ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ К ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Системное представление о феномене имиджа образовательной организации 9
1.2. Компетентность будущих руководителей образовательных организаций в
области имиджевой деятельности 18
1.3. Структурно-содержательный алгоритм формирования управленческих
компетенций будущих руководителей образовательных организаций к имиджевой деятельности
29 Выводы по первой главе
45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
2.1 Критерии, показатели и уровни сформированности управленческих компетенций
будущих руководителей образовательных организаций 48
2.3 Сравнительный анализ исследования 83
Выводы по второй главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
В стратегическом направлении сферы образования государственной политики Российской федерации особое предпочтение отдают профессионально мобильным руководителям, успешность которых раскрывается в овладении ими управленческими компетенциями, которые имеют непосредственное влияние на имиджевую деятельность организации и имидж руководителя. Необходимость формирования профессиональных компетенций отражена в государственно-правовом обеспечении, таком как Закон РФ «Об образовании», где обозначена гуманистическая парадигма образования, которая обосновывается ценностью личности; «Федеральном государственном образовательном стандарте»; «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Заинтересованность государства в высококвалифицированных специалистах отражается в Федеральном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) - требование к результатам освоения в виде профессиональных компетенций, сформированность которых обеспечит способность будущих специалистов продуктивно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задач профессиональной деятельности.
Активно сотрудничая с разными странами в сфере образования, Россия подписала в 2003 году «Декларацию о вхождении в Болонский процесс», а в 2010 году отечественные ВУЗы перешли на новую многоуровневую модель образования. Дипломы, выданные странами, включенными в Болонский процесс, отличаются программами и оценкой, которые должны быть представлены в терминах компетентностного и модульного подходов. Европейское образовательное сообщество, учитывая интерес не только учащихся, но и работодателей, разработало эффективную модель универсальных компетенций, например, диплома магистра, которые станут
общепонятными для всех. В ввиду этого, в федеральных российских стандартах высшего профессионального образования результатом освоения образовательных программ становятся компетенции, приобретение которых является главным итогом обучения. В связи с этим возникает необходимость употребления новых терминов, таких как, «компетенция», «модульная программа» и т.д.
Социально-экономическое положение нашей страны все больше уделяет внимание накоплению человеческого опыта, как одного из составляющих производственной силы в условиях нестабильности и быстрой смены направления общественно-экономической эволюции. Именно человек, состоявшийся как специалист-профессионал, будет служить главным критерием развития науки и экономики. Это направление также соответствует распоряжению правительства РФ, от 17 ноября 2008 года №1662-р в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», где первым вызовом является: «усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала».
В настоящее время ускоренное развитие информационных технологий, имеет свое отражение прежде всего в модификации социально-экономических отношений, размытие границ между национальным и мировым информационным пространством несет за собой потребность постоянного обновления знаний (одним из актуальных способов - дистанционное образование), что в свою очередь и обеспечит переход к системе непрерывного образования. Становится совершенно очевидно, что требования к кадрам увеличиваются и ужесточаются, выстраиванию инновационной экономики необходим новый специалист, обладающий техническими навыками, гуманитарным образованием, инновационным мышлением, креативностью, умеющий работать в команде, знающий методы самопрезентации, имеющий практику в области разработок и внедрения конструктивных решений.
В новой культурной системе изменяются представления о том, что представляет собой образованный человек. Образованный человек XXI века должен обладать профессиональными компетенциями, высоким уровнем мыслительной гибкости, способности конструктивному и самостоятельному выбору решений.
Анализ литературы показывает, что многие исследователи (Е.И.Зуева, Е.Б.Карпова, П.С.Лернер, А.П.Панфилова, Т.Н.Пискунова, В.В.Тарасенко, А.В.Щербакова и др.) работают в направлении внедрения основ имиджелогии в сферу образования. Актуальной становится задача высшего учебного заведения ориентировать профессиональную подготовку на формирование у будущих руководителей компетенций по управлению имиджевой деятельностью, однако в научных исследованиях недостаточное внимание уделено вопросу изменения самой системы подготовки будущих руководителей.
В научных работах отечественных исследователей представлены различные аспекты имиджевой деятельности: в политике (Е.В. Глущенко, Ефремов, B.C. Жариков, Г.С. Зайцева, А.Н. Колесников Б.Д. Парыюта,
Г.Т. Почепцов,); в предпринимательской деятельности (Е.А. Блажнов,
Ф.Л. Емельянов, А.Ф. Кузин, Р.Л. Кричевский, И.Д. Ладанов, , Э.Т. Уткин, A.C. Пелих, Е.А. Петрова, Н.А. Коропцева, Л.Ю. Фалько, В.М. Шепель); в педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, A.A. Реан, E.H. Русская); в организационной деятельности (И. Алехина, Е.В. Шришина,); в деятельности средств массовой информации (Т.З. Адалъянц, , П.С. Гуревич,).
Актуальность исследования, охарактеризованная перечисленными выше факторами, определила выбор темы нашего исследования: «Формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности».
Объект исследования - формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций.
Предмет исследования - модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Для достижения поставленной цели, были поставлены задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме феномена имиджа образовательных организаций;
2) рассмотреть особенность компетентности будущих руководителей образовательных организаций в области имиджевой деятельности;
3) определить критерии, показатели и уровни сформированности управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций;
4) разработать и апробировать модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности будет обеспечиваться, если:
- процесс формирования управленческих компетенций будущего
руководителя будет носить поэтапный характер, обеспеченный структурным компонентом в процессе профессиональной подготовки ВУЗа;
- формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций будет осуществляться посредством формирования мотивации к овладению знаниями об управленческих компетенциях; ориентации содержания профессиональной подготовки на овладение составляющих управленческих компетенций в решении задач имиджевой деятельности; формировании готовности применять умения и знания управленческих компетенций на практике.
- будет внедрена модель по формированию управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, состоящая из: цели, принципов, структурных компонентов, критерий оценки, методов, форм и средств обучения, что будет являться основой данного процесса в реальной управленческой деятельности.
Методы исследования: анализ научных источников по проблеме исследования; моделирование структуры; диагностические методы (анкетирование, тестирование, анализ профессионально-практической деятельности), эксперимент (констатирующий и формирующий), эксперимент по апробации результатов исследования, методы самооценки уровней компетентности, методы статистической обработки данных.
Методологической основой социологического изучения были выбраны системный, компетентностный, личностно-ориентированный подходы (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин), позволяющие исследовать условия профессиональной подготовки менеджмента как систему, процесс и результат развития компетенций будущих руководителей по управлению имиджевой деятельностью образовательных организаций. Исследования по формированию профессиональной компетентности будущих руководителей образовательных организаций (Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк).
Теоретическая значимость исследования заключается: в том, что результаты вносят вклад в разработку теории компетентностного подхода
применительно к подготовке специалистов; уточнено понятие «имидж», определен структурно-содержательный алгоритм формирования
«управленческих компетенций». Разработана модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, способствующая решению проблемы в подготовке будущих специалистов.
Практическая значимость исследования: модель процесса
формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности представляет интерес для внедрения ее в систему профессионального образования будущих руководителей, занимающихся формированием управленческих компетенций в имиджевой деятельности. А также, разработанный диагностический инструментарий, включающий - критерии, показатели сформированности управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций, позволяет использовать его при анализе и оценке управленческой компетентности будущего руководителя образовательной организации.
Благодарность выражается Гуманитарно-педагогической академии (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялта, кафедре педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, за оказанную помощь в проведении данного исследования, которое проводилось в период 2019-2020учебного года. В исследовании приняли участие 20 студентов магистратуры.
Структура магистерской работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
10 Список использованной литературы составляет 87 источников. Основной текст изложен на страницах. В работу включены таблицы и рисунки.
Анализ научной литературы позволил выявить направленность исследователей на поиск решений по данной проблемы. От уровня сформированности управленческих компетенций руководителя, его способности оперативно решать поставленные задачи, способности мотивировать свой коллектив на развитие, раскрывать творческий потенциал, зависит эффективная имиджевая деятельность образовательной организации.
1. Нами была проведена работа по изучению психолого-педагогической литературы по проблеме «Формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности».
«Компетенция» характеризуется как, круг вопросов, в которых ктонибудь хорошо осведомлен. «Управленческие компетенции» характеризуются теоретическими и практическими компонентами, включающие личностные и деловые качества, профессионально-ориентированные знания, характерные модели поведения, эффективные решения поставленных задач и достижение положительных результатов.
Управленческие компетенции, как составляющие управленческой компетентности, могут рассматриваться по группам, таких как: управление собственной эффективностью (планирование, выработка решений, саморазвитие); управление деятельностью коллектива (делегирование, координация, контроль, мотивация); управление мышлением коллектива (лидерство, эффективная коммуникация, коучинг). К будущему руководителю образовательной организации предъявляется требование четкого представления законодательных и нормативно-правовых основ.
В первой главе нашего исследования, посвященной проблеме формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, мы определили, что управленческая компетентность представляет целостную систему, имеющаую множество составляющих элементов.
2. Изучили системное представление о феномене понятия «имидж», который рассматривается как, образ, представление, метод ассоциаций снабжающий рассматриваемый объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т. д.), не имеющие основания в реальных свойствах самого объекта, но наделенный социальной значимостью для воспринимающего такой образ. Имидж имеет свойство блокировать рациональное познание объекта, но в тоже время внушающим воздействием обеспечивает социально-психологическую установку воздействия. Через всевозможные психологические и социальные механизмы имидж внедряется в массовое сознание.
3. . Изучение психолого-педагогической литературы дало основание определить показатели уровня сформированности управленческих компетенций у будущих руководителей. Разработали критерии, охарактеризовали показатели и уровни формирования управленческих компетенций. Нами были определены критерии: аналитико-проектировочный, организационно-исполнительный, рефлексивно-оценочный. Выделенные критерии в комплексе давали характеристику о наличии знаний о методах, способах, требованиях управленческой компетентности, готовность применять сформированные знания в эффективной практической работе. На основе определенных критериев и подобранных показателях, нами были разработаны три уровня готовности: высокий, средний и низкий.
В целях проверки определенных нами критериев и показателей, были подобраны формы соответствующих мероприятий по формированию управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций.
4. Нами была разработана и обоснована модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. Целью данной модели является - формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. Наша модель состоит из четырех блоков, таких как: теоретический, диагностирующий, формирующий и оценочно-результативный. Теоретический блок состоит из
99 основных подходов, принципов и педагогических условий. Диагностирующий блок состоит из определенных нами критериев, показателей и уровней сформированности управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций. В формирующем блоке отражены основные этапы, задачи и формы работ по направлению формирования управленческих компетенций у будущих руководителей. Четвертый блок - оценочнорезультативный, отображает итоговый результат нашей работы, которым является - позитивная динамика формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Реализация модели проходила в трех этапах: подготовительном, на котором формировалась мотивация к овладению знаниями о управленческих компетенциях; на втором - основном этапе реализовывалась цель на овладение составляющих управленческих компетенций для решения задач имиджевой деятельности; на третьем - завершающем этапе целью которого являлась - формирование готовности применять умения и знания управленческих компетенций на практике, итоговой работой стало разработка проекта. На этапах эксперимента, мы применяли различные формы работ, такие как: тренинги, семинары, практические задания, лекции, круглые столы, обучение «лекция вдвоем», домашние задания, самостоятельная работа и разработка проекта «Формирование имиджа образовательной организации».
На основе результатов эксперимента по выявлению уровня формирования управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, мы пришли к выводу о недостаточном уровне подготовки будущих специалистов. В связи с этим, в целях повышения уровня сформированности управленческих компетенций и мотивации для перспективы профессиональной деятельности, мы предлагаем реализовать нашу модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. После реализации трех этапов нашей модели, был достигнут результат - сформированность составляющих управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, что подтвердила позитивная динамика экспериментальной группы.
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября
2008 г. № 1662-р). [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp 2008 N1662 red 08.0
8.2009 (дата обращения 02.02.2020).
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТРАТУРА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://fgosvo.ru/news/9/1140 (дата обращения 17.02.2020).
3. Абрамян, А. А. Проблема развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения
[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-professionalno- lichnostnogopotentsiala-rukovoditelya-doshkolnogo-obrazovatelnogo- uchrezhdeniya (дата обращения 19.03.2020)
4. Академик Компетентность. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1526590 (дата обращения 10.04.2020).
5. Акофф, И. Стратегическое управление. М. : Просвет-издат, - 2009/144c.
6. Амуржуев, О.В., Болвачев, А.И., Гребнев, Е.Т. и др Словарь делового человека /.; под науч. ред. Амуржуева О.В. - М., 1992. - С. 136.
7. Архангельский, Г. А., Лукашенко, М. А., Телегина, Т. В., Бехтерев, С. В. Тайм-менеджмент. Полный курс: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Архангельского. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 311 с.
8. Блауберг, И. В., Юдин, Э. Г [Электронный ресурс] Режим доступа : http://victor-safronov.ru/systems-analysis/glossary/systems-approach.html «Системный подход» (дата обращения 19.05.2020).
9. Брель, А. К. Складановская Н. Н. Жарова К. Р. Танкабекян Н. А.
Жогло Е. Н. «Круглый стол» как метод интерактивного обучения, развивающий мотивационную сферу личности современного студента [Электронный ресурс] Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования Режим доступа :
https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27633 (дата обращения 26.05.2020).
10. Бухаров, Д. В. «Педагогические условия профессионаьной подготовки в ВУЗе будущих руководителей образовательных организаций к имиджевой деятельности» Великий Новгород 2015г. : автореф. дис.
[
Э
л 11. Варнавский, Д. Ю. Влияние профессионального опыта на развитие управленчесе кой компетентности руководителя: автореф. Дис.РФ 19.00.13,
к к
а
т
нр 12. Волкова, В. В. В 67 Имиджелогия: Учебно-методическое пособие. -
Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. до - 168 с. Стр 6
ин 13. Воробьёва, Е. П. Становление профессионально значимых качеств личности дн будущих руководителей дошкольного
образовательного учреждения аы в процессе магистерской подготовок [Электронный ресурс] Режим тй доступа :
https:// cyberleninka.ru/article/n/ stanovlenie-professionalnoznachimy h-
касЬез1у-НсЬпозЬ-ЬийизсЫЬ-гикоуоййе1еу-йозЬко1подооЬга7ОУа1е1подпр o-
uchrezhdeniya-v 18.03.2020 (дата обращения 13.03.2020).
се 14. Вшивкова, Е. С. Социально-профессиональное проектирование в структуре образовательной процесса современного колледжа / Е.С.Вшивкова ис // Человек и образование.ху - СПб.: ИОВ РАО, 2009 - № 2(19) - С. 115 -119.
ор 15. Гершунский, Б. Философия образования для XXI века /
Б.лс Гершунский // Мир образования. - 1996. - № 4. - С. 12-18.
о 16. Гилева, Т. А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала Рг [Электронный ресурс] // ЖУРНАЛ
и е
жч ие Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. 2019 Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-navyki-tsifrovoy-
ekonomikirazrabotka-programmy-razvitiya-personala (дата обращения
27.04.2020).
17. Г
уманитарн
ый портал
Алгоритм
[Электрон
ный
ресурс]
Режим
доступа :
https://gtma
rket.ru/con
cepts/7178
(дата
обращения
9.06.2020).
18. Д
а г а е
в 19. Депелян, Р. А. Факторы, влияющие на формирование внутреннего имиджа аорганизации [Электронный ресурс] // ЖУРНАЛ Государственное управление. ,Электронный вестник 2017 Режим доступа :
https:// cyberleninka.ru/article/n/faktory-
vliyayuschiЕ. А. e-na-formirovaniИмидж e-vnutrennegкак социалo-imidzhьнa- оorganizatsii-психологический (дата обращенияфеномен:
22.0теоретико5.2020)методологические аспекты изучения 2011 г. .
[Электронный ресурс] Режим 20. Джи, Бобби. Имидж фирмы: Планирование, формирование, продвижение / доступ :
http://www.unn.ru/pages/elibrary/vestnik/99999999 West Бобби Джи; [Пер. с англ. А. Вихровой]. - СПб. и др. : Питер, 2000. 2011 4- 220/60.pdf
104 [Электронный ( дата обращения ресурс] // Режим доступа : 19.03.2020). https://search.rsl.ru/ru/record/01000636128 (дата обращения 14.04.2020).
21. Додонов, В. И. О системе «личность» / Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 110-119.
22. Дубских В. А. Особенности образовательного запроса руководителей дошкольных образовательных учреждений / В.А. Дубских., Т.П. Симакова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно¬практических конференций. - 2016. - №3. - С. 98-103
23. Дьяченко, Л. Я., Иванова, В. Н. Социальные технологии. Толковый словарь /Под ред. - Москва-Белгород, 1995. - 308 с.
24. Блинова, С. В. Социально-психологическая модель формирования внешнего имиджа вуза : автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2010 - 12 с.
25. Есауловой, М. Б. Персонификация высшего
профессиональнопедагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению: монография / под ред.. - СПб.: СПГУТД, 2010. - 160 с.
26. Ефремова, Н. Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание. // М. : Издательство : Национальное образование, 2012. - 204 с.
27. Жилина, А. И. Системный подход в современном научнопедагогическом исследовании. / А. И. Жилина// Педагогический поиск: проблемы и пути решения: Мат. 2 нпк. школы молодого ученого. - СПб. :
ЛОИРО,2006.-С. 5-11.
28. Запесоцкая, Н.А. Проектная культура как фактор профессиональной успешности специалиста социально-коммуникативной направленности / Н. А. Запесоцкая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М. : Изд-во МГУКИ, 2006. - № 3. - С. 124-127.
29. Земляк, С. В., Савченко, Ю. Ю. Маркетинг услуг высшего
профессионального образования: компетентностная модель продукта
[Электронный ресурс] // Журнал Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4 Дата публикации 06.08.2012 Режим доступа :
105 https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=6827 (дата обращения 20.06.2020).
30. Золотовская, Л. А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический аспект [Текст] / Л. А. Золотавская //PR в образовании. - 2005. - №3. - С. 24.
31. Каверина, Е. А. Коммуникационные особенности и
стили
проведения презентаций // Реклама и пиар в России. Современное состояние и перспективы развития / Е.А. Каверина - СПб. : СПГУ профсоюзов, 2009. - С. 136-138.
32. Калашникова, О. В. Общекультурная компетенция как личностная
характеристика преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 608-611. - URL
https://moluch.ru/archive/58/8167/ (дата обращения: 14.03.2020).
33. Каптерев, А. И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям: науч.метод. пособие. /А. И. Каптерев. - М. : Либерея-бибинформ, Библиотекарь: Питер, 2005.-912с.
34. Козлов, А. А. Функции и качества руководителя [Электронный
ресурс] Режим доступа : https:// cyberleninka.ru/article/n/funktsii-i-
kachestvarukovoditelya. (дата обращения 15.03.2020).
35. Конобеева, А. Б. Формирование профессиональных компетенций в
вузе: сочетание универсальных и профессиональных компетенций 2010 вестник московского государственного университета культуры и искусствиздательство: московский государственный институт культуры
(Химки) ISSN: 1997-0803 [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp7idM5211681 (дата обращения 07.03.2020).
36. Константинова, В. Г. Феномен имиджа в научных исследованиях [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/fenomen-imidzha-v-nauchnyh-issledovaniyah (дата обращения 19.03.2020).
37. Корнилова, К. В. Организаторские способности руководителя в процессе управления дошкольным образовательным учреждением / К.В. Корнилова., К.А. Медведчикова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 396-397
38. Кузнецова, Е. Б. Условия внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения
39. Лапусты, М. Г. Словарь-справочник менеджера / Под ред.. - М. : аИНФРА-М, 1996. - С. 148. в 40. Лебедев, А. В. Личность и ее свойства : Учеб. пособие. СПб. : СПбГУНиПТ, 2001. т 212 с
о 41. Лернер, П. С. Векторы реформирования содержания и имиджа робщего и среднего профессионального образования // PR в образовании./ П.С.Лернере - 2006. - № 2. - С. 46-48.
ф .
42. Певзнера М. Н., Букетова В. О., Зайченко О. М.. Педагогика открытости и диалога культур / под ред. - М. : Исследоват.центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 265 с.
43. Международный форум XI РОСМЕДОБР 2020 Инновационные
обучающие технологии в медицине и IX съезд «Росомед» [Электронный ресурс] Режим доступа : //
https://www.rosmedobr.ru/journal/2014god/kompetentsii-iz-proshlogo-v- nastoyashchee/ (дата обращения 30.01.2020).
44. Михеев, С. С. Развитие управленческой компетентности
государственного служащего. М. : 2011 г. [Электронный ресурс] //
Экономическая библиотека - Режим доступа : http://economy-
lib.com/razvitieupravlencheskoy-kompetentsii-gosudarstvennyh- sluzhaschih#ixzz6G3Dh5Zsm (дата обращения 20.03.2020).
45. Мухамедьяров, Р. А. Формирование имиджа образовательной организации культуры / Р. А. Мухамедьяров // Справочник руководителя организации культуры. - 2007. - № 3. - С.52-57.
46. Николаев, А. Ю., Борисов, И. В., Гераськин, С. В. Имидж политика. - Новосибирск, 1995-260 с.
47. Новиков, А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М. : Эгвес, 2004.
48. Обучение коучингу и развитие коучей по международным стандартам ICF. [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://erickson.ru/coaching/26,04,2020 (дата обращения 29.04.2020).
49. Павлов, С. Н. Проектирование модели социально-педагогической и
социокультурной деятельности органов управления вузом при создании имиджа организации [Электронный ресурс] // Режим доступа :
https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23589329_57532021.pdf (дата
обращения 19.03.2020).
50. Панфилова, А. П. Презентационные компетентности в деятельности PR-менеджера // Реклама и пиар в России. Современное состояние и перспективы развития. / А. П. Панфилова - СПб.: СПГУ профсоюзов, 2009. С. 13.
51. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б.Д. Парыгин. - М., 1981. - 190 с.
52. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа : учебное пособие. М., 2002
53. Пискунова, Т. Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата
психологических наук. Москва, 1998, С.11
54. Полонский, В. М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. / В. М. Полонский - М. : Высшая школа, 2000. - 367 с.
55. Проскурнина, О. А. Формирование имиджа образовательной организации [Электронный ресурс] //Екатеринбург 2016 Режим доступа : http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/3361/1/22Proskumina2.pdf (дата обращения 19.03.2020).
56. Рождественский, Ю.В. Теория риторики / Ю.В. Рождественский / 2е изд. Москва: Добросвет, 1999. - 482с.
57. Савин, А. Д. Образ руководителя в представлении современного студента [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.art- education.ru/ electronic-j ournal/obraz-rukovoditelya-v-predstavleniisovremennogo- studenta (дата обращения 24.03.2020).
58. Сазонова, А. А., Моисеенко, М. В. Историко-философский аспект формирования имиджа политики [Электронный ресурс] //ЖУРНАЛ Вестник
Российского университета дружбы народов. Серия: Философия 2014 Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-filosofskiy-aspekt-
formirovaniya-imidzha-politika (дата обращения 10.06.2020).
59. Сакэррера, Л. М. Эффективная коммуникация как составляющая человеческого капитала в менеджменте [Электронный ресурс] //ЖУРНАЛ Известия Тульского государственного университета. Экономически и юридические науки 2014 Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/ effektivnaya-kommunikatsiya- kaksostavlyayuschaya-chelovecheskogo-kapitala-v-menedzhmente (дата обращения 17.05.2020).
60. Самсоненко, Е. В. Профессиональная компетентность специалиста и современное производство / Е. В. Самсоненко// Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: МежВУЗ. Сб. науч.тр.
- СПб. : ЛОИРО, 2006. - С. 287-289.
61. Селина, Т. М. Совершенствование модели повышения квалификации руководителей дошкольных образовательных учреждений 13.00.08 : автореф.
109 и 62. Семенова, Л. М. Генезис и сорвременное состояние проблемы сформирования профессионального имиджа [Электронный ресурс] // ЖУРНАЛ
[Вестник Томского государственного университета 2009 Режим доступа : ййрз://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/2епе71Э s-i-sovremennoe-sostoyanie- prob1emyformirovaniya a-professionalnogo-imidzha (дата обращения
10.06.2020).
е 63. Сепиашвили, Е. Н. Управленческие компетенции как компонент культуры профессиональной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Режим т доступа : https://www.e1ibrary.ru/down1oad/e1ibrary 12232649 72055947р .pdf (дата обращения 22.03.2020). о 64. Сивицкая, Л. Г. Смышляева, А. В. Реализация компетентностного нподхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей н/ Л. А. Смышляев // Вестник Томского гос. пед.ун-та. - 2010. - Выпуск 12 (102)ы . С. 52-55.
й 65. Силакова, Л. В. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И СПОСОБЫ И Х ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ //Научный журнал НИУ ИТМО. рСерия «Экономика и экологический менеджмент № 2, 2014 [Электронный ресурс] е // Режим доступа :
https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/professionalnyekompetentsiiс -i-sposoby-ih-
formirovaniya-y-vuze (дата обращения 09.02.2020). у 66. Словари,
энциклопедии и справочники [Электронный ресурс] // Режим р доступа : Slovar.cc https://slovar.cc/enc/slovar/1791389.html (дата собращения 05.03.2020) Р е ж
67. Сорокоумов, С. П. Определения «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» в системе вузовской подготовки [Электронный ресурс] // Режим доступа :
https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/oprede1eniya-professiona1naya-kompetentsiya- iprofessiona1naya-kompetentnost-y-sisteme-vuzoyskoy-podgotovki 08.02.2020 (дата обращения 23.05.2020).
68. Справочник Формирование имиджа образовательной организации
[Электронный ресурс] // Режим доступа : https:ZZspravochnick.ru/
menedzhment/imidzh_organizacii/formirovanie_imidzha_obrazovatelnoy_organiz acii/ (дата обращения 19.03.2020).
69. Степанов, А. В., Нечаева, О. В. Инновационные методы и
алгоритмы проектно-творческой деятельности в образовательной практике
[Электронный ресурс] // Режим доступа : http://elar.rsvpu.ru/bitstream/ 123456789/22008/1/iddo 2017 020.pdf (дата обращения 22.03.2020).
70. Степанова Е. И. Социально-психологические аспекты успешности управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty- uspeshnostiupravlencheskoy-deyatelnosti-sovremennogo-rukovoditelya- doshkolnogo
13.06.2020 (дата обращения 21.04.2020).
71. Сторожева, О. И. Развитие управленческих компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в процессе повышения квалификации. Екатеринбург 2010: автореф. дис. [Электронный ресурс] // Р
е 72. Студопедия понятие имидж [Электронный ресурс] // Режим доступа :ж https://studopedia.info/5-82843.html 16.04.2020 (дата обращения 20.05.2020).
и 73. Субетто, А. И. Теория фундаментализации образования и универсальные компем тенции (ноосфер-ная парадигма универсализма) [Текст]: научная
монографическая трилогия / А. И. Субетто. - СПб. : Асте-рион, 2010. д- 556 с. о
с т
74. Тлехурай-Берзегова, Л. Т. Бюллер, Е. А ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РУКОВОДИТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ [Электронный ресурс] //
Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-rukovoditelya-
vstrukture-upravleniya (дата обращения 17.03.2020).
75. Толковый журнал Ожегова [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11624 30.01.2020 (дата обращения 13.04.2020).
76. Толковый словарь Критерий [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://tolkslovar.ru/k11486.html 29.05.2020 (дата обращения 19.05.2020)
77. Тренинговый портал Профессиональные компетенции
[Электронный ресурс] // Режим доступа : https://www.trn.ua/articles/337/ 06,03,2020 (дата обращения 20.2.04.2020)
78. Федорова, В. А. Содержание понятия «имидж
предприятия»
[Электронный ресурс] // ЖУРНАЛ Экономика транспортного комплекса 2013 Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-
imidzhpredpriyatiya 17.05.2020 (дата обращения 19.03.2020).
79. Феномен имиджа: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Черемушникова, Ирина Кабдрахимовна 2002, Волгоград [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/fenomen-imidzha-sotsialno- filosofskii-analiz (дата обращения 19.05.2020).
80. Фрейд, 3. Психология бессознательного. /З.Фрейд - М. : Прогресс, 1990.-448 с.