ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 6
1.1 Профилизация обучения в старших классах 6
1.2 Анализ содержания профильных программ по физике 8
1.3 Методические основы разработки факультативного курса
«Физика в моей будущей профессии» 10
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ФИЗИКА В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ» 19
2.1 Основное содержание элективного курса 19
2.2 Апробация курса «Физика в моей будущей профессии» 36
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Современная социально-экономическая ситуация в стране и постоянно изменяющиеся потребности рынка труда в определенной мере усложняют подготовку специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики.
В связи с этим значительное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая выпускниками школ. Выбор профессии для школьников - это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах выбор профессии для школьников встает особо остро [33].
Данная выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению проблемы профориентации по физике в профильной школе. Профориентация представляет собой комплекс действий для выявления у обучающихся склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
Как правило, у обучающихся старших классов возникает определенный ряд проблем и трудностей при выборе будущей профессии:
1. Отсутствие (или недостаточность) профессионального самоопределения.
2. Незнание профессий, соответствующих выбранному профилю.
3. Влияние мнения семьи на выбор будущей профессии.
4. Желание получить «модную» профессию.
В результате обучающиеся выбирают профессию, которая им не интересна, приносит разочарование, оказывается слишком сложной. Как результат, они отказываются от нее.
Данная проблема послужила основой для формулирования темы выпускной квалификационной работы: для того, чтобы у обучающихся 10-11 классов не возникало больших трудностей в выборе профессии, а время, 3
проведенное в профильном классе, не прошло даром, необходимо разработать факультативный курс для обучающихся старших классов под названием «Физика в моей будущей профессии». Этот факультативный курс поможет старшеклассникам узнать о специальностях, напрямую связанных с такой наукой, как физика, с конкретными ее разделами. Он даст понимание трудностей того или иного направления.
Таким образом, актуальность нашей темы обусловлена противоречием между динамичностью социально-экономической ситуации в стране, диктующей изменяющиеся требования к подготовке будущих специалистов, с одной стороны и, с другой стороны, некоторой «однобокостью» существующих профессионально-ориентированных элективных и факультативных курсов для физико-математического профиля. Эта однобокость выражена в том, что содержательный компонент такого рода курсов , как правило, нацелен на решение задач повышенной сложности по физике и математике, и совершенно не помогает будущим абитуриентам с определением конкретной профессии, в которой эти знания им будут полезными.
Объект - организация обучения физике в профильных классах.
Предмет - профориентационная деятельность, направленная на старших школьников.
Цель: разработать факультативный курс по физике для профильной школы «Физика в моей будущей профессии», направленный на профориентацию учащихся.
Задачи:
- изучить научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- изучить теоретические основы профильного обучения в старшей школе;
- проанализировать профильную программу среднего общего образования по физике;
- проанализировать профессии, в которых необходимо знание физики, и их востребованность на рынке труда;
- проанализировать соответствие профессий разделам физики;
- разработать факультативный курс «Физика в моей будущей профессии».
На сегодняшний день все чаще у абитуриентов встает вопрос о выборе будущей профессии на старшей ступени обучения.
Цель работы заключалась в разработке факультативного курса «Физика в моей будущей профессии» для профильных классов исходя из противоречия между динамичностью социально-экономической ситуацией в стране с одной стороны и некоторой «однобокостью» существующих профессионально - ориентированных элективных и факультативных курсов для физико¬математического профиля с другой стороны.
В ходе работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
Во-первых, изучена научная, учебная и учебно-методическая литература по проблеме исследования, которая позволила определить имеющуюся проблему выбора будущей профессии среди выпускников школ.
Во-вторых, изучены теоретические основы профильного обучения в старшей школе, определены цели, задачи, виды профильных школ.
В-третьих, проанализированы профильные программы среднего общего образования по физике: выявлены особенности профильных программ (недельная нагрузка и содержание), определены содержание, назначение и продолжительность рекомендуемых элективных курсов для профильных классов.
В-четвертых, проанализирован перечень профессий, в которых необходимо знание физики и их востребованность на рынке труда , проанализировано соответствие профессий разделам физики, разработан факультативный курс «Физика в моей будущей профессии» на основе произведенного отбора. В качестве основных профессий были выбраны учитель физики, инженер-строитель, горный инженер, инженер -электрик, инженер-механик, инженер-технолог, физик-ядерщик, энергетик.
В-пятых, была проведена апробация курса следующим образом:
- внедрение раздела «Физика в профессии инженера-строителя» в
образовательной деятельности 10 А класса муниципального бюджетного образовательного учреждения города Мурманска «Средняя
общеобразовательная школа №31»;
- выступление на региональной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и естественные науки» в секции «Физико-математическое образование и информационные технологии» (апрель 2019 г., МАГУ, г. Мурманск);
- выступление на 18-ой международной научной конференции студентов и аспирантов «Проблемы арктического региона» в секции «Проблемы образования в арктическом регионе» на базе МАГУ ФМЭиИТ.
Таким образом, при написании выпускной квалификационной работы поставленная цель была достигнута и получен ожидаемый результат - разработан факультативный курс «Физика в моей будущей профессии».
1. Аганов, А.В. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Около 1500 задач с подробными решениями [Текст]/ А.В. Аганов, Р.К. Сафиуллин, А.И. Скворцов. - М.: Ленанд, 2015. - 336 с.
2. Артемова, Л. К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда [Текст]/ Л.К. Артемова // Народное образование. - 2003. - №4. - С. 84-88.
3. Афанасьева, Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Система профильного обучения старшеклассников [Текст] / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. - М.: АПКиПРО, 2004. - 73с.
4. Вакансии // Мурманский морской торговый порт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.portmurmansk.ru/ru/careers/jobs/ (Дата обращения 19.03.2019)
5. Вакансии // Норникель [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nornickel.ru/careers/vacancies/ (Дата обращения 19.03.2019)
6. Вакансии // РОСАТОМФЛОТ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosatomflot.ru/rabota_i_karyera/ (Дата обращения 20.03.2019)
7. Вакансии // Российские железные дороги [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://social.rzd.ru/vacancy/public/ru?STRUCTURE_ID=5206&x=29&make=search &name=&org_unit_name=&salary=®ion_id=&y=8&page5185_3375=6 (Дата обращения 19.03.2019)
8. Вакансии // РОСЭНЕРГОАТОМ [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.rosenergoatom.ru/stations_projects/sayt-kolskoy-aes/vakansii/ (Дата обращения 19.03.2019)
9. Вакансии // Северсталь [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.severstal.com/rus/careers/vacancy/all_vac (Дата обращения
19.03.2019)
10. Глазунов, А.П. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе [Текст] / А.П. Глазунов, А.Т. Глазунов, В.А. Фабрикант. - М.: Просвещение, 1985. - 159 с.
11. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст]/ Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко - М.:Просвещение,1989. - 192 с.
12. Кабардин, О.Ф. Факультативный курс физики. 10 класс [Текст]/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Н.И. Шефер. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
13. Каменецкий, С.Е. Теория и методика обучения физике в школе. Общие
вопросы [Текст] / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 368 с.
14. Кузнецов, А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание [Текст] /А.А. Кузнецов, Л.О. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - №3. - С. 54-59.
15. Кузнецов, А. А. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени школы [Текст] / А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 5. - С. 30-33.
16. Ларченкова, Л.А. Десять интерактивных лекций по методике обучения
физике: учебное пособие [Текст] / Л.А. Ларченкова; Российский
государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт- Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 192 с.
17. Мякишев, Г.Я. Физика. 11 класс. Колебания и волны: учеб.для общеобразоват.учреждений [Текст] / Г.Я. Мякишев, А. З. Синяков. - М.: Дрофа, 2019. - 288 с.
18. Мякишев, Г.Я. Физика. 10 класс. Механика: учеб.для
общеобразоват.учреждений [Текст] / Г.Я. Мякишев, А. З. Синяков, Б. А. Слободсков. - М.: Дрофа, 2019. - 512 с.
19. Мякишев, Г.Я. Физика. 10 класс. Молекулярная физика. Термодинамика: учеб.для общеобразоват.учреждений [Текст] / Г.Я. Мякишев, А. З. Синяков.- М.: Дрофа, 2019. - 352 с.
20. Мякишев, Г.Я. Физика. 11 класс. Оптика. Квантовая физика: учеб.для общеобразоват.учреждений [Текст] / Г.Я. Мякишев, А. З. Синяков, Б. А. Слободсков. - М.: Дрофа, 2019. - 480 с.
21. Мякишев, Г.Я. Физика. 10-11 класс. Электродинамика: учеб.для
общеобразоват.учреждений [Текст] / Г.Я. Мякишев, А. З. Синяков. - М.: Дрофа, 2019. - 480 с.
22. Национальный реестр профессиональных стандартов //
Профессиональные стандарты. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/ (Дата обращения 30.04.2019)
23. Невзоров, Л.А. Башенные краны: учебник для сред.проф.-техн. училищ [Текст] / Л.А. Невзоров, Г.Н. Пазельский, В.А. Романоха - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1980. - 326 с.
24. Низамов, И.М. Задачи по физике с техническим содержанием [Текст] / И.М. Низамов, А.В. Первышкин. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
25. Об организации образовательного процесса по образовательным программам среднего общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области в 2014/2015 учебном году: Метод. Рекомендации для руководителей общеобразоват. организаций [Текст]/ Институт развития образования. - М.: ГАУДПО МО «ИРО», 2014. - 38 с.
26. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ Министерства просвещения Российской Федерации [Текст]. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.
27. Орлов, В.А. Программа элективного курса «Методы решения физических задач»: Сб. программ элективных курсов. [Текст]/ В.А. Орлов, Ю.А. Сауров. - М.: Дрофа, 2005. - 22 с.
28. О федеральном перечне учебников: приказ Министерства просвещения Российской Федерации. - М. Москва, 2018. - 136 с.
29. Павлова, М.С. Методика обучения и воспитания (физика). Общие вопросы [Текст] / М.С. Павлова - М.: ВСГАО, 2014. - 111 с.
30. Перышкин, А.В. Физика. 7 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений
[Текст] / А.В. Перышкин. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 221 с.
31. Перышкин, А.В. Физика. 8 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений
[Текст] / А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2013. - 237 с.
32. Перышкин, А.В. Физика. 9 кл.: учебник [Текст] / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. - М.: Дрофа, 2014. - 319 с.
33. Пилюгина, Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях [Текст] / Е.И. Пилюгина, М.Д. Иванова // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 619-623.
34. Пищик, А.М. Проектная деятельность как способ профессиональной самоидентификации старшеклассников [Текст] / А.М. Пищик // Перемены. - 2003. - №3. - С. 95-103.
35. Профильное обучение: нормативные правовые документы [Текст]. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 27 с.
36. Пряжников, Н.С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе [Текст] / Н.С. Пряжников // Психологическая наука и образование. - 2004. - №4. - С. 85-94.
37. Родичев, Н.Ф. Профильная ориентация школьников - смыслообразующий элемент предпрофильной подготовки [Текст] / Н.Ф. Родичев // Профильная школа. - 2003. - №2. - С. 20-23.
38. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений [Текст] / А.П. Рымкевич. - 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001.
- 192 с.
39. Соколов, И. И. Методика преподавания физики в средней школе [Текст]/ И.И. Соколов - М.: Учпедгиз, 1959. - 373 с.
40. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ. - М.: ФИПИ, 2014. - 17 с.
41. Степанец В.Г. Инженерные сети и оборудование.: Учеб. пособие [Текст] / В.Г. Степанец. - М.: СибАДИ, 2005. - 116 с.
42. Федорова, Н.Б. Профильное обучение: элективные курсы для
предпрофильной и профильной подготовки учеников общеобразовательной школы [Текст] / Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова. - М.: Рязань, 2011. - 88 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2016. - 41 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с.
45. Филимонов, В. А. Профильное профильному рознь [Текст] / В.А. Филимонов // Школа и производство. - 2003. - № 7. - С. 3-4.
46. Образовательный портал города Мурманска [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.edu.murmansk.ru/www/metslujba/index.htm (Дата обращения 04.04.2019)