ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВО¬ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Содержание финансово-хозяйственной деятельности и 6
оценка эффективности функционирования бюджетного учреждения
1.2. Особенности организации финансово-хозяйственной
деятельности бюджетных учреждений 11
1.3. Проблемы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в России 15
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО¬ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика
муниципального общеобразовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
2.2. Анализ результатов деятельности муниципального
бюджетного учреждения, использования закрепленного за ним имущества и выполнения муниципального задания
2.3. Планирование результатов финансово-хозяйственной
деятельности МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы
2.4. Мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждений в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Оценка финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений имеет большое значение в сфере финансовой науки. Устойчивость в финансово-хозяйственной деятельности учреждения имеет значительное влияние на уровень оказываемых услуг.
Бюджетное учреждение включается в группу учреждений, которые функционируют в нашем государстве и существуют за счет финансовых ресурсов федерального, регионального и местного бюджета. Хотя современная реальность диктует им условия для развития предпринимательской деятельности и формирования собственных доходных источников для финансирования своей деятельности.
К числу важнейших задач государства относят интеллектуализацию экономики и социальной жизни общества. В данной связи обозначен рост значимости такой сферы, как образование. Процесс развития и модернизации образования - это достаточно важный и сложный процесс. Перед сферой образования стоит в настоящее время ряд важнейших проблем, одной из которых является реформирование процесса финансового обеспечения учреждений, ведущих образовательную деятельность. В данной связи актуальным является рассмотрение процесса по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, зависящее во многом от государства. К системе образования должны предъявляться требования не только со стороны государства, но и со стороны потребителей в виде формирования спроса на образовательные услуги. Именно спрос будет являться основным резервом роста доходов образовательных бюджетных учреждений. Исходя из представленных проблем, тема выпускной квалификационной работы является достаточно актуальной в современных условиях.
Степень научной разработанности определена разработками отечественных и зарубежных ученых. Изучению сущности управления финансовыми ресурсами бюджетной системы посвящены работы таких ученых как: И.С. Букиной, Е.М. Бухвальда, Е.С. Вылковой, В.П. Гоегляда, Л.В. Давыдовой, А.М. Лаврова, В.К. Сенчагова, С.Н. Яшина и других.
Несмотря на достаточно глубокую изученность имеющихся проблем, возникновение новых рисков и кризисов в экономике влечет за собой необходимость проведения новых исследований по направлению в сфере управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений, совершенствование имеющейся методологии и инструментария.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении теоретического анализа и разработке практических рекомендаций по повышению эффективности управления финансово-хозяйственной деятельностью бюджетного учреждения.
В связи с актуальностью цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание финансово-хозяйственной деятельности и оценки эффективности функционирования бюджетного учреждения .
2. Выявить особенности организации финансово-хозяйственной
деятельности бюджетных учреждений.
3. Определить проблемы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в России .
4. Проанализировать организационно-экономическую характеристику муниципального общеобразовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».
5. Оценить результаты деятельности муниципального бюджетного учреждения, использования закрепленного за ним имущества и выполнения муниципального задания.
6. Провести планирование результатов финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы.
7. Разработать мероприятия по повышению эффективности финансово-
хозяйственной деятельности учреждений в России.
Объектом исследования выступает совокупность экономических и организационных отношений, возникающих в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Предметом исследования являются система и методы организации финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
Теоретическая основа выполненной работы соответствует уровню научно-методологических разработок и практических рекомендаций, которые создают основу для повышения эффективности управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений с использованием научных работ отечественных и зарубежных ученых.
Методологическая основа включает методы по анализу и синтезу теоретических основ исследования, методы по индукции и дедукции научных взглядов ученых исследуемой проблемы, метод выборочного наблюдения, методология анализа динамических рядов и коэффициентный метод расчета.
Информационная основа выполненной работы состоит из официальных статистических материалов, отчетных данных министерств и ведомств и финансовой отчетности муниципального общеобразовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».
Практическая значимость выполненной работы заключается в формировании направлений по повышению эффективности финансовой деятельности бюджетных учреждений, основанных на разработке рекомендаций, позволяющих оптимизировать финансовые ресурсы.
Структура выпускной квалификационной работы составлена в соответствии с определенной целью, обозначенными задачами, имеющимся объектом, предметом и логической последовательностью изложения материала. Структура включает две главы (первая основывается на теоретических исследованиях, а вторая имеет практический аспект), заключение, список литературы и приложения.
По результатам проведенного анализа деятельности за 2015-2017гг. муниципального образовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» получены следующие ключевые выводы:
1) Итоговый показатель нефинансовых активов имеет положительную динамику. Причем, в 2016 году по сравнению с 2015 годом рост составил 30,5 раз, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 18,6%.
2) Итоговый показатель раздела «Финансовые активы» в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизился в 52 раза, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом рост зафиксирован на 20,4%.
3) По разделу «Обязательства» отмечаются следующие изменения в динамике за исследуемый период: статья «Прочие расчеты с кредиторами» является единственной в данном разделе, включает подстатью «Расчеты по средствам, полученным во временное пользование» и соответствует итогу данного раздела. Динамика в 2016 году по сравнению с 2015 годом положительная и характеризует увеличение в 3,4 раза, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом снижение на 49,1%, то есть примерно в 2 раза, что является положительной характеристикой финансово-хозяйственной деятельности учреждения по данному разделу.
4) По разделу «Финансовый результат» отмечены следующие изменения: статья «Финансовый результат экономического субъекта» увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом в 2,7 раза, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 23,8%. Снижение не является значительным, но имеет место для результатов дальнейшего развития учреждения.
Подводя общий итог, отметим изменения по итоговому результату изучения баланса, который в динамике изменился в 2016 году по сравнению с 2015 годом с положительным результатом, составляющим прирост в 2,7 раза, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом с отрицательным результатом, составляющим прирост, равный -26,2%. Отрицательный прирост отмечается с более низкими темпами, чем положительный 2016 года, но имеет место для перспективы развития и функционирования учреждения в плановом 2018 году и 2019-2020 годах.
Проведенная оценка динамики отчета о финансовых результатах деятельности МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» за 2015 -2017 годы позволила определить следующие ключевые выводы:
1. Общая сумма доходов возросла на 4557,5 тыс. руб. или на 16,8%. Данный рост обеспечен в полной мере ростом доходов от оказания платных услуг на 100,0%, с объемом финансовых ресурсов 29335,0 тыс. руб. Что касается прочих доходов, то их значение за период исследования снизилось в 11 раз и прирост таких статей как «Иные трансферты» на 100,0% и «Иные прочие доходы» на 100,0% не имел существенного влияния на отрицательную динамику общей суммы прочих доходов.
2. Общая сумма расходов имела тенденцию снижения за период исследования на 19,9%. Данный факт произошел за счет снижения расходов на социальное обеспечение в 11 раз, суммы прочих расходов в 46,5 раз и расходов по операциям с активами в 2,5 раза. На отрицательную динамику расходов не оказали влияние такие статьи как оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда с приростом на 8,7% и приобретение работ и услуг с приростом на 125,5%.
3. Чистый операционный результат имеет положительную тенденцию с приростом в 2017 году на 9986,9 тыс. руб. или 100,0% по сравнению с отрицательным значением 2016 года.
Функционирование бюджетных учреждений осуществляется на основе планирования результатов финансово-хозяйственной деятельности, которое проведено на примере МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» на 2018 и плановый период 2019-2020 годы. Планирование произведено в разрезе поступлений и выплат учреждения, по поступлению и выбытию средств по субсидиям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, по поступлению и выбытию финансовых ресурсов по субсидиям, предоставляемым в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БКРФ, по показателям выплат на закупку товаров, работ, услуг, по расходам на оплату труда сотрудников и страховым взносам на обязательное социальное страхование, по расходам на уплату налогов, сборов и иных платежей, по оплате услуг связи, коммунальных услуг, по оплате работ, услуг по содержанию имущества, по оплате прочих работ, услуг, по расходам на приобретение основных средств, материальных запасов.
Выявленные тенденции по эффективности финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» на основе анализа финансовой отчетности, определили необходимость:
- рассмотреть муниципальную Программу «Развитие образования Белгородского района на 2014-2020 годы» с детальным анализом по Подпрограмме «Развитие общего образования»;
- сформировать мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»;
- рассмотреть мероприятия по выполнению Программы и модернизации процесса развития системы общего образования в районе.
На наш взгляд, рассмотренный круг вопросов, позволит в перспективе повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений исследуемой отрасли.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12. 1993 [Текст]: офиц. текст. - М.: Собрание
законодательства Российской Федерации, 2014. - 63 с.
2. Анциферов, С.А., Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств [Текст] / К.Ю. Андреев, Т.Ю. Шидловская // Финансовое право. - 2016. - №3. - С. 22 -28.
3. Арбатская, Ю.В. Проблемы реализации принципа эффективности в бюджетном праве [Текст] / Ю.В. Арбатская // Академический юридический журнал. - 2013. - №1 (51). - С. 30-35.
4. Артюхин, Р.Е. Казна и бюджет [Текст]: учебное пособие / Р.Е. Артюхин и др., отв. ред. Д.Л. Комягин. - М.: Наука, 2014. - 501 с.
5. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система [Текст]: Учебник для
бакалавриата и магистратуры / А.А. Беленчук, И.В. Криворогов - М.:
Издательство "Юрайт". - 2016. - 780 с.
6. Ахокас, И.И. Об оценке эффективности использования бюджетных средств [Текст] / И.И. Ахокас, А.Н. Гехт // Финансы. - 2012. - №4. - С. 8 - 11.
7. Ашмарина, Е.М. Финансовое право [Текст]: Учебник для
академического бакалавриата / Е.М. Ашмарина. - М.: Юрайт. - 2017. - 520 с.
8. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник / Л.Е. Басовский. - 2017. - 520 с.
9. Березкин, Д.И. Государственная программа развития образования как инструмент повышения результативности и эффективности бюджетного финансирования высшего образования [Текст] / Д.И. Березкин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №8-2 (61-2). - С. 101-105.
10. Берзон, Н.И. Финансы [Текст]: Учебник для бакалавров / Н.И. Берзон. - М.: Юрайт. - 2016. - 580 с.
11. Болтинова, О.В. К вопросу о повышении эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации [Текст] / О.В. Болтинова // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - №3. - С. 34-39.
12. Бойко, Н.Н. К вопросу об определении понятия эффективности использования бюджетных средств [Текст] / Н.Н. Бойко // Финансовое право. - 2014. - №1. - С. 23-32.
13. Вершило, Т.А. К вопросу о правовых проблемах эффективного использования бюджетных средств [Текст] / Т.А. Вершило // Финансовое право. - 2013. - №12. - С. 56-62.
14. Гаджиев, Р.М. Проблемы развития финансово-правовой мысли России 17-18 вв. [Текст] / Р.М. Гаджиев // Финансовое право. - 2007. - №3. - С. 7-10.
15. Гетьман, В.Г. Международные стандарты финансовой отчетности [Текст]: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / В.Г. Гетьман. - 2017. - 310 с.
16. Гильманов, Э.М. О роли бюджетных расходов в системе экономической безопасности Российской Федерации [Текст] / Э.М. Гильманов // Финансовое право. 2007. №7. С. 9-12.
17. Глущенко, В.В. Страховой механизм финансирования в образовании [Текст] / В.В. Глущенко, И.И. Глущенко // Инновационная наука. - 2016. - №2-1 (14). - С. 86-88.
18. Голубев, А.В. Юридическое выражение результативности и эффективности использования бюджетных средств [Текст] / А.В. Голубев // Финансовое право. - 2013. - №2. - С. 45-49.
19. Горбунова, О.Н. Правовые основы государственных и муниципальных расходов[Текст] / О.Н. Горбунова // Финансовое право: учебник 3-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. - 587 с.
20. Григорьев, Л. Проблемы финансового обеспечения сферы образования [Текст] / Л. Григорьев // Бюллетень о сфере образования. - М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2016. - С. 15-23.
21. Долгова, В.Н. Статистика [Текст]: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.Н. Долгова. - М.: Юрайт. - 2017. - 560 с.
22. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия [Текст]: Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: НИЦ Инфра - М. - 2017. - 500 с.
23. Жилкина, А.Н. Финансы [Текст]: Учебник для бакалавров. Гриф МО / А.Н. Жилкина. - М.: Юрайт. - М. - 2016. - 580 с.
24. Караваев, А.В. Российское образование: финансирование, развитие, конкурентоспособность [Текст] / А.В. Караваев, Д.Ю. Ипутатов // Народное образование. - 2016. - №4-5. - С. 9-16.
25. Кирьянова, З.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: Учебник для бакалавров / З.В. Кирьянова. - М.: Юрайт. - 2014. - 320 с.
26. Климович, В.П. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: Учебник / В.П. Климович. - М.: Форум. - 2017.- 660 с.
27. Лисицына, Е.В. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник / Е.В. Лисицына, под ред. К.В. Екимова. - М.: НИЦ Инфра - М. -2017. - 580 с.
28. Литягин, Н.Н. Бюджетное право [Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Литягин. - М.: Вузовский учебник НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 500 с.
29. Лопаткина, А.Е. Структура ущерба от подушевого финансирования в образовании [Текст] / А.Е. Лопаткина // ЭКО. - 2014. - №8. - С. 176-182.
30. Макконнелл, К.Р. Экономикс. Принципы, проблемы и политика [Текст]: Учебник / К.Р. Макконелл. - М.: Инфра - М. - 2017. - 1010 с.
31. Мастеров, А.И. Программно-целевое планирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов [Текст] / А.И. Мастеров // Финансы и кредит. - 2015. - №48. - С. 22-34.
32. Мастеров, А.И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стимулирования экономического роста в России [Текст] / А.И. Мастеров // Финансы и кредит. - 2018. - №5. - С. 67-78.
33. Мельник, М.В. Теория экономического анализа [Текст]: Учебник для бакалавриата и магистратуры / М.В. Мельник. - 2016. - 280 с.
34. Молчанова, О.П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций [Текст]: Учебник для бакалавров и магистратуры / О.П. Молчанова. - М.: Юрайт. - 2017. - 480 с.
35. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: Инфра-М. - 2017. - 320 с.
36. Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации [Текст] / Н.А. Поветкина // Финансовое право. - 2015. - №3. - С. 16-23.
37. Подъяблонская Л.М. Проблемы повышения эффективности государственных расходов в России [Текст]: Монография / Л.М. Подъяблонская, Е.П. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2011. - 111 с.
38. Полухина, М.Г. Проблема привлечения молодых специалистов сферы образования в сельскую местность [Текст] / М.Г. Полухина, В.И. Савкин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - №2. - С. 45-59.
39. Поляк, Г.Б. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: Учебник для бакалавров / Г.Б. Поляк. - М.: Проспект. - 2016. - 600 с.
40. Пономарева, К.А. Неэффективное использование бюджетных средств по законодательству России и Германии [Текст] / К.А. Пономарева // Юрист. - 2013. - №13. - С. 43 - 46.
41. Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.Е. Румянцева. - М.: Юрайт. - 2016. - 460 с.
42. Савицкая, Г.В. Экономический анализ [Текст]: Учебник - 14-е изд. перераб. и доп. / Г.В. Савицкая. - М.: НИЦ Инфра - М. - 2017. - 560 с.
43. Самсонов, Н.Ф. Управление финансами. Финансы предприятий [Текст]: Учебник / Н.Ф. Самсонов. - М.: Инфра - М. - 2017. - 500 с.
44. Самылин, А.И. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник / А.И. Самылин. - М.: Инфра - М. - 2017. - 820 с.
45. Семенова, Н.Н. Бюджетная политика России и неоиндустриализация: современные реалии [Текст] / Н.Н. Семенова // Финансы и кредит. - 2018. - №1. - С. 52-59.
46. Соколов, И.А. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ [Текст] / И.А. Соколов // Финансовый журнал. - 2014. - N 2. - С. 15-22.
47. Слободняк, И.А. К вопросу о сущности категории "эффективность" [Текст] / И.А. Слободняк, А.О. Таровых // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 18,19.
48. Тетушкин, В.А. Анализ финансового обеспечения сферы
образования в условиях экономического кризиса: российская и
международная практика [Текст] / В.А. Тетушкин // Финансовый менеджмент. - 2017. - №1. - С. 94-104.
49. Тропская, С.С. Понятие «финансы» и предмет финансового права в дореволюционной литературе [Текст] / С.С. Тропская // Финансовое право. - 2012. - №11. - С. 6-9.
50. Туманянц, К.А. Оценка эффективности социальных расходов регионов РФ с помощью DEA-метода [Текст] / К.А. Туманянц, Ю.Е. Сесина // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - №1. - С. 67-79.
51. Федорова, Е.А. Оценка качества образования в регионах РФ [Текст] / Е.А. Федорова, С.О. Мусиенко, Ф.Ю. Федоров, О.Ю. Рогов // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - №2. - С. 45-59.
52. Химичева, Н.И. Финансовое право [Текст]: Учебник / Н.И. Химичева. - М.: Норма, НИЦ Инфра - М. - 2016. - 520 с.
53. Шор, Д.М. Роль концессии в повышении результативности бюджетных расходов: проблемы и совершенствование применения (на примере Волгоградской области) [Текст] / Д.М. Шор // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2018. - №2. - С. 2-12.
54. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник / Е.И. Шохин. - М.: Юрайт. - 2017. - 420 с.
55. Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.minfin.ru,свободный.
56. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://elibrary.ru,свободный.