ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Проблема воспитания культуры общения у детей дошкольного
возраста в научных трудах педагогов и психологов 7
1.2. Особенности воспитания культуры общения у детей разновозрастной
группы дошкольной организации 14
1.3. Педагогические условия воспитания культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Определение уровня воспитанности культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации 31
2.2. Содержание образовательной работы по воспитанию культуры
общения у детей разновозрастной группы дошкольной
организации 35
2.3. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Проблема воспитания культуры общения у детей дошкольного
возраста в научных трудах педагогов и психологов 7
1.2. Особенности воспитания культуры общения у детей разновозрастной
группы дошкольной организации 14
1.3. Педагогические условия воспитания культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Определение уровня воспитанности культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации 31
2.2. Содержание образовательной работы по воспитанию культуры
общения у детей разновозрастной группы дошкольной
организации 35
2.3. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность приобретает проблема развития культуры общения. Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
Проблема воспитания культуры общения у дошкольников нашла свое отражение в исследованиях ряда педагогов и психологов:
- культура общения старших дошкольников - Л.И. Дурандина, Л. Г. Шадрина;
- современный этикет - И.Н. Курочкина.
- воспитание культуры речевого общения - М.В. Ильяшенко и др.
В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательными интересами, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Осуществляется переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо-плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении. Усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
В дошкольном детстве зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения. С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Исследованию проблемы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Так, Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте начинают формироваться внутренние этические инстанции ребенка, образуются элементарные представления о нравственности. В дошкольном детстве начинает складываться доминирующая система мотивов, характеризующая направленность развивающейся личности ребенка, его отношение к окружающим, регулирует его деятельность и взаимоотношения со сверстниками (15,56).
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей старшего возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей.
Среди разнообразных проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений - проблема разновозрастных групп. Обращение к анализу педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников вызвано значительным ростом количества таких групп в дошкольных образовательных учреждениях во всех регионах России.
Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к различным проблемам разновозрастной группы, в том числе и к проблеме воспитание культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах О.П. Жихар,
З.В. Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации .
Гипотеза исследования: успешность воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации может быть обеспечена совокупностью следующих педагогических условий:
- обогащением представлений о правилах культуры общения;
- использованием проблемных ситуаций, способствующих закреплению усвоенных правил;
- включением в совместные игры детей разновозрастной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации в трудах педагогов и психологов.
2. Рассмотреть особенности воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
4. Выявить динамику в воспитании культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; Н.Е. Богуславской, Н.А. Купиной, И.Н. Курочкиной о развитии коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста; методические разработки О.П. Жихар, З.В. Кощевой, С.Г. Якобсон об организации образовательной работы с детьми разновозрастной группы.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса (беседа, анкетирование), анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Проблема воспитания культуры общения у дошкольников нашла свое отражение в исследованиях ряда педагогов и психологов:
- культура общения старших дошкольников - Л.И. Дурандина, Л. Г. Шадрина;
- современный этикет - И.Н. Курочкина.
- воспитание культуры речевого общения - М.В. Ильяшенко и др.
В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательными интересами, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Осуществляется переход от восприятия содержания отдельных поступков (хорошо-плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении. Усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
В дошкольном детстве зарождаются и наиболее интенсивно развиваются межличностные отношения. С самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Исследованию проблемы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов - М.И. Лисиной, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой и др.
Так, Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте начинают формироваться внутренние этические инстанции ребенка, образуются элементарные представления о нравственности. В дошкольном детстве начинает складываться доминирующая система мотивов, характеризующая направленность развивающейся личности ребенка, его отношение к окружающим, регулирует его деятельность и взаимоотношения со сверстниками (15,56).
Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности. Благодаря чему формируется «детское общество». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дошкольники осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия. Справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако у детей старшего возраста наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Отмечаются и большие индивидуальные различия в уровне воспитанности детей.
Среди разнообразных проблем современного дошкольного образования есть одна, лежащая, на первый взгляд, в плоскости принципов организации деятельности дошкольных учреждений - проблема разновозрастных групп. Обращение к анализу педагогических проблем разновозрастной группы дошкольников вызвано значительным ростом количества таких групп в дошкольных образовательных учреждениях во всех регионах России.
Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обусловливает усиление интереса психологической и педагогической науки к различным проблемам разновозрастной группы, в том числе и к проблеме воспитание культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Проблемы построения образовательной работы с детьми разновозрастной группы рассматриваются в научных трудах О.П. Жихар,
З.В. Кощевой, С.Г. Якобсон и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации .
Гипотеза исследования: успешность воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации может быть обеспечена совокупностью следующих педагогических условий:
- обогащением представлений о правилах культуры общения;
- использованием проблемных ситуаций, способствующих закреплению усвоенных правил;
- включением в совместные игры детей разновозрастной группы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи исследования:
1. Выяснить степень изученности проблемы воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации в трудах педагогов и психологов.
2. Рассмотреть особенности воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия воспитания культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
4. Выявить динамику в воспитании культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; Н.Е. Богуславской, Н.А. Купиной, И.Н. Курочкиной о развитии коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста; методические разработки О.П. Жихар, З.В. Кощевой, С.Г. Якобсон об организации образовательной работы с детьми разновозрастной группы.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, методы опроса (беседа, анкетирование), анализ продуктов детской деятельности; количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Проведенное нами исследование было посвящено одной из актуальных проблем дошкольного образования - воспитанию культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка необходимо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; Н.Е. Богуславской, Н.А. Купиной, И.Н. Курочкиной о развитии коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста;
Опираясь на мнения отечественных педагогов и психологов ( М.И. Лисиной, Р.С. Немова, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина и др.), мы исследовали проблему развития культуры общения у детей разновозрастной группы и пришли к выводу, что вопросы становления детского коллектива, характерные особенности разновозрастной группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для педагогов дошкольного образования.
Экспериментальная работа по воспитанию культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации проводилась на базе МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 13 детей (6 детей - 7 лет; 3 ребенка - 6 лет; 5 детей - 5 лет)
На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы определили уровни воспитанности культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации. Доминирующим уровнем культуры общения у детей разновозрастной группы на констатирующем этапе является средний уровень.
У детей пяти и четырех лет высокий уровень представлений о культуре общения не был выявлен. Низкий уровень имел место в каждой возрастной подгруппе.
Формирующий этап исследования был направлен на реализацию педагогических условий, способствующих воспитанию культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации. В образовательной работе с детьми были использованы образовательные ситуации, на которых детей знакомили с правилами этикета в различных ситуациях. Дети упражнялись в применении правил культуры общения в предлагаемых ситуациях общения.
Особое внимание было уделено организации игровой деятельности детей разновозрастной группы.
На контрольном этапе исследования мы выявили положительную динамику в воспитании культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Таким образом, результаты проведенного нами педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности выдвинутых в гипотезе исследования педагогических условий, способствующих
воспитанию культуры у детей разновозрастной группы дошкольной
организации.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка необходимо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Методологическую основу данного исследования составили научные концепции М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной о генезисе общения; Н.Е. Богуславской, Н.А. Купиной, И.Н. Курочкиной о развитии коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста;
Опираясь на мнения отечественных педагогов и психологов ( М.И. Лисиной, Р.С. Немова, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина и др.), мы исследовали проблему развития культуры общения у детей разновозрастной группы и пришли к выводу, что вопросы становления детского коллектива, характерные особенности разновозрастной группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес для педагогов дошкольного образования.
Экспериментальная работа по воспитанию культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации проводилась на базе МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Педагогический эксперимент проводился в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 13 детей (6 детей - 7 лет; 3 ребенка - 6 лет; 5 детей - 5 лет)
На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы определили уровни воспитанности культуры общения у детей
разновозрастной группы дошкольной организации. Доминирующим уровнем культуры общения у детей разновозрастной группы на констатирующем этапе является средний уровень.
У детей пяти и четырех лет высокий уровень представлений о культуре общения не был выявлен. Низкий уровень имел место в каждой возрастной подгруппе.
Формирующий этап исследования был направлен на реализацию педагогических условий, способствующих воспитанию культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации. В образовательной работе с детьми были использованы образовательные ситуации, на которых детей знакомили с правилами этикета в различных ситуациях. Дети упражнялись в применении правил культуры общения в предлагаемых ситуациях общения.
Особое внимание было уделено организации игровой деятельности детей разновозрастной группы.
На контрольном этапе исследования мы выявили положительную динамику в воспитании культуры общения у детей разновозрастной группы дошкольной организации.
Таким образом, результаты проведенного нами педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности выдвинутых в гипотезе исследования педагогических условий, способствующих
воспитанию культуры у детей разновозрастной группы дошкольной
организации.
Подобные работы
- Формирование культуры речевого общения у детей разновозрастной группы среднего и старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НАЧАЛ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание культуры поведения дошкольников в дошкольной
образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛЫШАМ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016



