ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО- 9
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ С ДОШКОЛЬНИКОМ
1.1. Детско-родительские отношения в неполной семье 9
с дошкольником
1.2. Коррекция детско-родительских отношений в неполной семье: 45
сущность и специфика
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИ ДЕТСКО- 55
РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Особенности коррекции детско-родительских отношений в 55
неполной семье в условиях дошкольного образовательного учреждения
2.2. Диагностика проблем детско-родительских отношений в неполной 66 семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста (по материалам социологического исследования)
2.3. Программа коррекции детско-родительских отношений в 76
неполной семье в условиях дошкольного образовательного
учреждения «Наша дружная семья»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Актуальность темы исследования. Дошкольный возраст является предме¬том пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный пе¬риод в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происхо¬дит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, ребенок ак¬тивно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе до¬школьного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происхо¬дит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских от-ношений. Исследования показывают тенденцию ослабления этого взаимодей¬ствия, усиления напряженности во взаимоотношениях семьи и дошкольного обра-зовательного учреждения, ослабления связи микросоциума семьи и микросоциума образовательного учреждения.
На фоне неблагополучной демографической ситуации в России наблюдает¬ся увеличение количества неполных семей. Это явление может быть вызвано раз-личными причинами: рождение ребенка вне брака, развод, смерть одного из су¬пругов. А.Г. Волков, занимающийся исследованием проблем семьи в России, вы¬сказывает предположение, что демографическое неблагополучие часто связывает¬ся с негативными явлениями в развитии российской семьи. Число и частота раз¬водов продолжают оставаться сравнительно высокими, увеличивается доля вне¬брачных рождений. Значительную часть браков составляют так называемые «кон-сенсуальные», то есть юридически незарегистрированные браки, они особенно распространены среди молодежи.
Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет по-требность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоциональ¬ного взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребе¬нок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где со-трудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потен-циальные возможности.
В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает роди-тельская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоциональ¬ного отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимо¬действия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена не только ростом числа неполных семей, но и теми проблемами и противоречиями, которые возни¬кают при воспитании ребенка в таких семьях, и, соответственно, совершенствова¬нием различных программ по коррекции детско-родительских отношений в таких семьях.
Степень научной разработанности темы. Проблеме детско-родительских отношений посвятили свои исследования западные психологи различных направ-лений и ориентаций (А.Адлер, Дж. Боулби, Р.Дрейкус, К.Роджерси, А.Фрейд, Э.Эриксон др.).
Изучение особенностей отношений детей и родителей (законных предста-вителей) в отечественной науке проводится в основном в рамках педагогической, возрастной и медицинской психологии, при этом решаются важные вопросы вли¬яния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на фор¬мирование ребёнка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии, определяются типы неправильного воспитания ребёнка в семье (А.Бандура, А.Я.Варга, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.Л.Спиваковская,
Э.Г.Эйдемиллер и др.).
По мнению как зарубежных, так и отечественных исследователей, семья как ближайшее социальное окружение ребёнка, удовлетворяет его потребность в при-нятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Дж. Боулби, Д. Винникотт, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, М.Клейн, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин М.Эйнсворт, Э.Эриксон и др.).
В процессе воспитания ребёнка в семье особое значение приобретает роди-тельская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоциональ¬ного отношения к ребёнку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимо¬действия с ребёнком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (Д.Баумринд, А.А.Бодалев, А.Я.Варга, Ю.Б.Гиппенрейтер, Х.Джайнот, О.А.Карабанова, А.Е.Личко, А.С.Спиваковская, В.В.Столин и др.).
Отмечающийся исследователями (А.И.Баркан, В.В.Бодалев, В.И.Гарбузов, И. Захаров, А.В.Петровский, А.Спиваковская, В.В.Столин, Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллер) рост деструктивных детско-родительских отношений сопровож-дается возникновением различных отклонений в личностном и социальном разви¬тии ребёнка.
Над проблемой семейного воспитания работали многие ученые: Ю.П.Азаров, Ф.Я.Байков, Э.В.Васильева, В.Н.Гуров, Е.В.Каган, Т.А.Куликова, П.Ф.Лесгафт, А.Г.Харчев, Т.В.Шеляг. По их мнению, в основе того или иного стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку, то есть целостная система разнообразных чувств, поведенческих стерео¬типов, особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей ребенка его поступков.
Проблемы в области дошкольного образования исследуют в своих работах Ю.А. Карпова, В.Я. Ляудис, А.И.Субетто и др.
Проблемы неполной семьи описаны в работах Т.С. Зубковой, Е.В. Кузнецовой, Е.П. Тонконогой, Т.Н. Поддубной, А.О. Поддубного, Л.И. Савинова Н.В. Тимошина, и др.
Проблемам воспитания трудных детей посвящены работы А.В.Гоголевой, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, М.И. Рожкова, Е.И. Холостовой и др.
Объектом исследования является коррекция детско-родительских отно¬шений в неполной семье.
Предмет исследования - специфика коррекции детско-родительских от-ношений в неполной семье в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования - охарактеризовать особенности коррекции детско- родительских отношений в неполной семье и разработать рекомендации совер-шенствованию данного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения
Задачи:
• рассмотреть теоретические основания коррекции детско-родительских отношений в неполной семье;
• охарактеризовать сущность и содержание коррекции детско- родительских отношений в неполной семье в условиях дошкольного образова¬тельного учреждения;
• провести диагностику проблем детско-родительских отношений в не¬полной семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста и разработать про¬грамму коррекции детско-родительских отношений в неполной семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Наша дружная семья».
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили: теории социализации и социальной адаптации личности (Г.М. Андреева, В.Г. Афанасьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский,
A. А. Реан); теории взаимодействия среды и личности (Л.С. Выготский, Ю.М. Мануйлов, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков); гуманистические концеп¬ции теории развития личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс) и теории лич¬ностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская,
B. В. Сериков, И.С. Якиманская); Концепция Д.Б.Эльконина о периодизации пси-хического развития; роли и значении ведущего типа деятельности в психическом развитии ребенка; положение о том, что сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, служит средством познания смысла чело-веческих отношений.
Теория М.И.Лисиной о развитии общения ребенка в онтогенезе; положение о том, что общение со взрослым определяет психическое развитие ребенка: образ себя как целостный аффективно-когнитивный комплекс является продуктом ком-муникативной деятельности и носит регулирующий деятельность характер; со-держание общения обуславливает характер отношений ребенка ко взрослому; в генезисе форм общения старшему дошкольному возрасту соответствует внеситуа- тиво-личностная форма общения;
Исследования в области психологии межличностных отношений
(Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.А.Петровская и др.).
Исследования в области детско-родительских отношений (А.Я.Варга, , О.А.Карабанова, А.С.Спиваковская Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы (позволил про-анализировать особенности коррекции детско-родительских отношений в непол¬ной семье); анализ нормативно-правовых документов (позволил изучить норма¬тивно-правовую базу, выявить концептуальные подходы к решению проблем изу¬чаемой категории); социологические методы сбора данных (экспертный опрос, анкетирование, наблюдение); анализа полученных результатов, математические методы обработки результатов исследования
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты всех уровней, труды отечествен¬ных ученых в области коррекции детско-родительских отношений в неполной се¬мье, а также, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, практические материалы МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного ав-тором выпускной квалификационной работы социального исследования: «Диа-гностика проблем детско-родительских отношений в неполной семье, воспитыва¬ющей ребенка дошкольного возраста» (на базе МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода) (март-апрель 2017г.) - анкетирование специалистов на ба¬зе МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода (n=17), анкетирова¬ние родителей (n=21).
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучение теорети-ческих основ коррекции детско-родительских отношений в неполной семье поз-волило: выявить характерные особенности данной категории семей, определяю¬щие важнейшие элементы их жизнедеятельности; дать характеристику основным категориям таких семей с точки зрения, социально-экономических, психологиче¬ских, медицинских и других проблем; определить основные направления и осо¬бенности коррекции детско-родительских отношений в неполной семье в до¬школьных образовательных учреждениях, что может быть использовано в препо¬давании в вузе для направления подготовки «Социальная работа».
Полученные в результате исследования данные целесообразно использовать для совершенствования коррекционной работы с неполной семьей в условиях до-школьного образовательных учреждения, а также в работе МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода, других образовательных учреждениях, осуществляющих работу в данном направлении.
Апробация работы. Выпускная квалификационная работа прошла апроба¬цию в ходе преддипломной практики на базе МБОУ «Начальная школа-детский сад №44» г. Белгорода (2017г.).
Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МБОУ «Началь¬ная школа-детский сад №44» г.Белгорода
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Решая задачи исследования, мы пришли к следующим выводам. Основываясь на работах отечественных исследователей, детско-родительские отношения мож¬но определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психоло¬гическую связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями де¬тей, культурными моделями поведения, собственной жизненной историей, и опре-деляющую особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ни¬ми. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как субъективное осознание человеком любого возраста характера отношений со своими матерью и отцом.
К характеристикам детско-родительских отношений можно отнести следую¬щее: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс по¬лярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке; принятие родителями на себя ответ¬ственности за ребёнка.
При этом родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его по¬ступков. Это определение позволяет анализировать отношение к ребенку в следу¬ющих направлениях: реальное взаимодействие родителей с ребенком (родитель¬ская позиция); отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодей¬ствие с ним; отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительские установки).
Нами описаны типы родительского отношения: принятие - отвержение (от¬ражает эмоциональное отношение к ребенку); кооперация (отражает социально желаемый результат); симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении); авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за по¬ведением ребенка); маленький неудачник (отражает особенности восприятия и по¬нимания ребенка родителем).
В исследовании охарактеризованы группы проблем детско-родительских от-ношений: первая группа проблем детско-родительских отношений в своей основе имеет общую причину, а именно незнание или сознательное игнорирование роди-телями возрастных норм и необходимых условий развития ребенка. Вторая группа проблем в сфере детско-родительских отношений связана с нарушением эмоцио-нальных отношений.
Можно выделить следующие варианты эмоционального отношения родителя к ребенку: безусловное эмоциональное принятие (любовь несмотря ни на что); условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, досто¬инствами, поведением ребенка); амбивалентное эмоциональное отношение к ре¬бенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви); ин¬дифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность в отношениях, низкая эмпатия); эмоциональное отвержение (игнорирование, эмо¬ционально-негативное отношение к ребенку).
Коррекционное воздействие в области детско-родительских отношений мо¬жет идти в разных направлениях: восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения; ком-пенсирование заключается в усилении тех качеств или той деятельности социаль¬ного объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то наруше¬ний; стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, дея¬тельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориен¬таций, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме; исправление предполагает замену отрицатель¬ных свойств, качеств социального объекта на положительные.
Отметим специфические черты коррекционного процесса: социальная кор¬рекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в по¬вседневной жизни психологические трудности, социальные проблемы, жалобы невротического характера, а так же на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития лично¬сти; социальная коррекция ориентируется на здоровые стороны личности незави¬симо от степени нарушения; в социальной коррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов; коррекция обычно ориентируется на среднесроч¬ную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консульти¬ровании долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии); в соци¬альной коррекции акцентируется ценностный вклад специалиста по социальной работе, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
Социально-коррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента или семьи.
На основе проведенного теоретического и эмпирического исследования счи¬таем необходимым в качестве рекомендаций к выпускной квалификационной ра¬боте предложить Программу коррекции детско-родительских отношений в непол¬ной семье в условиях дошкольного образовательного учреждения «Наша дружная семья».
Цель программы: устранение нарушений в детско-родительских отношениях, возникающих в неполных семьях воспитывающих старших дошкольников.
Программа нацелена на психологическую коррекционную работу с детьми и их родителями в преддверии «кризиса 7 лет», что свидетельствует и о ее профи-лактическом характере, направленном на предупреждение осложнений у будущего младшего школьника.
Прогнозируемые результаты. Детско-родительская коррекция отношений в представленной программе выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников и партнеров, потому что играющий с ним родитель старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение усиливает веру в устано¬вившиеся отношения, облегчает ребенку понятие собственного «я».
Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности.
Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Дети учатся выражать свои чувства словами, выражать эмоции и распозна¬вать их, что является профилактикой алекситимии и психосоматических заболева¬ний и невротических расстройств.
В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям, проявляют эмпатию и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, созда¬вая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
Родители на занятиях проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов. Подчинение и детей и взрослых единым правилам игры дают ребенку возможность почувствовать свою значи¬мость, способствуют укреплению волевых качеств.
В группе ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений действий и поступков других, тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других. Они помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в группу, дела¬ют совместные шаги на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоления отклоняющегося поведения, обучаются адекватным способам реаги¬рования на проблемы.
На совместных занятиях отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, устанавливаются цивилизованные формы проявления агрессивности, фор-мируется культура общения и эмоциональной экспрессии.
В рамках программы, нами предложена организация и проведения тренин¬га по оптимизации детско-родительских отношений в неполной семье в ДОУ, це¬лью которого является обеспечение теоретико-практической готовности родителей для повышения эффективности взаимодействия в сфере детско-родительских от¬ношений.
Результатом должны стать: расширение возможностей понимания своего ребенка родителем из неполной семьи; улучшение рефлексии родителем во взаи-моотношении с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком; активизация коммуникации в семье.