Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа №69161

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКТОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 8
1.1. Глагольная лексика и овладение ею в онтогенезе 8
1.2. Особенности овладения глагольной лексикой детьми с
общим недоразвитием речи 14
1.3. Пиктографический код и возможности использования
пиктограмм в формировании глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКТОГРАММ В ФОРМИРОВАНИИ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение особенностей глагольной лексики старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2. Методические рекомендации по использованию
пиктограмм в формировании глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой.
Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту.
Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М.М. Алексеевой, А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной и др.
Особенностям развития лексики детей, имеющих речевую патологию, посвящены исследования Г.В. Бабиной, Т.Б. Барминковой, В.К. Воробьевой,
B. А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной,
C. Н. Шаховской и др.
Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением (В.А. Гончарова, Е.Н. Дроздова, Н.С. Жукова, А.В Кроткова, И.Ю. Кондратенко, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
В исследованиях отмечается, что специфика нарушений лексики у детей с ОНР определяется структурой речевого дефекта, возрастом, социально-культурными факторами (Р. Е. Левина, С.Н. Коновалова, В. К. Воробьева и др).
Особое место в исследовании особенностей лексикона детей с ОНР отводится рассмотрению вопросам, посвященных изучению, формированию и развитию глагольного словаря, являющегося ядром предикативной лексики (С.Н. Коновалова, И.А. Чистякова). Отечественные ученые отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.М. Пешковский и др.).
Для дошкольников с ОНР свойственны трудности в овладении глагольным словарем (С.Н. Коновалова). Это связано с тем, что глагол имеет более отвлеченную семантику, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие его словообразовательных форм более сложное: оно не опирается на конкретные образы предметов. У дошкольников с ОНР отмечается наличие в речи стойких синтаксических и морфологических аграмматизмов, вербальных парафазий. В структуре предложения используются глаголы в инфинитивно-императивной форме, вместо употребления в изъявительном наклонении и слова близкие по родовой принадлежности; затруднено понимание и подбор глаголов-синонимов и антонимов. Результатом ограничения объема семантического поля является узкий спектр количества смысловых связей (С.Н. Коновалова).
В связи с этим одним из важных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР является формирование глагольной лексики.
С.Н. Коноваловой предлагается система логопедической работы по формированию глагольной лексики. Одним из средств её эффективного формирования автор рассматривает пиктограммы. Использованию пиктограмм в логопедической практике посвящены работы Л.Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой,
Л.В. Лопатиной, С.Н. Викжанович, А.И. Зюзиной, И.И. Сидоровой, Е.Ф. Поповой, А.В. Дидрих-Мирошник. В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические аспекты использования пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности глагольной лексики старших
дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: методические аспекты использования пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: в связи с тем, что пиктограммы содержат в себе потенциальные
возможности для развития психических процессов, повышают качество речемыслительной деятельности, позволяют визуализировать языковые
явления, то они могут быть использованы в коррекционно - педагогической работе по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, а также полученные в ходе специального изучения данные об особенностях глагольной лексики старших дошкольников с ОНР, позволили нам определить задачи коррекционно-педагогической работы по формированию глагольной лексики:
1) формирование у старших дошкольников
лексических, морфологический и синтаксических обобщений на материале глагольной лексики;
2) развитие мыслительных операций на основе формирования языковых обобщений;
3) формирование у детей представление о морфологической структуре слова;
4) формирование навыков словообразования и словоизменения.
Также были определены направления коррекционно - педагогической работы:
1) уточнение и усвоения лексического значения наиболее употребительных глаголов движения;
2) формирование навыка образование приставочных глаголов движения;
3) формирование навыков согласование глаголов с
местоимениями и существительными в роде, числе, лице;
4) формирование навыка изменение глаголов по временам;
5) работа над фразовой речью.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• системный подход к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина);
• исследования в области формирования глагольной лексики у детей с речевой патологией (С.Н. Коновалова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические: анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования; эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 9 п. Северный» Белгородского района Белгородской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи всегда была одной из наиболее значимых в логопедии, и по-прежнему остается актуальной. Поиску новых путей обогащения глагольной лексики, расширения ее объёма как в норме, так и при общем недоразвитии речи, посвящены научные работы отечественных и зарубежных авторов. В связи с этим целью нашего исследования было определение методических аспектов формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием пиктограмм.
На начальном этапе нами был проведен теоретический анализ проблемы. Изучение работ Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Г. В. Чиркиной, позволили сделать вывод, что к моменту похода в школу, старшие дошкольники без речевых нарушений имеют достаточный глагольный словарь для полноценного овладения связной речью.
Проанализировав исследования, посвященные особенностям формирования глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, таких авторов, как В. К. Воробьевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, С. Н. Викжанович и др., был сделан следующий вывод: у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения формирования глагольной лексики, что приводит к большому числу морфологических и специфических аграмматизмов в их речи.
На следующем этапе работы происходило проектирование системы исследовательских и коррекционно - образовательных мероприятий по формированию глагольной лексики посредством наглядного моделирования.
Изучив состояние глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи, мы выявили, что у данной категории детей отмечаются значительные нарушения в формировании навыков словообразования и словоизменения. В ходе исследования установлено, что наибольшие трудности у детей с общим недоразвитием речи вызывает образование приставочных глаголов противоположного значения, образование глаголов со значением конца действия, образование глаголов со значением пересечения пространства или предмета, образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего- либо, изменение глаголов по временам, родам, числам и лицам.
Для преодоления выявленных нарушений была разработана система коррекционно - педагогической работы по формированию глагольного словаря, а также навыков словообразования и словоизменения глаголов движения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода «пиктограмм».
Предложенная система работы проста в использовании и учитывает особенности памяти, внимания, мышления, проблемы усвоения глагольного словаря детьми с общим недоразвитием речи, выявленные в ходе изучения теоретического материла и экспериментального исследования. Это позволяет нам сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы.



1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ, 2006.
2. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок. Упражнение с пиктограммами. — М.: Дрофа, 2007.
3. Большева Т.В. «Учимся по сказке». С.-Петербург: «Детство-пресс», 2001.
4. Бондарко А. В. Пробемы функциональной грамматики. Полевые структуры.- СПб.: Наука, 2005. С. 478.
5. Бондарко А. В. Буланин Л. Л. Русский глагол Л., 1967. С. 56- 60.
6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. С. 325
7. Васильев Л. М. Семантика русского глагола, 1986.
8. Викжанович С. Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм // С.Н. Викжанович. - М.: Национальный книжный центр, 2016.
9. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с.
10. Воробьёва В. К., Гриншпун Б М. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью// Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности.- М., 1993.- С. 106- 208.
11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. - Москва: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. С. 125-134.
12. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР. - 1991. - 294 с.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.- М.:1961. С. 42- 45.
14. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. (Ст. I разновозрастная группа). Кн. Для воспитателя детского сада. М., 1987.
15. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов// Нарушение речи и голоса у детей.- М., 1975.- С. 74.
16. Гумбольд В. Фон. Избранные труды по язвкознанию, 1984.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,Филичева Т.Б. «Логопедия»
Екатеринбург, 2004.
19. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста. - Киев, 1988.
20. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс,
1998. С. 15- 23.
21.Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.— М.: Учпедгиз, 1960.
22.Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.,1992. -220с.
23. Клименко А.П. Лексическая системность и её психолингвистическое изучение. М.: Изд-во МГПУ ин. яз., 1974. - С. 50-52.
24. Коновалова С. Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 59.
25. Краткая русская грамматика/ Белоусов В. Н. , Ковтунова И. И., Кручинина И. Н. и др.; Под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина В. В. - М.,: 2002
26. Кутц П. А. К вопросу о характеристике глагольного словарного запаса
у младших школьников с общим недоразвитием речи// Журнал: Aktualni рейадодхка. 2016. URL:
http://sociosphera.com/aktualni_pedagogika/aktulni_pedagogika_2_2016/.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. С. 54-62.
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб, 2003.
29. Ластовкина И. В. Результаты исследования глагольного словаря у
дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование.2016.№XII.URL: http://cyberleninka.ru/article/nZrezultaty-
issledovaniya-glagolnogo-slovarya-u-doshkolnikov-s-obschim- nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 23.04.2017).
30. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии М., 1968.
31. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку.- М., 1967.- С. 6-16.
32. Лурия А. Р. Язык и сознание.- М., 1979. С. 154-156.
33.Осорина. М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.- СПб.: Питер,1999.
34. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении, 1956.
35. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 1994.
36. Попова Е. Ф, Дидрих-Мирошник А. В. Использование пиктограмм в
формировании глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Специальное образование. 2014. №X. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-piktogramm-v-formirovanii- glagolnogo-slovarya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim- nedorazvitiem-rechi-iii (дата обращения: 23.04.2017).
37. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. -М.,
1999.
38. Сычева, Н. В. Развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н. В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического института: науч. журн. — 2014. — N 2. — С. 63-67.
39. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2001. С. 71.
40. Ушакова, О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушаков // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 2 (14). - С.8-13.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР.// Логопедия./Под ред. Волковой Л.С. - М., 1995.
42. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / С. Н. Коновалова ; Федеральное агентство по образованию, Омский гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007
43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.,1991.
44. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
45.Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. - М., 1993.
46.Шахнарович A.M. Психолингвистические проблемы общения в онтогенезе// Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
47.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ