Благотворительность в организации социального туризма для малообеспеченного населения
|
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономики социального туризма
как формы социальной поддержки населения 10
1.1. Социальный туризм как форма социальной поддержки населения 10
1.2. Обеспечение доступности социальных услуг малообеспеченным слоям населения 27
ГЛАВА П. Состояние социального туристского обслуживания малообеспеченных слоев населения Российской Федерации 42
2.1. Анализ потребления туристских услуг малообеспеченными слоями населения 42
2.2. Реализация программ социальной защиты населения 60
ГЛАВА Ш. Организационно-экономическая деятельность
благотворительных фондов в сфере социального туризма 71
3.1. Организационно-экономические аспекты благотворительной деятельности в сфере социального туризма 71
3.2. Совершенствование социальных технологий в сфере социального туризма 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
как формы социальной поддержки населения 10
1.1. Социальный туризм как форма социальной поддержки населения 10
1.2. Обеспечение доступности социальных услуг малообеспеченным слоям населения 27
ГЛАВА П. Состояние социального туристского обслуживания малообеспеченных слоев населения Российской Федерации 42
2.1. Анализ потребления туристских услуг малообеспеченными слоями населения 42
2.2. Реализация программ социальной защиты населения 60
ГЛАВА Ш. Организационно-экономическая деятельность
благотворительных фондов в сфере социального туризма 71
3.1. Организационно-экономические аспекты благотворительной деятельности в сфере социального туризма 71
3.2. Совершенствование социальных технологий в сфере социального туризма 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
Актуальность темы исследования. В современной национальной экономике России все большее место занимает некоммерческий сектор, быстрые темпы развития которого, аккумулирование значительных ресурсов обусловливают необходимость изучения его экономического потенциала и общественной значимости. Особое место в некоммерческом секторе отведено благотворительным организациям, отражающим высокие духовно¬нравственные ценности и ориентированные на решение важных социальных задач.
Тем не менее, Россия пока еще отстает по уровню развития некоммерческих, в т.ч. благотворительных, организаций от развитых стран, что вызвано несовершенством действующего законодательства, ограниченными финансовыми возможностями. Не получили в общественном мнении достаточного осознания филантропические идеи благотворительности.
Некоммерческий сектор включается в решение многих общественно- политических и социально-экономических задач. Среди них выделяются проблемы социальной защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения, в частности организации отдыха, туризма, восстановление здоровья, социальной реабилитации и т.п. Именно благотворительная деятельность создает доступность многих социально значимых благ для тех граждан, платежеспособность которых в силу различных причин не позволяет потреблять их через рынок.
Социальный туризм в современном мире вошел в обычный стандарт жизнеобеспечения, выполняя экономические и гуманитарные функции. В российских условиях услуги социального туризма еще не стали доступными всем слоям населения, что усиливает дифференциацию общества, сохраняет опасность социальных конфликтов.
Проводимые социальные и экономические реформы, в частности монетизация льгот населению, ставят целый ряд проблем по минимизации социальных рисков. В свете этого проблема доступности социально значимых благ всем слоям населения проявляется с особой остротой. Для поиска подходов и возможностей ее решения необходима выработка теоретических основ применения благотворительной деятельности в сфере социального туризма, обобщение опыта функционирования различных моделей социального туризма в мировой практике.
Весьма важно изучение экономических и социальных предпосылок для обеспечения доступности социальных благ широким слоям населения, в т.ч. малообеспеченным гражданам. Достижение доступности социальных благ, в т.ч. услуг социального туризма, зависимо от того, какие формы государственной поддержки получают благотворительные и другие некоммерческие организации.
Формирование общественного мнения относительно значимости социального туризма и направления на его нужды благотворительных средств складывается под воздействием информации о фактическом объеме и структуре потребления малообеспеченных слоев населения, о существующих социальных программах в этой сфере, о возможностях применения новых социальных технологий.
В отечественной и зарубежной теории и практике накоплен немалый опыт в организации социального туризма на благотворительной основе, который требует анализа и обобщения.
Тем не менее, Россия пока еще отстает по уровню развития некоммерческих, в т.ч. благотворительных, организаций от развитых стран, что вызвано несовершенством действующего законодательства, ограниченными финансовыми возможностями. Не получили в общественном мнении достаточного осознания филантропические идеи благотворительности.
Некоммерческий сектор включается в решение многих общественно- политических и социально-экономических задач. Среди них выделяются проблемы социальной защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения, в частности организации отдыха, туризма, восстановление здоровья, социальной реабилитации и т.п. Именно благотворительная деятельность создает доступность многих социально значимых благ для тех граждан, платежеспособность которых в силу различных причин не позволяет потреблять их через рынок.
Социальный туризм в современном мире вошел в обычный стандарт жизнеобеспечения, выполняя экономические и гуманитарные функции. В российских условиях услуги социального туризма еще не стали доступными всем слоям населения, что усиливает дифференциацию общества, сохраняет опасность социальных конфликтов.
Проводимые социальные и экономические реформы, в частности монетизация льгот населению, ставят целый ряд проблем по минимизации социальных рисков. В свете этого проблема доступности социально значимых благ всем слоям населения проявляется с особой остротой. Для поиска подходов и возможностей ее решения необходима выработка теоретических основ применения благотворительной деятельности в сфере социального туризма, обобщение опыта функционирования различных моделей социального туризма в мировой практике.
Весьма важно изучение экономических и социальных предпосылок для обеспечения доступности социальных благ широким слоям населения, в т.ч. малообеспеченным гражданам. Достижение доступности социальных благ, в т.ч. услуг социального туризма, зависимо от того, какие формы государственной поддержки получают благотворительные и другие некоммерческие организации.
Формирование общественного мнения относительно значимости социального туризма и направления на его нужды благотворительных средств складывается под воздействием информации о фактическом объеме и структуре потребления малообеспеченных слоев населения, о существующих социальных программах в этой сфере, о возможностях применения новых социальных технологий.
В отечественной и зарубежной теории и практике накоплен немалый опыт в организации социального туризма на благотворительной основе, который требует анализа и обобщения.
На основе исследования в диссертационной работе проблем благотворительности в сфере социального туризма автором сделаны следующие выводы:
1. Сущность и специфика социального туризма как формы социальной поддержки населения рассмотрены с позиций двух подходов, - широкого и узкого, основу которых составили положения, рекомендуемые Всемирной туристской организацией.
Интеграция признаков, отражающих приоритет общественных ценностей и пропорций между государственным регулированием и рыночной координацией проявляются в узкой трактовке социального туризма преимущественно как дотационного. Узкий подход в понимании социального туризма предназначен для реализации гражданских прав на отдых, свободу перемещения, охрану здоровья наиболее социально уязвимых слоев населения. При этом ограничивается цель и состав участников путешествий, набор услуг, включаемых в турпродукт, способы организации его потребления, источники возмещения затрат.
В широком понимании социальный туризм отражает массовый характер потребления туристских услуг, означающий широкий охват путешествиями миллионов людей различного уровня доходов, социальной и профессиональной принадлежности, возраста и т.п. Социальный характер туризма имеет множественное проявление через социальную политику и поддержку государства, выполняемые гуманитарные и культурно- воспитательные функции и т.п.
В диссертации рассмотрены три основные модели организации социального туризма: страховая, накопительная и распределительная, дается характеристика их преимуществ и недостатков применительно к различным национальным особенностям. На основе обобщения признаков, принципов, организационно-финансовых подходов к функционированию различных моделей социального туризма, в диссертации обоснован вывод о том, что критерии доступности услуг туризма существенно различаются вследствие особенностей, определяющих уровень и качество жизни, структуры доходов и расходов граждан отдельных государств, степени социально-экономической дифференциации населения, различий в показателях среднедушевых денежных доходов, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.п. Кроме того, существуют различия в уровне и источниках доходов, семейном положении, профессиональной принадлежности, образовании и т.п., предопределяющие специфические потребности в социальной поддержке и защите.
Поскольку страховые, накопительные и распределительные модели социального туризма в разной степени решают проблемы доступности туристских услуг для малообеспеченных слоев населения, то представляется целесообразным конкретизировать понятия массовой доступности и доступности минимального социального стандарта.
По нашему мнению, массовая доступность услуг туризма, - это совокупность экономических, организационных, правовых и иных условий, позволяющих путешествовать преобладающей части населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума. Социальные аспекты туризма в этом случае реализуются посредством удовлетворения дифференцированных групповых и индивидуальных потребительских запросов по уровню не ниже базового стандарта доступности социального тура, который отражает фиксированную цену компонентов набора социальных услуг, предоставляемых населению. Базовый стандарт доступности социального тура может быть реализован для граждан со среднедушевыми доходами не ниже прожиточного минимума как с помощью страховой, так и накопительной модели организации социального туризма.
В диссертации обосновано, что доступность минимального социального стандарта ориентирована на весьма ограниченные возможности
118
малообеспеченных граждан, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного минимума, что не позволяет им самим оплачивать туристские услуги. Для этой категории граждан услуги туризма или санаторно- курортного лечения должны предоставляться на безвозмездной основе или в виде вспомоществования. При этом доступность минимального социального стандарта должна достигаться посредством более низких сезонных цен на туристские услуги.
Реализация доступности минимального социального стандарта, по нашему мнению, целесообразна по распределительной модели социального туризма, когда в смешанном финансировании задействованы федеральные, муниципальные бюджеты, средства благотворительных, общественных и других организаций.
Восполнение провалов как рынка, так и государства решают посредством некоммерческого сектора, объединяющего негосударственные, неправительственные, независимые, неприбыльные, благотворительные организации, деятельность которых направлена на решение социально значимых проблем общества.
Представляется, что эффективность функционирования благотворительной организации следует рассматривать с учетом интересов конкретной группы потребителей, которым таким образом становятся доступными услуги социальной защиты и помощи. В субъектах Российской Федерации действуют законы и правовые акты, направленные на налоговое стимулирование участников благотворительной деятельности, путем предоставления различных льгот. Вместе с тем, создание благоприятного налогового климата для благотворительных организаций в России целесообразно связывать, как это делается в развитых странах, с предоставлением им особого регионального статуса, подтверждаемого сертификацией.
В диссертации обосновано положение о том, что совершенствование федерального законодательства о льготном налогообложении пожертвований на благотворительные цели должно идти по двум направлениям:
- целесообразно увеличивать размер прибыли, выводимой из-под налогообложения, в случаях перечисления средств благотворительным организациям;
- предусмотреть в законодательстве субъектов РФ уточнение порядка исчисления сумм налога на прибыль и подоходного налога на физических лиц с тем, чтобы уменьшить фактически полученные доходы (прибыль) на суммы, перечисленные на благотворительные цели.
Вместе с тем, следует расширять неналоговые формы поддержки благотворительной деятельности посредством льгот по аренде помещений, оплате услуг связи, коммунальных услуг и т.п.
1. Сущность и специфика социального туризма как формы социальной поддержки населения рассмотрены с позиций двух подходов, - широкого и узкого, основу которых составили положения, рекомендуемые Всемирной туристской организацией.
Интеграция признаков, отражающих приоритет общественных ценностей и пропорций между государственным регулированием и рыночной координацией проявляются в узкой трактовке социального туризма преимущественно как дотационного. Узкий подход в понимании социального туризма предназначен для реализации гражданских прав на отдых, свободу перемещения, охрану здоровья наиболее социально уязвимых слоев населения. При этом ограничивается цель и состав участников путешествий, набор услуг, включаемых в турпродукт, способы организации его потребления, источники возмещения затрат.
В широком понимании социальный туризм отражает массовый характер потребления туристских услуг, означающий широкий охват путешествиями миллионов людей различного уровня доходов, социальной и профессиональной принадлежности, возраста и т.п. Социальный характер туризма имеет множественное проявление через социальную политику и поддержку государства, выполняемые гуманитарные и культурно- воспитательные функции и т.п.
В диссертации рассмотрены три основные модели организации социального туризма: страховая, накопительная и распределительная, дается характеристика их преимуществ и недостатков применительно к различным национальным особенностям. На основе обобщения признаков, принципов, организационно-финансовых подходов к функционированию различных моделей социального туризма, в диссертации обоснован вывод о том, что критерии доступности услуг туризма существенно различаются вследствие особенностей, определяющих уровень и качество жизни, структуры доходов и расходов граждан отдельных государств, степени социально-экономической дифференциации населения, различий в показателях среднедушевых денежных доходов, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.п. Кроме того, существуют различия в уровне и источниках доходов, семейном положении, профессиональной принадлежности, образовании и т.п., предопределяющие специфические потребности в социальной поддержке и защите.
Поскольку страховые, накопительные и распределительные модели социального туризма в разной степени решают проблемы доступности туристских услуг для малообеспеченных слоев населения, то представляется целесообразным конкретизировать понятия массовой доступности и доступности минимального социального стандарта.
По нашему мнению, массовая доступность услуг туризма, - это совокупность экономических, организационных, правовых и иных условий, позволяющих путешествовать преобладающей части населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума. Социальные аспекты туризма в этом случае реализуются посредством удовлетворения дифференцированных групповых и индивидуальных потребительских запросов по уровню не ниже базового стандарта доступности социального тура, который отражает фиксированную цену компонентов набора социальных услуг, предоставляемых населению. Базовый стандарт доступности социального тура может быть реализован для граждан со среднедушевыми доходами не ниже прожиточного минимума как с помощью страховой, так и накопительной модели организации социального туризма.
В диссертации обосновано, что доступность минимального социального стандарта ориентирована на весьма ограниченные возможности
118
малообеспеченных граждан, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного минимума, что не позволяет им самим оплачивать туристские услуги. Для этой категории граждан услуги туризма или санаторно- курортного лечения должны предоставляться на безвозмездной основе или в виде вспомоществования. При этом доступность минимального социального стандарта должна достигаться посредством более низких сезонных цен на туристские услуги.
Реализация доступности минимального социального стандарта, по нашему мнению, целесообразна по распределительной модели социального туризма, когда в смешанном финансировании задействованы федеральные, муниципальные бюджеты, средства благотворительных, общественных и других организаций.
Восполнение провалов как рынка, так и государства решают посредством некоммерческого сектора, объединяющего негосударственные, неправительственные, независимые, неприбыльные, благотворительные организации, деятельность которых направлена на решение социально значимых проблем общества.
Представляется, что эффективность функционирования благотворительной организации следует рассматривать с учетом интересов конкретной группы потребителей, которым таким образом становятся доступными услуги социальной защиты и помощи. В субъектах Российской Федерации действуют законы и правовые акты, направленные на налоговое стимулирование участников благотворительной деятельности, путем предоставления различных льгот. Вместе с тем, создание благоприятного налогового климата для благотворительных организаций в России целесообразно связывать, как это делается в развитых странах, с предоставлением им особого регионального статуса, подтверждаемого сертификацией.
В диссертации обосновано положение о том, что совершенствование федерального законодательства о льготном налогообложении пожертвований на благотворительные цели должно идти по двум направлениям:
- целесообразно увеличивать размер прибыли, выводимой из-под налогообложения, в случаях перечисления средств благотворительным организациям;
- предусмотреть в законодательстве субъектов РФ уточнение порядка исчисления сумм налога на прибыль и подоходного налога на физических лиц с тем, чтобы уменьшить фактически полученные доходы (прибыль) на суммы, перечисленные на благотворительные цели.
Вместе с тем, следует расширять неналоговые формы поддержки благотворительной деятельности посредством льгот по аренде помещений, оплате услуг связи, коммунальных услуг и т.п.
Подобные работы
- БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Совершенствование программ социального туризма на предприятии (на примере турфирмы «ООО ТрэвэлЭндвок»)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Социальный туризм в Алтайском крае.
перспективы развития и анализ современного состояния.
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Механизмы повышения качества и доступности социальных услуг населению
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ политики в ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ( НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВОСТОКГАЗПРОМ»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Разработка бизнес-плана создания туристического комплекса в Дуванском районе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Формы социального обеспечения (Техникум Туризма, Менеджмента и Информационных Технологий)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2023 - Разработка бизнес-плана создания туристического комплекса в Дуванском районе
Дипломные работы, ВКР, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016



