ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой 9
1.1. Понятие временной перспективы и образа будущего в
психологической науке 9
1.2. Психологическая характеристика старшеклассников 15
1.3. Особенности временной перспективы и образа будущего у
старшеклассников 21
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение проблемы образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Коррекционно-развивающая программа для старшеклассников
«Мой жизненный путь» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования. Представления человека о будущем, его планы, мечты и устремления занимают одно из центральных мест в его сознании и являются главным ориентиром в выборе и построении жизненного пути. Проблема образа будущего, как интегрального образования, включающего в себя жизненные смыслы, цели и ценности сохраняет свою актуальность уже на протяжении многих лет и требует особого рассмотрения в наши дни. Интерес к изучению данной проблемы обусловлен нестабильностью политических и экономических условий, усложнением социокультурной ситуации, девальвацией традиционных ценностей, что вызывает искажения в системе смысложизненных ориентаций человека, страх перед будущим, которое представляется неопределенным и неконтролируемым. Особенно чувствителен к данным негативным тенденциям подростковый и юношеский возраст, когда личность находится на этапе выбора жизненного пути и построения временной перспективы будущего, что предполагает постановку жизненных целей с опорой на собственные ценности и смыслы.
Само понятие «образ будущего» введено Ф. Полаком в рамках социологических исследований [15] и рассматривается как позитивная модель ожидаемого будущего, большую роль в котором играют категории пространства и времени. В настоящий момент, существует множество теорий, где данное понятие рассматривается в контексте разработки проблемы временной перспективы и психологического времени личности. Так, с позиций таких авторов как К. Левин, Л. Франк, П. Фресс, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, В.И. Ковалев категория «будущего» рассматривается как один из видов направленности временной перспективы, наряду с категориями настоящего и прошлого. С точки зрения других авторов (В. Ленс, Ж. Нюттен, Н.Н. Толстых, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, А.А. Кроник, Е.И. Головаха) само понятие «временная перспектива» подразумевает именно предвосхищение и планирование будущих событий.
В нашей работе мы опирались на определение временной перспективы Ф. Зимбардо: «временная перспектива - это зачастую неосознанное отношение личности ко времени и это процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурироваться ее, придать ей смысл» [18, с. 58]. Также, мы учитывали положения автора о том, существует пять временных ориентаций или типов направленности временной перспективы (позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, будущее, негативное прошлое, гедонистическое настоящее), которые они могут сменяться в течение жизни человека в зависимости от его возраста и обстоятельств [18].
В старшем школьном возрасте особое значение приобретает категория будущего, что связано с проблемой профессионального и личностного самоопределения (И.В. Дубровина, К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Толстых, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург, Е.В. Камнева, И.Р. Зайнагабдинов). При этом, особенно важно, чтобы юноша, в своих представлениях о будущем перешел от мечтаний к построению четких планов, на основе рефлексии прошлого опыта, мотивов и ценностей, устоявшихся интересов, учета внешних обстоятельств и собственных возможностей достижения поставленных целей.
В современных исследованиях (Е.В. Камнева, И.Р. Зайнагабдинов, М.С. Чекалина, О.А. Кожурова, Е.В. Хлыбова) отмечается, что на пути от подросткового к юношескому возрасту в структуре временной перспективы и образа будущего происходят качественные изменения: представления о будущем становятся более отчетливыми и структурированными, возрастает осознанность, ощущаемость течения времени, возникают реалистичные жизненные планы. Другие исследователи приходят к выводам, что образ будущего многих современных старшеклассников отличается размытостью и малореалистичностью, возникает страх перед будущим (Н.Н. Толстых, Н.В. Петрикова, П.И. Арапова, В.Н. Петрова). При этом в данных исследованиях не учитывается направленность временной перспективы, а изучается лишь отношение к будущему, как к наиболее важной временной категории в данном возрасте.
Однако существуют исследования (Чекалина М.С., Малахова Ю.А.), которые указывают на то, что не для всех подростков и юношей наиболее значимой категорией является будущее, могут иметь место и иные типы направленности (настоящее, прошлое), со свойственными им характеристиками, что не соответствует психологическому возрасту юношей. На наш взгляд, такие особенности временной перспективы могут быть обусловлены негативными или размытыми представлениями юношей о будущем, но, в имеющихся исследованиях эта проблема недостаточно раскрыта, в связи с чем, нам представляется актуальным изучить особенности образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
Проблема исследования: каковы характеристики образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой?
Цель исследования: изучить характеристики образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
Объект исследования: образ будущего старшеклассников.
Предмет исследования: образ будущего у старшеклассников с разной временной перспективой.
На основании теоретического анализа проблемы нами была выдвинута гипотеза: Существуют различия в характеристиках образа будущего у старшеклассников в зависимости от типа временной перспективы:
1. Для старшеклассников с типом временной перспективы «гедонистическое настоящее», характерна средняя структурированность и протяженность образа будущего, его положительная эмоциональная окрашенность и ориентация на «достижение успеха».
2. Старшеклассникам с типом временной перспективы «негативное прошлое» («негативный тип») свойственна неструктурированность, средняя протяженность, негативная эмоциональная окрашенность образа будущего, ориентация на «преодоление препятствия» и «фаталистическая позиция».
3. Для старшеклассников, с типом временной перспективы «будущее», будет характерна большая протяженность, структурированность и положительная эмоциональная окрашенность образа будущего, и ориентация на «преодоление препятствий».
4. Для старшеклассников с типом временной перспективы «позитивное прошлое», характерна средняя структурированность, низкая протяженность, положительная эмоциональная окраска образа будущего и ориентация на «достижение успеха».
В соответствии с целью и гипотезами перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по вопросам проблемы образа будущего старшеклассников с разной временной перспективой.
2. Выявить направленность временной перспективы
старшеклассников.
3. Изучить характеристики восприятия психологического времени (прошлого, настоящего, будущего) в старшем школьном возрасте.
4. Выявить статистические различия в характеристиках восприятия времени между группами старшеклассников с разной направленностью временной перспективы.
5. Определить корреляционные связи между показателями направленности временной перспективы и характеристиками восприятия времени.
6. Выделить и описать типы временной перспективы.
7. Выявить статистические различия в показателях образа будущего старшеклассников с разными типами временной перспективы.
8. Разработать коррекционно-развивающую программу для старшеклассников по формированию временной перспективы и образа будущего.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали теоретические положения о направленности временной перспективы Ф. Зимбардо, Дж. Бойда, Подходы к изучению образа будущего во временной перспективе К.А. Абульхановой-Славской, Ж. Нюттена, Е.И. Головахи, Д.А. Леонтьева, М.Р. Гинзбурга. Положения о характеристиках восприятия времени О.Н. Кузнецов, Л.И. Вассерман. Исследования временной перспективы и образа будущего старшеклассников (И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых, М.Р. Гинзбург). Психологические теории личностного развития в ранней юности (Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, И.С. Кон).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были применены следующие методы:
1. Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
2. Эмпирические методы: психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ), метод семантического дифференциала;
3. Методы обработки данных: методы качественного и
количественного анализа эмпирических данных: описательная статистика, расчет средних значений, непараметрический статистический критерий Н- Крускала-Уоллиса, непараметрический метод коэффициент ранговой корреляции r-критерий Спирмена, непараметрический
многофункциональный математический метод ф* - критерий (угловое преобразование Фишера). Статистическая обработка данных проводилась на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0».
4. Интерпретационные методы: структурные методы
(классификация, типологизация), методы представления, обработки и интерпретации данных эмпирического исследования.
Методики, используемые в исследовании: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо предназначенный, для выявления направленности временной перспективы; методика «Семантический дифференциал времени» Л.И. Вассермана, О.Н. Кузнецова для изучения характеристик восприятия времени; свободное описание (сочинение) на тему «Моё будущее».
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов школьным психологам для предотвращения проблем в профессиональном самоопределении старшеклассников и помощи учащимся в формировании позитивного образа будущего и выборе жизненного пути.
База исследования: МОУ «Краснояружская СОШ №2», МБОУ «Гимназия №3» г. Белгород, МБОУ «СОШ №45» г. Белгород. В исследовании приняли участие учащиеся 10-11 классов, в количестве 96 человек, среди которых 32 юноши и 64 девушки.
Временная перспектива - это целостное представление человека о своем прошлом, настоящем и будущем, характеризующееся определенной направленностью, которая, в некоторой мере определяется образом будущего.
Образ будущего - это интегральное образование, включающее в себя жизненные планы, цели и ценности, которое характеризуется определенной протяженностью, эмоциональной окрашенностью, степенью реалистичности и структурированности.
Особо важным периодом для формирования временной перспективы и образа будущего является старший школьный возраст. Одними из новообразований этого возраста являются жизненный план личности и направленность на будущее. Сформированный образ будущего у старшеклассника предполагает не только направленность личности на будущее и наличие общих представлений о нем, но и представленность жизненных планов, целей, определенную степень осознанности и реалистичности (М.Р. Гинзбург, Н.Н. Толстых, Е.Б. Быкова). У современных старшеклассников образ будущего сформирован недостаточно четко (Н.Н. Толстых, П.И. Арапова, В.Н. Петрова, Н.В. Петриква), что может повлечь за собой изменения в направленности и характеристиках временной перспективы, это мы и попытались выявить в нашем исследовании.
На первом этапе исследования мы изначально определили направленность временной перспективы старшеклассников. Было выявлено, что большинство учащихся ориентированы на «позитивное прошлое» (43%), практически равное количество старшеклассников имеют временную ориентацию на «гедонистическое настоящее» (24%) и «будущее» (21%), а меньшее число учащихся ориентированы на «негативное прошлое» (10%) и «фаталистическое настоящее» (2%).
Далее, мы изучили характеристики восприятия психологического времени (прошлого, настоящего, будущего) в старшем школьном возрасте.
В ходе изучения было выявлено, что большое значение для учащихся имеет категория будущего; в целом, восприятие времени характеризуется эмоциональной окрашенностью, слабой структурированностью и ощущаемостью.
Далее, нами был проведен анализ различий между группами старшеклассников с разной направленностью временной перспективы по показателям восприятия психологического времени. В ходе анализа были выявлены статистические различия по показателям структуры и эмоциональной окраски всех категорий времени.
Затем, нами были выявлены корреляционные связи между показателями направленности временной перспективы и характеристиками восприятия времени. По всем показателям используемых методик было обнаружено 24 значимые корреляционные связи, из них 13 положительных (прямых) и 11 отрицательных (обратных) корреляционных связей.
Результаты анализа различий и корреляционных связей позволили нам выделить и описать 4 типа временной перспективы. Первый тип назван «негативное прошлое» или «негативный тип». Старшеклассники этой группы имеют низкий уровень структуры времени, негативное эмоциональное отношение ко всем категориям времени и воспринимают свое настоящее и будущее как незначительное. Второй тип - «гедонистическое настоящее». Характеризуется положительным отношением к настоящему и прошлому, но слабой ориентацией на будущее, невысокой способностью к планированию и ярко выраженной ориентацией на настоящее. Третий тип - «будущее». Старшеклассники этой группы положительно относятся к своему прошлому и будущему; имеют высокие показатели структуры и ощущаемости настоящего и будущего времени. Четвертый тип - «позитивное прошлое». Характеризуется положительным эмоциональным отношение ко всем категориям времени, при этом недостаточным уровнем структуры и ощущаемости будущего времени.
На втором этапе исследования нами был проведен анализ различий в характеристиках образа будущего между группами старшеклассников с разными типами временной перспективы. В ходе сравнительного изучения было выявлено, что существуют статистические различия в характеристиках образа будущего у старшеклассников с разной временной перспективой. Для школьников с направленностью на будущее, характерна более высокая структурированность и протяженность, а также положительная эмоциональная окраска образа будущего. Для старшеклассников с типом временной перспективы «гедонистическое настоящее», характерна средняя структурированность и средняя протяженность образа будущего, его положительная эмоциональная окрашенность. Для учащихся с типом временной перспективы «позитивное прошлое» характерная также положительная эмоциональная окрашенность и средняя структурированность образа будущего, но низкая протяженность. Юношам с типом временной перспективы «негативное прошлое» («негативный тип») свойственна неструктурированность, средняя протяженность, негативная эмоциональная окрашенность образа будущего.
В связи с тем, что малое количество учащихся имеют благоприятный для данного возраста тип временной перспективы «будущее» (21%), а при остальных типах образ будущего у старшеклассников сформирован недостаточно четко, нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Мой жизненный путь», цель которой - развитие временной перспективы и позитивного образа будущего.
Таким образом, в ходе исследования нами выполнены все поставленные задачи, достигнута его цель, подтверждена гипотеза.
1. Абульханова, К.А., Березина, Т.Н. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. — С. 137-144.
3. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. — СПб.: Питер, 2007. — 271 с.
4. Арапова, П.И. Образ будущего и выбор жизненного пути в
юношеском возрасте / П.И. Арапова // Вестник Православного Свято¬Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика.
Психология, 2015. — № 1 (36). — С. 122-129.
5. Арапова, П.И. Выбор жизненного пути старшеклассников как социально-педагогический феномен / П.И. Арапова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, 2013. — № 3. — С. 77-85.
6. Балашова, Е.Ю., Микеладзе, Л.И. Особенности временной перспективы при нормальном старении и депрессиях позднего возраста // Психологические исследования, 2015. — Том 8. — № 39. — С. 3.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс - М.: Прогресс, 1986. — 227 с.
8. Быкова, Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепция личности: автореф. дисс. канд. психол. наук / Е.Б. Быкова - Санкт-Петербург, 2003. - 24 с.
9. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии, 1994. — № 3. - С. 43-52.
10. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е И. Головаха, А.А. Кроник. — Киев: Наукова думка, 1984. - 130 с.
11. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - 208 с.
12. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
13. Дубровина, И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение,
1991. — 303 с.
14. Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1989. - 168 с.
15. Желтикова, И.В. Образ будущего в интерпретации Ф. Полака / И.В. Желтикова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал www.sisp.nkras.ru), 2013. — №3(23).
16. Ждан, А.Н. История психологии. Период открытого кризиса (10-е - 30-е гг.): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина. — М: Изд-во Моск. ун-та,
1992. - 364 с.
17. Зайногабдинов, И.Р. Динамика временной трансспективы в становлении образа «Я» подростка: автореф. дисс. канд. психол. наук / И.Р. Зайногабдинов. — Москва, 2007. - 26 с.
18. Зимбардо, Ф., Бойд, Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. — СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
19. Камнева, Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе Я субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): автореф. дисс. канд. психол. наук / Е.В. Каменева. — Калуга, 2002. - 14 с.
20. Канищева, М.А. Образ будущего у студентов с разным уровнем субъективного контроля: дисс. канд. психол. наук / М.А. Канищева - Белгород, 2016. — 190 с.
21. Караваева, Л.П. Особенности представления о будущем в период середины жизни личности у людей с разной временной перспективой / Л.П. Караваева // Человеческий капитал, 2013. — № 4 (52). — С. 23-27
22. Квасова, О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации : автореф. дисс. канд. психол. наук / О.Г. Квасова - М., 2013. - 34 с.
23. Квасова, О.Г. К современному состоянию проблемы временной перспективы личности / О.Г. Квасова // Историческая и социально¬образовательная мысль, 2012. — № 5. — С.137-141
24. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. — Казань: Изд- во Казанского ун-та, 1969. — 258 с.
25. Ковалев, В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анциферовой. — М.: Наука, 1988. — С. 216-230.
26. Кожурова, О.А. Особенности оценки переживания времени подростками / О.А Кожурова // Вестник самарской гуманитарной академии. Серия «психология», 2010. — №1. — С. 31-38.
27. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.,
Просвещение, 1989. - 256 с.
28. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
29. Кузнецов О.Н., Алехин А.И., Самохина Т.В., Моисеева Н.И. Методические подходы к исследованию чувства времени у человека / О.Н. Кузнецов, А.И. Алехин, Т.В. Самохина, Н.И. Моисеева // Вопросы психологии, 1985. — № 4. — С. 140-144.
30. Кузнецов, О.Н., Вассерман, Л.И. Семантичский дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах: пособие для психологов и врачей / О.Н. Кузнецов, Л.И. Вассерман, В.А. Ташлыков, М. Тейверлаур, К.Р. Червинская, О.Ю. Щелкова. - СПб., 2005. - 27 с.
31. Курденко, А.Н., Личностные особенности и становление временной перспективы личности /А.Н. Курденко // Наука XXI века: проблемы и перспективы, 2015. — № 1 (3). — С. 54-58.
32. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии, 2001.- № 1.- С. 57-65
33. Макарычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И. Макарычева. - СПб.: Речь, 2008. - 192с.
34. Малахова, Ю.А. Психологические особенности временной перспективы старших подростков / Ю.А. Малахова // Экспериментальные исследования в психологии. ЕГУ, 2016. - С. 150-156.
35. Махиева, Л.Х. Временная перспектива трансцендентного будущего / Л.Х. Махиева // Современные исследования социальных проблем, 2012. — №6. — С.3-12.
36. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 9-е изд. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с.
37. Наследов, А.Д. Математические методы психологических исследований. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
38. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — 608 с.
39. Петрова, В.Н. Динамика образа будущего в подростковом возрасте / В.Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. 2014, №41. — С. 36-41.
40. Петрова, В.Н. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации / В.Н. Петрова // Сибирский психологический журнал, 2013. — № 18. — С. 140-143.
41. Петрикова, Н.В. Особенности строения образа будущего современных старшеклассников / Н.В. Петрикова // Современная наука, 2015. — № 4. — С. 76-78.
42. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
43. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
44. Рязанова, Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. / Д.В. Рязанова. — М.: Генезис, 2003. — 138 с.
45. Спиридонова, И.А. Временная трансспектива субъекта: влияние возраста и раннего предметного обучения: автореф. дисс. канд. психол. наук / И.А. Спиридонова. — М., 2002. - 19 с.
46. Толстых, Н.Н. Время думать о будущем / Н.Н. Толстых // Мир психологии. 2013, — № 2 (74) — С. 96-108.
47. Толстых, Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего / Н.Н. Толстых // Психологическая диагностика, 2005. - № 3. - С. 77-94.
48. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю.В. Тюшев. — СПб.: Питер, 2009. — 160 с.
49. Хлыбова, Е.В. Особенности представлений о будущем у подростков // Вестник ТГУ, 2014. — №9. — С. 242-245
50. Чадаева, К.Д. Образ будущего в разных возрастах / К.Д. Чадаева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2013. - № 2. - С. 294-305.
51. Чекалина, М.С. Особенности временной перспективы в юношеском возрасте / М.С. Чекалина // Развитие человека в современном мире: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2011. - С. 234-240
52. Чекалина, М.С. Планирование как компонент образа будущего / М.С. Чекалина // Профессиональные представления, 2016. - № 1(8). - С. 29¬34.
53. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
54. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. - 342 с.
55. Яничев, П.И. Субьективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте / П.И. Яничев // Наш проблемный подросток: учебное пособие. — СПб.: Союз, 1999. - С. 50-60