ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИИ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
1.1. Подходы к определению коррупции и ее классификации 6
1.2. Экономические, социокультурные, политические факторы влияющие
на изменение коррупции 11
1.3. Методология исследований по вопросам коррупции 22
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИИ КАК СИТЕМНОЙ УГРОЗЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Оценка экономической безопасности региона 36
2.2. Анализ основных тенденций коррупционной преступности в
Белгородской области 51
2.3. Влияние коррупционной составляющей на экономическую
безопасность региона 60
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Антикоррупционная политика государства 68
3.2. Приоритетные направления противодействия коррупции как угрозы
экономической безопасности региона 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
В современной России, не смотря на предпринимаемые государством меры, коррупция остаётся общегосударственным негативным фактором, подрывающим авторитет власти, разрушающим государственность, ослабляющим экономику и, в конечном итоге, создающим угрозу национальной, в том числе и экономической безопасности страны. Так, по некоторым данным коррупция обходится стране ежегодно в 6-7% от валового внутреннего продукта, что повышает риск прекращения экономического роста страны (ущерб составляет около 7 трлн. рублей).
Коррупция превратилась в системную проблему. Сущность коррупции состоит в слиянии криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ. Основным механизмом — формирование сверхприбыли на предприятиях и хищение бюджетных средств.
Коррупция стала методом проникновения организованной
экономической преступности в государственные и общественные органы с целью преобразования и нейтрализации их властных возможностей в ходе борьбы с данным видом преступности.
Объектом исследования выступает коррупция как угроза экономической безопасности региона.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие на всех уровнях проявления коррупции и их влияние на экономическую безопасность региона.
Основной целью настоящей работы является разработка направлений совершенствования механизма противодействия коррупции, как угрозы экономической безопасности региона.
В соответствии с указанной целью, задачами исследования являются:
1) проанализировать существующие определения коррупции как особого феномена, оказывающего влияние на социально-экономическое развитие регионов, и факторы, влияющие на её изменение;
2) рассмотреть влияние коррупции на экономическую безопасность региона;
3) провести анализ экономической безопасности региона;
4) оценить уровень коррупции в экономике регионов;
5) рассмотреть проводимую в России антикоррупционную политику;
6) разработать направления совершенствования механизма противодействия коррупции.
Учитывая огромную весомость коррупции, прежде всего в экономике, а также в социально-политической и духовно-культурной сферах жизни людей во многих странах мира и особенно в России и ее регионах, данная проблема получила самое широкое признание и пользуется пристальным вниманием со стороны многочисленных исследовательских субъектов. Степень разработанности проблемы в настоящее время не может быть определена, так как продолжается поиск её решения.
Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты в области противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства внутренних дел, Министерства экономического развития, сведения портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ, данные социологических опросов, публикации отечественных и зарубежных ученых.
В основе работы лежит системный подход к изучению объекта исследования. В ходе исследования применялись общенаучный, аналитический, исторический, статистический, сравнительно-экономический методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения.
Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В процессе работы было проведено эмпирическое исследование, на основе которого были выделены 3 группы факторов коррупции: экономические, правовые и политические, социокультурные, каждый из которые включают различные области исследования коррупции.
Также мы рассмотрели существующие методики определения коррупции:
1) социологические опросы, здесь было выбрано исследование Всемирного банка;
2) экспертные оценки, наиболее известный проект — Nations in Transit, осуществляемый американской общественной организацией Freedom House;
3) интегральные оценки, выставляемые путем агрегирования рейтингов коррупционности, предлагаемых различными организациями, самый известный пример — индекс восприятия коррупции общественной организации Transparency International.
Проанализированные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые меры по противодействию коррупции, Россия по- прежнему остается страной с устойчиво-высоким уровнем коррупции, характерным для стран третьего мира с устойчивым экономическим и политическим отставанием. Однако противодействие коррупции требует не только арестов коррупционеров и расширения полномочий правоохранительных органов, но и самого главного - устранения причин коррупционного поведения, так как борьба с последствиями, что происходит в настоящее время, не может дать нужного результата. Можно добиться незначительных успехов в противодействии коррупции, борясь с последствиями, но если не устранять первопричину, то коррупция имеет свойство к самовоспроизводству и постоянному росту.
Дальше мы исследовали социально-экономическое положение региона, где на основании проведенного анализа сделали вывод, что в целом наблюдается рост социально-экономического положения региона. Поскольку потенциал региона, как социально-экономическая категория представляет собой способность региональной системы решать задачи экономического и социального развития, включает в себя: природно-ресурсный потенциал, научно-технический, информационный и инфраструктурный, потенциал трудовых ресурсов, и каждый из них определяется с помощью системы показателей. В связи с этим, необходимо постоянно анализировать все направления социально-экономической деятельности, комплексно оценивать взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов, выявлять недостатки и находить резервы ускорения социально-экономического развития, возможности повышения финансово-хозяйственной эффективности деятельности предприятий региона, исследовать факторы, определяющие состояние и тенденции социально-экономического развития области.
Также, в результате проведенных исследований предложена система индикаторов экономической безопасности региона с их пороговыми значениями, использование которой позволит выявить точки повышенного риска в продовольственной, производственной, финансовой, социальной и научно-технической сферах экономики региона, за гранями которых возникает угроза нарушения равновесия и развития составных элементов региональной системы.
Экономические преступления являются одним из важных составляющих всей преступности, и борьба с ними имеет большое значение для развития страны. Проводя исследование показателей экономической безопасности Белгородской области можно сделать вывод, что область набирает обороты в борьбе с этой проблемой, за рассматриваемый период с 2013-2017 годов мы можем проследить положительную тенденцию улучшения положения области в данном аспекте.
В результате анализа были вывялены коррупционные угрозы экономической безопасности.
Исследование нормативно-правовой базы, такой как Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальная стратегия противодействия коррупции, которая утверждена Президентом Российской Федерации Указом от 13 апреля 2010 г. № 460, Национальный план противодействия коррупции от 1 апреля 2016 года № 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы", помогли выявить направления нейтрализации негативного воздействия коррупционных угроз. При внедрении предложенных мероприятий увеличится уровень экономической безопасности региона за счет:
• увеличения налоговых поступлений и укрепления бюджета;
• улучшения инвестиционного климата;
• снижения уровня имущественного неравенства и бедности населения;
• снижения социальной напряженности, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране;
• повышения престижа страны на международной арене.
Данные мероприятия будут способствовать улучшению показателей экономической безопасности региона и в целом повысят её уровень.
Коррупция способствует ухудшению функционирования работы экономической системы, на всех уровнях, что говорит о необхоимости принятия решения по эффективному противодействию коррупции на всех уровнях безопасности государства, от мега-и макро- до микроуровня. Для успешной борьбы с коррупцией необходимы: антикоррупционное
законодательство и эффективное его применение, политическая воля руководства стран, поддержка антикоррупционных мероприятий государства гражданским обществом, постоянный мониторинг и оценка уровня коррумпированности общества, неотвратимость наказаний за совершение коррупционных действий.
Несмотря на наличие определенных положительных результатов в противодействии коррупции, в настоящее время преждевременно утверждать о серьезном снижении уровня коррупционной преступности в стране. Наиболее общественно опасные коррупционные преступления по-прежнему редко выявляются и остаются скрытыми. Именно эффективная антикоррупционная политика может стать важнейшим фактором социально-экономического развития. Делая вывод из проведённого исследования, мы можем сказать, что при проведении качественной политики нам необходимо придерживаться следующих направлений:
1) О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ // Консультант Плюс - 2018. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2) О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. №147. - 2016. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
3) О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208. - 2016. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
4) Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение [Текст] / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 2016. - №1. - С. 62-67.
5) Агаева Л.К. Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической безопасности [Текст] / Л.К. Агаева, В.В. Лубяницкий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2015. - № 2. - С. 90-95.
6) Айсханова Е. С. Организационно-методические основы антикоррупционного мониторинга [Текст] / Е. С. Айсханова // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (102). - С. 539-541.
7) Доля теневого сектора в экономике РФ превышает 35-40% ВВП [Электронный ресурс]: Аналитик. - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru
8) Астанин В. В. Антикоррупционный мониторинг в Российской Федерации: цели, задачи и содержание [Текст] / В. В. Астанин // Российская юстиция. - 2010. - № 7. - С. 2-4.
9) Бидова Б. Б. Институциональное обеспечение национальной системы антикоррупционного мониторинга [Текст] / Б. Б. Бидова // Молодой ученый. - 2015. - № 21 (101). - С. 575-577.
10) Бикеев И. И. Антикоррупционный мониторинг в субъектах Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование, классификация [Текст] / И. И. Бикеев, П. А. Кабанов // Препринты Института экономики, управления и права. - 2014. - № 1. 80.
11) Бикеев И. И. Криминологический мониторинг состояния взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, с институтами гражданского общества при формировании и деятельности специализированных антикоррупционных органов [Текст] // И. И. Бикеев, П. А. Кабанов // Следователь. - 2011. - № 10. - С. 9-14.
12) Бикеев И. И. Рецензия на монографию: Кабанов П. А.
Антикоррупционный мониторинг в субъектах Российской Федерации: Вопросы теории и практики правового регулирования. [Текст] / И. И. Бикеев, Р. Р. Маликов // NB: Административное право и практика
администрирования. - 2016. - № 3. - С. 26-39.
13) Боровикова И. А. Практика правового регулирования антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации (информационный доклад) [Текст] / И. А. Боровикова // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского. - 2011. - № 5 (14). - С. 43-53.
14) Ванеев О. Н. К проблеме антикоррупционного мониторинга деятельности органов местного самоуправления [Текст] / О. Н. Ванеев // Право и образование. -2011. - № 11. - С. 121-127.
15) Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс [Текст] / С.Ю. Глазьев // Российский журнал. - 1997. - № 1.
16) Горшенков Г. Н., Горшенков Г. Г., Андрюхина О. В. Антикоррупционный мониторинг в системе противодействия коррупции [Текст] / Г. Н. Горшенков, Г. Г. Горшенков, О. В. Андрюхина // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - № S. - С. 59-62.
17) Дюженкова Н. В. Система критериев и показателей для оценки состояния экономической безопасности [Текст] / Н. В. Дюженкова // Информационный бизнес в России: Сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. семинара. - 2001. - С. 42.
18) Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке [Текст] / В.Д. Зорькин // М.: Норма. - 2008. - №2.
19) Иванова В. Г. Антикоррупционный мониторинг как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: понятие, содержание и значение [Текст] / В. Г. Иванова // Административное право и практика администрирования. - 2016. - № 1. - С. 48-76.
20) Кабанов П. А. Антикоррупционный мониторинг в субъектах
Российской Федерации: вопросы теории и практики правового
регулирования [Текст] / П. А. Кабанов // Антикоррупционный мониторинг. - 2015. - С. 181.
21) Кабанов П. А. Основные задачи антикоррупционного
мониторинга в субъектах Российской Федерации: опыт
сравнительно-правового исследования [Текст] / П. А. Кабанов // Мониторинг правоприменения. - 2013. - № 3. - С. 4-7.
22) Кабанов П. А. Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне [Текст] / П. А. Кабанов // Мониторинг правоприменения. - 2013. - № 2. - С. 38-43.
23) Кабанов П. А. Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы [Текст] / П. А. Кабанов // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 4. - С. 347-354.
24) Кабанов П. А. Цели антикоррупционного мониторинга как диагностического инструмента региональной антикоррупционной политики: сравнительно-правовое исследование [Текст] / П. А. Кабанов // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 8. - С. 825-830.
25) Коновалов А.А. Обеспечение экономической безопасности региона [Текст] / А. А. Коновалов // Ростовский научный журнал. - 2017. - № 4. - С. 62-67.
26) Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. [Текст] / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили //М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2011.
27) Купрещенко Н.П. Противодействие коррупции как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития России [Текст] / Н.П. Купрещенко //Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - №4.
28) Курткаева Ю. Р. О проведении Министерством юстиции РФ антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов субъектов РФ [Текст] / Ю. Р. Курткаева // European research. - 2015. - № 4 (5). - С. 40¬42.
29) Манахова И.В. Потребление в информационной экономике XXI века [Текст] / И. В. Манахова // М.: МАКС Пресс. - 2014.
30) Мониторинг взаимодействия органов публичной власти Республики Татарстан и институтов гражданского общества при реализации
государственной политики противодействия коррупции: результаты
социологического исследования [Текст] / И. И. Бикеев, Е. В. Дудко, П. А. Кабанов, А. Н. Плаксимова, Л. Р. Хайрутдинова // Следователь. - 2013. - № 10. - С. 2-3.
31) Мониторинг государственной антикоррупционной политики в Республике Татарстан: результаты независимой экспертной оценки [Текст] / И. И. Бикеев, П. А. Кабанов, А. Н. Маклакова, И. И. Мингалеев, О. Н. Цыганова // Следователь. - 2012. - № 12. - С. 2-7.
32) Наумов Ю.Г. Коррупция как угроза международной экономической безопасности [Текст] / Ю.Г. Наумов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2009. - № 4.
33) Окунь А.С., Стешенко Ю.А. Методический аспект
экономической безопасности региона [Текст] / А.С. Окунь, Ю.А. Стешенко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 35. - С.
35-50.
34) Оськина Е.А. Актуальные проблемы экономической безопасности регионов России [Текст] / Е.А. Оськина // Известия Саратовского университета. - 2013. - №4(1).
35) Павлушкин А. В. Реализация механизма антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации [Текст] / А.В. Павлушкин // Журнал российского права. - 2013. - № 8 (200). - С. 66-79.
36) Сафронова О.В. Коррупция угрожает национальным интересам России [Электронный ресурс]: Тематические обзоры. - М.: - 2015. - Режим доступа: http://www.stopcorruption.ru.
37) Сидоренко Э. Л. Мониторинг коррупции в России: первые итоги и перспективы [Текст] / Э. Л. Сидоренко // Библиотека уголовного права и криминологии. - 2015. - № 2 (10). - С. 155-162.
38) Сотников К. И. Противодействие коррупции:
социально-правовые и криминалистические аспекты [Текст] / К. И. Сотников // Тематические обзоры. -2012. - С. 264.
39) Стороженко И.В. Антикоррупционный мониторинг в криминологическом значений [Текст] / Стороженко И. В. // Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации. - 2011. - С. 168.
40) Стороженко И.В. Методологические основы
антикоррупционного мониторинга в криминологическом значений [Текст] / Стороженко И. В. // Российская юстиция. - 2010. - № 9. - С. 56-61.
41) Стороженко И. В. О национальной системе антикоррупционного мониторинга [Текст] / И.В. Стороженко // Мониторинг правоприменения. - 2013. - № 1. - С. 4-7.
42) Суслонов П.Е. Мониторинг результатов формирования антикоррупционного мировоззрения в сфере общего образования [Текст] / П.Е. Суслонов // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 4 (5). - С. 109-111.
43) Сушкова И.А. Формирование инновационного воспроизводства - признак и условие новой индустриализации [Текст] / И.А. Сушкова // Инновационная деятельность. - 2013. - № 4(27).
44) Енюкова И.С. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ [Текст] / И.С. Енюкова // М.: Финансы и статистика. - 1989. - С. 13.
45) Федоров А. В. Национальный план противодействия коррупции и антикоррупционный мониторинг законодательства и правоприменения [Текст] / Федоров А. В. // Ученые записи Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2010. - № 1 (35). - С. 8-16.
46) Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения [Текст] / А.Г. Хабибулин // Журнал российского права. - 2007. - № 2.
47) Ходжалиев С.А. Понятие, значение и содержание антикоррупционного мониторинга [Текст] / С.А. Ходжалиев // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (102). - С. 633-636.
48) Шедий М.В. Коррупция как социальное явление: социологический анализ [Текст] / М.В. Шедий // - 2014. - С. 393.
49) Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]: Волков С. П. Особенности обеспечения экономической безопасности Отрасли национальной экономики. - 2015. - Режим доступа: http://www.cfin.ru
50) Министерство экономического развития Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Минэкономразвития подвело итоги исследования деловой и бытовой коррупции в России. - 2014. - Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dknrd/20141024
51) Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]: Тематические обзоры. -2017 - Режим доступа: http://economy.gov.ru
52) Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года [Электронный ресурс]: Тематические обзоры. - М.: - 2017. - Режим доступа: http://riarating.ru
53) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс]: Официальная статистика. - 2017. - Режим доступа: http://belg.gks.ru
54) Трансперенси Интернешенл Россия [Электронный ресурс]:
Индекс восприятия коррупции. - 2017. - Режим доступа:
https://transparency.org
55) Управление МВД России по Белгородской области [Электронный
ресурс]: Противодействие коррупции. - 2018. - Режим доступа:
https://31.мвд.рф
56) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Демография. - 2017. - Режим доступа: http: //www. gks. ru
57) Федеральная служба Государственной статистики [Электронный ресурс]: Региональная статистика. - 2017. - Режим доступа: http://www.gks.ru
58) Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс]: Данные по Белгородской области. - 2018. - Режим доступа:
http: //www.gks .ru
59) Freedom house [Электронный ресурс]: Nations in transit. - 2018. - Режим доступа: https://freedomhouse.org
60) Transparency International [Электронный ресурс]: The Corruption Perceptions Index. - 2016. - Режим доступа: http://www.transparency.org