Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖЕНЩИНЫ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ: ПУТЬ К СВЯТОСТИ

Работа №69146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
418
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности жизни женщин в Ранней Византии (на примере Марии Египетской) 14
1.1. Осознание христианской морали, путь прощения 14
1.2. Образ Марии Египетской, как христианской святой 21
Глава II. Императрица Феодора в общественно-политической и
церковной жизни 34
2.1. Порочный образ будущей императрицы 34
2.2. Политическая и религиозная деятельность Феодоры 43
2.3. Совокупность представлений о женской святости 50
Заключение 63
Список использованной литературы 72
Приложения 79


Актуальность избранной темы в первую очередь обуславливается важностью культурного наследия оставленного Византийской империей. Изменения, которые происходят в последнее время в отношении общества и государства к церкви и религии приводят к возрождению в общественном осознании интереса к духовно-религиозной традиции, к ее главным истокам и традициям. Проблема феномена святости в контексте Византийской культуры позволяет понять нравственно-моральные ориентиры, систему ценностей и духовные запросы общества в разные исторические периоды. Изучение идеала святости, которое включает в себя всю совокупность нормативных, ценностных и этических установок, претендует на раскрытие наиболее важных аспектов жизни Византийского общества. Актуальность темы данного исследования также связана растущим интересом к гендерной проблематике в исторических исследованиях, как в зарубежной, так и в отечественной историографии. Изучение религиозной сферы как одной из областей социальной реализации женщин, дает нам возможность изучить социальную роль женщины в византийском обществе и её содержание в культурном и историческом контексте византийской цивилизации.
Кроме этого феномен святости - это важнейший элемент в христианской культуре Византии. Особенно это актуально на примере женского пути, так как именно женщина считалась оплотом зла и прелюбодеяний. Данная тема позволяет понять систему ценностей, нравственные и моральные ориентиры, а также духовные запросы общества в данный период. Путь к святости показывает совокупность этических, ценностных установок и общественных норм, которые смогут смоделировать некоторые составляющие сознания человека средневековой эпохи.
Научная новизна исследования. В историографии большая часть работ, посвященная гендерному аспекту, сосредотачивается на социальном положении и правовой ущемленности женщин. Информацию о судьбах святых женщин необходимо искать из разного спектра источников и историографических материалов. Более полной информацией обладают агиографические источники. Но и они не могут осветить многие аспекты жизни данных персоналий. Также необходимо отметить, что комплексного исследования по теме пути женской святости ранее не осуществлялось. Как мы уже упомянули, в данный период, меняются эстетические и мировоззренческие пристрастия общества. Вследствие этого данное исследование не только выявит проблемы связанные с образом святости, монашества и аскетизма, но и в общем сможет охарактеризовать новый формирующийся взгляд на мир.
Методологической основой настоящего исследования является цивилизационный подход в истории, который позволяет увидеть различные стороны движения исторического процесса. А также теория локальных цивилизаций, которая позволяет изучать сложные системы, в качестве которых рассматриваются локальные цивилизации, в совокупности их циклов и составляющих. Нам важно и то, что культурологический аспект считается основным критерием смены циклов, а также положения теории локальных цивилизаций легли в основу концепции Поздней античности, имеющей ключевое значение для данного исследования.
В ходе нашего исследования использовались следующие методы: Сравнительно-исторический метод был использован при разработке процесса культурного взаимовлияния между античностью и Ранней Византией. Это позволило выявить основные черты этого сложного процесса, который затронул не одно столетие в культуре Византии. Метод системного анализа позволил выявить особенности пути к святости на различных примерах. Структурно-диахронный метод также использовался в нашем исследовании для изучения временных и событийных изменений исторической действительности. Методы компаративного анализа позволяют разобраться с агиографическими источниками, выделить специфику житий святых, а также соотнести культурные реалии ранней Византии с античностью.
Объектом данной дипломной работы является понятие пути от мирского образа жизни женщины до причисления ее к святым, а также восприятие данного явления византийским обществом в эпоху изменения мировоззренческих и религиозных установок.
Предметом данного дипломного исследования является жизнеописание двух святых: Марии Египетской и императрицы Феодоры, жены императора Юстиниана. На примере их жизненного пути можно проследить путь к святости женщины в 4- 6 веке.
Целью дипломной работы является: дать характеристику процессу прихода женщины к религии, на примере прихода в лоно церкви императрицы Феодоры и блудницы Марии, а также попытаться проследить, как быстро происходила реформация в сознании византийцев относительно вопросов святости; рассмотреть процесс взаимосвязи социального статуса женщины, ее деятельности и совершенного религиозного подвига.
Задачи дипломной работы, вытекают из поставленной цели и исследованных источников:
- проанализировать изменения судеб женщин пришедших к религии в исследуемый хронологический период.
- выявить взаимосвязь между социальным статусом, материальным благосостоянием и совершенными христианскими подвигами
-проследить на примере выбранных исторических личностей путь к постижению божественных идеалов, а также любви и почитанию народом.
-раскрыть позицию христианской церкви относительно женской святости
- определить принципы, которыми руководствовались богословы при формировании идеалов монашества и святости
Источники. Основными источниками для данного исследования являются фундаментальные сочинения греческих историков и богословов.
Важным источником для данной работы являются труды Иоанна Златоуста - богослова и архиепископа, посвятившего множество трудов духовному, моральному и нравственному развитию человека, а также вопросам восприятия тела, и поведения женщины в миру и в церкви.
Наиболее важные сочинения: «О девстве», «Беседы о браке», «Порицание растлевающим дев Христовых» и т. д.
Софроний Иерусалимский священнослужитель и патриарх Иерусалима написал один из основополагающих источников по теме нашего исследования - «Житие преподобной Марии Египетской». В нем описаны основные события жизни святой. Эту информацию автор получил от другого знаменитого служителя церкви -Аввы Зосимы, который еще при жизни Марии встречался с ней. Сам Зосима не оставил письменных упоминаний о жизни и смерти Марии Египетской, но он устно распространил знания о христианском подвиге святой, благодаря чему путь к святости Марии Египетской стал достоянием верующих и исследователей.
Еще одно сложное богословское произведение о Марии Египетской оставил нам православный святой и государственный деятель X века Симеон Метафраст.
Труды Григория Богослова , Василия Великого , Григория Нисского и Синезия Киренского также стали важными источниками в нашем исследовании.
Дионисий Ареопагит89 - христианский святой и мыслитель - также оставляет нам рассуждения об идеале женской святости и его проявлении не только в церкви, но и в миру.
Макарий Египетский10 и Немезий Эмесский в своих трудах рассуждают о месте женщины, ее телесной привлекательности и соотношении этого явления с христианским мировосприятием.
Иоанн Малала12 в своей «Хронографии» оставляет упоминания о другом персонаже также необходимом нам для исследования. Это императрица Феодора, на основе его записей мы можем впоследствии делать выводы о деятельности императрицы.
Особо ценны для нас труды Прокопия Кесарийского, служившего при дворе императора Юстиниана секретарем. Его труды наиболее важны для нашего исследования, так он наиболее полно описывает жизнь императрицы Феодоры, начиная с детства и до ее зрелого возраста. Из трудов Прокопия наибольшую ценность для нас представляет «Тайная история»13, так как в данной работе встречается внешнее описание императрицы различные виды ее занятий, содержится информация о взаимоотношениях с императором Юстинианом, придворными и народом, а также описание действий, совершаемых Феодорой при вмешательстве в государственную политику. Еще одной работой Прокопия Кесарийского необходимой нам является «Война с персами»14. В данном произведении рассматривается реакция императрицы на сложившуюся обстановку в государстве при вторжении иноземных захватчиков.
Просопографический свод по истории поздней античности и ранней Византии, написанный британским ученым J. R Martindale, является отдельным самостоятельным источником.
Памятник искусства иллюстративного характера - мозаика, на которой изображена императрица Феодора в Равенне, позволяет нам самостоятельно сделать выводы относительно внешнего образа императрицы.
Историография. Исследований, которые посвящены непосредственно пути к святости женщин разного социального положения и изменяющемуся отношению общества к данному явлению практически нет. Многие исследования, которые были использованы нами, посвящены более широким религиозным вопросам. Также для выявления общей тенденции изменений, касавшихся пути к святости и отношения к этому явлению церкви были использованы исследования богословской направленности.
Зарубежная историография. Для нашего исследования наиболее авторитетными исследованиями стали труды британских ученых Питера Брауна и Алана Кэмерона , так как именно эти ученые рассматривают исследуемый нами период как самостоятельную эпоху и дают объяснения тем аспектам исторического процесса, которые не затрагиваются при рассмотрении периода как переходного этапа. В трудах П. Брауна женщина рассматривается наиболее подробно и емко в контексте личной жизни. Также рассматривается положение женщины с изменением религиозных устоев в обществе. А. Кэмерон дает как общую характеристику периода, так и показывает нам частности жизни, существовавшие в данный период.
Не менее информативными для нас являются труды французского византолога XIX в. Шарля Диля . На основе его работы «Византийские портреты» мы могли делать предположения о канонах красоты и соотношении их с образом верующей женщины.
Рудольф Брендле и Джон Макрей описывают источники, на основе которых мы можем проследить отношение церкви к вопросам женской святостив хронологической перспективе - от наставлений апостола Павла до суждений Иоанна Златоуста.
Для понимания восприятия женского образа византийцами нами были использованы труды посвященные эстетике.2425 А также работы таких 26 27 -28 29
ученых как Л. Гарланд , J. A. Evans , R. Venturini , J. Burman , которые посвящены жизни определенных исторических деятелей.
К агиографическим исследованиям относится работа «Women in Early Byzantine Hagiography» S.A. Harrey, которая позволяет нам проследить социально-культурные взаимоотношения между женщиной и церковью.
Таким образом, в зарубежной историографии нет исследования, полностью отвечавшего бы задачам нашего исследования.
Отечественная историография. Описание трудов отечественных исследователей следует начать с трудов ученых начала XX века. К дореволюционным исследователям необходимым нам при изучении данной темы следует отнести Ю.А. Кулаковского (1855-1919) . Он является выдающимся русским исследователем по истории античности и Византии. Его работы основаны на большом количестве источников. Он исследует практически все сферы из истории Византии с 395 по 717 гг.
Также необходимо отметить работу Ф. И. Успенского, одного из авторитетнейших русских византологов. Его главный труд «История византийской империи» состоит из пяти томов и охватывает практически все вехи развития империи, от её становления до крушения.
К такому же классу доступности и информативности необходимо отнести и работу А. А. Васильева «История Византийской империи»33.
Еще одним исследователем, дающим нам информативную подоплеку для решения вопросов относительно пути к святости и в общем образа женщины в Византии являются труды В. В. Бычкова3435. Работы автора предоставляют главные системообразующие доминанты византийского образа мысли того времени.3637
Особую культурологическую направленность имеют труды А. Я. Гуревича , З. В. Удальцовой и Т. Голиченко , что во многом помогает разобраться во влиянии религии на сферу культуры.
Продолжают культурологическую направленность труды,
посвященные более узкой сфере культуры - эстетике. И сферу эстетики в
Византии наиболее подробно описывает А. Ф. Лосев в работе «История античной эстетики». Исследователь разрабатывает проблему эстетики в Византии как в какой-либо отдельно взятый период , так и в целом эстетические изменения эпохи .
В. С. Андолов рассматривает музыкальный аспект эстетики. Нам эта работа необходима для понимания эстетики как совокупности элементов культуры, в которую и входит восприятие византийцами прекрасного, как прекрасного в музыке, так и прекрасного в человеческом теле. К которому было довольно взыскательное отношение.
Одним из основных трудов, использующихся нами при написании работы, было пятитомное сочинение А. М. Величко «История Византийских императоров» . Это сочинение описывает исторические факты, которые связаны с правлением всех царствующих династий Священной Римской империи —начиная от Константина Великого до событий 1453 г. Это одно из первых полномасштабных исследований, в котором исторические события внутренней и внешней политики а также других социальных аспектов жизни Византийского государства изображаются в их взаимосвязи с жизнью Церкви и личностью конкретных правителей. В исследовании подробно и красноречиво описаны любопытнейшие хитросплетения Византийской истории, в том числе и взаимоотношения императоров и императриц, а также различные аспекты деятельности церкви. Осуществляется освещение информации, которая непосредственно касается важного для церковных вопросов времени решения Вселенских Соборов, а также автор пытается оценить роль и трактуемую императорами церковную политику в отношении ортодоксальной церкви. Издание достаточно насыщенно снабжено портретами императоров Византийской империи, а также картами и другим информативным справочным материалом.
Еще одним подобным исследованием является труд С. Б. Дашкова «Императоры Византии» , описывающий судьбы правящих монархов. Автор красочно показывает колорит эпохи и все меняющиеся вехи, происходящие в этот период.
Также необходимо отметить исследователей, которые непосредственно занимаются источниковедческими материалами, переводами и комментариями. К таким ученым относятся Р. Б. Буганов , А. А. Чекалова , И. С. Чичуров , М. В. Левченко . Эти материалы позволяют рассмотреть поставленные проблемы наиболее емко и глубоко.
Еще одним отдельным блоком предстают материалы рассматривающие проблематику церковных взаимоотношений и власти, а также наиболее интересующий нас аспект, связанный с отношением церкви к еще существовавшим канонам красоты античности. К этому блоку относится И. Мейендорф. «Введение в святоотеческое богословие» , В. Я. Саврей «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли» и С. А. Шарапов «Красота, согласно православному вероучению» . Так «Вселенские соборы» А. В. Карташёва используются нами для подтверждения религиозной политики императора Юстиниана и противоборствующих этой политики действий его супруги Феодоры при помощи покровительства монофизитам.
Разные аспекты истории и культуры поздней античности разрабатываются Н. Н. Болговым . Особое значение имеет труд, посвященный частной жизни женщины сквозь призму наступающей христианизации.
Таким образом, мы выяснили, что по различным аспектам исследуемой нами темы существует достаточно большое количество исследований, но работы объединяющей в себе все интересующие нас сферы нет. Следовательно, это еще раз доказывает актуальность, разрабатываемой нами темы.
Хронологические рамки исследования. Нижняя граница исследования - IV век. Верхняя - VI века. Ранее этот период считался переходным и не рассматривался как отдельный феномен. Сейчас тенденция в исторической науке склоняется к рассмотрению этого периода как отдельной эпохи. Что и вызывает наибольший интерес, ведь в переходных состояниях проявляются процессы несвойственные истории ранее и не повторяющиеся позднее.
Апробация. В течение ряда лет работы над темой было подготовлено несколько выступлений на научных конференциях, а также подготовлено несколько публикаций в сборниках, выпущенных по итогам работы этих конференций (Белгород).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотренные примеры женской святости дает возможность проследить один из возможных вариантов пути женской святости. Общество и традиция для возведения в ранг святости, предъявляли женщинам более жесткие требования, чем к мужчинам, так как женщины во многом рассматривались как символ соблазна, а, следовательно, и греха, поэтому число святых женщин уступает числу святых мужчин. Характеристики женской святости отличаются от характеристик мужской. Девственность в образе святой женщины ставится в приоритет. Так как чистота и непорочность приближает ее к Царствию Божьему. Эмоциональность и экзальтированность также характерны для образа святой женщины.
Но рассмотренные нами примеры, отличались данными характеристиками только после раскаяния. Но в этом случае это и вызывает более живой интерес, так как является не типичным примером. В какой-то степени образ святой строился на противопоставлении природной женской слабости и сильных мужских качествах — твердости и бесстрашии в вере. Необходимо отметить и путь к святости в мирской жизни. С возникновением данной тенденции появляются новые варианты пути достижения идеала святости.
В исследуемый период различное конструирование женской и мужской святости характеризовалось разным пониманием образов женского и мужского. Эти образы и связанные с ними представления четко разграничивались. Но женщина выбравшая путь святости отдалялась от обычного образа женщины в обществе, который предусматривал второстепенную роль, всегда следующую за мужчиной. Святая же женщина выбирает свой путь одна, следуя только за Господом.
В данное время важным показателем приближения к процессу постижения Бога у христиан служило состояние высшего духовного наслаждения — блаженства, которое резко противопоставлялось ими чувственным наслаждениям обыденной жизни. А наиболее опасным объектом искушения - этим чувственным наслаждениям выступало женское тело и его красота. Религиозное мировоззрение стремится к пониманию неправильности лишь формально-логического познания. Эмоционально-эстетический опыт и вопросы символическо-образного познания, а также выражение духовной сущности занимают с этого времени важное место в византийской духовной культуре, открывая новые горизонты для развития эстетики художественной культуры и всей церкви в целом.
На образы женщин святых и монахинь влияют жизненные особенности, которые происходят в жизни церкви и в условиях нахождения при монастырях. Все это насаждает необходимый набор добродетельных качеств, которые будут востребованы для религиозной деятельности.
Эти качества должны вернуть чистое духовное созерцание и блаженство, которое искривило греховное человеческое естество. Людей поглотила гордыня и самолюбование, красота естества тела чувственные удовольствия поглотили их, тем самым человек потерял путь ведущий к наслаждениям души. Отступив от высшего познания, человеческое естество помыслило, что чувственные удовольствия и есть сущностное прекрасное благо. Восприняв это, душа — чистый отголосок первоначально божественного создания — стала стремиться к их преумножению и таким образом направила деятельность тела на достижение чувственных наслаждений.
Следовательно, душа уклонилась от истинного блага ко злу, которое подразумевало в себе и телесные наслаждения. Во многом из-за таких своих пристрастий человек склонен к совершению зла и преступлений. Люди становятся подвержены всем грехам, они начинают стремится к многочисленным бесстыдствам и разврату, позволяют себе всякого рода слабость; забывая при этом о душе, позволяя себе наслаждаться только телесными удовольствиями, сознание искажается, сама природа искажается и душа подразумевает, что единственным возможным наслаждением является видимый земной мир, который в свою очередь подлежит чувственному восприятию. Именно из-за этого искажения природы души возникают языческие культы и религии.
Церковь должна увлечь человека идеалом будущего вечного блаженства, но эти планы далеко не всегда сочетается с существующими стандартами поведения и представлениями об истинных благах и чувственных наслаждениях, которые должны переполнять душу. Подтверждением этому выступает пример жизни наших святых женщин до раскаяния и принятия в свою душу, подразумеваемых христианских добродетелях.
В основе миропонимания в то время лежало представление о дуализме мира, в основе которого было земное и небесное восприятие бытия. Такие же веяния мышления автоматически переносились на осмысление человеческой сущности. Точно так же, как мир делится на земное и небесное, так и в человеке существуют два начала - телесное и душевное. Душевное, по мнению церковнослужителей должно преобладать над телесным, поэтому повсеместно проповедовался аскетизм, усмирение плоти, отказ от земных благ и земных радостей, так как они влекут за собой ложную оценку ценностей, и человек забывает об истинности своих взглядов. В связи со всеми выше перечисленными процессами изменяется отношение церкви к ранее существовавшим представлениям о мире и человеке в целом, а также это выражалось и в достижении святости.
Путь к святости - это умение сформировать душевную красоту и правильное ее создание, формирование в самом себе отсутствия страстей и греховных желаний, склоняющих мысли человека к области телесных и земных помыслов. Отсутствие страстей и греховных желаний приведет человека к Богу и воздаст он ему добром за все смирение, терпение и послушание. Телесное начало в человеке должно быть подчинено началу душевному, душевное - духовному, духовное же начало должно отождествляться со связью с Богом.
Роль женщин была ограничена в церковной организации, епископами и священниками они быть не могли. В исполнении таинств дьяконисы не принимали участия. Тем не менее, служба женщин в литургических ролях, официально утвержденных (четыре женщины, в Константинопольском монастыре которые помогали во время литургии и в Иерусалимской церкви звавшиеся мироносицами) удовлетворяли потребности византийского общества, что было необходимым, для того, чтобы выражать интересы разнообразного общества на тот момент. Церковь должна общаться с паствой. Это учреждение было вынуждено приспособиться к потребностям общества и историческим условиям. Что касается материала исследования, можно предположить, что византийцы были, не столько креативны в создании образов святых женщин, как выдвигали на первый план некоторые элементы христианских представлений о пути женщины к святости и благочестию в целом. Подводя итог развитию образа женской святости, необходимо отметить, что он превратился из образа монахини в образ святой мирянки. Соответственно значение девственности изменило направление доминирования в образе святой женщины. Аскетизм также постепенно ослабевал, а роль тем, связанных с внутренними намерениями святости в мире росла. До этого образ святости был связан с целомудрием, аскетической традицией, отречением от мира ради добродетели, страданиями тела из-за умышленных испытаний и тяжелой работы.
Чуть позднее стали наблюдаться отступления от выше описанного канона в ранг святости возводились и женщины, побывавшие в браке. Брак толковался как неизбежное испытание на жизненном пути святой. Стали прославляться святые женщины, которые не принимали постриг и в миру достигли святости. Как императрица Феодора. Основным источником сведений о императрице Феодоре и её восшествии на престол становится «Тайная история» Прокопия Кесарийского. Достаточно противоречивый источник, и во многих моментах описывающий императрицу нелицеприятно, но несмотря на это он не вызывает сомнений относительно достоверности основных событий. Характеристики, которые позволяет себе автор могут быть во многом преувеличены. Прокопий дает одно из первых словестных описаний императрицы. Его склонность считать её распутницей обусловлена личным предвзятым мнением либо наговорами, но частично свой достаточно порочный образ жизни признавала сама императрица, считая себя грешницей. Это оставило след на репутации императрицы. Но церковь впоследствии признала раскаяние императрицы полным и заслуживающим прощения.
Несмотря на сомнительное прошлое, Феодоры Юстиниан увлекся ею и впоследствии связал с ней свою жизнь. Все это произошло не без влияния на императора внешней привлекательности, которой обладала его избранница. Впоследствии именно благодаря своей красоте Феодора имеет огромное влияние на императора. И таким образом вмешивается в государственные дела. Феодора сделала многое для улучшения положения женщин, а также лиц с нетрадиционной ориентацией. Помимо этого она плодотворно занималась благотворительностью. Но на этом её участие в политическом управлении империей не заканчивалось. Главной отличительной чертой её деятельности становится покровительство монофизитам. Впоследствии исследователи сообщаю нам, что мотивы этих действий могли быть различны. Но это доказывает огромное влияние, оказываемое Феодорой на Юстиниана, так как официальная религиозная политика Юстиниана была направлена на борьбу с монофизитами.
Что же касается её внешнего образа, то перед её красотой склоняются даже её недоброжелатели. Так Прокопий дает её словесный портрет в очень приятном описании, подчеркивающем внешнюю притягательность императрицы. А также это описание совпадает с мозаичным изображением Феодоры, которое сохранилось до наших дней. Пример святой Феодоры еще наиболее показателен и тем, что она была не простой мирянкой, она была императрицей, в руках которой сосредотачивалась огромная власть. И она смогла направить это влияние в нужное русло, на благо народа, олицетворяя в себе не только мудрую со правительницу своего также причисленного к лику святых супруга-императора Юстиниана, но и женщины пришедшую к верному образу жизни, христианским добродетелям, раскаявшуюся грешницу. Этот пример давал надежду каждой заблудшей женщине вернуться на путь праведной жизни и найти прощение. Феодора не вела аскетический образ жизни, но она реальными делами воплощала христианскую мудрость в жизнь, создавая приюты для бедных, выкупая женщин из притонов и давая им шанс на спасения от эксплуатации своим телом. Она преследовала тех, кто обманом вовлекал беззащитных девушек в коварные авантюры, и при этом обманывал их семьи , выплачивая им суммы несопоставимые с услугами, которые оказывали их дочери, сестры, племянницы. Ее вклад в общественную жизнь отмечен многими исследователями. И церковь не имела особых назиданий относительно прошлого императрицы Феодоры, так как ее благотворительная деятельность была на столько велика, как раз потому, что она сама постигла бедность, страдания и лишения. Покровительство монофизитам, также не вызывает осуждения, так как вероятнее всего это был политический ход для сплочения народа по всей империи независимо от их отклонения в христианском вероисповедании. Императрица Феодора- символ, раскаявшейся женщины, постигшей страдания, но сумевшей преодолеть себя и жизненные трудности.
Тенденция актуализации новых качеств в образе святой была связана с масштабными изменениями в культуре византийского общества в рассматриваемый период.
Мария Египетская в большей степени представляет аскетический тип святой. Она считается покровительницей кающихся женщин, и велим аскетом церкви. Ее жизненный путь являет для нас ярчайший пример покаяния и жертвенности. Именно поэтому, в пятое воскресенье Великого Поста, совершается память святой преподобной Марии Египетской.
Мария была родом из Египта. Ученые предполагают, что она родилась приблизительно в середине V века. Когда ей было около двенадцати лет, Мария ушла из родного дома, и отправилась в Александрию, там она стала заниматься проституцией. Мария занималась этим не столь для заработка средств, сколько для удовольствия.
В праздник Воздвижения Креста Господня Мария вместе с паломниками отправилась в Иерусалим. Соблазняя странников во время плаванья, она не насытилась своим грехом и продолжила свое распутное занятие в Иерусалиме, обольщая не только местных жителей, но и путешественников из других стран. Когда наступил день празднования, Мария вместе с другими людьми попыталась войти в церковь, но не смогла какая-то необъяснимая сила сдерживала ее, тем самым не давая ей попасть в церковь. Понимая, что причиной этого стал ее греховный образ жизни, ее охватил дикий ужас и все совершенное ею пронеслось у нее перед глазами. Она увидела икону Пресвятой Богородицы, которая находилась в притворе храма, и начала усердно молиться, чтобы жизнь ее изменилась, и она смогла перебороть в своей душе всю скверну, переполнявшую её. Только после этого Мария сумела зайти в храм и преклониться Животворящему Кресту. Мария решила изменить свою жизнь и ушла в пустыню по ту сторону Иордана. Она прожила там 47 лет и все это время она посвятила борьбе со своими прошлыми прегрешениями, в раскаянии и душевных терзаниях.
Первые 17 лет Марию преследовали бурные воспоминания о её прошлой жизни, она вспоминала вкус еды и питья, подавляла в себе все желания, и лишь потом она почувствовала облегчение.
За годы блужданий по пустыне одежда кающейся грешницы истлела, и ее тело нечем было прикрыть. Летом она изнемогала от зноя, зимой - от холода. Но эти преграды и испытания не смогли сбить Марию с обозначенного для неё пути: находясь в пустыне, она, несмотря на то, что никогда ранее не изучала христианские догматы, не занималась по священным книгам и не слышала церковного пения, смогла познать Слово Божие.
Единственного человека, которого Мария увидела после своего ухода в пустыню, был иеромонах Зосима. Зосима был служителем монастыря и по традиции в первое Воскресенье Великого поста монахи отправлялись в паломничество по пустыне. Там он встретил человека с загорелой кожей, потемневшей от воздействия солнечных лучей. Это и была Мария Египетская. Мария сразу же показалась Зосиме удивительной. Она никогда не изучала грамоту, но при этом могла пересказывать отрывки из Библии. Обладание даром предвидения также было очевидно, так как Мария не только назвала монаха по имени при первой встрече, но и описала некоторые факты из его жизни. Когда святая начала молиться она воспарила над землей и тогда инок понял, что Мария великая святая, сумевшая в наибольшей степени приблизиться к Богу. Сама же Мария не гордилась своими способностями и умениями, она продолжала раскаиваться в совершенных ранее грехах. После совместных молитв, женщина рассказала монаху историю своего жизненного пути. После этого она попросила его вернуться ровно через год, чтобы он смог ее причастить, но при этом указала другое место встречи. Мария повелела Зосиме ждать ее на другом берегу реки и не переходить реку. Старец никому не рассказывал об увиденном, весь год он молчал, чтобы его удивительная встреча со святой Марией повторилась.
При следующей встрече Мария перешла реку по воде, показав тем самым, что она духовно уже с Богом. Они вместе помолились и Мария предсказала, что Зосима увидит ее снова. Ровно через год после второй встречи с Марией Зосима отправился в пустыню, чтобы встретить святую отшельницу еще раз. Однако он нашел только тело святой, лежащее на песке с просьбой о погребении. Зосима понимает, что после того, как год назад он общался со святой, она чудесным образом переместилась в это место, куда он добирался 20 дней и там скончалась. По возвращении в обитель, монах сказал своим братьям о своем открытии, об аскете, который много лет жил в пустыне. Все были поражены величием Бога и решили почтить память преподобной и помнить день ее кончины.
Изучение образов женской святости в византийской истории дает перспективу для дальнейшего исследования вопросов святости к пути к святости женщин в Византии в более широких аспектах, а также на более широком временном интервале. Это позволит нам воссоздать новые лица и образы женской святости, проследить развитие женских и мужских моделей поведения, и кроме того, создать фундаментальную историческую работу, которая будет интересна историку, культурологу и филологу.



1. Василий Великий. Девять бесед на Шестоднев / Пер. Л.А.
Фрейберг. Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20. / Пер. Т. А. Миллер // Памятники византийской литературы IV—IX веков / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М., 1968. 400 с.
2. Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. / Пер. Моск. дух. акад. Т. 1. Слова (Серия «Классическая философская мысль»). М., 2000. 541с.
3. Григорий Нисский. Об устроении человека / Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье под ред. А. Л. Верлинского. СПб., 2000. 208 с.
4. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии и Послание к Титу иерарху, (славян, текст и рус. перевод) // Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков, Л., 1987. 308 с.
5. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии / Изд. подгот. Г. М. Прохоровым. СПб., 1995. 340 с.
6. Житие преподобной матери Марии Египетской //перев.. Иоана Почаевскаго — Монреаль: Издание Братства Русской Православной Церкви Заграницей, 1980. 23 с.
7. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений в 12-ти томах. Т.1. Кн.1. М.,1991. 549 с.
8. Иоанн Малала. Хронография. Книги XIII-XVIII / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 2 / Н. Н. Болгов (отв. ред.). Белгород, 2014. 200 с.
9. Немезий Эмесский. О природе человека / Перевод с греч. Ф. С. Владимирского. Составление, послесловие, общая редакция М. Л. Хорькова, М., 2010. 464 с.
10. Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic.Graec. 694) / Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2002. 700 с.
11. Прокопий Кесарийский. Война с персами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., комм. А. А. Чекаловой. Отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1993. 570 с.
12. Прокопий Кесарийский. Тайная история // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., комм. А. А. Чекаловой. Отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1993. 570 с.
13. Синесий Киренский. Речи // Памятники византийской литературы IV—IX веков / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М., 1968. С. 180-190.
14. Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.Т. II. 1342 p.
15. Symeon Metaphrastes/ Patrologia Graeсa Эл. Ресурс //https://books.google.ru/books?id=NZLYAAAAMAAJ&pg=PA1614&hl=ru&so urce=gbs_selected_pages&cad=2#v=onepage&q&f=false (дата обращения 30.
03.2017)
II. Исследования
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. 437 c.
2. Андолов В. С. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. 132 с.
3. Афанасий I Великий // Православная энциклопедия. Том IV. М.,
2002. С. 752-754.
4. Александровский М.И. Исторический указатель московских церквей. Рукопись. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Государственный Исторический музей. Отдел ИЗО. Фонд архитектурной графики. 23. № 3.
5. Богословский М.М. Посольство Е.М. Украинцева в Константинополь // Петр I. Материалы для биографии. М.; Л., 1948. Т. 5. 589с.
6. Большой путеводитель по Библии (Перевод издания Дрёмер Кнаур, Мюнхен). М., 1993. 480с
7. Болгов Н. Н. Кресконий Корипп и постантичный эпос между латинским и византийским мирами // Из истории античного общества. Вып.
11. Нижний Новгород, 2008. С. 31-39.
8. Болгов Н. Н. Поздняя античность: история и культура. Белгород: БелГУ, 2009. 88 с.
9. Болгов Н. Н. Частная жизнь женщины в ранней Византии. Белгород: БелГУ, 2009. 170 с.
10. Брендле Р. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик. / Пер. с нем. М.: Хронос, 2008. 208 с.
11. Буганов Р. Б. Дука, византийский историк XV в. // Православная энциклопедия. 2007. Т. 16. С. 132-138.
12. Бычков В. В. О предмете истории эстетики // Античная культура и современная наука. М.: Вече,1985. С. 20-24.
13. Бычков В. В. Эстетика поздней античности II-III века. М.: Наука, 1981. 499 с.
14. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. 240 с.
15. Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры. В 2-х тт. Том 1. Раннее христианство. Византия. М.-СПб.: Директ-Медиа,1999. 181 с.
16. Бычков В. В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // ВДИ. № 3. 1977. С. 81-96.
17. Васильев А. А. История Византии В 2-х т. Т. 2. СПб.: Алетейя, 1998. 506 с.
18. Величко А. М. История Византийских императоров. М.: ФИВ,
2009. Т. 2. 488 с.
19. Гарланд Л. София (жена Юстина II). Университет Новой Англии, Новый Южный Уэльс. Эл. Ресурс: http://www.luc.edu/roman- emperors/sophia.htm#N_36_( дата обращения 2.01.2017)
20. Голиченко Т. С. Славянская мифология и Античная культура // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. К.: Научная мысль, 1988. С. 44-48.
21. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 208 с.
22. Давыденков О. В. Религиозная политика при Юстине I (518-526) и в первый период единоличного царствования Юстиниана I (527-540). Рост монофизитства в Константинополе // Вестник ПСТГУ. Предыстория.
Богословский сборник, 2001. С. 14-17.
23. Дашков С. Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996. 370 с.
24. Дебольский Г.С., протоиерей. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Т. 2. СПб. Наука - 280с. .
25. Дворкин А. Л. Очерки по истории вселенской православной церкви. Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана. Эл. Ресурс: http://www.sedmitza.ru/lib/text/434766/ (дата обращения 24.01.2017)
26. Диль Ш. Византийские портреты. М.: Искусство, 1994. 445 с.
27. Диль Ш. История Византийской империи. М.: Гос. изд. иностранной литературы, 1984. 167 с.
28. Жития святых, составленные Симеоном Метафрастом в Греческой патрологии Эл. Ресурс http://www.documentacatholicaomnia.eu/30_20_0950- 1050-_Symeon_Metaphrastes.html (дата обращения 14.03.2017)
29. Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского Эл. Ресурс https: //azbyka.ru/otechnik/Zhitij a_svj atykh/zhitij a-vizantij skih- svj atyh/7 (дата обр. 05.05.2017)
30. Карташёв А. В. Вселенские соборы. М.-Клин, 2004. 574 с.
31. Каптерев Н.Ф. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. М., Мысль,2000. 68с.
32. Кулаковский Ю. А. История Византии. В 3-х т. Т.1. СПб.: Алетейя,
2003. 492 с.
33. Каждан А.П. Византийский монастырь как социальная группа. М, 1999,Мысль, 250с.
34. Лаврентьев А.В. Ковчег Е.И. Украинцева из собрания
Г осударственного Исторического музея // Россия и христианский Восток.
Сб. статей. Вып. 1. М., 1997. С. 191.
35. Левченко М. В. Византийский историк Агафий Миринейский и его мировоззрение // Визант. временник. Т. 3. 1996. С. 84-90.
36. Лосев А. Ф. Терзания духа. М.: Политиздат, 1988. 136 с.
37. Лосев А. Ф. Эстетика // Философская энциклопедия. М.: Сов энциклопедия, 1970. Т 5. С. 24-26.
38. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М.: Искусство, 1992. 648 с.
39. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Мысль, 1980. 504 с.
40. Матченко И. Досифей, патриарх Иерусалимский и его время//Душеполезное чтение. 1878. Кн. 1. С. 81-106; Кн. 3. С. 492-495;
41. Мария Египетская - сокровище пустыни // Православие и мир. Эл.
Ресурс http://www.taday.ru/text/184008.html (д. обр. 12,01,2017)
42. Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. Черкассы: Коллоквиум, 2009. 534 с.
43. Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984. 243 p
44. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие / Пер. с англ. Л. Волохонской. Вильнюс-М.: Весть, 1992. 460 с.
45. Паке Д. История красоты. М.: Астрель, АСТ, 2003. 140 с.
46. Поснов М. Э. История Христианской Церкви Эл. Ресурс. http://www.rodon.org/pme/ihc.htm (д. обр. 23. 01.2017)
47. Полный православный богословский энциклопедический словарь.
— СПб, Амфора, 1912. — Т. II. — 2025 с.
48. Преподобная Мария Египетская // Православный календарь. Эл.
Ресурс http://days.pravoslavie.ru/Life/life754.htm (дата обращения 10,01,2017)
49. Парамонова М.Ю. Культы святых и их социальные функции в средневековой латинской Европе М., Мысль 2001. 102с.
50. Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисоглебовского культов. М., Мысль,2003.88с.
51. Романов Г. Святые мощи преподобной Марии Египетской в Сретенской обители Ч. 1., Ч. 2. Эл. Ресурс http://www.pravoslavie.ru/32260.html (дата обращения 12.01.2017)
52. Романов Г.А. Крест резной. Московский Сретенский монастырь. М., Мысль 1992. 204с.
53. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско- богословской мысли. М.: Ком Книга, 2006. 601 с.
54. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.,Наука 1991. Кн. 7, 615с.
55. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк московского Сретенского мужского монастыря // Сретенский монастырь. Издание архимандрита Серафима. М., 1885.- С. 11.
56. Удальцова З. В. Культура Византия: вторая половина VII—XII вв. М.: Наука, 1989. 310 с.
57. Успенский Ф. И. История Византийской империи в 5-ти т. Т. 1. М.: Мысль, 1996. 830 с.
58. Филатов К. А. Византийский словарь: в 2 т. Т. 1. СПб.: Амфора,
2010. 362 с.
59. Федотова М. А. Житие святого Димитрия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3 (29). - с. 114.
60. Фрейберг Л. А., Попова Т. В. Византийская литература эпохи расцвета. . М., Мысль 1978. 123 с.
61. Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский. Личность и творчество. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. СПБ.: Алетейя, 1998. 519 с.
62. Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий / Отв. Ред. В. Т. Пашуто. М.: Наука, 1980. 216 с.
63. Шарапов С. А. Красота, согласно православному вероучению. Эл.
Ресурс: http://azbyka.ru/dictionary/10/krasota-soglasno-pravoslavnomu- veroucheniju-all.shtml#sel=(д. обр. 12.12.2017)
64. Abrahamse D. F. Women's monasticism ...P. 51-52; Herrin J. Changing Functions of monasteries during iconoclasm// Byzantine women: varieties of experience AD 800-1200 / Ed by L. г Garland. Aldershot, 2006. P. 3 - 4.
65. Brown P. Late Antiquity. A History of Private Life. Vol. I: From Pagan Rome to Byzantium / ed. P. Veyne. Cambridge, Mass. 1987. Р. 184-333.
66. Brown P. The Body and Society: Men, Women, and Sexual Renunciation in Early Christianity. New York, 1988. 816 p.
67. Burman, Julia. The Athenian Empress Eudocia // Paavo Castren (Hrsg.). Post-Herulian Athens. Aspects of Life and Culture in Athens A.D. 267—529. Helsinki, 1994. С. 63-87.
68. Cameron A. Notes on the Sophiae, the Sophianae, and the Harbour of Sophia. 1988. 120 p.
69. Cameron A. The Artistic Patronage of Justin II // Byzantion. 50. 1980.
Р. 192-200.
70. Mango С. Byzantium, the empire of New Rome. N.Y., 1980. 280 p
71. Evans, James Allan. The Empress Theodora: Partner of Justinian.
University of Texas Press, 2003. 188 p.
72. Harrey S.A. Women in Early Byzantine Hagiography. L., 1990. 432 p.
73. Salti, Stfania; Venturini, Renata. The life of Theodora. Ravenna, 1999. 326 p.
74. Tatarkiewicz W. Historia estetyki. II. Estetyka sredniowieczna.
Wroclaw-Warszawa-Krakow, 1962. 482 p.
75. Yarbrough A. Christianization in Fouth Century. Example of Roman
Women // Church History. 1976. Vol. 45. No. 2. P. 160


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ