ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ К ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Системное представление о феномене имиджа образовательной организации 9
1.2. Компетентность будущих руководителей образовательных организаций в
области имиджевой деятельности 18
1.3. Структурно-содержательный алгоритм формирования управленческих
компетенций будущих руководителей образовательных организаций к имиджевой деятельности
29 Выводы по первой главе
45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
2.1 Критерии, показатели и уровни сформированности управленческих компетенций
будущих руководителей образовательных организаций 48
2.3 Сравнительный анализ исследования 83
Выводы по второй главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ К ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Системное представление о феномене имиджа образовательной организации 9
1.2. Компетентность будущих руководителей образовательных организаций в
области имиджевой деятельности 18
1.3. Структурно-содержательный алгоритм формирования управленческих
компетенций будущих руководителей образовательных организаций к имиджевой деятельности
29 Выводы по первой главе
45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
2.1 Критерии, показатели и уровни сформированности управленческих компетенций
будущих руководителей образовательных организаций 48
2.3 Сравнительный анализ исследования 83
Выводы по второй главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
В стратегическом направлении сферы образования государственной политики Российской федерации особое предпочтение отдают профессионально мобильным руководителям, успешность которых раскрывается в овладении ими управленческими компетенциями, которые имеют непосредственное влияние на имиджевую деятельность организации и имидж руководителя. Необходимость формирования профессиональных компетенций отражена в государственно-правовом обеспечении, таком как Закон РФ «Об образовании», где обозначена гуманистическая парадигма образования, которая обосновывается ценностью личности; «Федеральном государственном образовательном стандарте»; «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
Заинтересованность государства в высококвалифицированных специалистах отражается в Федеральном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) - требование к результатам освоения в виде профессиональных компетенций, сформированность которых обеспечит способность будущих специалистов продуктивно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задач профессиональной деятельности.
Активно сотрудничая с разными странами в сфере образования, Россия подписала в 2003 году «Декларацию о вхождении в Болонский процесс», а в 2010 году отечественные ВУЗы перешли на новую многоуровневую модель образования. Дипломы, выданные странами, включенными в Болонский процесс, отличаются программами и оценкой, которые должны быть представлены в терминах компетентностного и модульного подходов. Европейское образовательное сообщество, учитывая интерес не только учащихся, но и работодателей, разработало эффективную модель универсальных компетенций, например, диплома магистра, которые станут
общепонятными для всех. В ввиду этого, в федеральных российских стандартах высшего профессионального образования результатом освоения образовательных программ становятся компетенции, приобретение которых является главным итогом обучения. В связи с этим возникает необходимость употребления новых терминов, таких как, «компетенция», «модульная программа» и т.д.
Социально-экономическое положение нашей страны все больше уделяет внимание накоплению человеческого опыта, как одного из составляющих производственной силы в условиях нестабильности и быстрой смены направления общественно-экономической эволюции. Именно человек, состоявшийся как специалист-профессионал, будет служить главным критерием развития науки и экономики. Это направление также соответствует распоряжению правительства РФ, от 17 ноября 2008 года №1662-р в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», где первым вызовом является: «усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала».
В настоящее время ускоренное развитие информационных технологий, имеет свое отражение прежде всего в модификации социально-экономических отношений, размытие границ между национальным и мировым информационным пространством несет за собой потребность постоянного обновления знаний (одним из актуальных способов - дистанционное образование), что в свою очередь и обеспечит переход к системе непрерывного образования. Становится совершенно очевидно, что требования к кадрам увеличиваются и ужесточаются, выстраиванию инновационной экономики необходим новый специалист, обладающий техническими навыками, гуманитарным образованием, инновационным мышлением, креативностью, умеющий работать в команде, знающий методы самопрезентации, имеющий практику в области разработок и внедрения конструктивных решений.
В новой культурной системе изменяются представления о том, что представляет собой образованный человек. Образованный человек XXI века должен обладать профессиональными компетенциями, высоким уровнем мыслительной гибкости, способности конструктивному и самостоятельному выбору решений.
Анализ литературы показывает, что многие исследователи (Е.И.Зуева, Е.Б.Карпова, П.С.Лернер, А.П.Панфилова, Т.Н.Пискунова, В.В.Тарасенко, А.В.Щербакова и др.) работают в направлении внедрения основ имиджелогии в сферу образования. Актуальной становится задача высшего учебного заведения ориентировать профессиональную подготовку на формирование у будущих руководителей компетенций по управлению имиджевой деятельностью, однако в научных исследованиях недостаточное внимание уделено вопросу изменения самой системы подготовки будущих руководителей.
В научных работах отечественных исследователей представлены различные аспекты имиджевой деятельности: в политике (Е.В. Глущенко, Ефремов, B.C. Жариков, Г.С. Зайцева, А.Н. Колесников Б.Д. Парыюта,
Г.Т. Почепцов,); в предпринимательской деятельности (Е.А. Блажнов,
Ф.Л. Емельянов, А.Ф. Кузин, Р.Л. Кричевский, И.Д. Ладанов, , Э.Т. Уткин, A.C. Пелих, Е.А. Петрова, Н.А. Коропцева, Л.Ю. Фалько, В.М. Шепель); в педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, A.A. Реан, E.H. Русская); в организационной деятельности (И. Алехина, Е.В. Шришина,); в деятельности средств массовой информации (Т.З. Адалъянц, , П.С. Гуревич,).
Актуальность исследования, охарактеризованная перечисленными выше факторами, определила выбор темы нашего исследования: «Формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности».
Объект исследования - формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций.
Предмет исследования - модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Для достижения поставленной цели, были поставлены задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме феномена имиджа образовательных организаций;
2) рассмотреть особенность компетентности будущих руководителей образовательных организаций в области имиджевой деятельности;
3) определить критерии, показатели и уровни сформированности управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций;
4) разработать и апробировать модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности будет обеспечиваться, если:
- процесс формирования управленческих компетенций будущего
руководителя будет носить поэтапный характер, обеспеченный структурным компонентом в процессе профессиональной подготовки ВУЗа;
- формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций будет осуществляться посредством формирования мотивации к овладению знаниями об управленческих компетенциях; ориентации содержания профессиональной подготовки на овладение составляющих управленческих компетенций в решении задач имиджевой деятельности; формировании готовности применять умения и знания управленческих компетенций на практике.
- будет внедрена модель по формированию управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, состоящая из: цели, принципов, структурных компонентов, критерий оценки, методов, форм и средств обучения, что будет являться основой данного процесса в реальной управленческой деятельности.
Методы исследования: анализ научных источников по проблеме исследования; моделирование структуры; диагностические методы (анкетирование, тестирование, анализ профессионально-практической деятельности), эксперимент (констатирующий и формирующий), эксперимент по апробации результатов исследования, методы самооценки уровней компетентности, методы статистической обработки данных.
Методологической основой социологического изучения были выбраны системный, компетентностный, личностно-ориентированный подходы (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин), позволяющие исследовать условия профессиональной подготовки менеджмента как систему, процесс и результат развития компетенций будущих руководителей по управлению имиджевой деятельностью образовательных организаций. Исследования по формированию профессиональной компетентности будущих руководителей образовательных организаций (Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк).
Теоретическая значимость исследования заключается: в том, что результаты вносят вклад в разработку теории компетентностного подхода
применительно к подготовке специалистов; уточнено понятие «имидж», определен структурно-содержательный алгоритм формирования
«управленческих компетенций». Разработана модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, способствующая решению проблемы в подготовке будущих специалистов.
Практическая значимость исследования: модель процесса
формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности представляет интерес для внедрения ее в систему профессионального образования будущих руководителей, занимающихся формированием управленческих компетенций в имиджевой деятельности. А также, разработанный диагностический инструментарий, включающий - критерии, показатели сформированности управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций, позволяет использовать его при анализе и оценке управленческой компетентности будущего руководителя образовательной организации.
Благодарность выражается Гуманитарно-педагогической академии (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялта, кафедре педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, за оказанную помощь в проведении данного исследования, которое проводилось в период 2019-2020учебного года. В исследовании приняли участие 20 студентов магистратуры.
Структура магистерской работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
10 Список использованной литературы составляет 87 источников. Основной текст изложен на страницах. В работу включены таблицы и рисунки.
Заинтересованность государства в высококвалифицированных специалистах отражается в Федеральном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) - требование к результатам освоения в виде профессиональных компетенций, сформированность которых обеспечит способность будущих специалистов продуктивно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задач профессиональной деятельности.
Активно сотрудничая с разными странами в сфере образования, Россия подписала в 2003 году «Декларацию о вхождении в Болонский процесс», а в 2010 году отечественные ВУЗы перешли на новую многоуровневую модель образования. Дипломы, выданные странами, включенными в Болонский процесс, отличаются программами и оценкой, которые должны быть представлены в терминах компетентностного и модульного подходов. Европейское образовательное сообщество, учитывая интерес не только учащихся, но и работодателей, разработало эффективную модель универсальных компетенций, например, диплома магистра, которые станут
общепонятными для всех. В ввиду этого, в федеральных российских стандартах высшего профессионального образования результатом освоения образовательных программ становятся компетенции, приобретение которых является главным итогом обучения. В связи с этим возникает необходимость употребления новых терминов, таких как, «компетенция», «модульная программа» и т.д.
Социально-экономическое положение нашей страны все больше уделяет внимание накоплению человеческого опыта, как одного из составляющих производственной силы в условиях нестабильности и быстрой смены направления общественно-экономической эволюции. Именно человек, состоявшийся как специалист-профессионал, будет служить главным критерием развития науки и экономики. Это направление также соответствует распоряжению правительства РФ, от 17 ноября 2008 года №1662-р в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», где первым вызовом является: «усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала».
В настоящее время ускоренное развитие информационных технологий, имеет свое отражение прежде всего в модификации социально-экономических отношений, размытие границ между национальным и мировым информационным пространством несет за собой потребность постоянного обновления знаний (одним из актуальных способов - дистанционное образование), что в свою очередь и обеспечит переход к системе непрерывного образования. Становится совершенно очевидно, что требования к кадрам увеличиваются и ужесточаются, выстраиванию инновационной экономики необходим новый специалист, обладающий техническими навыками, гуманитарным образованием, инновационным мышлением, креативностью, умеющий работать в команде, знающий методы самопрезентации, имеющий практику в области разработок и внедрения конструктивных решений.
В новой культурной системе изменяются представления о том, что представляет собой образованный человек. Образованный человек XXI века должен обладать профессиональными компетенциями, высоким уровнем мыслительной гибкости, способности конструктивному и самостоятельному выбору решений.
Анализ литературы показывает, что многие исследователи (Е.И.Зуева, Е.Б.Карпова, П.С.Лернер, А.П.Панфилова, Т.Н.Пискунова, В.В.Тарасенко, А.В.Щербакова и др.) работают в направлении внедрения основ имиджелогии в сферу образования. Актуальной становится задача высшего учебного заведения ориентировать профессиональную подготовку на формирование у будущих руководителей компетенций по управлению имиджевой деятельностью, однако в научных исследованиях недостаточное внимание уделено вопросу изменения самой системы подготовки будущих руководителей.
В научных работах отечественных исследователей представлены различные аспекты имиджевой деятельности: в политике (Е.В. Глущенко, Ефремов, B.C. Жариков, Г.С. Зайцева, А.Н. Колесников Б.Д. Парыюта,
Г.Т. Почепцов,); в предпринимательской деятельности (Е.А. Блажнов,
Ф.Л. Емельянов, А.Ф. Кузин, Р.Л. Кричевский, И.Д. Ладанов, , Э.Т. Уткин, A.C. Пелих, Е.А. Петрова, Н.А. Коропцева, Л.Ю. Фалько, В.М. Шепель); в педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, A.A. Реан, E.H. Русская); в организационной деятельности (И. Алехина, Е.В. Шришина,); в деятельности средств массовой информации (Т.З. Адалъянц, , П.С. Гуревич,).
Актуальность исследования, охарактеризованная перечисленными выше факторами, определила выбор темы нашего исследования: «Формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности».
Объект исследования - формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций.
Предмет исследования - модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Для достижения поставленной цели, были поставлены задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме феномена имиджа образовательных организаций;
2) рассмотреть особенность компетентности будущих руководителей образовательных организаций в области имиджевой деятельности;
3) определить критерии, показатели и уровни сформированности управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций;
4) разработать и апробировать модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности будет обеспечиваться, если:
- процесс формирования управленческих компетенций будущего
руководителя будет носить поэтапный характер, обеспеченный структурным компонентом в процессе профессиональной подготовки ВУЗа;
- формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций будет осуществляться посредством формирования мотивации к овладению знаниями об управленческих компетенциях; ориентации содержания профессиональной подготовки на овладение составляющих управленческих компетенций в решении задач имиджевой деятельности; формировании готовности применять умения и знания управленческих компетенций на практике.
- будет внедрена модель по формированию управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, состоящая из: цели, принципов, структурных компонентов, критерий оценки, методов, форм и средств обучения, что будет являться основой данного процесса в реальной управленческой деятельности.
Методы исследования: анализ научных источников по проблеме исследования; моделирование структуры; диагностические методы (анкетирование, тестирование, анализ профессионально-практической деятельности), эксперимент (констатирующий и формирующий), эксперимент по апробации результатов исследования, методы самооценки уровней компетентности, методы статистической обработки данных.
Методологической основой социологического изучения были выбраны системный, компетентностный, личностно-ориентированный подходы (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин), позволяющие исследовать условия профессиональной подготовки менеджмента как систему, процесс и результат развития компетенций будущих руководителей по управлению имиджевой деятельностью образовательных организаций. Исследования по формированию профессиональной компетентности будущих руководителей образовательных организаций (Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк).
Теоретическая значимость исследования заключается: в том, что результаты вносят вклад в разработку теории компетентностного подхода
применительно к подготовке специалистов; уточнено понятие «имидж», определен структурно-содержательный алгоритм формирования
«управленческих компетенций». Разработана модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, способствующая решению проблемы в подготовке будущих специалистов.
Практическая значимость исследования: модель процесса
формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности представляет интерес для внедрения ее в систему профессионального образования будущих руководителей, занимающихся формированием управленческих компетенций в имиджевой деятельности. А также, разработанный диагностический инструментарий, включающий - критерии, показатели сформированности управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций, позволяет использовать его при анализе и оценке управленческой компетентности будущего руководителя образовательной организации.
Благодарность выражается Гуманитарно-педагогической академии (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялта, кафедре педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, за оказанную помощь в проведении данного исследования, которое проводилось в период 2019-2020учебного года. В исследовании приняли участие 20 студентов магистратуры.
Структура магистерской работы. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
10 Список использованной литературы составляет 87 источников. Основной текст изложен на страницах. В работу включены таблицы и рисунки.
Анализ научной литературы позволил выявить направленность исследователей на поиск решений по данной проблемы. От уровня сформированности управленческих компетенций руководителя, его способности оперативно решать поставленные задачи, способности мотивировать свой коллектив на развитие, раскрывать творческий потенциал, зависит эффективная имиджевая деятельность образовательной организации.
1. Нами была проведена работа по изучению психолого-педагогической литературы по проблеме «Формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности».
«Компетенция» характеризуется как, круг вопросов, в которых ктонибудь хорошо осведомлен. «Управленческие компетенции» характеризуются теоретическими и практическими компонентами, включающие личностные и деловые качества, профессионально-ориентированные знания, характерные модели поведения, эффективные решения поставленных задач и достижение положительных результатов.
Управленческие компетенции, как составляющие управленческой компетентности, могут рассматриваться по группам, таких как: управление собственной эффективностью (планирование, выработка решений, саморазвитие); управление деятельностью коллектива (делегирование, координация, контроль, мотивация); управление мышлением коллектива (лидерство, эффективная коммуникация, коучинг). К будущему руководителю образовательной организации предъявляется требование четкого представления законодательных и нормативно-правовых основ.
В первой главе нашего исследования, посвященной проблеме формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, мы определили, что управленческая компетентность представляет целостную систему, имеющаую множество составляющих элементов.
2. Изучили системное представление о феномене понятия «имидж», который рассматривается как, образ, представление, метод ассоциаций снабжающий рассматриваемый объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т. д.), не имеющие основания в реальных свойствах самого объекта, но наделенный социальной значимостью для воспринимающего такой образ. Имидж имеет свойство блокировать рациональное познание объекта, но в тоже время внушающим воздействием обеспечивает социально-психологическую установку воздействия. Через всевозможные психологические и социальные механизмы имидж внедряется в массовое сознание.
3. . Изучение психолого-педагогической литературы дало основание определить показатели уровня сформированности управленческих компетенций у будущих руководителей. Разработали критерии, охарактеризовали показатели и уровни формирования управленческих компетенций. Нами были определены критерии: аналитико-проектировочный, организационно-исполнительный, рефлексивно-оценочный. Выделенные критерии в комплексе давали характеристику о наличии знаний о методах, способах, требованиях управленческой компетентности, готовность применять сформированные знания в эффективной практической работе. На основе определенных критериев и подобранных показателях, нами были разработаны три уровня готовности: высокий, средний и низкий.
В целях проверки определенных нами критериев и показателей, были подобраны формы соответствующих мероприятий по формированию управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций.
4. Нами была разработана и обоснована модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. Целью данной модели является - формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. Наша модель состоит из четырех блоков, таких как: теоретический, диагностирующий, формирующий и оценочно-результативный. Теоретический блок состоит из
99 основных подходов, принципов и педагогических условий. Диагностирующий блок состоит из определенных нами критериев, показателей и уровней сформированности управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций. В формирующем блоке отражены основные этапы, задачи и формы работ по направлению формирования управленческих компетенций у будущих руководителей. Четвертый блок - оценочнорезультативный, отображает итоговый результат нашей работы, которым является - позитивная динамика формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Реализация модели проходила в трех этапах: подготовительном, на котором формировалась мотивация к овладению знаниями о управленческих компетенциях; на втором - основном этапе реализовывалась цель на овладение составляющих управленческих компетенций для решения задач имиджевой деятельности; на третьем - завершающем этапе целью которого являлась - формирование готовности применять умения и знания управленческих компетенций на практике, итоговой работой стало разработка проекта. На этапах эксперимента, мы применяли различные формы работ, такие как: тренинги, семинары, практические задания, лекции, круглые столы, обучение «лекция вдвоем», домашние задания, самостоятельная работа и разработка проекта «Формирование имиджа образовательной организации».
На основе результатов эксперимента по выявлению уровня формирования управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, мы пришли к выводу о недостаточном уровне подготовки будущих специалистов. В связи с этим, в целях повышения уровня сформированности управленческих компетенций и мотивации для перспективы профессиональной деятельности, мы предлагаем реализовать нашу модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. После реализации трех этапов нашей модели, был достигнут результат - сформированность составляющих управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, что подтвердила позитивная динамика экспериментальной группы.
1. Нами была проведена работа по изучению психолого-педагогической литературы по проблеме «Формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности».
«Компетенция» характеризуется как, круг вопросов, в которых ктонибудь хорошо осведомлен. «Управленческие компетенции» характеризуются теоретическими и практическими компонентами, включающие личностные и деловые качества, профессионально-ориентированные знания, характерные модели поведения, эффективные решения поставленных задач и достижение положительных результатов.
Управленческие компетенции, как составляющие управленческой компетентности, могут рассматриваться по группам, таких как: управление собственной эффективностью (планирование, выработка решений, саморазвитие); управление деятельностью коллектива (делегирование, координация, контроль, мотивация); управление мышлением коллектива (лидерство, эффективная коммуникация, коучинг). К будущему руководителю образовательной организации предъявляется требование четкого представления законодательных и нормативно-правовых основ.
В первой главе нашего исследования, посвященной проблеме формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, мы определили, что управленческая компетентность представляет целостную систему, имеющаую множество составляющих элементов.
2. Изучили системное представление о феномене понятия «имидж», который рассматривается как, образ, представление, метод ассоциаций снабжающий рассматриваемый объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т. д.), не имеющие основания в реальных свойствах самого объекта, но наделенный социальной значимостью для воспринимающего такой образ. Имидж имеет свойство блокировать рациональное познание объекта, но в тоже время внушающим воздействием обеспечивает социально-психологическую установку воздействия. Через всевозможные психологические и социальные механизмы имидж внедряется в массовое сознание.
3. . Изучение психолого-педагогической литературы дало основание определить показатели уровня сформированности управленческих компетенций у будущих руководителей. Разработали критерии, охарактеризовали показатели и уровни формирования управленческих компетенций. Нами были определены критерии: аналитико-проектировочный, организационно-исполнительный, рефлексивно-оценочный. Выделенные критерии в комплексе давали характеристику о наличии знаний о методах, способах, требованиях управленческой компетентности, готовность применять сформированные знания в эффективной практической работе. На основе определенных критериев и подобранных показателях, нами были разработаны три уровня готовности: высокий, средний и низкий.
В целях проверки определенных нами критериев и показателей, были подобраны формы соответствующих мероприятий по формированию управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций.
4. Нами была разработана и обоснована модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. Целью данной модели является - формирование управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. Наша модель состоит из четырех блоков, таких как: теоретический, диагностирующий, формирующий и оценочно-результативный. Теоретический блок состоит из
99 основных подходов, принципов и педагогических условий. Диагностирующий блок состоит из определенных нами критериев, показателей и уровней сформированности управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций. В формирующем блоке отражены основные этапы, задачи и формы работ по направлению формирования управленческих компетенций у будущих руководителей. Четвертый блок - оценочнорезультативный, отображает итоговый результат нашей работы, которым является - позитивная динамика формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности.
Реализация модели проходила в трех этапах: подготовительном, на котором формировалась мотивация к овладению знаниями о управленческих компетенциях; на втором - основном этапе реализовывалась цель на овладение составляющих управленческих компетенций для решения задач имиджевой деятельности; на третьем - завершающем этапе целью которого являлась - формирование готовности применять умения и знания управленческих компетенций на практике, итоговой работой стало разработка проекта. На этапах эксперимента, мы применяли различные формы работ, такие как: тренинги, семинары, практические задания, лекции, круглые столы, обучение «лекция вдвоем», домашние задания, самостоятельная работа и разработка проекта «Формирование имиджа образовательной организации».
На основе результатов эксперимента по выявлению уровня формирования управленческих компетенций у будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, мы пришли к выводу о недостаточном уровне подготовки будущих специалистов. В связи с этим, в целях повышения уровня сформированности управленческих компетенций и мотивации для перспективы профессиональной деятельности, мы предлагаем реализовать нашу модель формирования управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности. После реализации трех этапов нашей модели, был достигнут результат - сформированность составляющих управленческих компетенций будущих руководителей образовательных организаций в имиджевой деятельности, что подтвердила позитивная динамика экспериментальной группы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Развитие компетенций руководителя по управлению
финансово-хозяйственной деятельностью в дошкольной
образовательной организации
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИМИДЖЕВОЙ РАБОТЫ В
СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ
КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗАПАДНОГО ОКРУГА
АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИМИДЖЕВОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОСТОЧНОГО ОКРУГА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - ЦИФРОВОЙ ИМИДЖ ПРОФЕССИОНАЛА ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (НА ПРИМЕРЕ ИМИДЖА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СТУДИИ ВОКАЛА «ГОЛОЗхГ.ТОМСКА)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2023 - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - PR-ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ИМИДЖА РОССИИ В СМИ США (1991-2020 ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ ВОЛОНТЕРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021



