«Подстрочные примечания как тип научного паратекста»
|
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Роль интертекста в научной коммуникации 6
1.1 Интертекстуальность как один из текстообразующих признаков 6
1.2 Типы интертекстуальности 14
1.3 Специфика интертекстуальности подстрочных примечаний в научных текстах 18
1.3.1 Эксплицитный характер 18
1.3.2 Паратекстовый характер подстрочных примечаний 19
1.3.3 Ориентированность подстрочных примечаний на задачи исследования 21
1.3.4 Адресатоориентированность подстрочных примечаний 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Грамматические формы подстрочных примечаний научного текста 28
2.1 Подстрочные примечания в форме эллиптичных субстантивно-нумеральных
структур 32
2.2 Подстрочные примечания в форме эллиптических субстантивно-нумеральных
структур с распространяющими грамматическими элементами 33
2.4 Подстрочные примечания в форме эксплицитных императивов 38
2.5 Подстрочкные примечания в форме двусоставных распространенных предложений 44
2.6 Подстрочные примечания в форме сложноподчиненных предложений 46
2.7 Подстрочные примечания в форме последовательностей двусоставных предложений
47
Выводы по главе 2 53
Заключение 56
Список источников иллюстративного материала 59
Используемая литература 60
Словари 64
Введение 3
Глава 1. Роль интертекста в научной коммуникации 6
1.1 Интертекстуальность как один из текстообразующих признаков 6
1.2 Типы интертекстуальности 14
1.3 Специфика интертекстуальности подстрочных примечаний в научных текстах 18
1.3.1 Эксплицитный характер 18
1.3.2 Паратекстовый характер подстрочных примечаний 19
1.3.3 Ориентированность подстрочных примечаний на задачи исследования 21
1.3.4 Адресатоориентированность подстрочных примечаний 23
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Грамматические формы подстрочных примечаний научного текста 28
2.1 Подстрочные примечания в форме эллиптичных субстантивно-нумеральных
структур 32
2.2 Подстрочные примечания в форме эллиптических субстантивно-нумеральных
структур с распространяющими грамматическими элементами 33
2.4 Подстрочные примечания в форме эксплицитных императивов 38
2.5 Подстрочкные примечания в форме двусоставных распространенных предложений 44
2.6 Подстрочные примечания в форме сложноподчиненных предложений 46
2.7 Подстрочные примечания в форме последовательностей двусоставных предложений
47
Выводы по главе 2 53
Заключение 56
Список источников иллюстративного материала 59
Используемая литература 60
Словари 64
Научный дискурс остается привлекательным и многогранным объектом изучения для лингвистов. Его специфика связана с особым видом научно¬познавательной деятельности человека, в процессе которой получение и передача новой информации осуществляется на базе устоявшегося, общепринятого научным сообществом знания. В фокус внимания исследователей попадает не только основной текст научной работы, но также и паратекстовые структуры, которые обслуживают этот текст и с помощью которых актуализируется одна из важных категорий научного текста — интертекстуальность.
Целью работы является анализ подстрочных примечаний на примере научных монографий по лингвистике и описание грамматических форм, которые используются в подстрочных примечаниях.
В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
• определить роль интертекста в научном дискурсе
• выявить специфику интертекстуальности в научных монографиях
• провести комплексный анализ подстрочных примечаний со стороны формы, содержания и функции
• выявить грамматические формы, которыми представлены подстрочные примечания
• рассмотреть, как реализуется категория интертекстуальности в этих формах и какие функции могут выполнять подстрочные примечания
• обобщить результаты анализа подстрочных примечаний
Актуальность данного исследования обусловлена интересом к научному дискурсу, манере изложения, процессу восприятия научной литературы и нормам письменной речи с учетом широкого социокультурного контекста. Данная работа выполнена в русле современной коммуникативной антропоцентрической лингвистики, прагмалингвистики, лингвистики текста, функционально-коммуникативной грамматики и лингвистики научной коммуникации.
Рабочей гипотезой является предположение о том, что вынос подстрочных примечаний за рамки основного текста в паратекстовую позицию не разрушает межтекстовые связи, а, наоборот, актуализирует их. Подстрочные примечания обнаруживают тесные тематико-семантические, коммуникативно-функциональные и структурно-грамматические связи с базовым текстом, которые интерпретируются только на фоне целого текста.
Новизна настоящей работы заключается в изучении такого вида паратекста как подстрочные примечания в научных работах по лингвистике и в анализе представленных в подстрочных примечаниях грамматических форм, а также обозначение функций, которые эти структуры выполняют. Также будет рассмотрена реализация категории интертекстуальности в подстрочных примечаниях.
Объектом исследования послужили монографии по лингвистики следующих авторов: П. Эрнста, К. Бринкера и С.Ф Загера, Я.Г. Шнейдера и Г. Фанселова. Общий объем анализируемого материала составил 925 примеров подстрочных примечаний.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования применялись следующие методы: семантико-грамматический анализ,
лингвопрагматический анализ, лингвистический анализ текста и его составляющих, метод контекстно-семантического анализа, метод классификации и систематизации, метод количественного анализа с последующей качественной интерпретацией полученных данных.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как Е.А. Гончарова, Е.А. Бочарникова, Ж. Женетт, Е.А. Меламедова, С.Т. Нефёдов, Н.В. Петрова, Л.В. Славогордская, В.Е. Чернявская, К. Бранд, Е.-М. Джейкобс, Э. Шефлер, Т.М.Э.-С. Эль-Сакран.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников иллюстративного материала и списка используемой литературы.
Целью работы является анализ подстрочных примечаний на примере научных монографий по лингвистике и описание грамматических форм, которые используются в подстрочных примечаниях.
В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
• определить роль интертекста в научном дискурсе
• выявить специфику интертекстуальности в научных монографиях
• провести комплексный анализ подстрочных примечаний со стороны формы, содержания и функции
• выявить грамматические формы, которыми представлены подстрочные примечания
• рассмотреть, как реализуется категория интертекстуальности в этих формах и какие функции могут выполнять подстрочные примечания
• обобщить результаты анализа подстрочных примечаний
Актуальность данного исследования обусловлена интересом к научному дискурсу, манере изложения, процессу восприятия научной литературы и нормам письменной речи с учетом широкого социокультурного контекста. Данная работа выполнена в русле современной коммуникативной антропоцентрической лингвистики, прагмалингвистики, лингвистики текста, функционально-коммуникативной грамматики и лингвистики научной коммуникации.
Рабочей гипотезой является предположение о том, что вынос подстрочных примечаний за рамки основного текста в паратекстовую позицию не разрушает межтекстовые связи, а, наоборот, актуализирует их. Подстрочные примечания обнаруживают тесные тематико-семантические, коммуникативно-функциональные и структурно-грамматические связи с базовым текстом, которые интерпретируются только на фоне целого текста.
Новизна настоящей работы заключается в изучении такого вида паратекста как подстрочные примечания в научных работах по лингвистике и в анализе представленных в подстрочных примечаниях грамматических форм, а также обозначение функций, которые эти структуры выполняют. Также будет рассмотрена реализация категории интертекстуальности в подстрочных примечаниях.
Объектом исследования послужили монографии по лингвистики следующих авторов: П. Эрнста, К. Бринкера и С.Ф Загера, Я.Г. Шнейдера и Г. Фанселова. Общий объем анализируемого материала составил 925 примеров подстрочных примечаний.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования применялись следующие методы: семантико-грамматический анализ,
лингвопрагматический анализ, лингвистический анализ текста и его составляющих, метод контекстно-семантического анализа, метод классификации и систематизации, метод количественного анализа с последующей качественной интерпретацией полученных данных.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как Е.А. Гончарова, Е.А. Бочарникова, Ж. Женетт, Е.А. Меламедова, С.Т. Нефёдов, Н.В. Петрова, Л.В. Славогордская, В.Е. Чернявская, К. Бранд, Е.-М. Джейкобс, Э. Шефлер, Т.М.Э.-С. Эль-Сакран.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников иллюстративного материала и списка используемой литературы.
Данная работа посвящена теме подстрочных примечаний в научном дискурсе и рассматривает типичные для научного текста структуры, с помощью которых реализуется интертекстуальность и где содержатся отсылки к известным представителям научного сообщества. Благодаря подстрочным примечаниям не только эффективно осуществляется научная коммуникация, но и выражаются личные взгляды автора-исследователя на предмет исследования.
Основные результаты нашего исследования:
1. были установлены 2 основных типа подстрочного примечания:
1. с двунаправленной внешне- и внутритекстовой соотнесенностью
2. с однонаправленной внутритекстовой соотнесенностью
2. Выявлены языковые маркеры-индикаторы подстрочных примечаний с двунаправленной и однонаправленной соотнесенностью:
1. названия научных текстов, представленные с разной степенью эксплицитности; наименования научных направлений, теорий, общеизвестных в профессиональной сфере понятий и др.
2. номинации структурных частей научного текст (Kapitel, Abschnitt и т. д.); элементы внутритекстового дейксиса (oben, unten, als nachstes, im Folgenden) и др.
3. Представлена структурно-грамматическая классификация подстрочных примечаний в виде 7 типов с указанием частотности их использования:
1. Подстрочные примечания в форме эллиптичных субстантивно- нумеральных структур
2. Подстрочные примечания в форме эллиптических субстантивно- нумеральных структур с распространяющими грамматическими элементами
3. Подстрочные примечания в форме эллиптичных субстантивно-предложных словосочетаний
4. Подстрочные примечания в форме эксплицитных императивов
5. Подстрочные примечания в форме двусоставных распространенных предложений
6. Подстрочные примечания в форме сложноподчиненных
предложений
7. Подстрочные примечания в форме последовательностей
двусоставных предложений
4. Объяснены предпочтения выбора автором научного текста
развернутой/ редуцированной формы представления подстрочного примечания в виде полных двусоставных или эллиптичных
предложений в зависимости от коммуникативной функции соотносительного с подстрочным примечанием фрагментом основного текста и роли последнего в общей структуре научной коммуникации.
5. Намечено выделение типов подстрочных примечаний по их прагматическим функциям и установлены их иллокутивные индикаторы:
1. подстрочные примечания, в которых выражена солидарная точка зрения с другими представителями научного сообщества, а чужое мнение при этом используются для дополнительной аргументации (folgen, hinweisen, uberzeugen, auch, so. zudem и д.р)
2. подстрочные примечания, в которых актуальный автор вступает в полемику с коллегами и критически оценивает их позицию; языковыми сигналами при этом выступают следующие средства:
1. коннекторы противительной семантики (im Unterschied, im Gegensatz, aber, dagegen)
2. маркеры критической оценки (kritisch, anders)
Практическая значимость данной работы обусловлена ценностью полученных выводов касательно такого вида паратекста как подстрочные примечания. Результаты классификации подстрочных примечаний по их грамматической форме и прагматическим функциям, а также представленные сведения о внешне- и внутритекстовой соотнесенности подстрочного примечания с основным текстом и о маркерах «солидаризирующей» / «оспаривающей» прагматической функции подстрочных примечаний имеют прикладной характер и могут быть полезными при написании студенческих научных работ.
Перспективами дальнейшей разработки данной темы могут быть:
1. продолжение исследования в жанрово-сопоставительном плане на материале разных типов текста научного дискурса
2. продолжение исследования в контрастивном плане на материале разных языков, например, русского или английского.
Основные результаты нашего исследования:
1. были установлены 2 основных типа подстрочного примечания:
1. с двунаправленной внешне- и внутритекстовой соотнесенностью
2. с однонаправленной внутритекстовой соотнесенностью
2. Выявлены языковые маркеры-индикаторы подстрочных примечаний с двунаправленной и однонаправленной соотнесенностью:
1. названия научных текстов, представленные с разной степенью эксплицитности; наименования научных направлений, теорий, общеизвестных в профессиональной сфере понятий и др.
2. номинации структурных частей научного текст (Kapitel, Abschnitt и т. д.); элементы внутритекстового дейксиса (oben, unten, als nachstes, im Folgenden) и др.
3. Представлена структурно-грамматическая классификация подстрочных примечаний в виде 7 типов с указанием частотности их использования:
1. Подстрочные примечания в форме эллиптичных субстантивно- нумеральных структур
2. Подстрочные примечания в форме эллиптических субстантивно- нумеральных структур с распространяющими грамматическими элементами
3. Подстрочные примечания в форме эллиптичных субстантивно-предложных словосочетаний
4. Подстрочные примечания в форме эксплицитных императивов
5. Подстрочные примечания в форме двусоставных распространенных предложений
6. Подстрочные примечания в форме сложноподчиненных
предложений
7. Подстрочные примечания в форме последовательностей
двусоставных предложений
4. Объяснены предпочтения выбора автором научного текста
развернутой/ редуцированной формы представления подстрочного примечания в виде полных двусоставных или эллиптичных
предложений в зависимости от коммуникативной функции соотносительного с подстрочным примечанием фрагментом основного текста и роли последнего в общей структуре научной коммуникации.
5. Намечено выделение типов подстрочных примечаний по их прагматическим функциям и установлены их иллокутивные индикаторы:
1. подстрочные примечания, в которых выражена солидарная точка зрения с другими представителями научного сообщества, а чужое мнение при этом используются для дополнительной аргументации (folgen, hinweisen, uberzeugen, auch, so. zudem и д.р)
2. подстрочные примечания, в которых актуальный автор вступает в полемику с коллегами и критически оценивает их позицию; языковыми сигналами при этом выступают следующие средства:
1. коннекторы противительной семантики (im Unterschied, im Gegensatz, aber, dagegen)
2. маркеры критической оценки (kritisch, anders)
Практическая значимость данной работы обусловлена ценностью полученных выводов касательно такого вида паратекста как подстрочные примечания. Результаты классификации подстрочных примечаний по их грамматической форме и прагматическим функциям, а также представленные сведения о внешне- и внутритекстовой соотнесенности подстрочного примечания с основным текстом и о маркерах «солидаризирующей» / «оспаривающей» прагматической функции подстрочных примечаний имеют прикладной характер и могут быть полезными при написании студенческих научных работ.
Перспективами дальнейшей разработки данной темы могут быть:
1. продолжение исследования в жанрово-сопоставительном плане на материале разных типов текста научного дискурса
2. продолжение исследования в контрастивном плане на материале разных языков, например, русского или английского.



