Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №69233

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
894
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО 7 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности речевого развития слабослышащих 13
дошкольников
1.3. Возможности использования метода наглядного
моделирования ля развития связной речи у старших 20 дошкольников с нарушением слуха
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО 26
МОДЕЛИРОВАНИЯ
2.1. Организация обследования состояния голосовой функции
у лиц речевых профессий 26
2.2. Методические рекомендации по профилактики голосовых
нарушений у лиц речевых профессий 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

В современной психолого-педагогической литературе определены теоретические походы к развитию связной речи как универсальной способности, характеризующей целостное развитие ребенка и являющейся важным показателем его готовности к усвоению школьных навыков.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А. М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста в норме и факторы ее развития изучались также Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, Н. М. Крыловой, В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой.
На современном этапе развития общества и образования одной из центральных является проблема речевого развития детей с нарушениями слуха. Данная проблема привлекала внимание как отечественных ученых (Р. М. Боскис , Л. Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, К. Г. Коровин, Л. П. Назарова ), так и зарубежных специалистов (В. Вейс, К. Леймитц, О. Перье),. Р. М. Боскис , А. Г. Зикеев , К. Г. Коровина, Л. П. Назарова определяли проблему речевого развития слабослышащих старших дошкольников как сложнейшую задачу начальной школы. Она чрезвычайно актуальна в связи с интеграционными процессами, происходящими в современном обществе.
В научных исследованиях Р. М. Боскис, И. М. Гилевич, Т. М. Власовой, А. Г. Зикеева, К. Г. Коровина, Л. И. Тиграновой подчеркивается роль активизации речевой деятельности для гармоничного психофизического и личностного развития дошкольников с нарушенным слухом, успешного дальнейшего обучения в школе и социализации в обществе.
В работах Л. В. Андреевой , Т. Г. Богдановой, О. А. Красильниковой, H. M. Назаровой, М. И. Никитиной, Ф. Ф. Рау определена значимость повышения эффективности процесса обучения и воспитания, максимального использования возможностей речевой среды. При этом учитываются общие закономерности и особенности восприятия речи, подражательная способность и стремление к активному и результативному действию (Р. М. Боскис , Л. С. Выготский , С. Л. Зыков, и др.
Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах: связь языка и мышления, связь языка и объективной
действительности, семантика языковых единиц и характер их обусловленности - являлись предметом изучения таких исследователей как Н. И. Жинкин , А. Н. Гвоздев .
Особенности развития связной речи рассматривались Л. С. Выготским , А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи детей с нарушениями слуха. Так как, по определению С. Л. Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - развитие связной речи старших дошкольников с нарушением слуха.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием метода наглядного моделирования.
Объект исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования - методические рекомендации по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием метода наглядного моделирования.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха методом наглядного моделирования.
В соответствии с намеченной целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа специальной психолого¬
педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
3. Разработать методических рекомендаций по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием метода наглядного моделирования.
Гипотеза исследования - развитие связной речи у старших дошкольников с нарушениями слуха будет э ффективно,если:
-коррекционно-педагогическая работа будет организована поэтапно, систематически^ учетом индивидуальных особенностей детей;
-в процессе коррекционно-педагогической работы будет использован метод наглядного моделирования как средство и способ стимулирования интереса к развитию связной речи
Теоретико- методологическая база исследования: составили
концепция о социальной ситуации развития (Л.С. Выготский) и социальной обусловленности потребности в речевом общении (М.И. Лисина, М.Р. Львов); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя); положения о психолингвистической речевой организации индивида (С.Л. Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А. Пиотровская, С.П. Цейтлин) Научно-методические основы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха заложены в трудах P.M. Боскис, Г.Л. Выгодской, Л.А. Головчиц, Г.Л. Зайцевой, С.А. Зыкова, Б.Д. Корсунской, Е.П. Кузьмичевой, Э.И. Леонгард, Е.А. Малхасьян, Л.П. Носковой,
Н.Д. Шматко и др.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий тап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат № 23» г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ специальной литературы по проблеме исследования позволяет отметить, что связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Главная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.
Развитие речи представляет собой сложный многообразный и достаточно длительный процесс, с одной стороны это процесс общения взрослого и ребенка, с другой- процесс развития предметной и познавательной деятельности. Поэтому развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка как с сохранным развитием, так и с нарушениями слуха и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи дошкольников с нарушениями слуха можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
У слабослышащих детей в речевом развитии отмечаются следующие особенности: недостаточное развитие артикуляционной моторики, уровень трудности при восприятии речи, особенности просодической стороны речи, нарушения лексико-грамматического строя, а также своеобразие письменной речи.
У старших дошкольников с нарушениями слуха состояние связной речи характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Дети испытывают большие трудности, а некоторые не умеют распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На основе результатов проведенных нами диагностик, мы можем сделать вывод, что связная речь у детей сформирована недостаточно для данного возраста. Она требует большего словарного запаса и развития навыков согласованности слов в предложениях, использование различных способов межфразовой связи. Нарушено согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными. В структуре сложноподчиненных предложений наблюдаются пропуски как главных, так и второстепенных членов, разрыв главных и придаточных предложений, нарушения порядка слов в предложениях.
В самостоятельной речи отмечаются трудности программирования, фрагментарность, ограниченность в использовании языковых средств, недостаточная сформированность навыков передачи композиции текста. При составлении рассказа по картинке требуется помощь со стороны взрослых. Рассказы детей сводятся к простому перечислению изображенных на сюжетной картине предметов и действий. Дети пытаются использовать конструкции сложных предложений.
На основе полученных результатов, нами были разработаны методические рекомендации, направленные на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством использования метода наглядного моделирования.
Мы предлагаем использовать в коррекционной работе 2 этапа- подготовительный и основной. Цель подготовительного этапа- ознакомление и усвоение знаково-символического языка схем-моделей. Целью основного является формирование у старших дошкольников с нарушениями слуха умения составлять рассказ с использованием схем-моделей. Нами разработаны методические рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями слуха.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи решены, цель нашего исследования достигнута.



1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. 125 с.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. - М.: Просвещение, 2008. 335 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. 158с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь, - 5-е изд., [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Изд-во "Лабиринт", 1999. 352с
5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. [Текст] / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература. // - СПб.: Лань., 2003. 656с.
6. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 1989. - № 1. с.69-76.
7. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994, № 4.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 471 с.
9. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 260 с.
10. Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих дошкольников с
трудностями в обучении // Дефектология. - 1996. - № 4. с. 15-21
11.Зайцева Г. Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология. - 1999. - №5. с. 52-70.
12. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. - М.: Педагогика, 1976. 216 с.
13. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. [Текст] / А.Г. Зикеева // Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2000. 200 с
14. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. 336 с
15. Коровин К.Г. Методические основы формирования личности
слабослышащего школьника в учебном процессе // Дефектология. - 2002. -№3. с. 21-24.
16. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М.: Просвещение, 1969. 268 с.
17. Леонгард Э. И. Неслышащие дети в мире слышащих. / Особый ребёнок: исследования и опыт помощи. / Под ред. А. А. Цыганок. - М.: ЦЛП, 1998. 210с.
18. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. с. 287
19. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 266 с.
20. 19. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2003. 480 с.
21.40Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2004. 400 с.
22.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды. - 2-е изд., стер. - М.: Воронеж, 2007. 416 с.
23.Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., Просвещение, 1988.276 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ