Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников в процессе внеурочной деятельности с использованием метода проектов 11
1.1. Понятие коммуникативных универсальных учебных дейст¬вий в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Внеурочная деятельность младших школьников по русско¬
му языку как средство формирования универсальных учебных дей¬ствий 20
1.3. Особенности использования метода проектов в процессе
организации внеурочной деятельности по русскому языку 31
Глава 2. Содержание работы по формированию коммуникативных УУДв процессе внеурочной деятельности по русскому языку (на основе метода проектов) 37
2.1. Педагогические условия, способствующие формированию ком¬муникативных УУД в процессе внеурочной деятельности 37
2.2 Диагностика сформированности коммуникативных УУД у уча¬щихся экспериментального класса 45
2.3. Экспериментальная работа по формированию коммуникатив-ных УУД в процессе внеурочной деятельности по русскому языку с
использованием метода проектов 54
Заключение 69
Библиографический список 74
Приложение 81
В современной системе образования имеет место переход от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жиз-ненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, способствующих решению задач быстро¬го и качественного обучения. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государ¬ственный образовательный стандарт начального общего образования опреде¬лил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и мета- предметные универсальные учебные действия(ФГОС НОО, 2010, 4).
Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсаль-ных учебных действий. Концепция развития УУД была разработана на осно¬ве системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) такими учеными как: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов (под руководством А.Г. Асмолова). Разрабо¬танная ими Программа формирования УУД на ступени начального общего образования направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, конкретизирует требования ФГОС НОО к личностным и метапредметным результатам, дополняет традиционное содержание образовательных и воспи¬тательных программ.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» трак¬туется как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и само¬совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового со¬циального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить «как совокупность способов действия учаще¬гося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуе-мом ключевыми целями общего образования ученые-педагоги выделяют че¬тыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Перечень универсальных учебных действий подробно представлен в стандартах второго поколения. В качестве некоторых примеров универсаль¬ных учебных действий можно привести умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объ¬ектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового ха¬рактера, умение общаться в коллективе, давать происходящему адекватную оценку.
Одним из блоков универсальных учебных действий являются комму-никативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуника-ционному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответ¬ственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирова¬ния коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения ин¬дивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, по¬этому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компе¬тенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
В составе коммуникативных УДД выделяются следующие: планирова¬ние учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;разрешение кон¬фликтов;управление поведением партнера;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной дея-тельности в начальной школе является включение обучающихся в проектную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить об интересе к данной проблеме. В педагогической литературе рассматриваются многие аспекты организации проектно-исследовательской деятельности школьников. Различные подходы к этой теме можно проследить в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков, а также современных пе¬дагогов-учёных. История метода проектов связана с именами В. В. Гузеева, Г. К. Селевкои других исследователей. Теоретические положения педагоги¬ческого проектирования разрабатывали Н. В. Матяш, И. Д. Чечель. Возмож¬ности проектной деятельности в образовательном процессе современной школы изучалиН. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова.
Предметом внимания в педагогических исследованиях являются: структура и содержание проектной деятельности (В.А. Кальней, Т.М. Мат-веева, Е. А. Мишенко, С. Е. Шишов); опыт использования проектной дея-тельности в начальной школе и способы её организации(И. М. Конышева и др.); возможности проектирования каксредства деятельностного познания (А. М. Новиков, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель); творческие проекты как средст¬во интеграции и дифференциации образования (Н.В. Матяш, Е. С. Полат и др.).
Мы рассматриваем проблему формирования коммуникативных уни-версальных учебных действий в процессе внеурочной деятельности на осно¬ве использования метода проектов. В современной начальной школе активно разрабатываются и реализуются разные технологии обучения, направленные на достижение указанных результатов: обучение в сотрудничестве, проблем¬ное обучение, личностно-ориентированное, технологии проектного и иссле¬довательского обучения. Многие учителя активно используют проектную и проектно-исследовательскую деятельность, которые обладают значительны¬ми ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов.
В решении этой проблемы особую роль может сыграть внеурочная дея¬тельность: если предметные результаты достигаются преимущественно в процессе освоения учащимися школьных дисциплин, то в достижении мета-предметных, а особенно личностных результатов - ценностей, потребностей, интересов школьников - значение внеурочной деятельности гораздо выше, ведь именно она ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обу¬чающихся.
Проблемаисследования: каковы педагогические условия, способст-вующие формированию коммуникативных УУД у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку с использованием ме¬тода проектов.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности на основе метода проектов.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников коммуникативных УУД во внеурочной деятельности.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу: про¬цесс формирования коммуникативных УДД во внеурочной деятельности бу¬дет эффективным, если:
- использовать метод проектов;
- применять различные формы организации внеурочной деятельности;
- организовывать взаимодействие учащихся и учителя при выполнении про¬ектов.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследова¬ния поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую лите¬ратуру по формированию коммуникативных УУД.
2. Определить роль внеурочной деятельности в формирования универ¬сальных учебных действий у учащихся начальной школы.
3. Выявить уровень сформированности коммуникативных универсаль¬ных учебных действий у учащихся экспериментального класса.
4. Проверить выдвинутые положения гипотезы в процессе экспери-ментального обучения.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по теме исследования; анализ и обобщение экспе¬риментальных данных, формулирование выводов и практических рекоменда¬ций по теме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, фор-мирующий и контрольный этапы), педагогическая диагностика: комплексная методика выявления уровня сформированности коммуникативных действий учащихся - Г.А. Цукерман; модифицированная методика оценки коммуника¬тивных универсальных учебных действий школьников - Ж.Пиаже;методика выявления уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи Р. Овчаровой; методика коммуникативно-речевого развития учащихся И.А.Гальперина, Я.А.Микк;
-интерпретационные: количественный и качественный анализ резуль¬татов опытно-экспериментального исследования.
Методологическая база исследования:
Работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова о развития универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного под- хода;теоретические положения о формировании коммуникативных универ-сальных учебных действий в процессе обучения; теоретические положения педагогического проектирования, разработанные Н. В. Матяш, И.Д. Чечель, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат.
Вопрос формирования у младших школьников умения учиться в кон-тексте обсуждения проблемы самостоятельного эффективного выполнения различных видов учебной и внеурочной деятельности интересовал многих психологов и педагогов (классы (Н.В. Абрамовских, Д.В. Григорьев, А.В. Ла¬заренко, Г.К. Селевко, Н.В. Штильман, Н.Е. Щуркова и др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представ¬лены конкретные упражнения, направленные на формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий, которые могут быть востребованы учителями в их практической работе во внеурочное время.
Экспериментальной базой исследования является 3 «А» класс МА- ОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол Белгородской области.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап - поисковый.На этом этапе был проведен анализ психо-лого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены ус¬ловия формирования коммуникативных УДД в процессе обучения русскому языку, структура и цели проектной деятельности. Определен научно¬исследовательский аппарат, составлен план методического исследования.
Второй этап - экспериментальный.На этом этапе проводилась анализ опыта работы по проблеме, экспериментальная работа по теме . Было органи¬зованно и проведено методическое исследование по применению проектной деятельности на уроках русского языка для формирования коммуникатив¬ных УДД у младших школьников.
Третий этап - обобщающий.Обобщены и систематизированы полу-ченные результаты исследования, уточнены теоретические выводы.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, его цель, задачи и гипотеза, определяются методы исследования.
В первойглаве «Теоретические основы формирования коммуникатив- ныхУУД младших школьников в процессе внеурочной деятельности с ис¬пользованием метода проектов» определены основные подходу к понятию «коммуникативные универсальные учебные действия», а также описаны пути их формирования в процессе внеурочной деятельности по русскому языку, обосновано содержание и цели проектной деятельности как средства форми¬рования коммуникативных УДД, определяются особенности использования проектовв процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
Во второй главе «Содержание работы по формированию коммуника¬тивных УУД в процессе внеурочной деятельности по русскому языку (на ос¬нове метода проектов)» определяются педагогические условия, необходимые для формирования коммуникативных УДД у младших школьников средст¬вами проектной деятельности, описаны результаты проведенной на конста¬тирующем этапе диагностики. Здесь же представлена проведенная экспери¬ментальная работа.
В заключении обобщаются результаты исследования. Излагаются вы¬воды, определяются перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
В приложении представлены описания методик, проводимых на этапе диагностики, а также конспекты внеурочных занятий.
Апробация. Работа прошла апробацию, результаты которой отражены в статьях. Сборник материалов третьих заочных областных педагогических чтений, 18 октября 2015 года: Педагогические стратегии реализации систем¬но-деятельностного подхода в начальной и основной школе» - Белгород: Из¬дательство - Бел ИРО, - 2015г.-352 с. (164с.). Тема статьи «Использование групповой и парной работы в начальной школе»; сборник методических ре¬комендаций и дидактических материалов: «Системно-деятельностный под¬ход: опыт, проблемы, задачи» - Белгород: Издательство «ГиК», 2016.- С.57¬
60. Тема статьи «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе проектной деятельности в процессе обучения русскому языку»; сборник методических рекомендаций и дидактических материалов: «Системно-деятельностный подход: опыт, проблемы, задачи» - Белгород: Издательство «ГиК», 2016.- С. 81-88. Тема статьи «Парная и групповая рабо¬та как средство развития коммуникативных универсальных учебных дейст¬вий у учащихся начальных классов».
Результаты исследования обсуждались в процессе выступленийс док-ладами на межвузовских конференциях, а также на студенческой конферен-ции по итогам НИРС. Доклад на Всероссийской научно-практической конфе¬ренции «Здоровьесберегающее образовательное пространство: проблемы, тенденции, перспективы» (18 февраля, 2017 год), тема доклада: «Формирова¬ние у младших школьников культуры здоровья в рамках подготовки проекта «Хочу быть здоровым!».Доклад на Международной научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (29-30 марта, 2017 год), тема доклада: «Парная и групповая работа как средство раз¬вития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на¬чальных классов». Доклад на Всероссийской научно-практической конфе¬ренции «Работа образовательных учреждений в условиях стандартизации» (25 ноября, 2017 год) тема: «Использование метода проектов в процессе вне¬урочной деятельности по русскому языку».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Под универсальными учебными действия (УУД) ученые понимают обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Одно из централь-ных УУД являются коммуникативные, поскольку именно они обеспечивают умение не просто общаться в процессе деятельности, но и умения делать это совместно с участниками процесса коммуникации.
Изучая и анализируя проблему формирования коммуникативных дей-ствий, мы пришли к выводу, что овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость и в образовательном процессе, и вне школы. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успеш¬ность: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовле-творенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в клас¬се, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не толь¬ко формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыски-вать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные соци-альные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД сформулированы достаточно обобщенно.
Для формирования коммуникативных УУД была использована идея развития сотрудничества, коллективных способов обучения. Процесс разви-тия коммуникативных умений в классе представляет собой ориентировку каждого ребенка в совместной деятельности, осознание им ее структуры, включение в нее как соучастника. Таким образом, одна из целей работы вне-урочной работы - организация сотрудничества учеников друг с другом. Учи-тель при этом выступает как партнер взаимодействия.
На внеурочных занятиях мы использовали работу в парах, когда есть возможность научиться взаимодействовать и общаться с одноклассником, отработать навыки совместной деятельности. Взаимодействуя в паре, учени¬ки совместно решают учебную задачу: договариваются об очередности, спо-собах и последовательности выполнения задания; получают совместный ре-зультат; вместе оценивают и вдвоем отвечают за его правильность. Обучение сотрудничеству в парах позволяет реализовывать потребность каждого ре-бенка в общении с одноклассниками. При этом формируются такие важные качества и умения школьника, какжелание участвовать в совместной дея-тельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удач-ной совместной деятельности; умение строить деловые отношения в совме-стной деятельности (принимать цель совместной деятельности и сопроводи-тельные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы дос-тижения поставленной цели).
Хороший эффект, по нашему мнению, дает и работа в группе. Группо-вая работа позволяет развивать такие качества и умения учеников, как спо-собность договариваться о способах, последовательности, очередности вы- полнения;ориентация на получение совместного результата, который зависит то вклада каждого члена группы;выражение эмоционального отношения к процессу выполнения задания.
При этом мы считаем необходимым совершенствовать постановку це-лей, которые ставятся перед учащимися, продумывать задания, поскольку они должны носить поисковый характер, более четко и грамотно структури¬ровать материал заданий.
На основе литературы можно сделать вывод, что проектная деятель-ность является видом деятельности, достаточно сложным для овладения младшими школьниками, поэтому необходимо помочь учите¬лям адаптировать такой вид деятельности под индивидуальные особенности младших школьников.Цель проектного обучения, согласно проведенному ис-следования, может быть достигнута только тогда, когда для этого существу¬ют определенные условия реализации детского творчества: это и четко раз-работанные методы и программы с учетом индивидуальных особенностей младшего школьника и его интересами, и созданные дополнительные про¬
странственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал учителей.
Проведена диагностика сформированности коммуникативных УУД экспериментального класса, а также представлены задания, которые были использованы на формирующем этапе эксперимента для формирования дан-ной группы УУД.
Результаты диагностики, проведенная в 3 «А» классе, позволяют гово-рить о том, что классе преобладает средний (40%) и низкий (36%) уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Де¬ти частично справились с заданиями. Понимают наличие разных точек зре¬ния, но не могут аргументировано доказать свою точку зрения. Верно выпол-ненные задания указывают на высокий уровень сформированности коммуни-кативных универсальных учебных действий. 24% учащихся продемонстри-ровали на этом этапе высокий уровень.
По полученным результатам, которые удалось получить в результате работы, можно сделать вывод, что современный инновационный метод обу-чения, как проектная деятельность, может составить достойную конкурен¬цию традиционному обучению.
В данной работе мы рассмотрели различные взгляды на проблему фор-мирования коммуникативных УУД, в качестве одного из путей эффективного их формирования в процессе внеурочной деятельности выделили использо-вание метода проектов. Мы пришли к выводу, проектная деятельность в младшем школьном возрасте не только возможна, но дает результат: участие в конкурсах различного уровня, выполнение заданий, выступление перед учащимися школы, участие в творческих конкурсах.
Гипотеза нашла свое подтверждение: проектная деятельность может способствовать формированию коммуникативных УУД в процессе организа-ции внеурочной деятельности по предмету.
Конечно, в своей работе мы остановились только на некоторых аспек¬тах формирования коммуникативных УУД средствами внеурочной деятель¬ности, сосредоточив внимание на организации кружковой работы. Гипотеза исследования в целом нами подтверждена, поставленные задачи выполнены.
Однако проблема, поднятая в работе, многогранна и требует дальней¬шей разработки и изучения.
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика, 2004. - 178 с.
2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсаль-ных учебных умений младших школьников /О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
3. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: учебное пособие / Е.В. Архипова. - М.: Владос, 2000. - 37 с.
4. Архипова Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи/ Е.В. Архипова //Русская словесность. - 2004 - № 4.- С. 50-55.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в началь¬ной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмоло¬ва. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского об-щества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - №3. - С.13-16.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 576 с.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: учебное пособие / Ю.К. Бабанский. - М.: Наука, 2003. - 231 с.
9. Баранов М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. - 2006. - № 3. - С. 45-52.
10. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. - 298 с.
11. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр Акаде-мия, 2000. - 192 с.
12. Богачева Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования соци-альной компетентности учащихся / Г.Г. Богачева // Актуальные задачи педа¬гогики: материалы V междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С.92-106.
13. БрагуцаА.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца// Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 53-56.
14. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения / А.В Брушлинский. - М.: Наука, 2001. - 392 с.
15. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чте¬ния/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. - 2012. - № 5. - С. 44-46.
16. Водзинский Д. И. Внеклассная воспитательная работа / Д. И. Водзинский. — М., 1961. — 235 с.
17. Выготский Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский // Избранные психологи¬ческие исследования. - М.: Просвещение, 1966. - С. 56- 71.
18. Гвоздев А.Н. От первого слова до первого класса / А.Н. Гвоздев. - Саратов, 1981. - 324 с.
19. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: учебник /А.Н. Гвоз¬дев. - В 2 ч. - Ч. 1. М.: Просвещение, 1968. - 231 с.
20. Голуб Г. Б.Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования/ Г. Б. Голуб. - Самара: Издательство «Учебная литература», Из¬дательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.
21. Грамматика современного русского литературного языка. - М., 1970. - 762 с.
22. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. - М.: 1995, - №6. - С.6-8.
23. Дусавицкий А.К. Формула интереса /А.К. Дусавицкий. - М.: Просвещение, 1989. - 104 с.
24. Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школь¬ников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова//Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 78-83.
25. Ефросинина Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий / Л.А. Ефросинина//Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 49-57
26. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школь¬ников / Л.Я. Желтовская// Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50-57.
27.Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева// Началь¬ная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
28.Земская Е.А. Словообразование как деятельность: учебное пособие/
Е.А. Земская. - М.: Владос, 1993. - 220 с.
29.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное посо¬бие / Е.А. Земская. - М.: Наука-Флинта, 2005. - 328 с.
30. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке/ И.А. Ильницкая. - М.: Педагогика, 1985. - 108 с.
31. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе// На-чальная школа. 1993. № 12. - С.45-47
32. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко.- Москва, Феникс, 2010 г. - 320 с.
33. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.
34. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помо¬щью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
35. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Начальная школа. - 2002. - № 4. - С. 4-19.
36. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности / Е.В. Коротаева. - М.: Академия, 2003. - 215 с.
37. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 98 с.
38. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершен¬ствования коммуникативных учебных действий / Т.А. Крайнева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
39. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуника-тивной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
40. Ладыженская Т.А. Речевые секреты/ Т.А. Ладыженская. - М.: Наука,
2007. - 109с.
41. Лазаренко А.В. Интерактивные формы внеурочной деятельности как средст¬во развития коммуникативных учебных действий у младших школьников / А.В. Лазаренко, Н.В. Абрамовских // Материалы VII Международной сту¬денческой электронной науч. конф. «Студенческий научный форум» . - URL: http://www.scienceforum.ru/.
42. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьни-ков в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
43. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 2000. - 214 с.
44. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном уч-реждении / И.Ю. Локтионова// Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 4-9.
45. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учи¬теля/ М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
46. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учебное посо¬бие для студентов пед. ин-тов / М.Р. Львов. - М.: Логос, 2001. - 248 с.
47. ЛьвовМ.Р. Школа творческого мышления: пособие для учителя / М.Р. Льво¬ва. - М.: Просвещение, 2001. - 124 с.
48. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературно¬го чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после.
- 2012. - № 8. - С. 76-80.
49. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова. - Волгоград.: Перемена, 2005. - 215 с.
50. Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 2009. - 178 с.
51. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образова¬тельная программа и пути ее реализации/ Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2001. - 111 с.
52. Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах/ Е.Г. Мережко // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 45-52.
53. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
54. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. - Курган, 2004. - 216с.
55. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у уча-щихся начальных классов/ И.М. Осмоловская // Начальная школа. - 2012.
- № 10. - С. 6-13.
56. Пелих Е.В. К проблеме обучения морфемике и словообразованию на функ-ционально-семантической основе/ Е.В. Пелих // Начальная школа.- 2009. - № 4. - С. 99-101.
57. Петрова Е.Н. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова / сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издатель¬ский дом «Федоров», 2011. - 144 с.
58. Примерная основная образовательная программа образовательного учрежде¬ния. //Начальная школа [сост.Е.С. Савинов].- Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения).
59. Проект "Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельно¬сти". - URL: http://festival.1september.ru/.
60. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универ-сальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. - 2012. - № 9.
- С. 22-24.
61. Рамазанова Л.Г. Пути активизации познавательной деятельности учащихся
при изучении лексики в начальной школе/ Л.Г. Рамазанова, // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе: сборник науных трудов. Выпуск 4. - Воронеж: Научная книга,
2008. - С. 281-286.
62. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3-го класса четырёхлетней началь¬ной школы/ Т.Г. Рамзаева. - М.: Дрофа, 2008. - 256 с.
63. Русская грамматика. - М.: Наука, 1980. - Т. 1. - 843 с.
64. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/ М.С. Соло¬вейчик и др. - М.: Наука, 2001. - 383 с.
65. Русский язык: учебник для учащихся 3-го класса общеобразовательных уч¬реждений: В 2 ч. - Ч. 1./ Иванов С.В. и др. - М.: Вентана-Граф, 2008.
- 160 с.
66. Семенова М. А. Формирование коммуникативных УУД у младших школьни¬ков во внеурочной// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и пси¬хологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. - Новоси¬бирск: СибАК, 2013. URL: https://sibac.info/.
67. Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над словом как лексический едини¬цей/ М.С. Соловейчик // Начальная школа. - 2009. - № 8. - С. 22-26.
68. Ушинский К.Д. Родное Слово: книга для детей и родителей//
К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Мангазея, Детская литература,2008. - 448 с.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт начального обще¬го образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвеще¬ние, 2010.
70. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: учебное пособие/ Л.П. Федоренко. - Курск: КГПИ, 2007. - 206 с.
71. Харламов И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2002. - 230 с.
72. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2000. - 240 с.
73.Чибухашвили В.А. Использование компьютерных дидактических средств в работе по предупреждению речевых ошибок при изучении морфемики в на¬чальных классах/ В.А. Чибухашвили // Русский язык. Актуальные проблемы лингвистики и дидактики. - Елец: ЕГУ, 2002. - С. 114-120.
74.Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьни¬ками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
75. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуника-тивной и культуроведческой компетенции учащихся / К.Ю. Чумак// Началь¬ная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 82-86.
76. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсаль¬ных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 173.
77. Шашкова Е.Г. Состав слова/ Е.Г. Шашкова // Методика грамматики и орфо¬графии в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского. - М.: Просве¬щение, 2005. - С. 111-127.
78. ШкуричеваН.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.