Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА «РОССИИ И ЗАПАДА» В ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ А.И. ГЕРЦЕНА

Работа №69113

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
I. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» В ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ
А. И. ГЕРЦЕНА
1.1 «Культура» и «Цивилизация» как объект исследования А. И. Герцена 9
1.2. Доктрины самобытности культуры России и западных цивилизаций
17
II. СТОРОННИКИ И ПРОТИВНИКИ ИСТОРИОСОФСКИХ И
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В ФИЛОСОФИИ РОССИИ И
ЗАПАДА А. И. ГЕРЦЕНА
2.1. Взгляд Отечественных мыслителей на культурологическую
концепцию А. И. Герцена 21
2.2. Позиция Западных исследователей в вопросе о становлении
философии А. И. Герцена 35
2.3. Роль западников и славянофилов в определении творчества А. И.
Герцена 39
III ФИГУРА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
РОССИИ И ЗАПАДА В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ГЕРЦЕНА 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 64

Актуальность данного исследования заключается в определении направления развития философской мысли А. И. Герцена. Выделение ведущей роли в образовании философской доктрины в научно-положительных представлениях, которые определяют связь, специфику и вариантность общественных, природных и личностных процессов. Признание данной вариантности приводит Герцена к итогу о разделении всеобщего плана становления западных и восточных народов и реальных его вариантов, сложившихся в зависимости от обстоятельств.
Определение основных представлений философской доктрины в мыслях А.И. Герцена, таких как «культура», рассматриваемая как общность духовных ценностей. «Цивилизация», которая есть высшее усилие и достижение природы в форме науки, трансформирующаяся в общественно¬исторический прогресс и «фигура», сущность которой проявляется в культурно-творческом процессе.
Обнаружение социокультурного подхода в исследовании А.И. Герценом истории, рассматриваемой в контексте культурно-личностных взоров, тот, что представляет собой сочетание цивилизационного подхода, при котором история рассматривается как история цивилизаций, и стадиально-формационного, признающего существование отдельных исторических периодов, через которые могут пройти различные народы. Так же актуальность определяется в рассмотрении конструкции личностной доктрины, представленной самопознанием, мышлением, свободой и волей, которые реализуются в культурно-творческом процессе и являются доказательством высокого духовного начала в человеке. Прогрессивное культурное становление, на взор А.И. Герцена, должно быть итогом, последствием сознательной работы фигуры в ее реальном времени, что приводит к слиянию внутренней работы фигуры с практикой.
Данная работа позволяет полно раскрыть осознание философской доктрины Герценом в ее культурологическом и общественно-философском аспектах, проследить связь взоров Герцена о культуре, цивилизации и фигуры с иностранной и отечественной экзистенциальной мыслью, а также показать самобытность и специфику взоров мыслителя. Теоретическая важность исследования заключается в установлении целостности культурно¬исторического и личностного процессов, в определении культуры как духовного явления в противовес цивилизации, в обнаружении сущностных черт фигуры, являющейся творцом культуры. Итоги исследования вносят определенный вклад в переосмысление персоналистической и экзистенциальной обычаи истории русской философии 30-х- 60-х годов Х1Х- го столетия. Основные расположения диссертационного изыскания могут служить определенной научной основой для последующего постижения феноменов культуры, цивилизации и фигуры в философии Герцена, для разработки загвоздок по истории культурологической, общественно¬философской, этической и эстетической мысли.
Степень научной изученности
В конце XIX - начале XX столетия возникли работы историко-биографического направления, среди них работы Д.Н. Овсянико- Куликовского , В. П. Батуринского , В. Д. Смирнова , В. Фриче . Работы Н. И. Пирумовой , A. A. Крундышева , И. Г. Птушкиной , С. Д. Гурвича- Лищинера были изданы в период 1950-1980-х годов. Последнее десятилетие пополнило отечественное и зарубежное герценоведение целым рядом публикаций источниковедческого, биографического, а также аналитически- интерпретационного направления. Данная ступень открыла новые грани автобиографии и творческого достояния писателя и мыслителя.
В 1920-ом году вышли статьи Смирнова З.В. , которые характеризуют общественно-политический и общественно-моральный аспекты творчества А.И. Герцена. В 1930-х возникли фундаментальные издания с общественно¬нравственной темой. В 1940-е - 1960-е гг. вышли работы, характеризующиеся разноаспектностью обзора воззрений мыслителя: общественно¬
политического и социологического нрава, общественно-нравственного, методологического.
В 1960-е - 1970-е годы крупнейший взнос в постижение творчества Герцена внесли исследования А.И. Володина , З.В. Смирновой , И.С. Павлова . В их трудах утверждается прямая связь выхода из «духовной драмы» Герцена с разработкой «русского социализма», что не вовсе правильно. Дело в том, что в работах «Письма из Франции и Италии» и «С того берега» (где представлена «духовная драма») не содержится специальных ссылок на социализм, помимо скептических. Тут содержится лишь мысль о духовном возвращении Герцена на родину, в Россию. Невзирая на идеологическую целенаправленность этих работ, в них много дорогих философско-теоретических итогов в границах общественной философии, онтологии, методики.
В 1980-е - 1990-е годы значительно возрастает литературная база,
привлекаются неведомые ранее архивные материалы и документы, расширяется тема изысканий. В рассматриваемый период возникли работы отечественных философов, историков, культурологов, в которых заново анализируются философские взоры мыслителя, задачи фигуры, ее роли в социокультурном процессе, загвоздки взаимодействия культур Запада и России, социокультурного идеала, выбор пути Россией, критика мещанства, вопросы методологического порядка и другие. Это работы М. Н. Пирумовой , С. Д. Гуревича-Лищинера , А. И. Володина . В 2000-е годы возникают исследования С. Н. Малявина и Е. С. Гревцовой . Они характеризуются открытием новых подходов в мыслях А.И. Герцена, таких как «личностное измерение культуры», тезис органической целостности в изыскании культур Запада и России, цивилизационный подход в изыскании Герценом истории и другие.
К сожалению, некоторые авторы, невзирая на очаровательный теоретический обзор отдельных загвоздок, в своих изысканиях остались на позициях скептического отношения к воззрениям Герцена, сформированных в 30-е -50-е годы XX столетия.
Цель исследования заключается в обзоре и классификации воззрений А.И. Герцена, являющихся основанием для выделения философской доктрины Востока и Запада в его творчестве.
Поставленная цель затребовала решения следующих задач:
1. Узнать общественно-исторические предпосылки и идейно-теоретические источники образования философской доктрины России и Запада А. И. Герцена;
2. Раскрыть экзистенциальное наполнение понятий «цивилизация» и «культура» в философии А. И. Герцена;
3. Проанализировать работы и воззрения сторонников и противников культурологической концепции А. И. Герцена;
4. Выявить роль «фигуры» в становлении цивилизаций России и Запада.
Объектом подлинного исследования являются воззрения в направлении философии Востока и Запада русского мыслителя А.И. Герцена.
Предметом исследования является философская доктрина развития России и Запада А.И. Герцена.
Теоретико-методологической основой исследования являются воззрения А.И. Герцена о культуре России и Запада как духовном феномене, расположения о значении культуры в образовании фигуры и решающей роли фигуры в социокультурном процессе. Существенное влияние на создание теоретических доктрин исследования оказали работы С. Н. Булгакова , Г. Г. Шпета , М. О. Гершензона , Ю. В. Бабаева и другие. Основными способами исследования являются контент-обзор научной литературы, способ сравнительного и системного анализа, способ связи исторического и логичного, сопоставительный и типологический метод.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы, включающего 42 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя выводы к данному исследованию, хотелось бы подметить, что созидание А.И. Герцена занимает заслуженное место в истории русской философии XIX-го столетия и является востребованным в нынешнее нам время. Его имя дозволено поставить в одном ряду с другими русскими мыслителями, с которыми его объединяет внутренняя неотделимость философского и художественного мышления.
Созидание Герцена сфокусировало вокруг себя большое количество вопросов о культуре, истории, фигуры, ее воле, превосходстве, нравственной чистоты и ее утилитарной реализации - это темы культурологии, истории, этики, эстетики и философии. Но специальное значение имеет то, что Герцен с удивительной силой поставил загвоздку культуры внутри самого человека. Синтез данных загвоздок и является основой выделенной в его мыслях философской доктрины. Она становится центральной в идейных исканиях Герцена. Культурологическая установка непринужденно связывается в его мышлении с историософскими и общефилософскими задачами. Секуляризм, еще у славянофилов осознанный как неотвратимый (диалектически) исход 1 религиозного процесса на Западе, у Герцена превращается в жизненную установку.
Натуралистический нрав историософских и непринужденно связанных с ними культурологических размышлений Герцена, дерзкий разные толкования среди изыскателей, особенно адекватно, на наш взор, выражен современным писатель А. И. Володиным, тот, что подчеркивает, что основным мотором человеческой культуры для мыслителя является наука, фундаментом которой он считал естествоведение. Логическим следствием данного расположения является применение Герценом натуралистических тезисов в изыскании человеческой истории и культуры. Современность взоров Герцена и его несомненная заслуга заключается в том, что натуралистические тезисы в его учении непринужденно связаны с персонализмом и индивидуализмом, которые он употребляет в исследовании внутренних причин появления и становления социума, культуры и фигуры в развитии цивилизации Запада и Востока. В то время как наука касалась лишь внешней стороны. Решающее значение в становлении культуры Востока и Запада Герцен отводит этическим и эстетическим тезисам, которые оригинально гармонируют с натуралистическими представлениями.
Нужно подметить современность взоров Герцена в его учении о взаимовлиянии природных и общественных процессов, их специфике и определенной роли в образовании человеческой культуры Западных цивилизаций. Его идеи довольно близки идеям таких вестимых мыслителей, как Л. Н. Гумилев, А. Л. Чижевский, а также итогам нынешней эволюционной теории, признающей вариативность исторического и культурного становления общества.
Несомненная заслуга Герцена в том, что аналогично многим русским мыслителям (славянофилы, К. Н. Леонтьев) он приходит к разграничению представлений «цивилизация» и «культура» в системе Востока и Запада, углубляя и конкретизируя разграничение этих представлений в критике западной цивилизации, его обывательского образа жизни, основанного на абсолютном самодержавии собственности. Определяя мещанство как духовное заболевание, вызванное односторонним становлением, Герцен абсолютно объективно указывает на то, что мещанство является знаком цивилизации и антитезой искусству, то есть духовному, в финальном счете, антитезой культуре. Культура, согласно его взорам, является важнейшей духовной ценностью, шофер которой есть рассудок. В различие от цивилизации, которая в общественно-философском аспекте есть прогресс, культура есть общность духовных ценностей, к коим принадлежит наука, философия, искусство, - то, что является общечеловеческим и то, что Герцен называет универсальными продуктами цивилизации.
Мировидение Герцена относить всецело к западническому направлению не вовсе закономерно, от того что позже французской революции 1848 года он убеждается в том, что русская культура, невзирая на ее принадлежность европейской семье, может пойти по самобытному пути. В поисках основы для становления русской культуры Герцен, так же как и славянофилы, приходит к общине, которую он определяет как специфическую форму экономического и общественного устройства. Невиданно прозорливыми оказались его слова о том, что русскому государству никогда не следует посягать на общину. Оценивая становление русской общины с высоты 21-го столетия и припоминая безжалостную политику советского государства в 30-е годы прошлого века по отношению к крестьянам, необыкновенно злободневно звучат слова Герцена о том, что истребить общину в России дозволено только казнив несколько миллионов человек .
Пропагандируя в своем раннем творчестве в качестве социокультурного идеала социальную республику, Герцен приходит к прозорливому итогу о том, что социалистический идеал носит относительный и непостоянный нрав: нынешнее государственное устройство падет под протестом социализма так же, как и социализм уступит дорогу новым социальным формам, больше соответствующим ярусу культуры общества.
Интуиции Герцена по поводу грядущего социального устройства не приводят его к какому-то окончательному решению достоверно человеческих задач. Он понимает, что такую глобальную задачу как культура общества, взаимоотношение культур Запада и Востока позволить нереально.
Герцен предлагает правда бы попытаться их позволить и прийти к итогу о том, что ни в социалистических панацеях, ни в иных системах нет ручательства радостной жизни общества. В качестве выхода на больше высокий нравственный ярус Герцен предлагает обществу популяризацию правдивого познания всему живущему на земле по мере его духовной спросы. Следственно признание фигуры европейской культурой является для него одним из эпохальных человеческих тезисов.
Толкование истории как истории цивилизаций (цивилизационный подход) гармонирует у Герцена с признанием существования определенных исторических периодов, через которые могут пройти различные народы (стадиально-формационная доктрина). Следственно, на наш взор, точку зрения Герцена на историю культур положительней было бы назвать «социокультурным подходом», применяя новейший термин в культурологической литературе.
В решении загвоздки фигуры как основного фактора образования цивилизации Востока и Запада, Герцен выходит за рамки классической философии, сочетая реализм и экзистенциализм. Он определяет фигура как живую силу, творящую культуру и акцентирует на наличие в человеке высокого духовного начала. В сходственных высказываниях прослеживается близость взоров Герцена с представителями русской философии, такими как
С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и другие.
Специфика решения Герценом задачи фигуры и ее воли в обществе в том, что он единовременно предлагает реформировать фигура и культуру при сохранении исключительности фигуры. Это допустимо, на его взор, при наличии «умственной воли», которую дает аристократическое образование и которая принадлежит только развитому меньшинству. В связи с этим Герцен поднимает такие задачи как роль эпохальных личностей и гениев в образовании культуры, решая задачу верного соотношения нравственной воли фигуры и социальной необходимости. Им правильно замечено, что умное, сознательное сочетание фигуры и государства приведет к правдивому представлению о лице вообще.
Г ерцена будоражит аморальный нрав отношений государства и фигуры в России, где лицо неизменно было подавлено. Творческая действие Герцена направлена на становление личного начала в каждом русском народе, невзирая на то, что русское государство, русская фигура и русский обиход представляются ему загадкой в силу хаоса противоположных направлений.
В решении загвоздки человеческой фигуры, ее воли, превосходства, места и роли в культуре Герцен не приходит к каким-то окончательным итогам. Он предлагает внутренний путь, в котором человек сам строит свою нравственность и осуществляет волю с непременной реализацией в утилитарной жизни при помощи науки. Оптимистичность остается во взглядах мыслителя и в позднем творчестве, невзирая на сердечную драму.
Общество идет к раскрытию, выявлению, осуществлению заложенных в нем вероятностей умения и к оплодотворенной умением осмысленно¬свободной деятельности. Сходственные итоги, ставившие вопрос о необходимости перехода мысли в действие, сближают Герцена с рядом мыслителей того времени в России (В. Г. Белинский, Огарев) и на Западе (Цешковский, М. Гесс).
Дюже ценной, на наш взор, является критика Герценом формализма, которая сводится к тому, что социум с его живыми личностями невозможно строить на официально-рационалистической основе. Герцен приходит к итогу о том, что поводом разобщенности людей является доминирование в обществе формального начала, что является востребованным в нынешнее нам время.
В искусстве Герцен ищет результаты, способные осветить вероятности, заложенные в человеческие фигуры. Он приходит к идеально объективному итогу о том, что высшие достижения культуры, расцвет которой стал
допустим лишь вследствие труда миллионов, являются наследием не народных масс, а развитого меньшинства; искусство, так же, как и наука прогрессирует в замкнутом кругу интеллигенции.
В размышлениях о фигуры, ее роли в искусстве и науке Герцен пользуется тезисами историзма и современности. Он правильно подмечает, что современные ему формы религии перестали отвечать тем познавательным и нравственным запросам, на которые претендует развитая фигура, следственно искусство и наука становятся на место религии в силу общественно-исторических причин.


1. Бабаев, Ю. В. Основные задачи русской философии 30 40-х годов XIX столетия: дисс. докт. филос. н. / Ю. В. Бабаев. - Пенза: издат. ПГУ, 1997 - С. 80.
2. Бакунин, М. А. Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву / М. А. Бакунин. - СПб.: Наука, 1906 - 456 с.
3. Батуринский, В.П. А.И. Герцен, его друзья и знакомые / В. П. Батуринский. - СПб.: Наука, 1904. - 309 с.
4. Берлин, И. Александр Герцен и его мемуары / И. Берлин. - Вопросы литературы. 2000. №2. С. 110 -121.
5. Берлин, И. Тяготение к идеалу / И. Берлин. - Вопросы философии. 2000. № 5. С. 51 - 62.
6. Булгаков, С. Н. Сердечная Драма Герцена / С. Н. Булгаков. - Киев.: Олимп, 1905. - 43 с.
7. Булгаков, С. Н. Христианский социализм / С. Н. Булгаков. - Новосибирск.: Умение, 1991. - 64 с.
8. Володин, А. И. В поисках революционной теории (А.И. Герцен) / А. И. Володин. - М.: Госполитиздат, 1962. - 112 с.
9. Володин, А.И. Предисловие социалистической мысли в России / А. И. Володин. - М.: Наивысшая школа, 1966. - 185 с.
10. Герцен, А. И. Собрание сочинений: в 30 т. / Ред. коллегия В. П. Волгин., А. И. Герцен. - М.: Мысль, 1954. - C. 31.
11. Гревцова, Е. С. Философия культуры А. И. Герцена и К. Н. Леонтьев / Е. С. Гревцова. - М.: Наука, 2000. - 243 с.
12. Гершензон, М. Социально-политические взгляды А.И. Герцена / М. Гершензон. - М.: Олимп, 1906. - С. 203.
13. Гершензон, М. О. Общественно-политические взоры А.И. Герцена / М. О. Гершензон. - М.: Наука, 1906. - 32 с.
14. Гегель, В. Энциклопедия философских наук. В 2-х т-х. / В. Гегель / М.: Мысль, 1975. - 695 с.
15. Герцен в воспоминаниях современников / Под общ. ред. В. Г. Голобкова. - М.: Госполитиздат, 1956. - 447 с.
16. Герцен об искусстве / Под общ. ред. В. Г. Голобкова. - М.: Искусство, 1954. - 446 с.
17. Гревцова, Е.С. Философия культуры А.И. Герцена и К.Н. Леонтьева: дисс. канд. филос. н. / Е. С. Гревцова. - М.: Наука, 2000. - С. 76.
18. Гумилев, Л. Н. Русская философия IX-XIX столетий / Л. Н. Гумилев. - М.: ДИ-ДИК, 1994. - 638 с.
19. Гурвич-Лищинер, С. Д. А. И. Герцен на пороге XXI столетия / С. Д. Гурвич - Лищинер. - Вопросы литературы. 1996. № 5. С. 133-166.
20. Дрыжакова, E. H. Герцен в раздумьях о себе, мире, о людях / Е. Н. Дрыжкова. - М.: Детская письменность, 1972. - 191 с.
21. Иванов-Разумник, Р.В. История русской социальной мысли в 3-х т. / Р.
B. Иванов -Разумник. - М.: Республика, 1997. - 416 с.
22. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. / А. Камю. - М.: Политическая письменность, 1990. 415 с.
23. Каспэ, И. Герцен как способ и объект / И. Каспэ. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. №49. С. 191 - 196.
24. Кондаков, И. В. «По ту сторону» Европы / И. В. Кондаков. - Вопросы философии. 2002. № 6. С. 3-18.
25. Кондорсэ, Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого интеллекта / Ж. А. Кондорсэ. - М.: Госсоцэкгиз, 1936. - 256 с.
26. Крундышев, A. A. Александр Иванович Герцен / А. А. Крундышев. - M.: JI.: Просвещение, 1967. - 222 с.
27. Малявин, С. Н. История русской общественно-философской мысли /
C. Н. Малявин. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.
28. Машукова, Е. Ю. Общественно-моральный аспект мировидения А. И. Герцена: дисс. канд. филос. н. / Е. Ю. Машукова. - СПб.: издат. СПбГУ, 2000. - 157 с.
29. Нович, И. С. Молодой Герцен / И. С. Нович. - М. Дрофа, 1986. - С. 26.
30. Овсянико-Куликовский, Д. Н. А. И. Герцен / Д. Н. Овсянико - Куликовский. - СПб.: Товарищество Изд-го бюро, 1908. - С. 37.
31. Малиа, М. Избранные произведения. В 2-х т. / М. Малиа. - М.: Гослититерат, 1956. - 491 с.
32. Павлов, И. С. Доктрина «пересоздания социума» в общественной философии А.И. Герцена / И. С. Павлов. - М.: Наука, 2013. - С. 36-97.
33. Пантин, Н. К. Задача самоопределения России: историческое измерение / Н. К. Пантин. - Вопросы философии. 1999. № 10. С. 3 - 17.
34. Пирумова, М. Н. Александр Герцен / М. Н. Пирумова. - М.: Мысль, 1989. - 255 с.
35. Пирумова М.Н. Бакунин. М.: Мысль, 1970. 320 с.
36. Птушкина, И. Г. Александр Иванович Герцен: (175 лет со дня рождения) / И. Г. Птушкина. - Новое в жизни, науке, технике. 1987. № 7. 63 с.
37. Смирнова, З. В. Общественная философия А. И. Герцена / З. В. Смирнова. - М.: Наука, 1973. - 300 с.
38. Смирнова, З. В. А.И. Герцен / З. В. Смирнова. - История философии в СССР. В 5-ти т. 1968. № 9. С. 340 - 388.
39. Беда великого мыслителя (По материалам дискуссии 1890-х годов) / Под общ. ред. В. Г. Голобкова. - Вопросы философии. 1992. № 1. С. 61 - 88.
40. Фриче, В. А. И. Герцен: (1812-1870): (Ко дню 50-летия со дня гибели) / В. А. Фриче. - М.: Т-во Д.Я. Маковский, 1920. - 48 с.
41. Хестанов, Р. Александр Герцен: импровизация супротив концепции / Р. Хестанов. - М.: Умственная книга, 2001. - С.49.
42. Шпет, Г. Г. Набросок становления русской философии / Г. Г. Шпет. - М.: Правда, 1989. - 380 с.
43.Энгельштейн, Л. Постсоветские мысли о ключах русской истории / Л. Энгельштейн. - Вопросы философии. 1999. № 7. С. 14 - 25.
44.Weidemaier, W. C. Herzen and the Existencial World View.A New Approach to an Old Debate // Slavic Review. Vol. 40. № 4. Winter 1981. P. 557-569.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ