ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Эмотивная лексика как средство эмоциональной выразительности
речи 8
1.2. Семантическое поле как проявление системности лексики 15
1.3. Психологические и лингвистические причины нарушения овладения
эмотивной лексикой детьми с общим недоразвитием речи 21
1.4. Методические аспекты формирования семантического поля эмотивной
лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ
ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 37
2.1. Изучение семантических полей эмотивной лексики у младших
школьников с общим недоразвитием речи (на материале антонимов и синонимов) 37
2.2. Методические рекомендации по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи (на
материале антонимов и синонимов) 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Эмотивная лексика как средство эмоциональной выразительности
речи 8
1.2. Семантическое поле как проявление системности лексики 15
1.3. Психологические и лингвистические причины нарушения овладения
эмотивной лексикой детьми с общим недоразвитием речи 21
1.4. Методические аспекты формирования семантического поля эмотивной
лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ
ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 37
2.1. Изучение семантических полей эмотивной лексики у младших
школьников с общим недоразвитием речи (на материале антонимов и синонимов) 37
2.2. Методические рекомендации по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи (на
материале антонимов и синонимов) 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим многообразием является верным средством и самой надежной рекомендацией для любого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
Значение обучения средствам выразительности устной речи
подчеркивают многие ученые и педагоги. Обучение верному интонационному оформлению высказывания способствует наиболее точной передаче мысли (М. Т. Баранов, Б. Н. Головин и другие).
Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Важная роль в выразительности принадлежит лексике - тропам (И. Б. Голуб, Т. П. Плещенко).
Овладев теми или иными средствами выразительности,
человек учится слышать разные оттенки их и в речи других людей, он начинает лучше понимать собеседника, а также обретает умение понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей.
Особое место в выразительности речи принадлежит эмотивной лексике. Эмотивная лексика, владея значительным потенциалом эмоциональности, представляет собой широкий охват разнородного лексического материала.
Эмоции манифестируются в языке разными лингвистическими средствами, в частности, роль в отображении эмоций принадлежит междометиям - языковым единицам, которые связаны с эмоциональной сферой человека, а также лексическим эмотивам, которые подразделяются на классы слов: эмотивы - аффективы, лексические эмотивы и эмотивы - экспрессивы (Л. А. Калиммулина, Л. К. Парсиева).
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР), как отмечают исследователи (М. М. Алексеева, Е. Н. Дроздова, Н. С. Жукова, А. В. Короткова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, В. И. Яшина и многие другие) наблюдается недостаточность сформированности речевой функциональной системы, овладение лексиконом детьми с общим недоразвитием речи осуществляется более медленными темпами и имеет своеобразие, проявляющееся в бедности словаря, в частности, недостаточной сформированности предметной, глагольной лексики, словаря признаков. Особенности глагольной лексики описаны в работах В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой. Изучением атрибутивной лексики занимались Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина. Особенности овладения предметной лексикой рассмотрены в исследованиях Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Чиркиной и других.
В методической литературе также разработаны практические рекомендации по формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю. Ф. Гаркуша, 1992; Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, 2001; Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, 1994 и другие).
В последние годы отмечается интерес к изучению эмотивной лексики у детей с нарушениями речевого развития. Так, И. Ю. Кондратенко изучила и описала особенности овладения детьми с общим недоразвитием речи эмотивной лексикой. Л. В. Лопатина разработала методику исследования эмотивной лексики воспитанников детского дома и описала различные аспекты развития семантического поля эмотивной лексики, механизмы нарушения и особенностей формирования языковой категории эмотивности у детей-сирот.
Изучение семантических изменений в языке осуществляется благодаря такой системе, как семантическое поле, которое представляет собой лексико-семантическую категорию, в которой синтезируются свойства единиц определенных классов. В семантическом классе могут устанавливаться определенные семантические отношения (основными можно считать синонимию и антонимию).
Проблемой семантического поля занимались как отечественные, так и зарубежные лингвисты: Ш. Балли, Й. Л. Вейсгербер, Г. Ипсен, В. И. Кодухов, А. И. Кузнецова, М. М. Покровский, Й. Трир, А. А. Уфимцева, Л. В. Щерба.
Исследования семантического поля детей с отклонениями в развитии представлены в работах Л. В. Лопатиной, особенности явлений антонимии и синонимии эмотивной лексики у детей с ОНР описаны И. Ю. Кондратенко.
В указанных исследованиях также представлена система логопедической работы по развитию семантического поля эмотивной лексики.
В то же время, следует отметить, что логопедами-практиками недостаточно в коррекционно-педагогической работе уделяется внимание целенаправленному формированию эмотивной лексики у детей с ОНР, в частности, антонимическим и синонимическим отношениям в семантическом поле эмотивной лексики. Важность данной работы очевидна, так как у детей с ОНР достаточно сложно формируются отношения противопоставления и родовые отношения.
Поэтому выбранную тему выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления и содержание
логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи (на материале антонимов и синонимов).
Объект исследования: особенности семантического поля эмотивной
Предмет исследования: направления и содержание логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направления и содержание логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи должно учитывать особенности формирования семантического поля эмотивной лексики в онтогенезе и особенности эмоционального, когнитивного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели, объекта и предмета мы выделили следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи;
2) изучить особенности семантического поля эмотивной лексики младших школьников с общим недоразвитием речи (на материале антонимов и синонимов);
3) разработать методические рекомендации по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена: теоретическими положениями о соотношении общих и специфических закономерностей речевого развития и о выделении ведущего дефекта и вторичных задержек и отклонений в развитии аномальных детей (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский); исследованиями о современном понимании роли речи в психическом развитии ребенка и его социальной адаптации (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев); положениями о соотношении мышления и аффекта, о взаимосвязи эмоционального развития и становления речемыслительной деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн); исследованиями в области эмоциональной (эмотивной) лексики (И. Ю. Кондратенко, Л. В. Лопатина); исследованиями в области семантических полей (Т. И. Вендина, А. Н. Денисенко, С. В. Кезина, М. М. Покровский, Г. С. Щур).
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: анализ продуктов речевой
деятельности детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №28» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Значение обучения средствам выразительности устной речи
подчеркивают многие ученые и педагоги. Обучение верному интонационному оформлению высказывания способствует наиболее точной передаче мысли (М. Т. Баранов, Б. Н. Головин и другие).
Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Важная роль в выразительности принадлежит лексике - тропам (И. Б. Голуб, Т. П. Плещенко).
Овладев теми или иными средствами выразительности,
человек учится слышать разные оттенки их и в речи других людей, он начинает лучше понимать собеседника, а также обретает умение понимать формы выразительности в процессе восприятия поведения людей.
Особое место в выразительности речи принадлежит эмотивной лексике. Эмотивная лексика, владея значительным потенциалом эмоциональности, представляет собой широкий охват разнородного лексического материала.
Эмоции манифестируются в языке разными лингвистическими средствами, в частности, роль в отображении эмоций принадлежит междометиям - языковым единицам, которые связаны с эмоциональной сферой человека, а также лексическим эмотивам, которые подразделяются на классы слов: эмотивы - аффективы, лексические эмотивы и эмотивы - экспрессивы (Л. А. Калиммулина, Л. К. Парсиева).
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР), как отмечают исследователи (М. М. Алексеева, Е. Н. Дроздова, Н. С. Жукова, А. В. Короткова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, В. И. Яшина и многие другие) наблюдается недостаточность сформированности речевой функциональной системы, овладение лексиконом детьми с общим недоразвитием речи осуществляется более медленными темпами и имеет своеобразие, проявляющееся в бедности словаря, в частности, недостаточной сформированности предметной, глагольной лексики, словаря признаков. Особенности глагольной лексики описаны в работах В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой. Изучением атрибутивной лексики занимались Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина. Особенности овладения предметной лексикой рассмотрены в исследованиях Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. А. Чиркиной и других.
В методической литературе также разработаны практические рекомендации по формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю. Ф. Гаркуша, 1992; Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, 2001; Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, 1994 и другие).
В последние годы отмечается интерес к изучению эмотивной лексики у детей с нарушениями речевого развития. Так, И. Ю. Кондратенко изучила и описала особенности овладения детьми с общим недоразвитием речи эмотивной лексикой. Л. В. Лопатина разработала методику исследования эмотивной лексики воспитанников детского дома и описала различные аспекты развития семантического поля эмотивной лексики, механизмы нарушения и особенностей формирования языковой категории эмотивности у детей-сирот.
Изучение семантических изменений в языке осуществляется благодаря такой системе, как семантическое поле, которое представляет собой лексико-семантическую категорию, в которой синтезируются свойства единиц определенных классов. В семантическом классе могут устанавливаться определенные семантические отношения (основными можно считать синонимию и антонимию).
Проблемой семантического поля занимались как отечественные, так и зарубежные лингвисты: Ш. Балли, Й. Л. Вейсгербер, Г. Ипсен, В. И. Кодухов, А. И. Кузнецова, М. М. Покровский, Й. Трир, А. А. Уфимцева, Л. В. Щерба.
Исследования семантического поля детей с отклонениями в развитии представлены в работах Л. В. Лопатиной, особенности явлений антонимии и синонимии эмотивной лексики у детей с ОНР описаны И. Ю. Кондратенко.
В указанных исследованиях также представлена система логопедической работы по развитию семантического поля эмотивной лексики.
В то же время, следует отметить, что логопедами-практиками недостаточно в коррекционно-педагогической работе уделяется внимание целенаправленному формированию эмотивной лексики у детей с ОНР, в частности, антонимическим и синонимическим отношениям в семантическом поле эмотивной лексики. Важность данной работы очевидна, так как у детей с ОНР достаточно сложно формируются отношения противопоставления и родовые отношения.
Поэтому выбранную тему выпускной квалификационной работы «Логопедическая работа по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления и содержание
логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи (на материале антонимов и синонимов).
Объект исследования: особенности семантического поля эмотивной
Предмет исследования: направления и содержание логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: направления и содержание логопедической работы по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи должно учитывать особенности формирования семантического поля эмотивной лексики в онтогенезе и особенности эмоционального, когнитивного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели, объекта и предмета мы выделили следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи;
2) изучить особенности семантического поля эмотивной лексики младших школьников с общим недоразвитием речи (на материале антонимов и синонимов);
3) разработать методические рекомендации по формированию семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена: теоретическими положениями о соотношении общих и специфических закономерностей речевого развития и о выделении ведущего дефекта и вторичных задержек и отклонений в развитии аномальных детей (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский); исследованиями о современном понимании роли речи в психическом развитии ребенка и его социальной адаптации (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев); положениями о соотношении мышления и аффекта, о взаимосвязи эмоционального развития и становления речемыслительной деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн); исследованиями в области эмоциональной (эмотивной) лексики (И. Ю. Кондратенко, Л. В. Лопатина); исследованиями в области семантических полей (Т. И. Вендина, А. Н. Денисенко, С. В. Кезина, М. М. Покровский, Г. С. Щур).
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: анализ продуктов речевой
деятельности детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №28» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Теоретический анализ литературы позволил нам определить сущность эмотивной лексики.
Эмотивная лексика - это выражение эмоциональности человека при помощи языка. Она как механизм лингвистического обеспечения эмоций человека подвергалась подробному исследованию интерпретации категории эмотивности современными учеными. Категория эмотивности носит дискуссионный характер, терминологический аппарат в этой области до конца не оформлен, но ее категориальный статус доказывается рядом исследований таких ученых, как Ю. Д. Апресян, В. И. Шаховский и другие.
Эмотивная лексика выступает важнейшим компонентом выразительной речи и включает многообразие категориально-семантических отношений, разнообразие выразительных средств и грамматического оформления. Слова в эмотивном лексиконе соединяются при помощи разнообразных смысловых связей в сложную систему.
Изучение семантических изменений в языке осуществляется благодаря такой системе, как семантическое поле, под которым понимается комплекс языковых единиц, объединенных одинаковым значением и
показывающих предметную, понятийную или функциональную схожесть обозначаемых явлений. Семантическое поле имеет вертикальную и горизонтальную организацию и обладает сложной языковой структурой. Структурный каркас поля образуется совокупностью всех парадигматических группировок, которые могут носить самый разнообразный характер и могут быть представлены разнообразными классами лексических единиц, тождественных по тем или иным смысловым признакам. В семантическом классе могут устанавливаться определенные семантические отношения (основными можно считать синонимию и антонимию).
Антонимические и синонимические отношения характеризуют семантические отношения внутри семантического поля. В связи с этим состояние антонимии и синонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова.
Дети с ОНР с трудом осваивают эмотивную лексику. Для них достаточно сложным является процесс восприятия и понимания эмоциональных состояний собеседника, выражение своих эмоций мимическими средствами. Данные дети с трудом дают оценку событиям, эмоциональным ситуациям, чувственным переживаниям других людей, героев стихов, сказок, рассказов. Также у детей с ОНР наблюдаются трудности при образовании синонимом и антонимов, в использовании слов, имеющих широкое значение и в использовании смысловых замен из-за недостаточности понимания и дифференцированности эмоциональных состояний.
Основными причинами трудностей овладения детьми с ОНР эмотивной лексикой является: незрелость эмоционально - волевой сферы; особенность развития личности; особенности коммуникативной сферы; познавательной деятельности; нарушение речевого развития.
В ходе проведенного нами изучения семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на материале антонимов и синонимов было установлено, что большинство младших школьников с ОНР (90%) продемонстрировали низкий уровень. Особую трудность представляло для них подбор синонимов по сравнению с антонимами.
Характерными особенностями при подборе синонимов были: ошибки в словах на все части речи (существительные, прилагательные, глагол, наречия), воспроизведение слов другой грамматической категории (на слово - стимул например существительное дети воспроизводили прилагательное), что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов, потеря цели задания в процессе поиска слова, повторение форм исходного слова и слов с частицей «не» (слов-антонимов), что говорит о малом словарном запасе и о не понимании детьми понятия синоним.
При поборе антонимов также выявлены характерные особенности: наименьшую сложность для детей вызывал подбор антонимов в отношении прилагательных и больше ошибок было в словах на такие части речи, как существительные, наречия и глаголы, наблюдалось противопоставление слова по несущественным, ситуативным признакам (дети воспроизводили слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову антониму), что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова, также называние детьми вместо антонимов формы исходного слова, слова с частицей «не», что говорит о малом словарном запасе.
Проведенное изучение семантического поля эмотивной лексики (на материале антонимов и синонимов), а также теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить основные направления логопедической работы: понимание и выражение эмоций; обогащение
лексическими средствами (эмотивная лексика антонимии - синонимии); формирование навыков построения речевого высказывая с использованием эмотивной лексики; формирование коммуникативных навыков с
использованием эмотивной лексики (антонимия - синонимия).
По данным направлениям были подобранны методические рекомендации, которые будут способствовать эффективному формированию семантического поля эмотивной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Выделенные нами направления и приемы логопедической работы учитывают особенности формирования семантического поля эмотивной лексики в онтогенезе и особенности эмоционального, когнитивного и речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи.
Эмотивная лексика - это выражение эмоциональности человека при помощи языка. Она как механизм лингвистического обеспечения эмоций человека подвергалась подробному исследованию интерпретации категории эмотивности современными учеными. Категория эмотивности носит дискуссионный характер, терминологический аппарат в этой области до конца не оформлен, но ее категориальный статус доказывается рядом исследований таких ученых, как Ю. Д. Апресян, В. И. Шаховский и другие.
Эмотивная лексика выступает важнейшим компонентом выразительной речи и включает многообразие категориально-семантических отношений, разнообразие выразительных средств и грамматического оформления. Слова в эмотивном лексиконе соединяются при помощи разнообразных смысловых связей в сложную систему.
Изучение семантических изменений в языке осуществляется благодаря такой системе, как семантическое поле, под которым понимается комплекс языковых единиц, объединенных одинаковым значением и
показывающих предметную, понятийную или функциональную схожесть обозначаемых явлений. Семантическое поле имеет вертикальную и горизонтальную организацию и обладает сложной языковой структурой. Структурный каркас поля образуется совокупностью всех парадигматических группировок, которые могут носить самый разнообразный характер и могут быть представлены разнообразными классами лексических единиц, тождественных по тем или иным смысловым признакам. В семантическом классе могут устанавливаться определенные семантические отношения (основными можно считать синонимию и антонимию).
Антонимические и синонимические отношения характеризуют семантические отношения внутри семантического поля. В связи с этим состояние антонимии и синонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова.
Дети с ОНР с трудом осваивают эмотивную лексику. Для них достаточно сложным является процесс восприятия и понимания эмоциональных состояний собеседника, выражение своих эмоций мимическими средствами. Данные дети с трудом дают оценку событиям, эмоциональным ситуациям, чувственным переживаниям других людей, героев стихов, сказок, рассказов. Также у детей с ОНР наблюдаются трудности при образовании синонимом и антонимов, в использовании слов, имеющих широкое значение и в использовании смысловых замен из-за недостаточности понимания и дифференцированности эмоциональных состояний.
Основными причинами трудностей овладения детьми с ОНР эмотивной лексикой является: незрелость эмоционально - волевой сферы; особенность развития личности; особенности коммуникативной сферы; познавательной деятельности; нарушение речевого развития.
В ходе проведенного нами изучения семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на материале антонимов и синонимов было установлено, что большинство младших школьников с ОНР (90%) продемонстрировали низкий уровень. Особую трудность представляло для них подбор синонимов по сравнению с антонимами.
Характерными особенностями при подборе синонимов были: ошибки в словах на все части речи (существительные, прилагательные, глагол, наречия), воспроизведение слов другой грамматической категории (на слово - стимул например существительное дети воспроизводили прилагательное), что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов, потеря цели задания в процессе поиска слова, повторение форм исходного слова и слов с частицей «не» (слов-антонимов), что говорит о малом словарном запасе и о не понимании детьми понятия синоним.
При поборе антонимов также выявлены характерные особенности: наименьшую сложность для детей вызывал подбор антонимов в отношении прилагательных и больше ошибок было в словах на такие части речи, как существительные, наречия и глаголы, наблюдалось противопоставление слова по несущественным, ситуативным признакам (дети воспроизводили слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову антониму), что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова, также называние детьми вместо антонимов формы исходного слова, слова с частицей «не», что говорит о малом словарном запасе.
Проведенное изучение семантического поля эмотивной лексики (на материале антонимов и синонимов), а также теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить основные направления логопедической работы: понимание и выражение эмоций; обогащение
лексическими средствами (эмотивная лексика антонимии - синонимии); формирование навыков построения речевого высказывая с использованием эмотивной лексики; формирование коммуникативных навыков с
использованием эмотивной лексики (антонимия - синонимия).
По данным направлениям были подобранны методические рекомендации, которые будут способствовать эффективному формированию семантического поля эмотивной лексики у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Выделенные нами направления и приемы логопедической работы учитывают особенности формирования семантического поля эмотивной лексики в онтогенезе и особенности эмоционального, когнитивного и речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи.
Подобные работы
- Формирование семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
Магистерская диссертация, дефектология логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



