Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку 8
1.1. Творческие способности младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Условия реализации личностно-ориентированного обучения
младших школьников на уроках русского языка 16
1.3. Методы и приемы развития творческих способностей
младших школьников на уроках русского языка 27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку 32
2.1. Диагностика творческих способностей учащихся
экспериментального класса 32
2.2. Организация и проведение работы по формированию
творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка 38
2.3. Динамика развития творческих способностей младших
школьников на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения 45
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения 57
В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучение природы его проявления, а также условий, стимулов и источников.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческие способности, подразумевающие возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования (на период до 2016 года) называет формирование разносторонне развитой творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Разностороннее развитие личности предполагает развитие познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.
Изучением различных аспектов творчества занимались следующие ученые: С.А. Рубинштейн, Б.М. Теплов, АЛ. Пономарев, А.Н. Лук, В.И. Дружинин, Е.П. Торренс, Д.П. Гилфорд и др.
На сегодняшний день проблема поиска средств развития и совершенствования творческих способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения является актуальной.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.
Организовать учебную деятельность школьника на творческом уровне возможно при условии использования личностно-ориентированного подхода к процессу обучения.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Развитие способностей ученика - основная задача личностно-ориентированной педагогики (Машарова,1999, 244).
Автором разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения является доктор психологических наук, профессор И.С. Якиманская.
Проблема личностно-ориентированного подхода к обучению разрабатывалась следующими учеными: Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, Т.В. Машаровой, В.В. Сериковым, О Якуниной, А.А. Яруловым.
Несмотря на достаточно широкую разностороннюю разработанность проблемы личностно-ориентированного обучения, такой подход не всегда имеет место в школьной практике. Учителя начальных классов испытывают затруднения в применении личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей младших школьников, поскольку конкретных методических рекомендаций пока еще не выработано и не имеется методической литературы, которую бы каждый учитель мог использовать как руководство в практической деятельности.
Таким образом, обнаруживается противоречие между
необходимостью повышения уровня творческих способностей учащихся путем применения личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и недостаточной методической разработанностью этого процесса.
В связи с этим мы решили остановить свой выбор на следующей теме дипломной работы: «Развитие творческих способностей младших
школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку».
Проблема исследования: каковы возможности развития творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) учитывается субъективно-творческий опыт учащихся при
планировании и проведении уроков;
2) предлагаются творческие задания в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом и индивидуальными возможностями учащихся;
3) обеспечивается атмосфера заинтересованности и личного успеха каждого учащегося в выполнении предлагаемых творческих заданий.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.
2. Раскрыть сущность творческих способностей и пути их развития на уроках русского языка с учетом личностно-ориентированного обучения.
3. Изучить педагогический опыт по предмету исследования.
4. Организовать экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Для реализации поставленных целей были использованы следующие методы исследования: теоретическое изучение психолого-педагогической методической литературы, изучение педагогического опыта, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, математический метод обработки данных, моделирование учебного процесса.
База исследования: 2 «Б» класс, МБОУ «СОШ № 29 им. Д.Б.
Мурачева» г. Белгорода.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16 г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в публикации тезисов доклада в материалах Всероссийской научно-практической Интернет - конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород,24 марта 2016 г.).
Практическая значимость исследования состоит в выявлении и апробации педагогических условий, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Структура выпускной квалификационной работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В 1 главе «Теоретико-методические основы развития творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку» дается понятие о творчестве и творческих способностях, рассматриваются педагогические условия и пути развития творческих способностей на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.
Во 2 главе «Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку» рассматриваются программные требования в развитии творческих способностей младших школьников в системе уроков русского языка, представлен материал опытно-экспериментальной работы.
В заключении содержатся выводы и рекомендации по исследуемой проблеме.
Проведенное нами исследование позволяет констатировать, что в современной школе актуальным становится личностно-ориентированный подход в обучении, способствующий саморазвитию и самовыражению личности ребенка. Ориентирование педагогики на формирование у учащихся качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности учителя.
Следуя задачам выпускного квалификационного исследования, нами была проведена работа по изучению теоретических основ развития творческих способностей младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, а также по изучению педагогического опыта в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Изучив по данному вопросу психолого-педагогическую литературу, обобщив опыт работы учителей, мы сформулировали педагогические условия эффективной организации творческой деятельности учащихся в учебном процессе, которые были нами, реализованы в ходе экспериментальной работы.
На основании установленного уровня творческих способностей у младших школьников на констатирующем этапе была составлена программа формирующего эксперимента, включающая в себя:
1. Подбор системы творческих заданий по русскому языку.
2. Реализацию системы творческих упражнений с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению.
В заключении был организован контрольный этап эксперимента с использованием тех же методов исследования, что и на констатирующем этапе. Контрольный эксперимент позволил сделать выводы, что в результате работы, проделанной нами в период формирующего эксперимента, наметилась положительная тенденция в развитии творческого потенциала у
учащихся исследуемого класса.
Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что развитие творческих способностей младших школьников на основе личностно-ориентированной направленности в обучении становится эффективнее, если:
- учащиеся систематически включаются в различные виды творческой деятельности не только в учебном процессе, но и во внеурочное время;
- учителем обеспечивается целенаправленность в отборе творческих заданий в соответствии с изучаемым материалом на уроке и при обязательном учете возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
- в классе создается творческая атмосфера, благоприятная для самовыражения учащихся.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза доказана, поставленная цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.