Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №68938

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
415
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1. Пространственные представления: сущность, структура и уровни
формирования 7
1.2. Формирование пространственных представлений в
онтогенезе 16
1.3. Особенности формирования пространственных представлений у
детей с речевыми нарушениями 24
1.4. Анализ методических приемов по развитию пространственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 30
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
2.1. Организация и методы диагностики пространственных
представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 41
2.3. Методические рекомендации по формированию пространственных
представлений у старших дошкольников с речевыми
нарушениями 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


На сегодняшний день трудно переоценить важность сформированного пространственного восприятия, развития пространственно-временных, пространственных, квазипространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве.
Сформированность пространственных представлений определяет развитие дошкольника в целом и его готовность к школьному обучению, что считается одной из главных задач обучения и воспитания дошкольников, и что помогает развивать целостную гармоничную личность. От развития пространственных представлений зависит успешность овладения письмом, чтением и рисованием (А.А. Люблинская, Б.Г. Ананьев, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шимякин, М.В. Вовчик-Блакитная и др.).
Дошкольный возраст - это самый сензитивный период для развития пространственных представлений (Т.А. Мусейибова, Б.Г. Ананьев, Н.Я. Семаго, А.М. Леушина, А.А. Люблинская и др.).
Формирование пространственных представлений является
необходимым элементом для развития речи детей, понимания логико - грамматических структур языка, что важно для подготовки детей к школьному обучению.
Дети, у которых пространственные представления не сформированы, не пользуются в своей речи предлогами, которые обозначают пространственные взаимоотношения людей и предметов. В будущем, когда ребенок овладевает навыками письма, эти трудности приводят к нарушению письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела» ( И.А. Филатова).
Традиционным направлением в системе работы по устранению речевых нарушений и у дошкольников, и у младших школьников, является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений (О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская), так как задержка формирования пространственных представлений и их несформированность характерны для детей с речевыми нарушениями органического генеза.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормотипичных сверстников в воспроизведении двигательных заданий по пространственно¬временным параметрам, наблюдаются нарушения последовательности элементов действий, дети опускают его составные части.
Проблема исследования: совершенствование системы коррекционно-педагогической работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по организации системы коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: условия организации системы коррекционно-педагогической работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
В соответствии с объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования
пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
2. Изучить уровень сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Разработать метод рекомендаций коррекционно - педагогической работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования: работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями будет эффективной при соблюдении следующих условий: принципа комплексного подхода, включения родителей в коррекционно - развивающую деятельность, использование нетрадиционных приемов работы.
Теоретико-методологическая база исследования представлена исследованиями психологов, которые занимались изучением проблемы формирования пространственных представлений у детей, в том числе и детей с нарушениями речи (В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, М.В. Вовчик-Блакитная, Е.Л. Малиованова, И.А. Филатова, Т.А. Мусейибова, Н.Н. Семаго, Н.Я. Семаго); исследованиями, посвященными изучению детей с нарушениями речи (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, И.А. Филатова).
Методы исследования:
1. Теоретические методы, включающие изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, их обобщение и сравнение.
2. Эмпирические методы: педагогический (констатирующий)
эксперимент.
3. Качественный анализ и количественная обработка результатов эксперимента.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Объём выборки составил 24 человека, из которых 12 детей экспериментальной группы с речевыми нарушениями. И 12 детей контрольной группы с нормальным развитием речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель настоящего исследования заключалась в определении сформированности пространственных представлены у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития пространственных представлений. Сформированность пространственных представлений считается необходимым компонентом в активизации речевой деятельности детей, в развитии понимания логико-грамматических структур языка, что является важным моментом в подготовке к школьному обучению.
Дети, у которых наблюдается низкий уровень сформированности пространственных представлений, не пользуются в речи предлогами, которые обозначают пространственные взаимоотношения людей и предметов, так же наблюдаются трудности при овладении письмом и чтением.
Одним из самых распространенных вариантов нарушений речевого развития в детской популяции в настоящее время является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи - это речевые расстройства, при которых у детей наблюдаются нарушения формирования всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
С целью исследования уровня сформированности пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями, нами было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» г. Белгорода.
Объём выборки составил 24 человека, из которых 12 детей экспериментальной группы с речевыми нарушениями. И 12 детей контрольной группы с нормальным развитием речи.
В ходе исследования использовались следующие задания:
I блок. Исследование уровня сформированности умения
ориентироваться в схеме собственного тела.
II блок. Исследование уровня сформированности умения ориентироваться в предметном мире по отношению к собственному телу.
III блок. Исследование уровня сформированности умения ориентироваться в предметном мире.
IIII блок. Исследование уровня сформированности умения ориентироваться на листе бумаги
Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи, обладая полноценными предпосылками для овладения пространственными представлениями, доступными их возрасту, отстают в развитии двигательной сферы, что проявляется в координации, в выполнении движений по словесной инструкции и ориентировке в пространственном направлении. Наблюдаются трудности при определении верха и низа, правого и левого. Отмечаются неточности при определении формы, величины.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у большинства детей с общим недоразвитием речи средний уровень развития пространственных представлений.
Они ориентируются в схеме собственного тела и лица, но испытывают затруднения в определении и назывании их частей относительно друг друга, в дифференциации локализации прикосновения в области лица; не дифференцируют право/лево как на уровне собственного тела и лица, так и при определении расположения предметов относительно себя и друг друга; не всегда правильно определяют и называют предметы, расположенные над/под и между; при ориентировке на листе бумаги испытывают трудности в дифференциации слева/справа.
В то время, как 75% детей контрольной группы продемонстрировали высокий уровень успешности при выполнении предложенных заданий.
В соответствии с анализом результатов исследования нами была предложена коррекционная работа, которая опиралась на работы таких ученых как Е.Л. Малиованова, Н.П. Рудакова, И.А. Филатова.
Нами были выделены следующие направления:
- Формирование восприятия схемы собственного тела.
- Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку.
- Формирование восприятия отношений между предметами и их группами.
- Формирование пространственной ориентировки в объектах, повернутых на 180 градусов.
- Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги.
Мы рассмотрели комплексный подход, т.е. включение воспитателя, физического работника и родителей в работу учителя - логопеда. И предложили как одну из форм совместной деятельности создание лэпбука по развитию пространственных представлений.



1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии.-1968.-№4.-С. 18-28.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ
синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ, 1989. 213 с.
3. Балаева, В. И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития и подготовка их к школе по методике модельного обучения: автореф. дис.канд. пед. наук/ В. И. Балаева. — М.: МГПИ, 2008. —16 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
[Электронный ресурс] / Л.И.Божович. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/733169/
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей: 1 класс: Рабочая тетрадь [Текст] / Н.К.Винокурова, Т.Б.Лифанова. - М.: “РОСМЭН-Пресс”, 2002. -56с.
6. Возрастные особенности психологии детей [Текст] /под ред. Дубровина - Москва:2000. - 182 с.
7. Волкова Ю.А. Интегративный подход к формированию и развития пространственных представлений у младших школьников. Автореф. дисс. к.п.н.. - М., 2004.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский / — М.: Лабиринт, 1999. - 504 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: « Педагогика», 1991 - 532. с.
10. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 89 с.
11. Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 112 с.
12. Гурова, Л.Л. Психология мышления [Текст] / Л.Л.Гурова. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
13. Гуткина, Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития [Текст] / Н.И.Гуткина // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990. -258 с.
14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
15. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. - М.: Академия, 2002.- 273с.
16. Дьяченко, О.М. Что на свете не бывает? [Текст] / О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса - М.: Знание, 2004. - 90. с.
17. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи//Логопед. - 2005. - № 1.
18. Завьялова,Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения младших школьников [Текст] /Т.П.Завьялова, И.В.Стародубцева.-М.:АРКТИ, -2008.-56с. (Начальная школа).
19. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л. А. Венгер и др. - М.: Просвещение, 2006. - 124 с.
20. Кондратьева С.Ю. Профилактика дискалькулии. СПб.: СПбАППО, 2007. -128 с.
21. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова. - М.: Просвещение, 2001. - 178с.
22. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2001. - 224 с.
23. Левина P.E. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение,
1968. -133 с.
24. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. - СПб., 2004.
25. Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М.: Известия АПН РСФСР. -1956.
- Вып. 86. - С. 47-62.
26. Малиованова Е.Л. Формирование грамматических конструкций,
отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи. Автореф. дисс к.пед.н. - М., 2009. - 25 с.
27. Мастюкова Е.М. Дизартрия//Логопедия. - М., 1989 - 2002.
28. Мастюкова, Е.М. Развивающие игры для младших школьников [Текст] / Е.М..Мастюкова.- М.: Просвещение, 1991. -297с.
29. Мусейибова Т.А Ориентировка в пространстве
// Дошкольное воспитание. — 1988.- №8. -С. 17-25.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 210 с:
31. Мухина, B.C. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / B.C. Мухина. - М.: Просвещение, 1998. - 111 с.
32. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн.: Учеб., Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос,2005. - 508 с.
33. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] / А.А.Осипова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. -512 с
34. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М., 2004.
35. Папка дошкольника: Ориентировка в пространстве. - М., 2005.
36. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж.Пиаже. Перев. А.М.Пятигорского. - СПб., 2003. - 192 с.
37. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Уч пос [Текст]28.
38. И.П.Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 399 с.
39. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца и Д.В. Эльконина. - М., 2004. - 374 с.
40. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - Спб.: Речь, 2006. - 688с.
41. Психология личности и деятельности дошкольника [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца и Д.В. Эльконина. - М., 2004. - 374 с.
42. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста [Текст] // Вопр. Психологии. - 1984. - № 4-5.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. -712 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -М., 1973. - 424 с.
45. Рудакова Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи//Логопед. - 2007. - № 5.
46. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.
47. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы//Дефектология. - 2000. - № 1.
48. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей.
- М., 2007.
49. Семенова М.А. ЛЕВОЕ и ПРАВОЕ. - ММ., 2006.
50. Серебрякова Н.В., Парамонова Л.Г. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевыхл расстройств. Л.: Изд-во ЛГ11И им. А.И. Герцена, 1986. - С. 68-73.
51. Сеченов И.М. Психология поведения: избранные психологические труды. - М., 2006.
52. Самоукина, Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы) [Текст] / Н.В. Самоукина. - М., 1992. -215с.
53. Скаткин, М.Н. Школа и всестороннее развитие детей [Текст] / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 2000. - 196с.
54. Соботович Е.Ф., Черопольская А.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы диагностики//Дефектология. - 2004. - № 4.
55. Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных^ представлений у детей с ДЦП. М.: ГНОМ и Д, 2004. - 56 с.
56. Филичева Т.Е., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: ДРОФА, 2009.
- 189 с.
57. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи
в условиях специального детского сада: Учебное пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. [Электронный ресурс]. URL:
http: //pedlib .ru/Books/1/0146/1_0146-1. shtml
58. Хватцев, М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов / М.Е. Хватцев - М: ACT, 2005. - 258 с.
59. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Диссканд. психол. наук. - М., 1983. 220 с.
60. Чиркина, Г.В. Особенности логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - М, Арктика 2003. 241 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ