Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМИ НОРМАМИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПАРОНИМОВ)

Работа №68985

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
383
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правильности русской речи в процессе овладения лексическими нормами русского литературного языка (на материале паронимов) 9
1.1. Понятие правильности русской речи 9
1.2. Лексические нормы употребления паронимов в речи 11
Глава 2. Методические основы работы по формированию правильности русской речи учащихся начальных классов в процессе овладения лексическими нормами русского
литературного языка (на материале паронимов) 35
2.1. Проблема формирования правильности русской речи учащихся (обзор учебной и методической литературы) 35
2.2. Содержание работы по формированию правильности русской речи учащихся 4 класса 38
2.3. Организация экспериментальной работы по формированию лексических норм в процессе работы с паронимами 50
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложение 71


Перед учителем стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемые богатства русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами русской устной и письменной речи. Ведь «овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Особую значимость работа по развитию речи учащихся приобретает в современных условиях, когда, с одной стороны, развитая культурная речь, как визитная карточка человека, несомненно, способствует его самопрезентации и, соответственно, адаптации в социуме, а с другой стороны, остаются очевидными и вызывают серьезную обеспокоенность негативные тенденции в речи подрастающего поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает «.. .гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности» (ФГОС,2011).
Одна из важнейших задач предмета «Русский язык» - совершенствование речевой культуры школьников. По определению А.М. Головина, речевая куль¬тура (синоним - культура речи) - это свойства и признаки речи, совокупность и система которых говорят о её коммуникативном совершенстве; это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразность и незатруднённое применение языка в целях общения; это область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности и системе её коммуникативных качеств. Совершенствование речевой культуры, по единодушному мнению учителей, методистов, психологов, лингвистов, в значительной мере зависит от то¬го, будет ли обучен школьник сознательному анализу там, где он стихийно употреблял те или иные средства, то есть научится ли он сознательно контролировать свою речь, в результате чего само употребление слова сделается более тонким и более точным. Важнейшей составляющей культуры речи является ее правильность. Правильность речи — это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Правильность речи - качество речи, состоящее в соответствии ее звуковой, лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Сознательное овладение литературным языком предполагает обязательное овладение его нормами, ибо нормативность является важнейшим признаком русского литературного языка.
Нормами принято называть принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и предложений. Норма представляет собой единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции.
Особое место среди литературных норм занимают лексические, то есть правила употребления слов в точном соответствии с их лексическим значением. Именно в лексическом значении слова получают отражения понятия о различных предметах и явлениях действительности, кроме того, в лексическом значении слов помимо понятийного содержания могут закрепляться эмоции и оценки. Незнание значений слов и их компонентов ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам.
Проблема овладения лексическими нормами родного языка, проблема устранения и предупреждения речевых ошибок остро стоит перед учителем начальной школы. Несмотря на то, что лексическим строем речи ребенок овладевает еще в раннем детстве, общаясь с родителями, близкими, воспитателями, неоспоримым остается тот факт, что в речи школьников все же встречается достаточно много речевых нарушений. Причем, как указывают ученые, занимающиеся исследованием детской речи (М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, В.И. Капинос, С.Н. Цейтлин), речевые нарушения в высказываниях детей однотипны и повторяются из поколения в поколение.
Смешение слов-паронимов - одна из самых распространенных речевых ошибок учащихся. По определению ряда лингвистов, слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся межу собой в логическом и смысловом плане, что становится причиной их смешения в речи.
Исследования показывают, что процент случаев смешения паронимов в речи учащихся достаточно высок; максимально он увеличивается в шестом классе до девятнадцати процентов (к общему количеству речевых ошибок и недочетов). По наблюдениям методистов, подобная ошибка встречается чаще, чем, например, употребление слова в несвойственном ему значении (6 %), бедность и однообразие синтаксических конструкций (3%), неудачный выбор предлога (5 %). Эти данные приводятся в учебнике «Методика развития речи на уроках русского языка» (М, 2009).
Таким образом, случаи смешения однокоренных созвучных слов частотны, узнаваемы и регулярно повторяются. Среди причин, вызывающих в устной и письменной речи учащихся такую ошибку, методисты называют следующие: незнание школьниками традиций употребления слов, незнание значений морфем, неправильное толкование паронимов, частичное морфемное, смысловое и фонетическое сходство слов-паронимов. Причем, как показывают наблюдения методистов, особую трудность вызывают паронимы, которые могут в некоторых значениях выступать как синонимы, например: патриотический и патрио¬тичный (поступок, характер), мелодический и мелодичный (звук, трели). Еще А.М. Пешковский говорил о необходимости специальной работы с паронима¬ми, и особенно с паронимами, способными в отдельных значениях вступать в синонимические отношения. Он в частности писал, что работа над паронимами (словами, сходными по звучанию, но не тождественными) особенно полезна в том случае, когда они являются одновременно и синонимами. Корову с короной и город с голодом никто не смешает, и фиксировать внимание на этих различиях нет нужды. А вот предвидеть и провидеть, интеллигентный и интеллигентский, затемнение и затенение - это все особый вид затрудненных синонимов, причем затрудненность идет именно от звуковой близости.
Противоречие, возникшее между необходимостью проведения на уроках русского языка специальной работы, направленной на совершенствование речевой культуры младших школьников в процессе овладения лексическими нормами употребления слов-паронимов и отсутствием специальных пособий, методических рекомендаций, дидактического материала для проведения такой работы позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование правильности речи младших школьников при овладении лексическими нормами русского литературного языка (на материале паронимов).
Актуальность темы обусловлена необходимостью работы по формированию правильности речи младших школьников в процессе овладения лексическими нормами русского литературного языка, в частности, нормами употребления слов-паронимов.
Проблема исследования: каковы методические условия формирования правильности речи младших школьников в процессе овладения лексическими нормами (на материале слов-паронимов). Решение данной проблемы составляет цель исследования
Объектом исследования является речь младших школьников. Предмет исследования - процесс формирования правильности речи младших школьников при овладении лексическими нормами (на материале паронимов).
Гипотеза исследования: работа по формированию правильности речи учащихся начальных классов будет эффективна, если:
• будут учитываться особенности употребления паронимов в речи, правила употребления этих слов, а также типичные ошибки, свойственные речи учащихся при паронимических словах;
• работа по совершенствованию речевой культуры младших школьников (на материале паронимической лексики) будет вестись постоянно и целенаправленно, и будут использоваться различные приемы работы с такими словами.
На основе проблемы и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
• изучить педагогическую, методическую и лингвистическую литературу с целью выявления степени изученности проблемы исследования;
• проанализировать характер работы по паронимии в действующих учебниках, программах по русскому языку для начальной школы;
• подобрать текстовый дидактический материал, разработать систему упражнений, направленную на предупреждение речевых ошибок, связанных с неправильным употреблением слов-паронимов;
• доказать справедливость выдвинутой нами гипотезы.
Теоретической основой исследования являются:
• труды ученых-лингвистов, в которых рассматриваются особенности слов- паронимов (О.В. Вишнякова, Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева, Н.П. Колесни¬ков и др.);
• работы ученых, связванные с проблемами совершенствования речевой куль¬туры школьников, методами и приемами их овладения (Е.А. Архипова, Л.П. Федоренко);
• исследования ученых-методистов в области детской речи (М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, В.И. Капинос, С.Н. Цейтлин, В.А. Чибухашвили, Ф.П. Сергеев и др.).
Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач: теоретический анализ лингвистической и методической литературы по избран¬ной теме; наблюдение; метод статистической обработки данных; тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показана практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы правильности речи младших школьников в процессе овладения лексическими нормами русского литературного языка (на материале паронимов)» проведен анализ современного состояния проблемы; изучены вопросы, связанные с понятием «речевая культура», методами и приемами ее формирования, с типологией норм русского литературного языка, дается понятие нормы в языке, проанализированы нормы, связанные с употреблением паронимов, представлены различные взгляды ученых по проблеме исследования.
Во второй главе «Методические основы формирования правильности речи учащихся начальных классов в процессе овладения лексическими норма¬ми русского литературного языка (на материале паронимов)» анализируются программы и учебники для начальной школы с точки зрения рассматриваемых проблем, описывается опыт работы учителей, направленной на овладение учащимися литературными нормами, на совершенствование речевой культуры, описывается проведенная работа, связанная с совершенствованием речевой культуры младших школьников, с предупреждение ошибок по употреблению слов-паронимов, обобщаются полученные результаты.
В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: анкеты, таблицы, фрагменты уроков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование культуры общения невозможно без овладения культурой речи, включающей, по мнению исследователей, правильность речи и речевое мастерство. Центральным понятием культура речи (или речевая культура) является норма языка. В теории речевой культуры высшей формой национально¬го языка признается литературный язык. Речевая культура включает знание общеупотребительных норм и правил родного языка, владение всеми сторона¬ми речи.
Стратегия современного обучения русскому языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, на овладение культурой речевого общения и поведения. В системе работы по развитию связной речи в качестве отдельного направления выделена культура речи - обучения нормам языка. Но эта работа не заняла еще в системе обучения достойного места. Проблема овладения лексическими нормами родного языка, проблема устранения и предупреждения речевых ошибок продолжает сохранять свою остроту как в начальной, так и в средней школе.
Задачи, намеченные в работе, на наш взгляд, выполнены в основном: изучена литература по теме исследования, обобщен опыт работы учителей, который помог в разработке систем и упражнений, способствующих развитию навыков культуры речи, исследована культура употребления слов-паронимов в речи детей, осуществлен методический эксперимент, предложена система работы по совершенствованию речевой культуры младших школьников в процессе овладения лексическими нормами (на материале паронимов). Проведенный эксперимент дал положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу нашего исследования.
Речевые ошибки, связанные с употреблением слов-паронимов, являются одними из самых распространенных. Структурное и звуковое сходство слов- паронимов, незнание учащимися традиций употребления таких слов, неумение учащихся вдумываться в смысл аффиксов приводит к непониманию семантики таких слов, к неправильному их толкованию и дает большое разнообразие ошибок в примерах употребления слов. В то же время анализ методической и учебной литературы по проблеме исследования показал, что:
• специальных пособий, методических рекомендаций по проведению работы с паронимической лексикой до настоящего времени нет. Есть лишь отдельные статьи, материалы в пособиях, посвященных проблеме речевых ошибок учащихся;
• в школьных учебниках упражнения, направление на овладение нормами употребления слов-паронимов, также носят единичный характер, что не дает возможности организовать целенаправленную и систематическую работу по предупреждению и устранению речевых ошибок этого типа.
Необходимость обучения в школе нормам литературного языка и предупреждения речевых ошибок в речи, связанных с неправильным употреблением слов-паронимов и отсутствие специальных пособий, методических рекомендаций, дидактического материала для проведения такой работы позволило нам сформулировать проблему исследования и наметить пути ее решения. В процессе экспериментальной работы была разработана система упражнений для учащихся начальной школы, направленная на овладение нормами употребления паронимических слов.
При разработке методики введения и усвоения необходимого материала и теоретических понятий были выявлены ведущие умения, развитие и совершенствование которых будет являться показателем успешного усвоения лексических норм и правил их употребления в речи: умение классифицировать слова- паронимы, группировать их по определенным грамматическим значениям, употреблять в речи синонимы, антонимы, конструировать высказывания с паронимической лексикой и уместно употреблять ее в речи.
Характер ведущих умений определил основные методы и приемы, типы упражнений, ориентированных на восприятие и усвоение слов-паронимов. Основаниями разработанной типологии упражнений послужили виды речевой деятельности, такие, как аналитическая - наблюдение над языком, различные виды языкового анализа, дифференцирование, семантико-функциональное комментирование и - продуктивная - творческие упражнения.
Целенаправленная работа над обогащением словаря учащихся способствовала успешному развитию языковой и речевой компетенции, приобщала детей к творческой речевой деятельности, развивала языковое чутье, интерес к предмету, что послужило основанием совершенствованием речевой культуры учащихся.
В ходе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза исследования, о том, что работа со словами-паронимами будет способствовать усвоению учащимися начальной школы лексических норм русского литературного языка при соблюдении определенных условий, а именно: если учитель будет знать особенности слов-паронимов, их типы; если учитель будет подготовлен к такой работе методически; если работа с паронимической лексикой будет вестись постоянно и целенаправленно и будут использоваться различные приемы работы с такими словами.
Проведенное исследование показало, что специальная работа с паронимами способствует усвоению семантики таких лексических единиц, особенностей их словоупотребления, развивает языковое чутье, помогает учащимся освоить лексические нормы сочетаемости таких слов.
Мы убедились, что работа по совершенствованию культуры речи, по обогащению словарного запаса детей словами-паронимами, работа над стилистическим расслоением средств языка имеет большое значение для обогащения лексического запаса детей, для их общего развития, для формирования логического мышления, наконец, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, так как она развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.
Таким образом, цель, поставленная нами в исследовании, достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Краткий срок эксперимента не позволил нам с уверенностью утверждать, что полученные детьми на речевых уроках сведения по избранной теме отложились в долговременной памяти и составили речевое богатство детей. Дума¬ем, что в будущем нам удастся продолжить экспериментальную работу и достичь более весомых результатов.
Однако у нас не возникает сомнения в том, что избранный нами путь формирования культуры речи школьников в процессе овладения лексическими нормами (на материале паронимов) рационален и эффективен.


1. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов: словарь / О. С. Ах-манова М.: Академия, 2014.- 567 с.
2. Архипова Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обуче¬ние культуре речи / Е.В. Архипова // Русская словесность, 2004, № 4. - С. 50¬55.
3. Актуальные проблемы культуры речи: сборник статей / Под ред. В.Г. Ко-стомарова и Л.А. Скворцова. М.: Наука, 1990.- 123 с.
4. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие /Под ред. Н.С.Рождественского, Г.А.Фомичевой.- М.: Просвещение , 1997.- 213 с.
5. Балалыкина Э.А. Роль межъязыковой паронимии в сопоставительном описании и изучении русского языка / Э.А. Балалыкина // Русский язык за рубежом, 1991, № 3. - С. 31-37.
6. Беликов В.И. Социолингвистика: учебное пособи / В.И. Беликов, Л.П. Крысин .- М: Наука., 2011. - 439 с.
7. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка: словарь / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. - М.: Просвещение, 1994. - 445 с.
8. Бобровская Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника / Г.В. Бобровская // Начальная школа, 2004, №5. - С. 53-55.
9. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю.О. Бронникова // Начальная школа, 2008, № 10. - С.41 -45.
10. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учеб. для студ. высш. учеб. за-ведений / Н.С. Валгина - М: Высшая школа, 2011- 348 с.
11. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке]: учеб¬ное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2011. - 275 с.
12. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2014.- 328 с.
13. Винокур Г.О. Заметки о культуре речи: учебное пособие / Г.О. Винокур. - М: Просвещение, 1987.- 86 с.
14. Вишнякова О.В. Лексические паронимы и слова с общей понятийно-логической соотнесенностью / О.В. Вишнякова // Русский язык в школе, 1994, № 3. - С. 79-81.
15. Вишнякова О.В. Паронимы современного русского языка: учебное посо-бие / О.В. Вишнякова. - М.: Просвещение, 1981. - 173 с.
16. Вишнякова О.В. Фразеологические паронимы / О.В. Вишнякова // Рус-ский язык в школе, 1985, № 3. - С. 77-81.
17. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи: учебное пособие / О. Я. Гойхман. - М.: Академия, 2012.- 176 с.
18. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие / Б. Н. Головин.- М.: Просвещение, 1980.- 189 с.
19. Головин Б. Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи : заметки / Б. Н. Головин.- М.: Просвещение, 1999.- 163 с.
20. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2012.- 189 с.
21. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка : пособие для учителей / К. С. Горбачевич.- М.: Просвещение, 1991.- 243 с.
22. Капинос В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых. Оценка знаний, умений, и навыков учащихся по русскому языку: учебное пособие // Сост. В.И. Капинос, ТА. Костяева. М., 1996.- 174 с.
23. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: учебное посо-бие / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение,
1994. - 196 с.
24. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка : словарь / Н.П. Ко-лесников. - М.: Высшая школа, 1997. - 390 с.
25. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история / Э. Косериу // Новое в лингвистике. Вып. 3. М., 1990. - С. 170-204.
26. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой прак-тикой масс-медиа: научно-популярное издание / В.Г. Костомаров.- М: Ло¬гос, 1997. - 261 с.
27. Кулебаба Е.П. Работа над однокоренными созвучными словами в 3-4 классах/ Е.П. Кулебаба // Начальная школа, 2011, № 4. - С. 33 - 37.
28. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л.К. Грауди- ной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 2001.- 243с.
29. Львов М. Р. Методика развития речи: учебное пособие / М. Р. Львов. - М.: Академия, 2011. -234 с.
30. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных клас¬сах: учебное пособие / Львов М. Р., Горецкий В. Г., Н. Н. Светловская; отв. ред. М. Р. Львов. - М.: Дрофа, 2014.- 461 с.
31. Львов М. Р. Культура речи. Школьные проблемы / М. Р. Львов // Началь-ная школа, 2002.- №1. - С. 14-27.
32. Люстрова З. Н. О культуре речи: учебное пособие / З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин; общ. ред. Л. И. Скворцов.- М.: Просвещение, 1987.- 198 с.
33. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М. Р.Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская; отв. ред. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1997.- 328 с.
34. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. М., 1991. - 231 с.
35. Мешкова Е. Г. К вопросу о преемственности в воспитании речевой куль-туры школьников / Е. Г. Мешкова // Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже XX-XXI вв. Воронеж: изд-во ВГУ, 2008. - С. 230-233.
36. Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и сти-листики : учебное пособие / А.М. Пешковский. - М.-Л., 1973. - 251 с.
37. Программа четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века»: программы / Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова.-
М.: Вентана-графф, 2014.- 112 с.
38. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы 1-4 классы: программы / Сост. Н. А. Вохнянина. - М.: Просвещение, 2014.¬156 с.
39. Пустовалов П. С. Пособие по развитию речи : учеб. пособие для уча¬щихся пед. уч.-щ по спец. №2001 / П. С. Пустовалов, М. Н. Сенкевич.- М.: Просвещение, 1997.- 246 с.
40. Русский язык. Учебник для 3-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова .- М.: Дрофа, 2014.- 124 с.
41. . Русский язык. Учебник для 4-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова - 3-е изд. М.: Дрофа, 2014.- 132 с.
42. Русский язык. Учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова - 5-е изд. М.: Просвещение, 2000.- 128 с.
43. Розенталь Д. Э. Современный русский язык: учебник для вузов / Д. Э. Ро-зенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - М.: Логос, 2000.- 327 с.
44. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учебное пособие / Под ред. О.В. Загоровской. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. - 243 с.
45. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. М.: Высшая школа , 2014. - 509 с.
46. Русский язык. Энциклопедия: энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. М., 1997. - 703 с.
47. Соколова А.А. Речевое развитие учащихся: Кн. для учителя. М.: Про-свещение, 1999. - 211 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение. -2011. -33 с.
49. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: учебное пособие. / Л.П. Федоренко. - Курск, 1994.- 231 с.
50. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения речи: учебное пособие / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1975. -145 с.
51. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учебник для вузов / М.И. Фомина.- М.: Дрофа, 2001. - 415 с.
52. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. Герцена, 1997.- 189 с.
53. Чибухашвили В.А. Использование компьютерных дидактических средств в работе по предупреждению речевых ошибок при изучении морфемики в начальных классах / В.А. Чибухашвили // Русский язык. Актуальные пробле¬мы лингвистики и дидактики. Елец, 2002. - С. 114-121.
54. Чибухашвили В.А. Работа по предупреждению речевых нарушений у младших школьников при изучении морфологии / В.А. Чибухашвили // Со¬временные проблемы преподавания русского языка и литературы / Сборник научн. трудов, посвященный 70-летию со дня рождения Л.П. Федоренко. М., 2003. - С. 59-69.
55. Шанский Н. М. Современный русский язык: учебник для вузов / Н. М. Шанский .- М.: Высшая школа, 1999.-537 с.
56. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность: учебное пособие / Л.В. Щерба. - М.: Просвещение, 1974. - 211 с.
57. Язовицкий Е. В. Говорите правильно: книга для уч-ся / Е. В. Язовицкий.- М.: Просвещение, 1979.- 174 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ