ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Научно-теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома 13
1.1. Проблема сиротства в психолого-педагогической науке 13
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение как средство социализации воспитанников детского дома 35
1.3. Педагогические подходы к решению проблемы социализации детей- сирот в условиях детского дома 64
ГЛАВА II. Организационно-содержательные условия психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома. 89
2.1. Диагностическое исследование основных проблем психолого-педагогического сопровождения детей-сирот 89
2.2. Модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома 112
2.3. Анализ результатов внедрения модели психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ЛИТЕРАТУРА 152
ПРИЛОЖЕНИЯ 171
Актуальность темы и постановка проблемы исследования. В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.
Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. достигало по официальным данным 685,1 тыс. чел. При этом ежегодный прирост численности таких детей составляет сегодня от 3 до 4% (Е.М. Рыбинский, 2004). Несмотря на то, что в последние годы стали активнее распространяться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попечительство), передача в семью усыновителей (приемные или патронатные родители), по-прежнему значительная часть сирот (25-30%) находится в различных государственных интернатных учреждениях. Только в Ставропольском крае, согласно отчету Министерства труда и социальной защиты населения, таких детей в домах-интернатах различного типа на начало 2004 г. насчитывалось 360 человек.
В связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспитательно-образовательного процесса и обеспечения его оптимального психолого-педагогического сопровождения в частности остается достаточно актуальной не только в специальной, но и в общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей.
Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.Н. Гурова, В.В. Давыдова, И.А. Зимней,
А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, А.В. Петровского, С. Л. Рубинштейна и др.
Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами - И.В. Дубровиной, С. Д. Забрамной, Е.И. Казаковой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, А.Г. Рузской, Е.А. Стребелевой, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипициной и др.
Эффективность социальных воздействий в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М.А. Алемаскин, А.Г. Асмолов, В.Т. Ащепков,
А.В. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, Ю.А. Лобейко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Харчев, В.А. Шаповалов, В.Я. Ядов и др.
5
Общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах
A. И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, И.Н. Закатовой,
B. П. Озерова, Е.М. Рыбинского, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной и др.
Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.
Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего диссертационного исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены. Прежде всего, это касается вопроса о психолого-педагогическом сопровождении детей-сирот в условиях школы-интерната или детского дома. Несмотря на повышенный интерес к мероприятиям по социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в педагогической практике отмечается реализация данных задач на интуитивно-эмпирическом уровне. Как показывает анализ действующих учебных планов и программ учреждений для детей-сирот, их социальная адаптация не рассматривается как основной конечный результат всей учебно¬воспитательной работы. Интернаты, детские дома все еще ориентированы на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета значения их для социальной адаптации. Отсутствие целостных программ подготовки к самостоятельной жизни снижает эффективность данной работы. Итоги анализа специальной научной, методической литературы и публикаций практического опыта также свидетельствуют об этом. Все это позволяет выделить ряд устойчивых противоречий между:
- необходимостью и возможностью решения задач социализации
личности ребенка-сироты средствами психолого-педагогического сопровождения и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в деятельности детского дома;
- педагогическим потенциалом совместной работы специалистов служб психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в детском доме и недостаточной научно-теоретической, методической и практической разработанностью организационно-содержательных условий такой деятельности;
- потребностью в изменении подходов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и готовностью специалистов, осуществляющих эту деятельность в детском доме, к реализации новой модели данного сопровождения.
Острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на материальном положении, но и на нравственном здоровье семьи. Наиболее масштабным и грозным явлением стало значительное увеличение размеров сиротства, связанное с ухудшением условий жизни семьи, изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей. В связи с этим, количество детей, направляемых в интернатные учреждения, неуклонно растет.
Несмотря на то, что в настоящее время Российское государство принимает неотложные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования данной категории детей, очевидна недостаточность обеспечения необходимой научно-методической основой процесса социализации детей-сирот.
В этом аспекте, на наш взгляд, изучение проблемы сиротства и последствий данного явления представляется актуальным.
Разрабатывая проблему сопровождения развития воспитанников, мы определили, от чего зависит успешность процесса становления и социализации личности сироты, - это особые условия воспитания и раннее преодоление нарушений в социальной адаптации детей. И в сложившейся ситуации важным условием выступают взаимосвязь и преемственность в деятельности всех сотрудников, обеспечивающих процесс психолого¬педагогического сопровождения. Работа с детьми-сиротами носит комплексный характер, поскольку само понятие «сиротство» - сложное и многоаспектное явление, его нельзя преодолеть разрозненными усилиями воздействия на воспитанников детских домов. С этой целью нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома. Организация данной модели интегрирует работу не только педагогов, воспитателей, но и психологов, социальных педагогов, а также предусматривает межведомственные связи детского дома с другими социальными институтами.
Проведенное исследование в целом позволило сделать ряд общих выводов.
1. Сиротство в целом, как и социальное сиротство в частности, является сложным социально-педагогическими и психолого-педагогическим феноменом, связанным с целым рядом экономических, этических, социальных и других причин. Понятия «сирота», «социальный сирота» имеют тесную динамическую и этиологическую связь и, несмотря на различия в природе каждого из указанных явлений, предполагают сходные подходы в решении связанных с ними проблем педагогического характера.
2. К особенностям педагогического подхода к содержанию и организации социальной адаптации воспитанников детского дома следует отнести: использование инновационных педагогических технологий, прежде всего, личностно ориентированного образования; психологизацию образовательного процесса, его комплексное социально-психолого¬педагогическое сопровождение, позволяющее изучать и учитывать особенности личности ребенка, обусловленные не только его природосообразными особенностями, но и воздействием окружающей поликультурной среды образовательного учреждения; использование в образовательном процессе принципов социального обучения; педагогизацию самой образовательной среды.
3. Эффективность процессов социализации и воспитания детей-сирот в детском доме в значительной степени определяется уровнем его психолого-педагогического сопровождения, которое представляет собой деятельность, направленную на создание оптимальных социально-психолого¬педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению, развитию ребенка.
4. Важнейшей организационной формой сопровождения детей-сирот в детском доме-школе является модель социально-психолого-педагогического сопровождения, включающая в себя экспертно-прогностический, диагностический, содержательно-технологический, организационно¬управленческий и кадровый компоненты.
5. Необходимыми элементами системы сопровождения являются характеристика выпускника детского дома, описываемая через ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющая систему оценки уровня адаптации детей-сирот; система комплексного диагностического (психолого-медико-педагогического) обследования учащихся с акцентом на оценку уровня социальной компетенции; система взаимодействия традиционных и специально организованных служб детского дома и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей-сирот в учреждении; система внешних коммуникаций детского дома, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей-сирот; функционал и профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих работу с детьми-сиротами в детском доме, в том числе программа их профессиональной подготовки и повышения квалификации.
1. Абдрахманова Г.С. Критерии и показатели эффективности управления школой // Наука и школа. - 1998.- № 6.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1997.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход - М.: Просвещение; 1992. - 245 с.
4. Акопов Г.В. Психолого-педагогическая характеристика группового сознания первичного коллектива: Автореф. дис.... канд. психол. наук
5. Аксенова В.И., Бушкова Н.П., Палиева Н.А. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения. Ставрополь, 2003 - 116 с.
6. Актуальные проблемы социальной работы в России // Педагогика. -
1993. - № 6.
7. Актуальные проблемы современного детства. / Под ред. Е. М. Рыбинского. - М., 2001.
8. Александровская Э.Э. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста // Прикладная психология. - 2000. - №6 (с. 40-62)
9. Александровский Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства - М., 1993. -400 с.
10. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация - М., 1976 - 272 с.
11. Алемаскин М.А. Учет психологических особенностей личности в процессе воспитательной и профилактической работы - М., 1980. - 205 с.
12. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации: Учеб. пос. / Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000. - 310 с.
13. Алферов Ю.С. и др. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом: Пособие для работников органов управления образованием и
153
образовательных учреждений // Под. ред. Ю.С. Алферова и В.С. Лазарева. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
14. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия возрастной педагогической - М., 1981. - 367 с.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. - 299 с.
16. Анисимова И.В., Махкамова З.Р. Некоторые особенности психо¬социальной адаптации воспитанников школ - интернатов // Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание. Вып.2.- М., 1992
17. Арямов И.А. Изучение ребенка в детском доме // Детский дом. - 1928. - № 1.
18. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности - М., 1976.
- 115 с.
19. Антонова Л.Н. Методологическая работа в Корчонском детском доме - интернате г. Сыктывкара // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1.
20. Асмолов А.Н. Психология личности. - М., 1990. - 172 с.
21. Аттестация: достоинства и недостатки существующей модели // Директор школы. - 1998.- №2.
22. Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком. - М., Знание. 1979. - 154 с.
23. Байбородова Л.В. и др. Преодоление трудностей социализации детей- сирот.- Ярославль, 1997.
24. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей // Социальная педагогика. - 2003. - № 1.
25. Батуев А.С. Психофизиологические основы доминанты мастерства // Психофизиология матери и ребенка: Сб. ст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
26. Беляков В.В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
154
родителей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 199 . - № (с. 6-13)
27. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. - М.: НИИ детства РДФ, 1993.
28. Бестужев-Лада И.В. Школа ХХ1 века: Размышления о будущем // Педагогика. - 1993. - № 6.
29. Битинас Б.П., Катаева Л.Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции и перспектива// Педагогика. - 1993. - № 3.
30. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., Воронеж, МОДЭК, 1997.
31. Блонский А.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика. - 1979.- 248 с.
32. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И. Фельдштейна - 2-е изд. - М.; - Воронеж, 1997.
33. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно¬ориентированного образования // Педагогика. - 1999. - № 4.
34. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. - 2003. - № 2.
35. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю., Палиева Н.А. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. - Ставрополь, 2003. - 98 с.
36. Бочарова В.Г. О некоторых методических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности// Теория и практика социальной работы: общественный и зарубежный опыт: В 2-х т. - М.;Тула, 1993. - Т.1.- 460 с.; Т.2.-390 с.
37. Бочарова В.Г. Социально-психологический диагностико¬коррекционный инструментарий. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999.
155
38. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Воспитательные дома: Энциклопедический словарь. - СПб., 1982.
39. Брускова Е. Семья без родителей. - М.: Центр развития социально-педагогических инициатив, 1993.
40. Васильева В.М. О детских домах по педагогическим журналам // На путях к новой школе. - 1924. - № 7.
41. Васильева В.М. Детский дом и его задачи в третьей пятилетке // Советская педагогика. - 1939. - № 11-12.
42. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога - М.,
2001. - 160 с.
43. Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах - интернатах. - М., 1992.
44. Возрастные особенности психического развития детей: Сб. Научных трудов / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - М., 1982. - 164 с.
45. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. - М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1999.
46. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Под ред.
Н.П. Ивановой. - М., 1996. - 104 с.
47. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в 6 т. - М., 1982. - Т.1 .- 335 с.
48. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М., 1996-336 с.
49. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся - Киев: Родная школа, 1982. - 114 с.
50. Вульфов Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М.: Знание, 1981.
51. Вульфсон Б.Л. Проблемы «европейского воспитания» // Педагогика. - 2000.- № 2.
156
52. Гаврилин А. Воспитательные системы: пути разработки, критерии качества // Народное образование. - 1997. - № 9.
53. Газман О.С. Теория: что такое педагогическая поддержка // Классный руководитель. - 2000. - № 3.
54. Галагузова М. А. Социальная педагогика М.: ВЛАДОС, 2000.
55. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. - 1990. - №6