РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА "ФИЗИКА В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ" ДЛЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 6
1.1 Профилизация обучения в старших классах 6
1.2 Анализ содержания профильных программ по физике 8
1.3 Методические основы разработки факультативного курса
«Физика в моей будущей профессии» 10
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ФИЗИКА В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» 19
2.1 Основное содержание элективного курса 19
2.2 Апробация курса «Физика в моей будущей профессии» 36
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 6
1.1 Профилизация обучения в старших классах 6
1.2 Анализ содержания профильных программ по физике 8
1.3 Методические основы разработки факультативного курса
«Физика в моей будущей профессии» 10
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ФИЗИКА В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» 19
2.1 Основное содержание элективного курса 19
2.2 Апробация курса «Физика в моей будущей профессии» 36
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Современная социально-экономическая ситуация в стране и постоянно изменяющиеся потребности рынка труда в определенной мере усложняют подготовку специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики.
В связи с этим значительное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая выпускниками школ. Выбор профессии для школьников - это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро [33].
Данная выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению проблемы профориентации по физике в профильной школе. Профориентация представляет собой комплекс действий для выявления у обучающихся склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
Как правило, у обучающихся старших классов возникает определенный ряд проблем и трудностей при выборе будущей профессии:
1. Отсутствие (или недостаточность) профессионального самоопределения.
2. Незнание профессий, соответствующих выбранному профилю.
3. Влияние мнения семьи на выбор будущей профессии.
4. Желание получить «модную» профессию.
В результате обучающиеся выбирают профессию, которая им не интересна, приносит разочарование, оказывается слишком сложной. Как результат, они отказываются от нее.
Данная проблема послужила основой для формулирования темы выпускной квалификационной работы: для того, чтобы у обучающихся 10-11 классов не возникало больших трудностей в выборе профессии, а время, 3
проведенное в профильном классе, не прошло даром, необходимо разработать факультативный курс для обучающихся старших классов под названием «Физика в моей будущей профессии». Этот факультативный курс поможет старшеклассникам узнать о специальностях, напрямую связанных с такой наукой, как физика, с конкретными ее разделами. Он даст понимание трудностей того или иного направления.
Таким образом, актуальность нашей темы обусловлена противоречием между динамичностью социально-экономической ситуации в стране, диктующей изменяющиеся требования к подготовке будущих специалистов, с одной стороны и, с другой стороны, некоторой «однобокостью» существующих профессионально-ориентированных элективных и факультативных курсов для физико-математического профиля. Эта однобокость выражена в том, что содержательный компонент такого рода курсов , как правило, нацелен на решение задач повышенной сложности по физике и математике, и совершенно не помогает будущим абитуриентам с определением конкретной профессии, в которой эти знания им будут полезными.
Объект - организация обучения физике в профильных классах.
Предмет - профориентационная деятельность, направленная на старших школьников.
Цель: разработать факультативный курс по физике для профильной школы «Физика в моей будущей профессии», направленный на профориентацию учащихся.
Задачи:
- изучить научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- изучить теоретические основы профильного обучения в старшей школе;
- проанализировать профильную программу среднего общего образования по физике;
- проанализировать профессии, в которых необходимо знание физики, и их востребованность на рынке труда;
- проанализировать соответствие профессий разделам физики;
- разработать факультативный курс «Физика в моей будущей профессии».
В связи с этим значительное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая выпускниками школ. Выбор профессии для школьников - это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро [33].
Данная выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению проблемы профориентации по физике в профильной школе. Профориентация представляет собой комплекс действий для выявления у обучающихся склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
Как правило, у обучающихся старших классов возникает определенный ряд проблем и трудностей при выборе будущей профессии:
1. Отсутствие (или недостаточность) профессионального самоопределения.
2. Незнание профессий, соответствующих выбранному профилю.
3. Влияние мнения семьи на выбор будущей профессии.
4. Желание получить «модную» профессию.
В результате обучающиеся выбирают профессию, которая им не интересна, приносит разочарование, оказывается слишком сложной. Как результат, они отказываются от нее.
Данная проблема послужила основой для формулирования темы выпускной квалификационной работы: для того, чтобы у обучающихся 10-11 классов не возникало больших трудностей в выборе профессии, а время, 3
проведенное в профильном классе, не прошло даром, необходимо разработать факультативный курс для обучающихся старших классов под названием «Физика в моей будущей профессии». Этот факультативный курс поможет старшеклассникам узнать о специальностях, напрямую связанных с такой наукой, как физика, с конкретными ее разделами. Он даст понимание трудностей того или иного направления.
Таким образом, актуальность нашей темы обусловлена противоречием между динамичностью социально-экономической ситуации в стране, диктующей изменяющиеся требования к подготовке будущих специалистов, с одной стороны и, с другой стороны, некоторой «однобокостью» существующих профессионально-ориентированных элективных и факультативных курсов для физико-математического профиля. Эта однобокость выражена в том, что содержательный компонент такого рода курсов , как правило, нацелен на решение задач повышенной сложности по физике и математике, и совершенно не помогает будущим абитуриентам с определением конкретной профессии, в которой эти знания им будут полезными.
Объект - организация обучения физике в профильных классах.
Предмет - профориентационная деятельность, направленная на старших школьников.
Цель: разработать факультативный курс по физике для профильной школы «Физика в моей будущей профессии», направленный на профориентацию учащихся.
Задачи:
- изучить научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- изучить теоретические основы профильного обучения в старшей школе;
- проанализировать профильную программу среднего общего образования по физике;
- проанализировать профессии, в которых необходимо знание физики, и их востребованность на рынке труда;
- проанализировать соответствие профессий разделам физики;
- разработать факультативный курс «Физика в моей будущей профессии».
На сегодняшний день все чаще у абитуриентов встает вопрос о выборе будущей профессии на старшей ступени обучения.
Цель работы заключалась в разработке факультативного курса «Физика в моей будущей профессии» для профильных классов исходя из противоречия между динамичностью социально-экономической ситуацией в стране с одной стороны и некоторой «однобокостью» существующих профессионально - ориентированных элективных и факультативных курсов для физико¬математического профиля с другой стороны.
В ходе работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
Во-первых, изучена научная, учебная и учебно-методическая литература по проблеме исследования, которая позволила определить имеющуюся проблему выбора будущей профессии среди выпускников школ.
Во-вторых, изучены теоретические основы профильного обучения в старшей школе, определены цели, задачи, виды профильных школ.
В-третьих, проанализированы профильные программы среднего общего образования по физике: выявлены особенности профильных программ (недельная нагрузка и содержание), определены содержание, назначение и продолжительность рекомендуемых элективных курсов для профильных классов.
В-четвертых, проанализирован перечень профессий, в которых необходимо знание физики и их востребованность на рынке труда , проанализировано соответствие профессий разделам физики, разработан факультативный курс «Физика в моей будущей профессии» на основе произведенного отбора. В качестве основных профессий были выбраны учитель физики, инженер-строитель, горный инженер, инженер -электрик, инженер-механик, инженер-технолог, физик-ядерщик, энергетик.
В-пятых, была проведена апробация курса следующим образом:
- внедрение раздела «Физика в профессии инженера-строителя» в
образовательной деятельности 10 А класса муниципального бюджетного образовательного учреждения города Мурманска «Средняя
общеобразовательная школа №31»;
- выступление на региональной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и естественные науки» в секции «Физико-математическое образование и информационные технологии» (апрель 2019 г., МАГУ, г. Мурманск);
- выступление на 18-ой международной научной конференции студентов и аспирантов «Проблемы арктического региона» в секции «Проблемы образования в арктическом регионе» на базе МАГУ ФМЭиИТ.
Таким образом, при написании выпускной квалификационной работы поставленная цель была достигнута и получен ожидаемый результат - разработан факультативный курс «Физика в моей будущей профессии».
Цель работы заключалась в разработке факультативного курса «Физика в моей будущей профессии» для профильных классов исходя из противоречия между динамичностью социально-экономической ситуацией в стране с одной стороны и некоторой «однобокостью» существующих профессионально - ориентированных элективных и факультативных курсов для физико¬математического профиля с другой стороны.
В ходе работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
Во-первых, изучена научная, учебная и учебно-методическая литература по проблеме исследования, которая позволила определить имеющуюся проблему выбора будущей профессии среди выпускников школ.
Во-вторых, изучены теоретические основы профильного обучения в старшей школе, определены цели, задачи, виды профильных школ.
В-третьих, проанализированы профильные программы среднего общего образования по физике: выявлены особенности профильных программ (недельная нагрузка и содержание), определены содержание, назначение и продолжительность рекомендуемых элективных курсов для профильных классов.
В-четвертых, проанализирован перечень профессий, в которых необходимо знание физики и их востребованность на рынке труда , проанализировано соответствие профессий разделам физики, разработан факультативный курс «Физика в моей будущей профессии» на основе произведенного отбора. В качестве основных профессий были выбраны учитель физики, инженер-строитель, горный инженер, инженер -электрик, инженер-механик, инженер-технолог, физик-ядерщик, энергетик.
В-пятых, была проведена апробация курса следующим образом:
- внедрение раздела «Физика в профессии инженера-строителя» в
образовательной деятельности 10 А класса муниципального бюджетного образовательного учреждения города Мурманска «Средняя
общеобразовательная школа №31»;
- выступление на региональной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и естественные науки» в секции «Физико-математическое образование и информационные технологии» (апрель 2019 г., МАГУ, г. Мурманск);
- выступление на 18-ой международной научной конференции студентов и аспирантов «Проблемы арктического региона» в секции «Проблемы образования в арктическом регионе» на базе МАГУ ФМЭиИТ.
Таким образом, при написании выпускной квалификационной работы поставленная цель была достигнута и получен ожидаемый результат - разработан факультативный курс «Физика в моей будущей профессии».
Подобные работы
- Разработка элективного курса по физике «Основы электротехники» 8 класс
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



