Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ)

Работа №69164

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
445
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1.
Теоретические основы формирования у младших
школьников интереса к народной культуре на уроках
изобразительного искусства

Формирование интереса к народной культуре как
педагогическая проблема

Особенности формирования интереса к народной культуре у
младших школьников ……………………………………………
Урок изобразительного искусства как средство формирования
у младших школьников интереса к народной
культуре
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у младших
школьников интереса к народной культуре на уроках
изобразительного искусства (на примере глиняной
игрушки)
Аспектный анализ программ и учебников по
изобразительному
искусству…………………………………………………………...
Диагностика уровня сформированности у младших
школьников интереса к народной культуре……………………
Проектирование экспериментальной работы по
формированию у младших школьников интереса к народной
культуре на уроках изобразительного искусства по изучению глиняной игрушки

Заключение
Библиографический список
Приложение

В современной России необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной
культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Развитие этих качеств невозможно без создания
эффективной системы обучения и воспитания, поскольку эффективность начального обучения, формирование нужной мотивации во многом зависит от
организации учебной деятельности учащихся. Основными задачами начальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы
личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с
учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального.
В современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в самобытной национальной
форме, непосредственное приобщение учащихся школ к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей
мировой культуры приобретают все большую значимость в становлении и
развитии личности как носителя духовно-нравственных и эстетических идеалов общества.
Большие возможности для формирования интереса к народной культуре содержат уроки изобразительного искусства, которые в цикле учебных
предметов занимают одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предметными результатами уроков изобразительного искусства являются:5
1) сформированность у младшего школьника первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в
духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края, эстетического отношения
к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном
творчестве и в общении с искусством (Федеральный государственный …,
2018).
Необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на
уроках по изобразительному искусству в начальных классах, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о народной культуре, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к народной культуре.
В трудах психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева,
В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.
рассматриваются проблемы формирования интереса как психологической категории, потребности, мотива, лежащих в основе деятельности учащихся.
В исследованиях педагогов Г.И. Щукиной, А.К. Марковой,
Н.Г. Морозовой и др. раскрываются теоретические основы формирования
интереса и положительного отношения учащихся к учебной, творческой, общественно полезной видам деятельности.
Вопросы ознакомления детей младшего школьного возраста с декоративно-прикладным и народным искусством рассматривались в трудах С.И.
Ботовой, А.А. Грибовской, В.С. Кузина, Б.М. Неменского,
Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др.
В произведениях декоративно-прикладного искусства отражена мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его
чувства и его представления о жизни. Народная культура непосредственно
связана с уроками изобразительного искусства. Воспитание интереса к народной культуре – одна из основных задач изучения курса изобразительного
искусства.
Изучение раздела декоративного искусства на уроках изобразительного
искусства в общеобразовательной школе является чрезвычайно важным этапом формирования чувства национальной гордости и патриотизма подрастающего поколения. Именно на этих уроках изучаются истоки народного искусства, которые складывались и оттачивались веками.
Один из видов художественно-творческой деятельности младших
школьников на уроках изобразительного искусства, который способствует
формированию интереса к народной культуре – лепка глиняной игрушки.
Глиняная игрушка развивает мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус, формирует
отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; воспитывает интерес и
любовь к народной культуре.
Художественно-эстетический потенциал народной игрушки, в котором
сконцентрирован тысячелетний плодотворный, творческий опыт народного
воспитания, традиционные художественно-эстетические принципы, способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей
действительности, стимулирует художественно-познавательную активность
школьников, способствует развитию интереса к народной культуре.
Анализ педагогической и методической литературы позволяет сделать
вывод, что недостаточно исследованы педагогические условия формирования интереса младших школьников к народной культуре в процессе изучения
глиняной игрушки.
Исходя из вышесказанного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников интереса к народной культуре на уроках изобразительного искусства по
изучению глиняной игрушки.
Решение проблемы составляет цель исследования.7
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников
интереса к народной культуре.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у
младших школьников интереса к народной культуре на уроках изобразительного искусства по изучению глиняной игрушки.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников интереса к народной культуре на уроках изобразительного искусства по изучению
глиняной игрушки будет эффективным, если:
 используются различные методы и приемы работы в соответствии с
возрастными особенностями;
 работа строится с учетом регионального материала;
 обучающиеся включены в творческую деятельность на уроках.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по
проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности у младших
школьников интереса к народной культуре.
3. Провести экспериментальную работу по формированию у младших
школьников интереса к народной культуре на уроках изобразительного искусства по изучению глиняной игрушки.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности
учащихся, педагогический эксперимент, методы математической обработки
данных.
База исследования: МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода, 3 «А» класс.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.8
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования,
степень ее разработанности, определен методологический аппарат исследования.
В первой главе рассматривается формирование интереса к народной
культуре как педагогическая проблема, представлены особенности
формирования интереса к народной культуре у младших школьников,
рассмотрен урок изобразительного искусства как средство формирования у
младших школьников интереса к народной культуре.
Во второй главе представлены аспектный анализ программ и учебников по изобразительному искусству, диагностика уровня сформированности
у младших школьников интереса к народной культуре, а также содержание
экспериментальной работы по формированию у младших школьников интереса к народной культуре на уроках изобразительного искусства по изучению
глиняной игрушки.
В заключении представлены выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 54 источника.
В приложении представлены диагностики для выявления интереса
младших школьников к изучению народной культуры на уроках изобразительного искусства, а также конспекты уроков изобразительного искусства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе проведения исследования мы убедились в актуальности проблемы формирования интереса у младших школьников к народной культуре. Большие возможности для формирования интереса к народной
культуре содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных
предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: рассмотрена сущность понятия «интерес к народной культуре», изучены особенности формирования у младших школьников интереса
к народной культуре, урок изобразительного искусства как средство формирования у младших школьников интереса к народной культуре. А также сделан аспектный анализ программ и учебников по изобразительному искусству,
проведена диагностика уровня сформированности у младших школьников
интереса к народной культуре, проведена экспериментальная работа по формированию у младших школьников интереса к народной культуре на уроках
изобразительного искусства по изучению глиняной игрушки.
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента у большинства учащихся был выявлен средний уровень сформированности интереса к народной культуре. Таким образом, мы сделали вывод, что на уроках изобразительного искусства уделяется недостаточно внимания на формирование интереса к народной культуре.
На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и апробированы уроки изобразительного искусства и внеурочные занятия по изучению глиняной игрушки, на которых формировался интерес у младших
школьников к народной культуре. В основу содержания формирующего эксперимента были положены педагогические условия гипотезы исследования.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что формирование у младших школьников интереса к народной культуре на уроках изобразительного искусства
по изучению глиняной игрушки будет эффективным, если используются различные методы и приемы работы в соответствии с возрастными особенностями; работа строится с учетом регионального материала; учащиеся включены в творческую деятельность на уроках, нашла свое подтверждение в ходе проведения эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования навыка самоконтроля у младших школьников на уроках
технологии и может быть продолжено в дальнейшем.


1. Асташина Е. История глиняной игрушки / Е. Асташина // Народное творчество. - 2007. - №2. - С.50-53.
2. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие / О.А. Бакиева. - Т.: Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. - 222 с.
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000. - 320 с.
4. Богуславская И.Н. Русская глиняная игрушка / И.Н. Богуславская. - Л.: Искусство, 1975. - 114 с.
5. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: Учеб.-метод. пособие: Курс лекций и рассказов о нар. худож. творчестве Белгородчины / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000. - 243 с.
6. Бурлакова А.М. Дымковская игрушка / А.М. Бурлакова // Начальная школа. - 2011. - № 10. - С.34-36.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996. - 88 с.
8. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? / Ю.Я. Герчук. - М.: Галарт, 1998. - 69 с.
9. Гоноболин Ф.Н. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. учи¬лищ / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 1973. - 240 с.
10. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др. под ред. Б.М. Неменского. - 4-е изд. - М.: Просвеще¬ние, 2014. - 144 с.
11. Давыдова О.И. Потенциал этнопедагогического подхода в совре-менном образовании: монография / О.И. Давыдова. - Барнаул-Москва: Ал- тГПА, 2009. - 188 с.
12. Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла / М.Б. Дайн, Г.Л. Дайн. - М.: Изд-во Культура и традиции, 2007. - 119 с.
13. Дайн Г.Л. Детский народный календарь (приметы, поверья, игры, рукоделие) / Г.Л. Дайн. - М.: Изд-во Культура и традиции, 2001. - 68 с.
14. Дорогова Л.Н. Декоративно-прикладное искусство / Л.Н. Дорогова. - М.: Знание, 1970. - 48 с.
15. Дорошенко С.Н. Народная игрушка: Методические рекомендации для самостоятельной работы / С.Н. Дорошенко - Оренбург: ГБПОУ Педкол- ледж г. Оренбурга, 2016. - 61 с.
16. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. за¬ведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - 2-е изд., стерео¬тип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
17. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных спо¬собностей. Пособие для учителя / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2003. -148 с.
18. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка / Г.П. Дурасов. - Л.: Художник РСФСР, 1986. — 248 с.
19. Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете пробле¬мы отношений человека / В.Г. Иванов // Психология личности: ученые за¬писки. - Л.: ЛГУ, 1986. - С. 157 с.
20. Ильинская И.П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.П. Ильинская. - Белгород: ИД «Белго¬род» НИУ «БелГУ», 2014. - 232 с.
21. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство: учебник для общеобра- зоват. учреждений: 1 класс. / И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. - М.: Академ- книга/Учебник, 2013. - 112 с.
22. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство: 2 класс. / И.Э. Кашеко¬ва, А.Л. Кашеков. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 112 с.
23. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство: 3 класс. / И.Э. Кашеко- ва, А.Л. Кашеков. - 2-е изд. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 112 с.
24. Кашекова И.Э. Изобразительное искусство: 4 класс. / И.Э. Кашеко¬ва, А.Л. Кашеков. - М.: Академкнига/Учебник, 2014. - 112 с.
25. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной куль¬туры: Программа. Учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М.Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 300 с.
26. Ковычева Е.И. Народная игрушка / Е. И. Ковычева. - М.: Владос, 2014. - 159 с.
27. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
28. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1977. - 167 с.
29. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподава¬ния в начальных классах / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984. - 265 с.
30. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, иг¬ры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурина. - 2-е изд. - М.: Школьная пресса, 2013. - 144 с.
31. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема каче-ства мотивации / Д.А. Леонтьев. Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2016.- №2 - С.3-18.
32. Лобынцев В. Старооскольская глиняная игрушка / В. Лобынцев // Народное творчество. - 2008. - № 3. - С.62-63.
33. Мелик-Пашаев А.А. Концепция образовательной области «Искус¬ство» / А.А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская // Искусство в школе. - 2006. - № 1. - С.3-6.
34. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозо¬ва. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, дет¬ство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 6-е изд., стерео¬тип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
36. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изобр. искусство, 1983. - 179 с.
37. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
38. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, ук-рашаешь и строишь 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
39. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - ху-дожник. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
40. Новицкая М.Ю. Народная культура как основа создания комплекс¬ной гуманистической системы обучения и воспитания. / М.Ю. Новицкая // Актуальные проблемы формирования личности на материале науч. конфе¬ренции. Шуя, 1994. - С. 121-133.
41. Петровский A.B. Быть личностью / А.В. Петровский. - М.: Полит-издат, 1996. - 255 с.
42. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. по-собие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
44. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи / Т.М. Соколова. - Л.: Ав¬рора, 1999. - 78 с.
45. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методы его пре¬подавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. и пед. вузов / Н.М.
Сокольникова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с.
46. Шабалина Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шабалина. - М., Знание,1979.
47. Швебель М. Развитие познавательных способностей / М. Швебель // Перспективы. - 1986. - №1. - С.12-14.
48. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного ри¬сования / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1974. - 160 с.
49. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для об- щеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
50. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. для об- щеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - 30-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.
51. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для об- щеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.
52. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для об- щеобразоват. учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
53. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.
54. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познава-тельных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ