ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ВНЕШНЕТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы государственного нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 9
1.1. Основные методы регулирования внешнеторговой деятельности 9
1.2. Система нетарифных мер регулирования внешнеторговой
деятельности 18
1.3. Правовая база нетарифного регулирования внешнеторговой
деятельности 26
Глава 2. Оценка эффективности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности 38
2.1. Практика применения мер нетарифного регулирования в России... 38
2.2. Особенности применения нетарифных мер регулирования
внешнеторговой деятельности за рубежом 47
2.3. Оценка влияния нетарифных мер на внешнеторговую
деятельность РФ 54
Глава 3. Проблемы и перспективы нетарифных мер регулирования во внешнеторговой деятельности
3.1 Корректность оценки эффективности основных нетарифных мер
регулирования во внешнеторговой деятельности 68
3.2 Основные направления совершенствования нетарифных мер
регулирования внешнеторговой деятельности 74
Заключение 90
Список использованных источников 96
Приложения
Глава 1. Теоретические основы государственного нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 9
1.1. Основные методы регулирования внешнеторговой деятельности 9
1.2. Система нетарифных мер регулирования внешнеторговой
деятельности 18
1.3. Правовая база нетарифного регулирования внешнеторговой
деятельности 26
Глава 2. Оценка эффективности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности 38
2.1. Практика применения мер нетарифного регулирования в России... 38
2.2. Особенности применения нетарифных мер регулирования
внешнеторговой деятельности за рубежом 47
2.3. Оценка влияния нетарифных мер на внешнеторговую
деятельность РФ 54
Глава 3. Проблемы и перспективы нетарифных мер регулирования во внешнеторговой деятельности
3.1 Корректность оценки эффективности основных нетарифных мер
регулирования во внешнеторговой деятельности 68
3.2 Основные направления совершенствования нетарифных мер
регулирования внешнеторговой деятельности 74
Заключение 90
Список использованных источников 96
Приложения
В послевоенные годы началось восстановление мирового хозяйства и торговли. В первые послевоенные десятилетие это был достаточно равномерный процесс. Начиная с 70-х гг. прошлого века происходит бум мировой торговли. Так, по данным ВТО с начала века произошло фактическое утроение объемов мировой торговли (с 6,3 трлн долл. США в 2000 г., до 15,5 трлн долл. США в 2016 г.). Как и другие страны, Россия не может игнорировать значимость экспортного производства и внешней торговли для национальной экономики и населения. В этой связи России необходимо не только верно определить актуальность направления торговой политики, но и инструменты ее реализации.
На рубеже веков произошла смена подходов к выбору и применению барьеров на пути движения товаров и услуг, непосредственно влияющих на условия как импорта, так и экспорта. Вековая традиция применения таможенных пошлин на импорт уступила место нетарифному регулированию. Созданные торговые организации и региональные союзы требуют от своих участников постепенного устранения всех барьеров во внешней торговле, однако, зачастую это ведет к созданию слабостей и уязвимости национального рынка от мировых ценовой конъюнктурой, трудовой миграции, перетока капитала и инфляции. Политики вынуждены ориентироваться на интересы не только крупного бизнеса, но и граждан, а значит искать баланс между экспансией на мировых рынках сбыта и защитой национальной экономики.
Создание и применение нетарифных мер служит объектом пристального наблюдения международных организаций и наднациональных образований. Их разнообразие, степень открытости сторонним наблюдателям, национальные особенности значительно затрудняют процесс изучения. Нет единого подхода к классификации, оценки эффективности, легитимности применения. Вместе с тем эти сложности порождают интерес со стороны науки к изучению столь сложного явления в теории и практики государственного регулирования внешней торговли.
Вопросам применения нетарифных мер посвящено значительное число монографий, учебных изданий и публикаций в периодических научных изданиях. По эволюции мировых торговых союзов и их правилам регулирования внешнеэкономической деятельности основными работами являются труды Бабина Э.П., Буглая В.Б., Градобитовой Л.Д., Козырина А.Н., Колодко Г.В., Ореховой М.С., Портанского А.П., Тишкова В.Н., Хасбулатова Р.И. и других. Аспектами развития неопротекционизма и роли нетарифных мер в современной мировой торговле занимались такие отечественные ученые как Григорьева Ю.А., Дамильцев А.В., Дюмулен И.И., Зенкина И.В., Кулишер, Оболенский В.П., И.М., Павлов К.В., Рисин И.Е., Руднева А.О., Спартак А.Н., Трошкина Т.Н. и другие. Вопросы эффективности применения отдельных нетарифных мер, а также их комплексного воздействия на благосостояние стран и их взаимную торговлю рассматривались в основном в работах западных исследователей Deardorff A., Francois J., Hummels D., Mascus K. E., Walsh K., Wilson J. S., Zaki C. Из отечественных исследователей можно выделить работы Винокурова Е.Ю., Идрисовой В.В.
В целом практика применения инструментов регулирования внешней торговли и защиты внутреннего рынка со стороны государства или регионального торгового соглашения (таможенного союза) является одним из наименее исследованных областей в отечественной литературе.
При написании работы была поставлена следующая цель - изучить состав и особенности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности и определить влияния, которое они оказывают на результаты этой деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить подходы государства к регулированию внешнеторговой деятельности;
- изучить состав и классификацию нетарифных мер регулирования;
- исследовать правовую базу применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности в РФ;
- рассмотреть практику применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности в РФ и за рубежом;
- проанализировать динамику и выявить тенденции в практике применения нетарифных мер;
- оценить влияние нетарифных мер на состояние и результаты внешней торговли РФ;
- выявить проблемы, связанные с оценкой эффективности применения нетарифных мер регулирования;
- указать направления совершенствования применения нетарифных мер.
В качестве объекта исследования выбрана система внешнеторговой деятельности РФ. Предметом исследования является механизм применения и влияния нетарифных мер регулирования на результаты внешнеторговой деятельности РФ.
Период исследования охватывает внешнюю торговлю РФ за 2013-2017 гг. и текущую практику применения нетарифных мер за рубежом.
Методологической основой исследования послужили методы: абстрактно-логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, экономико-статистический, сравнения и обобщения, экономико-математического моделирования.
Нормативная база диссертационного исследования основана на федеральном законодательстве РФ, а также на международных соглашениях, обязательствах и договорах, ратифицированных РФ.
Эмпирическую базу исследования составили данные Конференции ООН по Торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной торговой организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Банка России, Росстата, Федеральной таможенной службы России. Широко использовались материалы и исследования международных экономических организаций, в том числе Всемирной торговой организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференции ООН по Торговле и развитию (ЮНКТАД), Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном изучении системы нетарифных мер, используемых в международной торговле, и выявлении изменений, происходящих в сфере внешнеторгового регулирования в условиях глобализации и мирового экономического кризиса.
Теоретическая значимость работы проявляется в систематизации и критическом анализе методов оценки эффективности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью исследуемых в диссертации проблем, ориентированностью всей работы на совершенствование механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности и практики применения нетарифных мер.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Классификация нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности государства;
2. Анализ динамики и структуры применения нетарифных мер странами мира;
3. Анализ динамики и структуры нетарифных мер, ограничивающих доступ российских товаров на зарубежные рынки;
4. Оценка влияния нетарифных мер на результаты внешней торговли России;
5. Оценка перспектив развития внешней торговли России при существующей системе нетарифных мер регулирования;
6. Анализ современных методов оценки эффективности влияния нетарифных мер регулирования на внешнюю торговлю страны;
7. Пути и перспективы развития применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Структура диссертации включает введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованных источников и одно приложение. Структура глав определяется логикой исследования - от теоретических понятий, связанных с нетарифным регулированием внешней торговли, до практического применения этих инструментов, в том числе и по отношению к нашей стране.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты предмета исследования - методы регулирования внешнеторговой деятельности в рамках торговой политики государства, роль нетарифных мер регулирования, классификация нетарифных мер, правовые аспекты применения нетарифных мер регулирования в России. Во второй главе проводится оценка эффективности применения нетарифных мер регулирования как со стороны России, так и в отношении российских товаров. В третьей главе анализируются современные методы оценки эффективности применения нетарифных мер регулирования, рассматриваются проблемы современного этапа применения нетарифных мер в России и даются рекомендации по совершенствования практики применения нетарифных мер с максимизацией выгоды ведущим экспортноориентированным отраслям России с учетом мирового опыта.
В заключении содержаться основные выводы по работе. Проделанная работа дает возможность продолжения и углубления исследования данной темы
На рубеже веков произошла смена подходов к выбору и применению барьеров на пути движения товаров и услуг, непосредственно влияющих на условия как импорта, так и экспорта. Вековая традиция применения таможенных пошлин на импорт уступила место нетарифному регулированию. Созданные торговые организации и региональные союзы требуют от своих участников постепенного устранения всех барьеров во внешней торговле, однако, зачастую это ведет к созданию слабостей и уязвимости национального рынка от мировых ценовой конъюнктурой, трудовой миграции, перетока капитала и инфляции. Политики вынуждены ориентироваться на интересы не только крупного бизнеса, но и граждан, а значит искать баланс между экспансией на мировых рынках сбыта и защитой национальной экономики.
Создание и применение нетарифных мер служит объектом пристального наблюдения международных организаций и наднациональных образований. Их разнообразие, степень открытости сторонним наблюдателям, национальные особенности значительно затрудняют процесс изучения. Нет единого подхода к классификации, оценки эффективности, легитимности применения. Вместе с тем эти сложности порождают интерес со стороны науки к изучению столь сложного явления в теории и практики государственного регулирования внешней торговли.
Вопросам применения нетарифных мер посвящено значительное число монографий, учебных изданий и публикаций в периодических научных изданиях. По эволюции мировых торговых союзов и их правилам регулирования внешнеэкономической деятельности основными работами являются труды Бабина Э.П., Буглая В.Б., Градобитовой Л.Д., Козырина А.Н., Колодко Г.В., Ореховой М.С., Портанского А.П., Тишкова В.Н., Хасбулатова Р.И. и других. Аспектами развития неопротекционизма и роли нетарифных мер в современной мировой торговле занимались такие отечественные ученые как Григорьева Ю.А., Дамильцев А.В., Дюмулен И.И., Зенкина И.В., Кулишер, Оболенский В.П., И.М., Павлов К.В., Рисин И.Е., Руднева А.О., Спартак А.Н., Трошкина Т.Н. и другие. Вопросы эффективности применения отдельных нетарифных мер, а также их комплексного воздействия на благосостояние стран и их взаимную торговлю рассматривались в основном в работах западных исследователей Deardorff A., Francois J., Hummels D., Mascus K. E., Walsh K., Wilson J. S., Zaki C. Из отечественных исследователей можно выделить работы Винокурова Е.Ю., Идрисовой В.В.
В целом практика применения инструментов регулирования внешней торговли и защиты внутреннего рынка со стороны государства или регионального торгового соглашения (таможенного союза) является одним из наименее исследованных областей в отечественной литературе.
При написании работы была поставлена следующая цель - изучить состав и особенности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности и определить влияния, которое они оказывают на результаты этой деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить подходы государства к регулированию внешнеторговой деятельности;
- изучить состав и классификацию нетарифных мер регулирования;
- исследовать правовую базу применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности в РФ;
- рассмотреть практику применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности в РФ и за рубежом;
- проанализировать динамику и выявить тенденции в практике применения нетарифных мер;
- оценить влияние нетарифных мер на состояние и результаты внешней торговли РФ;
- выявить проблемы, связанные с оценкой эффективности применения нетарифных мер регулирования;
- указать направления совершенствования применения нетарифных мер.
В качестве объекта исследования выбрана система внешнеторговой деятельности РФ. Предметом исследования является механизм применения и влияния нетарифных мер регулирования на результаты внешнеторговой деятельности РФ.
Период исследования охватывает внешнюю торговлю РФ за 2013-2017 гг. и текущую практику применения нетарифных мер за рубежом.
Методологической основой исследования послужили методы: абстрактно-логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, экономико-статистический, сравнения и обобщения, экономико-математического моделирования.
Нормативная база диссертационного исследования основана на федеральном законодательстве РФ, а также на международных соглашениях, обязательствах и договорах, ратифицированных РФ.
Эмпирическую базу исследования составили данные Конференции ООН по Торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной торговой организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Банка России, Росстата, Федеральной таможенной службы России. Широко использовались материалы и исследования международных экономических организаций, в том числе Всемирной торговой организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференции ООН по Торговле и развитию (ЮНКТАД), Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном изучении системы нетарифных мер, используемых в международной торговле, и выявлении изменений, происходящих в сфере внешнеторгового регулирования в условиях глобализации и мирового экономического кризиса.
Теоретическая значимость работы проявляется в систематизации и критическом анализе методов оценки эффективности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Практическая значимость результатов исследования определяется актуальностью исследуемых в диссертации проблем, ориентированностью всей работы на совершенствование механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности и практики применения нетарифных мер.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Классификация нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности государства;
2. Анализ динамики и структуры применения нетарифных мер странами мира;
3. Анализ динамики и структуры нетарифных мер, ограничивающих доступ российских товаров на зарубежные рынки;
4. Оценка влияния нетарифных мер на результаты внешней торговли России;
5. Оценка перспектив развития внешней торговли России при существующей системе нетарифных мер регулирования;
6. Анализ современных методов оценки эффективности влияния нетарифных мер регулирования на внешнюю торговлю страны;
7. Пути и перспективы развития применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Структура диссертации включает введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованных источников и одно приложение. Структура глав определяется логикой исследования - от теоретических понятий, связанных с нетарифным регулированием внешней торговли, до практического применения этих инструментов, в том числе и по отношению к нашей стране.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты предмета исследования - методы регулирования внешнеторговой деятельности в рамках торговой политики государства, роль нетарифных мер регулирования, классификация нетарифных мер, правовые аспекты применения нетарифных мер регулирования в России. Во второй главе проводится оценка эффективности применения нетарифных мер регулирования как со стороны России, так и в отношении российских товаров. В третьей главе анализируются современные методы оценки эффективности применения нетарифных мер регулирования, рассматриваются проблемы современного этапа применения нетарифных мер в России и даются рекомендации по совершенствования практики применения нетарифных мер с максимизацией выгоды ведущим экспортноориентированным отраслям России с учетом мирового опыта.
В заключении содержаться основные выводы по работе. Проделанная работа дает возможность продолжения и углубления исследования данной темы
На рубеже веков произошла смена подходов к выбору и применению барьеров на пути движения товаров и услуг, непосредственно влияющих на условия, как импорта, так и экспорта. Созданные торговые организации и региональные союзы требуют от своих участников постепенного устранения всех барьеров во внешней торговле, однако, зачастую это ведет к созданию слабостей и уязвимости национального рынка от мировых ценовой конъюнктурой, трудовой миграции, перетока капитала и инфляции. Политики вынуждены ориентироваться на интересы не только крупного бизнеса, но и граждан, а значит искать баланс между экспансией на мировых рынках сбыта и защитой национальной экономики.
В этой связи возникла необходимость изучить состав и особенности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности и определить влияния, которое они оказывают на результаты этой деятельности.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи и получены следующие результаты.
Для регулирования внешней торговли государства традиционно применяют два подхода - защитный (протекционизм, политика импортозамещения) и открытый рынок (свободная торговля, единый рынок, глобализм). Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки и соответствует национальным интересам на разных этапах развития национальной экономики. Применение защитных мер позволяет наращивать национальное товаропроизводство до уровня конкурентоспособности на внешних рынках, после чего возникает необходимость открытия границ торговли в интересах окрепшего бизнеса.
В теории и на практике применяются разные классификаторы нетарифных мер - национальные и международные. Наиболее известна классификационная схема ЮНКТАД (ее также применяет ВТО, Всемирный банк и другие международные организации) включающая 16 разделов с уровнями от А до Р. Каждый раздел включает подгруппы отдельных видов нетарифных мер.
Правовая система РФ регулирования внешней торговли прошла долгий путь от Указа Президента РСФСР 1991 года до Федерального закона 2003 года. В законе №164-ФЗ также прописаны мероприятия по содействию развития внешнеторговой деятельности и формирования торговой политики через концепцию и стратегию развития торговых отношений. Внешняя торговля относится к лицензируемым видам деятельности. По российскому праву рассмотрением заявок на получение лицензий занимается Министерство промышленности и торговли РФ, в то время как лицензиаром выступает Министерство экономического развития РФ.
В связи с ухудшением внешнеполитической обстановки и применения в отношении к России политики санкций Правительство РФ ввело контрсанкции, разработало программу импортозамещения и стратегии развития отдельных товарных отраслей. Также при осуществлении самостоятельной торговой политики Россия должна придерживаться взятых на себя обязательств в рамках участия в ВТО и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Наша страна лишена самостоятельного права по заключению соглашений о зонах свободной торговли. Также в ведении ЕАЭС находится рассмотрение споров участников относительно барьеров на пути движения товаров, услуг и капитала.
Экспортерам при заключении международных договоров необходимо учитывать особенности международного права - стран, с контрагентами которых, эти договора заключаются. Для отдельных видов товаров (прежде всего сырьевых) необходимо придерживаться типовых форм договора (проформ). Их применение значительно повышает надежность договора и убирает часть административных и технических барьеров ведения торговли.
Вступление России в ВТО в 2012 году повлекло за собой не только возможности требовать открытия рынков и границ для российских товаров, но и необходимость соблюдать установленные ВТО правила. Необходимость выполнения правил ВТО неминуемо влечет за собой подозрения в их нарушении со стороны РФ и ее предприятий-экспортеров.
В отношении РФ подано 8 исков со стороны ЕС, Японии и Украины. В свою очередь РФ подала 6 исков против ЕС и Украины. По действиям США в 2018 году, связанных с ограничениями импорта стального проката и изделий из алюминия проводятся консультации России и ВТО. В тяжбах между Россией и ЕС пока преимущество у ЕС. ВТО в двух случаях принял сторону ЕС и в одном из них назначил выплату солидной (1,4 млрд. евро) компенсации в пользу ЕС. По российским искам дела только рассматриваются без вынесения даже первичного решения, не говоря уже о последующих аппеляциях. Данная практика вызывает серьезную обеспокоенность в руководстве страны и разговоры о возможном выходе России из ВТО из уст политиков федерального уровня.
Анализ мировой практики применения нетарифных мер показал, что наиболее развитые страны предпочитают использовать технические меры (США), в то время как менее развитые страны - нетехнические меры и меры воздействия на экспорт (страны Африки, Азии и Ближнего Востока). В отношении российских товаров в последние годы наблюдается значительный рост случаев применения защитных нетарифных мер и, прежде всего, санитарно и фитосанитарных, административных мер и специальных защитных пошлин. Сама Российская Федерация для защиты национальных интересов также активно применяет введение квот, использует санитарные и фитосанитарные меры для ограничения ввоза товаров из ряда стран, в том числе и по политическим причинам.
По нашему мнению, ухудшение глобальной экономической обстановки повлечет в ближайшие годы повышение роста роли нетарифных мер как действенного инструмента защиты национальных товаропроизводителей. Санкционные войны России и стран Запада (прежде всего, ЕС и США) существенно снизили объемы внешней торговли России с остальным миром, но при этом роль внешней торговли в ВВП страны сохранилась. Доля чистого экспорта в ВВП за последние пять лет не опускалась ниже 5,19% (2016 г.). Произошли существенные изменения в структуре стран-партнеров России по внешней торговле. Выросла роль Китая, Индии и стран ШОС, существенно снизились доли Италии, Франции, Польши, Нидерландов. Германия остается надежным торговым партнером среди западноевропейских стран. Изменилась также и товарная структура внешней торговли. Ощутимо выросли доли продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, химической промышленности, металлургии, машиностроения. Все это явилось следствием воплощения программы импортозамещения и эффективного использования нетарифных мер регулирования.
В работе были рассмотрены современные подходы к анализу эффективности влияния нетарифных мер регулирования на внешнюю торговлю и благосостояние страны. К проблеме оценки эффективности можно отнести следующие обстоятельства. Первое - нетарифные меры являются трудноизмеримой величиной и для их количественной оценки приходиться использовать методы эконометрики. Исходной информацией при этом служат опросы представителей бизнеса и бизнес-сообществ. Зачастую их оценки субъективны и искажают картину, поэтому в модели оценки приходится вводить корректирующие показатели - фиктивные величины, чтобы результат применения модели отвечал требованиям научной достоверности и логичности. Второе - проведение опросов довольно сложная и дорогая процедура, зачастую недоступная массовому исследователю. Поэтому данные по нетарифным мерам обновляются нерегулярно. Третье - многие из нетарифных мер малозаметны для стороннего наблюдателя. Их можно обнаружить по последствиям для движения товаров и услуг, спустя какое то время после введения, но вид и вклад конкретной меры все равно сложно выявить. Четвертое - каждое исследование эффективности носит индивидуальный характер к странам - объектам исследования. Сопоставление стран между собой в рамках разных проведенных исследований зачастую невозможно.
Передовые позиции в исследовании эффективности нетарифных мер принадлежат зарубежным ученым. Отечественные исследования единичны, а методологией копируют последние зарубежные разработки.
Наиболее важными группами экспорта для российской экономики после топливно-энергетических товаров являются: металлы и изделия из них; химическая продукция; продовольствие и продукция сельского хозяйства; машины и оборудование. Развитие экспорта по данным группам товаров является приоритетным направлением развития российской экономики. По всем этим направлениям в мире активно применяются нетарифные меры защиты. От России требуется внимательно следить, чтобы эти меры соответствовали требованиям ВТО и региональных торговых союзов стран - импортеров российских товаров. При несоответствии необходимо последовательно добиваться отмены этих мер и выплаты компенсации. Как показывает практика по иску ЕС к России - это возможный из благоприятных исходов. Соответственно, надо добиваться схожего вердикта по российским искам в ВТО.
На рынке металлов Российская Федерация должна оказывать активную административную помощь своим экспортерам. Возросшая конкуренция с КНР и Индией может быть частично разрешена переговорами и исками к этим странам по скрытой поддержке в демпинге через заработную плату работников отрасли. Необходимо активно отстаивать интересы отечественной металлургии в вопросе об импортных пошлинах введенных США в 2018 году. В сельском хозяйстве необходимо перенимать опыт ЕС по субсидированию отрасли в рамках правил ВТО. Методы «янтарной корзины» уже являются сомнительными и необходимо активно применять методы «зеленой корзины», а использование санитарных и фитосанитарных мер постоянно подвергаются расследованиям с позиции правомочности введения. К тому же эти меры могут быть оспорены в арбитраже ВТО не в пользу России. Введенные контрсанкции действенный инструмент поддержки, но он будет постоянно испытываться на прочность в ходе переговоров с ЕС и вполне возможно будет отменен. Продукция российского машиностроения конкурента на мировом рынке, однако, в отличие от металлургических концернов и предприятий химической промышленности, отечественные машиностроители имеют малый опыт выхода на него. Применение государства как посредника при поставке техники на мировой рынок (как это происходит в сельском хозяйстве) возможно в ограниченном объеме. Однако, государственная помощь отрасли необходима и, прежде всего, для снятия санкций и отмены нетарифных мер против российских товаров. Необходима методологическая помощь предприятиям готовым выйти на мировой рынок: разъяснение правил и деловых обычаев стран-импортеров; организация выставок и форумов; продвижение брендов, в т.ч. «сделано в России», активная помощь торговых представительств России за рубежом.
В целом по экономике Российской Федерации в ближайшие несколько лет необходимо определиться со стратегией в торговой политике и степени вовлеченности национальной экономики в глобальную. Исходящие сигналы от политиков высокого уровня противоречивы и скорее говорят об отсутствии общей стратегии. С одной стороны Россия активно развивает Евразийский экономический союз, которому передаются значительные полномочия в формировании торговой политики, с другой стороны программы и стратегии, разрабатываемые в рамках министерств , требуют большей самостоятельности России в создании зон свободной торговли и участия в других (не ЕАЭС) торговых союзах и соглашениях. Выбранная национальная стратегия позволит эффективней настроить систему нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
В этой связи возникла необходимость изучить состав и особенности применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности и определить влияния, которое они оказывают на результаты этой деятельности.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи и получены следующие результаты.
Для регулирования внешней торговли государства традиционно применяют два подхода - защитный (протекционизм, политика импортозамещения) и открытый рынок (свободная торговля, единый рынок, глобализм). Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки и соответствует национальным интересам на разных этапах развития национальной экономики. Применение защитных мер позволяет наращивать национальное товаропроизводство до уровня конкурентоспособности на внешних рынках, после чего возникает необходимость открытия границ торговли в интересах окрепшего бизнеса.
В теории и на практике применяются разные классификаторы нетарифных мер - национальные и международные. Наиболее известна классификационная схема ЮНКТАД (ее также применяет ВТО, Всемирный банк и другие международные организации) включающая 16 разделов с уровнями от А до Р. Каждый раздел включает подгруппы отдельных видов нетарифных мер.
Правовая система РФ регулирования внешней торговли прошла долгий путь от Указа Президента РСФСР 1991 года до Федерального закона 2003 года. В законе №164-ФЗ также прописаны мероприятия по содействию развития внешнеторговой деятельности и формирования торговой политики через концепцию и стратегию развития торговых отношений. Внешняя торговля относится к лицензируемым видам деятельности. По российскому праву рассмотрением заявок на получение лицензий занимается Министерство промышленности и торговли РФ, в то время как лицензиаром выступает Министерство экономического развития РФ.
В связи с ухудшением внешнеполитической обстановки и применения в отношении к России политики санкций Правительство РФ ввело контрсанкции, разработало программу импортозамещения и стратегии развития отдельных товарных отраслей. Также при осуществлении самостоятельной торговой политики Россия должна придерживаться взятых на себя обязательств в рамках участия в ВТО и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Наша страна лишена самостоятельного права по заключению соглашений о зонах свободной торговли. Также в ведении ЕАЭС находится рассмотрение споров участников относительно барьеров на пути движения товаров, услуг и капитала.
Экспортерам при заключении международных договоров необходимо учитывать особенности международного права - стран, с контрагентами которых, эти договора заключаются. Для отдельных видов товаров (прежде всего сырьевых) необходимо придерживаться типовых форм договора (проформ). Их применение значительно повышает надежность договора и убирает часть административных и технических барьеров ведения торговли.
Вступление России в ВТО в 2012 году повлекло за собой не только возможности требовать открытия рынков и границ для российских товаров, но и необходимость соблюдать установленные ВТО правила. Необходимость выполнения правил ВТО неминуемо влечет за собой подозрения в их нарушении со стороны РФ и ее предприятий-экспортеров.
В отношении РФ подано 8 исков со стороны ЕС, Японии и Украины. В свою очередь РФ подала 6 исков против ЕС и Украины. По действиям США в 2018 году, связанных с ограничениями импорта стального проката и изделий из алюминия проводятся консультации России и ВТО. В тяжбах между Россией и ЕС пока преимущество у ЕС. ВТО в двух случаях принял сторону ЕС и в одном из них назначил выплату солидной (1,4 млрд. евро) компенсации в пользу ЕС. По российским искам дела только рассматриваются без вынесения даже первичного решения, не говоря уже о последующих аппеляциях. Данная практика вызывает серьезную обеспокоенность в руководстве страны и разговоры о возможном выходе России из ВТО из уст политиков федерального уровня.
Анализ мировой практики применения нетарифных мер показал, что наиболее развитые страны предпочитают использовать технические меры (США), в то время как менее развитые страны - нетехнические меры и меры воздействия на экспорт (страны Африки, Азии и Ближнего Востока). В отношении российских товаров в последние годы наблюдается значительный рост случаев применения защитных нетарифных мер и, прежде всего, санитарно и фитосанитарных, административных мер и специальных защитных пошлин. Сама Российская Федерация для защиты национальных интересов также активно применяет введение квот, использует санитарные и фитосанитарные меры для ограничения ввоза товаров из ряда стран, в том числе и по политическим причинам.
По нашему мнению, ухудшение глобальной экономической обстановки повлечет в ближайшие годы повышение роста роли нетарифных мер как действенного инструмента защиты национальных товаропроизводителей. Санкционные войны России и стран Запада (прежде всего, ЕС и США) существенно снизили объемы внешней торговли России с остальным миром, но при этом роль внешней торговли в ВВП страны сохранилась. Доля чистого экспорта в ВВП за последние пять лет не опускалась ниже 5,19% (2016 г.). Произошли существенные изменения в структуре стран-партнеров России по внешней торговле. Выросла роль Китая, Индии и стран ШОС, существенно снизились доли Италии, Франции, Польши, Нидерландов. Германия остается надежным торговым партнером среди западноевропейских стран. Изменилась также и товарная структура внешней торговли. Ощутимо выросли доли продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, химической промышленности, металлургии, машиностроения. Все это явилось следствием воплощения программы импортозамещения и эффективного использования нетарифных мер регулирования.
В работе были рассмотрены современные подходы к анализу эффективности влияния нетарифных мер регулирования на внешнюю торговлю и благосостояние страны. К проблеме оценки эффективности можно отнести следующие обстоятельства. Первое - нетарифные меры являются трудноизмеримой величиной и для их количественной оценки приходиться использовать методы эконометрики. Исходной информацией при этом служат опросы представителей бизнеса и бизнес-сообществ. Зачастую их оценки субъективны и искажают картину, поэтому в модели оценки приходится вводить корректирующие показатели - фиктивные величины, чтобы результат применения модели отвечал требованиям научной достоверности и логичности. Второе - проведение опросов довольно сложная и дорогая процедура, зачастую недоступная массовому исследователю. Поэтому данные по нетарифным мерам обновляются нерегулярно. Третье - многие из нетарифных мер малозаметны для стороннего наблюдателя. Их можно обнаружить по последствиям для движения товаров и услуг, спустя какое то время после введения, но вид и вклад конкретной меры все равно сложно выявить. Четвертое - каждое исследование эффективности носит индивидуальный характер к странам - объектам исследования. Сопоставление стран между собой в рамках разных проведенных исследований зачастую невозможно.
Передовые позиции в исследовании эффективности нетарифных мер принадлежат зарубежным ученым. Отечественные исследования единичны, а методологией копируют последние зарубежные разработки.
Наиболее важными группами экспорта для российской экономики после топливно-энергетических товаров являются: металлы и изделия из них; химическая продукция; продовольствие и продукция сельского хозяйства; машины и оборудование. Развитие экспорта по данным группам товаров является приоритетным направлением развития российской экономики. По всем этим направлениям в мире активно применяются нетарифные меры защиты. От России требуется внимательно следить, чтобы эти меры соответствовали требованиям ВТО и региональных торговых союзов стран - импортеров российских товаров. При несоответствии необходимо последовательно добиваться отмены этих мер и выплаты компенсации. Как показывает практика по иску ЕС к России - это возможный из благоприятных исходов. Соответственно, надо добиваться схожего вердикта по российским искам в ВТО.
На рынке металлов Российская Федерация должна оказывать активную административную помощь своим экспортерам. Возросшая конкуренция с КНР и Индией может быть частично разрешена переговорами и исками к этим странам по скрытой поддержке в демпинге через заработную плату работников отрасли. Необходимо активно отстаивать интересы отечественной металлургии в вопросе об импортных пошлинах введенных США в 2018 году. В сельском хозяйстве необходимо перенимать опыт ЕС по субсидированию отрасли в рамках правил ВТО. Методы «янтарной корзины» уже являются сомнительными и необходимо активно применять методы «зеленой корзины», а использование санитарных и фитосанитарных мер постоянно подвергаются расследованиям с позиции правомочности введения. К тому же эти меры могут быть оспорены в арбитраже ВТО не в пользу России. Введенные контрсанкции действенный инструмент поддержки, но он будет постоянно испытываться на прочность в ходе переговоров с ЕС и вполне возможно будет отменен. Продукция российского машиностроения конкурента на мировом рынке, однако, в отличие от металлургических концернов и предприятий химической промышленности, отечественные машиностроители имеют малый опыт выхода на него. Применение государства как посредника при поставке техники на мировой рынок (как это происходит в сельском хозяйстве) возможно в ограниченном объеме. Однако, государственная помощь отрасли необходима и, прежде всего, для снятия санкций и отмены нетарифных мер против российских товаров. Необходима методологическая помощь предприятиям готовым выйти на мировой рынок: разъяснение правил и деловых обычаев стран-импортеров; организация выставок и форумов; продвижение брендов, в т.ч. «сделано в России», активная помощь торговых представительств России за рубежом.
В целом по экономике Российской Федерации в ближайшие несколько лет необходимо определиться со стратегией в торговой политике и степени вовлеченности национальной экономики в глобальную. Исходящие сигналы от политиков высокого уровня противоречивы и скорее говорят об отсутствии общей стратегии. С одной стороны Россия активно развивает Евразийский экономический союз, которому передаются значительные полномочия в формировании торговой политики, с другой стороны программы и стратегии, разрабатываемые в рамках министерств , требуют большей самостоятельности России в создании зон свободной торговли и участия в других (не ЕАЭС) торговых союзах и соглашениях. Выбранная национальная стратегия позволит эффективней настроить систему нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Подобные работы
- Анализ влияния нетарифных мер регулирования на импорт бакалейной группы в России и Китае
Курсовые работы, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Нетарифные меры регулирования во внешнеторговой деятельности
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЕАЭС
Диссертация , мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Цели и содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности, Московский финансово-юридический университет)
Курсовые работы, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ИНСТИТУТ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И
РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Влияние нетарифных мер на развитие международной торговли
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2018 - Таможенно-тарифное регулирование как фактор развития внешнеэкономической деятельности
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



