ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение 4
Глава 1. Франчайзинг как форма сотрудничества и интеграции в сфере малого и среднего бизнеса 7
1.1 Генезис, эволюция и тенденции развития франчайзинговой системы
отношений 7
1.2 Экономическое содержание и основные виды франчайзинга 14
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинговой системы ведения бизнеса
Глава 2. Основные тенденции и особенности использования франчайзинга в
России и за рубежом 30
2.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке 30
2.2. Особенности развития франчайзинга в регионах страны 40
2.3. Социально - экономическая характеристика франчайзинга за рубежом
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования франчайзинговой деятельности в сфере российского малого бизнеса 61
3.1. Риски осуществления франчайзинговой деятельности и возможные пути их минимизации 61
3.2 Перспективы развития и совершенствования франчайзинга в России .. 72
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения
Глава 1. Франчайзинг как форма сотрудничества и интеграции в сфере малого и среднего бизнеса 7
1.1 Генезис, эволюция и тенденции развития франчайзинговой системы
отношений 7
1.2 Экономическое содержание и основные виды франчайзинга 14
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинговой системы ведения бизнеса
Глава 2. Основные тенденции и особенности использования франчайзинга в
России и за рубежом 30
2.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке 30
2.2. Особенности развития франчайзинга в регионах страны 40
2.3. Социально - экономическая характеристика франчайзинга за рубежом
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования франчайзинговой деятельности в сфере российского малого бизнеса 61
3.1. Риски осуществления франчайзинговой деятельности и возможные пути их минимизации 61
3.2 Перспективы развития и совершенствования франчайзинга в России .. 72
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения
Рыночная экономика предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого и среднего бизнеса. Поиск новых моделей предпринимательской деятельности заставляет обратиться к опыту зрелых и экономически-развитых западных стран. Интеграционные процессы малых предприятий со средним и крупным бизнесом открывают перспективы стабильного и успешного развития малого бизнеса, столь уязвимого на этапе становления. Такая связь дает малым предприятиям неоспоримое преимущество в формировании технологической, управленческой и стратегической сфер бизнеса, а также предоставляет возможность вести предпринимательскую деятельность под известной торговой маркой. Актуальность развития предпринимательской деятельности в России через франчайзинг обоснована также ограниченностью материальных ресурсов, поскольку риск несостоятельности вновь созданного субъекта малого бизнеса в франчайзинговой структуре ниже в десятки раз, что обусловлено отработанными схемами и проверенными методами ведения определенного вида предпринимательства. Однако такой инструмент как франчайзинг часто рассматривается несколько однобоко, и не учитываются все преимущества, которые можно извлечь, внедряя такой тип отношений на более глубоких уровнях взаимодействия бизнеса и государства.
Целью данной работы является исследование франчайзинговой деятельности на российском рынке, обобщение зарубежного и отечественного опыта работы франчайзеров и разработка на этой основе рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности российских предприятий, работающих на условиях франчайзинга.
Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся следующие задачи:
— изучение сущности и основных характеристик делового партнерства в форме франчайзинга;
— проведение исследования зарубежного опыта использования франчайзинга;
— выявление тенденций и особенностей развития франчайзинговых отношений в России;
— изучение специфики франчайзинговых отношений и механизма функционирования франчайзинговых сетей;
— оценка рисков осуществляемая франчайзинговой деятельностью в Российской Федерации;
— совершенствование правового обеспечения развития франчайзинговых отношений в России.
Объектом исследования являются процессы формирования, функционирования и развития франчайзинговых предприятий в Российской Федерации.
Предметом исследования являются франшизно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования франчайзинговых компаний в России.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и функционирования малого и среднего бизнеса, организации франчайзинговой деятельности, а также действующее законодательство Российской Федерации.
В диссертации использованы официальные статистические материалы Российской Федерации.
Практические аспекты организации и развития франчайзинговых сетей исследованы на основе материалов Российской ассоциации франчайзинга; Франчайзингового центра малого бизнеса; компаний, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации и работающих по системе франчайзинга; ресурсов глобальной информационной системы Internet.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа. Обработка статистической информации проводилась с использованием современных компьютерных технологий.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании вопросов, связанных с развитием франчайзинга в России, в разработке механизма формирования системы франчайзинга, а также в усовершенствовании мер правовой поддержки.
Предполагаемыми местами внедрения результатов исследования могут выступить как малые предприятия, реализуя инициативу интеграции со средним и крупным бизнесом, так и средний и крупный бизнес, используя франчайзинговую модель для быстрого и эффективного распространения результатов своей предпринимательской деятельности. Практическая значимость для экономики в целом реализуется в стабильном и эффективном росте числа малых предприятий при поддержке среднего и крупного бизнеса, позволяя снижать риск несостоятельности малых предприятий, одновременно с этим обеспечивая увеличение прибыли и соответственно налогооблагаемой базы компаний - франчайзеров, за счет расширения рынка и увеличения объемов продаж.
Структура магистерской диссертации подчинена основной цели и задачам исследования и включает в себя: введение, основную часть, объединяющую три главы, заключение, список литературы и приложения.
Целью данной работы является исследование франчайзинговой деятельности на российском рынке, обобщение зарубежного и отечественного опыта работы франчайзеров и разработка на этой основе рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности российских предприятий, работающих на условиях франчайзинга.
Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся следующие задачи:
— изучение сущности и основных характеристик делового партнерства в форме франчайзинга;
— проведение исследования зарубежного опыта использования франчайзинга;
— выявление тенденций и особенностей развития франчайзинговых отношений в России;
— изучение специфики франчайзинговых отношений и механизма функционирования франчайзинговых сетей;
— оценка рисков осуществляемая франчайзинговой деятельностью в Российской Федерации;
— совершенствование правового обеспечения развития франчайзинговых отношений в России.
Объектом исследования являются процессы формирования, функционирования и развития франчайзинговых предприятий в Российской Федерации.
Предметом исследования являются франшизно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования франчайзинговых компаний в России.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и функционирования малого и среднего бизнеса, организации франчайзинговой деятельности, а также действующее законодательство Российской Федерации.
В диссертации использованы официальные статистические материалы Российской Федерации.
Практические аспекты организации и развития франчайзинговых сетей исследованы на основе материалов Российской ассоциации франчайзинга; Франчайзингового центра малого бизнеса; компаний, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации и работающих по системе франчайзинга; ресурсов глобальной информационной системы Internet.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа. Обработка статистической информации проводилась с использованием современных компьютерных технологий.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании вопросов, связанных с развитием франчайзинга в России, в разработке механизма формирования системы франчайзинга, а также в усовершенствовании мер правовой поддержки.
Предполагаемыми местами внедрения результатов исследования могут выступить как малые предприятия, реализуя инициативу интеграции со средним и крупным бизнесом, так и средний и крупный бизнес, используя франчайзинговую модель для быстрого и эффективного распространения результатов своей предпринимательской деятельности. Практическая значимость для экономики в целом реализуется в стабильном и эффективном росте числа малых предприятий при поддержке среднего и крупного бизнеса, позволяя снижать риск несостоятельности малых предприятий, одновременно с этим обеспечивая увеличение прибыли и соответственно налогооблагаемой базы компаний - франчайзеров, за счет расширения рынка и увеличения объемов продаж.
Структура магистерской диссертации подчинена основной цели и задачам исследования и включает в себя: введение, основную часть, объединяющую три главы, заключение, список литературы и приложения.
Проведенное исследование в данной магистерской диссертации позволило сделать вывод, что франчайзинг предоставляет широкие возможности для развития структуры экономических отношений, интеграции среднего и малого бизнеса, продвижения организаций-производителей и отечественных товаров на внутреннем и международном рынке с целью придания «фирменности» российским товарам и их производителям, формирования дополнительной системы контроля качества продукции, достижения определенного уровня защищенности участников малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест.
В диссертации рассмотрены сущность, история развития, преимущества и недостатки, характерные черты рассматриваемой формы предпринимательской деятельности, а также механизм функционирования франчайзинга, его типология и сферы применения.
Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее пределами.
Проанализировав деятельность франчайзинга в нашей стране можно выделить ряд сложностей, которые препятствуют его развитию. Основными трудностями, франчайзинга в нашей стране, являются: тормозящими продвижение
— несовершенство российского законодательства в этой области;
— низкая государственная поддержка;
— отсутствие заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга;
— низкая популяризация франчайзинга в нашей стране.
В законодательстве РФ на сегодняшний день нет конкретного определения
франчайзинга, а существует только «коммерческая концессия». Еще одной трудностью для возможных франачайзи можно назвать получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. Такого рода заявки большее число банков рассматривают на общих основаниях - с использованием условий программ по кредитованию малого бизнеса.
Если говорить о государственной поддержке развития франчайзинга в нашей стране, то она значительно отстает от развитых стран. Можно отметить низкую активность деятельности. Имеет место проблема скудной информированности предпринимателей обо всех достоинствах и недостатках готового бизнеса, а также осведомленности о том, как можно стать его составной частью. Это не позволяет потенциальному франчайз и сформировать окончательное решение о приобретении франшизы[2,с. 108].
Таким образом, для развития франчайзинга в России, необходимо предпринять следующее меры:
— принять специальное законодательство по использованию
франчайзинга;
— обеспечить законодательную инициативу по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты;
— включить в Правительственную программу поддержки малого предпринимательства систему развития франчайзинга;
— создать систему налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы;
— целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета;
Подводя итог, можно сказать о том, что положительная динамика развития франчайзинга в России все-таки есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг.
В заключение необходимо отметить, что, конечно, существует целый ряд причин, тормозящих развитие франчайзинга в нашей стране, но, несмотря на все выявленные проблемы, он остается самым надежным вариантом организации бизнеса в рыночной системе.
В диссертации рассмотрены сущность, история развития, преимущества и недостатки, характерные черты рассматриваемой формы предпринимательской деятельности, а также механизм функционирования франчайзинга, его типология и сферы применения.
Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее пределами.
Проанализировав деятельность франчайзинга в нашей стране можно выделить ряд сложностей, которые препятствуют его развитию. Основными трудностями, франчайзинга в нашей стране, являются: тормозящими продвижение
— несовершенство российского законодательства в этой области;
— низкая государственная поддержка;
— отсутствие заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга;
— низкая популяризация франчайзинга в нашей стране.
В законодательстве РФ на сегодняшний день нет конкретного определения
франчайзинга, а существует только «коммерческая концессия». Еще одной трудностью для возможных франачайзи можно назвать получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. Такого рода заявки большее число банков рассматривают на общих основаниях - с использованием условий программ по кредитованию малого бизнеса.
Если говорить о государственной поддержке развития франчайзинга в нашей стране, то она значительно отстает от развитых стран. Можно отметить низкую активность деятельности. Имеет место проблема скудной информированности предпринимателей обо всех достоинствах и недостатках готового бизнеса, а также осведомленности о том, как можно стать его составной частью. Это не позволяет потенциальному франчайз и сформировать окончательное решение о приобретении франшизы[2,с. 108].
Таким образом, для развития франчайзинга в России, необходимо предпринять следующее меры:
— принять специальное законодательство по использованию
франчайзинга;
— обеспечить законодательную инициативу по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты;
— включить в Правительственную программу поддержки малого предпринимательства систему развития франчайзинга;
— создать систему налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы;
— целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета;
Подводя итог, можно сказать о том, что положительная динамика развития франчайзинга в России все-таки есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг.
В заключение необходимо отметить, что, конечно, существует целый ряд причин, тормозящих развитие франчайзинга в нашей стране, но, несмотря на все выявленные проблемы, он остается самым надежным вариантом организации бизнеса в рыночной системе.
Подобные работы
- Франчайзинг как форма развития предпринимательства в
регионе (на примере Ставропольского края)
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Франчайзинг как форма развития малого и среднего бизнеса на рынке общественного питания
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Франчайзинг как форма развития предпринимательства в России
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ СЕТИ «КОРЗИНКА»
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА, КАК ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Франчайзинг, как формы маркетинговой деятельности
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА: ОСОБЕННОСТИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МСК-ТурСтеп»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



