Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 5
1.1 Скоростные качества и методика их развития 5
1.2. Формы проявления быстроты в футболе 13
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 28
Глава 3. Анализ результатов исследований и их обсуждение 35
3.1. Анализ показателей скоростных качеств юных футболистов в
подготовительном периоде 35
3.2. Анализ динамики показателей физической подготовленности юных
футболистов в подготовительном и соревновательном периодах 36
Выводы 40
Практические рекомендации 42
Литература 43
Приложение
Актуальность. Значительный уровень формирования скоростных качеств показывает нужным условием подготовки способного спортсмена в связи с развитием навыков и умений, определяющих его технической подготовки.
Футбол - это игра с высокой долей сложности организации двигательного навыка, составной частью которого является скоростной компонент. Исследование качества быстроты как способности осуществляет движения в предельно малый промежуток времени в связи с развитием и совершенствованием двигательных навыков у юных футболистов представляет собой интерес [1,12, 13].
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия с большой скоростью. В футболе данное физическое качество выражается в скорости передвижения игроков, быстроте выполнения разнообразных технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой выполнения технико-тактических действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и устанавливает успех коллектива в соревнованиях. Одним из основных направлений в практике подготовки юных футболистов является процесс совершенствования скоростных качеств. Это обусловлено тем, что из всех двигательных качеств, быстрота менее всего подвержена изменениям в процессе тренировки [Ежов, П.Ф., Степанов, А.В.,2011].
Другой причиной столь пристального интереса тренеров и специалистов к своевременному развитию быстроты у юных футболистов является сама игра, эффективность которой во многом определяется уровнем данного физического качества.
Объект исследования — скоростные качества футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки.
Предмет исследования - методика развития скоростных качеств юных футболистов.
Гипотеза — предполагалось, что применение комплекса специальных упражнений для развития скоростных качеств положительно повлияет на игровую активность футболистов 13-14 лет.
Цель работы— совершенствование методики развития скоростных качеств юных футболистов.
Задачи:
Изучить основные средства и методы развития скоростных качеств юных футболистов в тренировочном процессе юных футболистов.
Разработать методику развития скоростных качеств футболистов в годичном цикле тренировки.
Апробировать полученные результаты исследования в практике учебно - тренировочного процесса юных футболистов.
Методы исследования:
- анализ и обобщение научно-методической литературы
- педагогические наблюдения,
- педагогический эксперимент,
- математико-статистическая обработка данных.
Новизна исследования: состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента у футболистов МБУ ДЮСШ № 6 города Белгорода нами были получены объективные данные по развитию скоростных качеств, которые показали эффективность разработанной нами методики.
Практическая значимость - методика развития скоростных качеств футболистов 13-14 лет может быть использована для дальнейшего повышения эффективности планирования учебно-тренировочного процесса детско-юношеских спортивных школ, академий футбола, групп подготовки любительских и нелюбительских футбольных клубах различных
дивизионов.
1. В научно-методической литературе, освещающей тренировку юных футболистов значительное место отводится обсуждению вопросов
развития скоростных качеств для оценки изменений по возрастам
2. В практической работе тренеров ДЮСШ используется широкий круг
средств развития быстроты юных футболистов. Для развития быстроты применяются общеподготовительные, специально-подготовительные
упражнения, выполняемые в разминке, достаточно большая часть которых должна выполняться с установкой максимальной амплитуды и частоты движений.Для развития быстроты отдельных движений используются те же упражнения, что и для “взрывной силы” (но без отягощения), для развития быстроты реакции - выбегания со старта, старт из различных исходных положений. Для развития частоты движений - быстрые движения руками и ногами, выполняемые в высоком темпе.
Основные методы для воспитания быстроты: повторный,
соревновательный, игровой, круговая тренировка, метод сопряженного воздействия. При этом в зависимости от задач используются обычные, облегченные и затрудненные условия.
3. В результате проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе было выявлено статистически достоверное улучшение скоростных качеств футболистов к окончанию подготовительного периода в нормативах физической, специально-технической и технической подготовленности (Р<0,05). В соревновательном периоде наблюдается незначительное повышение среднегрупповых показателей скоростных качеств (до 0,19 сек), которые не были статистически достоверны (Р>0,05).
4. В контрольной группе, по результатам педагогического эксперимента, было выявлено статистически достоверное увеличение скоростных качеств по нормативам специально-технической подготовленности (Р<0,05) и незначительное увеличение показателей физической и технической подготовке (Р>0,05).
5. Применение нашей методики позволяет оптимизировать учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе, направленный на развитие скоростных качеств юных футболистов .
1. Андреев, С.Н. Футбол - твоя игра. / С.Н. Андреев.- - [Текст]-М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
2. Аркадьев, Б.А. -Тактика футбольной игры./ Б.А. Аркадьев. - [Текст]-М.:
Физкультура и спорт, 1963.-168с.
3. Аркадьев, Б.А.- Футбол на всю жизнь./ Б.А. Аркадьев .- [Текст]-К.: Веселка 1989. - 78 с.
4. Бубэ, X.- Тесты в спортивной практике / Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. - [Текст]-М.: Физкультура и спорт, 1968. - 240-245 с.
5. Бубнов А. Анализ игр Кубка Мира 2002 г. в аспекте определения тенденций развития современного футбола / А. Бубнов. - [Текст]- М.: Теория и практика футбола,2003. - 2-3 с.
6. Варламов И.М. Вопросы оптимизации учебно - тренировочного процесса юных футболистов ДЮСШ- ВГАФК, Волгоград, 2008.-87с.
7. Голомазов, В.Ч.- Теория и практика футбола. / В.Ч.Голомазов. - [Текст]-М.: Физкультура и спорт, 1999.-126с.
8. Гарунов Г., Сорокин А. «Спортивное питание» как составляющая процесса подготовки юных и взрослых футболистов / Г. Гарунов, А. Сорокин. - [Текст]- М.: Теория и практика футбола, 2003.- 29-31 с.
9. Ежов, П.Ф., Степанов, А.В.- Соотношение компонентов тренировочных нагрузок по видам подготовки на этапах подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования / П.Ф. Ежов, А.В. Степанов // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 2. - С. 24.
10. Железняк, Ю.Д. , Ю.М, Портнов и др.- Спортивные игры: Техника, тактика
обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений - [Текст]-М.:
Издательский дентр "Академия", 2001.-390-475 с.
11. Железняк, Ю.Д., Портнов Ю.М. и др. Совершенствование спортивного мастерства; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -287-321 с.
12. Ильченин, Е.П.- Методические аспекты развития стартовой скорости у юных футболистов../ Е.П.Ильченин. [Текст]-М.: ПРЕСС- КЛУБ, 2013.- 92 с.
13. Левин В.С. Комплексная характеристика динамики подготовленности футболистов высшей квалификации / В.С. Левин. - [Текст]- М.: МОГИФК,1983.-252 с.
14. Кателкин, А.В.- Оптимизация тренировочного процесса юных футболистов в подготовительном периоде./ А.В.Кателкин. Автореф. дис. канд. пед. наук. - - [Текст]-М., 1998.-28с.
15. Качалин , Г.Д. -Тактика футбола./ Г.Д.Качалин. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 92-100с.
16. Корольков, Л.Д. - Футбольная Академия ФК «Интер» / Л.Д. Корольков --[Текст]- М.: Физкультура и спорт, 2008. - 136 с.
17. Коц, Я.М.- Спортивная физиология./ Я.М. Коц. - - [Текст]-М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.
18. Мякинченко Е.Б. Сила медленных мышечных волокон как основной фактор
локальной выносливости в циклических видах спорта. Том 1. / Е.Б.
Мякинченко. - [Текст] М.: Физкультура, образование и наука,1997.-3-8 с.
19. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О.М. Мирзоев. - [Текст] М.: СпортАкадемПресс,2000.-202 с
20. Монаков, Г.В.- Подготовка футболистов./ Г.В.Монаков. - Псков, 2003. - 147-153 с.
21. Набатникова, М.Я.- Основы управления подготовкой юных спортсменов./ М.Я.Набатникова. М.:Физкультура и спорт, 1982. - 240 с.
22. Мещеряков С.М. Англо-русский и русско-английский словарь футбольных терминов и выражений / С.М. Мещеряков. - [Текст]- М.: Самарский научный центр РАН,2001. - 101 с.
23. Основы математической статистики / Под ред. B.C. Иванова. - [Текст]-М.: Физкультура и спорт, 1990. -176 с.
24. Платонов, В.Н.- Подготовка высококвалифицированных спортсменов./ В.Н.Платонов. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
25. Николаев В., Перепекин В. Использование средств восстановления в учебно-тренировочном процессе футболистов / В. Николаев, В. Перепекин. - [Текст]- М.: Теория и практика футбола,2003. - 12-13 с.
26. Романенко, А.Н., Джус, О.Н., Догадин, М.Е. Книга тренера по футболу. -
Киев: «Здоровья», 1988.-256 с. 23 .Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов. / Под ред.
27. Руцкой, И.А.- Формирование точности ударов по воротам у юных футболистов.Успехи современной науки и образования: межд. научно-исследовательский журнал. / Филатова Д.Н., Руцкой И.А., Дрогомерецкий В.В., Третьяков А.А.. - г. Белгород, 2016, - №3. - С. 101-105. (1,15/0,28).
28. Руцкой, И.А. , Жданов В.Н.- «Мини-футбол» (информационно-методический сборник) . / И.А. Руцкой , В.Н. Жданов. Изд. ИСТ-МА, Белгород, 2017г. - 22 с..
29. Руцкой, И.А. - Инспектор Белгородской области. / И.А.Руцкой.- [Текст]- Информационно-методический сборник. Выпуск №2, изд. ИСТ-МА, Белгород, 2008г. - 22 с.
30. Руцкой, И.А.- «Ценностные ориентации юных футболистов на физкультурно-спортивную деятельность». / И.А.Руцкой. - Материалы IV Международной научно-практической конференции 9-14 октября 2012 г. / отв. Ред. В.И.Сютина, Е.П.Лисицын; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамбовский Государственный. университет им. Г.Р.Державина».
31. Руцкой, И.А., Жданов, В.Н., -«Организация и проведение соревнований по мини-футболу» / И.А.Руцкой., В.Н.Жданов. - Изд. ИСТ-МА, Белгород, 2012г. - 42 с.. учебно-методическое. Пособие для тренеров и студентов ФФК..
32. Руцкой И.А. - «Влияние использования средств срочного восстановления на физическую работоспособность и динамику функционального состояния футболистов»/ И.А.Руцкой. - Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. /Часть 2. Тюмень: «Вектор Бук», 2013. — 192 с. Илл.
33. Руцкой И.А., Федоров А.В. -«Модель организация физкультурно-рекреативной работы с подростками в школе»/ И.А.Руцкой., А.В. Федоров. - «Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе» . Материалы Международной конференции. Томск.
34. Савостьянова Е.Б., Титова Е. Биологический возраст в аспекте связи занятиями футболом / Е.Б. Савостьянова,Е. Титова. - [Текст]- М.: Теория и практика футбола, 2002.- 20-23 с.
35. Сабитов, Р.Х.- Динамика показателей длины тела у футболистов 12-14 лет с различными вариантами соматического развития / Р.Х. Сабитов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - N 3. - С. 12.
36. Спирин, М.П., Руцкой, И.А.- «Совершенствование нормативных показателей для контроля подготовленности юных футболистов». / М.П.Спирин., И.А.Руцкой. -Материалы Международной научно-практической. Конференции./ Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012.-296с.
37. Слуцкий Л.В. Методические особенности подготовки профессиональны команд в подготовительном периоде. [Текст]-М.:ФиС, 2014.-66 с.
38. Футбол. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах / Под общ. ред. Хомутского B.C. - [Текст]-М.: Российский футбольный союз, 1996. - 96-100 с.
39. Харре, Д. - Учение о тренировке./ Д.Харре. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.
40. Хеддерготт, К.Х. - Новая футбольная школа./ К.Х.Хеддерготт. - [Текст]-М.: Физкультура и спорт, 976.-239С.
41. Цирик, Б.Я., Лукашин, Ю.С. -Футбол./ Б.Я.Цирик., Ю.С.Лукашин. - [Текст]- М.: Физкультура и спорт, 1988. 207-210с.
42. Чирва Б. Величина игрового пространства, которое могут перекрыть футболисты при разном раположении,как предпосылка к выбору тактики игры в обороне / Б. Чирва. - [Текст]- М.: Теория и практика футбола,2002. - 2-6 с.
43. Черняев, А.А.,Кудяшев, Н.Х.- Совершенствование методики технической подготовки юных футболистов на этапе начального обучения / А.А. Черняев, Н.Х. Кудяшев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2011. - N 3. - С. 40-42.
44. Швыков, И.А.- Футбол в школе ./ И.А. Швыков -М.: Терра- Спорт, Олимпия Пресс, 2002.-144с.
45. Черемисинов В. Питание футболистов как средство ускорения восстановительных процессов после физических нагрузок и повышения специальной работоспособности / В. Черемисинов. - [Текст]- М.: Теория и практика футбола,2003.- 25-29 с.
46. Футбольный календарь-справочник ФК «Факел» г.Воронеж-2003 г.[Текст]- Воронеж.:ВИИРПК «Арена Спорт»,2003.-118 с.