Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №68998

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы развития творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку 8
1.1. Творческие способности младших школьников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Условия реализации личностно-ориентированного обучения
младших школьников на уроках русского языка 16
1.3. Методы и приемы развития творческих способностей
младших школьников на уроках русского языка 27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку 32
2.1. Диагностика творческих способностей учащихся
экспериментального класса 32
2.2. Организация и проведение работы по формированию
творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка 38
2.3. Динамика развития творческих способностей младших
школьников на уроках русского языка в условиях личностно-ориентированного обучения 45
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложения 57


В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нестандартно и качественно решать возникающие проблемы. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучение природы его проявления, а также условий, стимулов и источников.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческие способности, подразумевающие возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования (на период до 2016 года) называет формирование разносторонне развитой творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Разностороннее развитие личности предполагает развитие познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.
Изучением различных аспектов творчества занимались следующие ученые: С.А. Рубинштейн, Б.М. Теплов, АЛ. Пономарев, А.Н. Лук, В.И. Дружинин, Е.П. Торренс, Д.П. Гилфорд и др.
На сегодняшний день проблема поиска средств развития и совершенствования творческих способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения является актуальной.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.
Организовать учебную деятельность школьника на творческом уровне возможно при условии использования личностно-ориентированного подхода к процессу обучения.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого ребенка сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Развитие способностей ученика - основная задача личностно-ориентированной педагогики (Машарова,1999, 244).
Автором разработки технологии системы личностно-ориентированного обучения является доктор психологических наук, профессор И.С. Якиманская.
Проблема личностно-ориентированного подхода к обучению разрабатывалась следующими учеными: Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, Т.В. Машаровой, В.В. Сериковым, О Якуниной, А.А. Яруловым.
Несмотря на достаточно широкую разностороннюю разработанность проблемы личностно-ориентированного обучения, такой подход не всегда имеет место в школьной практике. Учителя начальных классов испытывают затруднения в применении личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей младших школьников, поскольку конкретных методических рекомендаций пока еще не выработано и не имеется методической литературы, которую бы каждый учитель мог использовать как руководство в практической деятельности.
Таким образом, обнаруживается противоречие между
необходимостью повышения уровня творческих способностей учащихся путем применения личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и недостаточной методической разработанностью этого процесса.
В связи с этим мы решили остановить свой выбор на следующей теме дипломной работы: «Развитие творческих способностей младших
школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку».
Проблема исследования: каковы возможности развития творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) учитывается субъективно-творческий опыт учащихся при
планировании и проведении уроков;
2) предлагаются творческие задания в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом и индивидуальными возможностями учащихся;
3) обеспечивается атмосфера заинтересованности и личного успеха каждого учащегося в выполнении предлагаемых творческих заданий.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.
2. Раскрыть сущность творческих способностей и пути их развития на уроках русского языка с учетом личностно-ориентированного обучения.
3. Изучить педагогический опыт по предмету исследования.
4. Организовать экспериментальную работу в начальных классах по теме исследования.
Для реализации поставленных целей были использованы следующие методы исследования: теоретическое изучение психолого-педагогической методической литературы, изучение педагогического опыта, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, математический метод обработки данных, моделирование учебного процесса.
База исследования: 2 «Б» класс, МБОУ «СОШ № 29 им. Д.Б.
Мурачева» г. Белгорода.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16 г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в публикации тезисов доклада в материалах Всероссийской научно-практической Интернет - конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород,24 марта 2016 г.).
Практическая значимость исследования состоит в выявлении и апробации педагогических условий, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Структура выпускной квалификационной работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В 1 главе «Теоретико-методические основы развития творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку» дается понятие о творчестве и творческих способностях, рассматриваются педагогические условия и пути развития творческих способностей на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.
Во 2 главе «Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в условиях личностно-ориентированного обучения русскому языку» рассматриваются программные требования в развитии творческих способностей младших школьников в системе уроков русского языка, представлен материал опытно-экспериментальной работы.
В заключении содержатся выводы и рекомендации по исследуемой проблеме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет констатировать, что в современной школе актуальным становится личностно-ориентированный подход в обучении, способствующий саморазвитию и самовыражению личности ребенка. Ориентирование педагогики на формирование у учащихся качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности учителя.
Следуя задачам выпускного квалификационного исследования, нами была проведена работа по изучению теоретических основ развития творческих способностей младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, а также по изучению педагогического опыта в формировании творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Изучив по данному вопросу психолого-педагогическую литературу, обобщив опыт работы учителей, мы сформулировали педагогические условия эффективной организации творческой деятельности учащихся в учебном процессе, которые были нами, реализованы в ходе экспериментальной работы.
На основании установленного уровня творческих способностей у младших школьников на констатирующем этапе была составлена программа формирующего эксперимента, включающая в себя:
1. Подбор системы творческих заданий по русскому языку.
2. Реализацию системы творческих упражнений с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению.
В заключении был организован контрольный этап эксперимента с использованием тех же методов исследования, что и на констатирующем этапе. Контрольный эксперимент позволил сделать выводы, что в результате работы, проделанной нами в период формирующего эксперимента, наметилась положительная тенденция в развитии творческого потенциала у
учащихся исследуемого класса.
Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что развитие творческих способностей младших школьников на основе личностно-ориентированной направленности в обучении становится эффективнее, если:
- учащиеся систематически включаются в различные виды творческой деятельности не только в учебном процессе, но и во внеурочное время;
- учителем обеспечивается целенаправленность в отборе творческих заданий в соответствии с изучаемым материалом на уроке и при обязательном учете возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
- в классе создается творческая атмосфера, благоприятная для самовыражения учащихся.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза доказана, поставленная цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.



1. Белова И.С. Школа педагогического мастерства / И.С.Белова - Волгоград: Учитель, 2009. - 220 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону, 2002. - 265 с.
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - М., 1997. - 305 с.
4. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников / И.М. Витковская // Начальная школа. - 2007. - №12 - С.7-12.
5. Давыдов В.В. Особенности личностно-ориентированного обучения / В.В. Давыдов. - М.: 2001. - 223 с.
6. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. - М.,1998. - 335 с.
7. Дружинин В.Н. Воспитание и обучение младших школьников / В.Н. Дружинин. - М., 1998. - 455 с.
8. Иванова А.Л. Личностно-ориентированный подход в обучении /
A. Л. Иванова // Начальная школа. № 4. -2004. - С. 60-64.
9. Игноятова А.А. Технология личностно-ориентированного обучения/ А.А. Игноятова // Начальная школа. № 4. -2006. - С. 65-67.
10. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя / В.Г. Казанская. - СПб: КАРО, 2004. - 277 с.
11. Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе /
B. Г. Казанская. - СПб: КАРО, 2010. - 234 с.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. - М: Гардарики, 2004.- 227 с.
13. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.
14. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии творческого развития / Д.Г. Левитес. - М: Воронеж, 1998. - 289 с.
15. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении / Н.В. Лежнева. Завуч начальной школы.-2002. - № 1. - С. 14-18.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.
Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. - 324с.
17. Львов, М.Р. Школа творческого мышления / М.Р. Львов.- М.: Дидакт, 1993. - 183с.
18. Махмутов М.И. Учитель и ученик / М.И. Махмутов.- М.: Просвещение, 1977. - 203с.
19. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно¬
ориентированное обучение / Т.В. Машарова - М.: Просвещение, 1999. - 326с.
20. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2004. - 688с.
21. Олейник С.А. Особенности взаимодействия учителя и ученика в зависимости от типа учебной ситуации / С.А. Олейник. // Начальная школа. - № 6 - 2002. - С.98-101.
22. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю / Л.Т. Охитина. - М.: Просвещение, 1977. - 96 с.
23. Петровский В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Мир, 1996. - 276с.
24. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский - Ростов на Дону: Изд-во Факел, 1996. - 512 с.
25. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 429с.
26. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока / Н.А. Разина. //Завуч. -2004. - № 3. - С.125-127.
27. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова. - М.: Флинта, 2005. - С.48-55.
28. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2004 - 384 с.
29. Сериков В.В. Личностно - ориентированное образование / В.В. Сериков. - М. 1994. -№5. - С.16 -20.
30. Сериков В.В. Личностный подход в образовании / В.В. Сериков. - Волгоград: Тиида, 1994. - 247с.
31. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В. Сериков // Педагогика. - 1998. - №5. - С. 24-29.
32. Сериков В.В. Теория и практика творческого развития / В.В. Сериков. - М: 1999. - С.18-23.
33. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 299 с.
34. Сельченко К.В. Психология творчества: хрестоматия / под ред. К.В. Сельченко. - Минск: Харвест, 2003. - 389с.
35. Симановский А.Э. Развитие дивергентного мышления у младших школьников / А.Э. Симановский. - М: Прадос, 2000. - 234с.
36. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников / А.Э. Симановский. - М.: Рольф, 2003. - 272с.
37. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей / А.Э. Симановский. - М.: Академкнига, 2004. - 168с.
38. Ситаров В.А. Личностно - ориентированное обучение. / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 332 с.
39. Соломина И.Л. Лапшина Н.Ю. Школа креативности / И.Л. соломина, Н.Ю. Лапшина // Психологическая газета. - 2000. - №10 - с. 24-25.
40. Талызина Н.Ф. Развитие и формирование творческого мышления / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 287с.
41. Теплов Б.М. Психология мышления / Б.М. Теплов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
42. Тетеркина Т.М. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока / Т.М. Тетеркина. // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 5-21.
43. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка / Г.В. Трегубова // Начальная школа. - 1995. - № 6. - С.45-47.
44. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления. Тест Торренса: методическое руководство / Е.Е. Туник. - СПб.: Иматон, 2002. - 183с.
45. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления. Опросник Вильямса: методическое руководство / Е.Е. Туник. - СПб.: Иматон, 2001. - 246с.
46. Чуракова Н.А. Русский язык: учебник для 2 класса нач. шк. в 2 ч.
4.1 / Н.А. Чуракова - М.: Академкнига, 2002. - 143 с.: ил.
47. Чуракова Н.А. Русский язык: учебник для 2 класса нач. шк. в 2 ч.
4.2 / Н.А. Чуракова - М.: Академкнига, 2002. - 126 с.: ил.
48. Шоган В.В. Технологии личностно - ориентированного урока / В.В. Шоган. - Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003. - С.24-29.
49. Эверт Н. Критерии мастерства учителя / Н. Эверт. Директор школы. Спецвыпуск. - М., 1996. - 279 с.
50. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 296 с.
51. Якиманская И.С. Личностно - ориентированный урок / И.С. Якиманская. // Учитель. -2001-№ 2. - С.7-12.
52. Якиманская И.С. Личностно - ориентированная школа / И.С. Якиманская. // Учитель. - 2002-№ 6. - С.58-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ