ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ БЕЛГОРОДЧИНЫ)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности 7
1.1. Особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Влияние исследовательской проектной деятельности на воспитание
основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Педагогические условия воспитания основ патриотизма у старших
дошкольников в исследовательской проектной деятельности 25
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности
(на краеведческом материале Белгородчины) 31
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у старших
дошкольников 31
2.2. Содержание работы по воспитанию основ патриотизма у старших
дошкольников в исследовательской проектной деятельности (на
краеведческом материале Белгородчины) 39
2.3. Анализ результатов исследования 45
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 57
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности 7
1.1. Особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Влияние исследовательской проектной деятельности на воспитание
основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Педагогические условия воспитания основ патриотизма у старших
дошкольников в исследовательской проектной деятельности 25
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности
(на краеведческом материале Белгородчины) 31
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у старших
дошкольников 31
2.2. Содержание работы по воспитанию основ патриотизма у старших
дошкольников в исследовательской проектной деятельности (на
краеведческом материале Белгородчины) 39
2.3. Анализ результатов исследования 45
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 57
Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста довольно актуально в условиях развития современного общества. Существенные изменения, которые происходят в обществе в последние годы и постоянно возникающие проблемы, связанные с воспитанием современных детей, обуславливают переосмысление сущности патриотизма и патриотического воспитания, а также его роли и места в общественной жизни.
Патриотизм является одним из самых глубоких чувств, заложенных в человеке и закреплённых веками. Патриотизм понятие многогранное, включающее любовь к Родине, уважение к героическому прошлому своей Родины, любовь к родному языку, традициям и обычаям своего народа, к родным местам, к культурному наследию своей страны. Возникает это чувство под влиянием различных факторов: искусства, художественной литературы, окружающей среды, практической деятельности человека и др.
Чувство патриотизма необходимо развивать уже с дошкольного возраста. Оно начинается от эмоциональной привязанности к семье, друзьям, к товарищам по играм, к месту жительства, а заканчивается осознанием своей причастности к Отчизне.
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование культурно¬ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Этот период жизни человека наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти дошкольников на длительное время, а иногда и на всю жизнь, что является важным моментом в воспитании патриотизма.
Воспитать чувство патриотизма у старших дошкольников педагоги должны с помощью различных форм и методов организации деятельности детей: рассказы педагога, беседы, игры, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность и др.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам данной проблемы, они и составили теоретико-методологическую основу исследования. Так, в работах Н.В. Алешиной довольно ясно прослеживаются идеи патриотического воспитания, однако понятие «воспитание патриотизма» автором не используется; в исследованиях Э.К. Сусловой патриотическое воспитание рассматривается в контексте экологического воспитания; М.А. Бесова, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, А.Х. Казетова, В.А. Крехалёва и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Такие исследователи, как Л.Е. Никонова, Э.К. Суслова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма дошкольников познание ими Родины - России.
Вопросы воспитания основ патриотизма средствами исследовательской проектной деятельности отражены в работах М.В. Краевской, Л.В. Нелюбиной, Е.В. Савенковой.
Однако, несмотря на многообразие форм патриотического воспитания, существует проблема: целостная научная концепция формирования основ патриотизма дошкольников в современных условиях развития дошкольного образования ещё не создана. Данная проблема пока ещё не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов отмечают важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но в то же время не предлагают целостной системы работы в данном направлении.
В связи с этим возникает противоречие между содержанием патриотического воспитания и формами и средствами его реализации в старшем дошкольном возрасте.
Это противоречие и обусловило выбор темы исследования: «Воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности (на краеведческом материале Белгородчины)».
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют эффективному воспитанию основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности (на краеведческом материале Белгородчины).
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской проектной деятельности (на краеведческом материале Белгородчины) будет эффективным, если:
1) он будет представлять собой поэтапный процесс совместной деятельности детей и взрослых;
2) будут использоваться эффективные формы исследовательской проектной деятельности;
3) работа будет строиться с учётом педагогических условий воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности на основе методов ознакомления детей с социальной действительностью, методов обучения и развития детского творчества, методов ТРИЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить влияние исследовательской проектной деятельности на воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, педагогический эксперимент, беседа, анализ продуктов детской деятельности, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области.
Патриотизм является одним из самых глубоких чувств, заложенных в человеке и закреплённых веками. Патриотизм понятие многогранное, включающее любовь к Родине, уважение к героическому прошлому своей Родины, любовь к родному языку, традициям и обычаям своего народа, к родным местам, к культурному наследию своей страны. Возникает это чувство под влиянием различных факторов: искусства, художественной литературы, окружающей среды, практической деятельности человека и др.
Чувство патриотизма необходимо развивать уже с дошкольного возраста. Оно начинается от эмоциональной привязанности к семье, друзьям, к товарищам по играм, к месту жительства, а заканчивается осознанием своей причастности к Отчизне.
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование культурно¬ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Этот период жизни человека наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти дошкольников на длительное время, а иногда и на всю жизнь, что является важным моментом в воспитании патриотизма.
Воспитать чувство патриотизма у старших дошкольников педагоги должны с помощью различных форм и методов организации деятельности детей: рассказы педагога, беседы, игры, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность и др.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам данной проблемы, они и составили теоретико-методологическую основу исследования. Так, в работах Н.В. Алешиной довольно ясно прослеживаются идеи патриотического воспитания, однако понятие «воспитание патриотизма» автором не используется; в исследованиях Э.К. Сусловой патриотическое воспитание рассматривается в контексте экологического воспитания; М.А. Бесова, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, А.Х. Казетова, В.А. Крехалёва и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Такие исследователи, как Л.Е. Никонова, Э.К. Суслова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма дошкольников познание ими Родины - России.
Вопросы воспитания основ патриотизма средствами исследовательской проектной деятельности отражены в работах М.В. Краевской, Л.В. Нелюбиной, Е.В. Савенковой.
Однако, несмотря на многообразие форм патриотического воспитания, существует проблема: целостная научная концепция формирования основ патриотизма дошкольников в современных условиях развития дошкольного образования ещё не создана. Данная проблема пока ещё не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов отмечают важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но в то же время не предлагают целостной системы работы в данном направлении.
В связи с этим возникает противоречие между содержанием патриотического воспитания и формами и средствами его реализации в старшем дошкольном возрасте.
Это противоречие и обусловило выбор темы исследования: «Воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности (на краеведческом материале Белгородчины)».
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют эффективному воспитанию основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности (на краеведческом материале Белгородчины).
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской проектной деятельности (на краеведческом материале Белгородчины) будет эффективным, если:
1) он будет представлять собой поэтапный процесс совместной деятельности детей и взрослых;
2) будут использоваться эффективные формы исследовательской проектной деятельности;
3) работа будет строиться с учётом педагогических условий воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности на основе методов ознакомления детей с социальной действительностью, методов обучения и развития детского творчества, методов ТРИЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить влияние исследовательской проектной деятельности на воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, педагогический эксперимент, беседа, анализ продуктов детской деятельности, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура работы включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня. Уже с детства человек должен любить свою Родину, родной край, знать историю и традиции.
Особенностями воспитания основ патриотизма у старших дошкольников является воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к его культуре и традициям, природе и людям.
Добиться этого можно различными путями и средствами. Одним из эффективных средств воспитания основ патриотизма у старших дошкольников, на наш взгляд, является исследовательская проектная деятельность.
В нашем исследовании мы изучили теоретические основы воспитания патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности, рассмотрели вопросы понятия и роли патриотизма в современном обществе, особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; влияние исследовательской проектной деятельности на воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; педагогические условия воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности
Кроме того нами была проведена экспериментальная работа по воспитанию основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности (на краеведческом материале Белгородчины), в ходе которой мы определяли уровень сформированности патриотизма старших дошкольников до и после использования исследовательской проектной деятельности.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в развитии уровня патриотизма старших дошкольников после использования исследовательской проектной деятельности.
Результатом проделанной работы также стало внедрение материалов выпускной квалификационной работы на базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок». Апробация исследования осуществлялась в таких формах как: выступление на педагогическом совете «патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» на тему «Воспитание чувства патриотизма, проведение мастер-класса по данной теме, участие в круглом столе «Внедрение инноваций в педагогическую деятельность: за и против» в форме деловой игры с педагогами «Игра с продуктами проектной деятельности, которые становятся предметом игры и фантазирования».
В результате проделанной работы цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме, выдвинутая в начали исследования гипотеза получила своё практическое подтверждение.
Особенностями воспитания основ патриотизма у старших дошкольников является воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к его культуре и традициям, природе и людям.
Добиться этого можно различными путями и средствами. Одним из эффективных средств воспитания основ патриотизма у старших дошкольников, на наш взгляд, является исследовательская проектная деятельность.
В нашем исследовании мы изучили теоретические основы воспитания патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности, рассмотрели вопросы понятия и роли патриотизма в современном обществе, особенности воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; влияние исследовательской проектной деятельности на воспитание основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; педагогические условия воспитания основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности
Кроме того нами была проведена экспериментальная работа по воспитанию основ патриотизма у старших дошкольников в исследовательской проектной деятельности (на краеведческом материале Белгородчины), в ходе которой мы определяли уровень сформированности патриотизма старших дошкольников до и после использования исследовательской проектной деятельности.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в развитии уровня патриотизма старших дошкольников после использования исследовательской проектной деятельности.
Результатом проделанной работы также стало внедрение материалов выпускной квалификационной работы на базе МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок». Апробация исследования осуществлялась в таких формах как: выступление на педагогическом совете «патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» на тему «Воспитание чувства патриотизма, проведение мастер-класса по данной теме, участие в круглом столе «Внедрение инноваций в педагогическую деятельность: за и против» в форме деловой игры с педагогами «Игра с продуктами проектной деятельности, которые становятся предметом игры и фантазирования».
В результате проделанной работы цель исследования достигнута, задачи решены в полном объёме, выдвинутая в начали исследования гипотеза получила своё практическое подтверждение.



