ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной деятельности младших школьников 7
1.1. Сущность и содержание познавательной деятельности младших
школьников 7
1.2. Особенности формирования и развития познавательной деятельности
младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования познавательной деятельности
младшего школьника во внеурочное время 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг» 26
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной деятельности
младших школьников 26
2.2. Методика формирования познавательной деятельности младших
школьников на занятиях кружка «В мире книг» 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка
«В мире книг» 44
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной деятельности младших школьников 7
1.1. Сущность и содержание познавательной деятельности младших
школьников 7
1.2. Особенности формирования и развития познавательной деятельности
младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования познавательной деятельности
младшего школьника во внеурочное время 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг» 26
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной деятельности
младших школьников 26
2.2. Методика формирования познавательной деятельности младших
школьников на занятиях кружка «В мире книг» 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка
«В мире книг» 44
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибкого, ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и формирования познавательной деятельности личности.
Формирование познавательной деятельности школьников - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно¬воспитательный процесс. Поиски путей формирования познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами (Вишневецкая, 2007, 126).
Проблему формирования познавательной деятельности изучали такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин и др., которые считают, что развитие познавательной деятельности является главным условием формирования творческой личности школьника.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности (Ожегов, 2000, 512).
Особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста, так как степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.
Познавательная деятельность формируется из потребности в новых знаниях, которая присуща каждому человеку от рождения. Вместе с тем у учащихся начальных классов эта деятельность может сильно меняться в зависимости от того, как оцениваются учебные успехи взрослыми, в первую очередь - учителем (Грязнов, 1998, 30).
Успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе вообще, в начальных классах, в частности, неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, поиском наиболее эффективных методов, форм и приемов работы с учащимися. Актуальной задачей в современных условиях является реализация в учебном процессе максимальной познавательной деятельности.
Возможность для формирования познавательной деятельности младшего школьника включает в себя внеурочное время на кружках по литературному чтению. Цель кружков по литературному чтению как средства формирования познавательной деятельности младших школьников - формирование потребности познавать окружающий мир, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Данная цель реализуется при помощи таких задач, как формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста, одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать, введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формирование эстетического вкуса, развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой, развитие творческих способностей детей, приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико - литературными понятиями (Фильдштейн, 2011, 15).
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг» будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) использование проблемных методов обучения;
2) вовлечение младших школьников в процесс выполнения специальных творческих заданий;
3) использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия познавательной деятельности младших школьников, познавательного интереса, самостоятельности и познавательной активности.
2. Разработать упражнения, направленные на формирование познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
3. Провести экспериментальную работу по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка
«В мире книг».
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы, научных
исследований;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- беседа;
- анализ и обработка полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погореловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области», учащиеся 2 «А» класса.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задача работы, определены объект и предмет исследования, определена гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы формирования познавательной деятельности младших школьников. Описаны сущность и содержание познавательной деятельности, возрастные особенности
формирования и развития познавательной деятельности младших
школьников; педагогические условия формирования познавательной деятельности младшего школьника во внеурочное время.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников, описана диагностика уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников, методика и динамика формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Формирование познавательной деятельности школьников - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно¬воспитательный процесс. Поиски путей формирования познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами (Вишневецкая, 2007, 126).
Проблему формирования познавательной деятельности изучали такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин и др., которые считают, что развитие познавательной деятельности является главным условием формирования творческой личности школьника.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности (Ожегов, 2000, 512).
Особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста, так как степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.
Познавательная деятельность формируется из потребности в новых знаниях, которая присуща каждому человеку от рождения. Вместе с тем у учащихся начальных классов эта деятельность может сильно меняться в зависимости от того, как оцениваются учебные успехи взрослыми, в первую очередь - учителем (Грязнов, 1998, 30).
Успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе вообще, в начальных классах, в частности, неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, поиском наиболее эффективных методов, форм и приемов работы с учащимися. Актуальной задачей в современных условиях является реализация в учебном процессе максимальной познавательной деятельности.
Возможность для формирования познавательной деятельности младшего школьника включает в себя внеурочное время на кружках по литературному чтению. Цель кружков по литературному чтению как средства формирования познавательной деятельности младших школьников - формирование потребности познавать окружающий мир, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Данная цель реализуется при помощи таких задач, как формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста, одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать, введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формирование эстетического вкуса, развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой, развитие творческих способностей детей, приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико - литературными понятиями (Фильдштейн, 2011, 15).
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг» будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) использование проблемных методов обучения;
2) вовлечение младших школьников в процесс выполнения специальных творческих заданий;
3) использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия познавательной деятельности младших школьников, познавательного интереса, самостоятельности и познавательной активности.
2. Разработать упражнения, направленные на формирование познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
3. Провести экспериментальную работу по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка
«В мире книг».
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы, научных
исследований;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- беседа;
- анализ и обработка полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погореловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области», учащиеся 2 «А» класса.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задача работы, определены объект и предмет исследования, определена гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы формирования познавательной деятельности младших школьников. Описаны сущность и содержание познавательной деятельности, возрастные особенности
формирования и развития познавательной деятельности младших
школьников; педагогические условия формирования познавательной деятельности младшего школьника во внеурочное время.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников, описана диагностика уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников, методика и динамика формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
В настоящее время современное обучение диктует новые задачи, призывает развивать интеллектуально-творческие качества личности. Одним из важных путей решения этой задачи - является развитие познавательной деятельности учащихся уже на начальной ступени образования. Для того, чтобы процессы развития и саморазвития младшего школьника шли интенсивно, учителю необходимо стимулировать познавательные процессы школьников, формировать и развивать исследовательские умения, стимулировать познавательную активность и жажду новых впечатлений и знаний. Естественно, что одной педагогической поддержки мало, поэтому, мы считаем, что ребенка необходимо целенаправленно обучать знаниям, умениям и навыкам познавательной деятельности. В данном исследовании мы попытались обосновать и практически проверить некоторые педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Целью нашего исследования было выявление педагогических условий формирования познавательной деятельности младших школьников.
Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «познавательная деятельность», которое рассматривается как сознательная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. В ходе исследования были определены условия формирования познавательной деятельности младших школьников. Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников педагогические условия, способствующие формированию познавательной деятельности. К их числу относятся, прежде всего, использование проблемных методов обучения, вовлечение младших школьников в процесс выполнения специальных творческих заданий, использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Анализ исследования дает основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Действительно, формирование познавательной деятельности осуществляется эффективно, если учитель даже во внеурочной деятельности будет знать и учитывать уровни познавательной деятельности учащихся, а младшие школьники будут вовлекаться в процесс выполнения специальных творческих заданий. Необходимо сочетать как традиционные методы и технологии обучения, так и современные педагогические технологии, в том числе и информационно - компьютерные (ИКТ). Ну и конечно не последнюю роль в формировании познавательной деятельности занимает использование проблемных методов обучения, вариативность и разнообразие работы на занятиях кружка «В мире книг».
В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась.
Работу по формированию познавательной деятельности необходимо целенаправленно осуществлять в начальной школе, поскольку именно там закладываются основы развивающейся личности, формируются ведущие качества.
Целью нашего исследования было выявление педагогических условий формирования познавательной деятельности младших школьников.
Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «познавательная деятельность», которое рассматривается как сознательная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. В ходе исследования были определены условия формирования познавательной деятельности младших школьников. Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников педагогические условия, способствующие формированию познавательной деятельности. К их числу относятся, прежде всего, использование проблемных методов обучения, вовлечение младших школьников в процесс выполнения специальных творческих заданий, использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Анализ исследования дает основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Действительно, формирование познавательной деятельности осуществляется эффективно, если учитель даже во внеурочной деятельности будет знать и учитывать уровни познавательной деятельности учащихся, а младшие школьники будут вовлекаться в процесс выполнения специальных творческих заданий. Необходимо сочетать как традиционные методы и технологии обучения, так и современные педагогические технологии, в том числе и информационно - компьютерные (ИКТ). Ну и конечно не последнюю роль в формировании познавательной деятельности занимает использование проблемных методов обучения, вариативность и разнообразие работы на занятиях кружка «В мире книг».
В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась.
Работу по формированию познавательной деятельности необходимо целенаправленно осуществлять в начальной школе, поскольку именно там закладываются основы развивающейся личности, формируются ведущие качества.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019



