ГЛАВА 1. Теоретические основы экономики социального туризма
как формы социальной поддержки населения 10
1.1. Социальный туризм как форма социальной поддержки населения 10
1.2. Обеспечение доступности социальных услуг малообеспеченным слоям населения 27
ГЛАВА П. Состояние социального туристского обслуживания малообеспеченных слоев населения Российской Федерации 42
2.1. Анализ потребления туристских услуг малообеспеченными слоями населения 42
2.2. Реализация программ социальной защиты населения 60
ГЛАВА Ш. Организационно-экономическая деятельность
благотворительных фондов в сфере социального туризма 71
3.1. Организационно-экономические аспекты благотворительной деятельности в сфере социального туризма 71
3.2. Совершенствование социальных технологий в сфере социального туризма 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
Актуальность темы исследования. В современной национальной экономике России все большее место занимает некоммерческий сектор, быстрые темпы развития которого, аккумулирование значительных ресурсов обусловливают необходимость изучения его экономического потенциала и общественной значимости. Особое место в некоммерческом секторе отведено благотворительным организациям, отражающим высокие духовно¬нравственные ценности и ориентированные на решение важных социальных задач.
Тем не менее, Россия пока еще отстает по уровню развития некоммерческих, в т.ч. благотворительных, организаций от развитых стран, что вызвано несовершенством действующего законодательства, ограниченными финансовыми возможностями. Не получили в общественном мнении достаточного осознания филантропические идеи благотворительности.
Некоммерческий сектор включается в решение многих общественно- политических и социально-экономических задач. Среди них выделяются проблемы социальной защиты и поддержки малообеспеченных слоев населения, в частности организации отдыха, туризма, восстановление здоровья, социальной реабилитации и т.п. Именно благотворительная деятельность создает доступность многих социально значимых благ для тех граждан, платежеспособность которых в силу различных причин не позволяет потреблять их через рынок.
Социальный туризм в современном мире вошел в обычный стандарт жизнеобеспечения, выполняя экономические и гуманитарные функции. В российских условиях услуги социального туризма еще не стали доступными всем слоям населения, что усиливает дифференциацию общества, сохраняет опасность социальных конфликтов.
Проводимые социальные и экономические реформы, в частности монетизация льгот населению, ставят целый ряд проблем по минимизации социальных рисков. В свете этого проблема доступности социально значимых благ всем слоям населения проявляется с особой остротой. Для поиска подходов и возможностей ее решения необходима выработка теоретических основ применения благотворительной деятельности в сфере социального туризма, обобщение опыта функционирования различных моделей социального туризма в мировой практике.
Весьма важно изучение экономических и социальных предпосылок для обеспечения доступности социальных благ широким слоям населения, в т.ч. малообеспеченным гражданам. Достижение доступности социальных благ, в т.ч. услуг социального туризма, зависимо от того, какие формы государственной поддержки получают благотворительные и другие некоммерческие организации.
Формирование общественного мнения относительно значимости социального туризма и направления на его нужды благотворительных средств складывается под воздействием информации о фактическом объеме и структуре потребления малообеспеченных слоев населения, о существующих социальных программах в этой сфере, о возможностях применения новых социальных технологий.
В отечественной и зарубежной теории и практике накоплен немалый опыт в организации социального туризма на благотворительной основе, который требует анализа и обобщения.
На основе исследования в диссертационной работе проблем благотворительности в сфере социального туризма автором сделаны следующие выводы:
1. Сущность и специфика социального туризма как формы социальной поддержки населения рассмотрены с позиций двух подходов, - широкого и узкого, основу которых составили положения, рекомендуемые Всемирной туристской организацией.
Интеграция признаков, отражающих приоритет общественных ценностей и пропорций между государственным регулированием и рыночной координацией проявляются в узкой трактовке социального туризма преимущественно как дотационного. Узкий подход в понимании социального туризма предназначен для реализации гражданских прав на отдых, свободу перемещения, охрану здоровья наиболее социально уязвимых слоев населения. При этом ограничивается цель и состав участников путешествий, набор услуг, включаемых в турпродукт, способы организации его потребления, источники возмещения затрат.
В широком понимании социальный туризм отражает массовый характер потребления туристских услуг, означающий широкий охват путешествиями миллионов людей различного уровня доходов, социальной и профессиональной принадлежности, возраста и т.п. Социальный характер туризма имеет множественное проявление через социальную политику и поддержку государства, выполняемые гуманитарные и культурно- воспитательные функции и т.п.
В диссертации рассмотрены три основные модели организации социального туризма: страховая, накопительная и распределительная, дается характеристика их преимуществ и недостатков применительно к различным национальным особенностям. На основе обобщения признаков, принципов, организационно-финансовых подходов к функционированию различных моделей социального туризма, в диссертации обоснован вывод о том, что критерии доступности услуг туризма существенно различаются вследствие особенностей, определяющих уровень и качество жизни, структуры доходов и расходов граждан отдельных государств, степени социально-экономической дифференциации населения, различий в показателях среднедушевых денежных доходов, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и т.п. Кроме того, существуют различия в уровне и источниках доходов, семейном положении, профессиональной принадлежности, образовании и т.п., предопределяющие специфические потребности в социальной поддержке и защите.
Поскольку страховые, накопительные и распределительные модели социального туризма в разной степени решают проблемы доступности туристских услуг для малообеспеченных слоев населения, то представляется целесообразным конкретизировать понятия массовой доступности и доступности минимального социального стандарта.
По нашему мнению, массовая доступность услуг туризма, - это совокупность экономических, организационных, правовых и иных условий, позволяющих путешествовать преобладающей части населения, имеющей доходы выше прожиточного минимума. Социальные аспекты туризма в этом случае реализуются посредством удовлетворения дифференцированных групповых и индивидуальных потребительских запросов по уровню не ниже базового стандарта доступности социального тура, который отражает фиксированную цену компонентов набора социальных услуг, предоставляемых населению. Базовый стандарт доступности социального тура может быть реализован для граждан со среднедушевыми доходами не ниже прожиточного минимума как с помощью страховой, так и накопительной модели организации социального туризма.
В диссертации обосновано, что доступность минимального социального стандарта ориентирована на весьма ограниченные возможности
118
малообеспеченных граждан, чьи среднедушевые доходы не достигают прожиточного минимума, что не позволяет им самим оплачивать туристские услуги. Для этой категории граждан услуги туризма или санаторно- курортного лечения должны предоставляться на безвозмездной основе или в виде вспомоществования. При этом доступность минимального социального стандарта должна достигаться посредством более низких сезонных цен на туристские услуги.
Реализация доступности минимального социального стандарта, по нашему мнению, целесообразна по распределительной модели социального туризма, когда в смешанном финансировании задействованы федеральные, муниципальные бюджеты, средства благотворительных, общественных и других организаций.
Восполнение провалов как рынка, так и государства решают посредством некоммерческого сектора, объединяющего негосударственные, неправительственные, независимые, неприбыльные, благотворительные организации, деятельность которых направлена на решение социально значимых проблем общества.
Представляется, что эффективность функционирования благотворительной организации следует рассматривать с учетом интересов конкретной группы потребителей, которым таким образом становятся доступными услуги социальной защиты и помощи. В субъектах Российской Федерации действуют законы и правовые акты, направленные на налоговое стимулирование участников благотворительной деятельности, путем предоставления различных льгот. Вместе с тем, создание благоприятного налогового климата для благотворительных организаций в России целесообразно связывать, как это делается в развитых странах, с предоставлением им особого регионального статуса, подтверждаемого сертификацией.
В диссертации обосновано положение о том, что совершенствование федерального законодательства о льготном налогообложении пожертвований на благотворительные цели должно идти по двум направлениям:
- целесообразно увеличивать размер прибыли, выводимой из-под налогообложения, в случаях перечисления средств благотворительным организациям;
- предусмотреть в законодательстве субъектов РФ уточнение порядка исчисления сумм налога на прибыль и подоходного налога на физических лиц с тем, чтобы уменьшить фактически полученные доходы (прибыль) на суммы, перечисленные на благотворительные цели.
Вместе с тем, следует расширять неналоговые формы поддержки благотворительной деятельности посредством льгот по аренде помещений, оплате услуг связи, коммунальных услуг и т.п.
1. Азар В.И. Очевидные проблемы развития туризма в России. // В сб. «Труды академии Туризма», вып. 3, СПб.: 2000.
2. Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. М., 1998.
3. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М.: МГУ, 1997.
4. Алексунин В.А. Маркетинг - М.: Дашков и Ко, 2002.
5. Афанасенко И.Д. Туризм и реформирование экономики. // В сб. «Труды академии Туризма», вып. 1, СПб.: 1995.
6. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999 г.
7. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.: Герда, 2000.
8. Биржаков М.Б. Туризм на рубеже 2000-летия. // Туристские фирмы, вып.
14, СПб.: «Олдис», 1996.
9. Биржаков М.Б., Агеева Н.А. Социологические исследования туристского рынка в России // Туристские фирмы, вып. 10, СПб.: «Олдис», 1996.
10. Блохин Ю.И. Концепция социально-экономической модели развития туризма в крупном туристском центре или регионе // Туристские фирмы, вып. 17, СПб.: «Олдис», 1998.
11. Блохин Ю.И. Разработка методических основ и создание методики оценки социально-экономической целесообразности развития туризма в РФ и ее регионах // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды академии Туризма, вып. 2, СПб.: 1997.
12. Браймер Р. Основы управления в индустрии гостеприимства. Пер. с англ. -М.: Аспект-Пресс, 1995.
13. Воробьев В.В. и др. Эколого-географические основы планирования и развития туризма в Байкальском регионе // География и природные ресурсы, 1994, №3.
125
14. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.
15. Восколович Н.А. Совершенствование классификации платных услуг. // Ломоносовские чтения - 1999 - М.: ТЕИС, 1999.
16. Восколович Н.А., Морозов В.А. и др. Экономика въездного/выездного туризма. М.: ТЕИС, 2003.
17. Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Информационные технологии в туризме. М., 1996.
18. Глобальные прогнозы развития туризма до 2000 года и в последующий период. Мир в целом. (Пер. с англ.) Мадрид, 1994.
19. ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».
20. ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
21. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Класси¬фикация гостиниц».
22. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
23. Гостиничный и туристический бизнес: Учебник / Под ред. А.Д.Чудновского. М., 1998.
24. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок - М.: Финансы и статистика, 2001.
25. Гуляев В.Г. Практика туристского бизнеса - М.: РУЦ, 1996.
26. Гуляев В.Г. Социально-экономические основы развития туризма в России. Автореферат докт. дисс. - М.: МГУ, 2003.
27. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие - М.: Финансы и статистика, 2003.
28. Гуляев В.Г. Формуляры, контракты, соглашения в туристской деятельности - М.: Приор, 1998.
126
29. Долженко Г.П. О туристских ресурсах России // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды академии Туризма, вып. 2, СПб.: 1997
30. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. Минск, 1998.
31. Дятликов К.Ю. Фандрейзинг как инструмент совершенствования системы фианнсирования государственных организаций культуры. Автореферат конд.дисс. - М.: МГУКИ, 2004.
32. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. - М.: Издательство «Ось-89», 1999.
33. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учеб. Пособие. - М.: Издательство МГУ, 1995.
34. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. -М.: 1995.
35. Захаров Е.П. Организационно-экономический механизм функционирования благотворительных фондов. Автореферат канд.дисс. -М.: МГУ, 2002.
36. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма - М.: Финансы и статистика, 2001.
37. Ильина Е.Н. Туризм - путешествия, создание туристской фирмы, агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей и вузов. - М.: РМАТ, 1998.
38. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности (утверждена приказом Минприроды РФ от 29 декабря 1995 г. №539).
39. Калашников С.В. Становление социального государства в России. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003.
40. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002.
127
41. Карпова Г.А. и др. Сфера туризма: Этапы развития, экономика и управление-М.: Пресс-сервис, 1998.
42. Карпова Г.А. и др. Экономика современного туризма - СПб.: Герда, 1998
43. Карпова Г.А., Кузнецов Д.Г. Экологические аспекты развития туризма // Туристские фирмы, вып. 17, СПб.: «Олдис», 1998.
44. Карпова Г.А., Яковенко И.Д. Нормативно-правовая база социального туризма в России. В кн.: Труды академии туризма. - Санкт-Петербург, изд-во «Невский Фонд», 2003.
45. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма - М.: Наука, 1993.
46. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. - М., 2000.
47. Квартальнов В.А. Туризм: - М.: Финансы и статистика, 2002.
48. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2001.
49. Кириллов А.Т., Волкова JI.A. Маркетинг в туризме. - СПб., 1996.
50. Китова Е.Н. Из опыта социальной поддержки населения Республики Татарстан. В кн.: Российские реформы: социальные аспекты. - М.: Высшая школа, 1999.
51. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник - М.: Финансы и статистика, 1998.
52. Козырев В.М. Социальная экономика и туризм - М.: Финансы и статистика, 2000.