмотивной компетенции школьников. Педагогическое условие - использование эмотивного словаря младшими школьниками на уроках английского языка - реализовывалось следующим образом. Каждый ученик создал собственный эмотивный словарь, придумал форму, цвет и эскиз своего словаря. Этот словарь учащиеся использовали на протяжении всех этапов обучения, он позволил расширить словарный запас учащихся по теме «Emotions and feelings», что способствовало развитию эмотивной компетенции.
Для проверки эффективности реализации педагогических условий развития эмотивной компетенции у младших школьников нами был проведен контрольный этап педагогического эксперимента. Результаты оказались следующими. Низкий уровень развития эмотивной компетенции мы выявили у 42% ЭГ и 43% КГ, средний уровень наблюдали у 29% ЭГ и 27% КГ, а высокий уровень - у 29% ЭГ и 30% КГ.
Результаты проведения диагностических методик на контрольном этапе педагогического эксперимента показали динамику уровня развития эмотивной компетенции на уроках английского языка у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе исследования, дает основания утверждать, что реализованные на формирующем этапе педагогического эксперимента педагогические условия (соблюдение этапности процесса развития эмотивной компетенции, обеспечение коммуникативной направленности упражнений, использование эмотивного словаря младшими школьниками на уроках английского языка) оказались эффективными в плане повышения уровня развития эмотивной компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках английского языка. Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили нашу гипотезу.


1. Азаров Ю.П. Студент: возможности личного роста // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 50-57.
2. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова,
О.С. Богдановой. Москва: Просвещение, 2007. 17 с.
3. Амонашвили Ш.А. Единство цели. Москва: Просвещение, 1987. 208с.
4. Амонашвили Ш.А. Школе нужны учителя света // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 1. С. 3-6.
5. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
6. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. Москва: Издательство Московского университета, 1993. С. 181-187.
7. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. 215 с.
8. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. Москва: Политиздат, 1983. 224с.
9. Бодалев А. А. Личность и общение. Москва, 1983. 375 с.
10. Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. Москва: Знание, 1979. 96 с.
11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва: Филинъ, 1996. 472 с.
12. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе. Москва: Просвещение, 2011. 486 с.
13. Выготский JI.C. Психология развития ребенка. Москва: Смысл, Эксмо, 2004. 512 с.
13. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. Москва: Педагогика, 1981. С. 122¬139.
14. Губанова Е.В., Пушкова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности // Воспитание школьников.
2011. №5. С. 34-37.
15. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. URL: http://socgum.mdpu.org.ua/index.php? option=com_mtree&task=viewlink&link_id=2673&Itemid=0 (дата обращения: 22.05.2020).
16. Зеньковский В.В. Природа личности ребенка // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы. Москва: Просвещение, 1993. С. 168-179.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 752 с.
18. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 336 с.
19. Каргапольцев С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1987. 213 с.
20. Колесникова А.Н., Айрумян Г.С., Борисова Н.Ф. Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта // Молодой ученый. 2015. №9. С. 1090-1093.
21. Курносова С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Петропавловск- Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2007. 238 с.
22. Курносова С.А. К определению понятия «эмоциональная отзывчивость» // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 6. С. 75-79.
23. Курносова С.А. Педагогические условия воспитания эмоциональной отзывчивости у учащихся 1-5 классов // Семья - Церковь - Образование в современной России. Курск: Курский филиал Белгородского университета потребительской кооперации, 2010. С. 180-187.
24. Курносова С.А. Содержание воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников // Ярославский педагогический вестник. Ярославль. 2011. № 3.
С. 33-37.
25. Курносова С.А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 56-62.
26. Лук А.Н. Эмоции и личность. Москва: Знание, 1982. 175 с.
27. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности // Начальная школа. 2011. № 1. С. 51-53.
28. Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б.
Гиппенрейтер. Москва: Издательство Московского
университета. 1993. 304 с.
29. Сироткина Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении // Начальная школа. 2011. № 8. С. 29 - 32.
30. Филатов В.П. Парадоксы эмпатии // Загадка человеческого понимания. Москва: Политиздат, 1991. 352 с.
31. Храброва В.Е. Формирование лексической компетенции при изучении английского языка посредством интенсивной работы над текстом // Фундаментальные исследования. 2013. № 10/13. URL: http://www.rae.ru/fs/? section=content&op=show_article&art icle_id=10002225 (дата обращения: 22.05.2020).
32. Чернышов С.В. Эмоциональный аспект обучения
иностранным языкам // Язык и культура. 2014. №4 (28). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-aspekt- soderzhaniya-obucheniyainostrannym-yazykam-1 (дата
обращения: 22.05.2020).
33. Чернышов С.В. Эмотивные средства обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2018. № 10. С. 28.
34. Шевчик Е.Е. Формирование эмотивной компетенции
студентов-филологов в процессе чтения художественных текстов // Известия ВГПУ. 2008. №9. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-emotivnoy- kompetentsii-studentov-filologov-v-protsesse-chteniya- hudozhestvennyh-tekstov (дата обращения: 31.05.2020).
35. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. Москва: Знание, 1976. 64 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ