РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛОВ
|
Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка 8 при изучении глаголов
1.1. Современные подходы к пониманию рефлексивных умений
~ л 8
младших школьников в отечественной науке
1.2. Особенности развития рефлексивных умений младших
школьников в процессе обучения 14
1.3. Методические средства развития рефлексивных умений
младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка 31 при изучении глаголов
2.1. Диагностика развития рефлексивных умений младших
школьников на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Описание практической работы по развитию рефлексивных
умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов 35
2.3. Динамика развития рефлексивных умений младших
школьников на контрольном этапе исследования 43
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение
Глава 1. Научно-методические основы развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка 8 при изучении глаголов
1.1. Современные подходы к пониманию рефлексивных умений
~ л 8
младших школьников в отечественной науке
1.2. Особенности развития рефлексивных умений младших
школьников в процессе обучения 14
1.3. Методические средства развития рефлексивных умений
младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка 31 при изучении глаголов
2.1. Диагностика развития рефлексивных умений младших
школьников на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Описание практической работы по развитию рефлексивных
умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов 35
2.3. Динамика развития рефлексивных умений младших
школьников на контрольном этапе исследования 43
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложение
Развивающемуся обществу нужны образованные люди, способные самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Указанные качества личности напрямую связаны с умениями чувствовать, переживать, понимать ситуации, осознавать себя и окружающих людей. Другими словами, речь идет о том, что человеку необходимы рефлексивные умения для социальной, профессиональной адаптации и саморазвития. Поиск современных путей, способствующих развитию рефлексивных умений и навыков, - важное направление современной педагогической теории и практики.
Рефлексивная деятельность - одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Начиная со второй половины XX века, учёными изучаются и разрабатываются механизмы и методы, связанные с исследованием рефлексивных процессов (Н.Г. Алексеев, Н.И. Гуткина, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов и др.). В 90-е годы с внедрением идей личностно-ориентированного обучения в школьную практику начинает доминировать в психолого-педагогических исследованиях изучение рефлексивных процессов школьников (А.З. Зак, Г.А. Цукерман, Н.И. Люрья, Т.А. Матис, И.С. Якиманская).
Рефлексия как важный фактор развития сознания, мышления, деятельности личности рассматривается в педагогических работах А.А. Бодалева, В.И. Загвязинского, А.Я. Найна, Г.Н. Серикова, Д.В. Тырсикова, А.В. Хуторского. Исследования в области возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.К. Дусавицкий, А.В. Захарова, А.З. Зак, И.А. Зимняя, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина и др.) показывают, что рефлексивные умения, проявляющиеся в познавательной деятельности, являются основным психическим новообразованием у детей младшего школьного возраста. В этот период мера сформированности рефлексии напрямую связана с уровнем развития самосознания и развитием личности ребенка.
В основе формирования рефлексивных умений лежит теория учебной деятельности и субъектный подход к процессу становления навыков учебной деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин), а также системно-деятельностная методология и исследования по проблемам рефлексии Н.Г. Алексеева, С.В. Кондратьева, И.Н. Семёнова, Т.Ф. Ушевой, Г.П. Щедровицкого.
Несмотря на то, что проблема развития рефлексивных умений младших школьников достаточно глубоко изучена в психолого-педагогических трудах отечественных учёных, она всё же требует дальнейшего исследования применительно к образовательному процессу начальной школы. К сожалению, в школьной практике учитель часто сталкивается с вопросами частного характера, которые возникают в процессе освоения учащимися программных требований в области изучаемых предметных дисциплин. Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умения) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности обучающихся. Требуется создание необходимых условий для получения определённого результата, в частности становления рефлексивных умений младших школьников в ходе усвоения учебных тем на уроках русского языка. В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования - процесс развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов.
Гипотеза исследования - развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов будет эффективным, если:
1) учащиеся включаются в рефлексивный процесс целенаправленно организованный учителем на уроке;
2) используются методические средства с учетом изучаемого на уроке учебного материала и возможностями учебника «Русский язык»;
3) учащиеся овладевают умениями, позволяющими осуществлять самоанализ своей деятельности и её результатов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, моделирование учебного процесса, беседа, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, метод математической обработки результатов.
Базой исследования является 4 класс «Ракитянская СОШ №3 им.Н.Н.Федутенко Ракитянского района Белгородской области».
Практическая значимость исследования заключается в определении и апробации педагогических условий эффективного развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ разных уровней.
Рефлексивная деятельность - одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии. Начиная со второй половины XX века, учёными изучаются и разрабатываются механизмы и методы, связанные с исследованием рефлексивных процессов (Н.Г. Алексеев, Н.И. Гуткина, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов и др.). В 90-е годы с внедрением идей личностно-ориентированного обучения в школьную практику начинает доминировать в психолого-педагогических исследованиях изучение рефлексивных процессов школьников (А.З. Зак, Г.А. Цукерман, Н.И. Люрья, Т.А. Матис, И.С. Якиманская).
Рефлексия как важный фактор развития сознания, мышления, деятельности личности рассматривается в педагогических работах А.А. Бодалева, В.И. Загвязинского, А.Я. Найна, Г.Н. Серикова, Д.В. Тырсикова, А.В. Хуторского. Исследования в области возрастной психологии (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.К. Дусавицкий, А.В. Захарова, А.З. Зак, И.А. Зимняя, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Ф. Талызина и др.) показывают, что рефлексивные умения, проявляющиеся в познавательной деятельности, являются основным психическим новообразованием у детей младшего школьного возраста. В этот период мера сформированности рефлексии напрямую связана с уровнем развития самосознания и развитием личности ребенка.
В основе формирования рефлексивных умений лежит теория учебной деятельности и субъектный подход к процессу становления навыков учебной деятельности (А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин), а также системно-деятельностная методология и исследования по проблемам рефлексии Н.Г. Алексеева, С.В. Кондратьева, И.Н. Семёнова, Т.Ф. Ушевой, Г.П. Щедровицкого.
Несмотря на то, что проблема развития рефлексивных умений младших школьников достаточно глубоко изучена в психолого-педагогических трудах отечественных учёных, она всё же требует дальнейшего исследования применительно к образовательному процессу начальной школы. К сожалению, в школьной практике учитель часто сталкивается с вопросами частного характера, которые возникают в процессе освоения учащимися программных требований в области изучаемых предметных дисциплин. Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умения) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности обучающихся. Требуется создание необходимых условий для получения определённого результата, в частности становления рефлексивных умений младших школьников в ходе усвоения учебных тем на уроках русского языка. В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объект исследования - процесс развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов.
Гипотеза исследования - развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов будет эффективным, если:
1) учащиеся включаются в рефлексивный процесс целенаправленно организованный учителем на уроке;
2) используются методические средства с учетом изучаемого на уроке учебного материала и возможностями учебника «Русский язык»;
3) учащиеся овладевают умениями, позволяющими осуществлять самоанализ своей деятельности и её результатов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу и установить степень разработанности исследуемой проблемы.
2. Изучить педагогический опыт развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальных классах.
Методы исследования: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, моделирование учебного процесса, беседа, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, метод математической обработки результатов.
Базой исследования является 4 класс «Ракитянская СОШ №3 им.Н.Н.Федутенко Ракитянского района Белгородской области».
Практическая значимость исследования заключается в определении и апробации педагогических условий эффективного развития рефлексивных умений младших школьников на уроках русского языка при изучении глаголов. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ разных уровней.
В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что для успешного развития рефлексивных умений младших школьников необходимо обязательно планировать на уроках работу по целенаправленному использованию различных методических средств, обеспечивающих конкретные умения в учебной деятельности.
Современное начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение организовывать свою деятельность (планировать, контролировать, оценивать); умение принимать, сохранять цель деятельности и следовать ей в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодолевать импульсивность, непроизвольность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Глагол является самой сложной грамматической категорией русского языка, так как он наиболее конструктивен по сравнению с другими категориями. Особенность глагола как части речи заключается в том, что он с богатством и разнообразием значений сочетает богатство и разнообразие форм. Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы провели практическую работу, состоящую из 3 этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На первом этапе исследования мы выявили следующие результаты:
- 5 обучающихся (25%) экспериментального класса имеют высокий уровень развития умений, проверяемых с помощью специальных диагностических методик;
-7 обучающихся (35%) показали средний уровень развития
проверяемых умений;
- 8 обучающихся (40%) обучающихся был установлен низкий уровень развития рефлексивных умений.
Таким образом, на констатирующем этапе нами была организована диагностика сформированности рефлексивных умений учащихся экспериментального класса и установлено, что необходима целенаправленная работа по их развитию.
Формирующий этап содержит фрагменты уроков русского языка по предмету исследования и методический комментарий, который позволяет отследить формирование рефлексивных умений в процессе изучения глаголов .
Далее мы выявили эффективность проведенной нами работы по формированию рефлексивных умений у младших школьников при обучении правописанию глаголов. Так, мы установили, что только 7 обучающихся (35%) экспериментального класса имеют высокий уровень развития умений, проверяемых с помощью специальных диагностических методик. 10 обучающихся (50%) показали средний уровень развития проверяемых рефлексивных умений, а у 3 (15%) обучающихся был установлен низкий уровень развития рефлексивных умений.
Завершая исследование, мы выявили динамику результативности проведенной работы. На основе полученных данных, видно, что низкий уровень регулятивных универсальных учебных действий снизился на15%, количество детей со средним уровнем сформированности рефлексивных умений увеличилось на 15%. Обучающихся экспериментального класса с высоким уровнем стало больше на 10%.
Таким образом, контрольный этап позволил нам установить положительную динамику в формировании рефлексивных умений учащихся экспериментального класса, это является подтверждением эффективности проведённой нами работы по теме исследования.
Современное начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение организовывать свою деятельность (планировать, контролировать, оценивать); умение принимать, сохранять цель деятельности и следовать ей в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; преодолевать импульсивность, непроизвольность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Глагол является самой сложной грамматической категорией русского языка, так как он наиболее конструктивен по сравнению с другими категориями. Особенность глагола как части речи заключается в том, что он с богатством и разнообразием значений сочетает богатство и разнообразие форм. Проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы провели практическую работу, состоящую из 3 этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
На первом этапе исследования мы выявили следующие результаты:
- 5 обучающихся (25%) экспериментального класса имеют высокий уровень развития умений, проверяемых с помощью специальных диагностических методик;
-7 обучающихся (35%) показали средний уровень развития
проверяемых умений;
- 8 обучающихся (40%) обучающихся был установлен низкий уровень развития рефлексивных умений.
Таким образом, на констатирующем этапе нами была организована диагностика сформированности рефлексивных умений учащихся экспериментального класса и установлено, что необходима целенаправленная работа по их развитию.
Формирующий этап содержит фрагменты уроков русского языка по предмету исследования и методический комментарий, который позволяет отследить формирование рефлексивных умений в процессе изучения глаголов .
Далее мы выявили эффективность проведенной нами работы по формированию рефлексивных умений у младших школьников при обучении правописанию глаголов. Так, мы установили, что только 7 обучающихся (35%) экспериментального класса имеют высокий уровень развития умений, проверяемых с помощью специальных диагностических методик. 10 обучающихся (50%) показали средний уровень развития проверяемых рефлексивных умений, а у 3 (15%) обучающихся был установлен низкий уровень развития рефлексивных умений.
Завершая исследование, мы выявили динамику результативности проведенной работы. На основе полученных данных, видно, что низкий уровень регулятивных универсальных учебных действий снизился на15%, количество детей со средним уровнем сформированности рефлексивных умений увеличилось на 15%. Обучающихся экспериментального класса с высоким уровнем стало больше на 10%.
Таким образом, контрольный этап позволил нам установить положительную динамику в формировании рефлексивных умений учащихся экспериментального класса, это является подтверждением эффективности проведённой нами работы по теме исследования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе (Курский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



