СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ 6
1.1. Теоретические подходы к изучению смысложизненных ориентаций 6
1.2. Структурные компоненты смысложизненных ориентаций 10
1.3. Понятие профессиональной идентичности в психологии 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ 31
2.1.Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования смысложизненных
ориентаций студентов с разной профессиональной идентичностью 34
2.3 Рекомендации для преподавателей по формированию профессиональной
идентичности студентов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ 6
1.1. Теоретические подходы к изучению смысложизненных ориентаций 6
1.2. Структурные компоненты смысложизненных ориентаций 10
1.3. Понятие профессиональной идентичности в психологии 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ 31
2.1.Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования смысложизненных
ориентаций студентов с разной профессиональной идентичностью 34
2.3 Рекомендации для преподавателей по формированию профессиональной
идентичности студентов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Актуальность исследования. Интерес к проблеме профессиональной идентичности сегодня неуклонно растёт, поскольку стремительно изменяются социально - экономические условия в обществе, и это обстоятельство диктует новые требования к подготовке специалистов. В целом понятие профессиональной идентичности подразумевает набор некоторых характеристик, которые помогают ориентироваться в мире профессий, реализовывать личный профессиональный потенциал, при этом профидентичность формируется в соответствии с закономерностями социальной идентичности (самоопределение, выработка поведения в социальной группе, положительное отношение к данной группе, межгрупповые отношения).
В трудах ученых, занимавшихся исследованием данной проблемы, понятие профессиональной идентичности не сформулировано достаточно четко. Но всё же, некоторые вопросы, в большей или меньшей степени, связанные с данной проблемой, упоминались в ряде исследований, реализованных в разных научных областях. Среди работавших в этих сферах авторов отметим:
- феномен и понятие профессиональной идентичности
(Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.А. Реан, Д.В. Ронзин, В.И. Павленко, Л.Б. Шнейдер, В.М. Проселова,
Ю.П. Поваренков) и др.
- возрастная психология (В.С. Мухина, В.И. Слободчиков, Е.А. Климова, С.Н. Юрчик, В.И. Степанский, И.Ю. Кулагина) и др.
- проблема профессиональной ориентации (Н.В. Гафурова,
С.Х. Джиоев, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.Н. Лукин, Н.С. Пряжников, Л.М. Митина) и др.
Проблема - каковы особенности смысложизненных ориентаций студентов с разной профессиональной идентичностью?
Цель составляет решение данной проблемы - изучить различия смысложизненных ориентации студентов с разной профессиональной идентичностью.
Объект - смысложизненные ориентации студентов.
Предмет - смысложизненные ориентации студентов с разной профессиональной идентичностью.
Гипотеза: мы предположили, что смысложизненные ориентации студентовс разной профессиональной идентичностью имеют различия, а именно у студентов с неопределенной профессиональной идентичностью преобладают цели в жизни, а у студентов со сформированной профессиональной идентичностью - результат жизни.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы работы, нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить степень разработанности понятий «смысложизненных ориентаций» и «профессиональной идентичности»;
2) изучить смысложизненные ориентации студентов с разной профессиональной идентичностью;
3) разработать рекомендации для преподавателей, по формированию профессиональной идентичности студентов.
Теоретическую основу исследования составили концепции:
1.Подход Э. Эриксона, заключающийся в следующем: на каждой стадии развития идентичности человек делает выбор между двумя альтернативными решениями возрастных и ситуативных задач развития. Характер этого выбора зависит как от самой личности, так и от оказываемого на нее влияния социального окружения. От каждого такого выбора зависит успешность или не успешность последующей жизни индивида.
2.Теория Д.А. Леонтьева, В.С. Мухиной в области возрастной
психологии, которая заключалась в том, что в юношеском возрасте определяются устойчивые ценности и смыслы, появляется направленность в будущее.
Методы исследования, которые нашли применение в нашей работе: теоретические (анализ, систематизация и обобщение научной литературы), эмпирические (опрос, тестирование), методы математической обработки данных, корреляционный анализ, критерий различий Краскела-Уолиса на основе пакета статистических программ « SPSS».
Методики исследования: «Смысложизненные ориентации»
адаптирован Д.А. Леонтьевым; «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» разработанная А.А. Азбель.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимало участие 74 студента педагогического института НИУ «БелГУ».
В трудах ученых, занимавшихся исследованием данной проблемы, понятие профессиональной идентичности не сформулировано достаточно четко. Но всё же, некоторые вопросы, в большей или меньшей степени, связанные с данной проблемой, упоминались в ряде исследований, реализованных в разных научных областях. Среди работавших в этих сферах авторов отметим:
- феномен и понятие профессиональной идентичности
(Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.А. Реан, Д.В. Ронзин, В.И. Павленко, Л.Б. Шнейдер, В.М. Проселова,
Ю.П. Поваренков) и др.
- возрастная психология (В.С. Мухина, В.И. Слободчиков, Е.А. Климова, С.Н. Юрчик, В.И. Степанский, И.Ю. Кулагина) и др.
- проблема профессиональной ориентации (Н.В. Гафурова,
С.Х. Джиоев, Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.Н. Лукин, Н.С. Пряжников, Л.М. Митина) и др.
Проблема - каковы особенности смысложизненных ориентаций студентов с разной профессиональной идентичностью?
Цель составляет решение данной проблемы - изучить различия смысложизненных ориентации студентов с разной профессиональной идентичностью.
Объект - смысложизненные ориентации студентов.
Предмет - смысложизненные ориентации студентов с разной профессиональной идентичностью.
Гипотеза: мы предположили, что смысложизненные ориентации студентовс разной профессиональной идентичностью имеют различия, а именно у студентов с неопределенной профессиональной идентичностью преобладают цели в жизни, а у студентов со сформированной профессиональной идентичностью - результат жизни.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы работы, нам необходимо решить следующие задачи:
1) изучить степень разработанности понятий «смысложизненных ориентаций» и «профессиональной идентичности»;
2) изучить смысложизненные ориентации студентов с разной профессиональной идентичностью;
3) разработать рекомендации для преподавателей, по формированию профессиональной идентичности студентов.
Теоретическую основу исследования составили концепции:
1.Подход Э. Эриксона, заключающийся в следующем: на каждой стадии развития идентичности человек делает выбор между двумя альтернативными решениями возрастных и ситуативных задач развития. Характер этого выбора зависит как от самой личности, так и от оказываемого на нее влияния социального окружения. От каждого такого выбора зависит успешность или не успешность последующей жизни индивида.
2.Теория Д.А. Леонтьева, В.С. Мухиной в области возрастной
психологии, которая заключалась в том, что в юношеском возрасте определяются устойчивые ценности и смыслы, появляется направленность в будущее.
Методы исследования, которые нашли применение в нашей работе: теоретические (анализ, систематизация и обобщение научной литературы), эмпирические (опрос, тестирование), методы математической обработки данных, корреляционный анализ, критерий различий Краскела-Уолиса на основе пакета статистических программ « SPSS».
Методики исследования: «Смысложизненные ориентации»
адаптирован Д.А. Леонтьевым; «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» разработанная А.А. Азбель.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимало участие 74 студента педагогического института НИУ «БелГУ».
В ходе анализа литературы нами было установлено, что представления современной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодые люди ориентируются на профессии, которые кажутся им современными, престижными и даже "выгодными", в некоторой степени заменяя идеальный образ профессионала "идеальным образом жизни". В результате учащиеся общеобразовательных школ и даже студенты либо принимают не до конца осознанное решение относительно профессионального выбора, либо находятся в состоянии неопределенности. Всё это в определенной мере может препятствовать успешному профессиональному самоопределению. Для наиболее эффективного осуществления человеком своей профессиональной деятельности ему необходимо личностное развитие, т.е. в основе профессионального самоопределения лежит личностное самоопределение, придающее жизни смысл. Таким образом, осознание человеком своего предназначения в жизни и использование его в ходе планирования своего процесса жизнедеятельности позволяет ему достигать больших успехов, в том числе и в профессиональной деятельности. Одной из профессий, в которой наиболее подчеркивается важность развития собственной личности, является профессия психолога.
В ходе эмпирического исследования смысложизненных ориентаций студентов с разной профессиональной идентичностью, мы выявили, что у студентов идентичность носит сформированный характер, студенты понимают важность и место своей профессии в социально-экономическом плане, а также в личностном аспекте. Они хотят в дальнейшем связать свою судьбу с работой по выбранной профессии. Студенты представляют себя носителем профессии, которую получают в университете.
Уровень неопределенной профессиональной идентичности носит не выраженный характер, в свою очередь она отрицательно взаимосвязана с такими смысложизненными ориентациями как: цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля Я, осмысленность жизни.
Мы можем предположить, что для испытуемых не характерно отсутствие прочных профессиональных целей и планов, вариантов своего профессионального развития, а отличительной особенностью является наличие четких целей, важность выбранной профессии, оценка своих действия и способности их реализации, представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями. Но, несмотря на приложение волевых усилий, студенты воспринимают учебный процесс как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Уровень навязанной профессиональной идентичности у группы абсолютно не выражен, но обнаруживает положительные взаимосвязи с такими смысложизненными ориентациями как: цели в жизни, локус контроля Я, осмысленность жизни. То есть, несмотря на то, что при принятии решений испытуемые могут прислушиваться к мнению родителей или друзей, свои решения они принимают самостоятельно, делая их адекватную оценку.
Мораторий профессиональной идентичности у группы имеет уровень ниже среднего и обнаруживает отрицательные корреляционные связи с такими смысложизненными ориентациями как: результат жизни, локус контроля Я, осмысленность жизни. Отрицательная взаимосвязь свидетельствует о том, что студенты преодолели кризис выбора профессии и имеют поставленные профессиональные цели в жизни, видят результат своей дальнейшей жизни и строят свою жизнь в соответствии со своими планами, процесс получения выбранной профессии становится интересным и эмоционально-насыщенным, что характерно для студенческого возраста. У студентов развиты навыки контроля и оценки собственных действий.
Сформированная профессиональная идентичности, которая у группы имеет достаточно высокий уровень выраженности, положительно взаимосвязана с результатом жизни.
Студенты-психологи уверены в своем профессиональном выборе, но критерии оценки, которые были поставлены на начальном этапе профессионального становления, подверглись анализу и коррекции. Однако, отсутствие взаимосвязей коррекции со смысложизненнми ориентациями, может говорить о том, что студенты находятся на пути получения профессиональных навыков, и они пока еще не могут в полной мере корректировать недостатки своих стратегических целей и результатов, критериев оценки будущей трудовой деятельности.
При помощи шкалы Краскела - Уоллеса, мы определили, что существуют статистически достоверные различия между показателями смысложизненных ориентаций студентов с разной профессиональной идентичностью.
Таким образом, гипотеза: смысложизненные ориентации студентов с разной профессиональной идентичностью имеют различия, а именно у студентов с неопределенной профессиональной идентичностью преобладают цели в жизни, а у студентов со сформированной профессиональной идентичностью - результат жизни, подтвердилась.
В ходе эмпирического исследования смысложизненных ориентаций студентов с разной профессиональной идентичностью, мы выявили, что у студентов идентичность носит сформированный характер, студенты понимают важность и место своей профессии в социально-экономическом плане, а также в личностном аспекте. Они хотят в дальнейшем связать свою судьбу с работой по выбранной профессии. Студенты представляют себя носителем профессии, которую получают в университете.
Уровень неопределенной профессиональной идентичности носит не выраженный характер, в свою очередь она отрицательно взаимосвязана с такими смысложизненными ориентациями как: цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля Я, осмысленность жизни.
Мы можем предположить, что для испытуемых не характерно отсутствие прочных профессиональных целей и планов, вариантов своего профессионального развития, а отличительной особенностью является наличие четких целей, важность выбранной профессии, оценка своих действия и способности их реализации, представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями. Но, несмотря на приложение волевых усилий, студенты воспринимают учебный процесс как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Уровень навязанной профессиональной идентичности у группы абсолютно не выражен, но обнаруживает положительные взаимосвязи с такими смысложизненными ориентациями как: цели в жизни, локус контроля Я, осмысленность жизни. То есть, несмотря на то, что при принятии решений испытуемые могут прислушиваться к мнению родителей или друзей, свои решения они принимают самостоятельно, делая их адекватную оценку.
Мораторий профессиональной идентичности у группы имеет уровень ниже среднего и обнаруживает отрицательные корреляционные связи с такими смысложизненными ориентациями как: результат жизни, локус контроля Я, осмысленность жизни. Отрицательная взаимосвязь свидетельствует о том, что студенты преодолели кризис выбора профессии и имеют поставленные профессиональные цели в жизни, видят результат своей дальнейшей жизни и строят свою жизнь в соответствии со своими планами, процесс получения выбранной профессии становится интересным и эмоционально-насыщенным, что характерно для студенческого возраста. У студентов развиты навыки контроля и оценки собственных действий.
Сформированная профессиональная идентичности, которая у группы имеет достаточно высокий уровень выраженности, положительно взаимосвязана с результатом жизни.
Студенты-психологи уверены в своем профессиональном выборе, но критерии оценки, которые были поставлены на начальном этапе профессионального становления, подверглись анализу и коррекции. Однако, отсутствие взаимосвязей коррекции со смысложизненнми ориентациями, может говорить о том, что студенты находятся на пути получения профессиональных навыков, и они пока еще не могут в полной мере корректировать недостатки своих стратегических целей и результатов, критериев оценки будущей трудовой деятельности.
При помощи шкалы Краскела - Уоллеса, мы определили, что существуют статистически достоверные различия между показателями смысложизненных ориентаций студентов с разной профессиональной идентичностью.
Таким образом, гипотеза: смысложизненные ориентации студентов с разной профессиональной идентичностью имеют различия, а именно у студентов с неопределенной профессиональной идентичностью преобладают цели в жизни, а у студентов со сформированной профессиональной идентичностью - результат жизни, подтвердилась.
Подобные работы
- БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ
ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительный анализ ценностных и смысложизненных ориентаций студентов первого и четвёртого курса факультета психологии (Томский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Связь показателей мотивационно-ценностной сферы студентов с их профессиональной идентичностью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов разных профилей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Связь профессиональной идентичности студентов с их некоторыми
личностными характеристиками
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - «Показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Показатели профессиональной идентичности у студентов с разными личностными характеристиками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



