ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИИ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
1.1. Подходы к определению коррупции и ее классификации 6
1.2. Экономические, социокультурные, политические факторы влияющие
на изменение коррупции 11
1.3. Методология исследований по вопросам коррупции 22
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИИ КАК СИТЕМНОЙ УГРОЗЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Оценка экономической безопасности региона 36
2.2. Анализ основных тенденций коррупционной преступности в
Белгородской области 51
2.3. Влияние коррупционной составляющей на экономическую
безопасность региона 60
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Антикоррупционная политика государства 68
3.2. Приоритетные направления противодействия коррупции как угрозы
экономической безопасности региона 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРУПЦИИ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
1.1. Подходы к определению коррупции и ее классификации 6
1.2. Экономические, социокультурные, политические факторы влияющие
на изменение коррупции 11
1.3. Методология исследований по вопросам коррупции 22
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОРРУПЦИИ КАК СИТЕМНОЙ УГРОЗЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Оценка экономической безопасности региона 36
2.2. Анализ основных тенденций коррупционной преступности в
Белгородской области 51
2.3. Влияние коррупционной составляющей на экономическую
безопасность региона 60
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Антикоррупционная политика государства 68
3.2. Приоритетные направления противодействия коррупции как угрозы
экономической безопасности региона 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
В современной России, не смотря на предпринимаемые государством меры, коррупция остаётся общегосударственным негативным фактором, подрывающим авторитет власти, разрушающим государственность, ослабляющим экономику и, в конечном итоге, создающим угрозу национальной, в том числе и экономической безопасности страны. Так, по некоторым данным коррупция обходится стране ежегодно в 6-7% от валового внутреннего продукта, что повышает риск прекращения экономического роста страны (ущерб составляет около 7 трлн. рублей).
Коррупция превратилась в системную проблему. Сущность коррупции состоит в слиянии криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ. Основным механизмом — формирование сверхприбыли на предприятиях и хищение бюджетных средств.
Коррупция стала методом проникновения организованной
экономической преступности в государственные и общественные органы с целью преобразования и нейтрализации их властных возможностей в ходе борьбы с данным видом преступности.
Объектом исследования выступает коррупция как угроза экономической безопасности региона.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие на всех уровнях проявления коррупции и их влияние на экономическую безопасность региона.
Основной целью настоящей работы является разработка направлений совершенствования механизма противодействия коррупции, как угрозы экономической безопасности региона.
В соответствии с указанной целью, задачами исследования являются:
1) проанализировать существующие определения коррупции как особого феномена, оказывающего влияние на социально-экономическое развитие регионов, и факторы, влияющие на её изменение;
2) рассмотреть влияние коррупции на экономическую безопасность региона;
3) провести анализ экономической безопасности региона;
4) оценить уровень коррупции в экономике регионов;
5) рассмотреть проводимую в России антикоррупционную политику;
6) разработать направления совершенствования механизма противодействия коррупции.
Учитывая огромную весомость коррупции, прежде всего в экономике, а также в социально-политической и духовно-культурной сферах жизни людей во многих странах мира и особенно в России и ее регионах, данная проблема получила самое широкое признание и пользуется пристальным вниманием со стороны многочисленных исследовательских субъектов. Степень разработанности проблемы в настоящее время не может быть определена, так как продолжается поиск её решения.
Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты в области противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства внутренних дел, Министерства экономического развития, сведения портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ, данные социологических опросов, публикации отечественных и зарубежных ученых.
В основе работы лежит системный подход к изучению объекта исследования. В ходе исследования применялись общенаучный, аналитический, исторический, статистический, сравнительно-экономический методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения.
Коррупция превратилась в системную проблему. Сущность коррупции состоит в слиянии криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ. Основным механизмом — формирование сверхприбыли на предприятиях и хищение бюджетных средств.
Коррупция стала методом проникновения организованной
экономической преступности в государственные и общественные органы с целью преобразования и нейтрализации их властных возможностей в ходе борьбы с данным видом преступности.
Объектом исследования выступает коррупция как угроза экономической безопасности региона.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие на всех уровнях проявления коррупции и их влияние на экономическую безопасность региона.
Основной целью настоящей работы является разработка направлений совершенствования механизма противодействия коррупции, как угрозы экономической безопасности региона.
В соответствии с указанной целью, задачами исследования являются:
1) проанализировать существующие определения коррупции как особого феномена, оказывающего влияние на социально-экономическое развитие регионов, и факторы, влияющие на её изменение;
2) рассмотреть влияние коррупции на экономическую безопасность региона;
3) провести анализ экономической безопасности региона;
4) оценить уровень коррупции в экономике регионов;
5) рассмотреть проводимую в России антикоррупционную политику;
6) разработать направления совершенствования механизма противодействия коррупции.
Учитывая огромную весомость коррупции, прежде всего в экономике, а также в социально-политической и духовно-культурной сферах жизни людей во многих странах мира и особенно в России и ее регионах, данная проблема получила самое широкое признание и пользуется пристальным вниманием со стороны многочисленных исследовательских субъектов. Степень разработанности проблемы в настоящее время не может быть определена, так как продолжается поиск её решения.
Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты в области противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства внутренних дел, Министерства экономического развития, сведения портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ, данные социологических опросов, публикации отечественных и зарубежных ученых.
В основе работы лежит системный подход к изучению объекта исследования. В ходе исследования применялись общенаучный, аналитический, исторический, статистический, сравнительно-экономический методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложения.
Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В процессе работы было проведено эмпирическое исследование, на основе которого были выделены 3 группы факторов коррупции: экономические, правовые и политические, социокультурные, каждый из которые включают различные области исследования коррупции.
Также мы рассмотрели существующие методики определения коррупции:
1) социологические опросы, здесь было выбрано исследование Всемирного банка;
2) экспертные оценки, наиболее известный проект — Nations in Transit, осуществляемый американской общественной организацией Freedom House;
3) интегральные оценки, выставляемые путем агрегирования рейтингов коррупционности, предлагаемых различными организациями, самый известный пример — индекс восприятия коррупции общественной организации Transparency International.
Проанализированные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые меры по противодействию коррупции, Россия по- прежнему остается страной с устойчиво-высоким уровнем коррупции, характерным для стран третьего мира с устойчивым экономическим и политическим отставанием. Однако противодействие коррупции требует не только арестов коррупционеров и расширения полномочий правоохранительных органов, но и самого главного - устранения причин коррупционного поведения, так как борьба с последствиями, что происходит в настоящее время, не может дать нужного результата. Можно добиться незначительных успехов в противодействии коррупции, борясь с последствиями, но если не устранять первопричину, то коррупция имеет свойство к самовоспроизводству и постоянному росту.
Дальше мы исследовали социально-экономическое положение региона, где на основании проведенного анализа сделали вывод, что в целом наблюдается рост социально-экономического положения региона. Поскольку потенциал региона, как социально-экономическая категория представляет собой способность региональной системы решать задачи экономического и социального развития, включает в себя: природно-ресурсный потенциал, научно-технический, информационный и инфраструктурный, потенциал трудовых ресурсов, и каждый из них определяется с помощью системы показателей. В связи с этим, необходимо постоянно анализировать все направления социально-экономической деятельности, комплексно оценивать взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов, выявлять недостатки и находить резервы ускорения социально-экономического развития, возможности повышения финансово-хозяйственной эффективности деятельности предприятий региона, исследовать факторы, определяющие состояние и тенденции социально-экономического развития области.
Также, в результате проведенных исследований предложена система индикаторов экономической безопасности региона с их пороговыми значениями, использование которой позволит выявить точки повышенного риска в продовольственной, производственной, финансовой, социальной и научно-технической сферах экономики региона, за гранями которых возникает угроза нарушения равновесия и развития составных элементов региональной системы.
Экономические преступления являются одним из важных составляющих всей преступности, и борьба с ними имеет большое значение для развития страны. Проводя исследование показателей экономической безопасности Белгородской области можно сделать вывод, что область набирает обороты в борьбе с этой проблемой, за рассматриваемый период с 2013-2017 годов мы можем проследить положительную тенденцию улучшения положения области в данном аспекте.
В результате анализа были вывялены коррупционные угрозы экономической безопасности.
Исследование нормативно-правовой базы, такой как Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальная стратегия противодействия коррупции, которая утверждена Президентом Российской Федерации Указом от 13 апреля 2010 г. № 460, Национальный план противодействия коррупции от 1 апреля 2016 года № 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы", помогли выявить направления нейтрализации негативного воздействия коррупционных угроз. При внедрении предложенных мероприятий увеличится уровень экономической безопасности региона за счет:
• увеличения налоговых поступлений и укрепления бюджета;
• улучшения инвестиционного климата;
• снижения уровня имущественного неравенства и бедности населения;
• снижения социальной напряженности, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране;
• повышения престижа страны на международной арене.
Данные мероприятия будут способствовать улучшению показателей экономической безопасности региона и в целом повысят её уровень.
Коррупция способствует ухудшению функционирования работы экономической системы, на всех уровнях, что говорит о необхоимости принятия решения по эффективному противодействию коррупции на всех уровнях безопасности государства, от мега-и макро- до микроуровня. Для успешной борьбы с коррупцией необходимы: антикоррупционное
законодательство и эффективное его применение, политическая воля руководства стран, поддержка антикоррупционных мероприятий государства гражданским обществом, постоянный мониторинг и оценка уровня коррумпированности общества, неотвратимость наказаний за совершение коррупционных действий.
Несмотря на наличие определенных положительных результатов в противодействии коррупции, в настоящее время преждевременно утверждать о серьезном снижении уровня коррупционной преступности в стране. Наиболее общественно опасные коррупционные преступления по-прежнему редко выявляются и остаются скрытыми. Именно эффективная антикоррупционная политика может стать важнейшим фактором социально-экономического развития. Делая вывод из проведённого исследования, мы можем сказать, что при проведении качественной политики нам необходимо придерживаться следующих направлений:
В процессе работы было проведено эмпирическое исследование, на основе которого были выделены 3 группы факторов коррупции: экономические, правовые и политические, социокультурные, каждый из которые включают различные области исследования коррупции.
Также мы рассмотрели существующие методики определения коррупции:
1) социологические опросы, здесь было выбрано исследование Всемирного банка;
2) экспертные оценки, наиболее известный проект — Nations in Transit, осуществляемый американской общественной организацией Freedom House;
3) интегральные оценки, выставляемые путем агрегирования рейтингов коррупционности, предлагаемых различными организациями, самый известный пример — индекс восприятия коррупции общественной организации Transparency International.
Проанализированные результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на предпринимаемые меры по противодействию коррупции, Россия по- прежнему остается страной с устойчиво-высоким уровнем коррупции, характерным для стран третьего мира с устойчивым экономическим и политическим отставанием. Однако противодействие коррупции требует не только арестов коррупционеров и расширения полномочий правоохранительных органов, но и самого главного - устранения причин коррупционного поведения, так как борьба с последствиями, что происходит в настоящее время, не может дать нужного результата. Можно добиться незначительных успехов в противодействии коррупции, борясь с последствиями, но если не устранять первопричину, то коррупция имеет свойство к самовоспроизводству и постоянному росту.
Дальше мы исследовали социально-экономическое положение региона, где на основании проведенного анализа сделали вывод, что в целом наблюдается рост социально-экономического положения региона. Поскольку потенциал региона, как социально-экономическая категория представляет собой способность региональной системы решать задачи экономического и социального развития, включает в себя: природно-ресурсный потенциал, научно-технический, информационный и инфраструктурный, потенциал трудовых ресурсов, и каждый из них определяется с помощью системы показателей. В связи с этим, необходимо постоянно анализировать все направления социально-экономической деятельности, комплексно оценивать взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов, выявлять недостатки и находить резервы ускорения социально-экономического развития, возможности повышения финансово-хозяйственной эффективности деятельности предприятий региона, исследовать факторы, определяющие состояние и тенденции социально-экономического развития области.
Также, в результате проведенных исследований предложена система индикаторов экономической безопасности региона с их пороговыми значениями, использование которой позволит выявить точки повышенного риска в продовольственной, производственной, финансовой, социальной и научно-технической сферах экономики региона, за гранями которых возникает угроза нарушения равновесия и развития составных элементов региональной системы.
Экономические преступления являются одним из важных составляющих всей преступности, и борьба с ними имеет большое значение для развития страны. Проводя исследование показателей экономической безопасности Белгородской области можно сделать вывод, что область набирает обороты в борьбе с этой проблемой, за рассматриваемый период с 2013-2017 годов мы можем проследить положительную тенденцию улучшения положения области в данном аспекте.
В результате анализа были вывялены коррупционные угрозы экономической безопасности.
Исследование нормативно-правовой базы, такой как Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальная стратегия противодействия коррупции, которая утверждена Президентом Российской Федерации Указом от 13 апреля 2010 г. № 460, Национальный план противодействия коррупции от 1 апреля 2016 года № 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы", помогли выявить направления нейтрализации негативного воздействия коррупционных угроз. При внедрении предложенных мероприятий увеличится уровень экономической безопасности региона за счет:
• увеличения налоговых поступлений и укрепления бюджета;
• улучшения инвестиционного климата;
• снижения уровня имущественного неравенства и бедности населения;
• снижения социальной напряженности, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране;
• повышения престижа страны на международной арене.
Данные мероприятия будут способствовать улучшению показателей экономической безопасности региона и в целом повысят её уровень.
Коррупция способствует ухудшению функционирования работы экономической системы, на всех уровнях, что говорит о необхоимости принятия решения по эффективному противодействию коррупции на всех уровнях безопасности государства, от мега-и макро- до микроуровня. Для успешной борьбы с коррупцией необходимы: антикоррупционное
законодательство и эффективное его применение, политическая воля руководства стран, поддержка антикоррупционных мероприятий государства гражданским обществом, постоянный мониторинг и оценка уровня коррумпированности общества, неотвратимость наказаний за совершение коррупционных действий.
Несмотря на наличие определенных положительных результатов в противодействии коррупции, в настоящее время преждевременно утверждать о серьезном снижении уровня коррупционной преступности в стране. Наиболее общественно опасные коррупционные преступления по-прежнему редко выявляются и остаются скрытыми. Именно эффективная антикоррупционная политика может стать важнейшим фактором социально-экономического развития. Делая вывод из проведённого исследования, мы можем сказать, что при проведении качественной политики нам необходимо придерживаться следующих направлений:
Подобные работы
- КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ
КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Бакалаврская работа, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - ВЫЯВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КОРРУПЦИИ НА ЭКОНОМИЧЕКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Повышение уровня экономической безопасности региона РФ
Курсовые работы, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



