ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА 8
1.1. Характеристика связной речи и ее развитие в онтогенезе.. 8
1.2. Особенности развития связной монологической речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 13
1.3. Карты Проппа как средство обучения пересказу сказок
дошкольников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА 32
2.1. Исследование уровня сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
2.2 Содержание логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу сказок с использованием карт Проппа 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Ребенок овладевает связной речью постепенно. Развитие связной речи начинается в дошкольном возрасте и продолжается в школьные годы.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в монологе, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Данный вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (В.Н. Глухов, А.М. Бородич, Т.Б. Филичева, Л.П. Федоренко, Е.И. Тихеева и др.). При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок (М.А. Васильева, Е.И. Водовозова Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, О.И. Соловьева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.).
Сказки - это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Знаменитый советский фольклорист В.Я. Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Согласно системе В.Я. Проппа, этих функций - тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам В.Я. Проппа, дети с легкостью анализируют структуру сказки, разбив ее на функции. Данный факт способствует эффективному усвоению содержания сказки и облегчит пересказ детям с общим недоразвитием речи.
Карты В.Я. Проппа способны помочь дошкольнику с общим недоразвитием речи при пересказе сказок. Карты В.Я. Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка. А овладение навыком пересказа, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к обучению в школе.
В связи с вышеуказанным выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность многих аспектов монологической речи и определяют ее актуальность в разработке новых подходов к развитию навыка пересказа.
Методологические истоки концепции фольклора Проппа, особенностей и значения методологии его трудов представили И.В. Гете, Ф. де Соссюр, С. Пиркова-Якобсон, А. Дандес, Э.Э. Уорнер, В. Эрлих, а также А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Б.М. Эйхенбаум, Е.М. Мелетинский, П.Н. Берков, Б.Н. Путилов и др.; педагогическое значение карт Проппа и его технологии представлены в работах таких исследователей, как: P.O. Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, К. Бремон, У. Эко, П. Рикер, Дж. Родари; технология обучения рассказывания с использованием карт Проппа изучалась следующими исследователями и учеными как: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, К.А. Свасьян, Л.А. Микешина, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэзер, Э. Тэйлор, Л. Леви- Брюль, Б. Малиновский, Ф.Х. Кессиди, В. Гейзенберг и др.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс обучения пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Предмет исследования: педагогические условия обучения пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа должна учитывать речевые и когнитивные особенности старших дошкольников с ОНР и особенности пересказа как вида связной монологической речи.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование проблемы логопедической работы по обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу сказок с использованием карт Проппа.
2. Выявить уровень сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить и представить содержание логопедической работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Л.О. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); положения специальной психологии и педагогики, раскрывающие различные аспекты познавательно-речевого развития и представления о структуре речевого дефекта у детей (Т.В. Ахутина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Е.Ф. Соботович, Е.А. Стребелева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.); психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, A.A. Залевская, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); методологические истоки концепции фольклора Проппа, особенностей и значения методологии его трудов представили И.В. Гете, Ф. де Соссюр, С. Пиркова-Якобсон, А. Дандес, Э.Э. Уорнер, В. Эрлих, а также А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Б.М. Эйхенбаум, Е.М. Мелетинский, П.Н. Берков, Б.Н. Путилов и др.; педагогическое значение карт Проппа и его технологии представлены в работах в работах таких исследователей, как: P.O. Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, К. Бремон, У. Эко, П. Рикер, Дж. Родари.
Технология обучения рассказываю с использованием карт Проппа изучалась следующими исследователями и учеными как: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, К.А. Свасьян, Л.А. Микешина, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэзер, Э. Тэйлор, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Ф.Х. Кессиди, В. Гейзенберг и др.; в процессе развития пересказа детей дошкольного возраста с нарушением речи не всегда используются наиболее эффективные средства, которые могут максимально продуктивно воздействовать на потенциальные возможности, как показывают исследования Н.Я. Большуновой, A.M. Виноградовой, М.В. Ермолаевой, A.B. Запорожца, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, H.A. Козыревой, E.H. Кольцовой, Э.П. Коротковой, Ю.А. Лебедева, Е.Е. Сапоговой, О.С. Ушаковой, JI.B. Филипповой, одним из таких средств является сказка.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 52», г. Белгорода, подготовительная к школе группа. В исследовании приняли участие 17 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет.
Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно с развитием психических функций, они способны овладеть навыками планирования связного высказывания. К сожалению, большое число детей имеют различные нарушения пересказа, причиной которого является общее недоразвитие речи.
Для поддержания интереса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к пересказу сказки необходимо подбирать произведение для инсценировки в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями детей данной группы. Сюжет сказки, рассказа, стихотворения должен быть насыщен действиями, богат диалогами. Необходимо использовать различные виды пересказа с применением наглядности.
Использование карт Проппа позволяет детям с общим недоразвитием речи легко понять структуру сказок, формирует умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь.
Далее мы реализовали исследование, цель, которого выявить уровень сформированности навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исходя из анализа результатов исследования сформированности навыка пересказа дошкольников с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод о том, что дети лучше усваивают и понимают простые сказки, где простые слова, предложения, открытый смысл, известная им ситуация, нет устаревших слов, прямой речи В сказке, содержащей сложную структуру дети столкнулись с трудностями, так как в таких сказках присутствовали устаревшие слова, длинные предложения и слова, прямая речь.
На основе полученных данных мы разработали методические рекомендации, направленные на повышение уровня сформированности пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи при использование карт Проппа.
Работу по пересказу сказок с использованием карт Проппа можно разделить на несколько этапов:
^Подготовительный этап предполагает: развитие психологической базы (внимание, память, мышление); развитие лингвистической базы (словарь, грамотность).
2.Основной этап предполагает: обучение пересказу сказки при использовании карт Проппа. Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста сказки.
Э.Заключительный этап предполагал: самостоятельный пересказ детей с общим недоразвитием речи
Цель: обучение связному последовательному пересказу сказки с
наглядной основой в виде карт Проппа, отражающих последовательность событий.
На начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи успешно используются разные виды упражнений с использованием карт Проппа. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.
В ходе данной коррекционной работы дети с общим недоразвитием речи в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Так, дети с общим недоразвитием речи овладевают навыками составления пересказа составляют основу овладения знаниями.
Таким образом, были решены поставленные задачи, достигнута цель нашего исследования. Гипотеза нашла свое отражение.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников[Текст]/М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. 2009. - 211 с.
2. Бессмертных, Н.А. Логопедическая работа в образовательных учреждениях[Текст]/Н.А. Бессмертных. - Якутск: Изд-во Якутского университета, 2011. - 46 с.
3. Большакова, С.Е. Речевые нарушения у дошкольников и их преодоление[Текст]/С.Е. Большакова. - М.: Эксмо-Пресс, 2012. - 160 с.
4. Большева, Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Учебно-методическое пособие [Текст]/Т.В. Болышева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 433 с.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»/А.М. Бородич. - М..: Просвещение, 1974. - 288 с.
6. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию[Текст]/Л.П. Бочкарева. - Ульяновск: ИПКПРО, 2013. - 232 с.
7. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]/Т.В. Буденная. - СПБ.: Детство-Пресс, 2011. - 64 с.
8. Буре, Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре. - Спб.: Детство-Пресс, 2012. - 210 с.
9. Быстрова, Г.А. Логопедичекие игры и задания [Текст]/Г.А. Быстрова. - СПб.: КАРО, 2006. - 96 с.
10. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учебное пособие для вузов[Текст]/Т.В. Варенова. - Минск: Асар, 2012. - 287 с.
11. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика/Г.А. Волкова. - М.: ВЛАДОС,
2012. - 272 с.
12. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]/Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 144 с.
13. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]/В.К. Воробьева. - М.: Логос, 2013. - 429 с.
14. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание[Текст]/Л.М. Воротнина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С.15-23.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/Л.М. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352с.
16. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие
ребенка[Текст]/П.Я. Гальперин. - М.: Логос, 2012. - 342 с.
17. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/А.Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 2011. - 298 с.
18. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ И.З. Гликман. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС,
2013. - 415 с.
19. Глухов, В.Л. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/В.Л. Глухов. - М.: Слово, 2010. - 398 с.
20. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]/Л.А. Григорович. - М., 2011. - 231 с.
21. Гурова, И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста пересказу сказок/И.В. Гурова// Самарский научный вестник. - 2013. - №4(5). - С. 63-65.
22. Есечко, Л.Б. Особенности овладения звуко-слоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи [Текст]/Л.Б. Есечко// Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушением умственного и физического развития. - М.: Логос, 2012. - 217 с..
23. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников[Текст]/Л.Н.
Ефименкова. - М.: Просвещение, 2011. - 213 с.
24. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи[Текст]/Г.И. Жаренкова. - М.: Эксмо-Пресс, 2011. - 254 с.
25. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда [Текст]/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. - 320 с.
26.Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте/М. Зееман. - М.: Знание,
2014. - 217 с.
27.Зиндер, Л.В. Общая фонетика[Текст]/Л.В. Зиндер. - М.: Издательство АПН, 2013. - 234 с.
28. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда/О.Б. Иншакова. - М.: Просвещение, 2013. - 546 с.
29. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]/Э.П. Короткова. - М., 2013. - 121 с.
30. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду [Текст]/Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2008. - 211с.
31. Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста [Текст]/Р.Е. Левина. - М.: Наука, 2009. - 234 с.
32. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Текст]/Н.И. Левшина, Л.В. Градусова// Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-9. - С.22-34.
33. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды [Текст]/А.А. Леонтьев.- М.:МПСИ, 2009.-534 с.
34. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480 с.
35. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.
заведений[Текст]/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
36. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с
минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное
пособие[Текст]/Л. В. Лопатина - СПб. :Союз,2010. - 190 с.
37. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст]/А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. - М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. - 96с.
38. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет [Текст]/И.И. Мельникова. - Ярославль: «Академия развития», 2002. - 144 с.
39. Мещеряков, В.Н. Как пересказывать произведения литературы,
живописи, музыки: Методические приемы и образцы [Текст]/В.Н. Мещеряков. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 323 с.
40. Митина, Ю.С. Основы логопедии [Текст]/Ю.С. Митина. - Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та, 2013. - 65 с.
41. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
42. Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О.Н. Пахомова. - М.: Прометей, 2013. - 85 с.
43. Пешкова, И. В. Владимир Яковлевич Пропп. Морфология волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий [Текст]/ И.В. Пешковв. - М.: Издательство «Лабиринт», 2011. - 192 с.
44. Правдина О.В. Логопедия/О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 2013. - 325
с.
45. Приходько, Е.В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников [Текст]/Е.В. Приходько// Молодой ученый. - 2017. - №3.1. - С. 59-60.
46. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-
методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований им. В. Секачев, 2002. - 256с.
47. Пропп В.Я. Русская сказка. (Собрание трудов В.Я. Проппа)/ В.Я. Пропп. - М., 2010. - 290 с.
48. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки[ Текст]/В.Я. Пропп. - Л-д, 1986. - 211 с.
49. Пропп, В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа) [Текст]/В.Я. Пропп. - М., 2012. - 322 с.
50. Развитие связной речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. Д.Б. Ронина. - М.: Просвещение, 1999. - 343 с.
51. Расстройства речи и методы их устранения [Текст]/ Под ред. С. С. Ляпидевского. С. Н. Шаховской. - М.: Дело, 2010. - 342 с.
52. Сказка как источник творчества детей [Текст]/ Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2011. - 211 с.
53. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с.
54. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать [Текст]/ Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013. - 144 с.
55. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для ст. высш. Учебных завед. [Текст]/Н.А. Стародубова. - М.: изд. Центр АКАДЕМИЯ, 2007. - 256c.
56. Танникова, Е.Б. Выдумываем сказку [Текст]/ Е.Б. Танникова // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 6. - С. 69-73.
57. Тихеева, Ю Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада [Текст]/ Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
58. Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей[Текст]/Т.А. Ткаченко. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 112с.
59. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
60. Усова, О.Л. Развитие речи дошкольников[Текст]/О.Л.Усова. - М.:
Издательство Института психотерапии, 2011. - 322 с.
61. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 1999.-80с.
62. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. Училищ[Текст]/Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
63. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи[Текст]/С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
64. Шаховская, С.Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи[Текст]/С.Н. Шаховская, Е.Д. Худенко. - М., 1992. - 211 с.
65. Шорохова, О. А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию [Текст]/О.А. Шорохова// Дис. ... к.псих.н. — Комсомольск- на Амуре, 2011. - 194 с.
66.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах[Текст]/Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 416с.