ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Морфологический анализ, как основа успешности
овладения письменной речью 7
1.2. Развитие морфологического анализа в онтогенезе 13
1.3. Особенности морфологического анализа у младших
школьников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ .... 25
2.1. Организация исследования уровня развития навыков
морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи 25
2.2. Анализ результатов исследования особенностей навыков
морфологического анализы у младших школьников с общим недоразвитием речи 28
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков
морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Младшие школьники с общим недоразвитием речи составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ. Имеющиеся у них проявления речевой недостаточности препятствуют усвоению школьной программы по русскому языку, в связи, с чем одним из важнейших направлений логопедической работы является подготовка указанной категории учащихся к полноценному овладению программными учебными навыками.
В начальном курсе русского языка к числу таких навыков, определяющих успешность последующего изучения орфографии, относится осуществление морфологического анализа. Овладение этим навыком представляет собой сложную задачу для младших школьников с общим недоразвитием речи, причиной чего, согласно исследованиям Р.Е. Левиной, является недостаточность речевого опыта в части накопления эмпирических знаний о языке.
Если говорящий ребенок в норме овладевает морфологическим анализом на практическом уровне в процессе речевого общения, то совершенно иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Вследствие недостаточной сформированности фонематической, лексико-грамматической и синтаксической систем языка у этих детей не образуются языковые обобщения, необходимые для теоретического изучения грамматики, в том числе овладения различными видами лингвистического анализа. Следовательно, основное внимание в логопедической работе по обучению учащихся с общим недоразвитием речи морфологическому анализу следует направить на формирование языковых предпосылок усвоения аналитических учебных действий.
В существующих методиках коррекции общего недоразвитие речи у школьников (Р.И.Лалаева, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Л.Н.Парамонова, Т.В.Туманова, А.В Ястребова и др.) проблема обучения морфологическому анализу затрагивается в связи с развитием устноречевых, в первую очередь, словообразовательных навыков.
Вопросы лингвистической компетенции школьников с общим недоразвитием речи в части формирования у них языковой готовности к овладению морфологическим анализом в специальных исследованиях освещены не в полной мере.
Существующие в настоящее время рекомендации по обучению учащихся с общим недоразвитием речи морфологическому анализу имеют фрагментарный характер, не в полной мере учитываются особенности спонтанного языкового развития этой категории детей, не разработаны методические приемы формирования полноценных языковых предпосылок усвоения морфологического анализа, что и определяет актуальность данного исследования.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по формированию навыков морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по
формированию навыков морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования навыков морфологического анализа учащимися начальных классов имеющих общее недоразвитие речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию навыков морфологического анализа младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование навыков морфологического
анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1) целенаправленной, дифференцированной организации коррекционно-развивающего процесса, с использованием специально подобранных методов и приемов.
2) внедрение в образовательный процесс, регламентируемый содержанием коррекционных программ обучения и воспитания младших школьников с общим недоразвитием речи, новых форм и направлений работы по развитию навыков морфологического анализа, таких как использование наглядно - графических моделей, поэтапное применение специальных упражнений и игр, нацеленных на развитие морфологического анализа.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать исходные теоретические представления о процессе обучения морфологическому анализу младших школьников с общим недоразвитием речи на основе изучения лингвистической, психологической, психолингвистической и логопедической литературы;
2. Провести исследовательскую работу по изучению особенности процесса овладения операциями морфологического анализа младшими школьниками с общим недоразвитием речи;
3. Проанализировать полученные результаты исследования;
4. Выявить характер усвоения младшими школьниками с общим недоразвитием речи первичных грамматических понятий морфологии, необходимых для осуществления морфологического анализа.
5. Разработать методические рекомендации по формированию навыков морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования (анализ научной литературы);
- диагностические методики;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой исследования явились следующие положения психолингвистики, лингвистики, психологии и специальной педагогики: о морфологическом устройстве слова и видах его анализа (В.В.Виноградов, Е.С.Кубрякова, Л.В.Сахарный и др.), о формировании морфологического строя речи и об уровневом осознании морфологических элементов в процессе языкового развития ребенка (Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович и др.); о развитии языковой компетенции в онтогенезе (Л.С.Выготский, Е.Д.Божович и др.); о психологических особенностях усвоения русского языка младшими школьниками (Л.И.Айдарова, Д.Н.Богоявленский, С.Ф.Жуйков, Н.А.Менчинская и др.); о специфических закономерностях аномального развития детей при общем недоразвитии речи (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена применением групп методов, отвечающих целям и задачам исследования; опорой на современные методологические и теоретические исследования в области педагогики и психологии.
База исследования: в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста Муниципального образовательного учреждения «Северная средняя общеобразовательная школа № 2 Белгородского района Белгородской области», класс 3 «Б».
Перед исследованием мы ставили перед собой цель изучить особенности навыков морфологического анализа младших школьников с общим
недоразвитием речи. Для выполнения цели представили ряд задач теоретического и практического характера, мы проанализировали научную литературу по данной проблеме, подобрали соответствующий инструментарий. Нами была спланирована и проведена исследовательская работа по изучению особенностей овладения операциями морфологического анализа младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Проанализировав полученные результаты, мы обнаружили, что у детей данной группы наблюдается низкий уровень навыков морфологического анализа, который составил 75% . Лишь 25 % школьников показало средний уровень развития.
По данным исследования мы можем сказать, что самым сложным для школьников с речевой патологией, является морфологический анализ слова и нахождение в словах общей морфемы. Только в единичных случаях учащиеся выполняют задания на среднем уровне. Значительная группа учеников не может справиться с ними.
Дети с общим недоразвитием речи часто нарушают последовательность операций, не могут исправить систематические ошибки даже при активной помощи логопеда. Они неверно ставят грамматические вопросы к словам. При определении частей речи, числа, рода имен существительных и имен прилагательных ответы чаще всего носят случайный характер. Большое число ошибок у школьников вызывает определение времени глагола. Нечетко помнят и воспроизводят правила, не используют знания о морфологической структуре слов, о частях речи, которые предусмотрены программой по русскому языку.
Многочисленные ошибки детей с общим недоразвитием речи свиде-тельствуют о нарушении дифференциации различных частей речи, о недостаточном развитии вербальной памяти, о низкой организации определенной программы языковых операций, их алгоритма.
Следует отметить, что в специальной литературе многими авторами подчеркивается низкая готовность младших школьников с общим недоразвитием речи к овладению морфемным анализом как вследствие недоразвития устноречевых навыков, так и вследствие недостаточности когнитивных и языковых предпосылок. Это обусловливает необходимость введения специального подготовительного раздела в структуру коррекционно-логопедической работы с этой категорией школьников.
У младших школьников должны быть заложены основы лексической системности, усвоения смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга по семантике, затем отличающихся одним дифференциально - семантическим признаком.
Основные задачи логопедической работы с учащимися вторых-четвертых классов заключаются в выделении и объяснении лексического значения общего корня в гнезде родственных слов, нахождении общей морфемы, нахождении сходства и отличия (в плане семантики) в наборе однокоренных слов.
Большое внимание уделяется характеристике свойств слова как значащей формы. Реализуется это посредством постоянно выполняемых учащимися двух основных учебных действий: образования из данного слова рядов форм (однокоренных и вариантных) и действия сравнения (записывая слова друг под другом, дети учатся производить их формальное и семантическое сравнение).
Проводится и активная работа над морфемной структурой слова. Центральное место при этом отводится упражнениям на отработку значения слова в междусловных и смысловых отношениях, т. е. вновь образованные слова включаются в различные виды речевой деятельности.
Коррекционно-педагогическая работа заключалась в комплексном воздействии на формирование навыков морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи. Так, нами предлагается система работы для детей по формированию навыков морфологического анализа. Разработано тематическое планирование логопедической работы по
48 формированию навыков морфологического анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи. Разработаны орфографические правила в виде опорных схем, которые обеспечивают осмысленное запоминание правил.
Таким образом, делаем вывод, что поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. [Текст]- М.: Академия. 2005. - 230 с.
2. Барабанова М.Ю. Формирование действия морфемного анализа слов при изучении темы «Состав слова». Журнал «Начальная школа» [Текст] - 1994 - №3.
3. Беккер К.П., Гебельт X. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении. [Текст] - М.: Дефектологи, 2004 - № 5. 12 с.
4. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. [Текст] - М.: Сфера, 2007 - 260с.
5. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с ЗПР// Практическая психология и логопедия [Текст] - 2004 - №2. 24 с.
6. ВархушеваТ.В., Попова Е.В. 300 упражнений по русскому языку. Для начальной школы. [Текст] -М.: Аквариум ЛТД, 2001. - 213 с.
7. Выготский, Л.С.: Проблемы развития письменной речи.//Л.С. Выготский. Сборник трудов Гл. седьмая. Психология развития человека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.persev.ru/book/predystoriya-razvitiya-pismennoy-rechi
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]. - М., 2007. - 300 с.
9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. [Текст]. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
10. Елецкая О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues
11. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Текст] - М.: Владос, 2006. - 284 с.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи [Текст] -М.: Знание, 2004. - 157 с.
13. Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Учебное пособие [Текст]. - Иваново, 2000. - 121с.
14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда [Текст]. - М., 2009. - 156 с.
15. Кольцова М.М. Детская речь на уроках русского языка. [Текст] - М., 2002 - 36 с.
16. Короткова, А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи. [Текст] - М., 2001- 27 с.
17. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2001. — 224 с.
18. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. [Текст] -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 221 с.
19. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. [Текст] - М.: Академия, 2003 -230 с.
20. Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой. [Текст] - М., 2002. - с. 102.
21. Лурия А.Р. Речь и мышление. [Текст] - М.: Педагогика, 2005 - 400 с.
22. Львов, М.И. Методика развития речи младших школьников. [Текст] - М.: Просвещение, 2005.- 176 с.
23. Ляпидевского С.С., Селиверстова В.И. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. [Текст] - М., 2005 - 154 с.
24. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. [Текст] - М., 2004.
25. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа». [Текст] - 1994 - №6. 32 с.
26. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология [Текст]. - М., - 2001. - № 2. 56 с.
27. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред.Р.Н. Левиной. - М., 2008.
28. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. [Текст].
- СПб., 2001. - 65с.
29. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. [Текст] -СПб.,1998.-208с.
30. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. [Текст] - СПб.: КАРО, 2006.
31. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. [Текст] - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
32. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. [Текст]. - М.,2001. - 204 с.
33. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. [Текст] - М.: МПСИ: Флинта, 2000. -104 с.
34. Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] // Дефектология. - М., 2004.
- № 5. - 34 с.
35. Ушакова О.Д. Разбор слова по составу. [Текст] - М., 2003 - 72 с.
36. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. [Текст] - М., 1999. - 89 с.
37. Фотекова Т. А. Состояние и динамика высших психических функций у
школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития [Текст] // Дефектология. - М., 2003. - № 1. -23 с.
38. Царев П.В. . Продуктивное именное словообразование в современном языке. [Текст] - М., 2001 - 201 с.
39. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/2/0155/index.shtml?from_page=31
40. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи. [Текст] - М., 1998. - 206 с.
41. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. [Текст] - М., 1999. - 234 с.