Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СИНТАКСИЧЕСКОГО ПОНЯНИЯ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ)

Работа №69043

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы по формированию синтаксического понятия «сложное предложение в начальной школе» 9
1.1. Проблема формирования синтаксических понятий в школьном
курсе русского языка 9
1.2. Сложное предложение как лингвистическая база
исследования 17
Глава 2. Содержание работы по формированию синтаксического по-нятия «сложное предложение» у учащихся по УМК «Школа России» 28
2.1. Особенности формирования понятия «сложное предложение»
по УМК «Школа России» (анализ программ и учебников) 28
2.2. Организация работы над сложным предложением на уроках
русского языка (из опыта работы учителей и методистов) 39
2.3. Формирование понятия «сложное предложение» у учащихся
экспериментального класса» 47
Заключение 59
Библиографический список 61

Задачи инновационного развития страны, стоящие перед современной Россией, выдвигают образование в один из общенациональных приоритетов. Без построения модели образования, ориентированной на формирование умения учиться, готовности к саморазвитию, невозможно обеспечить использование и производство новых технологий, занять достойное место в мировом сообществе.
Важнейшая цель современного образования - обучение и воспитание всестороннее развитой личности, способной к творчеству. И поэтому репродуктивные методы, долгое время используемые в нашей школе, не отвечают современным требованиям, так как они направлены на формирование пассивной, инертной личности.
В современной начальной школе используются многочисленные программы, называющиеся развивающимися. Однако развитие должно быть результатом реализации любой программы. Определяющим фактором в этом отношении являются методы, приемы и технологии, которые применяет учитель.
Русский язык занимает особое место в ряду других предметов школьного обучения. «Язык, - как справедливо отмечает Н.М. Шанский, - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. «Он нужен всем, всегда и везде» (Шанский,1993, 3). И поэтом каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, как адаптироваться к новым требованиям развивающегося общества, как сделать обучение русскому языку более эффективным.
Важное место в образовательной области «Филология», в реализации предмета «Русский язык» занимает формирование синтаксических понятий. К основному синтаксическому понятию, работа над которым начинается в начальной школе, лингвисты (В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, Г.А. Золотова, П.А. Лекант, В.В. Бабайцева, Т.П. Ломтев, В.Г. Гак, Т.Е, Шаповалова и др.) и методисты (Л.П. Федоренко, А.В. Дудникова, А.Ю. Купалова, Г.А. Фомичёва, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов и др.) относят, прежде всего, понятие «предложение».Особую сложность представляет понятие «сложное предложение», которое традиционно понималось и понимается как объединение нескольких простых, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью (работы Гвоздева, Валгиной, Розенталя и др.). В Русской грамматике (1980) сложное предложение понимается как «целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматическое сочетание предложений и функционирующая в качестве сообщения о двух или более событиях и об отношениях между ними» (Русская грамматика, 1980, 461). В этой формулировке, по мнению М. Черемисиной, не хватает единства, желательного для определения понятий, однако она явно близка к традиционным толкованиям. Именно разными подходами к пониманию сложного предложения в отечественной лингвистике и объясняется трудность в формировании этого понятия в школьном курсе русского языка.
Как указывают исследователи (работы Н.Н. Алгазиной, Г.А. Фомичевой, Т.Е. Калмыковой, Л. Дудникова, С.Ю. Булановой, Н.К. Перцевой и других ученых), программный материал содержит много синтаксических понятий, но все они связаны только с простым предложением. Тексты же упражнений, материал для изложений, да и тексты диктантов (3-4 класс) содержат большое количество сложных предложений, в том числе и союзных, и бессоюзных. В УМК «Школа России», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа XXI века» и некоторых других вводится понятие сложного предложения. Однако недостаточная разработанность подачи этого материала в методическом аспекте, а также мизерное количество часов, отводимых на изучение этого явления, создает определенные трудности и для учителя, и для обучающихся.
Важнейшим признаком сложного предложения являются полипредикативность, смысловая и интонационная завершенность, которая присуща всему предложению в целом, а не его компонентам. «Признание сложного предложения как целостного синтаксического выражения единой сложной мысли» приводит к выявлению его грамматической специфики - отсутствию механического объединения простых предложений в сложное»(Поспелов, 1950, 65). Все это определяет необходимость, как
указывает С.Ю. Буланова, рассмотрения сложного предложения единицы предложения не как конструкции, состоящей из двух и более простых предложений, а как одного предложения, имеющего в своем составе несколько частей» (Буланова, 2010, 16).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- недостаточной разработанностью методической системы по формированию у младших школьников понятия «сложное предложение»;
-необходимостью усвоения данного синтаксического понятия на основе использования знаний о его дифференциальных признаках.
Проблема исследования: каковы методические условия формирования у младших школьников синтаксического понятия «сложное предложение» в процессе изучения русского языка.
Объект исследования: методика формирования синтаксических понятий в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования синтаксического понятия «сложное предложение» при обучении русскому языку по УМК «Школа России».
В процессе разработки темы, определения предмета и объекта исследования мы опирались на следующую гипотезу: формирование у младших школьников синтаксического понятия «сложное предложение» будет эффективным, если:
• созданы методические условия, способствующие формированию понятия: усвоение существенных признаков сложного предложения; включение нового понятия в систему ранее изученных; наглядное изучение понятия;
• используются задания и упражнения поискового, исследовательского, проблемного характера, направленные на усвоение дифференциальных признаков сложного предложения.
Поставленная цель, предмет и исходная гипотеза исследования предполагали решение ряда основных задач:
•Изучить лингвистическую, психологическую, дидактическую и методическую литературу для определения теоретических основ исследования.
•Проанализировать учебники и программу по русскому языку из УМК «Школа России» в аспекте проблемы исследования.
• Разработать систему заданий, направленных на усвоение младшими школьниками понятия «сложное предложение».
• Провести экспериментальную работу и проанализировать её результаты.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность методов: 1) теоретические - изучение и теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы; 2) экспериментальные и практические - педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ собственной деятельности в качестве учителя начальных классов; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент, 3) социолого-педагогические - анализ учебников русского языка, анализ продуктов деятельности учащихся; тестирование.
Методологической основой исследования явились:
• во-первых, концепция формирования понятий (Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, И.Я. Гальперин) и синтаксических понятий, в частности(М.Р. Львов, А.В. Дудников, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичёва, И.Я. Лернер, А.Ю. Купалова, М.В. Горбачевский, С.Ю. Буланова и др.);
• во-вторых, лингвистическая концепция понятия «сложное предложение» (А.М. Пешковский, Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, В.А. Белошапкова, Г.А. Золотова, П.А. Лекант и др.).
Базой исследования стал 4 класс МБОУ «СОШ № 11»
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы работы по формированию синтаксического понятия «предложение» в начальной школе» дана характеристика самой дефиниции «понятие», особое внимание отводится анализу синтаксических понятий и пути их формирования в методической системе русского языка. В этой же главе представлена синтаксическая база исследования, проанализированы различные подходы к понятию «сложное предложение» в русской лингвистике.
Во второй главе «Содержание работы по формированию синтаксического понятия «сложное предложение» у младших школьников по УМК «Школа России» описывается опыт учителей и методистов по изучению дифференциальных признаков сложного предложения в начальной школе. Подробно проанализированы этапы формирования понятия «сложное предложение» по двум программам из УМК «Школа России». В этой же главе подробно описана экспериментальная работа, приведены разработки фрагментов уроков.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое нами исследование, анализ лингвометодической литературы позволяет говорить о том, что тема формирования синтаксических понятий в школьном курсе русского языка является актуальной, поскольку в системе лингвистических понятий, изучаемых в школе, важнейшее место занимают синтаксические понятия. К числу основных понятий в школьном синтаксисе многие учёные относят, прежде всего, общее понятие «предложение».
Сложное предложение выбрано нами в качестве дидактического материала, поскольку начальная школа - это пропедевтический этап формирования названного понятия, самый важный и одновременно очень сложный. Несмотря на то, что в текстах учебников, в письменной речи младших школьников довольно значительный процент составляют сложные предложения, сведения о сложном предложении в учебниках по русскому языку минимальные, упор делается только на наличие двух и более основ, а ведь это не единственный признак сложного предложения.
Опыт нашей работы показал, что целенаправленное и поэтапное овладение материалом, постепенная конкретизация обобщённого понятия «предложение», а затем «сложное предложение» возможны только при усвоении и осознании дифференциальных признаков этой синтаксической единицы.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Анализ теоретического и практического материала, представленного в действующих школьных учебниках по русскому языку, убедил нас в том, объем материала в каждом классе, последовательность работы над ними обусловлены задачами изучения данной темы и возрастными особенностями младших школьников.
В учебниках из УМК «Школа России» предусмотрены задания, направленные на решение задач по формированию понятия «сложное предложение», однако, на наш взгляд, упражнения характеризуются однотипностью, мало заданий репродуктивного и продуктивного характера, практически нет материала, знакомящего учащихся с другими
дифференциальными признаками сложного предложения: интонация и смысловые особенности.
Важнейшим фактором успешного осуществления учебных задач, связанных с изучением сложного предложения, является выбор методов и приёмов обучения.
Проведённое экспериментальное исследование позволило выявить уровень сформированности понятия «сложное предложение» у учащихся 4 класса, результаты выполнения заданий на констатирующем этапе позволил разработать тематическое планирование, подобрать эффективные задания и упражнения для обучающего этапа.
Наиболее эффективными типами упражнений мы считаем следующие: упражнения на нахождение грамматической основы, тесты, задания на классификацию, работу над интонацией, переконструирование предложений, составление схем, творческие задания.
В целом гипотеза исследования подтвердилась, поставленные задачи решены. Однако исследование не претендует на всю полноту анализа заявленной темы.



1. Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация: учебник для пед. вузов /В.В. Бабайцева - М.: Просвещение, 2007. - 346 с.
2. Белошапкова В.А. Русский язык Синтаксис: Учебник / В.А. Белошапкова - М.: Академия, 2006. - 342 с.
3. Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке /В.А. Белошапкова - М.: Просвещение, 1977. - 278 с.
4. Буланова С.Ю. Особенности формирования синтаксического строя письменной речи младших школьников / С.Ю. Буланова // Начальная школа. - 2009. -№ 11. - С. 85 - 88.
5. Буланова Ю.С. Формирование синтаксического строя речи младших школьников / С.Ю. Буланова - Архангельск, 2009. - 187 с.
6. Буланова С.Ю. Усвоение младшими школьниками синтаксических структур сложного предложения / С.Ю. Буланова // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 15 - 18.
7. Буланова С.Ю. Методические подходы к изучению синтаксиса русского языка / С.Ю. Буланова // Начальная школа. - 2015. -№ 2. С. 27- 30.
8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебик для вузов. 3-е изд., исправленное и переработанное / Н.С. Валгина - М.: Высшая школа, 2003 - 416 с.
9. Виноградов В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения // Вопросы языкознания. -1954.- №1. -С.3-29.
10. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке //Избранные труды: Исследования по русской грамматике. - М.: Просвещение, 1975. - С.156-179.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М.: Наука, 1996. - 321 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев - М.: Просвещение, 1961. - 336 с.
13. Демичева В.В. Теоретические основы начального языкового
образования. Синтаксис: учебно-методическое пособие В 2 ч. Ч.1. / В.В. Демичева, О.И. Еременко - Белгород, Изд-во «Политерра», 2012. - 134 с.
14. Дудников А.В. О стратегических и тактических принципах методики преподавания русского языка /А.В. Дудников // Русский язык в школе. - 1974. -С.13-18.
15. Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе /А.В. Дудников - М.: Академия, 2000. -434 с.
16. Зуева С.В. Зачем и как изучать сложное предложение в начальной школе / С.В. Зуева // Начальная школа. - 2010. - №1. - С. 56-58.
17.Зуева С.В. Изучение сложного предложения в начальной школе как одно из условий развития речи учащихся / С.В. Зуева :Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Ульяновск, 1999.
18. Киселева Е.А. Развитие синтаксического строя речи младших школьников / Е.А. Киселева, Е.А. Жесткова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2. - 141 - 145.
19. Лекант П.А. Очерки по грамматике русского языка: очерки- М.: Изд-во МГОУ, 2002. - 312 с.
20. Львов М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников / М.Р. Львов // Начальная школа.- 1991. - № 11. - С. 23 - 27.
21. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. уч. Заведений / М.Р. Львов - М.: Академия, 2001. - 546 с.
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебник для пед. вузов. Издание 6. -дополн. / под ред. М.Р. Львова - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 487 с.
23. Менчинская П.А. Психология усвоения понятия /П.А. Менчинская //Известия АНП РСФСР. Вып. 28. - 1950. - С.3-16.
24. Московкина Г.А. Методы изучения синтаксиса в школе: учебник / Г.А. Московкина - Краснодар, 1978. - 196 с.
25. Орлова А.М. Усвоение синтаксических понятий учащимися: Книга для учителя / А.М. Орлова - М.: Просвещение, 1970. - 326 с.
26. Перцева Н.К. О причинах ошибок младших школьников при конструировании и анализе предложений / Н.К. Перцева //Начальная школа. - 2010. - №11. - С. 78 - 82.
27. Перцева Н.К. Сопоставление предикативной связи и связи непредикативной как единство различения предложения и словосочетания / Н.К. Перцева // Начальная школа. - 2012. -№ 3. - С. 39 - 41.
28. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский - М.Академия, 2001. - 453 с.
29. Поспелов Н.С. О грамматической природе сложного предложения /Н.С. Поспелов // Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М., 1950, С. 53-55.
30. Прияткина А.Ф. Союз и его функциональные аналоги. - Владивосток: Из-во Дальневосточного университета, 1981.
31. Романова Н.П. О понятии «сложное предложение». - Новосибирск: «Наука», 1980.
32. Русская грамматика - М.: Просвещение, 1980.
33. Русский язык. 4 класс: рабочая программа по учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой - Волгоград: Учитель, 2017. - 66 с.
34. Русский язык. 3 класс: рабочая программа по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - Волгоград: Учитель, 2017. - 66 с.
35. Русский язык. 4 класс: рабочая программа по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - Волгоград: Учитель, 2015. - 66 с.
36. Русский язык: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. - Ч.2. - М.: Вентана - Граф, 2010. - 160 с
37. Русский язык.4 класс. Учебник для общеобразов. организаций. В 2-х Ч. Ч. 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова- М.: Просвещение, 2014. -192 с.
38. Русский язык.4 класс. Учебник для общеобразов. организаций. В 2-х Ч. Ч. 2. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова- М.: Просвещение, 2015. -196 с.
39. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразов. организаций. В 2-х ч. Ч. 1. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
40. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразов. организаций. В 2 -х ч. Ч. 2. /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
41. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразов., организаций. В 2-х ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2015. - 159с.
42. Савкина О.М. Фигура речи - средство обогащения синтаксического строя / О.М. Савкина // Начальная школа. - 2009. - №11. - С. 88 - 91.
43. Сборник программ к комплекту учебников «Школа России» - М.: Просвещение, 2011. -144 с.
44. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб.для студ. высш. учеб.заведений: В 2ч - Ч.2: Морфология. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой.- М.: Издат. Центр «Академия», 2008. - 704 с.
45. Современный русский литературный язык: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под.ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2001. - 560 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М., 2011. - 54 с.
47. Фомичева Г.А. Упражнения по синтаксису / Г.А. Фомичева, Л.А. Калмыкова // Начальная школа. - 1981. - № 12.
48. Фомичёва Г.А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников / Г.А. Фомичева // Начальная школа. - 2001. - №1.С.15-29.
49. Царькова Л.П. Работа над сложным предложением в 5-ом классе: к вопросу о преемственности /Л.П. Царькова // Начальная школа. - 2006.
- № 4. - С.56
50. Целикова М.Н. О синтаксических умениях и пунктуационных навыках учащихся начальной школы / М.Н. Целикова // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 18 - 20.
51. Черемисина М.И. О границах и принципах типологии сложного предложения / М.И. Черемисина - М.: Просвещение, 1982.
52.Черемисина М.И. Очерки по истории сложного предложения / М.И. Черемисина, Т.Е. Колосова - Издательская группа URSS, 2010. - 226 с.
53. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: актуальные проблемы и возможности решения / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1993.
- №5. - С.3 - 8.
54. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка /А.А. Шахматов - М.: Наука, 2005 - 620 с.
55. Школа России: Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2009. - 158 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ