Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России

Работа №6918

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы587стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1087
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты разработки региональных программ социокультурного развития 25
§ 1 Духовная жизнь общества как основа социокультурного
развития региона 25
§2 Теоретико-методическая база научного обеспечения
разработки региональных систем социокультурного развития 75
§3 Методология и методика формирования региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг 110
ГЛАВА 2. Основные направления разработки региональных
программ социокультурного развития в России 1990-х гг 171
§ 1 Государственная поддержка культуры формирования региональных программ социокультурного развития в России 1990-х гг 171
§2 Регионально-национальные традиции общественной жизни как одно из оснований разработки и осуществления локальных программ социокультурного развития 206
§3 Деятельность высших учреждений образования как фактор и условие воспроизводства региональных программ социокультурного развития 241
§4 Система учреждений культуры как база разработки и
осуществления региональных программ социокультурного развития 305
ГЛАВА 3. Критерии эффективности технологии формирования
Р
егиональных программ социокультурного развития в современной
оссии 393
§ 1 Важнейшие детерминанты выбора и способов использования технологий разработки программ социокультурного развития в России 1990-х гг 393
§2 Типология и эффективность технологий разработки
программ социокультурного развития в современной России 424
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 461
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 475
ПРИЛОЖЕНИЕ 509


Политические и социально-экономические преобразования в России находят сегодня свое воплощение на уровне регионов. В результате влияния, как реформ, так и кризисов усиливаются диспропорции в уровне их социально-экономического и социально-культурного развития. Объективной основой этих социальных процессов являются социально-экономические, географические, экологические, социокультурные особенности развития региональных объектов. Действующая сегодня региональная социальная и социокультурная политика показала свою низкую эффективность. Преобладание отраслевого подхода к управлению экономикой, социокультурной сферой, отсутствие адресных критериев распределения инвестиций на развитие социокультурной отрасли территорий, доминирующая роль в этом процессе субъективных факторов привели к формированию заметных диспропорций в социокультурном развитии субъектов федерации страны. Очевидна нехватка знаний о строении и тенденциях развития региональной социокультурной структуры в период реформирования, адаптации социокультурного состояния различных типов поселенческих общностей, как городских, так и сельских, к условиям кризисного развития общества.
Актуальность проблемы разработки региональных программ социокультурного развития обусловлена также практическими задачами развития российской культуры, широкомасштабными и противоречивыми процессами современного состояния общества, существенным изменением роли социокультурных учреждений в этих процессах. Современная деятельность социокультурных учреждений, ее социальная природа и сущность, содержание и организация определяются задачами и решениями государственных и общественных органов по социокультурному развитию, возрождению духовности и нравственности, культуры и социокультурной среды.

Преобразование общественной жизни, реализация программы становления рыночной экономики, функционирование зон свободного предпринимательства оказывают существенное влияние на деятельность учреждений социокультурной сферы в процессе разработки региональных программ социокультурного развития как научно направленного процесса, включенного в многообразие общественных отношений, характерных для нынешнего развития общества.
Проблема разработки региональных программ социокультурного развития в России является чрезвычайно важной на современном этапе. За последние двадцать лет наблюдается тенденция углубления противоречий, сложившихся в этой сфере между учреждениями культуры, как школы развития демократии социально-культурной активности людей и административно-управленческим аппаратом с авторитарным стилем руководства; между падением материальных возможностей населения и высоким уровнем стоимости материально-технической базы учреждений культуры и искусства, социокультурной сферы в целом; между творческой сутью указанных учреждений и административной подконтрольностью деятельности социокультурных работников; между многообразием социокультурных потребностей, интересов и запросов населения и ограниченностью форм и средств работы, применяемых социокультурными учреждениями, и др.
Стихийное развитие данной тенденции может привести к исключению социокультурного учреждения как социального института из процесса формирования социокультурной сферы, разработки и внедрения региональных программ социокультурного развития. Все это создает нетипичные, принципиально иные отношения в системе «человек-общество- культура», которые отражают динамику взаимодействия в социуме, изменяя и определяя его потребности в социокультурных услугах, повышение требований к профессионализму, проявлению личностных способностей специалистов. Возникла острая потребность в профессиональных работниках

социокультурной сферы, в том числе в области управления, способных эффективно изучать новые отношения между человеком, обществом и культурой и участвовать в их построении, решать актуальные социокультурные проблемы социума в регионе.
С учетом вышеизложенного возможности и перспективы выхода страны из кризиса зависят не только от необходимости корректировки правительством проводимых реформ, но и от своевременного выявления и диагностирования диспропорций в социокультурном развитии регионов, определения факторов и механизмов их возникновения, от разработки и реализации обоснованной региональной социокультурной политики, направленной на преодоление чрезмерной региональной и внутрирегиональной дифференциации в социокультурных потребностях населения. Эта задача актуализируется в связи с изменением отношений центральной и региональной властей, расширением прав регионов - субъектов Федерации в развитии их экономической и социокультурной сфер.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для 1990-х гг. XX в. стали характерными масштабные изменения в общественном развитии: обострение региональных, межрегиональных, демографических, экологических, социальных и других глобальных проблем, противоречие современного образа жизни и роста влияния регионально-национальной, национально-культурной, социально-территориальной идентичности, индивидуально-личностного развития, рост социокультурной дифференциации, асоциальных явлений российских регионов; углубление данной группы проблем неоправданными и малоэффективными реформами, многолетняя тенденция прогрессирования противоречий, сложившихся в социокультурной и всех других сферах общественной жизни, их новой радикальной ломкой развития, трансформацией всего российского уклада жизни, негативной сменой социальных идеалов, нарастание с геометрической прогрессией депопуляционных процессов духовно-нравственной, социокультурной, физической и моральной деградации большей части населения.
Все вышеперечисленные тенденции вполне обоснованно обусловили движение и активность региональной общественности, усилили их дифференциацию и многообразие социально-экономического и социокультурного развития, актуализировали вопрос о том, что мы сегодня переживаем в социокультурном развитии - возрождение, становление или кризис?
В ходе диссертационного исследования было выявлено, что в настоящее время чаще фиксируется возрождение, становление и автономное социокультурное развитие регионов и их городов, сел. В России разработаны и реализуются две федеральные государственные программы «Сохранение и развитие культуры и искусства на 1993-1996 гг.» и «Сохранение и развитие культуры и искусства на 1997-1999 гг.» разрабатывается и внедряется третья федеральная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства на 2000-2005 гг.», ряд президентских, международных, межрегиональных, региональных и локальных программ социокультурного развития, проводится сеть исследований социокультурного развития регионов. В вузах страны только за пять лет открылось более 50 отделений и факультетов социологии, многие университеты успешно готовят специалистов высшей квалификации в сфере социокультурной деятельности.
В 1990-е гг. проведены десятки международных, межрегиональных и региональных научно-практических конференций, касающихся актуальных проблем современного состояния, проблематики и перспектив социокультурного развития регионов на пороге XXI в. (Москва, Санкт- Петербург, Тамбов, Краснодар, Екатеринбург, Барнаул, Новосибирск, Улан- Удэ, Красноярск, Кемерово и др.). Созданы и эффективно функционируют многие межрегиональные и региональные фонды, ассоциации и ассамблеи (например, «Сибирское соглашение и др.). По данной проблематике изданы ряд монографий, учебников, научных сборников, научно-методической литературы.
Сегодня разработка региональных программ социокультурного развития стала фактически востребована практикой - политиками, администрацией, управленцами, хозяйственниками, средствами массовой информации, населением. Наряду с концепцией Федеральных программ, в настоящее время разрабатываются и внедряются самые разные концепции и парадигмы социокультурного развития регионов и их территорий. Однако это не дает оснований для подсчета позитивных течений, сегодня в России справедливо говорят и пишут о кризисе культуры, науки и образования, крайне низком духовно-нравственном состоянии общества и его социокультурного развития в целом.
Следует отметить, что в современном научном знании происходит смена научной картины мира и способов его познания, которое обусловливает программу исследования социокультурного развития регионов, через оказание существенного влияния крупных ученых - философов, социологов,

экономистов, педагогов, культурологов, создавшие оригинальные методологические системы, свои научные школы. Это, бесспорно, такие имена как Ю.П. Азаров., А.И. Арнольдов, Н.К. Бакланова, Г.Е. Глезерман,
С.И.Григорьев, А.Д. Жарков, Г.И. Иконникова, Р. Мертон, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Т.Г. Киселева, B.C. Кузин, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.К.Мамардашвили, В.Г. Немировский, B.C. Садовская, А. Суббето, Ю.А. Стрельцов, Ж.Т. Тощенко, В.М. Чижиков, В.Н. Филипов и многие другие. Без учета их специфических научных позиций трудно представить основные тенденции обновления социальной философии, социологии и культурологии, изучение современного социокультурного процесса общества и его регионов. Мы убеждены, что изучение важнейших направлений состояния научного знания послужит активизации и стимулированию разработок региональных и локальных программ социокультурного развития в регионах России, а также решению тех социокультурных проблем, которые стоят сегодня перед обществом.
Данное диссертационное исследование является первым опытом применения системного подхода к изучению и формированию региональных программ социокультурного развития в современной России. Системный подход, точнее, системный стиль мышления, пользуясь известным термином Т. Куна - это специфическая парадигма современной науки, и ее неправомерно отождествлять, как нередко делается, со структурным анализом, ибо он объединяет элементно-структурный анализ с функциональным и историческим и поэтому в высшей степени эффективен при изучении социокультурной реальности, отмечает М.С.Каган [141].
Системный и технологический подход к социокультурным процессам позволяет раскрыть их новые стороны, а именно:
- характерные особенности любого социокультурного процесса как объекта системы и технологизации;
- управляемые и неуправляемые переменные социокультурного процесса;
- механизм направленного воздействия на социокультурный процесс;

464
- направления, способы и методы оптимизации социокультурного процесса;
- типичные отклонения в социокультурном процессе, вызываемые некомпетентным вмешательством.
Социокультурные технологии региональных программ нацелены на реализацию и оптимизацию управленческой деятельности посредством ее расчленения на определенные операции с их последующей синхронизацией и координацией, выбор оптимальных средств и методов их осуществления. Конечная цель социокультурных технологий - эффективное воздействие на общественные процессы.
Целевые программы, разрабатываемые и реализуемые в интересах региона, предлагается ранжировать по следующим признакам: целевой направленности (связанные с республиками, собственно региональными); территориальному охвату (межреспубликанские, внутриреспубликанские, местные); базовому содержанию (социальные, экономические, экологические, социокультурные и др.? или комплексные); структуре системы управления (полиструктурные, отраслевые, территориальные); периоду реализации (перспективные, долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); предполагаемой ресурсоемкости (чрезвычайно и умеренно ресурсоемкими).
В связи с вышеизложенными тенденциями обоснованна необходимость разработки и реализации специальной целевой программы социокультурного развития региона. При этом следует учесть необходимость проработки ее различных вариантов (качественных и количественных). Диссертационное исследование показало, что решать проблему необходимо в несколько этапов. Первый этап должен быть направлен на предплановый анализ региональной социокультурной среды. Второй этап связан с конструированием системы целей на базе проведенного ранее анализа. На третьем этапе разрабатывается система ресурсного и организационного обеспечения программы. Составные блоки программы: технический и технологический, организационно¬производственный, кадровый, подпрограмма объекта (население).



1. Абалкин С.И. Комплексное планирование развития культурного обслуживания населения региона. М., 1984. 72 с.
2. Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. М.: Мысль, 1984. 70 с.
3. Аверьянов А.Н. Системное понимание мира. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
4. Авирам Арон, программа гуманизации высшего образования//Высш. образование в Европе. 1992. Т. 17. №3. С. 128-160.
5. Агеев А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. 112 с.
6. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект /Под ред. Е.М.Бабосова. Минск, 1986. 147 с.
7. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989. (Библиотека семейного чтения). 335 с.
8. Азаров Ю.П. Теоретическая концепция целостного процесса общего и профессионального развития личности// Проблемы целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры: Методол. и метод.аспекты: Межвуз.сб. науч. тр. Вып. 75. М., 1987. С.7-121.
9. Айтов Н.А. Научно-техническая революция и социальное планирование. М.: Профиздат, 1978. 150 с.
10. Актуальные проблемы культурно-просветительной работы в условиях перестройки: Сб. науч. тр. /М., МГИК, 1988. 155 с.
11. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб. ст./МГУК. М., 1995. 121 с.
12. Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Регион: социальная сфера и управление (Под ред. С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой). Вып. 5. Барнаул, 1997. 212 с. Актуальные проблемы эстетического освоения художественной культуры: Сб. обзоров и

476
реф./Междунар. информ. система по обществ, наукам и др; Отв.ред. И.Л. Галинская, Т.И. Лаптева. М.: ИНИОН, 1992. 169 с.
13. Александров В.Б. Традиция и духовность//Человек и культурно¬историческая традиция. Тверь, 1991. С. 4-12.
14. Алексейчик К.В. Динамика культуры и общечеловеческие ценности//Социальная философия в конце XX века. М., 1991. С. 143-145.
15. Алтай - Космос - Микрокосм. Пути духовного и экологического преобразования планеты (2-я междунар.конф.). Барнаул, 1994. 226 с.
16. Алтайский сборник. Советский фонд культуры. Краевая краеведческая ассоциация. Барнаул, 1991. Вып. 14. 1991. 144 с.
17. Анализ развития народного творчества и культурно-просветительной работы Алтайского края за 1989, 1990, 1991 гг. Барнаул, 1991. 33 с.
18. Андрюшенко М.Т. Вера как фактор культуры//Социальное познание и политическая культура. Тверь, 1990. С. 116-121.
19. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.
20. Аронов А.А. Золотой век меценатства. М.: МГУК, 1995. 115 с.
21. Анохин Н.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Изб. тр. М.: Наука, 1978. 400 с.
22. Арутюнян Ю.А., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. 303 с.
23. Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. М.: Профиздат, 1984. 135 с.
24. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1973. 392 с.
25. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
26. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

477
27. Баева З.П. Социальные ценности в формировании духовной культуры студенчества: Автореф. ... канд. филос. наук/Киев. Ин-т политологии и социал.упр. Киев, 1990. 16 с.
28. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.,
1996. С. 48-50.
29. Бакланова Т.И. Народные художественная культура: Авторские программы. М.: МГУКИ, 1999. 96 с.
30. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М.: МГИК. 1992. 160 с.
31. Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1986. 79 с.
32. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. 222 с.
33. Барсук В.Л. Культурная среда (опыт теоретического и конкретно-социологического исследования): Автореф. ... канд. философ, наук. Свердловск, 1973. 22 с.
34. Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976. С. 10.
35. Беляева Л.И. Психологические основы культурно-просветительской работы: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1988. 97 с.
36. Бережной И.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М.: Высшая школа,
1981. 111 с.
37. Бестужев-Лада И.В. Предпрогнозная ориентация при прогнозировании развития комплекса учреждений культуры//Методические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1980. С. 9.
38. Библер B.C. Школа диалога культур: введение в программу//Прогнозное социальное проектирование: Методологические и методические проблемы/АН СССР Ин-т социологии; Отв.ред. Т.М. Дридзе. М.: Наука, 1989. С. 190-203.
39. Билык Я.М. Человеческое измерение культуры//Социалистическая культура: социальное и национальное: Тез. докл. и выст. на науч.-техн. конф.

478
14-15 июня 1990 г./Мин-во народного образования Каз. ССР. Алма-Ата, 1990. С. 28-29.
40. Бирженюк Г.М. Методы и технология региональной культурной политики: Автореф. дис. ... доктора культурологии. СПб, 1999. 43 с.
41. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.
42. Блауберг И.В., Мирский Э.М., Садовский В.Н. Системный подход и системный анализ//Системные исследования. Ежегодник. М., 1982. С. 47-64.
43. Богуславская С.М. Механизмы культурной преемственности.//Философия истории: диалог культур: Материалы 9 Всесоюз. филос. чтений молодых ученых/Отв. В.И. Столяров. М., 1989. С. 17-19.
44. Болгов В.И., Гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни: Теория, методы и опыт социол. Исследований. Кишинев: Штиинца, 1991. 168 с.
45. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1999. №4. С. 11-16.
46. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Концепция будущего культуры в свете технологических прогнозов//Философия о будущем человечества. Анализ немарксистских концепций. М., 1990. С. 100-115.
47. Брижатова С.Б. Роль учреждений культуры Алтайского края в формировании культурной среды региона//Актуальные проблемы социологии культуры: Сб. науч. ст. Алма-Ата. 1991. 36 с.
48. Брижатова С.Б. Культурная среда. Барнаул, 1996. 268 с.
49. Брижатова С.Б. Формирование культурной среды средствами культурно- просветительных учреждений. Автореф. ... канд. пед. наук/Московский гос. ин-т культуры. 1991. 16 с.
50. Брижатова С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ и специфика технологий социально-культурного развития России: динамика изменений 1990-х годов. Барнаул, 1999. 406 с.
51. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику//Советская этнография. 1983. № 3. С. 67-75.

479
52. Бромлей Ю.В. Предмет и метод истории культуры. М., 135 с.
53. Брызгалова Н.С. Культурная среда современного села//Духовная культура современного села. Л., 1982. С. 3-11.
54. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.
55. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. 268 с.
56. Булатов М.А. Диалектика культуры (ист.-филос. анализ). Киев: Научная думка, 1984. 216 с.
57. Булатова С.Н. Организационно-педагогические основы социальной адаптации учреждений культуры к новым экономическим условиям (на примере клубов Кемеровской области и Красноярского края): Автореф. ... канд. пед. наук. М.: МГУК, 1998.
58. Бурлина Е.Я. Человеческое в культуре, культурное в человеке: Диалоги о путях приобщения к культуре. М.: О-во «Знание», 1991. 43 с.
59. Бусов С.В. Реальность культурной среды в сферном подходе//Тр. конф. «Социальное бытие, человеческое бытие». Спб., 1993. С. 117-118.
60. Бушмарин Н.В. Молодежная культура: истоки и тенденции развития//Человек и культурно-историческая традиция. Тверь, 1991. с. 117-118.
61. Бэррел М.Г. «И Бог заплакал...» Достоинство человека, прогресс; технология//Человек. М., 1991. Вып. 6. С. 42-49.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ