ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1. Экономическое содержание потребительского кредита, его роль в
экономике 7
1.2. Классификация потребительских кредитов 13
1.3. Современные проблемы и тенденции развития рынка потребительского
кредитования в России 22
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В БАНКЕ ВТБ 24 (ПАО)
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
ВТБ 24 (ПАО) 31
2.2. Оценка качества активов банка и его кредитного портфеля 38
2.3. Практика организации потребительского кредитования в банке
ВТБ 24 (ПАО) 47
2.4. Пути совершенствования потребительского кредитования в банке .50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1. Экономическое содержание потребительского кредита, его роль в
экономике 7
1.2. Классификация потребительских кредитов 13
1.3. Современные проблемы и тенденции развития рынка потребительского
кредитования в России 22
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В БАНКЕ ВТБ 24 (ПАО)
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
ВТБ 24 (ПАО) 31
2.2. Оценка качества активов банка и его кредитного портфеля 38
2.3. Практика организации потребительского кредитования в банке
ВТБ 24 (ПАО) 47
2.4. Пути совершенствования потребительского кредитования в банке .50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы выпускной квалифицированной работы. Кредитование является одним из важнейших и неотъемлемых элементов финансово-экономической системы любого современного государства и общества. Помимо экономической роли оно играет важнейшую социальную роль, способствуя повышению благосостояния и уровня жизни населения, а также развитию предпринимательства.
Кредит является экономическим средством удовлетворения материально-денежных потребностей населения, бизнеса, публично-правовых образований и иных субъектов. Особой значимостью обладает сектор потребительского кредитования, позволяющий населению с помощью заемных средств удовлетворять различные потребности без предварительного длительного накопления.
Более того, в последнее время на рынке потребительского кредитования появилось немало социально ориентированных кредитных продуктов, в том числе разрабатываемых и внедряемых по инициативе государства (льготное ипотечное кредитование, автокредиты с государственным субсидированием и пр.).
С юридической точки зрения кредит и отношения, возникающие по поводу его предоставления, представляют собой сложную систему. Показателем этого, в частности, является факт отсутствия в современном российском законодательстве легальной дефиниции понятия кредит (и, в том числе, понятия потребительский кредит).
Степень разработанности проблемы. Инфраструктура кредитных отношений с населением призвана обеспечивать развитие процессов потребительского кредитования, то есть удовлетворения нужд населения в кредитных ресурсах.
Несмотря на высокие темпы количественного и качественного развития рынка потребительского кредитования в России, в отечественной научной литературе до сих пор продолжаются дискуссии, сфокусированные вокруг сущности потребительского кредитования.
Например, некоторые западные исследователи такие как Э.Рид и Р. Коттер используют наиболее лаконичное определение термина «потребительское кредитование». Они полагают, что «потребительский кредит предназначен для финансирования конечного потребителя».
А вот российские исследователи: М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева и Т.Н. Кузьменко определяют потребительский кредит как «экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребителя.
В качестве заемщика выступают физические лица, кредитором являются банки». Особенностью данного определения является то, что авторы значительно ограничили область потребительского кредитования, исключив из нее небанковские финансово-кредитные учреждения, а также в представленном определении не уточняется назначение потребительского кредита и, следовательно, из него не понятно, можно ли относить к потребительским кредитам ссуды на покупку, ремонт и строительство жилья.
Однако другой российский исследователь О.И. Лаврушин, не согласен с мнением М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, и считает, что «потребительские ссуды - это любые виды ссуд, предоставляемые населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и пр.».
В связи с этим можно сказать, что на сегодняшний день среди ученых и специалистов продолжают идти дискуссии относительно понятия кредит, потребительский кредит или ссуда.
Цель выпускной квалифицированной работы заключается в разработке направлений совершенствования и развития потребительского кредита в коммерческом банке на основе анализа его прикладных и теоретических аспектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность потребительского кредита, его роль в экономике;
- рассмотреть классификацию потребительских кредитов;
- определить современные проблемы и тенденции развития рынка потребительского кредитования в России;
- дать организационно-экономическую характеристику банка;
- оценить качество активов банка и его кредитного портфеля;
- проанализировать практику организации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ПАО);
- разработать и предложить практические рекомендации по развитию потребительского кредитования в банке.
Объектом выпускной квалифицированной работы является процесс организации потребительского кредитования в ВТБ 24 (ПАО).
Предметом выпускной квалифицированной работы является потребительское кредитование в России в условиях экономического кризиса.
Теоретическо-методологической основой при написании выпускной квалифицированной работы послужили труды следующих ученых и специалистов в области банковского дела: Ахмадеев М.Г., Белозеров С.А., Жуков Е.Ф., Коваленко О.Г., Мотовилов О.В., Учаева Е.А., Шакиров Д.Т. и др.
Методологическая основа выпускной квалифицированной работы заключается в использовании таких экономических методов как: анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
Информационную базу выпускной квалифицированной работы составили законодательные и нормативные акты, правительственные документы, относящиеся к развитию предпринимательской деятельности, а также бухгалтерская отчетность организации.
Практическая значимость выпускной квалифицированной работы заключается в разработке рекомендаций, по развитию потребительского кредитования, а также рекомендаций для заемщиков - физических лиц, направленных на повышение их финансовой грамотности в сфере потребительского кредитования.
Структура выпускной квалифицированной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Выпускная квалифицированная работа содержит: 22 таблицы, 6 рисунков, 53 источника литературы, 10 приложений.
Кредит является экономическим средством удовлетворения материально-денежных потребностей населения, бизнеса, публично-правовых образований и иных субъектов. Особой значимостью обладает сектор потребительского кредитования, позволяющий населению с помощью заемных средств удовлетворять различные потребности без предварительного длительного накопления.
Более того, в последнее время на рынке потребительского кредитования появилось немало социально ориентированных кредитных продуктов, в том числе разрабатываемых и внедряемых по инициативе государства (льготное ипотечное кредитование, автокредиты с государственным субсидированием и пр.).
С юридической точки зрения кредит и отношения, возникающие по поводу его предоставления, представляют собой сложную систему. Показателем этого, в частности, является факт отсутствия в современном российском законодательстве легальной дефиниции понятия кредит (и, в том числе, понятия потребительский кредит).
Степень разработанности проблемы. Инфраструктура кредитных отношений с населением призвана обеспечивать развитие процессов потребительского кредитования, то есть удовлетворения нужд населения в кредитных ресурсах.
Несмотря на высокие темпы количественного и качественного развития рынка потребительского кредитования в России, в отечественной научной литературе до сих пор продолжаются дискуссии, сфокусированные вокруг сущности потребительского кредитования.
Например, некоторые западные исследователи такие как Э.Рид и Р. Коттер используют наиболее лаконичное определение термина «потребительское кредитование». Они полагают, что «потребительский кредит предназначен для финансирования конечного потребителя».
А вот российские исследователи: М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева и Т.Н. Кузьменко определяют потребительский кредит как «экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребителя.
В качестве заемщика выступают физические лица, кредитором являются банки». Особенностью данного определения является то, что авторы значительно ограничили область потребительского кредитования, исключив из нее небанковские финансово-кредитные учреждения, а также в представленном определении не уточняется назначение потребительского кредита и, следовательно, из него не понятно, можно ли относить к потребительским кредитам ссуды на покупку, ремонт и строительство жилья.
Однако другой российский исследователь О.И. Лаврушин, не согласен с мнением М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, и считает, что «потребительские ссуды - это любые виды ссуд, предоставляемые населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и пр.».
В связи с этим можно сказать, что на сегодняшний день среди ученых и специалистов продолжают идти дискуссии относительно понятия кредит, потребительский кредит или ссуда.
Цель выпускной квалифицированной работы заключается в разработке направлений совершенствования и развития потребительского кредита в коммерческом банке на основе анализа его прикладных и теоретических аспектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность потребительского кредита, его роль в экономике;
- рассмотреть классификацию потребительских кредитов;
- определить современные проблемы и тенденции развития рынка потребительского кредитования в России;
- дать организационно-экономическую характеристику банка;
- оценить качество активов банка и его кредитного портфеля;
- проанализировать практику организации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ПАО);
- разработать и предложить практические рекомендации по развитию потребительского кредитования в банке.
Объектом выпускной квалифицированной работы является процесс организации потребительского кредитования в ВТБ 24 (ПАО).
Предметом выпускной квалифицированной работы является потребительское кредитование в России в условиях экономического кризиса.
Теоретическо-методологической основой при написании выпускной квалифицированной работы послужили труды следующих ученых и специалистов в области банковского дела: Ахмадеев М.Г., Белозеров С.А., Жуков Е.Ф., Коваленко О.Г., Мотовилов О.В., Учаева Е.А., Шакиров Д.Т. и др.
Методологическая основа выпускной квалифицированной работы заключается в использовании таких экономических методов как: анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
Информационную базу выпускной квалифицированной работы составили законодательные и нормативные акты, правительственные документы, относящиеся к развитию предпринимательской деятельности, а также бухгалтерская отчетность организации.
Практическая значимость выпускной квалифицированной работы заключается в разработке рекомендаций, по развитию потребительского кредитования, а также рекомендаций для заемщиков - физических лиц, направленных на повышение их финансовой грамотности в сфере потребительского кредитования.
Структура выпускной квалифицированной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Выпускная квалифицированная работа содержит: 22 таблицы, 6 рисунков, 53 источника литературы, 10 приложений.
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Кредит используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
По аналогии с двух аспектным пониманием кредита (в широком и узком смысле) под потребительским кредитом в узком смысле можно понимать денежные средства, предоставленные кредитной организацией заемщику- потребителю на определенный срок на возвратной и возмездной основе для приобретения товаров, оплаты работ и (или) услуг, необходимых для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной деятельности.
Приведенная классификация потребительских кредитов может применяться для диверсификации риска кредитных вложений, разработки разнообразных кредитных продуктов, для эффективной организации розничного кредитования, а также для разработки диверсифицированной системы оценки кредитоспособности частных заемщиков. В следующем параграфе рассмотрены современные проблемы и тенденции развития рынка потребительского кредитования в России.
На сегодняшний день одним из перспективных направлений в сфере предоставляемых банком услуг является потребительское кредитование.
С каждым годом данный сектор получает наибольшее распространение и развитие.
Причинами стремительного роста потребительского кредитования в нашей стране можно назвать: определенную стабилизацию, как экономического положения, так и политической жизни, которые вселяют некоторое чувство уверенности; отмечающееся увеличение благосостояния населения и возникновение желания приобретать более дорогие товары, которые не являются предметами первой необходимости (автомобили, новую мебель, бытовую технику); понимание неэффективности простого накопления денежных средств из-за наличия инфляции и постоянного колебания курсов валют и др.
Законодательное урегулирование данного сектора банковской деятельности, к сожалению, не в полной мере отвечает потребностям современного кредитования.
Банк специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. ВТБ 24 (ПАО) динамично развивался за счет органического роста, значительно опережающего рынок и основных конкурентов. ВТБ24 - банк № 2 в России по обслуживанию физических лиц и компаний малого бизнеса, продолжает оставаться ядром розничного бизнеса Группы ВТБ.
Наблюдается снижение выданных потребительских кредитов, риски банка увеличиваются. Также ВТБ 24 (ПАО) в 2016 году получил убыток от своей деятельности.
Анализ данных коэффициентов говорит, о необходимости проведения контроля банком и реализации различных мероприятий по снижению уровня риска.
ВТБ 24 (ПАО) предоставляет потребительские кредиты физическим лицам в соответствии с разработанными нормативными документами, устанавливающими порядок кредитования.
Однако для улучшения деятельности банка, увеличении кредитного портфеля, привлечения клиентов необходимо разработать направления по дальнейшему развитию потребительского кредитования в ВТБ 24 (ПАО).
Существующая в Банке система управления ликвидностью позволяет адекватно оценивать входящие и исходящие денежные потоки с учетом сроков погашения активов и пассивов и своевременно принимать решения, направленные на компенсацию недостатка ликвидных активов, в случае его возможного возникновения.
Постоянно рассчитываемая и поддерживаемая доля ликвидных активов позволяет своевременно выполнить все обязательства Банка перед клиентами и контрагентами при любом варианте развития событий.
Риск потери деловой репутации (репутационный риск) - риск возникновения у Банка убытков в результате снижения числа клиентов и контрагентов вследствие формирования во внешней среде негативного представления о финансовом положении Банка, качестве оказываемых им услуг или характере деятельности в целом.
Рост операционных расходов, замедление развития банка, отток клиентов, текучесть персонала, снижение рейтингов, проблемы с репутацией и реализация прочих рисков являются следствием не одного, а целого комплекса рисков, причины которых кроются в сложившихся моделях бизнес-процессов банка. Именно бизнес-процесс должен быть основным объектом при любой проверке службы внутреннего контроля. Задача СВК - определить границы бизнес-процесса, его сильные и слабые стороны, а также способность профильных подразделений банка решать вопросы с возникновением риск- факторов процессов, в которых они участвуют. С целью снижения риска нарушения контрагентами Банка нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров, Банк осуществляет всесторонний анализ информации о контрагентах, а также применяет такие механизмы, как требование о страховании ответственности третьих лиц, о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договорам, и методики, позволяющие определить операции, имеющие признаки мошенничества в рамках розничного кредитования.
По аналогии с двух аспектным пониманием кредита (в широком и узком смысле) под потребительским кредитом в узком смысле можно понимать денежные средства, предоставленные кредитной организацией заемщику- потребителю на определенный срок на возвратной и возмездной основе для приобретения товаров, оплаты работ и (или) услуг, необходимых для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной профессиональной деятельности.
Приведенная классификация потребительских кредитов может применяться для диверсификации риска кредитных вложений, разработки разнообразных кредитных продуктов, для эффективной организации розничного кредитования, а также для разработки диверсифицированной системы оценки кредитоспособности частных заемщиков. В следующем параграфе рассмотрены современные проблемы и тенденции развития рынка потребительского кредитования в России.
На сегодняшний день одним из перспективных направлений в сфере предоставляемых банком услуг является потребительское кредитование.
С каждым годом данный сектор получает наибольшее распространение и развитие.
Причинами стремительного роста потребительского кредитования в нашей стране можно назвать: определенную стабилизацию, как экономического положения, так и политической жизни, которые вселяют некоторое чувство уверенности; отмечающееся увеличение благосостояния населения и возникновение желания приобретать более дорогие товары, которые не являются предметами первой необходимости (автомобили, новую мебель, бытовую технику); понимание неэффективности простого накопления денежных средств из-за наличия инфляции и постоянного колебания курсов валют и др.
Законодательное урегулирование данного сектора банковской деятельности, к сожалению, не в полной мере отвечает потребностям современного кредитования.
Банк специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. ВТБ 24 (ПАО) динамично развивался за счет органического роста, значительно опережающего рынок и основных конкурентов. ВТБ24 - банк № 2 в России по обслуживанию физических лиц и компаний малого бизнеса, продолжает оставаться ядром розничного бизнеса Группы ВТБ.
Наблюдается снижение выданных потребительских кредитов, риски банка увеличиваются. Также ВТБ 24 (ПАО) в 2016 году получил убыток от своей деятельности.
Анализ данных коэффициентов говорит, о необходимости проведения контроля банком и реализации различных мероприятий по снижению уровня риска.
ВТБ 24 (ПАО) предоставляет потребительские кредиты физическим лицам в соответствии с разработанными нормативными документами, устанавливающими порядок кредитования.
Однако для улучшения деятельности банка, увеличении кредитного портфеля, привлечения клиентов необходимо разработать направления по дальнейшему развитию потребительского кредитования в ВТБ 24 (ПАО).
Существующая в Банке система управления ликвидностью позволяет адекватно оценивать входящие и исходящие денежные потоки с учетом сроков погашения активов и пассивов и своевременно принимать решения, направленные на компенсацию недостатка ликвидных активов, в случае его возможного возникновения.
Постоянно рассчитываемая и поддерживаемая доля ликвидных активов позволяет своевременно выполнить все обязательства Банка перед клиентами и контрагентами при любом варианте развития событий.
Риск потери деловой репутации (репутационный риск) - риск возникновения у Банка убытков в результате снижения числа клиентов и контрагентов вследствие формирования во внешней среде негативного представления о финансовом положении Банка, качестве оказываемых им услуг или характере деятельности в целом.
Рост операционных расходов, замедление развития банка, отток клиентов, текучесть персонала, снижение рейтингов, проблемы с репутацией и реализация прочих рисков являются следствием не одного, а целого комплекса рисков, причины которых кроются в сложившихся моделях бизнес-процессов банка. Именно бизнес-процесс должен быть основным объектом при любой проверке службы внутреннего контроля. Задача СВК - определить границы бизнес-процесса, его сильные и слабые стороны, а также способность профильных подразделений банка решать вопросы с возникновением риск- факторов процессов, в которых они участвуют. С целью снижения риска нарушения контрагентами Банка нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров, Банк осуществляет всесторонний анализ информации о контрагентах, а также применяет такие механизмы, как требование о страховании ответственности третьих лиц, о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договорам, и методики, позволяющие определить операции, имеющие признаки мошенничества в рамках розничного кредитования.
Подобные работы
- ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2019 - ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕГО В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕГО В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и его развитие в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и его развитие в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Проектное кредитование и перспективы его развития
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



