ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА 8
1.1. Характеристика связной речи и ее развитие в онтогенезе.. 8
1.2. Особенности развития связной монологической речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Карты Проппа как средство обучения пересказу сказок
дошкольников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА 32
2.1. Исследование уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.2 Содержание логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу сказок с использованием карт Проппа 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА 8
1.1. Характеристика связной речи и ее развитие в онтогенезе.. 8
1.2. Особенности развития связной монологической речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Карты Проппа как средство обучения пересказу сказок
дошкольников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА 32
2.1. Исследование уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.2 Содержание логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу сказок с использованием карт Проппа 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Ребенок овладевает связной речью постепенно. Развитие связной речи начинается в дошкольном возрасте и продолжается в школьные годы.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в монологе, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Данный вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (В.Н. Глухов, А.М. Бородич, Т.Б. Филичева, Л.П. Федоренко, Е.И. Тихеева и др.). При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок (М.А. Васильева, Е.И. Водовозова Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.).
Сказки - это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Знаменитый советский фольклорист В.Я. Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций - тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам В.Я. Проппа, дети с легкостью анализируют структуру сказки, разбив ее на функции. Данный факт способствует эффективному усвоению содержания сказки и облегчит пересказ детям с общим недоразвитием речи.
Карты В.Я. Проппа способны помочь дошкольнику с общим недоразвитием речи при пересказе сказок. Карты В.Я. Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка. А овладение навыком пересказа, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к обучению в школе.
В связи с вышеуказанным выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность многих аспектов монологической речи и определяют ее актуальность в разработке новых подходов к развитию навыка пересказа.
Методологические истоки концепции фольклора Проппа, особенностей и значения методологии его трудов представили И.В. Гете, Ф. де Соссюр, С. Пиркова-Якобсон, А. Дандес, Э.Э. Уорнер, В. Эрлих, а также А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Б.М. Эйхенбаум, Е.М. Мелетинский, П.Н. Берков, Б.Н. Путилов и др.; педагогическое значение карт Проппа и его технологии представлены в работах таких исследователей, как: P.O. Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, К. Бремон, У. Эко, П. Рикер, Дж. Родари; технология обучения рассказывания с использованием карт Проппа изучалась следующими исследователями и учеными как: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, К.А. Свасьян, Л.А. Микешина, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэзер, Э. Тэйлор, Л. Леви- Брюль, Б. Малиновский, Ф.Х. Кессиди, В. Гейзенберг и др.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Предмет исследования: педагогические условия обучения пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа должна учитывать речевые и когнитивные особенности старших дошкольников с ОНР и особенности пересказа как вида связной монологической речи.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование проблемы логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу сказок с использованием карт Проппа.
2. Выявить уровень сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить и представить содержание логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.О. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.); психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, A.A. Залевская, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); методологические истоки концепции фольклора Проппа, особенностей и значения методологии его трудов представили И.В. Гете, Ф. де Соссюр, С. Пиркова-Якобсон, А. Дандес, Э.Э. Уорнер, В. Эрлих, а также А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Б.М. Эйхенбаум, Е.М. Мелетинский, П.Н. Берков, Б.Н. Путилов и др.; педагогическое значение карт Проппа и его технологии представлены в работах в работах таких исследователей, как: P.O. Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, К. Бремон, У. Эко, П. Рикер, Дж. Родари.
Технология обучения рассказываю с использованием карт Проппа изучалась следующими исследователями и учеными как: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, К.А. Свасьян, Л.А. Микешина, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэзер, Э. Тэйлор, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Ф.Х. Кессиди, В. Гейзенберг и др.; в процессе развития пересказа детей дошкольного возраста с нарушением речи не всегда используются наиболее эффективные средства, которые могут максимально продуктивно воздействовать на потенциальные возможности, как показывают исследования Н.Я. Большуновой, A.M. Виноградовой, М.В. Ермолаевой, A.B. Запорожца, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, H.A. Козыревой, E.H. Кольцовой, Э.П. Коротковой, Ю.А. Лебедева, Е.Е. Сапоговой, О.С. Ушаковой, JI.B. Филипповой, одним из таких средств является сказка.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 52», г. Белгорода, подготовительная к школе группа. В исследовании приняли участие 17 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в монологе, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Данный вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (В.Н. Глухов, А.М. Бородич, Т.Б. Филичева, Л.П. Федоренко, Е.И. Тихеева и др.). При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок (М.А. Васильева, Е.И. Водовозова Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.).
Сказки - это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Знаменитый советский фольклорист В.Я. Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций - тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам В.Я. Проппа, дети с легкостью анализируют структуру сказки, разбив ее на функции. Данный факт способствует эффективному усвоению содержания сказки и облегчит пересказ детям с общим недоразвитием речи.
Карты В.Я. Проппа способны помочь дошкольнику с общим недоразвитием речи при пересказе сказок. Карты В.Я. Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка. А овладение навыком пересказа, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к обучению в школе.
В связи с вышеуказанным выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность многих аспектов монологической речи и определяют ее актуальность в разработке новых подходов к развитию навыка пересказа.
Методологические истоки концепции фольклора Проппа, особенностей и значения методологии его трудов представили И.В. Гете, Ф. де Соссюр, С. Пиркова-Якобсон, А. Дандес, Э.Э. Уорнер, В. Эрлих, а также А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Б.М. Эйхенбаум, Е.М. Мелетинский, П.Н. Берков, Б.Н. Путилов и др.; педагогическое значение карт Проппа и его технологии представлены в работах таких исследователей, как: P.O. Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, К. Бремон, У. Эко, П. Рикер, Дж. Родари; технология обучения рассказывания с использованием карт Проппа изучалась следующими исследователями и учеными как: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, К.А. Свасьян, Л.А. Микешина, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэзер, Э. Тэйлор, Л. Леви- Брюль, Б. Малиновский, Ф.Х. Кессиди, В. Гейзенберг и др.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Предмет исследования: педагогические условия обучения пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа должна учитывать речевые и когнитивные особенности старших дошкольников с ОНР и особенности пересказа как вида связной монологической речи.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование проблемы логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу сказок с использованием карт Проппа.
2. Выявить уровень сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить и представить содержание логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.О. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.); психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, A.A. Залевская, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); методологические истоки концепции фольклора Проппа, особенностей и значения методологии его трудов представили И.В. Гете, Ф. де Соссюр, С. Пиркова-Якобсон, А. Дандес, Э.Э. Уорнер, В. Эрлих, а также А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Б.М. Эйхенбаум, Е.М. Мелетинский, П.Н. Берков, Б.Н. Путилов и др.; педагогическое значение карт Проппа и его технологии представлены в работах в работах таких исследователей, как: P.O. Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, К. Бремон, У. Эко, П. Рикер, Дж. Родари.
Технология обучения рассказываю с использованием карт Проппа изучалась следующими исследователями и учеными как: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, К.А. Свасьян, Л.А. Микешина, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэзер, Э. Тэйлор, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Ф.Х. Кессиди, В. Гейзенберг и др.; в процессе развития пересказа детей дошкольного возраста с нарушением речи не всегда используются наиболее эффективные средства, которые могут максимально продуктивно воздействовать на потенциальные возможности, как показывают исследования Н.Я. Большуновой, A.M. Виноградовой, М.В. Ермолаевой, A.B. Запорожца, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, H.A. Козыревой, E.H. Кольцовой, Э.П. Коротковой, Ю.А. Лебедева, Е.Е. Сапоговой, О.С. Ушаковой, JI.B. Филипповой, одним из таких средств является сказка.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 52», г. Белгорода, подготовительная к школе группа. В исследовании приняли участие 17 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет.
Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно с развитием психических функций, они способны овладеть навыками планирования связного высказывания. К сожалению, большое число детей имеют различные нарушения пересказа, причиной которого является общее недоразвитие речи.
Для поддержания интереса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к пересказу сказки необходимо подбирать произведение для инсценировки в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей данной группы. Сюжет сказки, рассказа, стихотворения должен быть насыщен действиями, богат диалогами. Необходимо использовать различные виды пересказа с применением наглядности.
Использование карт Проппа позволяет детям с общим недоразвитием речи легко понять структуру сказок, формирует умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь.
Далее мы реализовали исследование, цель, которого выявить уровень сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из анализа результатов исследования сформированности навыка пересказа дошкольников с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод о том, что дети лучше усваивают и понимают простые сказки, где простые слова, предложения, открытый смысл, известная им ситуация, нет устаревших слов, прямой речи В сказке, содержащей сложную структуру дети столкнулись с трудностями, так как в таких сказках присутствовали устаревшие слова, длинные предложения и слова, прямая речь.
На основе полученных данных мы разработали методические рекомендации, направленные на повышение уровня сформированности пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи при использование карт Проппа.
Работу по пересказу сказок с использованием карт Проппа можно разделить на несколько этапов:
^Подготовительный этап предполагает: развитие психологической базы (внимание, память, мышление); развитие лингвистической базы (словарь, грамотность).
2.Основной этап предполагает: обучение пересказу сказки при использовании карт Проппа. Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста сказки.
Э.Заключительный этап предполагал: самостоятельный пересказ детей с общим недоразвитием речи
Цель: обучение связному последовательному пересказу сказки с
наглядной основой в виде карт Проппа, отражающих последовательность событий.
На начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи успешно используются разные виды упражнений с использованием карт Проппа. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.
В ходе данной коррекционной работы дети с общим недоразвитием речи в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Так, дети с общим недоразвитием речи овладевают навыками составления пересказа составляют основу овладения знаниями.
Таким образом, были решены поставленные задачи, достигнута цель нашего исследования. Гипотеза нашла свое отражение.
Для поддержания интереса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к пересказу сказки необходимо подбирать произведение для инсценировки в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей данной группы. Сюжет сказки, рассказа, стихотворения должен быть насыщен действиями, богат диалогами. Необходимо использовать различные виды пересказа с применением наглядности.
Использование карт Проппа позволяет детям с общим недоразвитием речи легко понять структуру сказок, формирует умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь.
Далее мы реализовали исследование, цель, которого выявить уровень сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из анализа результатов исследования сформированности навыка пересказа дошкольников с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод о том, что дети лучше усваивают и понимают простые сказки, где простые слова, предложения, открытый смысл, известная им ситуация, нет устаревших слов, прямой речи В сказке, содержащей сложную структуру дети столкнулись с трудностями, так как в таких сказках присутствовали устаревшие слова, длинные предложения и слова, прямая речь.
На основе полученных данных мы разработали методические рекомендации, направленные на повышение уровня сформированности пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи при использование карт Проппа.
Работу по пересказу сказок с использованием карт Проппа можно разделить на несколько этапов:
^Подготовительный этап предполагает: развитие психологической базы (внимание, память, мышление); развитие лингвистической базы (словарь, грамотность).
2.Основной этап предполагает: обучение пересказу сказки при использовании карт Проппа. Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста сказки.
Э.Заключительный этап предполагал: самостоятельный пересказ детей с общим недоразвитием речи
Цель: обучение связному последовательному пересказу сказки с
наглядной основой в виде карт Проппа, отражающих последовательность событий.
На начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи успешно используются разные виды упражнений с использованием карт Проппа. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.
В ходе данной коррекционной работы дети с общим недоразвитием речи в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Так, дети с общим недоразвитием речи овладевают навыками составления пересказа составляют основу овладения знаниями.
Таким образом, были решены поставленные задачи, достигнута цель нашего исследования. Гипотеза нашла свое отражение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование умений составлять рассказы с элементами творчества у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



